Кто мешает государству продать акции «Совкомфлота. Тень отца скандала

Уже в марте 2017 года может быть приватизирован пакет акций крупнейшей судоходной компании России - "Совкомфлота". Компания "Совкомфлот", на 100 процентов принадлежащая российскому государству, была названа в январе министром экономического развития России Максимом Орешкиным "первой целью приватизации в 2017 году". Продажа актива может состояться уже в марте или апреле, уточнил замминистра финансов Алексей Моисеев. Таким образом, в компании, история которой уходит в далекие 1970-е годы, может впервые появиться частный инвестор.

"Совкомфлот" был создан более 40 лет назад "как внешнеторговая организация для приобретения судов с привлечением кредитов иностранных банков и для оказания экспортных услуг в области морской транспортировки грузов по всему миру", говорится на официальном сайте компании. Решение об образовании предприятия было принято Совмином СССР в 1973 году.

В 1988 году "Совкомфлот" приобрел уникальный для того времени статус акционерного коммерческого предприятия с правом работать на зарубежных рынках. Учредителями выступили министерство морского флота СССР и советские судоходные предприятия. После распада Советского Союза "Совкомфлот" в 1993 году был преобразован в акционерную компанию. В начале 2000-х она начала активную переориентацию на морскую транспортировку энергоресурсов.

Флот компании в 70-е годы сначала насчитывал два сухогруза. Сегодня это 145 судов, в том числе нефтяных танкеров, газовозов для транспортировки сжиженного природного газа, ледоколов и кораблей морской геофизической разведки. Как сообщил старший аналитик инвесткомпании "Альпари" Роман Ткачук, "по объему танкерных перевозок "Совкомфлот" занимает пятое место в мире". Помимо этого, компания занимается работой на шельфе, в частности, обслуживает нефтегазовые платформы в Арктике.

Говоря о финансовых показателях компании, эксперт заметил, что "в 2015 году чистая прибыль "Совкомфлота" выросла более чем в четыре раза (по сравнению с годом ранее), достигнув отметки в 355 млн долларов. Соответственно, выросли и дивиденды".

Соотношение чистого долга к EBITDA (прибыли до вычета расходов на выплату процентов, налогов и амортизацию. - Ред.) оценивается как приемлемое и составляет 3,5. Данные за 9 месяцев 2016 года менее позитивны: чистая прибыль за этот период в сравнении с аналогичным периодом минувшего года сократилась на 26,8% - до 218,1 млн долларов.

Возглавляют "Совкомфлот" председатель совета директоров Илья Клебанов и гендиректор Сергей Франк. Оба в прошлом занимали высокие должности в правительстве РФ. Клебанов начинал карьеру госслужащего в 90-е годы в Санкт-Петербурге. В 1998 году он стал первым замом губернатора города, а в следующем году переехал в Москву и занял в правительстве Сергея Степашина должность вице-премьера, курировавшего ВПК. Этот пост Клебанов сохранил в правительствах и Владимира Путина, и Михаила Касьянова.

А в 2001 году также получил пост министра промышленности, науки и технологий. На этой должности Илью Клебанова в 2003 году сменил Андрей Фурсенко, а сам Клебанов вернулся в Петербург, став полномочным представителем президента в Северо-Западном федеральном округе. От госдолжностей его освободил в 2011 году тогдашний президент Дмитрий Медведев. В качестве причины был назван переход на новую работу, которой и стал "Совкомфлот" (штаб-квартира компании находится в городе на Неве).

Сергей Франк пришел в "Совкомфлот" на свою нынешнюю должность на семь лет раньше Клебанова - в 2004 году. До этого он в течение восьми лет занимал высокие посты в министерстве транспорта (от замминистра и первого замминистра до министра). В качестве главы Минтранса работал в шести составах Кабмина.

В ходе обещанной приватизации инвесторам будет предложено 25% минус одна акция "Совкомфлота". По мнению экспертов, несмотря на то, что пакет даже не блокирующий, интерес к нему все же будет. "Размещение блокпакета вызвало бы еще больший интерес, но государство не готово терять полный контроль в этом стратегическом активе", - объяснил Ткачук.

По его мнению, заинтересованность могут проявить российские нефтяные компании, "особенно "Роснефть" и "Лукойл", которые хотят вернуться к разработке своих проектов на шельфе Арктики". Получить комментарии относительно возможного участия в приватизации "Совкомфлота" в пресс-службах указанных компаний (равно как "Газпром нефти" и "Новатэка"), не удалось. Роман Ткачук также не исключает участия в сделке итальянского банка Intesa Sanpaolo, который "сотрудничает с российскими властями по вопросу приватизации активов". Банк, в частности, выступил в качестве кредитора в ходе недавней продаже пакета акций "Роснефти".

Начальник управления инвестиционно-банковских услуг "Новой инвестиционной группы" Анна Нагорных полагает, что "ввиду того, что к продаже предлагается миноритарный пакет акций, участие в приватизации интересно в первую очередь финансовым инвесторам, например, РФПИ (Российскому фонду прямых инвестиций. - Ред.) и партнерам фонда, прежде всего из Китая и Ближнего Востока". "Из профильных компаний интерес могут проявить иностранные инвесторы из отрасли, как, например, арабский оператор DP World", - отметила она.

За счет приватизации пакета акций "Совкомфлота" власти планируют пополнить бюджет на 24-30 млрд рублей. По словам Романа Ткачука, такая оценка вполне отражает рыночную стоимость актива и находится "на уровне мировых аналогов". Впрочем, получение денег - не единственная задача. Как подчеркнул министр Орешкин, приватизация также преследует цель роста качества корпоративного управления.

В последнем эксперты сомневаются. Как напомнил старший аналитик "Альпари", контрольный пакет останется в руках государства, "поэтому миноритарии значимо влиять на деятельность компании не смогут". Впрочем, добавил он, если в качестве акционеров придут нефтяники, возможна активизация совместной деятельности на арктическом шельфе.

Приватизация «Совкомфлота» может состояться уже в июне на Московской бирже. По данным Reuters, основной акционер компании в лице государства выступает за привлечение нескольких небольших инвесторов, а не одного крупного стратегического, который мог бы оказывать значительное влияние на управление компанией. В результате сделки правительство рассчитывает получить около 30 млрд руб.


Приватизация 25% минус 1 акции «Совкомфлота» (на 100% принадлежит государству в лице Росимущества) может состояться уже в июне, сообщило со ссылкой на источники в банковских и промышленных кругах. По словам одного из собеседников агентства, новый план продажи госдоли предполагает привлечение широкого круга инвесторов, а не стратегического. По его словам, «стратегический инвестор будет рассчитывать в тот или иной момент на право участия в управлении компанией, в чем сейчас у “Совкомфлота” нет необходимости». В числе возможных инвесторов указываются иностранные компании, но пока источники не раскрывают, кто именно мог бы принять участие в приватизации.

Правительство уже не первый год пытается продать 25% минус 1 акцию «Совкомфлота». Предполагается, что сделка будет комбинированная - продажа госпакета плюс допэмиссия. Новые акции составят 12,5% увеличенного уставного капитала. Еще 12,5% продаст Росимущество. Сделка переносится уже несколько лет и планировалась на весну текущего года. К 2019 году госдоля в «Совкомфлоте» может сократиться до 25% плюс 1 акции. Эти намерения зафиксированы в плане приватизации на трехлетку, одобренном в начале февраля правительством. В 2015 году от этой сделки планировалось выручить 24 млрд руб., но первичное размещение акций компании так и не состоялось. Сейчас правительство рассчитывает выручить за пакет 30 млрд руб.

Четверть полученных средств будет направлена на докапитализацию компании, рассказывал в марте газете «Ведомости» министр экономического развития Максим Орешкин. «Направление части денег в компанию позволит снизить ее долговую нагрузку и стоимость заимствований»,- говорил он. «Объем привлеченных средств будет распределен: 75% - в пользу государства, 25% - в пользу компании»,- уточнил господин Орешкин.

В «Совкомфлоте» “Ъ” сообщили, что «решения об условиях и параметрах приватизации, а также ее сроках являются прерогативой акционера компании».

Отдел бизнеса


Как правительство сформулировало список госактивов для продажи

В повестке приватизации на 2016 год стоит «Совкомфлот» - крупнейшая российская судоходная компания по морской транспортировке углеводородов, обслуживанию шельфовой разведки и добычи нефти и газа в арктических и субарктических условиях. Сейчас 100% ее акций находятся в собственности государства, частным инвесторам планируется продать 25-процентный пакет; пока на рынке фигурирует цифра 24 млрд рублей (около 370 млн долларов), которые можно за этот пакет получить.

Организаторы приватизации по традиции стремятся предложить покупателям долю в довольно привлекательном активе - по крайней мере последние несколько лет динамика финансовых показателей «Совкомфлота» выглядит впечатляюще. Его чистая прибыль в 2015 году увеличилась в 4,2 раза, до 354,5 млн долларов, а объем выплаченных дивидендов вырос в пять раз. Все неплохо у компании и с финансовой устойчивостью: кредитный аналитик ФГ БКС Дмитрий Макаров отмечает, что «Совкомфлот» располагает комфортной для отрасли долговой нагрузкой: отношение чистого долга к EBITDA снизилось до 3,5 по сравнению с 5,3 годом ранее.

Приватизация компании планировалась много лет назад - о продаже доли в «Совкомфлоте» то и дело говорят с 2002 года, однако в силу разных обстоятельств продажа госпакета постоянно откладывалась, в частности из-за неблагоприятных условий на танкерном рынке. Но вот в июле, объявляя итоги приватизации пакета «Алросы», первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что на подходе «Башнефть» и «Совкомфлот». Однако рыночные игроки сомневаются, что пакет «Совкомфлота» будет размещен в текущем году. Пока есть вопросы и к площадке, на которой может состояться продажа. Можно сказать, что сейчас есть некая внутренняя - несомненно, правильная - установка проводить такие сделки внутри страны, на Московской бирже, тем более что, как показало свежее размещение «Алросы», инфраструктура нашей биржи вполне обеспечивает массовый приток средств иностранных инвесторов в российские активы. Однако все основные мировые танкерные компании торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), поэтому не исключено, что пакет будет продан там (или же размещение пройдет на двух площадках сразу).

«Если сделки по приватизации “Алросы”, “Башнефти”, “Роснефти”, ВТБ - это продажа уже публичных компаний, то примерной оценки “Совкомфлота” сейчас нет», - говорит трейдер и основатель аналитического проекта «Аленка Капитал» Элвис Марламов. Константин Юминов , аналитик Райффайзенбанка по химии и транспорту, полагает, что в случае с «Совкомфлотом» требуется классическое IPO, более длительный и регламентированный процесс, чем быстрое SPO «Алросы», тем не менее приватизация возможна уже осенью 2016 года - исходя из стоимости и привлекательности актива. «По сравнению с большими активами 25 процентов “Совкомфлота” продать проще, а танкерный рынок сейчас растет, - отмечает Юминов. - Компания представляет собой уникальный инвестиционный кейс. Кроме того, сама сделка не очень большого масштаба по сравнению, например, с “Роснефтью”, и уже понятна база инв

Москва. 26 августа. сайт - Приватизация ПАО "Совкомфлот" (СКФ) перенесена на 2017 год, сообщает в пятницу газета "Ведомости" со ссылкой на сотрудника Росимущества и федерального чиновника, имеющего отношение к приватизации.

СКФ через Росимущество на 100% принадлежит государству. Правительство РФ в 2016 году рассчитывало продать 25% минус 1 акция судоходной компании. Пресс-секретарь премьер-министра РФ Дмитрия Медведева Наталья Тимакова переадресовала вопрос издания о сроках приватизации "Совкомфлота" представителю Минэкономразвития. Тот сказал, что не располагает подобной информацией, но сообщил, что компания находится в высокой степени готовности к совершению сделки.

По его данным, "ВТБ Капитал" (ВТБК), агент приватизации, должен представить правительству предложения о сроке сделки. Источник газеты, близкий к ВТБК, говорит, что в банке еще не знают о переносе срока приватизации СКФ. В Минтрансе и Минфине не ответили на запрос "Ведомостей". Пресс-службе Росимущества не известно о переносе сроков приватизации "Совкомфлота".

"Решения об условиях приватизации, ее сроках и покупателях - прерогатива акционера", - ответил представитель СКФ. Сотрудник Росимущества сообщил изданию, что в необходимости перенести сделку убеждали менеджеры "Совкомфлота", так как "сейчас не время продавать, рынок на стороне покупателей, к мировым инвестфондам выстраивается очередь".

В июне глава компании Сергей Франк в интервью Bloomberg говорил о первичном размещении акций компании в I квартале 2017 года. Он предлагал, в частности, переждать голосование о выходе Великобритании из Евросоюза: "Важно, чтобы Лондон продолжал функционировать как международный морской узел и не появилось никаких дополнительных препятствий для судоходства". Стоимость компании сильно зависит от подобных внешних факторов, пояснил Франк. Однако в начале июля замминистра транспорта Виктор Олерский заявил, что правительство рассчитывает продать долю в "Совкомфлоте" в 2016 году.

СКФ специализируется на перевозке нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа. Клиенты - крупнейшие нефтегазовые компании РФ: "Роснефть", "Газпром", "НОВАТЭК". Чистая прибыль "Совкомфлота" по МСФО в I полугодии 2016 года в долларах сократилась на 23,3% (до $165,9 млн), выручка - на 9,2% (до $680,2 млн), EBITDA - на 1,9% (до $385,8 млн). В компании это объяснили ослаблением конъюнктуры танкерных перевозок. "В некоторых сегментах танкерного рынка спотовые ставки снизились примерно на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что, безусловно, сказалось на всей отрасли", - прокомментировал ситуацию С.Франк.

Государство думало продать пакет "Совкомфлота" на бирже еще в 2015 году и заработать 24 млрд руб., напоминает издание. Но тогда первичное размещение компании так и не состоялось. Оценка пакета сохранилась на прежнем уровне, говорил в мае министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев.


Приватизация крупнейшей российской судоходной компании ПАО «Совкомфлот» (25% минус одна акция) может состояться не раньше мая 2017 года. Об этом заявил глава Минэкономразвития Максим Орешкин, передает ТАСС.

«Сделка запланирована на первое полугодие, но не в марте и не в апреле», - сказал он.

Министр отметил, что сделка не преследует исключительно цели финансирования дефицита бюджета, а структурирована сложнее – так, в рамках приватизации «Совкомфлота» предусмотрена допэмиссия акций компании.

«Учитывая особенности компании и достаточно высокий уровень долговой нагрузки, мы посчитали приемлемым провести приватизацию, сокращение доли государства в «Совкомфлоте» не только исключительно в пользу государства, но и в том числе за счет допэмиссии, что позволит направить дополнительные ресурсы на развитие компании», - пояснил Орешкин.

Четверть средств, полученных в ходе приватизации «Совкомфлота», будет направлена на докапитализацию компании, добавил министр. «Объем привлеченных средств будет распределен: 75% - в пользу государства, 25% - в пользу компании», - сказал он. При этом привлечение новых инвесторов будет происходить в рамках «открытой процедуры».

«Мы планируем, что средства, которые компания получит, будут использованы на заключения контрактов внутри страны, на покупку новых судов, которые будут способствовать расширению бизнеса. Благодаря этой сделке мы сразу убиваем несколько зайцев: получаем финансирование дефицита бюджета, мы снимаем долговую нагрузку компании, загружаем (мощности – прим.), российские верфи работают на создание новых судов», - отметил Орешкин.

Приватизация «Совкомфлота» планируется уже несколько лет. Государство хотело продать компанию в 2015 году, получив от сделки 24 млрд рублей. Однако продажа не состоялась. "Совкомфлот" стоял и в плане приватизации на 2016 год, но сделка снова была перенесена.

По словам заместителя министра финансов РФ Алексея Моисеева, правительство рассчитывает получить от приватизации судоходной компании около 30 млрд рублей. Основной организатор приватизации – «ВТБ Капитал», помогать ему будет Sberbank CIB.

Как сообщал министр экономического развития РФ Максим Орешкин, приватизация «Совкомфлота» пройдет на Московской бирже.

В настоящее время "Совкомфлот" на 100% принадлежит государству. В плане приватизации госактивов на 2017-2019 годы предусмотрено снижение доли государства в компании до 25% плюс одна акция.

«Совкомфлот» - крупнейшая российская судоходная компания, специализируется на перевозке углеводородов, обслуживании шельфовой разведки и добычи нефти и газа. Собственный и зафрахтованный флот, специализирующийся на транспортировке углеводородов из районов со сложной ледовой обстановкой, включает 146 судов общим дедвейтом 13 млн тонн. Треть судов имеет высокий ледовый класс.

ПАО «Совкомфлот» является управляющей компанией группы «Совкомфлот», куда, в частности, входят СКФ «Арктика» (объединяет судовладельческие компании, деятельность которых связана с обслуживанием российских шельфовых проектов, преимущественно в Арктике) и ПАО «Новороссийское морское пароходство» («Новошип», в составе которого Сочинский морской торговый порт). Акции компании торгуются на Московской бирже.


Теги: