Код вида финансового обеспечения 2 означает. Каждой операции – свой КФО. К балансу учреждения

Нередко медицинские учреждения временно привлекают средства с одного кода вида финансового обеспечения на другой. О том, как такие операции отражаются на счетах бухгалтерского учета и в отчетности, рассказано в статье.

Положениями п. 146 Инструкции № 174н, п. 174 Инструкции № 183н установлено, что операции по заимствованию средств с одного кода финансового обеспечения на другой отражаются посредством счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».

Принятие к учету кредиторской задолженности в сумме средств, полученных учреждением по соответствующему виду финансового обеспечения (деятельности), направленных в пределах остатка средств на лицевом счете бюджетного учреждения на исполнение обязательства, принятого бюджетным учреждением в рамках иного вида финансового обеспечения (деятельности), отражаются на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833):

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты», 0 304 00 000 «Прочие расчеты с кредиторами»

Уменьшение задолженности в сумме восстановленного иного источника финансового обеспечения, привлеченного для исполнения обязательства, за счет поступлений средств текущего финансового года отражаются тоже на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833):

Дебет счета 0 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства».

Кредит счета 0 304 06 730 «Увеличение расчетов с прочими кредиторами».

Здесь же отметим, что в силу норм п. 365 и 367 Инструкции № 157н (в редакции Приказа Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н) с 1 января 2017 года к счету 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» в части денежных расчетов открываются 17 и 18. В Письме Минфина РФ от 28.12.2016 № 02-06-10/79177 приведена корреспонденция счетов по отражению операций по временному заимствованию средств с кода вида финансового обеспечения 3 на код вида финансового обеспечения 2. По мнению Минфина, операции по привлечению средств по виду финансового обеспечения 3 «Средства во временном распоряжении», направленных в рамках покрытия кассового разрыва при исполнении обязательства по виду деятельности 2 «Приносящая доход деятельность», должны отражаться так:

Дебет

Кредит

Привлечение средств с КФО 3 на исполнение обязательства по КФО 2:

списание денежных средств с КФО 3

18 (КОСГУ 610)

поступление денежных средств на КФО 2

17 (КОСГУ 510)

17 (КОСГУ 510)

Возврат средств с КФО 2 на КФО 3:

списание средств с КФО 2

18 (КОСГУ 610)

поступление денежных средств на КФО 3

17 (КОСГУ 510)

17 (КОСГУ 226)

Медицинское учреждение может воспользоваться разъяснениями, данными в вышеназванном письме, при отражении операций по привлечению из других источников (с других кодов вида финансового обеспечения) средств в случае недостаточности средств ОМС.

Приведем примеры.

ГБУЗ Больница № 5 должна выплатить своим работникам, принимающим участие в реализации программы ОМС, зарплату за февраль. Для выплаты зарплаты учреждению необходимо 2 000 000 руб. Однако на счете имеется 1 800 000 руб. Недостающие средства учреждение привлекает с кода вида финансового обеспечения 2.

На счетах бухгалтерского учета операции по привлечению средств с кода вида финансового обеспечения 2 отразятся так:

Сумма, руб.

Привлечение средств с КФО 2 на исполнение обязательства по КФО 7:

списаны денежные средства с КФО 2

18 (КОСГУ 610)

поступили денежные средства на КФО 7

17 (КОСГУ 510)

17 (КОСГУ 510)

Продолжим условия примера 1 и предположим, что на учреждения поступили денежные средства от страховой медицинской организации в счет оплаты оказанных медицинских услуг.

Возврат средств на код вида финансового обеспечения 2 отразится так:

Сумма, руб.

Возврат средств с КФО 2 на КФО 7:

списаны денежные средства с КФО 7

18 (КОСГУ 610)

поступили денежные средства на КФО 2

17 (КОСГУ 510)

17 (КОСГУ 211)

Операции по привлечению (восстановлению) денежных средств между кодами финансового обеспечения отражаются в отчете о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) в порядке, установленном п. 55.1 – 56 Инструкции № 33н. Пример заполнения этого отчета рассмотрен в Письме Минфина РФ № 02-06-10/79177.

Напомним, что согласно нормам п. 55.1 Инструкции № 33н отчет (ф. 0503723) составляется и представляется по состоянию на 1 июля, 1 января года, следующего за отчетным, и содержит сведения о движении денежных средств на счетах учреждений в рублях и иностранной валюте, открытых в подразделениях Банка России, в кредитных организациях, органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета, а также в кассе учреждения, в том числе средств во временном распоряжении.

Отчет составляется в разрезе кодов КОСГУ, на основании аналитических данных по видам поступлений и выбытий, отраженным на забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств», 18 «Выбытия денежных средств», открытых к счетам:

  • 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»;
  • 0 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации» (для автономных учреждений);
  • 0 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути»;
  • 0 201 26 000 «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации»;
  • 0 201 27 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации»;
  • 0 201 34 000 «Касса»;
  • 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам».

Рассмотренные в примере операции в отчете (ф. 0503723) будут отражены следующим образом.

В разделе 2 «Выбытия» по строке 231 «За счет заработной платы» должно быть отражено увеличение по счету 18 (КОСГУ 211) (показатель равен 200 000 руб.).

Раздел 3 «Изменение остатков средств» будет заполнен так:

  • по строке 442 «Выбытие денежных средств во временном распоряжении» отражается показатель по дебету счета 2 304 06 830 (одновременно делается запись по забалансовому счету 18) (показатель равен 200 000 руб.) Этот же показатель переносится и в строку 440 «Со средствами во временном распоряжении»;
  • по строке 463 «Поступление денежных средств при управлении остатками» отражается показатель по кредиту счета 7 304 06 730 (одновременно запись дублируется по забалансовому счету 17) (отражается отрицательный показатель – 200 000 руб.). Показатель строки 463 в отрицательном значении переносится и в строку 460 «Изменение остатков средств при управлении остатками – всего»;
  • по строке 502 «За счет уменьшения денежных средств» отражается показатель, равный показателю строки 720 ф. 0503737, увеличенный на кредит счета 2 201 11 610 (в рассматриваемом примере показатель строки 502 равен 400 000 руб.);
  • по строке 510 «За счет увеличения денежных средств» отражается показатель в отрицательном значении, взятый из строки 710 ф. 0503737. Этот показатель в нашем случае будет равен 200 000 руб. со знаком минус;
  • по строке 500 «Изменение остатков средств – всего» отражается сумма строк 501 и 502 (исходя из рассматриваемых в примере данных показатель равен 200 000 руб.).

Если учреждение получило грант, оно меньше зависит от бюджетного финансирования. Как не перепутать код финансового обеспечения, какие сделать проводки, как отчитаться о расходах, расскажем в статье.

Контролирует ли учредитель грант из бюджета

Из бюджета гранты предоставляют по решениям Президента РФ, Правительства РФ, органов власти субъектов РФ или муниципальных образований (п. 4 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ). Деньги выделяют в форме субсидии, которую предоставляют на конкурсной основе для реализации конкретных мероприятий, а также поддержки в области науки и образования.

  • Важная статья:

Образовательное учреждение может принять участие в конкурсе, который организовало не его ведомство. При этом нужно получить согласие учредителя. Ведь условиями конкурса может быть предусмотрено, что целевое использование гранта проверяет учредитель.

Форма, по которой учредитель дает согласие на участие учреждения в конкурсах, нормативным актом не определена. Поэтому он может выбрать ее самостоятельно.

Будет ли учредитель контролировать средства гранта, можно понять из того, на чей лицевой счет изначально поступили деньги, и по виду расходов, по которому организатор перечислил грант (см. таблицу). В соглашении о предоставлении гранта из бюджета будет указано: «Предоставление гранта грантополучателю в форме субсидии, не связанной с исполнением государственного (муниципального) задания».

То есть сумма поступит, например, бюджетному образовательному учреждению на лицевой счет 21 по КВР 613. И учет бухгалтер будет вести по КФО 5 «Субсидии на иные цели». В этом случае доход начисляют после того, как утвержден отчет об использовании субсидии в сумме подтвержденных расходов. В учете формируют проводки:

ДЕБЕТ 5 201 11 510
КРЕДИТ 5 205 81 660

- зачислен грант на лицевой счет учреждения;

ДЕБЕТ 5 205 81 560
КРЕДИТ 5 401 10 180

- начислен доход от гранта.

Таблица. Виды расходов при перечислении грантов

Код вида расходов

Как перечисляют средства

для бюджетных учреждений

для автономных учреждений

Учредитель контролирует расходы из гранта

Средства гранта перечисляют учредителю, а тот выдает грант победителю. Финансирование идет в виде ассигнований или межбюджетных трансфертов. В последнем случае организатор и учредитель относятся к разным уровням бюджетов

Учредитель не контролирует расходы из гранта

Средства перечисляют непосредственно учреждению-победителю. Зависимости от ведомственной подчиненности или уровня бюджета нет

Соглашение о гранте может действовать дольше календарного года. Тогда применяют счет доходов будущих периодов 0 401 40 180. Основание - письмо Минфина России от 1 апреля 2016 г. № 02-06-07/19436. Проводки будут такими:

ДЕБЕТ 5 205 81 560
КРЕДИТ 5 401 40 180

- начислены доходы будущих периодов в день подписания соглашения о гранте;

ДЕБЕТ 5 401 40 180
КРЕДИТ 5 401 10 180

- признаны доходы текущего периода в день утверждения отчета.

Расходы за счет гранта относят на финансовый результат (счет 0 401 20 000). Их состав и объем определяют в смете гранта.

По какому КФО учесть грант по трехстороннему соглашению

Образовательному учреждению грант может поступить и на основании трехстороннего договора, который оно заключило с грантодателем и грантополучателем, участвующим в реализации научных проектов. Гранты, получателями которых являются сотрудники, бухгалтерия учитывает на лицевом счете 20 по КФО 3 «Средства во временном распоряжении», поскольку это не деньги учреждения (письмо Минфина России от 16 октября 2015 г. № 02-07-10/59926). В учете делают проводки:

ДЕБЕТ 3 201 11 510
КРЕДИТ 3 304 01 730

- поступили деньги на лицевой счет учреждения. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 (код финансового обеспечения аналитики 510);

ДЕБЕТ 3 304 01 830
КРЕДИТ 3 201 211 610 (3 301 34 610)

- отражены расходы по грантам (по распоряжению грантополучателя) с лицевого счета или из кассы учреждения. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (код финансового обеспечения аналитики 610).

На основании соглашения о предоставлении гранта учреждение может компенсировать и свои затраты на выполнение научного проекта. Для этого нужно направить в казначейство уведомление (ф. 0531852) для уточнения кассовых операций в части отражения доходов (кодов КОСГУ) на лицевом счете. То есть перебросить средства со статьи 510 на статью 130. Это оформляют следующим образом:

ДЕБЕТ 3 304 06 000
КРЕДИТ 3 201 11 610
ДЕБЕТ 2 201 11 510
КРЕДИТ 2 304 06 000

- отражен перенос средств гранта в части организационных расходов с КФО 3 на КФО 2. Одновременно отражено уменьшение забалансового счета 17 (КФО 3, код аналитики 510) и увеличение забалансового счета 17 (КФО 2, код аналитики 510, статья 130 КОСГУ).

Грант от иных организаций - доход учреждения

Не путайте гранты из бюджета (в виде субсидий) с грантами от других организаций. Последние нужно учесть как поступления от приносящей доход деятельности на лицевом счете 20 по КФО 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)».

Если грант предоставлен самому учреждению, то есть оно не заключало трехстороннее соглашение с физическим лицом, доход по КФО 2 учреждение начислит самостоятельно. В учетной политике можно установить, что это дата, когда организатор конкурса и учреждение подписали соглашение о гранте, либо день сдачи отчета. Грант отражают в учете так:

ДЕБЕТ 2 205 81 560
КРЕДИТ 2 401 10 180

- отражено начисление гранта по соглашению;

ДЕБЕТ 2 201 11 510
КРЕДИТ 2 205 81 660

- поступил грант на лицевой счет учреждения. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 (код финансового обеспечения аналитики 180).

Удерживать ли НДФЛ с выплат из гранта

Как быть с налогообложением доходов физлиц из средств гранта? Чтобы ответить на этот вопрос, загляните в соглашение. В нем указано, кто грантополучатель: учреждение или его работники. Допустим, учреждение само получило грант и платит сотрудникам зарплату из его суммы. Выплаты производят членам научного или творческого коллектива, который выиграл грант? Эти суммы НДФЛ не облагают. Оплата труда идет административно-управленческому аппарату или иному персоналу, который не связан с выполнением работ по гранту? Тогда НДФЛ удерживают в обычном порядке.

Другое дело, если грантополучатели - непосредственные исполнители работ (исследований). Обычно в такой ситуации грантодатель, сотрудник и учреждение заключают трехстороннее соглашение. И вознаграждение исполнителя НДФЛ не облагается. Но только если соблюдены дополнительные условия.

Так, налог не удерживают, если деньги выделены для поддержки науки и образования, культуры и искусства в России. Или же если грантодатель включен в один из двух списков. Для иностранных организаций это Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июня 2008 г. № 485. Для российских - Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 602.

По материалам журнала


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



К БАЛАНСУ УЧРЕЖДЕНИЯ

Форма по ОКУД


Учреждение

Наименование учреждения

Учредитель


Ваш ОКТМО

Наименование органа, осуществляющего


полномочия учредителя

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Глава по БК

Периодичность:

квартальная







Единица измерения






Федеральное государственное бюджетное учреждение (далее по тексту - краткое наименование), учредителем которого является Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15.12.2011 г. № 80-р, создано для осуществления основных видов деятельности, действует на основании Устава о федеральном государственном бюджетном учреждении - , утвержденного № от 00.00.0000 г., зарегистрировано регистрационной палатой 00.00.0000 г. за № 000000000 , в Единый государственный реестр юридических лиц включено 00.00.0000 г. за № 0000000000000, является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в органе федерального казначейства, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Место нахождения (юридический / фактический адрес).

ФИО директора, приказ о назначении (номер, дата).

Лица, ответственные за составление бухгалтерской отчетности (ФИО, должность, телефон, адрес эл. почты).

Цели создания учреждения.

Функции и задачи.

Основные виды деятельности.

В отчетном периоде деятельность краткое наименование учреждения осуществлялась на основе исполнения норм бюджетного, гражданского и налогового законодательств, нормативных актов и документов федеральных органов исполнительной власти, приказов Росгидромета, нормативных актов, изданных учреждением.

Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности краткое наименование учреждения осуществляются через лицевые счета, открытые в федеральных органах казначейства.

Краткое наименование учреждения открыты следующие:

Руководитель планово-

экономической службы И.О. Фамилия

ИФО, КФО, КПС в 1С-БГУ-8

Не так давно некоторые наши заказчики перешли на конфигурацию 1С-8 «Бухгалтерия государственного учреждения». В процессе работы они столкнулись с такими понятиями, как ИФО, КФО, КПС. Что из себя представляют эти понятия, как они взаимосвязаны, как их настроить?

ИФО – Источники финансового обеспечения (балансы)

Источник финансового обеспечения (ИФО) - это разделитель учета, такой же, например, как Учреждение. Его наличие позволяет раздельно формировать всевозможные виды отчетности. Например, учреждение ведет несколько видов деятельности – образовательную и медицинскую. Вводятся два ИФО (за счет образовательной деятельности и за счет медицинской). При вводе исходных документов указывается соответствующий ИФО. В результате можно формировать отчетность (любую, включая и регламентированную) как в целом по учреждению, так и отдельно по каждому виду деятельности (ИФО).

Этот механизм можно также использовать для обособления в учете бюджетных инвестиций, а также средств, выделяемых учреждению из разных бюджетов.

Если Вам не нужно получение регламентированной отчетности в разрезе различных источников финансирования, то имеет смысл завести всего один ИФО.

КФО – Код вида финансового обеспечения.

КФО – это 18 разряд счета (ранее по инструкции 148н – это код вида деятельности (КВД)).

С 2011 года применяются следующие КФО:

1 – бюджетная деятельность;

2 – приносящая доход деятельность (собственные дохлды учреждения);

3 – средства во временном распоряжении;

4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 – субсидии на иные цели;

6 – бюджетные инвестиции;

7 – средства по обязательному медицинскому страхованию;

8 – средства некоммерческих организаций на лицевых счетах;

9 - средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах.

Коды 1 - 3 остались такими же, как и по 148 инструкции. Другие КФО применяются для того, чтобы можно было отследить целевое финансирование и расходы в его рамках. Отдельным кодом выделены средства ФОМС.

КПС – Классификационные Признаки Счетов.

КПС – это 1 – 17 разряды счета бюджетного учета. По смыслу инструкции 148н - это КБК.

С 2011 года в этих разрядах отражается код по классификационному признаку поступлений и выбытий или так называемый классификационный признак счета, сокращенно КПС;

В части бюджетного учета в этих разрядах используется бюджетная классификация (КБК), в части собственных доходов и средств во временном распоряжении классификация выбирается учетной политикой, в части субсидий и средств ОМС – учредителями.

Хотелось бы отметить, что в этих символах для казенных учреждений используется регламентированная бюджетная классификация, а бюджетные и автономные учреждения могут использовать произвольную классификацию; но если для внутреннего учета этим учреждениям удобно использовать бюджетную классификацию, это не запрещается.

В БГУ-8 КПС заносятся в режиме Справочники – План счетов – Классификационные признаки счетов (КПС).

Вид КПС может принимать значения:

гКБК - код главы по Бюджетному кодексу РФ, в 4-17 разрядах номера счета указываются нули.

КРБ - Код доходов бюджета

КДБ - Код расходов бюджета

КИФ - Код источника финансирования бюджета

Произвольный – Произвольный код.

Заполнение остальных реквизитов справочника интуитивно понятно.

После настройки КПС настраивается Рабочий план счетов. О настройке рабочего плана счетов учреждения и его составных частях читайте статью на ИТС-Бюджет "Формирование рабочего плана счетов" в разделе "Бухгалтерия государственного учреждения".

На следующем сайте имеется интересная презентация, с которой рекомендуется ознакомиться:

В процессе хозяйственной деятельности бюджетных (БУ) и автономных (АУ) учреждений возникает потребность в заимствовании в рамках нескольких источников финансового обеспечения. Так, для БУ и АУ соответственно лицевые счета №20 и №30, которые предполагают КФО=2 и КФО=4, средства ОМС №22 КФО=7, целевые субсидии №21 КФО=5. В конфигурации «Бухгалтерия государственного учреждения 8» для учета операций заимствования применяется сч. 304.06 «Расчеты с прочими кредиторами». Рассмотрим вопрос приобретения особо ценного имущества (ОЦИ) с использованием целевых субсидий. Формирование вложений в (ОЦИ) см. в Табл. 1.


п/п

Наименование операции

Бухгалтерская запись по дебету счета

Бухгалтерская запись по кредиту счета

Получение субсидии на иные цели (КФО=5)

5 201.11.510

17.01 (косгу 180)

5 205.81.660

Формирование вложений в ОЦИ за счет субсидии на иные цели

5 106.21.310

5 302.31.730
5 302.ХХ.730

Оплата принятых работ (оказанных услуг), поставленных товаров

5 302.31 830
5 302.хх 830

5 201.11.610
18.01 (косгу выбития)

Принятие к учету доходов от получения субсидии на основании принятого учредителем отчета учреждения

5 205.81.560

5 401.10.180

Принятие учреждением к учету по виду деятельности (КФО=4) вложений в особо ценное имущество, произведенных за счет субсидий на иные цели (КФО=5) на основании справки ф.0504833

5 304.06.830

4 106.21.310

5 106.21.410

4 304.06.730

Принятие к учету объекта НФА

4 101.24.310

4 106.21.310

Для выполнения операции №5 фирма 1С добавила в конфигурацию документ «Перенос затрат по НФА на другой КФО, КПС» , которыйпредназначен для переноса капитальных вложений в основные средства, нематериальные активы и непроизведенные активы, собранных на сч. 106, на другой КФО и (или) КПС (см. Рис. 1).

Используется для отражения принятия учреждением к учету по виду деятельности (КФО=4) вложений в НФА, произведенных за счет субсидий на иные цели (КФО=5) или бюджетных инвестиций (КФО=6) в соответствии с Письмом Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798 «Об отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений, а также в бюджетном учете и бюджетной отчетности органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения, операций с недвижимым имуществом, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, и особо ценным движимым имуществом» .

В данном примере мы меняем и КФО и КПС. Для выполнения последней операции (№6) по принятию к учету объекта ОС необходимо выбрать пункт меню в панели управления «Принять к учету» , так же как и в документе «Покупка ОС, НМА» (см. Рис. 2).

Аналогичные операции в текущей деятельности можно использовать и между КФО=2 и КФО=4. Нет у вас сегодня денежных средств из субсидии на выполнение г(м) задания (не поступили еще), а внебюджетные есть, вот вам источник заимствования КФО=2. Хорошим методическим материалом на эту тему будут письма Минфина России от 09.02.2012 №02-03-09/428 «О социальных выплатах учреждений, произведенных в 2012 г.» и от 04.09.2012 №02-06-10/3517.