Какие формы не входят в состав годовой отчетности. Годовая бухгалтерская отчетность. Отчет о движении денежных средств

В состав годовой отчетности коммерческой организации включается: -

бухгалтерский баланс (форма № 1); -

отчет о прибылях и убытках (форма № 2); -

отчет об изменениях капитала (форма № 3); -

отчет о движении денежных средств (форма № 4); -

приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5); -

пояснительная записка; -

аудиторское заключение.

Некоммерческим организациям рекомендовано включать в состав годовой отчетности отчет о целевом использовании бюджетных средств (форма № 6). А вот Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (формы № 3, 4, 5) им представлять не обязательно. Правда, при условии, что отсутствуют соответствующие данные.

Некоторым организациям разрешено в составе годовой отчетности представлять только Бухгалтерский баланс (форма № 1) и Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). К таким организациям относятся: -

общественные объединения, которые не осуществляют предпринимательской деятельности и не имеют оборотов по продаже товаров, работ, услуг (кроме выбывшего имущества); -

субъекты малого предпринимательства, которые не обязаны проводить аудиторскую проверку.

Если же малое предприятие обязано проводить ежегодную аудиторскую проверку достоверности бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ, то не заполнять указанные формы можно только при отсутствии соответствующих данных.

Промежуточная отчетность состоит только из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Причем это касается всех организаций без исключения.

Еще по теме 10.1.6. Состав бухгалтерской отчетности:

  1. 23.1. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
  2. ГЛАВА 10 НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
  3. 16.2. СОСТАВ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ
  4. Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ РОССИЙСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
  5. Глава 2. Бухгалтерский баланс и другие формы бухгалтерской отчетности
  6. 29.2. ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ И ВЕРТИКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ. СИНТЕТИЧЕСКИЕ И КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта содержатся в ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

Достоверность

Согласно п. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Таким образом, уже в общих требованиях законом названы обязательные формы, которые должны представляться в составе бухгалтерской отчетности всеми организациями, а именно:

Бухгалтерский баланс (информация для оценки финансового положения);

Отчет о прибылях и убытках (информация о финансовом результате деятельности за отчетный период);

Отчет о движении денежных средств (информация о движении денежных средств за отчетный период);

Отчет об изменениях капитала и пояснения (расшифровки и детализация информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности).

Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей.

Пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности являются:

Учредители (участники), инвесторы, кредитные организации, кредиторы, покупатели, поставщики и др. (п. 42 ПБУ 4/99);

Налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ);

Другие лица, заинтересованные в информации об организации.

Методология

В п. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ также определена методологическая основа формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе:

1) данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета. Требования к регистрам бухгалтерского учета содержатся в ст. 10 Закона № 402-ФЗ. Согласно п. 3 указанной статьи не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета;

2) (и) информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами по бухгалтерскому учету. В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ до утверждения федеральных и отраслевых стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные Минфином РФ до 01.01 2013 г.

Нормативные документы, регулирующие порядок составления годовой бухгалтерской отчетности за 2014 год

Порядок составления и представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

Статьями 13-18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности» (далее – приказ № 66н);

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н;

ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», утв. приказом Минфина РФ от 02.02.2011 № 11н;

Разделы III – V Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н;

Иными положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) в части раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

Состав форм бухгалтерской отчетности коммерческих организаций

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность коммерческой организации за 2014 год составляется в объеме следующих форм:

2) отчета о финансовых результатах (код по ОКУД 0710002);

3) приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Формы 0710001, 0710002, 0710003 и 0710004 относятся к типовым формам. Это означает, что никакие строки и показатели из этих форм не могут быть удалены. В случаях, когда у организации нет того или иного показателя, в соответствующих полях формы проставляются прочерки.

Пояснения могут быть оформлены организацией в виде таблиц и текстовой части, либо только в виде текстового документа. Рекомендуемые Минфином таблицы пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (форма 0710005) могут быть изменены: дополнены или сокращены. Организация вправе разработать свои таблицы, взяв за основу таблицы из формы 0710005.

Если организация для оформления табличной части пояснений использует таблицы формы 0710005, то в эти таблицы включаются только те строки и показатели, по которым у организации есть числовые значения. Если у организации нет каких-либо объектов учета, то соответствующие разделы (подразделы) исключаются из формы 0710005. Например, если у организации нет нематериальных активов и расходов на НИОКР, то раздел 1 включать в пояснения не требуется.

Особенности бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства

Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" в приложении № 5 утверждены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства.

Что касается других форм отчетности, то согласно пп. «б» п. 6 приказа № 66н в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках малые предприятия приводят только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Важность информации оценивается организацией самостоятельно при формировании бухгалтерской отчетности.

Обратите внимание! Закон № 402-ФЗ не содержит специальной нормы о составе форм бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства. Федеральный стандарт по бухгалтерской отчетности малых предприятий в настоящее время не принят.

Состав форм бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации за 2014 год составляется в объеме следующих форм:

1) бухгалтерского баланса (код по ОКУД 0710001);

2) отчета о целевом использовании средств (код по ОКУД 0710006);

3) приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств:

Отчет об изменениях капитала (код по ОКУД 0710003);

Отчет о движении денежных средств (код по ОКУД 0710004);

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств.

Кроме этого, как указано в Информации Минфина РФ № ПЗ-10/2012, некоммерческая организация приводит в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах) обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах в случае, когда:

В отчетном году эта некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;

Показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;

Раскрытие данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;

Без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.

Отчетность социально ориентированных некоммерческих организаций

В приложении № 6 к приказу № 66н утверждены формы Бухгалтерского баланса (0710001) и Отчета о целевом использовании средств (0710006) для социально ориентированных некоммерческих организаций.

Другие формы отчетности (0710003, 0710004 и пояснения) составляются в общеустановленном порядке.

Пояснения в составе годовой бухгалтерской отчетности

Как указано в письме Минфина РФ от 09.01.2013 № 07-02-18/01, состав и содержание пояснений подлежат определению организацией самостоятельно исходя из взаимосвязанных положений:

Пунктов 24-27 ПБУ 4/99;

Норм других положений по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ) в части раскрытия информации;

- подпункта "б" пункта 4 приказа № 66н.

В каждом ПБУ есть раздел о раскрытии информации в бухгалтерской отчетности (формировании отчетной информации) по конкретному объекту бухгалтерского учета. Вся перечисленная в этих разделах информация должна быть отражена в бухгалтерской отчетности:

В соответствующих формах бухгалтерской отчетности;

- (или) в табличной части пояснений;

- (или) в текстовой части пояснений (все, что не вошло в формы отчетности или в табличную часть пояснений).

Согласно п. 24 ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны:

1) раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации. Порядок раскрытия этих сведений установлен ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»;

2) обеспечивать пользователей дополнительными данными. Перечень дополнительных данных приведен в п. 27 ПБУ 4/99.

В частности, к таким данным относятся сведения:

О наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов, основных средств, арендованных основных средств, финансовых вложений;

О наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской и кредиторской задолженности;

Об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности);

О составе затрат на производство (издержках обращения);

О составе прочих доходов и расходов;

О чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях;

О любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;

О событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности;

О составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличии их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода;

О прекращенных операциях;

Об аффилированных лицах;

О государственной помощи;

О количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ.

Кроме этого, по мнению Минфина (письмо от 09.01.2013 № 07-02-18/01), к дополнительным данным относятся:

Информация об инновациях и модернизации производства;

Информация о рисках хозяйственной деятельности организации;

Информация об экологической деятельности организации;

Информация о вознаграждениях, выплаченных управленческому персоналу.

Информация об энергосбережении (данные о совокупных затратах на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсов).

Пояснительная записка

Согласно Информации Минфина РФ № ПЗ-10/2012 с 1 января 2013 г. пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако в силу п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ продолжает применяться раздел VIII ПБУ 4/99 «Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности».

Согласно п. 39 ПБУ 4/99 организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В дополнительной информации раскрываются:

Динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет;

Планируемое развитие организации;

Предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;

Политика в отношении заемных средств, управления рисками;

Деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Природоохранные мероприятия;

Иная информация.

Аудиторское заключение

Согласно п. 41 ПБУ 4/99 к бухгалтерской отчетности должна прилагаться итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного аудита бухгалтерской отчетности.

Случаи обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности установлены статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», а также иными федеральными законами.

В частности, обязательный аудит проводится в случаях, когда:

Объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб.;

- (или) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн. руб.

Обязательному ежегодному аудиту, независимо от выручки и суммы активов, подлежат:

1) акционерные общества;

2) организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

3) кредитные организации, бюро кредитных историй;

4) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

5) страховые организации, общества взаимного страхования;

6) клиринговые организации;

5) организаторы торговли на рынке ценных бумаг;

6) акционерные инвестиционные фонды и управляющие компании этих фондов;

7) управляющие компании паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов;

8) негосударственные пенсионные и иные фонды;

9) организации, представляющие пользователям и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

10) организации, подлежащие обязательному аудиту в силу иных федеральных законов.

Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения, а также к порядку формирования мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», утвержденным приказом Минфина РФ от 20.05.2010 № 46н.

Обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности

Организации представляют по одному обязательному экземпляру составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (п.п. 1 и 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п.8 ст. 13 закона № 402-ФЗ).

В случае представления годовой бухгалтерской отчетности в несколько адресов такая отчетность должна быть подписана одними и теми же уполномоченными лицами (Информация Минфина РФ № ПЗ-10/2012).

К обязательному экземпляру годовой бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, представляется аудиторское заключение о ней:

Одновременно с представлением отчетности;

- (или) не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности утвержден приказом Росстата от 29.12.2012 № 670.

Порядок обеспечения заинтересованных пользователей данными годовой бухгалтерской отчетности юридических лиц установлен административным регламентом, утвержденным приказом Росстата от 20.05.2013 № 183.

Обратите внимание! Годовая бухгалтерская отчетность должна храниться постоянно (п. 351 подраздела 4.1 Перечня документов, утв. приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558).

Детализация показателей бухгалтерского баланса

Согласно п. 11 ПБУ 4/99 показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности, и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. При этом показатели об отдельных видах активов и обязательств могут приводиться в бухгалтерском балансе общей суммой с раскрытием в пояснениях, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Детализацию показателей по статьям бухгалтерского баланса организации определяют самостоятельно (п. 3 приказа № 66н).

В п. 20 ПБУ 4/99 приведен перечень числовых показателей бухгалтерского баланса в разрезе групп статей и статей, относящихся к соответствующим группам.

В случае существенности соответствующих статей данные о них должны быть раскрыты непосредственно в бухгалтерском балансе. Признак существенности организация устанавливает в учетной политике.

Например, в разделе «Бухгалтерская отчетность» учетной политики может быть сделана такая запись:

«Для целей формирования бухгалтерского баланса существенными признаются показатели, составляющие 5 (пять) и более процентов от суммы соответствующих активов (обязательств) (количественный показатель).

Показатель менее 5% может быть признан существенным в случае, если неотражение в бухгалтерском балансе этого показателя способно повлиять на мнение пользователей о финансовом состоянии организации (качественный показатель). Решение о признании качественного показателя существенным принимается при составлении годовой бухгалтерской отчетности руководителем организации».

Детализация показателей отчета о прибылях и убытках

Порядок детализации показателей отчета о прибылях и убытках прямо регулируется положениями по бухгалтерскому учету:

1) выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности (п. 18.1 ПБУ 9/99);

2) в случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов (п. 21.1 ПБУ10/99).

В учетной политике организация может установить для детализации показателей отчета о прибылях и убытках критерий существенности менее 5 процентов.

В отношении отражения прочих доходов и расходов п. 18.2 ПБУ 9/99 и п. 21.2 ПБУ 10/99 установлено следующее правило. Прочие доходы (расходы) могут не показываться в отчете о прибылях и убытках развернуто по отношению к соответствующим расходам (доходам), когда:

Соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение доходов (расходов);

Расходы и связанные с ними доходы, возникшие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансового положения организации.

Порядок применения этой нормы должен быть закреплен в учетной политике. Если организация примет решение об отражении вышеуказанных доходов и расходов свернуто (на нетто-основе), то в учетной политике необходимо привести конкретный перечень таких доходов и расходов.

Ежегодно субъекты предпринимательства по итогам отчетного периода в обязательном порядке подают в уполномоченные государственные органы информацию о результатах своей деятельности, основываясь на положениях, закрепленных в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 года N 402-Ф3. В нем определены правовые основы регламентирования бухгалтерского учета, а также механизм и общий порядок его составления.

Согласно этому закону, информация о каждом экономическом субъекте Российской Федерации систематизируется с помощью определенных, принятых и утвержденных государством стандартов ведения бухучета, и передается в федеральные органы власти для совершения ими ряда функций, которые в целом представляют из себя контроль и надзор за движением средств предприятия.

Годовая и промежуточная бухгалтерские отчетности

Конечно, помимо годовой отчетности, предприятия, в зависимости от их формы и режима налогообложения, существуют также другие виды , которые подаются предприятием за отчетный год. Речь идет о промежуточной бухгалтерской отчетности, которая подается раз в месяц, квартал, за полгода и за девять календарных месяцев, но она существенно отличается от годовой. Можно сказать, что состав годовой бухгалтерской отчетности предусматривает, в общем-то, сходные бухгалтерские данные - баланс предприятия, а также отчет о финансовом результате и приложения к ним, тем не менее, эти данные составляются из различных сведений и имеют разные объемы.

Промежуточный баланс составляется за более короткий отчетный период и является только сокращенной формой отчетности, а годовой баланс подается по завершении года, он является заключительным и потому представляет собой суммирование и генерализацию всех данных о финансовом и имущественном состоянии предприятия.

Помимо этого, к подаваемой отчетности Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4\99 также предусматривает предоставление пояснительной записки (пояснения к балансу и отчету), а также аудиторского заключения для предприятий, которым предписан аудит в обязательном порядке. Помимо них, могут потребоваться и другие дополнительные пояснения или показатели, если поданная отчетность оказывается недостаточной, для составления полной картины о состоянии предприятия.

Обязанность вести бухгалтерский учет предприятия возложена на всех субъектов, которые ведут деятельность на территории РФ. Закон устанавливает лишь одно исключение из общего правила - для предприятий, находящиеся на упрощенной налоговой системе (УСН), которым предписано в обязательном порядке вести учет основных средств, а также нематериальных активов, что означает, что полноценный бухгалтерский учет для них не является обязательным. Таким образом, для предприятий на УСН достаточно вести Книгу учета доходов и расходов, а также прилагающие к ней документы, подтверждающие полученные доходы и совершенные расходы.

Но если речь идет об ООО, которое выплачивает дивиденды своим участникам, то с целью правильного деления чистой прибыли обязательно учитывается План счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина от 31.10.00 N 94н), а также Инструкция по его применению. План и Инструкция к нему предполагают определение прибыли, основываясь именно на данных бухгалтерского учета. Это правило подтверждает и письмо Министерства Финансов от 17.02.08 года N 03-04-06-01/6, составленное в ответ на просьбу разъяснить порядок определения прибыли в целях выплаты дивидендов участникам .

С одной стороны, годовая бухгалтерская отчетность, которую необходимо составлять строго по методическим рекомендациям, являет собой очередную серьезную заботу для руководителя предприятия и его бухгалтерии. С другой стороны, она также выполняет ряд функций, среди которых основная - исчисление всех налогов, причитающихся из прибыли предприятия в бюджет. Кроме того годовая бухгалтерская отчетность дает руководителю полное представление об объеме выручки, оборотах предприятия, а также проблемах и задолженностях, как перед контрагентами, так и перед фискальными органами.

Порядок составления бухгалтерской отчетности

Каждое предприятие, которое обязано вести полноценную бухгалтерскую отчетность, в первую очередь определяет собственную учетную политику, составляет план используемых счетов, формы первичных документов, утверждает правила документооборота, а также порядок проведения инвентаризации. Поскольку годовая бухгалтерская отчетность формируется из статей, включающих показатели о результатах деятельности предприятия на основе сверок и калькуляций, именно инвентаризация становиться первым этапом составления отчетности. Примерный порядок составления бухгалтерской отчетности предприятия следующий:

  1. Инвентаризация. Проводится на основе Приказа руководителя предприятия, согласно требованиям Методических указаний (от 13.06.95 года N 49 и от 28.12.01 года N 119н.), с обязательным участием утвержденной комиссии.
  2. Сверка взаиморасчетов с контрагентами - кредиторами и дебиторами предприятия, а также бюджетом, внебюджетными фондами и иными организациями.
  3. Оформление всех бухгалтерских проводок на основании первых двух проделанных этапов.
  4. Закрытие счетов предприятия в порядке наименьшей приоритетности - поскольку цель данной отчетности это сбор данных, фактически, о размерах и изменении доходов предприятия за прошедший год, следовательно, наиболее важные счета учета доходов и расходов предприятия закрываются в последнюю очередь.
  5. Занесение данных в бухгалтерскую отчетность установленной формы с одновременным определением информации, которую предприятие укажет в пояснительной записке для налогового органа.
  6. , с включением данных дочерних организаций, если таковые имеются.

В связи с тем, что формируется именно годовая отчетность, все этапы данного порядка составления отчетности, включая инвентаризацию и сверки, должны быть как можно более приближены к отчетной дате и проводится не более чем за два месяца до конца периода сдачи отчетности. Сами данные, согласно закону, должны включать итоги отчетного календарного года в период с 1 января по конец года, то есть по 31 декабря включительно. Если предприятие только зарегистрировалось, и дата его регистрации приходится на период до 1 октября, то отчетность формируется с даты регистрации по конец отчетного года. Если же предприятие зарегистрировано позже 1 октября, то отчетность в таком случае подается за период с даты регистрации и по конец следующего календарного года.

Формы подаваемой отчетности

Любая бухгалтерская отчетность формируется и представляется в уполномоченные органы на основе утвержденных типовых форм. Независимо от формы, отчетность должна содержать:

  • наименование формы, по которой она составляется,
  • проставленную дату конкретного отчетного периода, за который подается отчет,
  • название организации и её организационно-правовую форму
  • порядок (форму) представления показателей отчетности.

На сегодняшний день предусмотрены следующие типовые формы подаваемой отчетности:

  • № 1 «Бухгалтерский баланс»
  • № 2 «Отчет о прибыли и убытках»
  • № 3 «Отчет об изменениях капитала»
  • № 4 «Ответ о движении денежных средств»
  • № 5 «приложения к бухгалтерскому балансу»
  • № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств».

Помимо указанных, к годовому бухгалтерскому балансу, как говорилось выше, подается пояснительная записка. Важным условием подготовки отчетности по любой из принятых форм является отсутствие помарок и подчисток.

Нормативными актами, регулирующими порядок составления бухгалтерской отчетности, предусмотрено включение в отчетность показателей не только отчетного года, но также, как минимум, показателей двух предыдущих отчетных лет. Для показателей предыдущих отчетных периодов формы предусматривают соответствующие графы. Предприятие может представить в отчетности показатели за большее количество лет - в таком случае в отчетности предприятие самостоятельно предусматривает и вносит дополнительное количество нужных граф.

Видео - «Готовим и сдаем бухгалтерскую отчетность в 2015 году»

При составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21 ноября 1996г. "О бухгалтерском учете", Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99 ), утвержденным приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н, иными положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31 октября 2000г. N 94н.

В соответствии с приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" и Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных учреждений), в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие формы:

§ бухгалтерский баланс (форма N 1);

§ отчет о прибылях и убытках (форма N 2).

Также в качестве приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности составляются:

§ отчет об изменениях капитала (форма N 3);

§ отчет о движении денежных средств (форма N 4);

§ приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5);

§ отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6).

Кроме того, в состав отчетности входят пояснительная записка и аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

В случае, если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также включается в состав бухгалтерской отчетности.

Организации, получающие бюджетные средства, в составе бухгалтерской отчетности должны представлять отчетную информацию о характере использования бюджетных средств по формам, установленным Минфином России.

Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета.

Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в сокращенном варианте в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и по статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку.


Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.

Некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности отчет о целевом использовании полученных средств (форма N 6).

Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), в составе бухгалтерской отчетности не представляются отчет об изменениях капитала (форма N 3), отчет о движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснительная записка.

Представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.

В бухгалтерскую отчетность должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

При этом следует иметь в виду, что отдельные показатели, которые недостаточно существенны для того, чтобы требовалось их отдельное представление в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, могут быть достаточно существенными, чтобы представляться обособленно в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Это означает, что при использовании стандартных форм N 1 и 2 в пояснительную записку будут включены специальные расшифровочные таблицы, раскрывающие особенности содержания той или иной статьи отчетности. Таким образом, показатели могут быть:

настолько существенными, чтобы требовалось их отдельное представление в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках (при этом качественные характеристики будут представлены в пояснительной записке);

недостаточно существенными для отдельного представления в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, но существенными для обособленного представления в пояснениях к этим формам;

несущественными как для отдельного представления в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, так и для представления в пояснениях к этим формам.

Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%.

В то же время практика применения 5%-ного уровня существенности показателей для раскрытия их в отчетности указывает, что из этого правила имеются исключения. Это означает, что существуют такие активы и хозяйственные операции, к которым не применяется требование существенности. К таким операциям относятся, например, операции с драгоценными металлами.

При формировании бухгалтерской отчетности должны быть выполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале, резервах и обязательствах организации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.

Организация может также представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются:

~ динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет;

~ планируемое развитие организации;

~ предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

~ природоохранные мероприятия;

~ иная информация.

Организация может в отчете о прибылях и убытках (форма N 2) показатели, приведенные в разделе "Расшифровка отдельных прибылей и убытков" образца формы, представлять в виде расшифровок к соответствующим статьям отчета ("в том числе" или "из них").

Отдельные показатели, включенные в приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) согласно образцу формы, могут представляться в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включаться в пояснительную записку.

При представлении организацией в территориальный орган Государственного комитета Российской Федерации по статистике годовой бухгалтерской отчетности, в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", в случае включения в формы годовой бухгалтерской отчетности сформированного в бухгалтерском учете показателя, данные по которому обрабатываются в установленном порядке в органах государственной статистики, организации проставляют коды строк по соответствующему показателю, утвержденные приказом Госкомстата России N 475 и Минфина России N 102н от 14 ноября 2003 г. "О кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики".

При этом некоммерческие организации при принятии формы бухгалтерского баланса (форма N 1 ) в разделе "Капитал и резервы" вместо групп статей "Уставный капитал", "Резервный капитал" и "Не распределенная прибыль (непокрытый убыток)" должны включать группу статей "Целевое финансирование".

В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок.

  1. Современные виды бухгалтерской финансовой отчетности

    Курсовая работа >> Бухгалтерский учет и аудит
  2. Взаимосвязь и взаимодействие показателей различных форм бухгалтерской финансовой отчетности

    Курсовая работа >> Бухгалтерский учет и аудит

    ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой ) отчетности в РФ Виды бухгалтерской (финансовой ) отчетности Требования, предъявляемые к бухгалтерской (финансовой ) отчетности Бухгалтерский баланс (форма...

  3. Бухгалтерская финансовая отчетность предприятия

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине Бухгалтерская финансовая отчетность Тема: «Бухгалтерская финансовая отчетность предприятия» Студентки: Вяловой... , имеющим лицензию на соответствующий вид деятельности. Бухгалтерская отчетность – основной источник информации, ...

  4. Курсовая работа >> Бухгалтерский учет и аудит

    С точки зрения достоверности бухгалтерской (финансовой ) отчетности подразделяются по следующим видам : Безоговорочно положительное мнение. Модифицированное...

  5. Бухгалтерская финансовая отчетность в системе управления организац

    Дипломная работа >> Бухгалтерский учет и аудит

    ... бухгалтерской отчетности организации при переходе на международные стандарты финансовой отчетности 1.1 Сущность, состав и значение бухгалтерской отчетности организации 1.2 Бухгалтерская (финансовая ) отчетность ... 1.2 Виды бухгалтерской отчетности , применяемые...