К трансфертным платежам относятся расходы государства на. Расходы бюджета по экономическому назначению. Перекрестная классификация расходов и чистого кредитования. Взаимосвязь политики и трансфертных платежей

Расходы бюджетов направляются либо на текущие цели (текущие расходы), либо на капитальные затраты (капитальные расходы). Экономические характеристики затрат отражаются с помощью экономической классификации расходов и чистого кредитования.

Схематично экономическая классификация расходов и чистого кредитования может быть представлена в следующем виде.

Общие расходы и чистое кредитование (100000 + 200000 + 300000)

Общие расходы (100000 + 200000)

100000 Текущие расходы (110000 + 120000 + 130000)

110000 Расходы на товары и услуги

110100 Оплата труда

110200 Начисления на заработную плату

110300 Приобретение товаров и услуг

110400 Оплата прочих услуг

120000 Выплата процентов

120100 Выплата процентов по займам у Центрального банка

120200 Выплата процентов по займам у других уровней управления

120300 Выплата процентов по прочим займам внутри страны

120400 Выплата процентов по государственному внешнему долгу

130000

130100 Субсидии

130200 Текущие трансфертные платежи

130210 Трансферты другим уровням государственного управления

130220 Трансферты некоммерческим (неприбыльным) организациям

130230 Трансферты домашним хозяйствам

200000 Капитальные расходы

210000 Приобретение основного капитала

220000 Приобретение товаров для создания государственных запасов

230000 Приобретение земли инематериальных активов

240000 Капитальные трансферты

300000 Чистое кредитование

310000 Внутреннее кредитование

320000 Внешнее кредитование

Текущие расходы - обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, оказание финансовой помощи другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование. К ним относятся расходы: на товары и услуги, выплату заработной платы, взносы в фонды социального страхования, выплаты процентов за пользование заемными средствами, субсидии, другие текущие трансфертные платежи. Текущие расходы включают возмездные платежи, за исключением платежей за капитальные активы или товары и услуги, которые предназначены для создания капитальных активов, а также любые безвозмездные платежи, назначением которых не является приобретение их получателем капитальных активов, компенсация потерь, связанных с разрушением или порчей капитальных активов, или увеличение финансового капитала получателя таких платежей.

Текущие расходы подразделяются на следующие категории: расходы на товары и услуги, выплаты процентов, субсидии и текущие трансфертные платежи.

Расходы на товары и услуги – это все платежи органов государственного управления, связанные с выплатой заработной платы, начислениями на заработную плату – взносами работодателей в фонды социального страхования, на программы пенсионного и социального обеспечения, приобретение собственно товаров и услуг и др.

Оплата труда включает оплату труда рабочих и служащих в денежной форме до вычетов удерживаемых налогов и взносов, вносимых в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. Это основная заработная плата, надбавки к заработной плате, премии, ежегодная дополнительная оплата, оплата расходов на транспорт и питание, оплата сверхурочной работы, ночных смен, работы в выходные дни и др., компенсационные выплаты работникам по командировкам и т. п. Данная категория не включает оплату труда в натуральной форме: стоимость питания, одежды и проживания, предоставляемых либо бесплатно, либо по сниженным ценам.

Начисления на заработную плату включают: взносы бюджетных учреждений на государственное социальное страхование, взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования. Эти отчисления осуществляются по твердо установленным процентным ставкам.

Расходы на приобретение товаров и услуг относятся к товарам и услугам, приобретенным на рынке или посредством займов, за исключением капитальных активов, товаров и услуг, предназначенных для производства основных фондов, стратегических и чрезвычайных запасов, запасов товаров, регулирующих деятельность рынка, а также земли и нематериальных активов. Данная категория включает закупки предметов снабжения и расходных материалов (канцелярские принадлежности, медикаменты и перевязочные средства, мягкий инвентарь и оборудование, продукты питания и др.), транспортные расходы, расходы на связь, коммунальные услуги, расходы на геологоразведочные работы, ремонтные работы и техническое обслуживание, стоимость малоценного оборудования и оборудования со сроком службы менее года. Сюда включаются расходы на товары и услуги, предоставляемые работникам бесплатно или по сниженным ценам.

Выплаты процентов включают платежи за пользование заемными денежными средствами. Сумма процентов может накапливаться непрерывно, но ее величина показывается на момент платежа. В случае дисконтных ценных бумаг процент рассчитывается как разница между ценой эмиссии и ценой погашения ценной бумаги, а его регистрация производится на момент фактического погашения долга.

Субсидии и другие текущие трансфертные платежи включают все безвозмездные, невозвратные государственные платежи, предназначенные для текущих целей.

Субсидии включают:

Субсидии нефинансовым государственным предприятиям, полученные ими на тех же условиях, что и для частных предприятий; субсидии финансовым учреждениям – безвозмездные, невозвратные текущие платежи, включая трансфертные платежи для покрытия убытков, связанных с куплей и продажей иностранной валюты;

Фактические убытки ведомственных предприятий, возникающие в тех случаях, когда выручка от продажи товаров и услуг не покрывает понесенных ими производственных затрат;

Субсидии другим предприятиям – текущие платежи государственных органов нефинансовым частным предприятиям, которые являются дополнительными поступлениями к доходам производителей, получаемым от текущего производства.

Текущие трансфертные платежи подразделяются на платежи национальным органам других уровней государственного управления, некоммерческим организациям, населению, другим странам (зарубежным органам управления и международным организациям и др.). В трансфертные платежи национальным органам других уровней государственного управления включаются платежи, предназначенные для текущей деятельности целевого и многоцелевого назначения. В данную категорию могут также входить поступления от налогов, взимаемых органами одного уровня, которые перераспределяются между другими уровнями управления, трансфертные платежи частным организациям, выполняющим социальные функции, – больницам, школам, научным обществам и т. п.

Трансфертные платежи домашним хозяйствам – это текущие платежи населению в денежной форме, служащие увеличению их располагаемого дохода. При определении расходов органов государственного управления в целом здесь отражаются также расходы внебюджетных фондов: пенсии, выплачиваемые из Пенсионного фонда, выплаты пособий и материальной помощи, выплата пособий из Фонда социального страхования (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за детьми и др.). Сюда относятся также выплаты пособий на санаторно-курортное лечение и отдых.

Трансфертные платежи другим странам – это безвозмездные, невозвратные платежи органам управления других стран, международным организациям, наднациональным органам, частным лицам, некоммерческим учреждениям и другим экономическим единицам-нерезидентам, предназначенные для текущих целей.

Под капитальными расходами понимаются платежи с целью оплаты приобретенных капитальных активов, земли, нематериальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов товаров либо безвозмездные платежи (капитальные трансферты), передаваемые их получателям с целью приобретения ими подобных активов, компенсации убытков, понесенных в связи с разрушением или порчей основных фондов, либо для увеличения финансового капитала получателя таких трансфертов.

Экономические реформы в России привели к преобразованию значительной части государственных предприятий в акционерные общества и появлению других форм негосударственных предприятий. Негосударственные предприятия должны осуществлять развитие производства за счет собственных ресурсов, используя прежде всего свои накопления, кредиты и привлечение капитала путем выпуска ценных бумаг. Это сопряжено с сокращением централизованных бюджетных ассигнований для финансирования капитальных расходов. Государственные средства используются в основном для решения задач общегосударственного значения, осуществление которых не представляется возможным обеспечить за счет негосударственных секторов экономики. Однако и в условиях рынка государственные ресурсы сохраняют свое значение для финансирования инвестиций в государственный сектор, реализации государственных программ, поддержки отдельных отраслей и территорий. Значительные средства расходуются на строительство жилья для военнослужащих, социальное развитие и др.

Капитальные расходы бюджетов, как предусмотрено Бюджетным кодексом РФ, – это расходы на инновационную и инвестиционную деятельность, включая расходы для инвестиций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства на инвестиционные цели, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов, капитальный ремонт и другие аналогичные затраты в соответствии с экономической классификацией.

Государственное финансирование капитальных вложений в условиях рыночной экономики направляется на цели, финансирование которых невозможно за счет других источников.

Приобретение основного капитала включает расходы на новые или существующие товары длительного пользования, предназначенные для использования в невоенном производстве, которые приобретаются на рынке или создаются собственными силами органов государственного управления. В данную статью включаются также расходы на капитальное строительство и капитальный ремонт.

Создание государственных запасов и резервов – это расходы на закупки товаров для создания стратегических и чрезвычайных запасов, запасов товаров, приобретенных организациями, регулирующими деятельность рынка, а также запасов зерна и других товаров, имеющих особо важное значение для страны.

Приобретение земли и нематериальных активов охватывает расходы на приобретение земли, лесов, внутренних вод и месторождений полезных ископаемых, но не строительных объектов, расположенных на них.

Нематериальные активы – это активы, которые не представляют собой финансового требования к другим (права на разработку недр, ведение рыболовного промысла, долгосрочные договоры, касающиеся аренды земли, и т. п.).

Капитальные трансферты предназначены для финансирования расходов их получателя на приобретение капитальных активов, компенсации потерь, связанных с разрушением или порчей основного капитала, либо увеличение финансового капитала получателя. Они представляют собой безвозмездные платежи органов государственного управления, имеющие односторонний характер и не ведущие к возникновению или погашению финансовых требований. Такие платежи рассматриваются как капитальные трансферты, если органы управления, осуществляющие финансирование, или получатель трансферта считают, что трансферт носит капитальный характер. Сюда также включаются трансфертные платежи предприятиям, предназначенные для покрытия убытков, аккумулированных за ряд лет либо полученных в результате чрезвычайных обстоятельств.

Капитальные трансферты делятся на трансферты внутри страны и за границу.

Капитальные трансферты внутри страны – это безвозмездные, невозвратные платежи органов государственного управления на капитальные цели другим уровням государственного управления, государственным нефинансовым предприятиям, финансовым учреждениям и прочие трансферты внутри страны.

Внешние трансферты за границу – это безвозмездные, невозвратные платежи органов государственного управления, предназначенные для капитальных целей, передаваемые зарубежным органам управления и международным организациям, наднациональным органам, частным лицам, некоммерческим учреждениям идругим экономическим единицам, которые не являются резидентами национальной экономики.

В категорию «чистое кредитование» (кредитование минус погашение) включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продаж акций либо возврата собственного капитала.

Чистое кредитование (кредитование минус погашение). В объем чистого кредитования, осуществляемого в целях проведения государственной политики, включается предоставление ссуд за вычетом их погашения и приобретение акций за вычетом их продаж в тех же целях. Таким образом, чистое кредитование – это платежи органов государственного управления, в результате которых появляются финансовые требования по отношению к другим субъектам хозяйствования либо приобретается участие в акционерном капитале предприятий, минус поступления, результатом которых является уменьшение размера или погашение подобных требований или долевого участия в акционерном капитале.

Эти операции осуществляются в целях проведения государственной политики, например, для кредитования инвестиционных и других проектов, нуждающихся в государственной поддержке, сельского хозяйства, строительства жилья, восстановления объектов, разрушенных в результате стихийных бедствий и войны.

Чистое кредитование подразделяется на внутреннее и внешнее. Внутреннее кредитование – это кредитование национальных органов других уровней управления, нефинансовых государственных и негосударственных предприятий, финансовых учреждений и другое внутреннее чистое кредитование. Внешнее кредитование – это кредитование зарубежных органов власти, международных организаций, зарубежных фирм и прочее внешнее чистое кредитование.

Трансферные платежи - это выплаты в форме компенсации населению, юридическим лицам, а также иным предприятиям негосударственной формы собственности. Осуществляются они для поддержки указанных субъектов хозяйствования при неблагоприятных экономических факторах в государстве. В основе лежит перераспределение ресурсов из бюджета в пользу крайне нуждающихся лиц.

Определение

Трансферные платежи представляют собой субсидии предприятиям различных российским товаропроизводителям и выплату процентов по государственным займам. В данный перечень можно включить и денежные выплаты на социальные нужды: стипендии, пенсии, компенсации коммунальных расходов.

Рассмотрение трансферных платежей связано с определением добавочной стоимости у любого субъекта хозяйствования. Ее величина определяется разницей стоимости созданной с последующей реализацией готовой продукции и расходов, связанных с приобретением сырья и материалов. Так называемая отображает реальный вклад каждого отдельного предприятия при создании конечного продукта в форме прибыли, зарплаты и амортизации.

Порядок учета транферных платежей

Трансферные платежи находят свое отражение при расчете ВВП. В данном случае должна учитываться стоимость товаров, услуг, которые произведены (предоставлены) в текущем периоде. Однако из полученной величины вычитаются определенные непроизводственные операции, состоящие из двух типов: перепродажи товаров и чисто финансовых операций.

Виды трансферных выплат

При этом второй тип непроизводственных операций подразделяется на следующие виды:

  • Государственные трансферные платежи, представленные пенсиями, стипендиями, помощью по безработице, подарками и помощью различным малообеспеченным категориям.
  • Частные трансферные выплаты, которые образуются, например, из помощи студентам от их родителей, подарков состоятельных родственников и т. п. Указанные операции не являются следствием производственной деятельности, и выступают в качестве передачи денежных средств одним частным лицом другому.

Поэтому существует и другое, более широкое, определение. Трансферные платежи - это безвозвратная и односторонняя передача прав собственности, денежных средств, товаров и услуг одними экономическими субъектами другим на безоплатной основе. Именно поэтому различные операции в сфере ценных бумаг (например, купля-продажа облигаций и акций) также изымаются при расчете ВВП, ведь данные операции представляют собой простой обмен бумажными активами с целью перераспределения собственности.

История возникновения

Еще в 1944 году такие выплаты состояли, в основном, из процентов на федеральный долг и пособий в сфере социального страхования. Трансферные выплаты не являлись платежами за приобретенные товары или услуги. Поэтому они также исключались из ВВП. В соответствии c указанным исключались и поступившие от государства, представленные как трансферные платежи. Это в 1944 году благоприятствовало покрытию трансферных выплат налогами по социальному страхованию. Однако в последующие послевоенные годы данные статьи уже перестали уравновешивать друг друга. Поэтому основным правилом, применимым к любым годам нашей эпохи, является необходимость вычитания суммы, исключаемой по трансферным платежам из кассовых поступлений государственного значения. Только при таком алгоритме сумма налогов с прибавлением валовых сбережений станет равной величине государственных расходов в совокупности с валовыми инвестициями.

Трансферные платежи населению

Данный вид выплат относится к категории «незаработанных». Другими словами, он не является прямой оплатой за предоставленные услуги и также может быть отнесен к такой экономической категории, как трансферные платежи. Это, во-первых, пособие по социальному страхованию, которое выплачивается безработным либо престарелым гражданам. Во-вторых, сюда могут быть отнесены пособия ветеранам войны. И, наконец, в-третьих, трансферные платежи включают выплаты процентов по долгам государства. Таким образом, любого гражданина России может включать выплаты за производство и реализацию товаров и услуг, а также трансферных выплат. Однако одновременно из дохода осуществляется удержание взносов на социальное страхование перед выплатой заработной платы. Это необходимо для создания определенного равновесия в экономике государства и для создания основы для последующих трансферных платежей.

Влияние государственного регулирования на трансферные платежи

Основным приоритетом в государственном экономическом регулировании является переформирование и переориентирование находящегося сегодня в распоряжении страны государственного экономического сектора. В данном секторе экономики также имеют место существенные перемены, связанные с поставленными целями, используемыми методами и механизмами функционирования объектов госсектора. В такой период могут возникать и новые проблемы, связанные с согласованием действий сектора государственной собственности и частного экономического сектора.

Источник трансферных платежей

Для эффективного функционирования государство должно всегда иметь определенную часть национального дохода в нынешней рыночной экономике. Поэтому первоочередной задачей вмешательства государства является прямое регулирование с его стороны, что выражается в реализации мероприятий, направленных на уменьшение Современный рынок способствует возникновению такого неравенства при распределении между гражданами. Сегодня, среди всеобщего изобилия, бедность продолжает оставаться острой политической и экономической проблемой. Поэтому увеличение трансферных платежей способствует перераспределению налоговых поступлений, благодаря выплатам со стороны государства некоторым слоям населения в виде определенных пособий (например, по безработице либо ветеранам войны), а также выплат социального страхования. Таким образом, данные дотации образуют некоторые потоки ресурсов, которые не всегда принимают денежную форму. Зачастую они представлены в форме целевых платежных средств либо в натуральной форме (примером служит выдача детского питания). С позиции макроэкономики величина трансферных выплат должна быть исчислена количественно, так как от полученной суммы зависит необходимый объем налоговых поступлений. Ведь именно налоги являются основным источником для трансферных платежей.

Причины невключения в ВВП

Невключение их суммы в ВВП связано с отсутствием в результате такой выплаты производства нового продукта, происходит только перераспределение Трансферные платежи подлежат включению только в потребительские частные расходы и в инвестиционные издержки компаний (в форме субсидий).

При этом поступление частных денежных средств подлежит частичному возмещению обратным потоком платежей, принимающих вид трансферных платежей.

Трансфертные платежи – это денежные средства, выделяемые из государственного бюджета для передачи их населению и частным предпринимателям в социальных целях.

Данное определение объединяет под собой всевозможные субсидии и дотации от государства, направленные на поддержание определенных бизнес-направлений, например поддержка малого бизнеса, развитие инновационных технологий, частичное государственное финансирование сельскохозяйственных предприятий.

Так же к ним можно отнести и социальные выплаты населению от государства: пенсии, стипендии, финансовая поддержка малочисленных народов.

Сущность трансфертных платежей и история их появления

Именно с помощью трансфертных платежей можно определить социальную направленность правительства страны. Так как это выплаты не за какие-либо товары или услуги, а для поддержания социально значимой сферы государства.

  • В 1944 году трансфертные платежи состояли из процентов, направленных на покрытие государственного долга и расходов на социальное страхование населения. Как и сейчас, данный вид выплат не относятся к оплате каких-либо работ и услуг, выполненных кем-то для получения прибыли, поэтому трансфертные платежи не принимаются в расчет при определении уровня ВВП.
  • В сороковые (послевоенные) годы применяемая формула была неактуальна, так как потребность в безвозмездных выплатах от государства стала расти и расширять сферу применения. Это привело к тому, что трансфертные платежи стали распространяться на незащищенные слои населения в виде выплаты им доходов из казны. Так же список расширился выплатами, поддерживающими значимые объекты промышленности.
  • Пиком социальной направленности внутренней политики страны, приходятся на 50-е года СССР. Тогда трансфертные платежи составляли более 30%. Однако тяжелое экономическое положение страны в 80-х годах приводит к резкому сокращению трансфертов. На сегодняшний день в России средняя доля трансфертных платежей составляет 15%.

Например, в США доля трансфертных платежей составляет около 12%, а в Швеции – почти 32%. Не сложно определить государство с политикой, направленной на поддержание населения.

Снижение темпов роста трансфертных платежей в США отмечается во время президентства Р.Рейгона в 90-х годах. Однако в отличии от причин СССР, заморозка развития социальной политики в США послужила неэффективность самой системы поддержания нуждающихся слоев населения.

В современной истории трансфертные платежи стали называть «отрицательным налогом». Связано это с тем, что данные вид выплат является противоположностью налога, как общего понятия. Трансфертные платежи выплачиваются правительством населению, в отличие от налогов. И суммы данных перечислений растут с упадком производительности населения и уменьшаются с её ростом. Когда как сумма налога растет прямопропорционально доходам от высокой производительности труда.

Виды трансфертных платежей

Выделяют два основных вида трансфертных платежей:

  • государственные , это платежи, выплачиваемые правительством страны на оплату пенсий, пособий по безработице, поддержку бизнеса и т.д.;
  • частные , образуются в результате передачи денежных средств от гражданского лица другому лицу или даже предприятию.

Однако данный вид платежей не ограничивается страной, гуманитарная и медицинская помощь, так же является разновидностью государственных трансфертных платежей.

В последние годы в России – это малый бизнес, медицина, производство оборонной промышленности, сельское хозяйство и научные технологии.

Важным акцентом остается тот факт, что не только правительство государства способно на трансфертные платежи. Многие обеспеченные люди занимаются софинансированием социальных объектов (школы, детские дома, больницы). Помимо этого они могут вносить единоразовую материальную помощь, как целым организациям, так и материальную помощь какому-то конкретному человеку. В свою очередь государственные трансфертные платежи можно разделить на три основных направления:

  • Денежные средства для оплаты социальных нужд населения. Как уже говорилось – это пенсии по старости и инвалидности, стипендии, дотации многодетным семьям и т.д. В случае такого рода выплат правительство страны выделяет средства из тех, что поступили в бюджет в виде обязательных налоговых платежей, и выплачивает эти средства нуждающимся людям, как социальные выплаты.
  • Субсидии предпринимателям. Для осуществления этих выплат, правительство страны распределяет выделенные денежные средства между бюджетами субъектов федераций, которые и осуществляют выдачу дотаций предпринимателям, путем проведения конкурсов.
  • Выплаты процентом по государственному долгу. В эту категорию трансфертных платежей входит: перечисления из Федерального бюджета в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, банкам, на возмещение расходов по продаже государственных ценных бумаг.

Вследствие чего, можно сделать вывод, что трансфертные платежи – это способ равномерного распределения доходов, от держателя дохода (правительство государства или успешный предприниматель) к нуждающимся слоям населения. Это и является причиной, по которой данный вид выплат не учитывается при подсчете .

Взаимосвязь политики и трансфертных платежей

Помимо прямой цели трансфертных платежей, они играют значимую роль в политическом имидже любой страны. Уровень распределения доходов между слоями населения – это основной показатель «заботы» правительства государства о своем народе.

Такие принципы известны каждому ещё из детских книг, когда Робин Гуд «забирал деньги у богатых и отдавал бедным». Так же подобные принципы преследовались при «построение» коммунизма. И хотя, большинство стран Мира раскритиковали данный государственный и экономический строй, доля трансфертных платежей по-прежнему остается показателем гордости на мировой арене.

Не зря трансферты – это один из трёх рычагов фискальной политики каждой страны. Фискальной политикой можно назвать комплекс мер, которые предпринимает правительство страны для улучшения финансового состояния страны в целом. И происходит это, в основном, за счет управления доходами и расходами самого правительства. Поэтому такого рода политику называют бюджетно-налоговой.

Однако у трансфертного платежа есть прямая противоположность в экономической политике страны – это налог. Когда как налог, по сути, является частью доходов населения, которую оно (население) добровольно отдает государству, то трансфертный платеж – это добровольная выплата государства нуждающихся категориям населения из доходов Федерального бюджета.

Стоит отметить, что и в первом и во втором случаях контрольной стороной остается государство, что и объясняет, что социально направленные выплаты не подлежат налогообложению.

И всё же первоначальной целью трансфертных платежей была идея уменьшения материального неравенства между разными категориями граждан одной станы. Нельзя сказать, что при текущем направлении развития политики страны, эта цель достигнута.

На сегодняшний день потребность в трансфертных платежах превышает поступления в бюджет РФ и многократно превышает суммы, выделяемую из этого бюджета.

Наглядным показателем социальной политики государства становятся трансфертные платежи. Эти выплаты носят специфический характер и отличаются от привычных доходов, связанных с проведением работ и оказанием услуг. Определенные государственные обязательства предназначены предпринимателям и отдельным лицам, действительно нуждающимся в поддержке.

История появления и сущность трансфертных платежей

Основу госбюджета составляют доходная и расходная части. Финансовый кризис и неблагоприятное экономическое состояние нарушают баланс, и требуется предпринимать меры для его восстановления.

Удобней всего использовать передаточную форму перераспределения. Трансфертные платежи считаются наиболее приемлемым способом оказать поддержку пострадавшим слоям населения.

В итоге эти выплаты носят адресный характер. Реформирование системы налогообложения приводит к увеличению трансфертных платежей, используемых по целевому назначению.

Платежи включают в себя поддержку предпринимателей в сфере малого бизнеса и инновационных технологий. Они предназначены домашним хозяйствам и малообеспеченным лицам, получающим стипендии и пособия разнообразного типа.

Социальная направленность трансферта не вызывает сомнения. Они начали формироваться в тридцатые годы. Однако развитие произошло в конце второй мировой. В этот момент к трансфертным платежам относятся суммы в виде процентов, выделенные на погашение госдолга и затрат на социальное страхование.

Начала осуществляться поддержка особо уязвимых слоев и промышленного производства, включающего важные стратегические объекты. Расцвет пришелся на пятидесятые, поскольку платежи достигли 30 процентов бюджета.

Сейчас можно говорить о цифре в 15 процентов. Шведское правительство увеличивает планку до 32 процентов. В Соединенных Штатах они уменьшились до 12 процентов с 30 за последние тридцать лет. Причиной послужила неэффективная система распределения.

Виды платежей

Рост производства и доходной части неизбежно приводят к снижению трансфертных расходов. Обратная картина говорит об их увеличении. По существу эти выплаты правительства подразделяются на три категории.

  1. К первому виду относятся пособия безработным, малоимущим и многодетным семьям. Они учитываются в составе отчислений пенсионерам, инвалидам и ветеранам.
  2. Вторая группа включает частные трансфертные платежи. Подарки и деньги переходят на добровольных началах от одного гражданского лица другому. Категория затрагивает субсидии начинающим бизнесменам и отраслям с перспективами развития — сельское хозяйство, инновационные технологии, оборонка и медицина.
  3. Типичным примером трансфертных платежей третьей разновидности становятся отчисления в пенсионные фонды и финансовые структуры, закупившие ценные бумаги. Происходит погашения процентов по государственному долгу.

Трансферт затрагивает главный и местные бюджеты регионов. Люди с достатком становятся участниками процесса, оказывая единоразовую или регулярную помощь организациям и нуждающемуся человеку.

Взаимосвязь политики с платежами

Трансфертный платеж является компромиссным вариантом восстановления баланса и справедливого распределения доходов. Важно не допускать резкого расслоения населения, и дать возможность проживать на достойном уровне, не ниже прожиточного минимума.

Критика такой формы передачи средств не мешает активно использовать платежи и поддерживать их долю на высоком уровне. Трансферты становятся действенным инструментом фискальной политики любого государства.

Происходит перемещение ресурсов от госорганов и членов общества без затрат и создания ценностей. Платежи входят в состав акцизных и таможенных сборов, тарифов и налогов, кредитных операций и уплаты процентов по задолженностям.

Политика государства преследует двоякую цель. Население в обязательном порядке вносит налоги в казну. Одновременно наблюдается обратное движение выплат значительному проценту населения.

Кризисные явления затрагивают все страны. Отказ от платежей просто невоможен. Выделяемых сумм пока явно недостаточно, в ближайших планах правительства поднять процент трансферта для сглаживания ситуации.

Влияние государственного регулирования

Реформировании экономики и финансового рынка не прекращается ни на минуту. Создаются новые механизмы функционирования и приходится решать возникшие вопросы без промедлений.

Межбюджетные отношения затрагивают центральные и местные власти. Приходится проводить разграничение прав и обязанностей, распределять доходы вместе с расходами по уровням с учетом трансфертных платежей.

Регионы с достатком и нуждающиеся в финансировании приводят к выравниванию бюджетной обеспеченности. Ряд расходов переходят на федеральный уровень. Некоторые виды передаются в местные субъекты.

На протяжении финансового года сложно вносить поправки в статьи, связанные с увеличением или уменьшением доходов и расходов. Принцип равенства должен предусматривать единые нормы отчисления и уплаты от собранных налогов и сборов.

Задача государства заключается в контроле и эффективном управлении. Создается единая методика, учитывающая географическое положение и климатические условия, экономическое состояние и социальную обстановку. Трансфертный платеж становится действенным инструментом нивелирования, непозволяющим дойти до критической точки.

Трансферт для населения

Передаточная форма действительно благоприятно воспринимается населением. Разновидности трансферта включают:

  1. Отчисления пенсионерам и безработным, поскольку они не могут трудоустроиться. Молодежь сможет учиться, получать стипендию и материальную поддержку от родственников и фондов. Люди с инвалидностью нуждаются в лечении и помощи.
  2. Задача улучшить демографическую ситуацию привела к компенсационным выплатам многодетным семьям. Предусмотрены многочисленные льготы от государственных и местных органов.
  3. Ветераны войны и труда заслуженно пользуются привилегиями. Они связаны с оплатой услуг, лечением, бесплатным жильем и дотациями.
  4. Регистрация бизнеса позволит поучаствовать в госпрограмме и оформить субсидию для развития. Внимание уделяется перспективным отраслям и технологиям. Проводятся конкурсы, обеспечивается покупка материалов и обучение сотрудников.

Частные выплаты привлекают немало меценатов. Школы и детские дома, клиники и научные институты, театры и фонды спонсируются богатыми людьми из личных средств, без надежды получить прибыль.

Частично этому способствует проводимая налоговая политика. Предусмотрены определенные льготы для благотворителей, учитывая явную форму передаточных платежей.

Источник платежей

Доходная часть бюджета формируется из многих компонентов. Увеличение трансфертных платежей ориентировано на рост налоговых отчислений. Именно они становятся главным источником пополнения вместе с акцизными и таможенными сборами. Денежная форма соседствует с натуральной, затрагивающей продукты или оборудование.

Причины отсутствия в ВВП

Отсутствие трансфертных выплат в ВВП вполне объяснимо. Не происходит отдача, связанная с прибылью от производства продукции и сферой услуг. Отчасти трансферт затрагивает частные и инвестиционные расходы.

Производится постоянный поток средств в двух направлениях, не всегда отражающий действительность. Реальная зарплата открыта и известна, теневая — скрыта от налогообложения.

Под трансфертными платежами следует понимать одну из схем перераспределения госбюджетных средств, согласно которой из государственного бюджета осуществляются выплаты населению и частным предпринимателям как наиболее нуждающимся в них, т. е. в социальных целях.

Такие выплаты не имеют ничего общего с прохождением государственной службы. Речь идет о различных субсидиях и дотациях от государства, направленных на поддержку малого бизнеса и его перспективных направлений, развитие инновационных технологий, частичное финансирование сельхозпредприятий. Сюда же можно отнести и социальные выплаты населению: пенсионные пособия, стипендии, пособия по безработице, пособия инвалидам, финподдержку малочисленных народов, прочее.

Сущность и история появления платежей

Использование трансфертных платежей говорит о социальной направленности политики государства.

В 1944 году в состав трансфертных платежей были включены проценты, направленные на покрытие государственного долга и расходов, связанных с социальным страхованием населения. Этот вид выплат не относился к оплате услуг и работ, выполненных в целях достижения прибыли, поэтому при расчете уровня ВВП он не учитывался.

В послевоенные годы ввиду возникновения потребности в безвозмездных государственных выплатах применение трансфертных платежей стало распространяться на незащищенные слои населения, что проявлялось в качестве выплаты им доходов из казны. Перечень пополнился выплатами, направленные на поддержку значимых объектов промышленности.

Пик соцнаправленности внутренней политики страны пришелся на 50-е годы. В то время трансфертные платежи составили более 30%. К резкому сокращению трансфертов привело тяжелое положение страны, наблюдаемое в 80-е годы. На сегодняшний день их средняя доля составляет 15%. В США этот показатель равен 12%, в Швеции – порядка 32%. Из приведенных в примере сведений становится ясным, правительство какого государства больше всего поддерживает население. Связано это в большей степени с неэффективностью американской системы поддержки нуждающихся слоев населения.

Поскольку рассматриваемый вид выплат является противоположным налогу, в современной истории он получил название «отрицательного налога».

Это можно наблюдать по росту налогов прямо пропорционально доходам, полученным от высокой производительности труда, и росту (упадку) перечислений населению с упадком его производительности (уменьшением его роста).

Основные виды трансфертных платежей

Все трансфертные платежи делятся на два основных вида.

Это:

  • государственные – т. е. те, что задействуются при выплатах пособий по безработице, пенсий, поддержке бизнеса, прочее;
  • частные – возникновение которых связано с передачей денежных средств от физлица другому физлицу либо организации.

Рассматриваемые виды платежей не могут ограничиваться страной реализации. Часто к ним также относят гуманитарную и медицинскую помощь, поддержку значимых секторов экономики.

В последние годы в России они применяются в малом бизнесе, медицине, науке, сельском хозяйстве, производстве оборонной промышленности.
Применять трансфертные платежи способно не только само государство, но и частные обеспеченные лица, благотворительные организации. Последние могут заниматься софинансированием соцобъектов (больниц, школ, детских домов), выделять единоразовую материальную помощь в отношении целой организации, конкретного человека.

Государственные трансфертные платежи, в свою очередь, могут быть направлены:

  • на оплату социальных нужд населения – стипендии, пенсии (по старости, инвалидности), дотации многодетным семьям, прочее. Источником средств в данном случае являются поступившие в бюджет обязательные налоговые платежи;
  • на выплаты субсидий предпринимателям – средства распределяются на конкурсной основе субъектами Федераций;
  • на выплаты процентов по государственной задолженности – сюда относят перечисления из федерального бюджета в пользу Пенсионного фонда, такового соцстрахования, кредитных организаций, возмещения расходов, связанных с продажей государственных ценных бумаг.

Таким образом, трансфертные платежи являются способом равномерного распределения доходов от держателя (успешного предпринимателя, правительства государства) к категории населения, наиболее нуждающейся в них.

Трансфертные платежи и политика

Кроме выполнения своей прямой функции, трансфертные платежи играют важную роль в политическом имидже страны. То, как распределяются доходы между слоями населения, является основным показателем, учитываемым при оценке заботы государства о собственном народе. Подобные принципы распределения средств аналогичны тем, что описываются в книжке о Робин Гуде, который забирал деньги у богатых и отдавал их бедным людям.

Схожие принципы соблюдались и при построении коммунизма. И, несмотря на то, что большинство стран мира не поддержали такой экономический строй, доля рассматриваемых платежей все же смогла укорениться и стать основным показателем участия в жизни населения на мировой арене.

Неспроста трансферты относят к рычагам фискальной политики страны, в качестве которой следует понимать комплекс мер, предпринимаемый правительством страны в целях улучшения финансового положения страны, и реализуемый за счет управления доходами и расходами. Такого рода политика получила название бюджетно-налоговой.

Как уже упоминалось выше, прямой противоположностью трансфертам в экономической политике страны являются налоги. Последние, по сути, представляют собой часть доходов, которую население добровольно отдает государство. В то время как трансфертный платеж является добровольной выплатой государства нуждающемуся населению из доходов федерального бюджета.

И в первом, и во втором случаях, в качестве контролирующей стороны выступает государство. Оно-то и не может допустить, чтобы социально направленные выплаты подлежали налогообложению.

И все же, в качестве первоначальной цели трансфертов выдвигалась идея сгладить материальное неравенство, наличествующее между отдельными категориями граждан страны. Нельзя сказать, что такая цель при текущем положении дел достигнута в полном объеме. На сегодняшний день потребность в трансфертах является большей от реальных поступлений в бюджет, многократно превышая те суммы, что выделяются из него.