Городские подземные сооружения. Классификация подземных сооружений. Экологические преимущества подземных сооружений

Подземные сооружения

Подзе́мные сооруже́ния

объекты промышленного, сельскохозяйственного, культурного, оборонного и коммунального назначения, создаваемые в глубине грунтового массива. Первые искусственные сооружения в недрах Земли были связаны с разработкой полезных ископаемых подземным способом и строительством подземных захоронений в Древнем Египте (2-е тыс. до н. э.) и Индии (1-е тыс. до н. э.). В 4 в. до н. э. в районе г. Пергам был построен подземный храм бога-врачевателя Асклепия. Впервые сооружение возводилось открытым способом. Сначала строили каменные стены, опорные колонны, своды, а затем уже готовое сооружение засыпали с поверхности грунтом. Уникальным по масштабам было строительство подземных городов в Каппадокии (Анатолия), начавшееся в 2–1 вв. до н. э. Подземные города состояли из 18 этажей, соединённых наклонными проходами, общей глубиной до 80 м (до подземных источников). Один из таких городов, «Глубокий колодец» (Деренкую), включал ок. 2000 помещений на 10 000 человек и имел ок. 600 выходов на поверхность. Создавались подземные города и в Средние века для защиты от набегов врагов. Это, напр., Чуфут-Кале в Крыму, монастыри Грузии, пещерные города 6-13 вв. в Болгарии и др. Качественно новый период в подземном строительстве начинается в 19 в. после изобретения динамита. Применение динамита упростило прокладку тоннелей большого поперечного сечения и значительной протяжённости, как, напр., Сен-Готардский длиной 15 км. В кон. 19 в. начали сооружать первые городские подземные дороги – метрополитены (Лондон, 1863; Будапешт, 1896; Париж, 1900). Во 2-й пол. 19 в. крупные подземные сооружения появились и в России. Это были подземные водохранилища протяжённостью в несколько километров.

К нач. 21 в. подземные сооружения представляют собой разветвлённую группу, включающую в себя сооружения, в которых ведётся ; транспортные тоннели и станции; сооружения, обеспечивающие хранение и перемещение воды, нефти и природного газа; электростанции (гл. обр. ГЭС); объекты городского хозяйства, склады, промышленные предприятия, военные объекты. Количество строящихся подземных сооружений возрастает год от года. Причины тому – их экономичность в условиях сложного рельефа, неблагоприятного климата, плотной городской застройки и т. д. Особенно быстро развивается подземное строительство в городах. Размещение под землёй торговых, культурных центров, транспортных сетей, подземных гаражей и автостоянок не нарушает сложившуюся городскую среду и увеличивает количество озеленённых площадей на поверхности. Строительство подземных сооружений ведётся открытым или закрытым способом (в зависимости от прочности грунтов и глубины заложения фундамента сооружения). При возведении подземных сооружений проводят водопонижение, закрепление грунтов, делают надёжную гидроизоляцию. Особое внимание уделяется вентиляции и внутренней отделке. При проектировании городской подземной среды для людей необходимо преодолеть ощущение подземности. Для этого создаются большие, светлые и хорошо освещённые пространства, разного рода световые дворики и террасы.

Энциклопедия «Техника». - М.: Росмэн . 2006 .


Смотреть что такое "подземные сооружения" в других словарях:

    - (a. underground structures; н. unterirdische Bauwerke; ф. ouvrages souterrains; и. instalaciones subterraneas) объекты пром., c. x., культурного, оборонного и коммунального назначения, создаваемые в массивах горн. пород под дневной… … Геологическая энциклопедия

    Подземные сооружения - Тепловые камеры, проходные и полупроходные каналы, коллекторы и колодцы Источник: РД 34.03.201 97: Правила техники безопасности при эксплуатации тепломеханического … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    См. Сооружения подземные EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    Специально оборудованные горные выработки в толще горных пород, имеющие различное назначение: транспортные и гидротехнические тоннели; метрополитен; электростанции; холодильники; пешеходные переходы, гаражи и другие объекты городского хозяйства;… … Большой Энциклопедический словарь

    Выбор архитектурно планировочных решений. способа строительства, вида конструкций и их крепления, гидроизоляции, системы кондиционирования воздуха и т.п. определяется в основном назначением П. с. и свойствами массива вмещающих горных… … Большая советская энциклопедия

    Сооружения различного назначения, создаваемые в массивах горных пород. Под землёй прокладывают транспортные и гидротехнические тоннели, строят метрополитен, электростанции, склады, газо и нефтехранилища, гаражи, коллекторы, промышленные… … Энциклопедический словарь

    подземные сооружения - požeminiai įrenginiai ir statiniai statusas T sritis apsauga nuo naikinimo priemonių apibrėžtis Inžineriniai apsauginiai įrenginiai, kurių paskirtis – karių, valdymo punktų, kovos technikos ir pramonės įmonių apsauga nuo NP poveikio. Požeminiai… … Apsaugos nuo naikinimo priemonių enciklopedinis žodynas

    Подземные сооружения - укрытия, имеющие над собой нетронутый защитный слой грунта. Создаются войсками при инженерном оборудовании полос обороны и исходных районов для наступления, особенно в условиях стабилизации фронта. П. с. легко маскируются, обладают большой… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    Тепловые камеры, проходные и полупроходные каналы, коллекторы и колодцы. (Смотри: Правила техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей. Госэнергонадзор 7 мая 1992 г.) Источник: Дом: Строительная… … Строительный словарь

    Подземные сооружения - разновидность защитных сооружений, возводимых в толще пород (грунтов) горными или специальными способами без нарушения массива породы по контуру выработки. Применяются для размещения в них пунктов управления, узлов связи, укрытий для личного… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Книги

  • Справочник геотехника. Основания, фундаменты и подземные сооружения , Мангушев Р.А.. В сводном виде представлены основные вопросы инженерно-геологических изысканий, проектирования, устройства и реконструкции оснований и фундаментов, в том числе всложных и особых…

(a. urban underground structure; н. Stadtuntergrundbauten; ф. ouvrages souterrains hurbains; и. obras subterraneas urbanas) - комплекс подземных инж. сооружений, предназначенных для удовлетворения трансп., коммунальных, бытовых и социально-культурных нужд жителей городов. Г. п. c. располагаются в глубине грунтового массива под проезжей частью улиц, вблизи зданий или непосредственно под ними, под ж.-д. и автомоб. дорогами, под реками, каналами и т.п. Kомплексное освоение подземного пространства крупных городов позволяет рационально использовать наземную терр., содействует упорядочению трансп. обслуживания населения и повышению безопасности дорожного движения, снижает уличный шум и загрязнение воздуха выхлопными газами автомобилей, способствует повышению художеств.-эстетич. качеств гор. среды. Г. п. c. можно условно объединить в ряд групп: трансп. сооружения (пассажирские и грузовые метрополитены, автотрансп. тоннели, пешеходные тоннели, подводные тоннели, скоростные автострады глубокого заложения, подземные автостоянки и гаражи, многоярусные подземные комплексы и др.), сооружения гор. коммунального x-ва и инж. коммуникации (см. Коллектор городской), объекты и предприятия культурно-бытового и торгового назначения (хранилища продуктов и товаров, холодильники, торговые центры, почтамты, выставки и др.). Cм. также Подземные сооружения.

Литература: Kомплексное освоение подземного пространства городов, K., 1973; Pуководство по составлению схем комплексного использования подземного пространства крупных и крупнейших городов, M., 1978.

B. Л. Mаковский.


Смотреть значение Городские подземные сооружения в других словарях

Временные Здания И Сооружения — Специально возводимые или приспосабливаемые на
период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные
здания и
сооружения,........
Экономический словарь

Городские Займы — - займы, выпускаемые органами городской власти и управления с
целью мобилизации финансовых ресурсов для строительства объектов экономической и социальной инфраструктуры,........
Экономический словарь

Городские Земли
Экономический словарь

Городские Леса — - леса, расположенные на
землях городских поселений, в пределах городской черты. В отличие от зеленых насаждений в скверах, на бульварах,
улицах и т.д., не входящих........
Экономический словарь

Дорожные Сооружения — Сооружения, являющиеся конструктивными элементами
дороги: искусственные
сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, трубы, тоннели и др.), защитные сооружения........
Экономический словарь

Здания И Сооружения, Улучшения (improvements) — вся
недвижимость, кроме земли. Включает
здания, их внутреннее
оборудование, заборы, ограждения, систему канализации и т.д.
Экономический словарь

Здания, Сооружения И Оборудование — Активы, которые предполагается использовать на постоянной основе в деятельности предприятия/
организации, в том числе специализированные непостоянные
здания;........
Экономический словарь

Инкассируемые Документы Городские — CITY COLLECTIONSСм. ДОКУМЕНТЫ ИНКАССИРУЕМЫЕ
Экономический словарь

Нетитульные Временные Здания И Сооружения — Временные
сооружения, приспособления и устройства, предназначенные для нужд отдельного
объекта,
затраты на возведение которых учитываются в составе накладных расходов.
Экономический словарь

Период Сооружения Объекта — - указанный в
контракте
период
сооружения
объекта, начиная с даты вступления контракта в
действие и до выдачи последнего
документа о готовности........
Экономический словарь

Подземные Воды — Воды, в том числе минеральные, находящиеся в подземных водных объектах; ст. 1 Водного
кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 № 167-ФЗ
Экономический словарь

Сооружения — -
субсчет
счета "
Основные средства", на котором учитываются следующие виды сооружений: водокачки, стадионы, бассейны,
дороги, мосты, памятники, ограждения........
Экономический словарь

Сооружения, Используемые В Процессе Транспортировки — В страховании внутренних перевозок: мосты, пирсы, причалы, погрузочно-разгрузочные средства, трубопроводы, которые являются предметом страховой защиты по страхованию внутренних перевозок.
Экономический словарь

Сооружения, Составляющие Единый Комплекс (с Главным Зданием) — В страховании имущества:
здания (
сооружения), которые являются
частью той же недвижимости, что и основное застрахованное здание по
полису имущественного........
Экономический словарь

Титульные Временные Здания И Сооружения — Временные
здания и
сооружения, возводимые за
счет сметной стоимости строительства, предназначенные для нужд строительства в целом.
Экономический словарь

Титульные Здания (сооружения) — Временные
здания и
сооружения, возводимые в
период строительства (например, временное здание для размещения работников, участвующих в строительстве).
Экономический словарь

Гидротехнические Сооружения — - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения,........
Юридический словарь

Городские Займы — - займы, выпускаемые органами городской власти и управления с целью мобилизации финансовых ресурсов для строительства объектов экономической и социальной инфраструктуры,........
Юридический словарь

Городские Земли — - земли населенных пунктов в пре- делах городской черты. В соответствии с Земельным кодексом РФ в состав Г.з. входят: земли городской, поселковой и сельской застройки;........
Юридический словарь

Городские Земли (земли Населенных Пунктов) — - земли населенных пунктов в пределах городской черты. По Земельному кодексу РФ 1991 г. в состав Г. з. входят: земли городской, поселковой и сельской застройки; общего пользования;........
Юридический словарь

Городские Судьи — - с 1889 г. судебные чиновники, заменившие в городах мировых судей.
Юридический словарь

Декларация Безопасности Гидротехнического Сооружения — - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом........
Юридический словарь

Допустимый Уровень Риска Аварии Гидротехнического Сооружения — - значение риска аварии гидротехнического сооружения, установленное нормативными документами. Федеральный закон от 21.07.97 N 117-ФЗ, ст.3
Юридический словарь

Капитальные Здания И Сооружения Дорожного Сервиса — К капитальным зданиям и сооружениям дорожного сервиса относятся все здания и сооружения, выполненные из долговечных строительных материалов и имеющие заглубленные........
Юридический словарь

Критерии Безопасности Гидротехнического Сооружения — - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню........
Юридический словарь

Настоящие Городские Обыватели — - согласно Жалованной грамоте городам (1785г.) первая категория городского населения, именитые горожане, обладающие домом и (или) иной недвижимостью.
Юридический словарь

Обеспечение Безопасности Гидротехнического Сооружения — - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Федеральный закон от 21.07.97 N 117-ФЗ, ст.3
Юридический словарь

Отдельно Расположенные Гидротехнические Сооружения — - инженерные сооружения и устройства, не входящие в мелиоративные системы, обеспечивающие регулирование, подъем, подачу, распределение воды потребителям, отвод вод........
Юридический словарь

Оценка Безопасности Гидротехнического Сооружения — - определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации нормам и правилам, утвержденным в порядке,........
Юридический словарь

Подземные Водные Объекты — - сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима. К подземным водным объектам относятся:........
Юридический словарь


  1. Городские подземные комплексы

1. Принципы организации городского надземного строительства в сверхкрупных, крупнейших и крупных городах 1

Мировая и отечественная практики свидетельствуют о значительном градостроительном эффекте использования подземного пространства: в подземном пространстве крупнейшего города может находиться до 70 % общего объема гаражей, до 80%- складов, до 50%- архивов и хранилищ, до 35 % -учреждений, НИИ, вузов и др. Подземные транспортные и инженерные коммуникации - единственное реальное средство, позволяющее радикально решить городские транспортные и коммунальные проблемы. Вместе с тем, масштабное освоение подземного пространства требует привлечения больших денежных средств, поэтому при планировании подземного строительства в крупнейших городах Российской Федерации, должны выдерживаться следующие требования:

Жесткая увязка с генеральный планом развития города;

Рациональное использование городских земельных ресурсов;

Поэтапность освоения подземного пространства;

Обеспечение максимального взаимодействия «новых» объектов с существующими надземными и подземными сооружениями,

В сверхкрупных и крупнейших городах целесообразно:

Создание развитого многофункционального пространства в виде ступенчатой или плоской платформы-стилобата - ниже нулевой отметки с максимальным сохранением природного ландшафта;

Формирование многофункционального подземного пространства, организуемого для общественного и транспортного обслуживания населения в наиболее напряженных зонах города с критической транспортно-пешеходной ситуацией;

Попутное строительство подземных сооружений над перегонными тоннелями и станциями мелкого заложения или рядом с ними с развитием многофункциональных привестибюльных зон и метрополицентров;

Строительство совмещенных городских магистральных сетей в проходных многофункциональных коммуникационных коллекторах с созданием узлов обслуживания и ремонта.

Городская подземная застройка должна быть организована по многоярусному принципу.

В первом ярусе на глубине до 15 м могут быть размещены общие проходные и полупроходные коллекторы инженерных коммуникаций, пешеходные переходы, транспортные развязки, тоннели, сооружения метрополитенов мелкого заложения, трех-, пятиэтажные подземные комплексы различного производственного и вспомогательного назначения, автотранспортные сооружения, объекты социальной и обслуживающей инфраструктуры.

Во втором ярусе на глубине до 30÷40 м целесообразно располагать транспортные тоннели, железнодорожные вводы, пересадочные узлы, многоярусные гаража-стоянки, магистральные инженерные коммуникационные тоннели с сопутствующими сооружениями для их обслуживания, крупные склады и резервуары,

В третьем ярусе на глубине более 30÷40 м должны размещаться линии метрополитена глубокого заложения, транзитные транспортные тоннели, очистные сооружения, насосные станции, объекты энергетики, подземные предприятия со специфическим технологическим режимом, опасные производства, склады токсичных материалов.

^ 2. Укрупненная классификация городских подземных комплексов

Городские подземные сооружения целесообразно подразделить на две группы.

Первая группа включает сооружения, предназначенные для непосредственного обслуживания населения и обеспечения комфортности проживания в городе. К этой группе относятся метрополитен, автотранспортные тоннели и развязки, подземные гаражи и автостоянки, подуличные переходы, инженерные сети, административно-культурные, торгово-бытовые, спортивные комплексы.

^ К второй группе следует отнести сооружения производственного назначения, обеспечивающие, в первую очередь, экологическую и промышленную безопасность и рациональное использование городских территорий: канализационные насосные станции, очистные сооружения различного рода, мусоросборочные и мусороперерабатывающие предприятия, промышленные предприятия либо отдельные объекты промышленных предприятий, склады и хранилища, в том числе хранилища особо опасных материалов и веществ, сооружения городского энергетического комплекса и т. п.

^ 3. Подземные комплексы для обслуживания и обеспечения комфортности проживания населения

3.1. Городские автотранспортные тоннели и развязки

Основные понятия

Тоннель - протяженное подземное сооружение, предназначенное для пропуска транспортных средств, движущихся по сопутным или встречным полосам в одном направлении.

Развязка - подземное сооружение, предназначенное для пропуска транспортных средств в различных направлениях.

Тоннель-путепровод - сооружение для пропуска транспорта под насыпями или дорогами.

3.2.Тенденции развития городских транспортных коммуникаций в нескольких уровнях

Основные направления проектных решений и принципиальные подходы к проектированию подземных транспортных коммуникаций в сверхкрупных и крупнейших городах сводятся к следующему.

1. Тоннели и подземные развязки предназначаются для резкого повышения или выравнивания пропускной способности городских магистралей в условиях плотной городской застройки. Опыт г. Москвы показал, что создание системы подземных транспортных коммуникаций в узлах основных магистралей троекратно повысило их пропускную способность.

2. Строительство транспортных тоннелей, главным образом, определяется необходимостью организации автомагистралей непрерывного движения. Подземные развязки обеспечивают рациональное пересечение транспортных потоков на разных уровнях, исключают остановки транспортных средств у светофоров, повышают безопасность уличного движения.

3. Сопоставление вариантов строительства наземных и подземных автомагистралей свидетельствует о ряде преимуществ последних:

Уменьшение отводимых территорий в 4-5 раз; сохранность городской застройки;

Способность транзитного пропуска значительных транспортных потоков;

Простота организации движения в разных уровнях;

Полное разделение транспортных и пешеходных потоков;

Защита от неблагоприятных атмосферных воздействий, ухудшающих условия уличного движения;

Высокая степень сохранности городского ландшафта;

Улучшение экологической ситуации.

Перечисленные преимущества автотранспортных тоннелей и подземных развязок снижаются в периферийных городских зонах.

4. Тоннели и подземные развязки должны устраиваться, как правила, в центральных зонах городов на наиболее нагруженных направлениях и участках. Вместе с тем следует отметить, что строительство последовательного ряда подземных развязок, имеющих короткую закрытую часть и длинные въездные-выездные рампы (наклонные выработки, связывающие тоннель с земной поверхностью), затрудняет движение автомобилей и существенно ухудшает условия эксплуатации прилегающих дорог и улиц.

5. Необходимо предусматривать в будущем возможность создания полной системы внеуличных подземных магистралей, в состав которой должны органически вписываться тоннели и подземные развязки, решающие первоочередные транспортные проблемы.

6. В целях планомерного развития подземной автотранспортной сети, вплоть до создания подземной внеуличной системы, в состав генерального плана развития города необходимо включать резервные территории для связи подземных сооружений с поверхностью, а также для размещения объектов, обеспечивающих будущее строительство и эксплуатацию. Резервные территории могут использоваться до начала строительства для размещения временных объектов, предназначаемых для обслуживания населения.

8. Текущее проектирование тоннелей и подземных развязок должно исходить из дифференцированного подхода, В селитебной территории 2 целесообразно предусматривать специализированную подуличную сеть, предназначенную для движения легкового транспорта, а полногабаритные сооружения использовать для пропуска транзитных грузовых потоков.

9. Следует учитывать перспективы развития подземных транспортных сетей в связи с ростом ценности городских земель и интенсивным развитием техники тоннелестроения.

10. При проектировании подъземных трасс необходимо принимать во внимание «эффект стены», близость встречных потоков, отсутствие обочин, ухудшение условии видимости, повышенный уровень шума, увеличение аэродинамического сопротивления движению автомобилей (до 15 %), искусственную вентиляцию .

11. Целесообразно предусматривать спрямление трасс, учитывая свободные и незастроенные территории, транспортную загрузку улиц и зоне трасс и характер застройка.

12. Размещение въездных-выездных рамп должно обеспечивать такое распределение транспортных потоков из тоннеля, которое бы не осложняло удачное движение.

^ Классификация городских транспортных тоннелей и развязок

Тоннели и подземные развязки различают:

по глубине заложения: мелкие и глубокие;

по способу строительства: сооружаемые открытым, подземным и комбинированным способами;

по характеру расположения относительно земной поверхности:

Равнинные тоннели (с наклонными въездами-выездами - рампами);

Горные тоннели (сооружаются в городах с холмистым или гористым рельефом местности и оснащаются горизонтальными въездами-выездами - штольнями);

Подводные тоннели;

Путепроводные тоннели (под насыпями);

по виду въездов-выездов:

- с штольневыми въездами-выездами;

Наклонными рампами;

Спиральными рампами;

Комбинированными рампами;

по пропускной способности и числу полос: 3

- однополосные;

Двухполосные;

Трехполосные;

Многополосные;

по числу ярусов движения:

- одноярусные;

Двухярусные;

Многоярусные;

по форме очертания поперечного сечения:

- прямоугольные;

Сводчатые (с прямыми, с прямыми и обратными сводами);

Круговые;

Эллиптические и др.;

по виду обделки (виду горной крепи):

С монолитными железобетонными или бетонными обделками;

Сборными железобетонными обделками;

Тюбинговыми отделками;

Блочными обделками;

Набрызг-бетонными отделками;

Анкерными отделками;

Комбинированными отделками;

Без обделки (в прочных и устойчивых породах);

С дорогами первой категории;

по габариту приближения строений:

- полногабаритные (для пропуска всех видов транспорта);

Малогабаритные (для пропуска легкового транспорта).

^ Основные элементы тоннелей

К основным элементам тоннелей относятся:

Собственно тоннель;

Въезды-выезды (рампы, штольни);

Порталы;

Площадки разворота, ниши для оборудования и карманы безопасности;

Тротуары и бордюры, разделительные полосы;

Водоотливный комплекс;

Вентиляционный комплекс;

Системы обеспечения безопасности, включая системы экстренной эвакуации водителей;

Служебные выработки и камеры;

Строительные выработки.


Характерные сечения полногабаритных автотранспортных тоннелей показаны на рис..3, 4. Эскизные сечения тоннелей уменьшенного габарита приведены на рис..5.

Типовая конструкция рамы из сборного железобетона приведена на рис..6.

Конструктивные схемы порталов, площадок разворота и ниш автодорожных тоннелей изображены на рис..7,.8.

На рис.9 показан пример обустройства автодорожного тоннеля.

Основные принципы трассировки тоннелей

В соответствии с тенденциями развития городских транспортных коммуникаций, плановая трассировка автодорожных тоннелей должна осуществляться с учетом следующих принципов:

Тоннели и развязки должны устраиваться в центральных зонах городов на наиболее нагруженных направлениях;

Необходимо создавать протяженные тоннели, обеспечивающие одновременную развязку нескольких транспортных узлов, с промежуточными рампами через 1,5÷2,5 км;

Необходимо предусматривать возможность дальнейшего развития подземных магистралей (продолжения построенных или подключения дополнительных тоннелей);

Целесообразно предусматривать стремление трасс, учитывая свободную незастроенную территорию, транспортную загрузку улиц, характер застройки. Минимальный радиус кривых в плане должен быть не менее 250 м;

Размещение въездных-выездных рамп должно обеспечивать такое распределение транспортных потоков из тоннеля и в тоннель, которое бы не осложняло уличное движение.

Основные требования к высотной трассировке тоннелей:

Максимальный продольный уклон не должен превышать 0,04, в сложных условиях при длине тоннелей до 500 м уклон может быть увеличен до 0,06;

Минимальный продольный уклон должен составлять 0,003;

Высотные радиусы при скорости движения 60 км/ч должны быть равны:

Для выпуклой кривой - 6000 м;

Для вогнутой кривой - 1500 м.

Длина въездных-выездных рамп полногабаритных тоннелей и развязок (один из главных факторов, определяющих возможность строительства подземных транспортных коммуникаций в условиях плотной городской застройки) с нормативными уклонами и переходными вер-тикальными кривыми при скорости движения 60 км/ч указана в табл. 1.4.1. Аналогичные данные для тоннелей и развязок уменьшенного габарита даны в табл. 1.4.2.

Предельная минимальная длина въездных-выездных рамп тоннелей уменьшенного габарита, назначаемая по опыту зарубежного транспортного строительства, в сложных топографических и инже-нерно-геологических условиях с ненормативным продольным уклоном 0,1 приводится в табл. 1.4.3.

^ Таблица 1.4.1

Длина рамп полногабаритных тоннелей


Уклон рамп, промили

Разница отметок, м

4,5

5,0

6,0

7,0

8,0

9,0

10,0

11,0

12,0

40

300

308

325

342

358

375

392

408

425

50

278

288

308

328

348

368

388

408

428

60

263

275

300

325

350

375

400

425

450

Таблица 4.2

^ Длина рамп тоннелей уменьшенного габарита


Уклон рамп, промили

Разница отметок, м

4,5

5,0

6,0

7,0

8,0

9,0

10,0

11,0

12,0

40

104

116

129

129

141

154

166

266

316

50

90

100

110

110

120

130

140

220

260

60

83

91

91

99

108

116

124

191

224

Таблица 4.3

^ Минимальная длина рамп тоннелей уменьшенного габарита


Уклон рамп, промили

Разница отметок, м

3,5

4,0

4,5

5,0

5,5

6,0

8,0

10,0

12,0

100

65

70

75

80

85

90

110

130

150

Примечание. Скорость движения- 40 км/ч;

Минимальный радиус выпуклой кривой - 400 м;

Минимальныйрадиус вогнутой кривой - 200 м.

Глубина заложения тоннелей и подземных развязок связана с особенностями рельефа, характером застройки, размещением существующих подземных сооружений и способом строительства. При наличии свободной территории либо в благоприятной транспортной ситуации несомненны технико-экономические преимущества открытого способа строительства. Между тем в центральных зонах крупнейших городов возможности реализации открытого способа строительства ограничены, поэтому следует ориентироваться на подземный либо комбинированный способ (сочетающий открытую и закрытую прокладки подземных автотранспортных объектов).

Пример плановой и высотной трассировки приведен на рис. 1.4.10.

Вентиляция тоннелей

Вентиляция тоннелей осуществляется естественным и искусственным путем.

Естественная вентиляция допускается при длине тоннеля до 150 м. При длине тоннелей от 150 м до 2 км применяют продольную, продольно-струйную, поперечную и комбинированную схемы искусственной вентиляции (рис. 1.4.11). При этом подача и вытяжка воздуха производятся через порталы, шахтные стволы или комбинированным способом.

Система вентиляции должна обеспечивать безопасную эксплуатацию тоннеля в следующих режимах:

А - нормальный - осуществляется безостановочное движение транспорта с максимальной разрешенной скоростью при интенсивности, соответствующей часу «пик»;

Б - замедленный - осуществляется безостановочное движение транспорта со скоростью менее 20 км/ч;

В - транспортная пробка - при остановке транспорта с работающими двигателями длительностью до 15 минут.

Как правило, тоннель оборудуется вентиляционными отсеками, располагаемыми в верхней или нижней часта сечения. Сечение тоннеля с двумя верхними вентиляционными отсеками показано на рис. 1.4.12.

Затраты на вентиляцию в течение эксплуатации составляют до 25÷38% от общей стоимости тоннеля.

Водоотведение и гидроизоляция в тоннелях

Приток воды в тоннелях формируется из протечек подземных вод через обделку, моечных вод, вод от пожаротушения.

Водоотведение в коротких шинелях длиной до 300 м выполняется по уклону одного знака самотеком. В более протяженных тоннелях вода поступает по уклонам с разными знаками к зумпфовой насосной станции, расположенной в наиболее низкой части тоннеля. По уклонам вода транспортируется в лотках или коллекторах, причем проходит очистку от взвесей в отстойниках-водосборниках и от нефтепродуктов в бензо-, маслоловушках. После очистки вода по перепускным трубам подается в зумпф, затем насосами выдается через напорный трубопровод непосредственно в ливнестоки городской канализации.

Стоки, поступающие с рамп, не должны попадать в систему водоотведения тоннеля, поэтому в портальных участках тоннеля устраиваются самостоятельные водоотливные системы с локальными очистными сооружениями. Прирамповые участки городских автодорог должны устраиваться таким образом, чтобы исключить попадание па-водковых и ливневых вод в тоннели.

На рис. 1.4.13 приведены типичные элементы системы водоотведения автодорожного тоннеля.

Наряду с водоотведением, обязательными являются меры по обеспечению водонепроницаемости обделок, включающие применение водонепроницаемых материалов, инъекционное уплотнение вмещающих пород, гидроизоляцию (окрасочную, обмазочную, оклеенную - рулонную и пленочную - металлоизоляцию, капиллярные пропитки, герметики).

Особенности устройства гидроизоляции определяются природными условиями (свойствами вмещающих пород), способом сооружения тоннеля и типом обделки.


Монолитные бетонные и железобетонные обделки защищают наружной гидроизоляцией (рис. 1.4.14, а ), наносимой по выравнивающему слою набрызг-бетона. В слабых водонасыщенных породах устраивают внутреннюю гидроизоляцию с поддерживающей железобетонной обоймой (рис. 1 А. 14,6). В весьма обводненных поро-дах применяется внутренняя металлоизоляция (рис. 1.4.14.е).

Сборные железобетонные обделки герметизируют по швам между блоками или тюбингами и по болтовым соединениям специальными герметиками или эластичными прокладками. Швы в обделках между чугунными тюбингами, как правило, «чеканят» свинцовой проволокой или освинцованным шнуром.

Гидроизоляцию обделок тоннелей, сооружаемых открытым способом, целесообразно выполнять снаружи объекта, например, обмазкой конструкции капиллярными пропитками «пенетрон», «акватрон» и др.

В местах примыкания обделки тоннеля к камерам и на участках, где обделки могут смещаться, необходимо предусматривать устройство деформационных швов, заполняемых эластичной гидроизоляцион-ной мастикой и защищаемых диафрагмами-компенсаторами.

^ Освещение тоннелей

Автодорожные тоннели должны иметь круглосуточное освещение, обеспечивающее ясную видимость движущихся автомобилей, световых сигналов и указателей, Средняя освещенность дорожного покрытия проезжей части тоннелей принимается в соответствии с действующим «Руководством по проектированию городских улиц и дорог».

Отношение наибольшей яркости покрытия проезжей части к ее наименьшему значению не должно превышать 3:1. Минимальная освещенность у портала тоннеля должна составлять не менее 750 люкс. В припортальной зоне устраивается адаптационный участок: для уменьшения негативного эффекта при въезде в тоннель устанавливаются солнцезащитные экраны и светоотражающие облицовки стен рамп и портала.

^ Системы обеспечения безопасности движения


  • противопожарную защиту (пожарный трубопровод, системы автоматического пожаротушения, дымозащита и дымоудаление);

  • контроль за габаритами транспорта, причем автомобиль, не прошедший контроль, должен изменить направление движения до въезда в тоннель);

  • устройство площадок для разворота транспорта на участках 250 - 300 м и карманов безопасности;

  • устройство эвакуационных выходов, пешеходных тротуаров и полос безопасности шириной 1 м при разделении встречных потоков и 0,4 м со стороны, противоположной тротуару;

  • систему связи и оповещения, телеметрическую систему контроля движения, контроля работы водоотлива, вентиляции, содержания вредных веществ в атмосфере, освещения;

  • защиту от несанкционированного доступа в закрытые помещения;

  • систему контроля работы автоматизированных систем, обеспечивающих безаварийность и безопасность эксплуатации тоннеля.
^ Вскрытие городских тоннелей

Вскрытием тоннеля называется система обеспечения доступа к строительным выработкам (забоям). В условиях городской застройки используются системы вскрытия через рамповые участки, через стволы, и комбинированная система - через рамповые участки и стволы. Схемы вскрытия, реализующие указанные системы, приводятся на рис. 1.4.15. В городских горных тоннелях для вскрытия используются штольни и комбинации штолен со стволами.

^ 1.4.3.2. Подземные гаражи и автостоянки Основные понятия

Подземный гараж - сооружение, предназначенное для длительного и кратковременного хранения автомобилей, а также для их ремонта и обслуживания.

Подземная автостоянка (парковка) - сооружение, предназначенное для кратковременного хранения автомобилей.

5. Городские подземные сооружения мелкого заложения,возводимые закрытым способомВведение

Конструкции и технологии возведения городских подземных сооружений мелкого заложения (комплексов многоцелевого назначения, подземных гаражей и автостоянок, коммуникационных тоннелей, пешеходных переходов) должны удовлетворять следующим основным требованиям:

Обеспечивать устойчивость стенок выработок в процессе проходки и эксплуатации сооружения;

Воспринимать нагрузки и воздействия от горного давления или толщи вышерасположенного грунта и наземного транспорта;

Обеспечивать водонепроницаемость обделок или их гидроизоляции;

Обеспечивать механизированную разработку грунта и возведение обделки;

Обеспечивать минимизацию нарушений поверхностных условий движения транспорта и пешеходов;

Исключать, по возможности, применение водопонижения, способного вызвать осадку поверхности грунта, наземных и подземных объектов;

Обеспечивать сохранность окружающего горного массива и близко расположенных наземных и подземных объектов;

Обеспечивать высокие скорости проходки, сокращение материалоемкости, трудоемкости и сроков строительства;

Обеспечивать соблюдение экологических, санитарно-технических и пожарных требований.

Строительство подземных сооружений мелкого заложения должно базироваться на применении индустриальных технологий с использованием современной проходческой техники, монолитных или сборных железобетонных конструкций обделок, комплексной механизации всех основных процессов и специализации отдельных видов работ, внедрении в производство работ новых строительных материалов.

При этом весь комплекс подземного сооружения должен возводиться в единых конструктивных и технологических решениях, взаимно увязанных между собой.

5.1. Горные способы работ

5.1.1. Горный способ заключается в разработке всего сечения выработки за один прием или по частям с заменой вынимаемой породы временной крепью с последующим возведением постоянной обделки из монолитного бетона или из железобетонных элементов. Плотный контакт обделки с окружающим массивом грунта обеспечивается нагнетанием за обделку цементного раствора.

5.1.2. Существующие основные способы производства работ по сооружению выработки горным способом могут быть подразделены на три группы:

К первой группе относят способы, при которых сечение выработки целиком освобождают от породы, используя варианты полностью раскрытого сечения (поточный и кольцевой варианты), сплошного забоя, ступенчатого забоя, центральной штольни, подсводного разреза, нижнего и верхнего уступов, после чего в выработке полного сечения сооружают стены и свод обделки;

Ко второй группе относят способы, когда сначала раскрывают и закрепляют калотту, в которой возводят свод, опираемый непосредственно на породу, применяя варианты проходки двухштольной, одноштольной и с опережающей калоттой);

В третьей группе способов стены обделки сооружают в штольнях, после чего раскрывают калотту, в которой возводят свод, опираемый на стены (способ опорного ядра).

5.1.3. Способы проходки выработок и средства механизации определяют в зависимости от назначения сооружения, размеров и формы поперечного сечения, инженерно-геологических условий и др. на основании результатов технико-экономического сравнения вариантов.

5.1.4. До начала основных работ по сооружению выработок при необходимости следует производить проходку передовой штольни в пределах всего сечения для обеспечения осушения выработки и отвода самотеком подземных вод, улучшения ее вентиляции, организации транспортной связи между портальными площадками и уточнения инженерно-геологических условий.

5.1.5. Способ сплошного забоя следует применять для проходки выработок высотой до 10 м с монолитной обделкой в скальных грунтах с коэффициентом крепости по Протодьяконову не менее 4. При этом временное крепление выработки при проходке в скальных (невыветрелых) грунтах с коэффициентом крепости от 12 и выше не требуется, а при проходке скальных выветрелых и сильнотрещиноватых грунтов применение временной крепи обязательно.

5.1.6. Уступный способ следует применять для проходки выработок высотой более 10 м, сооружаемых в скальных грунтах с коэффициентом крепости не менее 4 и для проходки выработок высотой менее 10 м в скальных грунтах с коэффициентом крепости от 2 до 4. Проходку выработок следует осуществлять преимущественно с нижним уступом.

5.1.7. Способ опертого свода допускается применять при сооружении выработок или их участков длиной до 300 м в дисперсных грунтах типа твердых глин и суглинков, в сцементированных крупнообломочных и других грунтах, а также в скальных грунтах с коэффициентом крепости от 1 до 4, способных воспринять давление от пят свода обделки с учетом всех нагрузок, действующих на свод. При сооружении выработок в необводненных грунтах способ опертого свода должен применяться преимущественно по одноштольной схеме. Выработки в водонасыщенных грунтах следует сооружать по двухштольной схеме.

Верхняя и нижняя штольни должны соединяться между собой грунтоспусками (фурнелями), а также наклонными стойками (бремсбергами).

При проходке тоннелей способом опертого свода раскрытие калотт надлежит вести отдельными участками (кольцами), длина которых устанавливается в зависимости от инженерно-геологических условий и не должна превышать 6,5 м.

5.1.8. Способ опорного ядра следует применять при сооружении выработок или их участков длиной до 300 м в неводонасыщенных глинистых грунтах, не способных воспринимать давление от свода обделки. В этом случае стены возводят в штольнях, после чего раскрывают калотту, в которой возводят свод, опираемый на стены.

При сооружении тоннелей сечением более 40 м 2 допускается предварительная проходка по оси выработки нижней транспортной штольни.

Боковые штольни для возведения стен при проходке выработок следует, по возможности, разрабатывать на всю длину сооружаемого участка выработки.

5.1.9. Разработку грунта в забое в зависимости от инженерно-геологических условий, размеров поперечного сечения и принятого способа проходки производят следующими способами:

При проходке сплошным забоем - буровзрывным способом с использованием буровой техники и уборкой грунта породопогрузочными машинами или экскаваторами;

При проходке уступным способом - верхнего уступа буровзрывным способом с использованием самоходных бурильных установок или горнопроходческими комбайнами, а нижнего уступа - буровзрывным способом с использованием самоходных бурильных установок и уборкой грунта экскаваторами или породопогрузочными машинами;

При проходке выработки по частям (способами опертого свода и опорного ядра) - в калотте и боковых штроссах - отбойными молотками и пневматическими лопатами; в ядре - тоннельными экскаваторами или буровзрывным способом с уборкой грунта малогабаритными породопогрузочными машинами.

5.1.10. В последнее время работы по разработке грунта в забое выработок и вывозе на поверхность земли ведутся современными автоматизированными и механизированными средствами.

Большое применение находят проходческие комбайны с механизированной установкой временных и постоянных крепей.

5.1.11. В настоящее время создаются и внедряются новые более эффективные способы разработки грунта: гидравлический, пневматический, электрофизический, химический и др.

Эти способы могут быть применены самостоятельно или в сочетании с механическими способами.

5.1.12. Выбор средств механизации следует производить из условий обеспечения поточного процесса при наименьших затратах и сроках продолжительности строительства.

5.1.13. Переборы грунта против проектного поперечного сечения выработки в скальных грунтах в случаях разработки выработок буровзрывным способом без применения метода контурного взрывания не должны превышать значений, указанных в табл. 5.1 .

В дисперсных грунтах перебор грунта против проектного сечения при разработке выработок механическими средствами не должен превышать 50 мм. В подошве выработки без обратного свода и при разработке лотка под обратный свод в дисперсных грунтах переборы грунта не допускаются.

Таблица 5.1

Способ заполнения пустот, образовавшихся от переборов грунта против проектного сечения, должен устанавливаться проектом производства работ.

5.1.14. Временное крепление выработок при проходке сплошным забоем или уступным способом в скальных грунтах трещиноватых, прочных и средней прочности надлежит выполнять с применением анкерной или набрызг-бетонной крепей или их сочетаний.

Использование арочной крепи в качестве временного крепления допускается при технико-экономическом обосновании. В этих случаях арочную и анкерно-арочную крепь допускается применять в трещиноватых скальных грунтах с коэффициентом крепости до 8, а также в зонах с тектоническими нарушениями.

5.1.15. Набрызг-бетон следует применять в качестве временной крепи при проходке в скальных трещиноватых грунтах, не проявляющих горное давление. При проходке выработок в скальных трещиноватых и выветрелых грунтах, проявляющих горное давление, следует применять набрызг-бетон, армированный металлической сеткой в сочетании с анкерной крепью.

Число слоев набрызг-бетона устанавливается в зависимости от инженерно-геологических условий и принятой проектом толщины набрызг-бетона.

5.1.16. Анкерная крепь должна применяться для временного крепления выработок на период производства работ до возведения постоянной обделки в скальных трещиноватых грунтах с коэффициентом крепости от 4 и выше. При этом применяют железобетонные, полимербетонные или металлические анкеры. Применение анкерной крепи в более слабых грунтах должно быть обосновано натурными исследованиями.

При устройстве анкерной крепи в мерзлых грунтах с использованием железобетонных анкеров должны применяться растворы, в которые введены добавки, ускоряющие схватывание, или производится электропрогрев для обеспечения твердения растворов.

5.1.17. Конструкция анкеров, их число и длина определяются проектом в зависимости от крепости и состояния грунта.

На анкерную крепь должен составляться паспорт с учетом инженерно-геологических особенностей каждого участка по длине выработки.

5.1.18. Допускаемые отклонения фактического положения анкерной крепи от проектного не должны превышать следующих значений: расстояние между анкерами - ±10 %; размер шпура - 5 мм; угол наклона шпура - 10°.

5.1.19. Горные способы работ получили совершенствование в разных странах.

1) В Японии проходку тоннелей в крепких скальных породах выполняют с забуриванием в забое системы щелей. Для этого по контуру тоннельной выработки или непосредственно на поверхности лба забоя устраивают разгружающие щели, которые ослабляют массив и облегчают разработку его взрывным способом.

Данную технологию целесообразно применять в крепких скальных породах, сохраняющих устойчивость опережающих щелей на период осуществления основных горнопроходческих операций, включенных в технологический цикл.

2) В КНР в скальных породах применяют способ центральной штольни. При этом способе горнопроходческие работы выполняют с предварительной проходкой центральной пилот-штольни, из которой забуривают веерные шпуры. Чтобы повысить степень устойчивости забоя и избежать загромождения пилот-штольни взорванной породой, необходимо создавать опережение нижней части забоя, т.е. устраивать своеобразный верхний уступ, что достигается определенной последовательностью взрывания верхних шпуров. Такая технология буровзрывных работ имеет следующие достоинства:

Возможность детального изучения геологических условий ведения работ;

Ускорение буровзрывных работ за счет ведения их на широком фронте пилот-штольни;

Возможность избирательного закрепления грунтов.

Эта технология наряду с ускорением темпов проходки позволяет проводить эвакуацию породы со снижением стоимости горнопроходческих работ.

3) В зарубежной практике с применением горного способа работ построено много подземных сооружений (подземных гаражей и автостоянок, подземных убежищ, хранилищ и др.).

Характерным примером является построенный горным способом подземный гараж тоннельного типа на 1500 автомобилей в г. Зальцбурге (Австрия).

Два тоннеля длиной по 136 м расположены параллельно в скальных породах и соединены между собой сбойками (рис. 5.1 ). Каждый тоннель сводчатого очертания пролетом 16 м и высотой 15 м рассчитан на 4-ярусное хранение автомобилей. На каждом ярусе высотой 2,2 м принята двухсторонняя прямоугольная расстановка автомобилей перпендикулярно оси проезда; размеры стояночного места 5´2,3 м, ширина проезда 6 м. По торцам тоннелей устроены спиральные рампы диаметром 18 м для проезда автомобилей с яруса на ярус.

Проходка тоннелей велась преимущественно буровзрывным способом, а частично - тоннелепроходческой машиной с рабочим органом избирательного действия типа «АМ-50» производительностью 40 м 3 /ч. Обделку тоннелей возводили из набрызг бетона.

5.1.20. Наиболее прогрессивным методом при строительстве подземных сооружений горным способом является новоавстрийский способ проходки тоннелей (НАТМ).

Технология НАТМ крепления выработки заключается в создании специальной торкрет-крепи, удерживаемой стержневой анкерной системой, сооружаемой с максимальным вовлечением в работу вмещающего массива грунта (рис. 5.2 ).

По этому способу возводят двухслойную обделку замкнутого очертания. Первичная обделка выполняется из набрызг-бетона толщиной 10 - 20 см и усиливается стальными арками или анкерами, а вторичная - из монолитного бетона или набрызг-бетона толщиной 25 - 35 см.

При строительстве тоннелей с применением НАТМ эффективными оказываются ребристые обделки из набрызг-бетона, усиливаемые решетчатыми арками. При этом вместо дорогостоящей прокатной, профильной стали используются армирующие элементы из сварных арматурных каркасов различного поперечного сечения.

Использование НАТМ позволяет:

Увеличить диапазон применения горнопроходческого способа работ в сложных инженерно-геологических условиях, в том числе в слабых грунтах, в которых затруднительно применение традиционного горного способа производства работ;

Увеличить несущую способность крепи без ее утолщения за счет установки усиливающих элементов (арок, анкеров);

Возводить подземные сооружения практически любой формы и размеров поперечного сечения;

Производить разработку породы как буровзрывным способом, так и механизированными способами с применением экскаваторов и различных тоннелепроходческих машин;

Сочетать проходку со специальными способами упрочнения грунтов осушением, закреплением инъекционными методами, замораживанием и др.;

Обеспечивать снижение стоимости строительства до 10 % по сравнению с другими способами.

Рис.5.1. Схема подземного гаража в г. Зальцбурге (Австрия)

1 - тоннель-стоянка; 2 - въездная рампа; 3 - выездная рампа; 4 - стояночные места; 5 - проезды; 6 - вспомогательные выработки; размеры в метрах


Рис. 5.2. Сравнение конструкций обделок, выполняемых горным и новоавстрийским методами

а) горный способ: 1 - деревянная затяжка; 2 - стальная арка; 3 - рошпаны; (1, 2, 3 - составляют временную крепь, расположенную вне постоянной обделки); 4 - бетонная или железобетонная постоянная обделка; 5 - обратный свод

б) новоавстрийский метод: 6 - несущий породно-анкерный свод; 7 - анкеры; 8 - наружный слой обделки из набрызг-бетона толщиной 5 - 15 см (вместе с анкерами служит временной крепью); 9 - внутренний слой постоянной обделки из набрызг-бетона или бетона толщиной 15 - 35 см

5.1.21. Основным требованием при строительстве подземных сооружений методом НАТМ является проведение мониторинга за поведением грунтового массива, как в проводимой горной выработке, так и на земной поверхности. Сбор, оценка, оптическая и письменная индикация данных наблюдений проводятся с использованием компьютерной техники и с применением высокоточного математического аппарата. Основным условием при проведении мониторинга является немедленное представление результатов измерений руководству стройки и органам технического надзора для принятия неотложных мер.

5.1.22. Способ НАТМ благодаря техническим и экономическим преимуществам в течение последних 10 - 15 лет стал стандартным в области подземного строительства.

Во многих странах западной Европы, Азии и в Америке НАТМ обогащен различными модификациями и применяется практически в любых инженерно-геологических условиях и на любой глубине. Специальные мероприятия по закреплению грунтов создают возможность применять этот метод в слабых водонасыщенных грунтах.

При использовании НАТМ стали применять проходческие комбайны, например, «Паурат Е 242» и податливую тюбинговую крепь с элементами обжатия породы типа «Мейсо».

5.1.23. Ниже приведены примеры использования НАТМ в мировой практике.

1) В Вене и Копенгагене НАТМ построены метрополитены мелкого заложения с предотвращением осадок в густонаселенных районах посредством инъекций укрепляющих растворов во вмещающие породы и с водопонижением до 10 м.

Комбайны избирательного действия фирм «Ноэль», «Альпинист Вестфалия» позволяют при новоавстрийском способе проходить тоннели высотой до 6,5 м и шириной до 7,8 м.

2) В США в последние годы технологию НАТМ в значительной степени модифицировали, сохранив основные принципы, но приспособив ее к условиям подземного строительства Северной Америки.

Для модифицированной «Североамериканской технологии» характерно более интенсивное применение для разработки породы тоннелепроходческих машин со стреловым рабочим органом, обладающих достаточно высокой производительностью и не требующих привлечения ручного труда. Кроме того, в США часто устраивают дополнительный дренаж и инъекционное закрепление слабоустойчивых грунтов.

3) Несколько видоизмененную технологию НАТМ используют в Норвегии. В трещиноватых скальных породах ее применяют в сочетании с буровзрывными работами, а в мягких породах - с механизированной разработкой. Главная особенность «Норвежского метода» - крепление выработки дисперсно армированным набрызг-бетоном, наносимым «мокрым» способом, и анкерами.

4) Одним из примеров успешной реализации технологии НАТМ для возведения подземных сооружений является строительство трехъярусной подземной автостоянки на 345 автомобилей в г. Ландесберге (Германия). В связи с тем, что место расположения стоянки окружено памятниками архитектуры и создание наземных объектов практически невозможно, был принят закрытый способ работ.

По данным инженерно-геологических изысканий с поверхности залегает 17-метровый слой плотного гравия и конгломерата, подстилаемый слоем водоупорной глины толщиной 3 - 34 м. Уровень подземных вод располагается на глубине 1 м от поверхности земли.

Стоянка выполнена в виде подземной выработки длиной 180 м, пролетом 18,9 м и высотой 16,4 м (рис. 5.3 ). Строительство автостоянки осуществлено в 6 этапов с разработкой породы экскаватором «обратная лопата» и креплением каждого элемента выработки (площадь поперечного сечения 20 - 40 м 2) слоем набрызг-бетона и решетчатыми арками с шагом 0,8 - 1 м. Набрызг-бетон наносили по «сухой» технологии. Стены основной выработки закрепляли 2-мя слоями набрызг-бетона толщиной 20 см с двумя стальными сетками. Помимо основной выработки сооружены 60-метровый проходной тоннель, 3 лифтовых шахтных ствола глубиной 30 м и аварийно-вентиляционный ствол глубиной 37 м. Строительство автостоянки сопровождалось измерениями деформаций поверхности земли, зданий, сооружений, а также проходимых подземных выработок.


Рис. 5.3. Продольный разрез (а) и поперечный разрез (б) подземной автостоянки в г. Ландесберге (Германия)

1 - стояночные места; 2 - обделка; 3 - проезд; 4 - въезд-выезд; 5 - аварийный выезд; (расстояние в метрах)

5) Горным способом возведен крупнейший подземный спорткомплекс в Норвегии в районе Холмлиа, занимающий территорию 6800 м 2 . Основные выработки сводчатого поперечного сечения, пролетами 15 - 25 м и высотой 8,5 - 13,2 м заложены на глубинах 16 - 18 м от поверхности земли.

6) В г. Чикаго построен подземный комплекс для насосной станции сточных и ливневых вод. Подземные выработки сводчатого очертания пролетом 19,2 м, высотой 29,3 м и длиной 83,7 м сооружались буровзрывным способом.

(a. urban underground structure; н. Stadtuntergrundbauten; ф. ouvrages souterrains hurbains; и. obras subterraneas urbanas ) - комплекс подземных инж. сооружений, предназначенных для удовлетворения трансп., коммунальных, бытовых и социально-культурных нужд жителей городов. Г. п. c. располагаются в глубине грунтового массива под проезжей частью улиц, вблизи зданий или непосредственно под ними, под ж.-д. и автомоб. дорогами, под реками, каналами и т.п. Kомплексное освоение подземного пространства крупных городов позволяет рационально использовать наземную терр., содействует упорядочению трансп. обслуживания населения и повышению безопасности дорожного движения, снижает уличный шум и загрязнение воздуха выхлопными газами автомобилей, способствует повышению художеств.-эстетич. качеств гор. среды. Г. п. c. можно условно объединить в ряд групп: трансп. сооружения (пассажирские и грузовые метрополитены, автотрансп. тоннели, пешеходные тоннели, подводные тоннели, скоростные автострады глубокого заложения, подземные автостоянки и гаражи, многоярусные подземные комплексы и др.), сооружения гор. коммунального x-ва и инж. коммуникации (см. Коллектор городской), объекты и предприятия культурно-бытового и торгового назначения (хранилища продуктов и товаров, холодильники, торговые центры, почтамты, выставки и др.). Cм. также Подземные сооружения. Литература : Kомплексное освоение подземного пространства городов, K., 1973; Pуководство по составлению схем комплексного использования подземного пространства крупных и крупнейших городов, M., 1978. B. Л. Mаковский.

  • - находятся в толще земной коры в жидком, газообразном и твёрдом состоянии. П. в. заполняют поры, трещины и пустоты в почвах и горных породах. П. в. могут быть химически и физически связанными и свободными...

    Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

  • - воды, находящиеся в толщах горн. пород верх. части земной коры в жидком, твёрдом и парообразном состоянии...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - Аид и его жена Персефона, которую он похитил у ее матери Деметры, властвуют в Эребе над всеми подземными богами и чудовищами. До прихода Аида не было иной власти в Эребе, кроме самого Эреба, родившегося из Хаоса...

    Энциклопедия мифологии

  • - все воды, находящиеся ниже поверхности земли и дна поверхностных водоемов и потоков...

    Словарь геологических терминов

  • - льды, встречающиеся в мерзлых почвах, горных породах, грунтах. Входят в состав земной коры как в качестве мономинеральной горной породы, так и в качестве составной части полиминеральных горных пород...
  • - водотоки со свободным течением, расположенные в трещиноватых горных породах, пещерах и других подземных пустотах, главным образом в областях развития карста...

    Словарь по гидрогеологии и инженерной геологии

  • - см. Сооружения подземные...
  • - разновидность защитных сооружений, возводимых в толще пород горными или специальными способами без нарушения массива породы по контуру выработки...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - подзе́мные сооруже́ния объекты промышленного, сельскохозяйственного, культурного, оборонного и коммунального назначения, создаваемые в глубине грунтового массива...

    Энциклопедия техники

  • - "...Подземные - сооружения, размещаемые ниже уровня дневной поверхности..." Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 25.01...

    Официальная терминология

  • - воды, находящиеся в горных породах земной коры в любых физических состояниях - подземни води - podzemní voda - Grundwasser - földalatti víz...

    Строительный словарь

  • - - объекты пром., c.-x., культурного, оборонного и коммунального назначения, создаваемые в массивах горн. пород под дневной поверхностью...

    Геологическая энциклопедия

  • - воды, находящиеся в верхней части земной коры в жидком, твердом и газообразном состоянии...

    Экологический словарь

  • - Выбор архитектурно-планировочных решений...

    Большая Советская энциклопедия

  • - специально оборудованные горные выработки в толще горных пород, имеющие различное назначение: транспортные и гидротехнические тоннели; метрополитен; электростанции; холодильники...

    Большой энциклопедический словарь

"Городские подземные сооружения" в книгах

«Подземные» животные

автора Сандерсон Айвен Т

Подземные воды

автора Новиков Юрий Владимирович

«Подземные» животные

Из книги Сокровища животного мира автора Сандерсон Айвен Т

«Подземные» животные Район Ассумбо - подлинная сокровищница лягушек. Во-первых, их там великое множество, а во-вторых, они относят­ся к видам, которые или вовсе отсутствуют в равнинных лесах, или чрезвычайно редки. Признаться, только в Ассумбо я освободился от довольно

Подземные воды

Из книги Вода и жизнь на Земле автора Новиков Юрий Владимирович

Подземные воды Еще один участник круговорота воды в природе - подземные воды, как уже отмечалось, играют важную роль и как источник водоснабжения населения. Их запасы в недрах Земли огромны. Подземные моря имеются на всех материках, причем даже в пустынях. В самой большой

ПОДЗЕМНЫЕ ТАЙНЫ

Из книги А. Е. Ферсман автора Баландин Рудольф Константинович

ПОДЗЕМНЫЕ ТАЙНЫ Камень владел мною, моими мыслями, желаниями, даже снами. А. Е. Ферсман Александр Евгеньевич Ферсман родился в Петербурге 8 ноября 1883 года.Отец, Евгений Александрович, прежде чем поступить на военную службу, занимался архитектурой, увлекался историей. Мать,

Подземные тайны

Из книги Большая Тюменская энциклопедия (О Тюмени и о ее тюменщиках) автора Немиров Мирослав Маратович

Подземные тайны Хрущев пляшет вприсядку, сверкая лысиной. Каганович злобно ухмыляется. Жданов тоже злобно ухмыляется. Молотов, Меркулов, Кобулов, Цанава тоже злобно ухмыляются. Берия ухмыляется самым злобным способом из всех. Гитлер тоже злобно ухмыляется, но еще и

Подземные жители

автора Винничук Юрий Павлович

Подземные жители Таинственные подземные жители О подземном ходе, который вёл на Подзамче, рассказывали много легенд. Когда-то у него было три ветви, но где точно они начинались, никто не знает. В 1900 году нашли одну ветвь, которая была в полтора метра шириной и длиной, а

Подземные духи

Из книги Легенды Львова. Том 2 автора Винничук Юрий Павлович

Подземные духи О таинственных подземельях, которые находятся под старой частью нашего города, повествуют по-настоящему жуткие истории. Одни говорят, что там живут духи умерших львовян, другие убеждают, что это не духи, а такие же люди, как мы, только лишённые всякой

13 Подземные фантазии

Из книги Подземный Лондон автора Акройд Питер

13 Подземные фантазии Грезы и догадки окутывают извилистые подземные владения. Это край безграничных возможностей. Персонаж «Войны миров» Герберта Уэллса (1898) в страхе перед инопланетными завоевателями говорит: «Вы понимаете, я имею в виду жизнь под землей. Я много думал

ПОДЗЕМНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Из книги Рассекреченный первоисточник йоги автора Бязырев Георгий

ПОДЗЕМНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ Некоторые из детей-мутантов избежали истребления лишь потому, что испугались наземных людей и сразу же вернулись в подземные города своих предков. Там они быстро нашли все для возрождения былой мощи Лумании. До сегодняшнего дня их потомки живут под

Тайники и подземные сооружения древнего Кремля

автора

Тайники и подземные сооружения древнего Кремля Средневековые русские города и крепости были немыслимы без тайников, значение которых трудно переоценить. Готовясь к осаде, противник первым делом пытался выведать о вылазных воротах и водных тайниках. И если это

Тайники и подземные сооружения Кремлёвских соборов, дворцов и других построек

Из книги Тайны подземной Москвы автора Белоусова Таисия Михайловна

Тайники и подземные сооружения Кремлёвских соборов, дворцов и других построек Путешествие по подземельям кремлевских строений автор книги предлагает начать с Соборной площади, где возвышаются величественные храмы: Успенский, Благовещенский и Архангельский. «Три

Городские долги и городские налоги

Из книги Средневековье и деньги. Очерк исторической антропологии автора Ле Гофф Жак

Городские долги и городские налоги В конце средних веков города в основном увеличили сферу своих ресурсов - не за счет развития торговли, которая сильно пострадала от войн и еще не обрела вновь темпов, какие разовьет в XVI в., а потому, что расширили предместья и территорию,

Подземные сооружения

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Подземные сооружения

Из книги Фортификация: прошлое и современность автора Левыкин Виктор Ильич