Финансовый год начинается с. Смотреть что такое "Финансовый год" в других словарях

Бюджетный год — это период, на который разрабатывается и в течение которого действует госбюджет. Бюджетный год может не совпадать с астрономическим, календарным годом.

Бюджетный год - законодательно установленный годовой срок, за который в соответствии с нормами налогового права составляется финансовая отчетность о результатах деятельности субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм. Начало и конец Ф. г., как правило, совпадают с датами начала и окончания финансового года, В РФ Ф. г. соответствует календарному году.

Бюджетный год — традиционный период времени, на который устанавливается бюджет — схема доходов и затрат определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.).

Также известен как финансовый год или бюджетный год, от лат. fiscus — государственная казна.

Обычно фискальный год совпадает с календарным. В Российской Федерации бюджетный год начинается 1 января и завершается 31 декабря.

В некоторых странах фискальный год может отличаться от календарного. Например, в США бюджетный год — с 1 октября по 30 сентября. В Японии с 1 апреля по 31 марта.

Фискальный год Financial (fiscal) year - период времени, на который разрабатывается и утверждается госбюджет страны, а также утверждается итоговый отчет об исполнении бюджета.

Фискальный год - интервал времени между моментами подведения итогов финансово-экономической деятельности предприятий, организаций, уплаты налогов и обязательных платежей.

Фискальный год - (англ. business year) - период, в течение которого действуют и исполняются утвержденные финансовые планы, составленные в форме бюджетов, смет, балансов доходов и издержек. Этот период используется при несовпадении фискального года с календарным. Фискальный год равен 12 месяцев, причем его начало и окончание фиксируются в финансовом и бюджетном законодательствах (в некоторых странах он начинается с 1 июля или с 1 октября). На установление сроков действия бюджетного года влияют не только исторически сложившиеся традиции в конкретной стране, но и направленность финансовой политики государства на достижение определенных целей. Фискальный год может считаться базовым годом, если его показатели берутся за основу в процессе финансово-бюджетного планирования.

Фискальный год - законодательно установленный годовой срок, за который в соответствии с нормами налогового права составляется финансовая отчетность о результатах деятельности субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм. Начало и конец фискальный год, как правило, совпадают с датами начала и окончания финансового года, В РФ бюджетный год соответствует календарному году.

Фискальный год - то же, что и финансовый год -период, на который разрабатывается и в течение которого действует госбюджет. Фискальный год может не совпадать с астрономическим, календарным годом;

Фискальный год - законодательно установленный годовой срок, за который в соответствии с нормами налогового права составляется финансовая отчетность о результатах деятельности субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм.

Начало и конец фискальный год как правило, совпадают с датами начала и окончания фискального года, т.к. именно последние определяют для юридических и физ. лиц сроки составления и представления в государственные органы финансовых отчетов и декларации, расчетов по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды с учетом фактических результатов деятельности. В большинстве стран Ф. г соответствует календарному году: в некоторых - начало и конец бюджетный год не совпадают с календарным (например, в Англии и Японии фискальный год действует с 1 апреля по 31 марта; в Канаде - с 1 июля по 30 июня; в США - с I октября по 30 сентября; в Турции - с 1 марта по 28 февраля). Это объясняется как историческими, так и социально-политическими причинами (в частности, режимом работы законодательных палат парламента), особенностями бюджетного процесса в стране. В Российской Федерации исторически финансовый и календарный год совпадали. Однако после Октябрьской революции 1917 г. в стране в 1918-1919 гг. применялся полугодовой финансовый период в связи с тяжелым экономическим, положением и классовой борьбой. С 1920 г. был введен годовой финансовый период, начало которого в 1922 г. передвинули с 1 июля на 1 октября с учетом специфики хозяйственной жизни страны, где преобладало сельскохозяйственное производство. В период второй пятилетки был восстановлен бюджетный год, соответствующий календарному году

Фискальный год в Российской Федерации. В России совпадает с календарным годом. Принятие бюджета на новый фискальный год и исполнение за предыдущий бюджетный год утверждаются соответствующими федеральными законами.

В других странах, в том числе и с развитой рыночной экономикой, финансовый год определяется иными временными рамками: начинается с 1 апреля (в Англии, Японии, Канаде), 1 июля (в Швеции и Норвегии) или 1 октября (в США) и заканчивается соответственно 31 марта, 30 июня, 30 сентября. Это связано с историческими традициями, временем проведения парламентских сессий и др.

По итогам бюджетного года в установленном порядке представляется соответствующая финансовая отчетность (годовой баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об использовании прибыли и др.).

Финансовый год (business year) — период, в течение которого действуют и исполняются утвержденные , составленные в форме бюджетов, смет, балансов доходов и расходов. Этот период используется при несовпадении бюджетного года с календарным.

Финансовый год равен 12 месяцам, причем его начало, и окончание фиксируются в финансовом и бюджетном законодательствах. На установление сроков действия финансового года влияют не только исторически сложившиеся традиции в конкретной стране, но и направленность финансовой политики государства на достижение определенных целей.

Финансовый год

  1. то же, что и бюджетный год, период, на который разрабатывается и в течение которого действует государственный бюджет. Финансовый год может не совпадать с астрономическим, календарным годом;
  2. законодательно установленный годовой срок, за который в соответствии с нормами налогового права составляется о результатах деятельности субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм.

Начало и конец финансового года как правило, совпадают с датами начала и окончания бюджетного года, т.к. именно последние определяют для юридических и физических лиц сроки составления и представления в государственные органы финансовых отчетов и деклараций, расчетов по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды с учетом фактических результатов деятельности.

В большинстве стран финансовый год соответствует календарному году: в некоторых - начало и конец финансового года не совпадают с календарным (например, в Великобритании и Японии финансовый год действует с 1 апреля по 31 марта; в Канаде - с 1 июля по 30 июня; в США - с 1 октября по 30 сентября; в Турции - с 1 марта по 28 февраля). Это объясняется как историческими, так и социально-политическими причинами (в частности, режимом работы законодательных палат парламента), особенностями бюджетного процесса в стране.

В России исторически финансовый и календарный год совпадали. Однако после Октябрьского переворота 1917 г. в стране в 1918-1919 гг. применялся полугодовой финансовый период в связи с тяжелым экономическим положением и Гражданской войной. С 1920 г. был введен годовой финансовый период, начало которого в 1922 г. передвинули с 1 июля на 1 октября с учетом специфики хозяйственной жизни страны, где преобладало сельскохозяйственное производство. В период второй пятилетки был восстановлен финансовый год, соответствующий календарному году.

На текущий момент в отечественной практике финансовый год совпадает с календарным. В течение финансового года действуют и исполняются планы, составленные в форме бюджетов, смет, балансов доходов и расходов.

Определение термина бюджетный год

- Фискальный год в Российской Федерации

Определение термина фискальный год

Бюджетный год — это , на который разрабатывается и в течение которого действует госбюджет. Бюджетный год может не совпадать с астрономическим, календарным годом.

Бюджетный год - законодательно установленный годовой срок, за который в соответствии с нормами налогового права составляется финансовая отчетность о результатах деятельности субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм. Начало и конец Ф. г., как правило, совпадают с датами начала и окончания финансового года, В РФ Ф. г. соответствует календарному году.

Бюджетный год — традиционный период времени, на который устанавливается — схема доходов и затрат определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.).

Также известен как финансовый год или бюджетный год, от лат. fiscus — государственная казна.

Обычно фискальный год совпадает с календарным. В Российской Федерации бюджетный год начинается 1 января и завершается 31 декабря.

В некоторых странах фискальный год может отличаться от календарного. Например, в США бюджетный год — с 1 октября по 30 сентября. В Японии с 1 апреля по 31 марта.

Фискальный год Financial (fiscal) year - период времени, на который разрабатывается и утверждается госбюджет страны, а также утверждается итоговый отчет об исполнении бюджета.

Фискальный год - интервал времени между моментами подведения итогов финансово-экономической деятельности предприятий, организаций, уплаты налогов и обязательных платежей.

Фискальный год - (англ. business year) - , в течение которого действуют и исполняются утвержденные финансовые планы, составленные в форме бюджетов, смет, балансов доходов и издержек . Этот период используется при несовпадении фискального года с календарным. Фискальный год равен 12 месяцев, причем его начало и окончание фиксируются в финансовом и бюджетном законодательствах (в некоторых странах он начинается с 1 июля или с 1 октября). На установление сроков действия бюджетного года влияют не только исторически сложившиеся традиции в конкретной стране, но и направленность финансовой политики государства на достижение определенных целей. Фискальный год может считаться базовым годом, если его показатели берутся за основу в процессе финансово-бюджетного планирования.

Фискальный год - законодательно установленный годовой срок, за который в соответствии с нормами налогового права составляется финансовая отчетность о результатах деятельности субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм. Начало и конец фискальный год, как правило, совпадают с датами начала и окончания финансового года, В РФ бюджетный год соответствует календарному году.

Фискальный год - то же, что и финансовый год -период, на который разрабатывается и в течение которого действует госбюджет . Фискальный год может не совпадать с астрономическим, календарным годом;

Фискальный год - законодательно установленный годовой срок, за который в соответствии с нормами налогового права составляется финансовая отчетность о результатах деятельности субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм.

Начало и конец фискальный год как правило, совпадают с датами начала и окончания фискального года, т.к. именно последние определяют для юридических и физ. лиц сроки составления и представления в государственные органы финансовых отчетов и декларации, расчетов по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды с учетом фактических результатов деятельности. В большинстве стран Ф. г соответствует календарному году: в некоторых - начало и конец бюджетный год не совпадают с календарным (например, в Англии и Японии фискальный год действует с 1 апреля по 31 марта; в Канаде - с 1 июля по 30 июня; в США - с I октября по 30 сентября; в Турции - с 1 марта по 28 февраля). Это объясняется как историческими, так и социально-политическими причинами (в частности, режимом работы законодательных палат парламента), особенностями бюджетного процесса в стране. В Российской Федерации исторически финансовый и календарный год совпадали. Однако после Октябрьской революции 1917 г. в стране в 1918-1919 гг. применялся полугодовой финансовый период в связи с тяжелым экономическим, положением и классовой борьбой. С 1920 г. был введен годовой финансовый период, начало которого в 1922 г. передвинули с 1 июля на 1 октября с учетом специфики хозяйственной жизни страны, где преобладало сельскохозяйственное производство. В период второй пятилетки был восстановлен бюджетный год, соответствующий календарному году

Фискальный год в Российской Федерации . В России совпадает с календарным годом. Принятие бюджета на новый фискальный год и исполнение за предыдущий бюджетный год утверждаются соответствующими федеральными законами.

В других странах, в том числе и с развитой рыночной экономикой, финансовый год определяется иными временными рамками: начинается с 1 апреля (в Англии, Японии , Канаде ), 1 июля (в Швеции и Норвегии) или 1 октября (в США ) и заканчивается соответственно 31 марта, 30 июня, 30 сентября. Это связано с историческими традициями, временем проведения парламентских сессий и др.

По итогам бюджетного года в установленном порядке представляется соответствующая финансовая отчетность (годовой баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об использовании прибыли и др.).

Источники

Bank24.ru - круглосуточный для деловых людей

Mirslovarei.com- коллекция словарей и энциклопедий

Wikipedia.org - свободная энциклопедия

Yas.yuna.ru - ассистент - словарь Проф

Lib.mabico.ru - финансово-аналитический центр

Academic. ru - словари и энциклопедии


Энциклопедия инвестора . 2013 .

Смотреть что такое "Финансовый год" в других словарях:

    Финансовый год - Финансовый год традиционный период, на который устанавливается бюджет схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.). Также известен как бюджетный год или фискальный год, от… … Википедия

    ФИНАНСОВЫЙ ГОД - 1) то же, что и бюджетный год период, на который разрабатывается и в течение которого действует государственный бюджет. Ф.г. может не совпадать с астрономическим, календарным годом; 2) законодательно установленный годовой срок, за который в… … Юридическая энциклопедия

    Финансовый год - (financial year) 1. Любой год, связанный с финансированием, например период бухгалтерской отчетности компании или год действия бюджета. 2. Определенный период, связанный с уплатой налога на корпорации, т.е. год, начинающийся 1 апреля (например,… … Финансовый словарь

    ФИНАНСОВЫЙ ГОД - (financial year) Год, принятый организацией за учетный период. Он может совпадать с календарным годом, однако гораздо чаще не совпадает с ним. С учетом необходимости подготовки и аудиторской проверки отчетности в конце каждого финансового года,… … Экономический словарь

    финансовый год

    финансовый год - Любой учетный период из 12 последовательных календарных месяцев (или из 52 недель, или из 365 дней), используемый предприятием для формирования финансовой отчетности. В российской практике понятие «отчетный год» — это период с 1 … Справочник технического переводчика

    ФИНАНСОВЫЙ ГОД - (financial year) 1. Любой год, связанный с финансированием, например, период бухгалтерской отчетности компании или год действия бюджета. 2. Определенный период, связанный с уплатой налога на корпорации, то есть год, начинающийся 1 апреля,… … Словарь бизнес-терминов

    Финансовый год - (англ. financial year) в бюджетном законодательстве РФ год, на который составляется годовой бюджет (ст. 12 Б К РФ*). Ф.г. соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Ф.г. называют также бюджетным годом. Порядок завершения Ф … Энциклопедия права

    ФИНАНСОВЫЙ ГОД - законодательно установленный годовой срок, за который в соответствии с нормами налогового права составляется финансовая отчетность о результатах деятельности субъектов хозяйствования различных организационно правовых форм. Начало и конец Ф.г.,… … Юридический словарь

    Финансовый год - (financial year) стандартный период учета (обычно продолжительностью 12 месяцев, но не обязательно совпадающий с календарным годом, а также с бюджетным годом), за который производится подсчет прибылей и убытков, а также на конец (начало) которого … Экономико-математический словарь

Книги

  • Финансовый капитал. Новейшая фаза в развитии капитализма , Гильфердинг, Рудольф. Прижизненное издание. Москва-Ленинград, 1931 год. Государственное социально-экономическое издательство. Книга в профессиональном новодельном переплете с кожаным корешком и уголками. Корешок…

Тема 10. Бюджетная система и бюджетное устройство

Российской Федерации

Краткое содержание темы . Бюджет: понятие, сущность, функции..

Бюджетное устройство государства. Бюджетная система и принципы ее построения.

Основные звенья бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет. Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты). Бюджеты государственных внебюджетных фондов. Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Консолидированный бюджет. Расширенный бюджет.

10.1. Бюджет: понятие, сущность, функции

Государственный бюджет возник с появлением государства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательным органом страны. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия, где после революции 1686 – 1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента. В Росси первая роспись государственных доходов и расходов была составлена в 1722 году на следующий, 1723 год. С 1802 года эти росписи стали составляться ежегодно, однако лишь с 1811 года начинается составление бюджета России.

Понятие «бюджет» [фр. budget < ст.-фр. bougette кожаный кошелек] буквально означает денежная сумма. Как экономическая категория бюджет является совокупностью экономических отношений , возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств, необходимого для обеспечения функций органов государственной власти. С точки зрения юриспруденции, бюджет представляет собой, с одной стороны, основной финансовый план образования, распределения и использования публичных финансов (бюджет – план ), который, с другой стороны, принимается в особой процедуре представительным органом государственной власти в форме закона (бюджет – закон ).

В Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 6), бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств , предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ на 2004-2006 гг., была поставлена задача перехода к трехлетнему утверждаемому в качестве закона (решения) бюджету. В настоящее время эта задача выполнена, причем в обязательном порядке для федерального уровня 1 . Субъекты РФ и муниципальные образования получают право выбора: составление трехлетнего бюджета либо ежегодного бюджета и трехлетнего среднесрочного финансового плана (СФП)

Финансовый год в РФ соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Следует запомнить ряд терминов, относящихся к бюджетному периоду:

    текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

    очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом;

    плановый период - два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;

    отчетный финансовый год - год, предшествующий текущему финансовому году.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Бюджет является частью финансовых отношений, поэтому он имеет денежную форму выражения и соответствующие функции.

Функции бюджета :

    Распределительная . Она проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств. Посредством поступлений в бюджет осуществляется формирование государственных финансов, а затем их распределение по статьям расходов в РФ через бюджет перераспределяется 30 - 40% ВВП страны.

    Регулирующая. Через бюджет осуществляется распределение и перераспределение валового внутреннего продукта, что придает бюджету макроэкономическое регулятивное значение. Другими словами, с помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны.

    Контрольная. Действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Первые три функции являются основными, наряду с ними некоторые авторы выделяют еще несколько дополнительных функций:

    Фискальная. Обеспечивает государство финансовыми ресурсами для выполнения им своих управленческих, оборонных, социальных, внешнеполитических обязанностей перед страной и населением.

    Аналитическая. Классификация и систематизация действующих потребностей и возможностей общества и государства

    Общетеоретическая. Способствует развитию экономической (финансовой) и юридической (бюджетное право) науки и науки об обществе, государстве и экономике вообще.

    Критическая. В широком смысле эта функция направлена на повышение эффективности норм действующего бюджетного законодательства.

10.2. Бюджетное устройство государства. Бюджетная система и принципы ее построения

Бюджетные отношения реализуются через систему бюджетного устройства страны.

Бюджетное устройство – это основанная на правовых нормах организация системы взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, участниками бюджетного процесса, включая принципы построения бюджетной системы, принципы и методы разграничения бюджетных полномочий, межбюджетные отношения и ответственность за нарушение межбюджетного законодательства.

Бюджетным кодексом РФ (гл. 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы РФ:

    единства бюджетной системы РФ;

    разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

    самостоятельности бюджетов;

    равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

    полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

    сбалансированности бюджета;

    эффективности и экономности использования бюджетных средств;

    общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

    прозрачности (открытости);

    достоверности бюджета;

    адресности и целевого характера бюджетных средств;

    подведомственности расходов бюджетов;

    единства кассы.

Рассмотрим их более подробно.

    Принцип единства бюджетной системы . Означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов в РФ.

    Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ. Заключается в закреплении в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определении полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

    Принцип самостоятельности бюджетов. Определяет:

    право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

    право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

    право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;

    право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);

    недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

    право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

    недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства РФ и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

    недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

    Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований . Означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.

    Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов . Заключается в том, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

    Принцип сбалансированности бюджета. Регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

    Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств . Состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

    Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов . Означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

    субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ;

    средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

    добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

    расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием РФ;

    расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ;

    отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

    Принцип прозрачности (открытости ). Определяет:

    обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

    обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

    стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

    Принцип достоверности бюджета. Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

    Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

    Принцип подведомственности расходов бюджетов. Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

    Принцип единства кассы. Означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы:

бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Основными звеньями бюджетной системы РФ являются: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты), бюджеты государственных внебюджетных фондов, местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) (рис. 10.1).

Федеральный бюджет - центральное звено бюджетной системы, обеспечивающее финансирование общенациональных задач и функций. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений проводимой бюджетной политики в стране, выбор бюджетных приоритетов, определение основных принципов функционирования бюджетной системы страны. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ.

Рис. 10.1. Бюджетная система РФ

Бюджеты государственных внебюджетных фондов являются самостоятельным звеном бюджетной системы РФ, формируются на федеральном и региональном уровнях. В настоящее время они включают в себя: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования, которые образуются на федеральном и региональном уровнях.

Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) включают в себя бюджеты республик, областей, краев, автономных областей (округов), а также бюджеты городов федерального значения. Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы страны. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта РФ и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ.

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) - третий уровень бюджетной системы РФ. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», территориями муниципальных образований являются: городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения. Это определяет разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней (типов) - муниципальных районов (городских округов) и поселений

В законодательстве и практике применяется термин консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Консолидированный бюджет составляется для целей прогноза, анализа бюджетных показателей. В обязательном порядке он представляется в вышестоящие органы власти, а также для депутатского корпуса в пакете документов, сопровождающих законопроект (проект решения) о бюджете, но, в отличие от бюджета, законодательно не утверждается

Кроме того, используется термин расширенный бюджет , который представляет собой свод консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов без учета межбюджетных трансфертов между ними.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. Структура консолидированного бюджета субъекта РФ представлена на рис. 10.2. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Рис. 10.2. Консолидированный бюджет субъекта РФ

1Финансовый кризис вынудил временно отказаться от трехлетнего планирования