Что такое и для чего нужна приватизация квартиры. Что даёт приватизация квартиры — плюсы и минусы недвижимости в собственности

Оформление жилья в частную собственность продолжается в РФ третий десяток лет, тем не менее процесс по-прежнему вызывает немало вопросов. В стране осталось много арендаторов, которые так и не решились вступить в «рыночные отношения» с квадратными метрами. Поэтому в России приватизация обрела статус «бессрочной процедуры». Для всех сомневающихся мы расскажем, что даёт приватизация квартиры. Ответим на общие вопросы, дадим рекомендации жильцам непрестижного сектора и малоимущим семьям. Вы узнаете об общей и долевой собственности на жильё, сроках бесплатного перевода квартиру в частную собственность. Познакомитесь с распространёнными случаями судебной практики, когда меж сособственниками «согласия нет».

Что такое приватизация и зачем она нужна?

Приватизация (бесплатный переход жилья в частную собственность), по замыслу законодателей, наделяла граждан свободой в распоряжении квадратными метрами, на которых они были постоянно прописаны. — 1991 год, когда Правительство РФ приняло соответствующий законопроект – ФЗ № 1541-1.

Те, граждане, которые намеревались продать своё жильё в хрущёвке и стать новосёлами, первыми оформили жильё в частную собственность. Ведь до этого квадратные метры можно было только обменять на равных условиях или с доплатой.

Вторая причина, сделавшая россиян собственниками, относилась к институту прописки. Если жильё вам не принадлежит, то нет у вас и права прописать сюда, кого хотите. В приватизированном жилье действовало правило «железной прописки».

Престарелые жители наконец-то смогли завещать квартиру детям.

Ранее приходилось прибегать к ухищрениям, чтобы прописать хотя бы одного взрослого наследника, живущего за тридевять земель от семейного гнезда, к престарелым родителям. А после ухода из жизни старшего поколения начинались раздоры «законных» наследников.

Почувствовали выгоду и те, кто не всегда аккуратно оплачивает коммунальные услуги. Из государственной квартиры за длительную неуплату могли и выселить, из частной – сделать это проблематично. Процедура длительная и затратная для муниципалитетов.

Итак, в результате приватизации граждане получили право свободно распоряжаться своей жилплощадью.

Вместе с тем, на собственников распространяется ряд обязанностей :

  1. Содержать в порядке квартиру;
  2. Оплачивать капитальный ремонт;
  3. Платить налог на недвижимость.

Читателям следует различать , чтобы знать особенности каждого варианта. А их, собственно, всего два: общая и долевая. Разберёмся с каждым отдельно.

Общая приватизация квартиры: что это?

Первоначально перевод государственного жилья в частную собственность осуществлялся на условиях общей приватизации. Это значит, что квадратными метрами совместно владели два и более человек, прописанных на квадратных метрах. Доли владения при таком способе не определялись. Априори считалось, что все участники приватизации наделены равными долями.

Общая приватизация приемлема для семей, где люди живут в мире и согласии.

Такая практика успешно применялась в тех случаях, когда в приватизированной квартире проживала дружная семья, которая не собиралась продавать квартиру и делить имущество. Все собственники имели одинаковые права на пользование, распоряжение и владение совместной частной собственностью. Это определено в свидетельстве (титуле) на собственность, которое выдаётся в единственном экземпляре при общей приватизации квадратных метров.

При продаже квартиры члены семьи также выступают «единым фронтом». Средства, полученные от реализации жилья, в этом случае делятся в равных частях, или приобретается новое совместное жильё. Это правило приемлемо для семей, где люди живут в мире и согласии.

Жизнь не так однозначна – часто супруги становятся «бывшими», дети не могут поделить «сладкий каравай». В таком случае, разумнее воспользоваться другим способом приватизации жилья – с выделением долей каждому участвующему в процессе перевода жилья в частную собственность.

Долевая приватизация квартиры: плюсы и минусы

Жилищный кодекс РФ определяет порядок выделения и пользования долевой собственностью. Он регламентируется статьями 41 и 42. Суть в том, что происходит — у каждого собственника есть определённая доля в недвижимости.

Юридически она разделяется на два типа :

  1. Идеальная доля «прописывается» на бумаге, то есть не может быть выделена в натуре. Абстрактность «идеала» в том, что невозможно привязать его к какой-либо комнате в квартире. Это может быть 1/8 доли и даже 7/25. Исчисляется в метрической системе: столько-то квадратных метров на прописанную душу.
  2. Реальная доля собственника привязана к определённому месту в структуре жилого помещения. Например, эта может быть комната 18 метров в общей площади жилья.
    «Натуральная доля» должна представлять собой изолированное помещение. Те, кто выбрал такую форму перевода жилья в частную собственность, получат «коммунальную» квартиру. Места общего пользования (коридор, прихожая, кухня и санузел) остаются в совместной (общей) собственности.

Плюсы

При оформлении долей участники процесса могут договориться о размерах (в натуральном выражении) принадлежащей каждому недвижимости. Это – идеальный вариант, если осуществляется . В противном случае, придётся обращаться в суд.

Плюс договариваться можно, как о равных долях, так и больших (меньших). По согласованию сособственников возможна государственная регистрация неравных долей. Принимается во внимание и отказ жильца от участия в переводе жилья на «рыночные рельсы».

Владелец доли распоряжается ею по своему усмотрению.

Он вправе, без согласования с другими владельцами долей, произвести следующие действия :

  • Завещать свою часть (оформление квартиры в собственность по завещанию );
  • Подарить (можно ли оспорить договор дарения квартиры );
  • Передать в залог.

Минусы

Есть у этого способа приватизации и отрицательные моменты. Продать свою долю сособственник может только с разрешения других владельцев жилья. Урегулировать «баланс» интересов чаще всего приходится в зале судебных заседаний.

Юридическая практика показывает, что реализация законного права одного из сособственников недвижимости, оборачивается нерадостными последствиями для других владельцев. Выход — . Те, кто не имеет материального ресурса на выкуп продаваемой доли, вынуждены проживать в коммунальной квартире, рядом с чужими людьми.

Если один сособственник решит продать свою часть жилья, то первоочередное и преимущественное право на сделку имеют остальные собственники недвижимости. При этом, им должна быть предложена та же цена, по которой отчуждаемая доля будет продаваться на рынке недвижимости.

Предложение о покупке доли оформляется в письменном виде и действует в течение 30 дней. Не выразили в этот период намерений на приобретение части – получите соседей по «коммуналке».

В случае, если «яблоком раздора» является индивидуальный дом, где вынуждены проживать два собственника, раздел становится ещё более обременительным. Как правило, владение не относится к «делимому имуществу»: имеет один вход, общую крышу, систему отопления и канализации, земельный участок. Заключение о делимом/неделимом имуществе должна дать техническая экспертиза.

Если собственники не придут к взаимному соглашению, судебная тяжба грозит затянуться надолго. Если даже в судебном порядке соглашение не будет достигнуто, ни один из собственников не получит права на продажу или денежную компенсацию.

Минусы «долёвки» наглядно видны, если долей владеет малолетний отпрыск. В случае отчуждения жилья родителям или опекунам придётся урегулировать вопрос с органами опеки и попечительства. Контролирующие государственные служащие стоят на страже интересов несовершеннолетних и могут отказать в совершении купчей.

Добиться разрешения возможно, но такое решение – прерогатива суда.

Путь трудный и не всегда результативный. К примеру, родители решили продать просторную квартиру (совместная долевая собственность с несовершеннолетним) с тем, чтобы купить небольшую квартирку, а разницу направить на оплату обучения отпрыска. Вердикт человека в мантии – категорически отрицательный.

Стоит ли приватизировать квартиру в хрущевке?

Значительная часть жителей РФ не спешит приватизировать, то есть узаконить свои права на жилые помещения. И на это есть объективные причины, которые следует учитывать.

При принятии решения о приватизации малогабаритной квартиры в доме «хрущёвской» постройки, необходимо учесть следующие нюансы :

  1. Если на небольшой площади прописано такое количество жильцов, что на «душу населения» приходится менее 18 квадратов, оформляйте право собственности. Дома старой застройки в некоторых российских регионах уже признаны аварийными. При их расселении у жильцов-арендаторов появляется возможность улучшить жилищные условия без дополнительных материальных затрат. Рассмотрим на примере.
    «Стандартная» семья из четырёх человек ютится на 27 квадратных метрах. При расселении она получит просторное жильё не менее 64 квадратов – по нормам, таким семьям положено по 18 квадратов на брата. Владельцы же приватизированных «хрущоб» вправе рассчитывать лишь на приватизированные квадратные метры.
    Ещё выгоднее расселение, если в неприватизированной хрущёвке прописано два человека – им будет предоставлено жильё в расчёте по 21 квадратному метру на каждого.
  2. Тесные «коробочки» хрущёвской оттепели доживают свой век: инженерные коммуникации приходят в негодность, кровля течёт, балконы рушатся. Устранять недостатки собственнику придётся за счёт собственных капиталовложений, а деньги на это пойдут огромные. Арендаторы вправе рассчитывать на помощь государства в капитальном ремонте постройки без собственных трат.
  3. Форс-мажорные обстоятельства (потоп, пожар, обрушение конструкций) в меньшей мере затрагивают нанимателей, нежели собственников. Первой категории государство предоставит новое жильё. Владельцам приходится рассчитывать лишь на себя и страховой полис, если он есть. Больше им никто не поможет.

Стоит ли приватизировать жильё малоимущим?

Тем, кто считает деньги от получки до следующей, не стоит торопиться с приватизацией. Им выгоднее жить в арендуемой квартире по финансовым соображениям.

Быть собственником — это обязанность нести бремя немалых семейных затрат :

  1. Оплата взносов на капитальный ремонт – в среднем на квадратный метр вносится по 7 рублей в месяц. В Москве собственники оплачивают в два раза большую сумму.
  2. Налог на собственность составляет определённую долю процента от кадастровой стоимости жилища. Она может в разы превышать рыночную стоимость недвижимости.
  3. Собственникам сложнее получить государственную поддержку (субсидию) на оплату жилья и коммунальных услуг.

Жители благополучной Германии, умеющие считать деньги, предпочитают селиться в арендованное жильё, чтобы иметь возможность быстро сменить квартиру при перемене места работы или учёбы. Они хотят оставаться мобильными, лёгкими на подъём людьми — «mobil bleiben».

Положительный момент в том, что арендодатель не может внезапно отказать жильцам в праве проживать в съёмной квартире или поднимать арендную плату по своему капризу. Нанимателю в таких домах не приходится даже саморучно менять электрические лампочки, не говоря уже о ремонте. Всё это – забота компании, которая предоставляет съёмное жильё европейцам. Поэтому они и не спешат влезать в банковскую кабалу, приобретая частное жильё, зачем им торопиться?

Можно ли приватизировать квартиру без согласия всех жильцов? Смотрите видео:

Резюме: от общего к частному или наоборот?

Как видим, выбор неоднозначен. Мы привели все «за» право свободно распоряжаться собственным жильём. На другой чаше вашего выбора – столько же «против». Решить уравнение можно, сопоставив свои финансовые возможности, семейные связи, прочие условия проживания. Для многих граждан РФ предпочтительным является вариант социального найма жилья. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи «расприватизации» (деприватизации) вожделённой ранее собственности и продление сроков бесплатного получения жилья во владение. Безусловно, распоряжаться квадратными метрами, на которых проживаешь, очень приятно. Но не забывайте, что это означает бремя содержания такой собственности. Взвесьте аргументы, особенно если вы проживаете в старом жилом фонде, который придётся латать как Тришкин кафтан. Время вас не подгоняет.

Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

лат. privatio - избавление, освобождение и privatus - частный) - 1) в широком смысле: комплекс организационно-правовых мер, опосредующий реструктуризацию национальной экономики путем сокращения государственного и расширения частного сектора, включающий отчуждение в собственность частных лиц объектов, относящихся к государственной или муниципальной собственности, передачу частным лицам прав пользования, владения, распоряжения, управления указанными объектами, а также предоставление частным лицам концессий на занятие определенными видами деятельности и разработку природных ресурсов. Основная цель П. - повышение эффективности хозяйственной деятельности. Методы осуществления П. определяются целями ее проведения, состоянием экономики государства в целом, состоянием конкретной отрасли, предприятия и спецификой государства. С 70-х гг. в развитых государствах усилился процесс ослабления государственного регулирования хозяйственной деятельности, который в западноевропейских государствах и Японии сопровождался П. В 80-е гг. П. активно проводилась во многих развивающихся государствах. Особый размах приобрела в государствах Восточной Европы и государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР.

2) В узком смысле: отчуждение находящегося в государственной, муниципальной собственности имущества в собственность частных лиц. В таком смысле понимается П. в государствах бывшего СССР и, в частности, РФ, где проводится различие между безвозмездной П. жилищного фонда и П. имущества, не относящегося к жилищному фонду.

Закон СССР от 6 июня 1990 г. "О собственности в СССР" установил равенство собственности граждан, "коллективной собственности" и собственности государства. Введение в действие этого Закона и издание постановления Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. № 590 положили начало интенсивному созданию предприятий в новых организационно-правовых формах. В это же время был осуществлен переход от теоретических дискуссий о П. к практическим действиям. Наметились подходы к П., которые символически можно свести к следующим трем: создание коллективных народных предприятий; создание на базе государственного имущества акционерных обществ и отчуждение акций названных предприятий; безвозмездное отчуждение государственного имущества. Несмотря на отсутствие законодательной базы П.. 30 июня 1991 г. в окончательном варианте был принят Закон СССР "Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий". Закон имел прямое действие по отношению к предприятиям, относящимся к собственности СССР, а по отношению к остальным государственным предприятиям определялись лишь принципы их преобразований. Он был ориентирован на выкуп предприятий в собственность трудовыми коллективами. К моменту введения в действие Закона в ряде союзных республик были подготовлены законы о П., во многом противоречащие союзному. Уже 3 июля 1991 г. был введен в действие Закон РСФСР № 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (далее - Закон о П. предприятий). П.определялась как приобретение гражданами, хозяйственными товариществами и обществами у государства и местного самоуправления в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий: долей (паев, акций) государства и муниципального образования в капитале АО (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных АО (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий. Закон о П. предприятий установил систему государственных органов, осуществляющих П. В соответствии с выполняемыми функциями эти органы подразделялись на комитеты по управлению имуществом и фонды имущества. Комитеты стали организаторами в РФ процесса П., а фонды имущества создавались как продавцы приватизируемых предприятий, а также долей (паев, акций) в капитале предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Законом были установлены основные принципы П., порядок и способы ее проведения, льготы работникам приватизируемых предприятий, права и обязанности продавца и покупателей, порядок оформления сделок.

По существу, начало широкому процессу П. было положено только Указом Президента РФ от 29 января 1992 г. № 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", утвердившим Временное положение о порядке подачи, оформления и принятия к рассмотрению заявки на П. государственного, муниципального предприятия в РФ. Временные методические указания по оценке стоимости объектов П., Временное положение о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в ОАО, Временное положение о П. государственных и муниципальных предприятий в РФ на аукционе, Временное положение о П. государственных и муниципальных предприятий в РФ по конкурсу, а также Временное положение о порядке использования в 1992 г. при П. средств фондов экономического стимулирования и прибыли государственных и муниципальных предприятий. Временные методические указания стали основным документом по определению величины уставного капитала АО, созданных в процессе П., а также начальной цены предприятий. Временными методическими указаниями предусматривалась оценка стоимости приватизируемого имущества при проведении инвентаризации на основе данных бухгалтерского учета и отчетности.

Президент РФ своим Указом от 1 июля 1992 г. № 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" утвердил Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, согласно которому, в отличие от Закона о П. предприятий, предусматривались: а) упрощенный порядок прохождения документов, необходимых для создания АО; б) создание администрацией приватизируемого предприятия рабочей комиссии по П.; в) типовой устав АО, образованного в процессе П. Величина уставного капитала и начальная цена объекта П. стали определяться на конкретную дату 1 января 1992 г. практически без отражения результатов инвентаризации.

Государственная программа П. на 1992 г. установила цели П., классификацию объектов по возможности их П. в 1992 г., расчетные показатели по П. для органов государственной власти и управления, нормативы средств от П., способы и льготы, предоставляемые при П., требования к местным программам П. и др. Программа предусматривала введение системы именных приватизационных счетов не позднее 1 ноября 1992 г. Однако с изданием Указа Президента РФ от 14 августа 1992 г. № 914. утвердившего Положение о приватизационных чеках, названная норма не была реализована (в связи с введением системы приватизационных чеков). Согласно названному Указу, система приватизационных чеков вводилась с 1 октября 1992 г.

Вторая по счету Государственная программа П. утверждена Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284. В ней были установлены цели П., классификация объектов по возможности их П., способы П. и льготы при П., порядок образования и распределения средств от П.. порядок использования приватизационных чеков при П., требования к местным программам П. и др.

Величина уставного капитала АО, созданных в процессе П. после 1 июля 1992 г., стала определяться по данным баланса за отчетный квартал, предшествующий проведению оценки. Окончание срока действия приватизационных чеков - 1 июля 1994 г. - потребовало корректировки положений программы. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 были утверждены Основные положения государственной программы П. государственных и муниципальных предприятий после 1 июля 1994 г. Программа П. стала действовать в части, не противоречащей Основным положениям, которыми было установлено, что конкретный способ П. предприятия определяется рабочей комиссией по П. или комиссией по П., созданной соответствующим комитетом в соответствии с Законом о П. предприятий в случае, когда в утвержденные комитетом сроки документы на П. не представлены. Величина уставного капитала при преобразовании предприятий в АО, оценка стоимости имущества государственных и муниципальных предприятий при продаже их на аукционе или по конкурсу стали определяться на конкретную дату 1 января 1994 г. в порядке, установленном Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов П.

В настоящее время П. государственного имущества осуществляется в соответствии с ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (далее - Закон о П. имущества), признавшим утратившим силу Закон о П. предприятий. Закон о П. имущества, другие ФЗ и принимаемые в соответствии с ними нормативные акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ образуют законодательство РФ о П. Предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются при П. государственного и муниципального имущества, если законами о П. не предусмотрено иное (ч. 2 ст. 217 ГК РФ).

Согласно ст. 1 Закона о П. имущества П. - это возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований имущества (объектов П.) в собственность физических и юридических лиц. При П. государственного и муниципального имущества между стороной, осуществляющей его отчуждение, - продавцом и его покупателем заключается договор купли-продажи в соответствии с ГК РФ и Законом о П. имущества. Продавец федерального имущества - специализированное учреждение (юридическое лицо, наделенное обособленным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления) и назначенные им представители. Продавцами имущества субъектов РФ могут выступать юридические лица, которым в порядке, определенном органами государственной власти субъектов РФ, предоставлены полномочия на организацию и осуществление продажи такого имущества. Продавцы муниципального имущества назначаются органами местного самоуправления самостоятельно. Покупателем государственного и муниципального имущества может быть любое лицо, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, казенных предприятий, учреждений, а также иных юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%.

Обязательные условия договора купли-продажи: а) сведения о продавце имущества и его покупателе, наименование объекта П., его местонахождение, состав и стоимость имущества, условия аренды (пользования) земельным участком, количество акций ОАО, их категория (тип) и стоимость, порядок передачи имущества в собственность покупателя, форма и сроки платежа, обязательства покупателя по его использованию, инвестиционные и (или) социальные условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем, порядок подтверждения покупателем выполнения таких условий и другие условия, устанавливаемые сторонами по взаимному соглашению; б) способы обеспечения инвестиционных и (или) социальных условий, в том числе гарантии их выполнения; в) порядок осуществления покупателем права владения и права пользования указанным имуществом до момента перехода к нему права собственности.

Должны быть установлены сроки выполнения неденежных обязательств и их стоимостная оценка, определяемая в соответствии с законодательством РФ.

Право собственности на государственное и муниципальное имущество переходит от РФ, субъектов РФ и муниципальных образований к его покупателю в порядке, установленном законодательством РФ и договором купли-продажи. Оплата производится единовременно или в рассрочку. Порядок оплаты стоимости муниципального имущества при его П. устанавливают органы местного самоуправления. При П. государственного и муниципального имущества средством платежа признается официальная денежная единица (валюта) РФ. В случаях и в порядке, установленных ФЗ, средством платежа могут быть признаны целевые долговые обязательства РФ.

Приоритеты в осуществлении П. государственного имущества в РФ, ограничения, устанавливаемые при ее проведении, порядок отчуждения государственного имущества в собственность физических и юридических лиц, а также основы П. муниципального имущества в РФ устанавливаются ФЗ о государственной программе П. Правительство РФ ежегодно одновременно с проектом ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в ГД проект ФЗ о внесении изменений и дополнений в государственную программу П. государственного имущества в РФ. Программа, в частности, содержит: требования к программам П. субъектов РФ в области обеспечения определенных в Законе о приватизации имущества целей и способов П. государственного имущества; порядок выбора способов П. и принятия решений о его П.; условия закрепления акций ОАО, созданных в процессе П. соответственно в государственной и муниципальной собственности, а также порядок принятия решений об использовании в отношении ОАО, созданных в процессе П., специального права на участие РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в управлении ОАО; порядок оценки стоимости приватизируемого государственного имущества; определение льгот работникам государственных и муниципальных унитарных предприятий, преобразуемых в ОАО и порядок их предоставления; порядок и нормативы распределения денежных средств, полученных в результате П. федерального имущества.

Согласно программе П. государственное имущество классифицировано следующим образом: имущество, П. которого запрещена; имущество, которое закрепляется в государственной собственности до отмены его закрепления; имущество, которое приватизируется с установлением запрета на участие в его П. иностранных физических и юридических лиц, а также резидентов РФ, имеющих в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц; имущество, которое приватизируется по решению Правительства РФ; имущество, которое приватизируется по решению федерального органа по управлению государственным имуществом, по согласованию с соответствующими федеральными органами.

Программа П. содержит прогнозные перечни государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в ОАО, а также ОАО, акции которых предполагается продать, обоснование выбора указанных предприятий и ОАО (балансовая стоимость их основных фондов на день включения в программу П. должна превышать 5 млн. МРОТ), предполагаемые способы и сроки их П., предполагаемые ограничения, накладываемые при их П., размеры подлежащих продаже пакетов акций ОАО и прогноз начальной цены таких пакетов акций. В указанный прогнозный перечень включаются также ОАО, созданные в процессе П., производящие продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны. Продажа не включенных в указанные перечни акций таких обществ не допускается. В программе П. могут содержаться перечни видов государственного имущества, при П. которого устанавливаются льготы отдельным категориям граждан

РФ-Осуществление единой политики в области П. возлагается на федеральный орган по управлению государственным имуществом, который определяет Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В субъектах РФ названный орган создает свои территориальные органы и устанавливает их полномочия. Федеральный орган по управлению государственным имуществом совместно с соответствующими федеральными органами представляет Правительству РФ проект программы П.. организует и контролирует ее реализацию, осуществляет через свои территориальные органы руководство и контроль за проведением П. федерального имущества. Он также разрабатывает и издает в пределах своей компетенции предусмотренные Законом о приватизации имущества, программой П., другими ФЗ нормативные правовые акты, регулирующие процесс П., осуществляет контроль за их выполнением, вносит в них изменения и дополнения, а также дает разъяснения о применении законодательства РФ о П. В соответствии со своей компетенцией принимает решения о П. федерального имущества и передает объекты П. специализированному учреждению для продажи, осуществляет преобразование государственных унитарных предприятий в ОАО: от имени РФ является учредителем ОАО и осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности. На названный орган возлагается создание комиссии по П. федерального имущества. Свои полномочия, определенные Законом о П. имущества, он не вправе делегировать другим федеральным органам, а также физическим и юридическим лицам.

Специализированное учреждение, которому федеральный орган по управлению государственным имуществом передает объект П., осуществляет от имени РФ его продажу. Деятельность специализированного учреждения и его отделений по продаже объектов П. не облагается налогами. До момента продажи объекта П. специализированное учреждение от имени РФ владеет переданными ему в установленном порядке (принадлежащими РФ) объектами П.. в том числе осуществляет полномочия РФ как акционера (участника) в хозяйственных обществах. На основании поручения Правительства РФ оно может выступать учредителем хозяйственных обществ. Специализированное учреждение: а) ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность о движении денежных средств, полученных в результате П. федерального имущества, в порядке, установленном законодательством РФ; учет подлежащих П. акций (долей в уставном капитале) хозяйственных обществ, принадлежащих РФ: учет обязательств покупателей, определенных договорами купли-продажи федерального имущества; б) получает и перечисляет денежные средства, полученные в результате П. федерального имущества, в соответствии с нормативами, установленными программой П.; в) осуществляет меры по обеспечению перечисления дивидендов и иных доходов по акциям (долям в уставном капитале) хозяйственных обществ, в которых от имени РФ оно осуществляет полномочия акционера (участника); г) от имени РФ осуществляет выпуск государственных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в федеральной собственности акций ОАО. созданных в процессе П.

Порядок определения начальной цены объектов П. устанавливается программой П. Продавцы имущества вправе с учетом сложившейся рыночной конъюнктуры изменять начальную цену (она не может быть снижена более чем на 10% без согласования с соответствующими органами по управлению имуществом).

Инициатива в проведении П., может исходить, соответственно, от Правительства РФ, федерального органа по управлению государственным имуществом, соответствующих федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, которые подают заявку на П.

Отказ в П. государственного имущества возможен в случаях, если: а) на его П., в том числе в случаях, если указанное имущество изъято из гражданского оборота или ограничено в гражданском обороте, установлен запрет: б) имущество, указанное в заявке, не относится к государственной собственности; в) имущество, указанное в заявке, подлежит отчуждению в соответствии с иными ФЗ. В случае принятия решения об отказе в П. заявителю направляется обоснованное извещение. При удовлетворении заявки соответствующие органы создают комиссию по П. и устанавливают срок подготовки плана П., который не может превышать 6 месяцев со дня принятия решения о П. В состав комиссии входят лица, устанавливаемые Законом о П. имущества. В плане П. определяются способ продажи объекта П., сроки и условия его продажи, а также начальная цена объекта П. План утверждается соответствующими органами по управлению имуществом. Типовую форму плана П. утверждает Правительство РФ.

Согласно Закону о П. имущества используются следующие способы П. Перед преобразованием государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в государственной или муниципальной собственности, осуществляется необходимая подготовка, состоящая в обязательной инвентаризации имущества указанных предприятий, а если балансовая стоимость их основных фондов превышает установленную величину - проводится аудиторская проверка финансово-хозяйственной деятельности. Далее соответствующие органы по управлению имуществом создают комиссию по П. и устанавливают срок ее подготовки. Комиссия обязана рассмотреть проект плана П., подготовленный представителями работников унитарного предприятия. В плане определяются: способ и сроки его преобразования в ОАО; величина уставного капитала; льготы, предоставляемые работникам; категории (типы) акций ОАО; номинальная стоимость указанных акций; способы и сроки их продажи. Комиссия по П. рассматривает план П. и направляет его общему собранию работников унитарного предприятия для согласования. Если названное собрание в месячный срок со дня получения плана не рассмотрело его, он считается согласованным. Далее план П. утверждают соответствующие органы по управлению имуществом по представлению комиссии. В случае если общее собрание не согласовало план, комиссия по П. обязана предложить другой вариант. При повторном отклонении плана решение о его утверждении принимают, соответственно, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления. После завершения работы комиссии по П. соответствующие органы по управлению имуществом реорганизуют либо ликвидируют унитарное предприятие, учреждают ОАО, утверждают его устав, осуществляют в установленном порядке государственную регистрацию ОАО, формируют его органы управления.

Продажа государственного и муниципального имущества производится по результатам коммерческого конкурса при условии выполнения инвестиционных и (или) социальных условий. Выигравшим торги по коммерческому конкурсу признается лицо, предложившее за объект П. наиболее высокую цену и взявшее на себя обязательства по выполнению инвестиционных условий, установленных конкурсной комиссией, заранее назначенной организатором торгов. Коммерческие конкурсы проводятся в порядке, определяемом Правительством РФ. Право собственности на государственное и муниципальное имущество, которое приватизируется по коммерческому конкурсу, переходит к победителю такого конкурса после выполнения им инвестиционных и (или) социальных условий в отношении объекта П. Все условия коммерческого конкурса реализуются за счет денежных средств, внесенных его победителем на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с заключенным им с продавцом имущества договором. В случае если объект П. - акции ОАО, указанное общество заключает с продавцом имущества (одновременно с договором о порядке выполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий) договор об использовании инвестиционных средств. Заключение этих договоров обязательно как для победителя коммерческого конкурса, так и для ОАО, акции которого являются объектом П. Внесение победителем коммерческого конкурса изменений и дополнений в его инвестиционные и (или) социальные условия, а также в обязательства после заключения договоров не допускается. Формы и условия договоров устанавливает Правительство РФ. Победитель коммерческого конкурса не вправе до перехода к нему права собственности на объект П. отчуждать его или распоряжаться им иным образом. Порядок предоставления победителю конкурса права владения и права пользования объектом П. (за исключением акций ОАО) определяет Правительство РФ. В случае, когда объект П. - акции ОАО, победитель конкурса до перехода к нему права собственности на указанные акции не вправе голосовать за реорганизацию или ликвидацию ОАО. ОАО, созданное в процессе П. и в отношении которого не завершено выполнение инвестиционных и (или) социальных условий, не может принимать решения об изменении уставного капитала, о проведении эмиссии дополнительных акций и иных ценных бумаг, конвертируемых в акции указанного общества.

Социальные условия могут устанавливаться, если объект П. - предприятие как имущественный комплекс или если объект П. - акции ОАО, составляющие более 50% его уставного капитала. Законом о П. имущества предусмотрен следующий исчерпывающий перечень социальных условий: сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест; переподготовка или повышение квалификации работников; сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников; ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения или их ликвидацию; реализация мероприятий по охране здоровья населения и окружающей среды.

Инвестиционные условия коммерческого конкурса могут предусматривать мероприятия по реконструкции объекта П., приобретению определенных видов оборудования, модернизации и расширению производства. Они должны иметь экономическое обоснование, стоимостное выражение, сроки реализации и порядок подтверждения победителем коммерческого конкурса их выполнения; они (как и социальные условия) подлежат согласованию с соответствующими федеральными органами, органами субъектов РФ и местного самоуправления.

Продажа государственного и муниципального имущества производится на аукционе, в том числе продажа акций ОАО, созданных в процессе П., - на специализированном аукционе. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее за объект П. наиболее высокую цену. Продажа акций ОАО, созданных в процессе П., может осуществляться на специализированных аукционах, проводимых в виде открытых торгов, на которых все победители получают акции этих обществ по единой цене. Порядок проведения аукциона, специализированного аукциона, условия участия в нем покупателей, форма подачи ими заявок на участие (для специализированного), порядок расчетов, а также определения победителей аукциона регулируются соответствующими положениями, утверждаемыми Правительством РФ.

Внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ осуществляется по решению, соответственно, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в порядке, установленном программой П., программами П. субъектов РФ.

Решения о выпуске ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в государственной или муниципальной собственности акций ОАО. созданных в процессе П., принимают, соответственно, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Такими решениями определяются: порядок реализации указанного права владельцами ценных бумаг; количество акций ОАО; категория (тип) таких акций, а также наименования ОАО - эмитентов таких акций. Порядок проведения конкурсов на размещение указанных ценных бумаг и ограничения на их обращение устанавливает Правительство РФ.

Порядок продажи акций ОАО, созданных в процессе П., их работникам, определяется ФЗ РФ. Количество акций созданного в процессе П. ОАО, которые могут быть проданы его работникам, их категория (тип), порядок определения цены, а также порядок и сроки оплаты устанавливаются программой П.

Выкуп арендованного государственного и муниципального имущества унитарного предприятия (сданного в аренду с правом выкупа по договору, заключенного до введения в действие Закона о П. предприятий) осуществляется на основании заявления арендатора такого имущества следующими способами: а) в соответствии с договором аренды, если размер выкупа, сроки и порядок его внесения, а также иные условия установлены указанным договором; б) посредством преобразования унитарного предприятия в ОАО с предоставлением арендатору такого имущества права первоочередного приобретения акций указанного общества в порядке, установленном соответствующей программой П. Размер выкупа, сроки и порядок его внесения арендатором такого имущества, а также условия первоочередного приобретения указанных акций определяются утвержденным Правительством РФ положением о порядке П. сданного в аренду государственного имущества. В других случаях арендатор имущества унитарного предприятия, признанный покупателем в соответствии с Законом о П. имущества, может приобрести такое имущество в порядке, установленном этим же Законом, а также соответственно программой П.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Если вы еще не знаете, зачем нужно приватизировать квартиру, то в данном материале мы подробно разберем данный вопрос, взвесим все за и против и расскажем о выгодах приватизации жилья.

Приватизация жилья - это передача прав собственности на квартиру от муниципалитета к лицам, на данной жилплощади проживающим по договорам соцнайма. До 01.03.2017 г. стоимость этой процедуры символическая, складывающаяся из оплаты госпошлин за оформление различных документов (техпаспорт, кадастровый паспорт, договор о приватизации и т.д.). Далее процесс станет платным, то есть граждане смогут только выкупить недвижимость у муниципалитета по ее рыночной стоимости.

Нужно ли приватизировать квартиру?

​Такой вопрос до сих пор часто задают юристам. Ответ на него неоднозначен, сначала необходимо разобраться в сути юридической процедуры. Прежде всего, важно в точности понимать - сейчас стоимость приватизации несопоставима с той ценой, за которую придется заплатить государству после 1 марта 2017 года. Фактически, сейчас жилье можно оформить в собственность бесплатно.

После того, как право собственности жильцов зарегистрируют в Росреестре (ЕГРП), изменится статус жилья. Отныне такую квартиру можно продавать, дарить, завещать, сдавать внаем. Но нельзя ее обменять на неприватизированную недвижимость. Существует возможность вернуть квадратные метры государству обратно, вот только процесс этот весьма и весьма долгий и сложный.

Простое определение термина «приватизация» не открывает огромного количества разнообразных нюансов, связанных с этой процедурой. Рассмотрим самые распространенные вопросы.

Нужна ли приватизация малоимущим?

Во-первых, собственник жилья сможет его продать, а потом купить новое меньшей площади, а оставшиеся деньги потратить как угодно. Во-вторых, в содержании собственная квартира обойдется намного дороже муниципальной. Если раньше жильцам приходилось только платить квартплату, то теперь уже, будучи собственниками, они обязаны нести наравне со всеми расходы на содержание общедомового имущества (подъездов, лифтов, домофонов, консьержа и т.д.). Наконец, собственник ежегодно обязан платить налог, размер которого существенно вырос за последнее время.

Как только вы становитесь владельцем, уже не получится улучшить свои условия проживания за государственный счет. Только продать одно жилье и купить новое. Шансов получить бесплатную жилплощадь сегодня несравнимо меньше, чем в годы советской власти, но все-таки они еще остались. Например, жильцы аварийных домов могут рассчитывать на получение новых квартир, причем даже большего размера. После приватизации за квартиру в аварийном доме граждане смогут получить только компенсацию, но не новую квартиру.

Отсюда вывод : малоимущим граждан стоит хорошенько подумать и все как следует взвесить, а еще лучше проконсультироваться со знающим юристом.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Нужна ли приватизация пенсионерам?

Для человека пенсионного возраста комфорт проживания стоит на первом месте. После приватизации пенсионер сможет завещать квартиру своим родным, а также оформить дарственную, выговорив себе право проживания. В такой ситуации все расходы на приватизацию можно также переложить на родных.

Когда речь идет об одиноких пенсионерах, то после оформления права собственности жильем можно распорядиться, заключив договор ренты, либо пожизненного содержания. При этом такой договор можно заключить с гражданами, с банком, а также с государством. Выгоды очевидны и ощутимы.

О минусах оформления права собственности тоже не стоит забывать . Пенсионеру придется нести все расходы на содержание квартиры, а также риск ее утратить. Если приватизированная жилплощадь сгорит, пострадает от стихийного бедствия, то государство ничем не поможет пенсионеру, если только он не позаботился о страховке. Вот только оплата страховки - это еще одна статья расходов в длинном списке.

Нужна ли приватизация должникам?

Число задолжников, чьи долги по оплате коммунальных платежей увеличиваются каждый день, в нашей стране очень велико. С одной стороны, должники рискуют столкнуться с трудностями при сборе и подаче документов в Росреестр, но с другой, долги сами по себе не могут являться препятствием в приеме документов всеми инстанциями. Обжаловать такие незаконные отказы можно в прокуратуре. Вот только и после регистрации права собственности обязанность погасить долги никуда не исчезнет.

С завершением приватизации квартира становится ценным недвижимым имуществом, которым собственник отвечает по всем своим долгам. Если имеется большой долг, то на жилье может быть наложен арест, и ее нельзя будет продать до полного погашения долгов. Если же данная жилплощадь не единственная, то ее могут и вовсе продать на торгах, чтобы погасить задолженность.

Риск быть выселенным из муниципальной квартиры зависит от того, о каких именно долгах идет речь. Нельзя выселить граждан за долги перед банками или небанковскими кредитными организациями. Однако, за долги по квартплате и за коммунальные услуги лишиться государственного жилья все-таки можно.

Нужна ли приватизация пайщикам?

Разумеется, нет. Приватизация - это перевод государственной недвижимости в частную собственность. Кооперативное жилье, а также приобретаемое на основании договоров долевого участия в строительстве требует после ввода здания в эксплуатацию только и исключительно регистрации прав собственности всех пайщиков и дольщиков.

Пайщику или дольщику потребуется собрать техническую документацию и квитанции, подтверждающие факт полного погашения пая (задолженности перед застройщиком), чтобы подать заявление в Росреестр для регистрации права собственности.

Выгоды от приватизации для всех

Вместе с трудностями, которыми «обогатится» жизнь собственников с получением выписки из ЕГРП о регистрации права собственности, придут и выгоды, а именно:

  1. Вы сможете зарегистрировать на своих квадратных мерах любого, кого пожелаете. Спрашивать придется только совладельцев. Ни перед какой организацией владелец не обязан отчитываться в том, кто живет в его доме.
  2. Сделать перепланировку становится куда легче. Согласование придется проводить только жилинспекцией, тогда как в муниципальной квартире потребовалось бы обязательное разрешение местного муниципалитета.
  3. Нельзя выписать из квартиры ее собственника или выселить. Даже при колоссальных долгах по оплате коммунальных услуг существует риск быть отрезанным от электричества, воды и т.д. Но лишиться жилья по этой причине нельзя.
  4. Наконец, важно вспомнить и о психологическом аспекте: став собственником, чувствовать себя можно намного увереннее.

Собственность приносит доход!

На законных основаниях сдавать жилье внаем вправе только его собственник. Так, сдать муниципальную жилплощадь физическому или юридическому лицу можно только с согласия муниципалитета. Для огромного количества домовладельцев жилье становится стабильным источником дохода, но важно помнить несколько простых рекомендаций:

  1. Пускайте жильцов только на основании договора.
  2. Оплачивайте налоги с полученных средств.

До сих пор остались те, кто надеется на новое продление срока бесплатной приватизации . Но пока нет никаких оснований этого ожидать. До 1 марта 2017 года, еще есть время - не упустите его!

ПРИВАТИЗАЦИЯ

ПРИВАТИЗАЦИЯ

(privatization) Передача в частную собственность и под частный контроль активов или предприятий, ранее находившихся в государственной собственности. Приватизированные активы могли находиться в собственности государства или местных органов власти, как, например, дома, принадлежащие в Великобритании муниципальным советам, или же принадлежащие государству публичные корпорации. Приватизация может применяться, как полагают, для более эффективного использования активов под руководством частных владельцев, для уменьшения власти со стороны центральных органов, для роста доходов государства, а также как попытка расширить частную собственность в обществе.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

ПРИВАТИЗАЦИЯ

(от лат. privatus - частный)

процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ПРИВАТИЗАЦИЯ" в других словарях:

    Приватизация форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки. Разгосударствление и приватизация не однозначные, хотя и тесно … Википедия

    - (privatization) Процесс продажи находящейся в государственной собственности компании (См.: национализация (nationalization) частным предпринимателям. Приватизация может проводиться как по политическим, так и по экономическим причинам.… … Финансовый словарь

    Приватизация - – процесс перехода прав собственности на предприятия либо имущество от государства частным юридическим или физическим лицам. Приватизация – явление, появившееся задолго до нашего времени. Считается, что еще в Древней Греции в частным управлении… … Банковская энциклопедия

    - (privatization) Процесс продажи находящейся в государственной собственности компании (cм.: национализация (nationalization) частным предпринимателям. Приватизация может проводиться как по политическим, так и по экономическим причинам.… … Словарь бизнес-терминов

    - (privatization) Передача государственной собственности частному сектору путем продажи или на договорной основе. После некоторых нерешительных и мелких экспериментов в годы правления Хита (1970–74 гг.) приватизация в Великобритании в крупных… … Политология. Словарь.

    приватизация - — приватизация Передача государством прав собственности наимущество частным лицам и группам лиц. Реализуется путем продажи или безвозмездной передачи. В истории российской… … Справочник технического переводчика

    Приватизация - (privatization) передача государством прав собственности наимущество частным лицам и группам лиц. Реализуется путем продажи или безвозмездной передачи.В истории российской приватизации, начавшейся еще в советское время, можно выделить три этапа:… … Экономико-математический словарь

    - (от лат. privatus частный) передача государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций, культурных… … Большой Энциклопедический словарь

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    - (от латинского privatus частный), передача государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций,… … Современная энциклопедия

Книги

  • Приватизация. Глобальные тенденции и национальные особенности , . Приватизация - сложный и неоднозначный по своим последствиям процесс переоценки роли и места государства в экономике, охвативший в последней четверти XX в. большинство стран мира.…
  • Приватизация: глобальные тенденции и национальные особенности , Виноградов В.А.. Приватизация - сложный и неоднозначный по своим последствиям процесс переоценки роли и места государства в экономике, охвативший в последней четверти XX в. большинство стран мира.…

Начало 90-х годов прошлого века ознаменовалось массовой приватизацией госимущества и госжилфонда, причем устанавливались определенные сроки, ограничивающие действие бесплатной приватизации жилья. Они уже успели несколько раз измениться, поэтому сегодня многие граждане задаются вопросом: "Какой же окончательный срок приватизации квартир?"

Определение

Что такое приватизация? По действующему ЖК РФ право собственности граждан на жилье может возникать в результате его бесплатной приватизации, т. е. перевода государственного или муниципального жилья в частную собственность путем особой юридической процедуры. После приватизации у собственника жилья (как правило, квартиры) возникает право распоряжаться им, т. е. дарить, продавать, завещать, закладывать и др. Участвовать в приватизации жилья можно лишь один раз в жизни.

Точно так же и любые операции с земельными участками возможны только после того, как произошла приватизация земли, порядок которой установлен ЗК РФ. Граждане, пользующиеся земельными участками определенного назначения бессрочно или с правом пожизненного наследования, имеют возможность приватизировать их бесплатно.

Состояние процесса приватизации жилья в России

Сегодня примерно треть жилфонда в России еще не приватизирована. При этом муниципальное жилье в основном уже передано в частные руки. Поэтому у местных властей не осталось в распоряжении фонда социального жилья для предоставления его малоимущим очередникам, жильцам аварийных домов и другим категориям граждан, имеющим право на получение такового. Тем самым очередники обрекаются на долгие годы ожидания, при том что неприватизированная часть жилфонда могла бы стать базой для формирования фонда социального жилья за счет естественной убыли числа квартиросъемщиков. Именно эти соображения постоянно заставляли многих законодателей выступать против того, чтобы продлевались сроки приватизации.

Когда же закончится приватизация?

Начало бесплатной приватизации жилья было положено в 1992 году. Поначалу этот процесс был вообще бессрочным. Однако в принятом новом ЖК РФ была установлена его конечная дата – 1 января 2007 года, которая еще до наступления текущего года трижды сдвигалась: сначала - до 01.03.10 г., затем - до 01.03.13 г., и наконец – до 01.03.15 г.

В конце февраля текущего года один из лидеров фракции партии «Справедливая Россия» в Госдуме Иван Грачев заявил, что его фракция выступает за продление приватизации еще на три года - до 01.03.18 г. Однако против этого предложения выступила фракция партии «Единая Россия». В результате межфракционных переговоров был найден компромисс, в результате которого сроки приватизации жилых помещений, занимаемых гражданами на условиях социального найма, были продлены только до 01.03.16 г.

Чем обусловлен последний сдвиг окончания приватизации?

Что такое приватизация жилья? Это способ поддержать граждан в тяжелое с точки зрения экономики время. Ведь далеко не всем россиянам удалось реализовать свое право в прежние годы. Недаром в пояснительной записке к законопроекту об изменении сроков сказано о недопустимости лишения граждан, живущих в ветхом и аварийном жилье и ожидающих расселения, их законного права на бесплатную приватизацию жилья.

В таком же положении могут оказаться и очередники, ожидающие получения социального жилья. Ведь если оно будет ими получено после 01.03.16 г, то права приватизировать его у них не будет, т. е. они будут ущемлены в правах по сравнению с теми, кто успел приватизировать жилье до этой даты.

Кроме того, продление приватизации было темой большого числа обращений от крымчан и севастопольцев, поскольку у них было мало времени на подготовку документов по российским образцам. И действительно, ведь всего один год прошел с того момента, когда в составе РФ появились два новых субъекта. Очевидно, что этого срока было явно недостаточно. Сегодня крымчане в спокойной обстановке подают соответствующие заявления, рассматриваемые в срок до 2-х месяцев.

Сдвиг сроков уменьшит очереди в госорганах, что приведет к ускорению самого процесса приватизации. А чтобы он шел гладко, нужно знать все тонкости, касающиеся оформления социального жилья в частную собственность.

Продлят ли приватизацию жилья еще раз?

Прогноз сценария дальнейшей судьбы приватизации жилья в России пока затруднителен. Существующий крайний срок ее проведения был принят в результате компромисса. Можно предположить три возможных сценария решения вопроса:


Плюсы и минусы приватизации жилья

Проживающий в квартире муниципального или госжилфонда гражданин не имеет права ею распоряжаться. Будучи госсобственностью, квартира в случае неоплаты коммунальных услуг или после смерти бездетного ответственного квартиросъемщика, вписанного в ордер, перейдет к муниципалитету.

Что такое приватизация квартиры? Она даст возможность продать, подарить, сдать в аренду или заложить в банке свое жилье. Наконец, престарелый и одинокий собственник квартиры может заключить с кем-либо договор пожизненного содержания (с иждивением или с выплатой ренты) в обмен на передачу квартиры в собственность после своей смерти.

В приватизированную квартиру можно вписывать или выписывать любого человека по усмотрению собственника, ее можно завещать или унаследовать в соответствии с законодательством РФ.

Приватизированную квартиру можно перепланировать, улучшив таким способом свои жилищные условия.

Однако есть у приватизации и противопоказания.

Так, если вы живете в аварийном доме и ждете расселения, то заниматься приватизацией просто нет смысла. Ведь даже если приватизация жилья после 01.03.16 г. прекратится, то ФЦП «Жилище» еще никто не отменял. Так что жильцам аварийных домов социальное жилье будет предоставляться по-прежнему бесплатно.

Жителям коммунальных квартир также совсем не выгодно их приватизировать, поскольку добиться от муниципалитета расселения в квартиры социального фонда жилья гораздо легче, чем продать коммуналку или приватизированную комнату в общежитии.

Собственники приватизированных квартир оплачивают ежегодный имущественный налог и платят за содержание и ремонт общедомового имущества. Поэтому для одиноких и престарелых граждан с минимальными доходами приватизированная квартира может стать обузой, правда если эти затраты не возьмет на себя какой-либо попечитель по договору пожизненного содержания или ренты.

И наконец, на приватизированную квартиру могут претендовать все наследники, если собственник не сделал завещания. Чтобы квартира досталась конкретному человеку, нужно его составить, а это довольно хлопотное дело.

Приватизация квартиры: документы

При проведении в неприватизированной квартире каких-либо перепланировок их следует узаконить по всем установленным процедурам. Иначе приватизацию не разрешат, и квартиросъемщик должен будет вернуть кавртиру к первоначальному виду.

Лица, непосредственно претендующие на долю в праве собственности на квартиру, или же их поверенный должны обратиться в БТИ (или МФЦ), чтобы оформить договор приватизации с пакетом документов, в который входят:

  • Ордер или договор социального найма на квартиру. При отсутствии эти документы заказываются в ЕИРЦ (в тех городах, где они созданы, например в Москве).
  • Кадастровый паспорт, получаемый в Росреестре, и техпаспорт, выдаваемый в БТИ.
  • Квартирный лицевой счет, в котором указано, что коммунальные платежи оплачены и задолженности по ним нет.
  • Документы, подтверждающие личности каждого претендующего на долю в праве собственности на квартиру.
  • Все, кто прописан в квартире, должны быть указаны в предоставляемой выписке из домовой книги.
  • Ранее участвовавшие в приватизации прописанные в приватизируемой квартире граждане предоставляют Справки по форме №2 о своем неучастии в приватизации.
  • Выписка из Росреестра, выдаваемая в Департаменте управления имуществом Росреестра или райадминистрации.
  • Выписка из Единого Госреестра Прав на приватизируемую квартиру.
  • Выписки из Единого Госреестра Прав по форме №3 на каждого участника приватизации с перечнем объектов недвижимости в их собственности и оснований их приобретения.

Если в приватизируемой квартире прописан ребенок, имеющий опекуна, то предоставляется:

  • документ, подтверждающий его назначение;
  • разрешение на участие в приватизации;
  • при наличии несовершеннолетних детей, указанных в договоре социального найма, но выписанных из приватизируемой квартиры, они являются обязательными участниками приватизации, и поэтому предоставляется: разрешение на участие в приватизации; с прежнего и нового места жительства ребенка выписки из домовых книг.

В случае если для проведения такой процедуры, как приватизация квартиры, документы подаются поверенным, то у него должны быть нотариально заверенные доверенности от всех претендующих на долю в собственности на квартиру.

Минимум через два месяца договор приватизации оформляется в количестве экземпляров, равном числу участников приватизации.

После этого должно следовать обращение в Регистрационную палату с целью регистрации права собственности и получения соответствующего свидетельства.

Приватизация земли в России

В последней четверти прошлого века у множества россиян появились дачные участки, полученные по месту работы. Тогда было достаточно стать членом садового товарищества и получить во владение небольшой участок земли, обычно площадью в 6 соток.

Но если раньше для передачи участка новому хозяину (наследнику прежнего) можно было просто выдать ему новую книжку садовода, и новый собственник вступал в права, то после принятия ЗК РФ в 2001 году такая процедура уже невозможна. Сегодня есть только два варианта получить право собственности на землю – оформление договора ее аренды или приватизация участка.

При определенных условиях каждый россиянин, пользующийся участком земли бессрочно или с пожизненным наследованием, может бесплатно получить его в собственность при соблюдении следующих условий:


Что такое приватизация земельных участков по «дачной амнистии»?

Это особая процедура регистрации прав собственности на землю согласно Закону № 93 от 01.09.2006 г., прозванному в обиходе «дачной амнистией», хотя он позволяет зарегистрировать не только земельные участки под дачами, но и получить право собственности на некоторые объекты недвижимости.

Предметом «дачной амнистии» являются участки земли в садоводческих товариществах и дачных кооперативах, которые были предоставлены их пользователям до принятия ЗК РФ. Этот закон уже позволил десяти миллионам граждан пройти процедуру регистрации своих прав на землю и постройки на ней в существенно упрощенном порядке.

Но, как это часто бывало в нашей недавней истории, богатой изменениями в законодательстве, не всем желающим удалось уложиться в отведенные на «амнистию» сроки. Поэтому Госдума, как и в случае с приватизацией квартир, пошла по проторенному пути и продлила «амнистию» до 01.03.2018 года. При этом россиянам законодателями был сделан дополнительный подарок в виде объявления бессрочным упрощенного порядка регистрации для некоторых категорий объектов собственности, подпадающих под действие Закона № 93. Это, прежде всего, садоводческие и дачные участки, а также те постройки на них, для строительства которых не требовалось получать разрешение.

Платная приватизация земельного участка

В случае если земельный участок не подпадает под действие процедуры упрощенной регистрации прав на него, то его приходится выкупать у государства. Здесь могут быть разные варианты и процедуры, связанные с видом разрешенного использования участка земли. Различной может быть и выкупная цена: она может варьироваться от рыночной, что, конечно же, не очень выгодно, до кадастровой, причем с применением специальных понижающих коэффициентов. Здесь, конечно, не обойтись без консультаций профильных юристов.

Чтобы не переплачивать при выкупе, важно правильно определить границы участка, т.е провести его межевание, и закрепить документально его размеры. Практика землепользования дает много примеров, когда «в старых» документах числится одна его площадь, а после проведения межевания соседних участков и установки заборов она уменьшается на несколько соток. И дополнить участок до законной площади невозможно (соседи уже задокументировали границы своих участков, и бывшая вашей земля уже стала принадлежать им).

Нередки и обратные ситуации, когда фактическая площадь выкупаемого участка превышает указанную в имеющихся документах. Это еще раз подчеркивает важность процесса определения фактических размеров выкупаемых земельных участков.