Что система рефинансирования. Рефинансирование банков: понятие и формы. Деньги на погашение ипотеки

Здравствуйте, друзья!

Все последние годы в стране отмечается рост объемов кредитования. До недавнего времени росла и просроченная задолженность. Но уже в 2017 году эксперты отмечают стабилизацию на рынке просрочки и сокращение темпов ее роста. Не последнюю роль здесь сыграли программы банков, которые предлагают заемщикам рефинансирование кредитов.

Что это такое и стоит ли становиться их участником? Эти вопросы, а также плюсы и минусы процедуры мы рассмотрим в нашей статье.

Понятие рефинансирования сегодня рассматривается в двух аспектах:

  1. Рефинансирование — это способ снизить долговое бремя заемщика путем перекредитования на более выгодных условиях. Другими словами, вы оформляете новый займ, чтобы погасить один или несколько старых.

  2. Второе понятие мы часто слышим в связке со словом ставка. Ставка рефинансирования – это процент, под который Центральный банк РФ выдает кредиты нашим кредитным организациям. Это, конечно, очень важный показатель для экономики страны, но он сегодня не является целью нашей статьи. Пусть с ним разбираются экономисты, финансисты и прочие заинтересованные специалисты.

Итак, еще раз простыми словами, что значит рефинансирование? Зачем его проводить? Представьте ситуацию, что вы взяли потребительский кредит в 2015 году под 20 % годовых на 5 лет, а через год еще один под 16 % и т. д. Все эти займы можно заменить одним. Таким образом, за счет нового кредита вы погасите все старые и станете выплачивать его на более выгодных условиях.

Часто с термином рефинансирования рассматривается реструктуризация. Многие заемщики путаются в понятиях, принимая их за синонимы. Но они отличаются друг от друга.

Реструктуризация – это пересмотр вашего существующего кредитного договора в банке с целью увеличения срока погашения, снижения ежемесячного платежа по уважительным причинам (например, сокращение на работе, уменьшение заработной платы). Эта процедура проводится там же, где вы оформили займ. Понятно, что реструктуризацию не разрешают всем желающим. Банк должен найти причины уважительными.

Далее мы рассмотрим требования к заемщику, какие необходимы документы и разберем, как проводится сама процедура. Эту услугу предлагают практически все банки, поэтому сравним программы в ТОП-5 кредитных организациях. В конце выделим плюсы и минусы рефинансирования.

Требования и документы

Требования к заемщику и пакет документов мало чем отличаются от получения простого . В разных организациях они могут отличаться. Посмотрим на первые 5 банков по рейтингу финансового портала Банки.ру.

Требования к заемщику Документы
Сбербанк России
  • возраст от 21 до 65 лет;
  • общий стаж не менее 1 года.
  • паспорт РФ;
  • документы, подтверждающие финансовое состояние и трудовую занятость заемщика (могут не предоставляться, если запрашиваемая сумма кредита равна остатку задолженности по рефинансируемым кредитам);
  • документы по рефинансируемым кредитам.
Банк ВТБ
  • гражданство РФ;
  • постоянная регистрация в регионе расположения отделения ВТБ;
  • требований по возрасту на сайте не оказалось.
  • паспорт гражданина РФ;
  • СНИЛС;
  • кредитная документация;
Газпромбанк
  • возраст от 20 до 70 лет;
  • гражданство РФ;
  • хорошая кредитная история;
  • стаж на текущем месте работы от 6 месяцев;
  • общий стаж не менее 1 года.
  • паспорт гражданина РФ;
  • СНИЛС;
  • кредитная документация;
  • справка банка кредитора;
  • документ, подтверждающий доход.
Россельхозбанк
  • возраст от 23 до 65 лет;
  • гражданство РФ;
  • стаж на текущем месте работы от 6 месяцев;
  • общий стаж не менее 1 года.
  • паспорт гражданина РФ;
  • военный билет для мужчин в возрасте до 27 лет;
  • документы, подтверждающие финансовое состояние и трудовую занятость;
  • документы, подтверждающие доходы из иных источников;
  • документы по договорам, подлежащим рефинансированию.
Альфа-Банк
  • возраст от 21 года;
  • место жительства, работы и постоянной регистрации в месте, где находится отделение банка;
  • ежемесячный доход от 10 000 руб.;
  • наличие мобильного и стационарного (рабочего) телефона;
  • стаж на текущем месте работы от 3 месяцев.
  • паспорт гражданина РФ;
  • документ, подтверждающий доход заемщика;
  • 2 дополнительных документа на выбор.

Отличие от потребительского кредитования состоит в том, что банку необходима информация о ваших прежних кредитах. Существуют еще особые требования к погашению задолженности по старым займам. Но мы их рассмотрим чуть позже, когда более подробно разберем программы рефинансирования ТОП-5 банков.

Процедура перекредитования

Основные этапы:

  1. Узнаете, разрешает ли банк досрочно погашать долг и нюансы этой процедуры.
  2. Выбираете конкретную организацию для перекредитования. Приносите и сдаете в отделение для подачи заявки пакет необходимых документов. Ожидаете решения (как правило, от 1 до 5 дней).
  3. Пишете заявление о досрочном погашении долга в старом банке.
  4. Возвращаетесь в новый банк, чтобы закончить процедуру. Подписываете кредитный договор, который заменяет один или несколько старых.
  5. В большинстве случаев банк самостоятельно переводит необходимую сумму для погашения задолженности.

Если кредитов несколько в разных кредитных организациях, то 1-й и 3-й шаги надо проделать в каждом банке. Обязательно получите справку об отсутствии задолженности, когда долг будет погашен.

Некоторые банки разрешают рефинансировать только кредиты других организаций. А, Сбербанк, например, перекредитовывает и свои займы при условии наличия еще и чужих. Количество кредитов колеблется от 1 до 6 штук. Далее более подробно рассмотрим условия в различных кредитных организациях.

Сколько раз можно делать перекредитование? Ответа на этот вопрос в нормативных документах нет. Следовательно, делаем вывод: столько, сколько необходимо. Но чаще, чем 1 – 2 раза, вы вряд ли сами согласитесь. Процедура занимает определенное время, связана с дополнительными расходами и далеко не во всех случаях имеет очевидную экономию.

Условия рефинансирования в ТОП-5 банках

В программе могут участвовать разные виды займов, в том числе автокредит, кредитные карты, ипотека. По ипотеке процедура более сложная. Я расскажу о ней чуть позже, а пока ТОП-5 финансовых организаций и их условия.

Сбербанк России

  1. До 5 займов.
  2. На срок до 7 лет.
  3. От 11,5 % годовых.
  4. Сумма от 30 тыс. до 3 млн. руб.
  5. Возможность получить дополнительную сумму.
  6. Если нужна сумма, которая не превышает задолженности по кредитам, то из документов достаточно предоставить только паспорт и сведения о задолженности (условия, график платежей и т. д.)

Более подробно о процентных ставках в таблице.

Какие кредиты могут участвовать в программе?

Заемщик не должен иметь просрочек за последние 12 месяцев и проводить реструктуризацию за весь срок кредитования.

Газпромбанк

  1. Срок кредитования до 7 лет.
  2. Сумма от 50 тыс. до 3,5 млн. руб.
  3. Перекредитовывает только займы других банков.
  4. Процентная ставка.

Требования к рефинансируемому кредиту – вы должны уже 6 месяцев его погашать и остаток срока кредитования должен быть не менее 6 месяцев.

Банк ВТБ

  1. Срок кредитования до 5 лет.
  2. Процентная ставка от 12,5 до 16,9 % в зависимости от суммы.
  3. Сумма от 100 тыс. до 5 млн. руб.
  4. Количество займов до 6 штук.
  5. Можно взять дополнительные деньги на собственные нужды.

Калькулятор на сайте позволит определить новый ежемесячный платеж, который вы получите после перекредитования. Для примера я задала необходимые параметры по займам.

Получены вот такие результаты.

Таким образом, ежемесячный платеж уменьшится на 20 919 руб. в месяц.

Обращаю ваше внимание, снижение платежа в несколько раз означает снижение ежемесячной нагрузки на вас. Но, чтобы получить полную картину, надо рассчитывать сумму переплаты по долгу за весь срок кредитования. А она может оказаться больше, чем по старым кредитам.

Требования к рефинансируемым кредитам:

  • до конца срока кредитования не менее 3 месяцев,
  • нет просрочек за последние 6 месяцев,
  • нет просроченной задолженности,
  • все займы взяты в других банках.

Россельхозбанк

  1. Срок кредитования до 5 лет.
  2. Можно рефинансировать до 3 займов.
  3. Максимальная сумма до 750 тыс. руб.
  4. Можно взять дополнительные деньги на личные нужды.
  5. Процентная ставка от 10 %.

Банк применяет процентные надбавки (+ 4,5 %), если заемщик отказывается от страховки. Это надо иметь в виду при подсчете выгоды от перекредитования.

Альфа-Банк

  1. До 5 рефинансируемых займов.
  2. Срок кредитования до 5 лет.
  3. Сумма кредитования от 50 тыс. до 1,5 млн. руб.
  4. Можно получить дополнительные средства наличными.
  5. Процентная ставка от 11,99 до 19,99 %.

По процентной ставке в Альфа-Банке интересная ситуация. Ее величина определяется индивидуально. И в случае назначения максимального значения в 19,99 % новый кредитный договор становится невыгодным.

Информации о том, через сколько можно рефинансировать взятый ранее кредит, на сайте банка и в опубликованных в свободном доступе документах нет.

Обратите внимание, что для зарплатных клиентов во всех банках действуют льготные условия кредитования.

Рефинансирование ипотеки

Можно ли рефинансировать ипотеку, обязательным условием которой является обеспечение? Да, можно. Процедура будет более сложной именно по причине имеющегося залога. Но на сегодня это один из самых популярных видов перекредитования. Почему? Потому что ипотека выдается, как правило, на длительный срок. Ставки за этот период могут существенно снизиться, поэтому заемщики хотят уменьшить кредитную нагрузку.

Главное, на что надо обратить внимание при перекредитовании ипотеки – это дополнительные платежи:

  1. Страхование жизни и здоровья.
  2. Новое страхование недвижимости в залоге.
  3. Выписка из ЕГРН (единый государственный реестр налогоплательщиков).
  4. Оформление отчета по оценке недвижимости.
  5. Госпошлина за перерегистрацию.

Сбор этих документов увеличивает время на оформление, но потраченные время и деньги могут с лихвой окупиться более выгодными условиями выплаты долга.

Плюсы и минусы

При кажущейся выгоде рефинансирования, на первый взгляд, оно может иметь и отрицательные моменты. Поэтому мы сейчас постараемся выделить плюсы и минусы перекредитования:

  1. Предотвращение возникновения просроченной задолженности.
  2. Снижение ежемесячной кредитной нагрузки в виде уменьшения платежа.
  3. Уменьшение суммы переплаты по займу.
  4. Повышение удобства обслуживания за счет замены нескольких кредитов одним.
  5. Смена валюты займа (особенно это актуально для ипотеки, которую некоторые граждане получали в иностранной валюте несколько лет назад).
  6. Получение денег не только на погашение долга, но и на личные нужды.

  1. Необходимость заново проходить процедуру сбора документов. В этом случае можно оказаться в ситуации, когда платежеспособность ваша стала хуже, чем была при получении денег в долг ранее.
  2. Возможны дополнительные расходы (например, за счет оформления страховки, оценки залога и др.)
  3. Сложность в проведении самостоятельных расчетов платежей по перекредитованию. Можно воспользоваться специальными калькуляторами, чтобы оценить реальную выгодность нового займа.
  4. Отсутствие возможности перекредитования микрозаймов. Банки не идут на это. В данном случае можно предложить получить обычный потребительский кредит (если нет задолженности и просрочек) или попробовать оформить кредитную карту.

Заключение

Считаю, что нет смысла проводить рефинансирование займов, взятых на 1 – 2 года. Это слишком короткий срок, чтобы ощутить выгоду от нового кредита. А вот для ипотеки этот инструмент может оказаться очень и очень действенным. Ставки по ней продолжают снижаться, а длительный срок кредитования позволяет существенно сэкономить на платежах и переплате.

Перекредитование – это еще одна услуга коммерческих банков. Они не остаются от нее в накладе, а имеют неплохую прибыль. Но и заемщик при грамотном пользовании услугой может существенно поправить свой семейный бюджет. Главное, не просто сравнить процентные ставки, а просчитать выгоду за весь срок кредитования.


Согласно ст. 4 Закона о Банке России Банк России является кредитором последней инстанции для банков и организует систему их рефинансиронл ния. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Банк России самостоятельно устанавливает формы, порядок и условия рефинансирования, он же осуществляет операции рефи нансирования. Банк России имеет право представлять кредиты на срок не бо лее одного года. Кредиты выдаются под обеспечение государственными цен ными бумагами, а также золота в слитках, иностранной валютой, векселями, поручительствами и банковскими гарантиями. Список ценных бумаг, при годных для обеспечения кредитов, определяет Совет директоров Банка Рое сии. Нормативное регулирование операций рефинансирования основываю ся на следующих документах:
  • Положение Банка России от 4 августа 2003 г. № 236-П «О порядке пре доставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеснс ченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» (в ред. от 4 июля 2008 г.);
  • Положении Банка России от 12 ноября 2007 г. № 312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредити,
обеспеченных активами или поручительствами» (в ред. от 10 августа 2009 г.).
Чтобы участвовать в рефинансировании, банку необходимо заключить с Банком России Генеральный кредитный договор. С региональными банками кредитный договор от имени Банка России заключает территориальное учреждение ЦБ РФ по месту ведения корреспондентского счета банка. Помимо формальных юридических и организационных требований потенциальный заемщик Банка России должен удовлетворять нескольким экономическим критериям:
  • относиться к категории «Финансово стабильные кредитные организации» в соответствии с Указанием Банка России от 30 апреля 2008 г. № 2005-У «Об оценке экономического положения банков» (в ред. от 5 августа 2009 г.);
  • полностью выполнять резервные требования и не иметь просроченной задолженности перед Банком России;
  • передавать право на списание денежных средств с корреспондентского счета банка в объеме требований Банка России по договорам на предоставление кредита на основании инкассовых поручений Банка России без распоряжения банка - владельца счета.
Операции рефинансирования Банка России делятся на три группы (табл. VIII. 13):
  1. предоставление краткосрочной ликвидности;
  2. среднесрочное кредитование;
  3. беззалоговое кредитование.
Таблица VIII. 13
Операции рефинансирования Банка России
Окончание табл. VIII. 11
Характер кредита Кредит Срочность Досрочное
погашение
Процентная
ставка
Обеспечение
Ломбардный От суток до года Да Ставка кредитного аукциона или ставка рефинансирования минус дисконт (-3 %) Залог бумаг из Ломбардного списка
Среднесрочное
кредитование
Кредиты, обеспеченные «нерыночными» активами или поручительствами До года Да От «ставка рефинансирования минус дисконт» (-2% до 90 дней) до ставки рефинансирования (год) Залог векселей, прав требования по кредитным договорам
Беззалоговое
кредитование
Кредит без обеспечения От месяца до полугода Да Ставка кредитного аукциона, но не ниже предопределенного минимума Отсутствует

Критерием разграничения выступают срочность кредитования, оперативность принятия Банком России решения о предоставлении кредита и харак тер залога. Предоставление краткосрочной ликвидности предназначено для обеспечения бесперебойного функционирования национальной платежной системы. Спрос на нее предъявляется как со стороны банков, так и со стороны их клиентов. Потребность в ликвидности возникает в связи с несоответс г вием во времени денежных поступлений и платежей, пересмотром финансо вых портфелей и колебаниями внутридневных денежных потоков. Каждый крупный коммерческий банк выполняет функцию центрального казначейст ва, сводящего дефицит и профицит ликвидности клиентов. В рамках своей клиентской группы он производит внутреннюю балансировку ликвидности. Однако после внутренней балансировки позиций клиентов банк, в свою оче редь, сталкивается с необходимостью выравнивания ликвидной позиции. Крупнейшие банки - кредиторы частного сектора имеют устойчивый дефи цит ликвидности, а иностранные и розничные банки - профицит ликвидно сти. Они могут провести внешнюю балансировку ликвидности на межбаи ковском рынке или обратиться к центральному банку. К краткосрочному ре финансированию банки прибегают или при больших объемах операций (которые могут нежелательно повлиять на межбанковский денежный ры нок), или в периоды финансовой нестабильности, когда процентные ставки операций между банками превышают ставку рефинансирования.
Внутридневной кредит предоставляется Банком России под нулевую процентную ставку. Аналогичным образом бесперебойное функционирование платежной системы осуществляется в других странах. Например, шведский Риксбанк выдает банкам-участникам центральной платежной системы RIX беспроцентные внутридневные кредиты под обеспечение ценными бумагами. Банк России предоставляет внутридневные кредиты в автоматическом режиме для урегулирования расчетов в рамках национальной платежной системы.
Суточный кредит «овернайт» Банк России также предоставляет автоматически под ставку рефинансирования. Его назначением является погашение задолженности по внутридневному кредиту, возникшей на конец рабочего дня. Внутридневной и суточный кредиты перечисляются на корреспондентские счета банков или корреспондентские субсчета, открытые в подразделениях расчетной сети Банка России.
Если целью внутридневного и суточного кредитов является автоматическая поддержка платежной системы, цель ломбардного кредита - это эффективное управление банком собственной ликвидностью при использовании механизма усреднения обязательных резервов. Выдача ломбардных кредитов осуществляется на аукционной основе. Информация об условиях проведения ломбардных кредитных аукционов размещена на странице Банка России «CBCREDIT» в информационной системе Reuters. Ломбардные кредитные аукционы проводятся еженедельно, каждый вторник согласно расписанию. Если банк намерен получить кредит, он подает заявление на участие в аукционе. Ломбардные кредиты могут предоставляться на фиксированных условиях (от суток до месяца) или аукционной процентной ставке (сроком от двух недель до года). Денежные средства предоставляются без права досрочного возврата. Банки вправе подавать на аукцион не только конкурентные, но и неконкурентные заявки. Ограничение на объем неконкурентных заявок (максимальная доля в общем объеме заявок банка) составляет 50 %. С апреля 2005 г. Банк России проводит ломбардные аукционы на фиксированных условиях. Фиксированная процентная ставка устанавливается равной средневзвешенной ставке последнего ломбардного кредитного аукциона. Если последние два аукциона не состоялись из-за отсутствия заявок, ломбардные кредиты предоставляются по ставке рефинансирования.
Обеспечением по краткосрочным кредитам служит залог или блокировка ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России. Ломбардный список составляется Советом директоров Банка России. Объем кредита рассчитывается исходя из рыночной стоимости обеспечения, дисконтированного на поправочные коэффициенты. Время принятия решения о предоставлении кредита (включающее оценку стоимости обеспечения и процедуру"за- лога) может занимать от нескольких секунд до одного часа. В Ломбардный список входят преимущественно долговые обязательства государственных и квазигосударственных эмитентов. Крупнейшим эмитентом, чьи бумаги участвуют в рефинансировании, выступает Министерство финансов России и сам Банк России, за ним идут субъекты Федерации с устойчивым финансо вым положением: Москва, Башкортостан, Самарская область, Московская область и др. Ценные бумаги Агентства ипотечного жилищного кредитования включены в список для развития рынка ипотечного кредитования. Той же цели служат облигации с ипотечным покрытием, выпущенные банком «Московское ипотечное агентство», ипотечными агентами АИЖК и ипотечной специализированной организацией ГПБ-Ипотека. К перечню банков-эмитентов относятся банки с иностранным участием (ЕБРР, Росбанк, Юникредит и Др.), госбанки (ВТБ, ВТБ24, Газпромбанк, ТрансКредитБанк, Россельхозбанк) и частные банки (Промсвязьбанк, Банк ЗЕНИТ и др.). Среди эмитентов реального сектора также преобладают госкомпании- моцополисты Газпром, Российские железные дороги и др. Включение ценных бумаг частных эмитентов в ломбардный список центрального банка является общемировой практикой, поскольку финансовые риски по краткосрочным кредитам минимальны.
Среднесрочные кредиты выдаются для поддержания банков в период финансовой нестабильности или обеспечения их среднесрочными ресурсами. Обеспечением по кредиту могут выступить векселя предприятий реального сектора, кредитный портфель. В качестве дополнительного обеспечения могут быть поручительства других банков. Кредиты имеют среднесрочный характер, они предоставляются от квартала до года с возможностью досрочного погашения. Получатель кредита или его поручитель должен удовлетворять нескольким критериям:
  • не выступать поручителем или заемщиком по действующим кредитам Банка России;
  • не являться членом банковской группы (холдинга), имеющей действующий кредит Банка России или выдавшей гарантию по нему;
  • относиться к категории «Финансово стабильные кредитные организа ции» в течение последнего года;
  • иметь положительное аудиторское заключение по результатам провер ки банка за последние три года;
  • не иметь просроченных обязательств перед Банком России в течение последних трех месяцев;
  • полностью выполнять обязательные резервные требования Банка Росси и;
  • не иметь задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и вне бюджетные фонды.
Кредиты или векселя, служащие обеспечением стабилизационного креди та, должны относиться к отраслям «Промышленность», «Транспорт и связь». «Строительство». Центральный банк определил перечень компаний реально го сектора, чьи векселя или кредиты могут приниматься в обеспечение по кредитам Банка России.
В IV квартале 2008 г. во исполнение Федерального закона от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» (в ред. от 27 декабря 2009 г. № 361-ФЗ) Банк России приступил к предоставлению кредитов без обеспечения. Кредиты выдаются широкому кругу банков, имеющих кредитные рейтинги международных или российских рейтинговых агентств. На 2009 г. таких банков насчитывалось около 150. Кредиты без обеспечения предоставляются Банком России в аукционной форме на большой диапазон сроков - от недели до года. На пике финансового кризиса в октябре-декабре 2008 г. Банк России предоставил банкам кредиты без обеспечения на сроки от 1 недели до 6 месяцев в объеме 3,03 трлн руб. К концу 2009 г. свыше двух третей кредитов было погашено.
В то же время с целью ограничения возможностей использования на валютном рынке средств, предоставляемых кредитным организациям Банком России посредством кредитов без обеспечения, для спекуляций Банком России был принят ряд мер. В частности, Банк России осуществлял мониторинг изменения величины иностранных активов, а также чистых балансовых позиций по иностранным валютам кредитных организаций, имеющих возможность участвовать в аукционах по предоставлению кредитов без обеспечения. В случае необходимости проводилась корректировка лимитов для отдельных кредитных организаций на получение рефинансирования в рамках указанных операций.
В первой половине 2000-х годов внутридневные кредиты занимали 98 % всех операций рефинансирования. Среднесрочные кредиты не выдавались ни разу. Сверхкраткосрочный характер рефинансирования объяснялся несколькими причинами. Во-первых, с 2000 г. российская банковская система предъявляла минимальный спрос на рефинансирование. Банковский сектор характеризовался системным избытком ликвидности, связанным с состоянием платежного баланса страны. Более актуальной была абсорбция ликвидности банковской системы, что находило отражение в превалировании депозитных операций Банка России над кредитными.
Во-вторых, ставка рефинансирования значительно превышала процентные ставки межбанковского рынка (см. рис. VIII.31 (с. 726)). Краткосрочное кредитование с более мягкими условиями на межбанковском рынке выглядело привлекательнее операций рефинансирования Банка России. Ставки по кредитам до года также меньше ставки рефинансирования, поэтому банкам было невыгодно закладывать свои ссуды по высоким издержкам. В связи с тем что ставка рефинансирования находилась выше уровня ставок денежного рынка, рефинансирование де-факто выполняло функцию стабилизации ставок на денежном рынке в период снижения ликвидности банковского сектора. Однако эффективному выполнению этой функции препятствовали значительная сегментация денежного рынка и незначительная доля залоговых бумаг в портфелях большинства банков.
¦¦ 1 1 Ставка рефинансирования lt;¦ ¦ --gt; Межбанковская ставка «овернайт»
Ставка по кредитам до года

Рис. VIII.31. Рублевые процентные ставки в 2003-2009 гг.
С конца 2007 г. под влиянием международного финансового кризиса ситуа ция изменилась. Эпоха дешевых денег, которые банки привлекали из-за рубежа, закончилась. Цена на нефть упала, и ликвидность в банковском секторе снизилась. Все это обусловило повышение процентных ставок на внутреннем рынке. Процентная политика Банка России начала оказывать заметное влияние на банковский рынок, чего не наблюдалось ранее. Теперь процентные ставки по креди там зависят от лимитов Банка России на рефинансирование, ставки рефинанси рования и валютного курса рубля. Подробнее о ценобразовании на рублевые кредиты см. «Банки-грабители, или Завышены ли банковские проценты?».
Банки-грабители, или Завышены ли банковские проценты?
На совещании по вопросам стабилизации ситуации в реальном секторе экономики, про шедшем 11 января 2009 г. на машиностроительном предприятии «Салют», Президент России Дмитрий Медведев выразил озабоченность высокими процентными ставками по кредитам. Президент предложил «поработать» на эту тему и вернуться к ней на очередном совещании по экономическим вопросам.
Согласно статистике Банка России средневзвешенная ставка по рублевым кредитам но финансовым организациям на ноябрь 2008 г. достигала 15,2 %. Более поздние данные цен тральный банк не публикует, однако мы оцениваем средневзвешенную ставку по корпоратив ным кредитам на январь 2009 г. в 17-18%. По текущей тенденции она должна вырасти до 20 % к концу первого квартала 2009 г. Средневзвешенный показатель отражает в основ ном ставки для крупных заемщиков, поглощающих большую часть кредитных ресурсов бан ков. К примеру, Магнитогорский металлургический комбинат (входящий в двадцатку круп нейших компаний по объему реализации) договорился со Сбербанком о привлечении кро дитной линии на три года под 16,5-18,0 %. Мелкие заемщики платят более высокие ставки
К примеру, холдинг Агроком (занимающий место в четвертой сотне крупнейших компаний) привлек полугодовой кредит от МДМ-банка под 24 %.
Однако абсолютные значения процентных ставок для корпоративных заемщиков мало о чем говорят. Гораздо более полезен для выяснения вопроса, завышены ли банковские проценты, спрэд между средневзвешенными ставками по кредитам и депозитам. В настоящее время по банковскому сектору России процентный спрэд достигает 4,7 %. Много это или мало? Мы сформировали статистическую выборку по 132 странам (по всем, которые готовят банковскую статистику) и выяснили, что большая часть стран, около 44 %, имеют спрэд в диапазоне от 2 до 5 % (рис. VIII.32). Россия занимает неплохое место по соседству с Нидерландами, Португалией, Чехией, Турцией, Гонконгом, Мексикой и другими странами, где спрэд колеблется от 4 до 5 %. Таким образом, нельзя сказать, что процентные ставки в целом отечественными банками завышены.

Число стран 25 в группе

И; 21 (2; 3) (3;4] (4; 5] (5;6] (6; 7] (7; 8] (8; 91 (10; 11) (11; 12)(12; 13)(13; 14]
Рис. VIII.32. Распределение стран мира по величине процентного спрэда между средневзвешенными ставками по кредитам и депозитам
Процентный
(14; 15] (15; оо) СПрЭД

Система рефинансирования банковского сектора

Под рефинансированием центральным банком коммерческих банков понимают предоставление им заимствований, когда банки исчерпали свои ресурсы или не имеют возможности пополнить их из других источников. Процесс рефинансирования состоит в восстановлении портфеля собственных ресурсов коммерческих банков и средств, вложенных в кругооборот капитала предприятий.

Кредиты рефинансирования выдаются, как правило, только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. Выполняя функцию рефинансирования, Центральный Банк России в соответствии со статьями 4 и 40 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выступает в качестве кредитора последней инстанции или банка банков.

Кредиты рефинансирования классифицируют в зависимости от:

Формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);

Методов представления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые путем проведения аукционов) ;

Сроков предоставления (среднесрочные – на 3-4 месяца и краткосрочные- на 1 или несколько дней) ;

Целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

Механизмы рефинансирования служат для коммерческих банков в качестве последних инструментов регулирования их ликвидности. Банки вынуждены обращаться к рефинансированию, когда исчерпаны возможности увеличения ликвидности на межбанковском и открытом рынках, и тогда Центральный банк становится кредитором последней инстанции.

Практикой Центральных банков зарубежных стран установлено, что эффективным механизм регулирования ликвидности банков может быть только при установлении по кредитам рефинансирования и депозитам штрафных процентных ставок: самых низких при депонировании средств (соответствующих самому низкому уровню процентных по депозитам денежного рынка) и самых высоких – при кредитовании банков (соответствующих максимальному уровню по отношению к ставкам денежного рынка). Это позволяет центральному банку избежать роли брокера межбанковского рынка.

Рефинансовые механизмы в зарубежных странах имеют относительно короткий срок. Долгосрочные операции нарушают принцип оперативного, гибкого управления ликвидностью. На длительные сроки банки привлекают средства на открытом рынке.

Ломбардные кредиты . Термин «ломбардный кредит» происходит от названия местности в Италии – Ломбардии, на территории которой в середине века менялы предоставляли краткосрочные кредиты под залог легкореализуемого движимого имущества. Начиная с XII – XVIII веков ломбардные кредиты предоставлялись банкам. Обеспечением ломбардных кредитов стали служить драгоценные металлы и товары.


В широком смысле слова ломбардные кредиты представляют собой ссуды под залог депонированных в банке ценных бумаг. В узком понятии термин «ломбардные кредиты» означает краткосрочные кредиты, предоставляемые Центральным банком кредитным организациям под залог ценных бумаг для удовлетворения их временных потребностей в заемных средствах. Цель их предоставления – регулирование банковской ликвидности.

Обеспечением ломбардных кредитов в практике деятельности центральных банков являются те ценные бумаги, которые имеют официальную котировку и принимаются к учету в центральном банке. Это государственные ценные бумаги и ценные бумаги, гарантированные государством, первоклассные коммерческие векселя, обращаемые на бирже акции и облигации крупных промышленных компаний и банков и прочее. Центральные банки разрабатывают перечень принимаемых в залог ценных бумаг.

Существуют определенные правила ломбардного кредитования, которых придерживаются все центральные банки:

Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных кредитов;

Право собственности на депонированные ценные бумаги переходит к центральному банку в случае, если кредиты не погашаются в срок;

Центральные банки применяют поправочные коэффициенты к номинальной стоимости ценных бумаг в целях избежания потерь при снижении их рыночной стоимости. Поправочный коэффициент выше по тем ценным бумагам, которые включены в Ломбардный перечень (список);

Ломбардные кредиты предоставляются на платной основе. Ломбардная ставка изменяется одновременно со ставкой рефинансирования и всегда выше учетной ставки;

Ломбардные кредиты предоставляются центральными банками зарубежных стран на срок от одного дня до четырех месяцев.

Ломбардный кредит может предоставляться:

По фиксированной процентной ставке, величину которой устанавливает Совет директоров.

На аукционной основе. Комитет Банка России по денежно-кредитной политике устанавливает лимит на максимальный объем кредита по каждому аукциону.

Кредиты «овернайт». Краткосрочные (корректирующие) кредиты предоставляются, как правило, для корректировки финансового положения банка в том случае, если финансовые проблемы возникли в результате следующих обстоятельств:

Резкого, непредсказуемого уменьшения депозитов;

Возникновения временных трудностей при получении кредитов из обычных источников;

Повышенного спроса на банковские кредиты в периоды кредитного «голода»;

Особых обстоятельств, оказывающих влияние на финансовое состояние банка.

Кредиты «овернайт» предоставляются Банком России, начиная с 19 июня 1998 г. Это обеспеченные кредиты, пришедшие на смену ранее предоставляемым однодневным расчетным кредитам. Получить их могут банки, расположенные в регионах с современной расчетной системой, которая позволяет осуществлять расчеты с учетом поступлений текущего операционного дня.

Целью кредитов «овернайт» является обеспечение бесперебойного функционирования системы расчетов. Для завершения банком расчетов в конце операционного дня на корсчет банка зачисляется сумма кредита и проводится списание средств по неисполненным платежным документам. Такие кредиты предоставляются банкам, с которыми подписан Генеральный кредитный договор, предусматривающий право на получение кредита «овернайт».

Внутридневные кредиты . в совокупности с кредитами «овернайт» призваны обеспечить нормальное, бесперебойное функционирование платежной системы. Они являются обеспеченными, а банки, пользующиеся данными кредитами, должны отвечать установленным критериям (см. Ломбардные кредиты).

Учетные (дисконтные) кредиты. Учетные (дисконтные) кредиты являющиеся одним из методов рефинансирования – это ссуды, предоставляемые центральным банком коммерческим банкам под учет векселей.

Данный метод рефинансирования способствует сокращению потребностей предприятий в оборотных средствах эффективному развитию производства и является инструментом денежно-кредитного регулирования центральных банков.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам под залог ценных бумаг (подробнее см.

5.2), а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя). Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства. Векселя переучитывались по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Учётные (или дисконтные) кредиты предоставляются центральным банком кредитно-банковским институтам под учёт векселей, т.е. посредством покупки у банков векселей до истечения срока их погашения.

Рефинансирование в рамках дисконтной политики определяется следующими параметрами:

· требованиями к качеству принимаемых к переучёту векселей;

· лимитом переучёта, т.е. максимально возможным объёмом переучёта векселей для одного кредитного института;

· учётной ставкой центрального банка.

Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк. В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования (политика кредитной рестрикции), коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым кредитополучателям. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка.

Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот. Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на их ликвидность. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям. Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Таким образом, предоставление центральным банком заимствований (кредитов) банкам в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности - важное направление деятельности центрального банка на открытом рынке. В этом случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции, иначе «банк» банков.

Кредиты центрального банка, как правило, предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от:

1. формы обеспечения (учётные и ломбардные);

Методов предоставления (двусторонние сделки и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);

3. сроков предоставления (краткосрочные от 1 дня до 1 мес., среднесрочные 1-3 мес., долгосрочные 3-4 мес. и более);

4. цели предоставления кредита (кредиты для завершения расчётов текущего дня, сезонные кредиты и др.)

Политика рефинансирования может использоваться для того, чтобы путём изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на финансовом рынке (структурное воздействие на рынок). Однако основным недостатком данного метода денежно-кредитной политики является то, что он затрагивает лишь коммерческие банки и зависит от их «желания» получить рефинансирование в центральном банке. Если на межбанковском рынке есть в достаточном объёме кредитные ресурсы, рефинансирование коммерческими банками будет использоваться мало. В этом случае указанный метод почти полностью теряет свою эффективность, поэтому его применение оправдано, прежде всего, в условиях недостаточного развития рынка ценных бумаг.

Таким образом, у рефинансирования как метода проведения структурных операций на открытом рынке (по сравнению с операциями с ценными бумагами) есть ряд особенностей, значительно снижающих его эффективность при воздействии на рынок:

· во-первых, эффективность политики рефинансирования, в отличие от «независимого характера» операций с ценными бумагами, полностью зависит от желания или потребности банков в дополнительных ресурсах;

· во-вторых, эти инструменты являются менее точными и с позиций регулирования объёма ликвидности денежного рынка: трудно точно спрогнозировать как потребности в кредите, так и процентную ставку, им соответствующую;

· в-третьих, реализация, например, политики кредитной рестрикции путём ужесточения условий рефинансирования банков негативно отразится на кредитно-инвестиционном спросе со стороны реального сектора экономики;

· в-четвёртых, изменение ставок по кредитам центрального банка влечёт за собой изменение условий не только на денежном рынке, но и на рынке ценных бумаг. Повышение ставок на рынке, вызванное ростом ставок по кредитам центрального банка, снижает спрос на рынке ценных бумаг. (Для экономических субъектов более выгодными по сравнению с ценными бумагами, становятся депозиты, для банков – кредиты). В свою очередь, падение спроса на ценные бумаги ставит под угрозу обеспечение безэмиссионного финансирования дефицита государственного бюджета. Помимо этого, следующее за падением спроса на ценные бумаги снижение цен на них влечёт за собой рост доходности, что в перспективе увеличит выплаты из бюджета.

· свобода действий центрального банка при проведении той или иной политики рефинансирования ограничиваются ещё и тем, что ставки центрального банка обладают так называемым «сигнальным эффектом», то есть служат информационным средством для делового мира о направлении действий центрального банка (рестрикция, экспансия).

Все отмеченные моменты уменьшают возможную широту диапазона, а также гибкость и оперативность рефинансирования как метода денежно-кредитного регулирования центрального банка, особенно при проведении долговременной денежно-кредитной политики.

Еще по теме 5.1. Система рефинансирования банковского сектора:

  1. 1.2 Выявление базовых тенденций развития рынка банковских услуг на основе анализа зарубежного опыта развития банковского сектора экономики

Рефинансирование (Refinancing) — операции по предоставлению банкам кредитов в установленном порядке. Основной целью рефинансирования является регулирование в соответствии с выполнением Национальным банком функции . Для этого Национальный банк использует такие кредиты рефинансирования:

  1. постоянно действующая линия рефинансирования для предоставления банкам кредитов ;
  2. кредиты рефинансирования сроком до 90 дней;

На основе постоянно действующей линии рефинансирования Национальный банк осуществляет поддержку краткосрочной (мгновенной) ликвидности банка в национальной валюте путем предоставления кредита овернайт:

  1. под обеспечение Украины (кроме облигаций внешнего государственного займа) или ;
  2. без обеспечения ().

Рефинансирование осуществляется на основе заключения банком генерального кредитного договора. Условием рассмотрения заявки банка на получение бланкового кредита овернайт является его согласие на применение Национальным банком режима блокирования средств на банка-заемщика в сумме предоставленного кредита и процентов за пользование им на срок до его возвращения. Национальный банк ежедневно по электронной почте объявляет банкам процентные ставки по кредитам овернайт на следующий рабочий день, размер которых может быть дифференцированным в зависимости от обеспечения.

В случае необходимости поддержания ликвидности банк может в течение любого рабочего дня подать в Национальный банк одну заявку на получение кредита овернайт. Банк может обратиться с заявкой с 9.00 до 11.00 (заявки удовлетворяются до 14.00) и с 14.00 до 16.30 (заявки удовлетворяются до 17.00). Возвращение банком кредита осуществляется на следующий рабочий день до определенного времени одновременно с процентной платой.

Рефинансирование банков сроком до 90 дней осуществляется путем проведения количественного или процентного тендера. Сообщение о проведении тендера направляется еженедельно по электронной почте. Тендеры проводятся каждую среду с такой периодичностью:

  • три среды подряд — рефинансирование сроком до 14 дней;
  • одна среда — рефинансирование сроком до 90 дней.

В начале года Национальный банк объявляет график проведения тендеров по регулированию ликвидности банков. В зависимости от ситуации на денежно-кредитном рынке и состояния ликвидности банков Национальный банк может изменять периодичность и очередность проведения тендеров, а также объявлять внеочередные тендеры.

Количественный тендер — тендер, на котором Национальный банк заранее устанавливает , по которой банки могут получить кредиты рефинансирования или разместить в Национальном банке средства. Сумма средств, предлагаемая для рефинансирования или для размещения, может объявляться либо не объявляться. Распределение кредитов при проведении количественного тендера осуществляется согласно заявке до истечения суммы, предложенной на этот тендер. Если предложенной на количественном тендере суммы недостаточно для удовлетворения всех заявок банков, то средства по объявленной цене распределяются между всеми банками пропорционально поданным заявкам.

Процентный тендер — тендер, во время которого банки в своих заявках при обращении к Национальному банку отмечают процентную ставку, по которой они соглашаются получить кредит рефинансирования или разместить средства. На процентном тендере заявки удовлетворяются в соответствии со снижением предложенной в них процентной ставкой, начиная с самой высокой, и в дальнейшем постепенно до окончания предложенного объема кредитов или удовлетворения всех заявок банков. Если два или более участников процентного тендера предлагают одинаковую процентную ставку, а объем кредитов недостаточен для удовлетворения всех заявок банков с одинаковой процентной ставкой, то средства пропорционально распределяются между этими банками.

Национальный банк принимает решение о рефинансировании, если банк соответствует следующим требованиям:

  • срок деятельности банка — не менее одного года после получения и соответствующего ;
  • имеет лицензию на осуществление банковских операций и письменное разрешение, в т.ч. по операциям с и с по поручению клиентов или от своего имени;
  • имеет активы, которые могут быть приняты в залог;
  • своевременно погашает полученные от Национального банка кредиты и платит проценты, а также является платежеспособным.

В зависимости от состояния денежно-кредитного рынка Национальный банк может устанавливать дополнительные требования к инструментам, срокам рефинансирования, видам и суммам обеспечения кредита, частоты обращений и тому подобное.

Национальный банк осуществляет рефинансирование банков путем проведения тендеров только под соответствующее обеспечение. Национальный банк в сообщении о проведении тендера, исходя из ситуации на денежно-кредитном рынке, определяет перечень видов обеспечения. Обеспечением кредитов рефинансирования могут быть:

  • государственные облигации Украины;
  • депозитные сертификаты;
  • ценные бумаги Государственного ипотечного учреждения;
  • иностранная валюта (доллары США, евро, английские фунты стерлингов, швейцарские франки, японские иены);
  • обычные ипотечные облигации;
  • облигации местных займов;
  • облигации предприятий (кроме целевых);
  • субъектов хозяйствования-резидентов (в отдельных случаях и нерезидентов);
  • , авалированные другим банком;
  • гарантии другого банка-резидента.

Национальный банк может принимать решение о принятии в качестве обеспечения кредита однородного или смешанного залога. Перечень ценных бумаг, которые могут приниматься в качестве обеспечения кредитов рефинансирования, определяется и объявляется ежеквартально.

Процентная ставка по кредитам рефинансирования (ставка рефинансирования) определяется на основе и в зависимости от срока и вида рефинансирования и не может быть меньше, чем учетная ставка. На процентном тендере заявки банков удовлетворяются соответственно снижению предложенной в них процентной ставки, начиная с самой высокой, и далее постепенно до окончания предложенного Национальным банком объема кредитов или удовлетворения всех заявок банков. Ставка рефинансирования в течение кредитного договора не подлежит корректировке. Процентные ставки по операциям рефинансирования и результаты их проведения Национальный банк объявляет ежедневно.