Центр банк кому подчиняется. Кому подчиняется ЦБ РФ на самом деле

Центральный Банк России относится к банкам первого уровня и он служит главным банком РФ. Это основной эмиссионный орган и денежно-кредитный институт страны. Он исполняет роль центрального координирующего и управляющего органа кредитной системы РФ. ЦБ контролирует другие банки, имеет право на выдачу и изъятие лицензий у банков в России.

Центробанк был образован в 1990 году и является правовым преемником Государственного Банка СССР. Кому принадлежит и подчиняется ЦБ РФ сегодня, читайте в нашей статье.

Каковы задачи Центробанка России

Основными целями Центробанка РФ считаются: защита и гарантия устойчивости рубля, обеспечение беспрерывной и эффективной работы платежной системы, развитие банковской системы России.


Следуя из целей, на Центробанке РФ лежит несколько задач:
  • Он должен быть эмиссионным центром РФ, то есть обладать монопольным правом выпуска денег (что подтверждает ст. 75 Конституции РФ);
  • Он должен являться правительственным банком, то есть выполнять правительственные расчетные операции, предоставлять ему кредиты, поддерживать экономические программы государства. А также Центробанк РФ должен хранить золотовалютные резервы (ЗВР) страны;
  • Он должен быть главным расчетным центром государства, то есть быть посредником при безналичных расчетах между другими банками РФ;
  • Он должен быть «банком для банков», а значит, работать не с посторонними клиентами, а главным образом с банками РФ. Взаимодействие их характеризуется тем, что Центробанк РФ хранит резервы других банков (в установленном законом размере), осуществлять контроль над деятельностью других банков на территории страны выдавать им кредиты;
  • Он должен заниматься регулированием экономики кредитно-денежными методами. Центробанк РФ может выдавать правительству кредиты на погашение дефицита в государственном бюджете, однако не может финансировать кредиты для погашения дефицитов внебюджетных государственных фондов и бюджетов российских субъектов.

Получение прибыли не относится к главной цели Центробанка РФ.

Кто является председателем (главой) ЦБ РФ

Согласно ст. 83 Конституции РФ президент России предлагает Государственной Думе кандидата для выбора на должность председателя Центробанка РФ. Президент также может поставить перед Государственной Думой вопрос о снятии главы Центробанка РФ с занимаемого поста.

С 2013 года Эльвира Набиуллина служит главой Центробанка РФ.

Кому подчиняется ЦБ РФ и почему Центробанк не принадлежит России

ЦБ РФ дан особый конституционно-правовой статус. Его функции и полномочия и статус устанавливаются федеральным законом № 86-ФЗ. Юридически ЦБ РФ это негосударственный орган, т. е. не является собственностью государства, и его сотрудники не являются государственными служащими, статус ЦБ РФ определен как юридическое лицо. Но фактически, по своим полномочиям и целям относится к государственным органам, так как осуществление его функций предусматривает меры государственного принуждения.

Кому принадлежит Банк России? Уставной капитал и все имущество Центробанка относятся к федеральной собственности, в то же время ЗВР и своим имуществом Центробанк распоряжается самостоятельно. Центробанк РФ не расчитывается по обязательствам России, в равной степени, как и Россия не платит по долгам Центробанка, если иное не предусматривается законом. Трактовать это можно так: государство может обанкротиться, даже при наличии запаса ЗВР хранящегося в ЦБ РФ.

Фактически правительство зависит от ЦБ России. Центробанк финансово независим от государства. Он сам покрывает свои расходы доходами. До 2014 года Центробанк РФ перечислял в бюджет РФ половину своих доходов после уплаты всех налогов и сборов. Осенью 2014 года Владимиром Путиным был подписан закон, который обязал перечислять в федеральный бюджет уже 75% доходов Центробанка. В этом году Центробанк обязали отдавать 15% доходов Внешэкономбанку.

Кто управляет Центробанком России

Согласно статьи № 15-ФЗ о «Центральном Банке РФ» структура управления ЦБ РФ состоит из главы и членов совета директоров в количестве 14 человек. Члены Совета избираются Государственной думой по предложению председателя Центробанка в согласовании с президентом РФ. Совет директоров избирается на пять лет и работает на регулярной основе.

Предлагаем вам также посмотреть видео о том, кому принадлежит Центральный банк России:

Центральный Банк Российской Федерации со дня его создания 13 июля 1990 года и по настоящее время является негосударственной коммерческой структурой, подотчетной Государственной Думе РФ и возглавляемой Советом директоров и Национальным банковским советом. Согласно статье 22 Закона «О Центральном банке Российской Федерации»:

Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета… Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

При падении цены на нефть и образовании дефицита бюджета Российской Федерации, Центральный банк не будет финансировать недостаток средств в бюджете для выплаты пенсий, зарплат бюджетных организаций (силовых структур, Министерства обороны, здравоохранения, образования и так далее), проведения государственных целевых программ и иных расходов. Правительству придется обращаться в Международный валютный фонд – частную организацию американских и английских банкиров для получения кредита на осуществление бюджетных ассигнований. Все средства, аккумулированные на счетах Центрального Банка России – золотовалютные резервы в размере 524, 5 миллиарда долларов не могут быть направлены на стабилизацию экономики Российской Федерации, согласно статье 22. Созданный Б.Н.Ельциным ЦБ России, как частная банковская организация, существует исключительно как отделение Федеральной резервной системы США, опять же частной банковской организации Ротшильдов и Рокфеллеров. Круг замкнулся, Центральный Банк России принадлежит клану Ротшильдов и полностью зависит от их решений. Почему?

Статья 75 Конституции Российской Федерации гласит:

Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации. Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Одним словом, печатание и количество напечатанных рублей – прерогатива исключительно ЦБ России, на эту функцию банка – независимой коммерческой структуры не может повлиять ни один орган государственной власти, как например, президент или премьер – министр Российской Федерации. Кому же подчиняется ЦБ России? Прежде всего, надо понимать, что количество напечатанных рублей находится в прямой зависимости от поступления нефтедолларов на счета Центрального Банка. Если цена на нефть превышает установленный Министерством финансов уровень, то на эту разницу ЦБ России напечатает рубли и выпустит их в обращение, выступая в роли валютного обменного пункта США. Расчет за продаваемую Россией нефть идет в долларах США, курс рубля по отношению к доллару устанавливается Центральным банком, а размер этого курса зависит от размера инфляции, которую ЦБ РФ корректирует с помощью постоянного укрепления рубля относительно доллара США. Любопытно, что инфляция в России за последнее десятилетие составляла в среднем 10% в год по официальной статистике, курс рубля в 2001 году был в среднем 29,4, сегодня он составляет 27,6. Выходит, что за 10 лет доллар должен был стоить не менее 58 рублей, а по соотношению валютных курсов доллар обесценился на 100 – 6,2 = 93,8%? Но это не так, обесценение доллара на 6,2% за десять лет как раз соответствует ожидаемому инфляционному процессу в США. Такая монетаристская политика правительства России и Центрального Банка наталкивает на некоторые размышления.

Во – первых, борьба с инфляцией за счет поддержания стабильного курса рубля привела к неконкурентоспособности отечественного производителя, фактическому уничтожению сельского хозяйства и промышленности. Ориентирование Центрального Банка России на дорогой рубль привело к высокой ставке рефинансирования, устанавливаемой ЦБ, в размере 8,25%. Специалисты по экономике утверждают, что при ставке рефинансирования выше 5% промышленность перестает приносить прибыль и самоликвидируется, что и произошло в России. Отечественные банки и предприятия вынуждены брать кредиты на Западе, так как кредитоваться под 15 – 20% годовых бессмысленно. Отсюда совокупный долг отечественных предпринимателей составил в 2011 году 533 миллиарда долларов, при этом на счетах Центрального Банка лежат золото – валютные резервы в размере 525 миллиардов долларов, но кредитовать из этих средств отечественного предпринимателя ЦБ РФ не имеет право, так как эти средства вложены в долговые обязательства США.

Во – вторых, объем эмиссии рубля в России не превышает некий уровень, установленный Центральным Банком России, как разница между базовой ставкой цены на нефть и прибылью от продажи нефти по мировым ценам. Умножая эту разницу на курсовую стоимость рубля по отношению к доллару, ЦБ РФ получает определенную денежную массу, совершенно не учитывающую многие макроэкономические показатели внутри страны. Но правила игры заданы и все обязаны строго исполнять этот монетаристский закон, установленный США для России. При этом куда – то исчезла базовая ставка цены на нефть, которая составляет довольно внушительную сумму, большую, чем весь объем эмиссии рублей, а также средства от продажи других полезных ископаемых и энергетических ресурсов. Эти деньги практически целиком исчезают в Западных банках и оффшорах, исключение составляют только экспортные пошлины и мизерные налоги.

Таким образом, президент и премьер – министр Российской Федерации располагают частью средств от продажи нефти, причем по фиксировано заниженному курсу рубль – доллар, экспортными пошлинами и налогами. Это все! Остальные денежные средства испарились в «неизвестном» направлении. Забавно и то, что Резервный Фонд Российской Федерации, в размере 26 миллиардов долларов находится на счетах частного Центрального Банка России, там же находятся и средства Фонда национального благосостояния в количестве 90,9 миллиардов долларов, размещенные под 6,25% годовых. Это просто издевательство над русским народом, ведь даже ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 8,25% годовых. Выходит, что 2% — это плата Совету директоров и Национальному банковскому совету за проведение банковской операции? По всему получается, что С.М.Игнатьев, как председатель Совета директоров и А.Л.Кудрин, как председатель НБС, разделили сумму в 2,34 миллиарда долларов, причем делают это ежегодно, начиная с 2008 года.

Еще одно непонятное дело с пропавшими средствами Резервного Фонда Российской Федерации, которыми располагал Центральный Банк России. В 2008 году на счетах ЦБ России средств Резервного Фонда насчитывалось 130 миллиардов долларов, в 2010 году их осталось только 26 миллиардов, за полтора года было потрачено 104 миллиарда долларов. При этом, золото — валютные резервы Центрального Банка России выросли за тот же период с 453,5 до 524,5 миллиардов долларов, то есть на 71 миллиард долларов. Алексей Леонидович Кудрин, вполне возможно, что 33 миллиарда долларов было потрачено на повышение капитализации банков и социальную сферу, но как так получилось, что 71 миллиард пошел не на восстановление экономики, а перекочевал на счета частного коммерческого Центрального Банка России и стал недоступен для правительства Российской Федерации?

Самый большой уровень коррупции и финансовые преступления не в правительстве и не среди чиновников, а в частном коммерческом банке под названием «Центральный Банк Российской Федерации».

История этого чудовищного преступления, под кодом «Операция Центральный банк России» началась еще в 1989 году, когда Б.Н.Ельцин посетил США, где «случайно» встретился с Дж.Бушем – старшим, посетил в больнице Р.Рейгана и побывал на заседании в «Рокфеллер – клубе» в Манхеттене. Тогда этот предатель и «агент влияния» западных спецслужб получил не только «добро» на свою преступную деятельность, но и на передачу всех финансов России под контроль США. Уже в начале следующего 1990 года был создан Центральный Банк РСФСР (России), устав которого списали с ФРС США и одновременно Б.Н.Ельцин и М.С.Горбачев приступили к созданию банка «Общественного финансирования и кредитования национальных программ», финансирование которого осуществлял Banque Privee Edmond de Rothschild, филиал банка Ротшильда в Швейцарии.

Воспротивилось такому предательскому ходу дел КГБ СССР, устроив неудачное покушение на Б.Н.Ельцина в Испании, когда на высоте 3500 м у шестиместного самолета отказало все электрооборудование и гидравлические системы. После жесткого приземления с убранными шасси у Б.Н.Ельцина оказался раздроблен позвонок, и произошла почти полная парализация. Испанские врачи сделали невозможное – поставили Б.Н.Ельцина на ноги. Второе покушение на Б.Н.Ельцина произошло спустя полгода в Москве, когда в дверь ГАЗ – 3102 врезался ВАЗ – 2102, нанеся точный удар в пассажирскую дверь. Согнутая стойка сильно ударила Б.Н.Ельцина по голове, но он снова спасся. Августовский путч 1991 года сыграл на руку американским хозяевам Б.Н.Ельцина, в стране был завершен «тихий» сионистский переворот и Центральный Банк СССР стал Центральным Банком России. Ротшильды получили доступ к печатанию денег – рублей, золото — валютным резервам и всем экономическим объектам России.

Мейер – Амшель Ротшильд писал:

“Дайте мне контроль над выпуском денег в государстве, и мне плевать, кто будет писать его законы.

Эта формула продолжает работать и в России. Центральный Банк Российской Федерации не является акционерным банком, председатель ЦБ РФ назначается Государственной Думой, в Национальный банковский совет, возглавляемый министром финансов РФ А.Л.Кудриным, входят несколько депутатов Государственной Думы, чиновников правительства и администрации президента. ЦБ РФ не отвечает по долгам государства, равно как и государство не отвечает по долгам Центрального Банка. Так что же такое ЦБ РФ, кто руководит им, а стало быть, и Россией? А.Л.Кудрин, В.В.Путин, Д.А.Медведев или может быть С.М.Игнатьев? Нет, это исключено, так как создавался Центральный Банк России Б.Н.Ельциным не для себя, не для своих будущих приемников – В.В.Путина и Д.А.Медведева, а для своих заокеанских заказчиков – владельцев мировой банковской системы – клана Ротшильда, Рокфеллера, Моргана и Шиффа. Этот спрут с 1990 года выкачивает все экономические соки из России, оставляя нашим правителям – «агентам влияния» 2% от суммы предательски украденного богатства русского народа. При этом, рычаги влияния на нашу правящую элиту содержатся не только в их иностранных счетах, но и в собственности США на наш печатный станок, на наш Центральный Банк.

Вспомним недалекое прошлое – начало 90-х годов, когда в стране усилиями Е.Т.Гайдара и его американских советников была искусственно сокращена денежная масса, что сделало невозможной работу промышленных предприятий, которые в итоге вынуждены были перейти на бартерное обслуживание произведенной продукции, а цены ежемесячно повышались. В таких условиях крах промышленности и сельского хозяйства был обеспечен, в результате чего на улице оказались миллионы наших сограждан, вынужденных искать спасение в торговле. В итоге западные банки за бесценок скупили объекты промышленности и добывающих отраслей, а наш народ сделали нищими. Дефолт 1998 года оживил промышленность и сельское хозяйство, но разорил торговлю. Отечественный производитель стал вытеснять импортные товары с нашего рынка, оживилось русское предпринимательство. Но с этого времени возникает один вопрос – почему при устойчивом курсе рубля по отношению к доллару, насыщенности товарами и услугами, а также низкого размера денежной массы, в стране происходит ежемесячная инфляция? Ответ один — происходит тот же процесс, который происходил в начале 90-х годов прошлого века – нарастание капиталов иностранных банков и обнищание нашего народа.

Что будет с нашей финансовой системой, если привязанная к нефтедолларам рублевая эмиссия значительно уменьшится в результате падения цены на нефть? Либо Центральный Банк, по приказу своих американских владельцев уменьшит количество рублей, вынудив правительство России сократить социальные программы, закрыть многие центры оптовой и розничной торговли, перестать выплачивать пенсии и пособия. Либо девальвировать рубль, что вероятнее всего, изъять валюту из обменных пунктов и разогнать инфляцию до астрономических размеров. Проводимая Центральным банком последние 12 лет политика, была направлена именно на такой сценарий, иначе объяснить маниакальное упорство по поддержанию фиксированного курса рубля просто нечем. Впрочем, статья 75 Конституции РФ говорит о сохранении Центральным Банком устойчивости рубля, но если такая устойчивость является единственным направлением деятельности ЦБ РФ, то это можно расценить как предательство интересов России в угоду Международному Валютному Фонду – частной «лавочке» частных банков, клубу по экономическим интересам банкирского клана Ротшильда. Вся деятельность Центрального Банка России направлена на поддержание доллара США и покупательной способности американских домохозяйств.

Когда финансовая американская пирамида затрещит по швам, тогда швы начнут латать мировыми вассалами Америки. С начала 2011 года арабские революции хорошее подтверждение этому процессу, особенно гражданская война в Ливии. Мировая нестабильность приносит доход Ротшильду и Россия в этих глобальных играх следующая. Финансовый кризис в нашей стране может быть начат в любое время, ведь все механизмы для этого находятся в руках мировой закулисы, а наша правящая элита всего лишь инструмент для выполнения дьявольского замысла. Нет смысла гадать, кто будет следующим президентом в России, так как механизм финансовой катастрофы в нашей стране уже запущен и в любую минуту может разразиться настоящая катастрофа, которая обязательно приобретет националистическую подоплеку и уличные столкновения. Справедливости ради, нужно сказать, что и этот вариант событий разработан и проводится в жизнь американскими политтехнологами, наши правители здесь не играют никакой роли, они простые исполнители.

Томас Джефферсон, один из отцов – основателей США писал:

Если американский народ когда-либо позволит частным банкам контролировать эмиссию долларов, то сначала посредством инфляции, а потом — дефляции, банки и корпорации, которые вырастут вокруг такого Центрального Банка, будут отнимать у людей собственность до тех пор, пока их дети не проснутся бездомными на земле, которую завоевали их отцы.

Русский народ и Россия, путем предательства Б.Н.Ельцина и М.С.Горбачева, оказались в экономической кабале финансового кагала Ротшильдов, которые не только печатают рубли и осуществляют кредитно – денежную политику в России посредством Центрального Банка и продажных политиков. Но и предрекают нам разруху и экономический коллапс, чтобы путем хитроумных махинаций и столкновения людских масс на националистической почве разделить Россию на части, уничтожив и поработив Великую страну и Великий народ. Но мы, русские люди, должны сплотиться вместе и перед лицом грядущей опасности четко понимать и осознавать исходящую опасность. Если мы будем вместе, если мы будем понимать механизмы предательского замысла по разделению России, то мы станем смертельной опасностью для всех предателей и врагов России и русского народа.

Ипатьев К.Ф.(майор ГРУ в отставке)

2. История

3. Аудиторы

4. Руководители Государственного банка

5. Правовой статус

6. Функции российского ЦБ

7. Определение имущественных прав российского центрального банка в отношении закрепленного за ним имущества

8. Структурные подразделения центробанка России

ЦБ России (российский ЦБ ) — это верхний уровень двухуровневой банковской системы в России , которая состоит из Центрального банка Российской Федерации и частных банков (и других кредитных организаций). Российский контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные компании работают с прочими юридическими и физ. лицами.

Статус

С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. ЦБ России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, ЦБ Российской Федерации в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные фирмы, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотекам за счет эмиссии ценных бумаг указанных ценных бумаг .

В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банк России) (Центральном банке Российской Федерации)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах " ЦБ РФ издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих денежную эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих денежную эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

В декабре 2003 г. был принят Федеральный "О страховании вкладов физ. лиц в банках России". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физлиц в банках России, а также компетенция, порядок образования и деятельности компании, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физ. лиц, размещенных в банковских учреждениях России.

В апреле 2005 г. Правительством России и Центробанком Российским Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора России на период до 2008 года".

В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

Основными задачами развития банковского сектора являются:

Усиление защиты интересов вкладчиков и других заемщиков банков;

Повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в займы и ;

Повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;

Предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

Развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;

Укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, заемщиков и вкладчиков .

Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство России и Центральный банк Российской Федерации будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках .

Государственный банк СССР

В условиях проведения новой экономической политики постановлениями ВЦИК и СНК соответственно от 3 и 10 октября 1921 г. Банк был восстановлен под названием Государственный банк РСФСР. Он начал свои операции 16 ноября 1921 года. В 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован в Государственный банк СССР.

Согласно Положению о Государственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября 1921 г., он являлся хозяйственной компанией, созданной "с целью способствовать займом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения". Он имел право предоставлять займы промышленным и торговым предприятиям различных форм собственности, а также сельским хозяйствам и кустарям только "при условии обеспеченности их и экономической целесообразности". Госбанк находился в составе Наркомата финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов.

В ноябре 1921 г. Госбанку было предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями. Он должен был также устанавливать официальный курс на и иностранную валюту, регулируя разрешенные в 1922 г. частные договора по купле-продаже на бирже золота, серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей, выписанных в иностранной валюте.

В 1922 г. и 1923 г. были проведены две деноминации, укрупнившие номинал совзнака - бумажного денежного знака, выпускавшегося в то время Наркомфином для покрытия бюджетного дефицита. Во время первой деноминации в обращение были выпущены денежные знаки, которые обменивались в соотношении один рубль эмиссии 1922 г. на 10 тыс. руб. денежных знаков всех образцов, официально ходивших в то время в стране; во время второй деноминации денежные знаки образца 1923 г. обменивались на денежные знаки 1922 г. в соотношении 1:100.

11 октября 1922 г. Государственному банку было предоставлено право денежной эмиссии в обращение червонцев - банковских билетов, и он превратился в эмиссионный центр. С началом эмиссии ценных бумаг червонцев началась денежная реформа, в результате которой была прекращена галопирующая послевоенная .

В течение 1922-24 гг. в обращении одновременно находились совзнак и червонец. Червонец был бумажным денежным знаком, основанным на золоте. Он приравнивался к 7,74232 г чистого золота , т.е. к царской монете достоинством 10 рублей. С 1923 г. осуществлялась чеканка золотых червонцев, которые в основном использовались во внешней торговле.

В марте 1924 г. денежная реформа была завершена. Рубль нового образца, который являлся разменным средством при червонце и был равен 1/10 червонца, обменивался на 50 тыс. рублей совзнаками 1923 г. или на 50 млн. руб. денежных знаков более ранних образцов.

В период НЭПа практиковались такие виды банковского займа, как учет векселей, кредита до востребования со специальных текущих счетов, обеспеченных векселями, а также срочные займа под обеспечение долга векселей. В дополнение к этим займам банк спустя три года после своего создания стал осуществлять прямое целевое кредитование. В октябре 1924 г. был впервые составлен сводный кредитный план Госбанка по всем конторам.

В результате проведенной в 1925 г. реформы кассового устройства Государственного казначейства произошло объединение предприятий денежной наличности Госбанка и Наркомфина.

С 1922 г. в стране началось создание частных банков, в том числе отраслевых акционерных банков (спецбанков) и обществ взаимного ссуды, которые должны были осуществлять краткосрочное или долгосрочное кредитование определенных отраслей хозяйства. В 1924 г. при Правлении Госбанка был создан Комитет по делам банков, который должен был координировать их деятельность.

Во второй половине 20-х годов функции и направления деятельности Госбанка коренным образом изменились. Это было связано в основном с ускоренными темпами проведения индустриализации, которые требовали крупных вливаний в тяжелую промышленность в течение короткого времени.

Проведение индустриализации в СССР традиционными путями, т.е. за счет накопления денежных средств внутри страны и внешних кредитов, было невозможно. У населения необходимые накопления отсутствовали, а кредиты не могли быть осуществлены ни по экономическим (мировой экономический коллапс ), ни по политическим причинам. В результате индустриализация в стране проводилась за счет эмиссионного финансирования. Поиск способа, который позволил бы государству в наиболее простой форме перераспределять денежные средства между секторами экономики, продолжался в течение всего периода свертывания НЭПа.

В июне 1927 г. в связи с усилением регламентации движения краткосрочных капиталов на Госбанк была возложена обязанность непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой при сохранении общего регулирования ее деятельности за Наркоматом финансов. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики . Спецбанки должны были хранить свободные средства и кредитоваться только в Госбанке, которому предоставлялось право участвовать в их советах и ревизионных органах. Кроме того, Госбанк должен был увеличить свою долю в акционерных капиталах спецбанков.

В феврале 1928 г. в связи с реорганизацией банковской системы в Госбанке начал сосредоточиваться основной объем операций по краткосрочному кредитованию. При этом в его ведение перешла большая часть филиалов акционерных банков, которые стали играть вспомогательную роль в кредитовании хозяйства. Операции по долгосрочному кредитованию осуществлялись в основном в специально созданном банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), центробанке коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанке) и отчасти в Центральном сельскохозяйственном банке (ЦСХбанке).

В августе 1928 г. на Госбанк была возложена обязанность кассового исполнения государственного бюджета , что позволило сосредоточить в нем кассовые операции социалистического хозяйства.

В июне 1929 г. был принят первый Устав Госбанка, согласно которому банк являлся органом регулирования денежного обращения и краткосрочного кредитования в соответствии с общим планом развития народного хозяйства СССР.

В конце 20-х - начале 30-х гг. в СССР был осуществлен комплекс реформ, целью которых было создание эффективного механизма централизованного планового регулирования материального и финансового аспектов воспроизводственного процесса. В связи с этим в 1930-32 гг. была проведена кредитная реформа, в результате которой был создан механизм централизованного планового регулирования движения кредитно-денежных ресурсов.

В январе 1930 г. в связи с ликвидацией взаимного коммерческого займа все операции по прямому краткосрочному кредитованию стали осуществляться в Госбанке. Все спецбанки превратились в банки долгосрочных вложений, а сеть их отделений была ликвидирована. Свои операции спецбанки должны были осуществлять через филиалы Госбанка.

В январе 1931 г. была введена акцептная форма безналичных расчетов через Госбанк. В марте 1931 г. были определены функции Госбанка как единого банка краткосрочного кредитования, расчетного и кассового центра хозяйства.

В июне 1931 г. было проведено разделение оборотных средств предприятий на собственные и заемные и определены основные принципы краткосрочного банковского ссуды. Наделение предприятий собственными оборотными средствами дало возможность установить объекты банковского кредитования. Краткосрочный займ госпредприятиям стал предоставляться только на потребности, связанные с финансированием ценностей в пути, авансированием сезонных запасов производства, накоплением сезонных запасов сырья, топлива, производственных и вспомогательных материалов, временным увеличением вложений в незавершенное производство, сезонным накоплением готовых предметов торговли и товаров, а также на другие временные нужды, связанные с процессом производства и обращения товаров.

В мае 1932 г. были окончательно разграничены функции между Госбанком и банками долгосрочных вложений (Промбанком, Сельхозбанком, Всекобанком и Цекомбанком). В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, и сформировались основные функции Госбанка советского типа - плановое кредитование хозяйства, денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение госбюджета и осуществление международных расчетов. Одновременно сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет.

В дальнейшем совершенствование деятельности Госбанка сводилось к внедрению новых форм планового кредитования хозяйства и банковских расчетов, а также методов контроля за расходованием средств на выплату заработной платы (80% налично-денежного оборота) и сбором торговой выручки.

В феврале 1930 г. в связи с отменой операций по продаже частным лицам золота и иностранной валюты на червонцы по твердому курсу и изъятием советской валюты из оборота иностранных бирж при Правлении Госбанка была организована котировальная комиссия для установления курсов иностранных валют.

В 1933 г. Госбанк провел ряд мероприятий по ускорению расчетов, улучшению учета, совершенствованию фирмы документооборота и усилению внутрибанковского контроля. Была перестроена номенклатура статей баланса Госбанка: они стали группироваться по ведомственному признаку, что сделало баланс сопоставимым с кредитным планом. Был также осуществлен переход к децентрализованной квитовке межфилиальных оборотов при сохранении общего контроля в центре.

В 1939 г. Госбанк начал осуществление инкассации наличных денег. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Госбанк для покрытия дефицита государственного бюджета производил денежную эмиссию наличных денег , в результате чего за это время возросла в 4 раза. С целью нормализации денежного обращения в 1947 г. была проведена денежная реформа ликвидационного типа, в ходе которой был осуществлен обмен наличных денег старого образца на новый в соотношении 10:1, переоценены денежные вклады в сберегательных кассах и проведена конверсия всех выпущенных государственных ссуд (кроме кредита 1947 г.).

В марте 1950 г. было установлено золотое содержание рубля в размере 0,222168 г чистого золота. В декабре 1949 г. был принят второй Устав Госбанка. В апреле 1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений. В мае 1961 г. была проведена деноминация и рубля. Новые денежные знаки были обменены на старые в соотношении 1:10. Одновременно золотое содержание рубля было увеличено всего в 4 раза и составило 0,987412 г чистого золота.

В октябре 1960 г. был принят третий Устав Госбанка, а с 1963 г. в ведение Госбанка были переданы государственные трудовые сберегательные кассы. В 1965-69 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности Госбанка произошли изменения, связанные с кредитованием и расчетами, с планированием и регулированием денежного обращения, финансированием капиталовложений и фирмой сберегательного дела. Основными видами кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных ценностей и издержек на заработную плату и по простым ссудным счетам.

В июле 1987 г. в связи реорганизацией кредитной системы, в результате которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

В сентябре 1988 г. был утвержден четвертый Устав Госбанка СССР, в соответствии с которым он являлся главным банком страны, единым эмиссионным центром, организатором кредитных и расчетных отношений в народном хозяйстве.

С марта 1989 г. в связи с переходом спецбанков на полный хозяйственный расчет и самофинансирование на Госбанк была возложена обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченных средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским операциям.

В январе 1990 г. Госбанку был передан Сберегательный банк СССР. 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был создан подотчетный Верховному Совету РСФСР Государственный банк РСФСР. 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят закон о центробанке РСФСР (Центробанке России), согласно которому Центральный банк Российской Федерации (Банк России) являлся юр. лицом , главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области компании денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В декабре 1990 г. были приняты законы "О Государственном банке СССР" и "О банках и банковской деятельности". В соответствии с ними Госбанк СССР вместе с учреждаемыми в это время на базе республиканских контор банка национальными банками должен был создать единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции резервной системы. В июне 1991 г. был утвержден Устав центробанка РСФСР (Центрального банка Российской Федерации), подотчетного Верховному Совету РСФСР. с июля 1990 г. до декабря 1991 г. был временем противостояния Российского государственного банка и Госбанка СССР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил ЦБ РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него были возложены функции Госбанка СССР по выпуска и определению курса рубля. Центральный банк РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы центробанку РСФСР (российскому центральному банку).

Аудиторы

Аудиторы по годовому отчету центробанка назначаются решением парламента (Верховного Совета, затем - Государственной Думы).

До 1995 года аудиторами назначались исключительно иностранные организации: закон о центральный банк устанавливал необходимым условием при выборе аудиторской компании наличие у нее 10-летнего стажа, превышающего длительность существования аудита в РФ.


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

КАК ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Н . Р . Чебыкина

Review of Russian Central Bank authoritative powers is represented in the article. Analysis and definition of its legal status as public authority are given.

С принятием Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» так и не разрешилась одна из ключевых проблем банковского права – неопределенность правового статуса Банка России. Конституция РФ и другие законодательные акты, которые регулируют деятельность Центрального банка РФ, не позволяют однозначно определить его правовое положение. В научной литературе также нет единства мнений по данному вопросу. Исследуя данную проблематику, пишет: «Никто не оспаривает, что Банк России осуществляет властные полномочия, но из ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» неясно, в каком качестве он действует: как орган государственного управления или в каком-то ином качестве».1

придерживается точки зрения о том, что Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность. Заключая гражданско-правовые сделки с коммерческими банками в целях реализации своего хозяйственного интереса, он, прежде всего, оказывает тем самым соответствующее целенаправленное воздействие на развитие системы кредитных организаций и определяет кредитную политику в государстве.2

полагает, что Центральный банк РФ - это орган государственного управления специальной компетенции, наделенный широкими властными полномочиями по управлению банковской системой страны и сферой кредитно-денежных отношений.3

С. Глазьев и А. Диянский считают, что Центральный банк РФ - это эмиссионный центр, орган государственного управления и контроля за деятельностью других кредитный институтов, который наделен фактически неограниченным правом издания касающихся регулирования финансово-банковской сферы нормативных актов , обязательных к исполнению на всей территории РФ, всеми ее субъектами.4

Как известно, обладание властными полномочиями, то есть юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию, - важнейший признак государственного органа. Анализ ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» дает возможность говорить о наличие следующих властных полномочий у Центрального банка РФ: эмиссионных полномочий, полномочий по принятию нормативных актов, полномочий в сфере управления банковской системой и контрольных полномочий.

В рамках эмиссионных полномочий Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения (п.1 ст. 75 КРФ). Пункт «ж» ст. 71 Кон­ституции определяет, что денежная эмис­сия находится в ведении Российской Федерации. Соответственно Конституция ограничивает возможность для неконтролируемой эмиссии, которая может быть осуществлена, например, Правительством для того, чтобы покрыть свои расходы, а также устанавливает запрет для органов власти субъектов РФ на вмешательство в вопросы эмиссии денег.

Нормативные полномочия заключаются в том, что Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления , всех юридических и физических лиц. Для кредитных организаций и банковских групп Банк России устанавливает обязательные правила проведения банковских операций , бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

Нормативные акты Центрального банка Российской Федерации однозначно трактуются как подзаконные, так как они должны издаваться в порядке исполнения и применения ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», других федеральных законов и не могут противоречить им.

Полномочия Центрального банка РФ в сфере управления банковской системой подразумевают регистрацию и лицензирование кредитных организаций. Это очень важные полномочия, поскольку, таким образом, Банк России осуществляет допуск кредитных организаций на рынок банковских услуг . В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Центральный банка РФ может устанавливать для них обязательные нормативы (минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, нормативы ликвидности кредитной организации, норматив обязательных резервов и другие).

Установленные нормативными актами Центрального банка РФ предписания обеспечиваются, прежде всего, мерами убеждения, поощрения, будучи одновременно с тем охраняемыми от нарушений возможностью применения принудительной силы государства. В этом проявляются контрольные полномочия Центрального банка РФ. Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. Для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, проводить проверки кредитных организаций (их филиалов), направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять предусмотренные ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» санкции по отношению к нарушителям.

Помимо наличия властных полномочий в теории государства и права выделяют ряд других признаков органа государственной власти. Одним из таких признаков является экономическая и организационная обособленность и самостоятель­ность.5 Центральный банк РФ обладает и этим признаком. Так, уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, однако в соответствии с целями и в порядке, которые установлены ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Центральный банк РФ осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, полученных в результате осуществления банковских операций и сделок. Однако получение прибыли не является целью деятельности Банка России. В данных положениях проявляется экономическая самостоятельность Банка России.

Организационная обособленность состоит в том, что функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Каждый государственный орган сообразно своей компетен­ции, выполняет свойственные ему функции. Центральный банк Российской Федерации независим и самостоятелен в выполнении своей основной функции – защиты и обеспечении устойчивости рубля. ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» расширяет перечень функций ЦБ. В соответствии со статьей 4 Федерального закона Банк России выполняет функции по разработке и проведению единой денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством РФ; является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; устанавливает правила проведения банковских операций; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп и др.

Для осуществления своих функций государственные органы располагают необходимыми материальными средствами, к которым можно отнести многочис­ленные организации, предприятия, учреждения, хотя и выпол­няющие текущую государственную работу, но не являющиеся органами государства. Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в которую входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры , полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации , наличие которых необходимо для осуществления деятельности ЦБ РФ.

Представление о государственном органе было бы непол­ным без указания на то, что его физическим воплощением явля­ются люди, из которых состоит данный орган (государственные служащие). Федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета (п.1 ст.10 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»)6. Служащие Банка России не указаны в качестве государственных служащих ни в ФЗ «О Центральном банке (Банке России)», ни в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих.7 На сегодняшний день лишь в Сводном перечне государственных должностей РФ8 должность Председателя Банка России упомянута как государственная должность РФ. Однако п.4 ст.10 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» закрепляет, что правовое положение (статус) федерального государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. ФЗ «О Центральном банке (Банке России)» в ст. ст.88-92 устанавливает, что, во-первых, условия найма, увольнения, оплаты труда , служебные обязанности и права, система дисциплинарных взысканий определяются Советом директоров в соответствии с федеральными законами. Во-вторых, Совет директоров создает пенсионный фонд для дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России, а также организует страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России. В-третьих, ФЗ закрепляет ряд ограничений по службе для служащих Банка России, занимающих должности, перечень которых утвержден Советом директоров. Таким образом, служащие Банка России обладают особым правовым статусом во многом сходным со статусом государственных служащих.

Рассмотренные признаки в своей совокупности и органической взаимосвязи раскрывают понятие органа государственной власти. Центральный банк РФ обладает этими признаками. Это позволяет говорить о Банке России как об органе государственной власти.

Ряд авторов (,)9 делают вывод о том, что Центральный банк РФ является органом государственной власти на основе анализа ст. 75 Конституции РФ. Ученые пишут, что ст. 75 Конституции говорит, что свою основную функцию - защита и обеспечение устойчивости рубля - Центральный банк РФ осуществляет независимо от других органов государственной власти. Ключевым словом в этой правовой норме является слово «других». Конституция Российской Федерации прямо указывает здесь, что Центральный банк Российской Федерации яв­ляется одним из существующих органов государст­венной власти и осуществляет свою основную функцию независимо от других органов. Если бы в этой статье Конституции Российской Федерации не было слова «других» и норма была бы в следующем виде: «независимо от органов государственной власти», то это открывало бы возможность для вывода, что Центральный банк Российской Федерации не явля­ется органом государственной власти.

Таким образом, Банком России следует считать орган государственной власти, наделенный специальной компетенцией (исклю­чительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения), осуществляющий управление банковской и денежно-кредитной системами и обладающий независимостью от других органов государственной власти.

Если Центральный банк РФ - орган государственной власти, то представляется необходимым также рассмотреть вопрос о принадлежности Центрального банка РФ к одной из существующих ветвей власти. К сожалению, в Конституции ничего не сказано на этот счет.

Точка зрения о том, что Центральный банк Россий­ской Федерации относится к числу органов исполнительной власти, имеет право на существование. Сторонники данной позиции говорят, что Банк России осуществляет исполнительную по своей сути власть в банковской сфере. Нормативные акты ЦБ РФ носят подзаконный характер, как и акты органов исполнительной власти. В данном свете интересной представляется позиция, который пишет: «В отношении правового статуса Банка России мнения специалистов разделились. Некоторые называют его органом государственного управления, что, на наш взгляд, неправильно. С принятием в 1993 г. Конституции РФ термин «орган государственного управления» потерял юридическое значение. Этот термин применялся до 1993 г. Но в то время различались «органы государственной власти» и «органы государственного управления». Теперь он не используется в законодательстве по той причине, что организация государственной власти основывается на принципе разделения властей. Поэтому единственным объектом дискуссии может стать вопрос о том, а не является ли Банк России органом исполнительной власти? Но таковым он не является, поскольку не входит в систему исполнительной власти. В новом Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» это стало очевидным. Взять хотя бы то, что в ст. 19 Закона сказано, что члены Совета директоров не могут быть государственными служащими, а также членами Правительства РФ».10

Отнести ЦБ РФ к другой ветви власти будет тем более неверно, и это настолько очевидно, что не нуждается в дока­зательстве.

Таким образом, некоторые исследователи (например,) приходят к выводу о существовании еще одной ветви власти - денежной власти. 11 Авторы пишут: «…выделение Центрального банка в качестве самостоятельной, четвертой ветви власти - это объективно назревшая потребность, естественный и неизбежный путь развития государства как публично-правового феномена. …Центральный банк РФ является федеральным органом государственной власти, не входит в систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти и осуществляет свои функции независимо от них».12 Но тогда на том же основании можно говорить о существовании отдельной ветви власти Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - избира­тельной власти или даже ветви власти Счетной па­латы Российской Федерации - контрольной власти, что, конечно же, не вписывается в существующее российское конституционное право. В Конституции Российской Федерации в ст. 10 сказано, что: «Государственная власть в Рос­сийской Федерации осуществляется на основе раз­деления на законодательную, исполнительную и судебную». Это дает нам основание говорить о том, что существуют только три ветви власти. В Конституции нет никаких указаний на то, что могут существовать иные ветви государствен­ной власти. Подтверждение этому выводу мы нахо­дим также в п. «г» ст. 71, где сказано только о законодательной, исполнительной и судебной власти. Все это делает невозможными любые предположения о существовании денежной или любой иной четвертой ветви власти.

Наиболее правильной представляется точка зрения о том, что Центральной банк Российской Федерации обладает особым статутом и не входит ни в одну из ветвей власти, как некоторые федеральные органы. При этом в юридической литературе не исключается возможность существования такого рода органов. Так, и 13 высказывают такую возможность применительно к органам прокуратуры, которые представляют особую группу государственных органов, не относящихся ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной ветви власти.

То, что Централь­ный банк РФ выведен за рамки трех ветвей власти говорит и Конституция РФ, закрепляя, что основную функцию Центральный банк РФ осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время Центральный банк РФ следует считать органом государственной власти, который наделен специальной компетенцией (исклю­чительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения), осуществляет управление банковской и денежно-кредитной системами и обладает независимостью от других органов государственной власти.

___________________

1. Ефимова раз о юридической личности Банка России // Бизнес и банки.1999. №3. С. 4-5.

2. Ефимова право. М.: БЕК. 1994.

3. Тосунян управление в области финансов и кредита в России. М.: Дело. 1997. С. 131.

4. Глазьев С., Диянский А. ЦБ России: цена «независимости» // Рос. Экономический журнал. 2001. №5-6. С. 3-8.

5. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. , . М.: Юристъ. 2001. С. 95-96.

6. ФЗ от 01.01.01 «О системе государственной службы РФ» / Справочная правовая система «Консультант Плюс: Версия Проф».

7. Указ Президента РФ от 01.01.01 «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» / Справочная правовая система «Консультант Плюс: Версия Проф».

8. Указ Президента РФ от 01.01.01 «О государственных должностях Российской Федерации» / Справочная правовая система «Консультант Плюс: Версия Проф».

9. Маслов -правовой статус Банка России (точка зрения) // Деньги и кредит. 2001. №12. С. 53.; Гейвандов Центральный банк нужен РФ // Государство и право.1999. №8. С. 14-15.

10. Братко основных положений Федерального закона о Центральном банке // Бизнес и банки. 2003. №42. С. 1.

11. , Викулин право Российской Федерации. М.: Бек. 2000. С. 129.

12. , К вопросу о статусе Банка России // Деньги и кредит. 1998. №9. С. 9-16.

13. , Кутафин право России. М.: Юристъ. 1999. С. 310.

Уже больше четверти века Центральный Банк России выполняет важнейшую миссию банка первого уровня. То есть лишь он в нашей стране обладает правом проводить денежную эмиссию. К другим ключевым функциям Центробанка относят также защиту рубля и сохранение его устойчивости как нацвалюты. Банк России, являясь координатором и регулятором большой кредитной системы РФ, выступает органом макрофинансового менеджмента. Центробанк России устанавливает незыблемые правила для кредитных организаций, может давать и отбирать лицензии на официальную банковскую деятельность.

Как появился ЦБ РФ и кто его учредил

Центральный Банк России возник 13 июля 1990 года – это можно назвать следствием модернизации Российского республиканского банка Госбанка СССР. Учреждение сравнительно новой структуры (причём изначально её именовали государственным банком РСФСР) произошло по приказу Верховного Совета РСФСР. И этот госорган вполне актуально записать в учредители Центрального Банка России. В начале лета 1991 года приняли Устав госбанка РСФСР, и в нём чётко и недвусмысленно была прописана подотчётность Верховному Совету. Ещё спустя некоторое время банк стал безальтернативным в РСФСР органом денежно-кредитной и валютной регуляции. Именно на него в стопроцентном объёме возложили полномочия Госбанка Советского Союза по эмиссии и установке рублёвого курса.

Примерно тогда же под предводительством данного банка путём коммерциализации казённых спецбанков создают в РФ обширный перечень частных финансовых организаций. В потоке глобальных преобразований в декабре 1991 года Госбанк Советского Союза подвергся процедуре упразднения. Всё его имущество и активы, находившиеся на огромной территории РСФСР, без остатка были переданы республиканскому госбанку. А чуть позднее, уже в 1992 году, его решено назвать Центральным банком России.

Центробанк – структура с независимым статусом на службе государственных интересов

Формально это юрлицо с неопределённой организационно-правовой формой. Точнее, ЦБ РФ обладает уникальной организационной формой, несводимой к указанным в гражданских кодексах вариантам. И юридической наукой это, безусловно, должно квалифицироваться как «правовой пробел», который допущен законотворцами сознательно. В любом случае очевидно, что Центробанк - это не АО, поэтому вопросы про список акционеров Центрального Банка России, некорректны. Акционеры ЦБ РФ – несуществующее, мифическое явление. Зато сам Центробанк вправе стать акционером прочих организаций. И на нынешний момент в его распоряжении, например, находится 52,3 процента акций Сбербанка.

Центробанк не принадлежит ни одной из трёх ветвей власти, не зависит от них, но подотчётен Федеральному собранию. Независимость ЦБ, как и любого иного нацбанка, – это системообразующее свойство, которое характеризует весь комплекс отношений, связанных так или иначе с деятельностью этого финансового учреждения. Положение о независимости закреплено в 75-ой статье Конституции и конкретизируется в соответствующем ФЗ. Уже сам факт наличия подобной статьи в основном законе свидетельствует, что без этого органа нормальное функционирование государства невозможно.

В рунете сейчас можно встретить немало конспирологических теорий, которые якобы раскрывают шокирующую правду о том, кто владелец Центрального банка России в реальности. К примеру, согласно одной из таких теорий, истинный хозяин ЦБ РФ – это Федеральная Резервная Система Соединённых Штатов (и олигархические кланы, будто бы контролирующие её). Сторонники подобных версий, например, ссылаются на то, что сведения, выдаваемые реестром налоговой службы по запросам о Центробанке РФ не содержат данных о его учредителях (акционерах, участниках) и так называемом уставном капитале.

Однако серьёзные экономисты объявляют конспирологические теории несостоятельными. В своём большинстве они с уверенностью говорят, что ЦБ РФ является структурой, подконтрольной Российскому государству. Достаточных оснований считать Центробанк неким частным владением или организацией, зависимой от «мирового правительства», попросту нет.

Особенности функционирования ЦБ РФ

Центробанк РФ – это очень крупная организация, состоящая из более чем 40 структурных подразделений. А число работников ЦБ РФ, по данным на январь 2017 года превышало 53 тысяч. Центробанк России, действуя по правилам самоокупаемости и самостоятельного финансирования, выполняет от лица Российского государства роль собственника золотвалютных резервов (ЗВР) нашей страны и всех денежных средств федерального бюджета. Прибыль Центробанк получает от операций с этим имуществом, а точнее говоря, от каждой такой операции организация берёт свою комиссию.

Как уже сказано выше, главнейшей функцией Центробанка является эмиссия наличных. Но средства, полученные от эмиссии, в доходы ЦБ РФ не засчитываются. Таким образом, Центробанк России изготавливает рублёвые купюры под казначейские векселя или гособлигации за свой счёт. А ведь процесс печати денег довольно затратный – здесь нужно платить за бумагу, за краску, за электричество, за труд печатников и т. п.

К тому же Центробанк обязан и отдавать определённую долю своей суммарной прибыли в доходы бюджета. И в последние три - четыре года эта доля постепенно увеличивается. До октября 2014 года Центробанк отдавал 50% от прибыли, затем, по указу президента, эта цифра увеличилась до 75%. В 2015 году норматив в 75% был сохранён, однако дополнительно Центробанк обязали ещё и передать 15% Внешэкономбанку – это было обусловлено необходимостью укрепления экономической стабильности. А осенью 2015 года в силу вступил закон, который предусматривал перечисление Центробанком России 90% годовой прибыли в госбюджет.

Банк России отправляет в Госдуму ежегодно свой баланс и отчёты об убытках и доходах. Дума обязана рассмотреть эти документы до 1 июля года, следующего за отчётным, и принять в связи с этим определённые решения. Вдобавок к этому отчёты ЦБ РФ должны быть опубликованы для широкой общественности не позже 15 июля года, следующего за отчётным.

Почему именно Центробанк распоряжается золотовалютными резервами

Тот факт, что Центробанк распоряжается золотвалютными резервами страны, не должен вызывать каких-либо кривотолков. В этом нет абсолютно ничего страшного и ненормального. Истинное положение вещей таково, что вся эта собственность в любом случае является федеральной, и это чётко указано во многих официальных документах. Просто государство делегировало право распоряжаться ЗВР и иными ценностями в пользу Центробанка. Или, говоря иначе, выписала ему генеральный карт-бланш на использование, владение и свободное распоряжение вышеобозначенным имуществом.

Такой карт-бланш мог бы быть выдан и, например, правительству РФ. Впрочем, нельзя забывать, что правительство имеет и много иных обязанностей, а его члены не очень хорошо разбираются в денежной политике (по крайней мере, в сравнении с экспертами Центробанка). Исполнительная власть гипотетически может пошатнуть стабильность нацвалюты, разменяв всё это на сиюминутные политические интересы и краткосрочные выгоды. А значит отдать важнейшие стратегические вопросы, касающиеся экономики, на откуп более-менее независимой по статусу и по факту структуре выглядит вполне логичным решением.

Другой важный довод в пользу такого решения состоит в следующем: при отдаче полномочий Центробанка правительству сильно возрастают юридические риски на международной арене. Сейчас в США, Англии и ещё ряде юрисдикций Старого Света средства центральных банков стран защищены иммунитетом от мер принудительного характера, которые могут назначить по итогам судебных разбирательств. Данный иммунитет усиливает и ещё одно значимое разграничение, прописанное в российских нормативных документах: государство никак не отвечает по обязательствам Центробанка, а Банк не несёт ответственности по обязательствам государственных структур . Если же указанные резервы будут принадлежать правительству, то этот судебный иммунитет будет утрачен.

Кому принадлежит ЦБ РФ и кто им управляет

Важное значение в ЦБ РФ с самого его основания имеет фигура председателя. В разные периоды эту высокую должность занимали разные люди. Среди них Георгий Матюхин (с 1990 по 1992), Виктор Геращенко (с 1992 по 1994 и с 1998 по 2002), Сергей Дубинин (с 1995 по 1998), Сергей Игнатьев (с 2003 по 2013) . А в 2013 году председателем Центробанка РФ стала Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, и она работает на этой должности до сих пор. Кроме того, большое влияние на всю деятельность Центробанка оказывают Совет директоров ЦБ РФ и Национальный финансовый совет (НФС) – коллегиальные органы со значительными реальными полномочиями.

Эльвира Сахипзадовна Набиуллин

НФС традиционно включает в себя 12 человек. Два представителя делегируются из Совфеда, трое направляются Госдумой, трое - Президентом РФ, ещё трое - федеральным правительством. Вдобавок к этому в состав НФС входит и нынешний председатель Центробанка. Функции этого органа подробно прописаны в Федеральном Законе. Среди прочего, к числу этих функций относится:

  • рассмотрение отчётов Центробанка;
  • утверждение расходов и прибыли Банка России на будущий годовой период;
  • утверждение документов о каких-либо дополнительных расходах;
  • рассмотрение проблем усовершенствования банковской системы РФ;
  • определение ключевых направлений денежной госполитики;
  • рассмотрение вопросов, которые так или иначе связаны с вхождением Центробанка России в капиталы иных юрлиц;
  • представление кандидатуры аудитора ЦБ.

Что касается Совета директоров ЦБ РФ, то он состоит из пятнадцати членов (включая председателя) . Все они ведут свою деятельность на постоянной систематической основе, а участие в процедуре назначения членов Совета принимают, помимо непосредственно председателя Центрального банка, Президент и Госдума. Этот Совет находится в достаточно плотной связке с Национальным финансовым советом, упомянутым выше, и решает целый спектр вопросов в рамках имеющихся полномочий Центробанка:

  • о повышении или снижении ставок;
  • о выходе новых по дизайну купюр и изъятии из хождения старых;
  • об определении операционных лимитов на открытом рынке;
  • о правилах формирования резервов организациями, ведущими финансовую деятельность;
  • о компенсациях по депозитам физлиц в банках, оформивших банкротство и не застраховавших вклады пользователей.

Совет директоров регулирует и внутренние рабочие процессы: занимается определением заработной платы работников Центробанка России (в частности, устанавливают зарплату и для себя самих), утверждением общей структуры ЦБ РФ, назначением руководства подразделений и т. п.