Здание двенадцати коллегий кратко. Здание двенадцати коллегий и его окружение. Знаменитые университетские дворики

100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович

Здание Двенадцати коллегий

Здание Двенадцати коллегий

Среди многочисленных и уникальных зданий на Университетской набережной Васильевского острова это красно-белое здание невольно заставляет обратить на себя внимание. И сначала даже не очень понятно чем. И только сделав пару шагов влево или вправо, понимаешь: здание обращено к набережной торцом. А двенадцать совершенно одинаковых зданий под отдельными высокими крышами, соединённые только торцевыми стенами, почти на полкилометра уходят вглубь.

Кстати, это единственное здание, которое обращено к Университетской набережной торцом и вытянуто вдоль Менделеевской линии. Существует легенда, что изначально его планировалось построить вдоль набережной, как и большинство других зданий того времени. Но вышло так, что руководить строительством было поручено Александру Меншикову. Пётр I же неосторожно пообещал своему ближайшему сподвижнику, что на участке земли, который останется между готовым зданием и 1-й линией, тот сможет построить свой собственный особняк. Тогда-то Меншиков и распорядился, чтобы здание Двенадцати коллегий выходило на набережную своей самой узкой стеной, чтобы между ним и 1-й линией осталось как можно больше места. Когда строительство было завершено, Пётр I приехал на Васильевский остров принимать работу своего фаворита. Возмущению его не было предела. Меншиков оправдывался, уверяя Петра, что он «неправильно понял» его распоряжения, но от праведного царского гнева это его не спасло. Говорят, что Пётр I прогнал любимчика по всем коридорам и лестницам здания, ударяя его по спине своей тростью. Правда, построить на Васильевском острове дворец он Меншикову все-таки разрешил, но места для этого выделил гораздо меньше, чем тот пытался заполучить.

Университет. XIX в.

На самом деле здание Двенадцати коллегий начало строиться по проекту архитектора Доменико Трезини в 1722 году. Доменико Трезини был приглашён на работу в Петербург почти с первых дней основания города. Он строил форт Кроншлот, Петропавловскую крепость. Трезини был не просто архитектором при Канцелярии городовых дел, а фактически правой рукой царя по всем строительным делам в Петербурге. Поэтому Пётр I и поручал ему самые ответственные работы.

Коллегии – это, по сути, новые российские министерства, которые должны были, по замыслу Петра I, заменить существовавшие до того приказы. Кроме 10 петровских коллегий-министерств, здесь размещались Сенат и Синод. По своей сути, Сенат был призван заменить уничтоженную Петром Боярскую думу. Первоначально рассматривался как временный орган.

Место на Васильевском острове было выбрано не случайно. Задумывая строительство новой российской столицы – регулярного морского города европейского типа, – Пётр I предполагал именно на Васильевском острове создать административный, культурный и торговый центр будущего мегаполиса.

Разрабатывая проект планировки Васильевского острова, утвержденный в 1716 году, Доменико Трезини использовал трассу большой просеки (ныне Большого проспекта) как главную планировочную ось прямоугольной сети улиц-каналов и пересекающих их проспектов. Проект «идеального города» на манер Венеции не получил реального воплощения, но оказал большое влияние на дальнейшее развитие как острова, так и некоторых районов Петербурга. В петровские времена в восточной части Васильевского острова планировалось прорыть несколько каналов, как в Венеции. Этот проект так и остался нереализованным, но улицы в этом месте до сих пор носят названия «линии», напоминая, что когда-то они были набережными каналов.

Дом Двенадцати коллегий должен был, по замыслу архитектора, нести и смысловую нагрузку. Ведь высшие учреждения страны призваны действовать согласованно, в нерушимом единстве. И это нерушимое единство должны быть зримо. Потому-то дома их должны стоять, плотно прижавшись друг к другу, как братья-близнецы, плечом к плечу.

У каждого здания свой парадный вход. Своя крыша. Высокая, четырёхскатная с переломом. Типичная для первой четверти XVIII столетия.

Первый этаж здания – галерея, где вместо колонн массивные рустованные пилоны – широкие прямоугольные столбы. Крайние – чуть шире остальных, и в них – ниши для статуй. Второй и третий этажи гладкие. Лишь пилястры между окнами. По углам пилястры сдвоены. Они выполняют роль строгой рамы зрительных границ архитектурного произведения.

Каждое здание на одиннадцать осей – протяжённостью в одиннадцать окон. Центральная часть в три окна чуть выступает вперед. Это ризалит. Кажется, что неведомая сила, стремясь подчеркнуть парадность входа, выталкивает его. Это «выталкивание», «движение» стены вперёд, а порой и назад от главной линии фасада – один из определяющих признаков стиля барокко. В первой половине XVIII века архитекторы, работавшие в России, очень часто использовали этот приём.

Вход в каждую коллегию в центре здания. Над ним нависает балкон второго этажа с изящной кованой решеткой. А на крыше, над ризалитом, – нарядный фронтон. У фронтона криволинейные очертания, как требовал стиль барокко. Середину фронтона украшает лепное изображение эмблемы коллегии. А на скатах возлегают высеченные из белого камня мифологические фигуры.

Невиданная до тех пор длина постройки, завораживающий ритм ризалитов и фронтонов, пилястр и пилонов, насыщенное отношение красного цвета с белым – всё придавало Двенадцати коллегиям внушительный, торжественный вид. И, конечно, такое здание изумляло современников. Внутри все двенадцать зданий связаны единым сквозным коридором со стороны двора (самый длинный коридор в городе – свыше 400 метров).

Строительство здания растянулось на долгие годы, с 1722 по 1742 год. В 1734 году зодчий скончался.

С 1819 года в помещении четырех из двенадцати коллегий расположился Университет. С 1835 года императорский С.-Петербургский университет занял весь комплекс зданий. Тогда же здание было частично перестроено по проекту архитектора А.Ф. Щедрина. Застеклена открытая аркада, в результате чего появился знаменитый университетский коридор, вдоль главного фасада разбит сад, в центральной части здания сооружены парадная лестница и белоколонный актовый зал.

Ныне дом Двенадцати коллегий – это главный корпус Санкт-Петербургского государственного университета. В здании расположен музей истории университета. От XVIII века до наших дней в здании сохранился только Сенатский (Петровский) зал с живописным плафоном и семью панно.

Рядом с домом Двенадцати коллегий, на Университетской набережной, находится дворец Петра II. Ныне в нём расположены филологический и восточный факультеты университета. Это здание входило в ансамбль застройки набережной. Дворец был заложен в 1727 году на территории Меншиковской усадьбы. Со смертью Петра II строительство дворца прекратилось, и он был закончен лишь в 1759–1761 годах. Протяженный фасад сооружения скромно декорирован в характере раннего барокко. Три дворовых корпуса, образующих вместе с дворцом замкнутое каре, ограничивают обширный внутренний двор. В конце XIX века в этом здании был историко-филологический институт.

Из книги Ленин - Сталин. Технология невозможного автора Прудникова Елена Анатольевна

Приложение 8 ПРОТОКОЛЫ ЗАСЕДАНИЙ КОЛЛЕГИЙ ЦАРИЦЫНСКОЙ ЧК 1. Протокол заседания Коллегии Отдела по борьбе с контрреволюцией Царицынской Губернской Чрезвычайной Комиссии1 ноября 1918 годаПрисутствовали:Заведующий Отделом по борьбе с контрреволюцией т. И. Локатош.Член

Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим Николаевич

Одна из двенадцати Впервые ее имя встречается в трудах древнегреческого философа Гераклита. После него об одной из самых знаменитых прорицательниц, Сивилле, писали римляне Плутарх и Овидий, Цицерон и Вергилий. Даже спустя много веков ее изображения появлялись в

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

Законы двенадцати таблиц Со временем и патриции, и плебеи устали от непрестанной вражды. Поняв, что закон Терентилия никогда не будет одобрен сенатом, народные трибуны повели дело мягче: они предложили избрать законодателей из числа как патрициев, так и плебеев, с тем

автора Белов Александр Иванович

Конь о двенадцати головах Похожий сюжет мы часто встречаем и в русских сказках. Так, небесный конь привозит Ивана-царевича в солнцево царство и спускает его в преисподнюю. При этом конь мыслится как дарователь всяческих благ, счастья, здоровья, богатства, удачи. Конь как

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Огненный змей о двенадцати головах В русских сказках имеется персонаж – великан Усыня. Он стоит наравне с такими персонажами-великанами, как Горыня, Дубыня. Предполагается, что Горыня связан с горами, Дубыня – с дубами, а Усыня – то ли с длинными усами, то ли с водами реки,

автора

Патриаршие палаты с церковью Двенадцати Апостолов Огромное трёхэтажное здание замкнуло с северной стороны ансамбль Соборной площади. Это Патриаршие палаты. Редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века.В отличие от дворцовых

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

МГУ, старое здание на Моховой Так получилось, что при словах Московский университет или МГУ большинство людей вспоминают знаменитую высотку на Воробьёвых горах. Хотя старое и не менее знаменитое здание университета до сих пор стоит на Моховой улице и в нём до сих пор

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Здание Опекунского совета на Солянке Это здание в стиле ампир с момента окончания строительства называли украшением улицы Солянки, а затем и всего этого исторического района города. Улица Солянка расположена на месте древней дороги из Кремля во Владимир, Суздаль,

Из книги Цивилизация Этрусков автора Тюийе Жан-Поль

СПИСОК ДВЕНАДЦАТИ Но что же за двенадцать городов? Насколько согласованно и часто письменные источники твердят об их количестве, настолько же молчаливы они при названии самих этих городов: и при подсчетах можно догадаться, что претендентов в этот список больше, чем

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

УЧРЕЖДЕНИЕ СЕНАТА И КОЛЛЕГИЙ В РОССИИ Слова «первый» и «новый» постоянно мелькают практически в любом рассказе о царствовании Петра I. По окончании Северной войны (1721) Петр первым из правителей России принял титул императора. При нем стала выходить первая русская газета

Из книги Петербургские женщины XVIII века автора

Здание Автором проекта перестройки дома являлся друг Державина, Николай Александрович Львов, выдающийся архитектор XVIII–XIX веков. Дом был двухэтажным, вытянутым вдоль набережной Фонтанки. Львов значительно расширил главный корпус, распланировал симметричные «кухонный»

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Здание типографии и издательства газеты «Правда» Современный адрес - Исполкомскаяул., 12/Херсонская ул. 12.Здание построено в 1933–1934 годах по проекту архитектора Д.П. Бурышкина на пересечении Исполкомской и Херсонской улиц.«Правда» как одна из важнейших советских газет

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 38. Описание полукружия, двенадцати колонн и урн Напротив этих ворот стоит главный предмет всего полукруга (алтарь), восходящий до самой высоты базилики. Он, по числу двенадцати Апостолов Спасителя, увенчан двенадцатью колоннами, которых вершины украшены огромными,

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Учение двенадцати апостолов («Дидахе») «I1 Есть два пути: один – жизни и один – смерти, но между обоими путями большое различие (Втор. 30:15; Иер. 21:8). 2 Путь жизни таков: во-первых, ты должен любить Бога, создавшего тебя (Втор. 6:5; Сир. 7:32), во-вторых, – ближнего своего, как себя

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Здание Двенадцати коллегий - одно из первых сооружений на стрелке Васильевского острова. Его строительство началось в 1722 году. Здание предназначалось для размещения высших органов государственного управления - Сената и коллегий, по указу Петра I сменивших «приказы». Первоначально Сенат и коллегии размещались на Петербургской стороне - первом административном центре Санкт-Петербурга - в мазанковом строении, сооруженном по проекту Д. Трезини. Здание представляло собой двенадцать двухэтажных корпусов, вытянутых по одной линии и объединенных общей крышей, по типу выстроенных в одну линию зданий Приказов в Москве. По такому же принципу архитектором было предложено соорудить и каменное здание Коллегий на Васильевском острове, куда уже в 1715 году переместился административный центр города. Нижний этаж здания возводился по проекту Трезини. Верхние этажи возводились по переработанному варианту архитектора Швертфегера. Строительство здания, как мы уже говорили, началось в 1722 году, и было приостановлено в кратковременное правление императора Петра II, когда столица России была перенесена из Санкт-Петербурга в Москву. Но в 1732 году при Анне Иоанновне работы по возведению здания были возобновлены.
Расположение здания несколько необычно для Петербурга - оно повернуто к Неве - главной магистрали города, не лицом, а торцом. Это объясняется тем, что в то время главной площадью города мыслилась формировавшаяся тогда Коллежская площадь. Предполагалось, что она будет раскрыта к Петропавловской крепости, а с противоположной стороны ее и должно было ограничить здание Двенадцати коллегий. Хотя на этот счет есть и анекдотическое объяснение. Говорят, что, уезжая, Петр поручил своему ближайшему сподвижнику А. Д. Меншикову продолжить линию застройки левого берега Невы зданием Двенадцати коллегий. А часть острова, лежащую за ним, щедро отдал Меншикову в награду за труды. Ловкий по части перекачки государственных денег в свой карман Меншиков посчитал, что если он поставит здание не лицом, а торцом к Неве, то земли ему достанется больше. Так он и сделал. Петр, вернувшись из поездки по своим обширным владениям, был немало удивлен таким самочинием. Без лишних слов он схватил самочинника за шиворот и протащил вдоль всего здания перед собравшейся публикой, нещадно колотя его своей дубинкой. Гнев царя скоро прошел, Меншиков (в который уже раз) отлежался, а здание Двенадцати коллегий так и стоит, как поставлено было. Но это всего лишь анекдот.
Коллежская площадь так и не стала главной площадью города, так как после смерти Петра I центр города был перенесен на левый берег Невы, а впоследствии ее территория была застроена. Теперь на месте площади стоит Клинический повивальный институт. Менделеевская линия появилась на месте некогда прорытого, а потом засыпанного канала, который проходил вдоль здания Двенадцати коллегий к старому Гостиному двору, располагавшемуся на месте нынешней Библиотеки Академии наук.
Трехэтажное каменное здание протянулось на 400 метров в длину. И представляет собой двенадцать плотно
примыкающих друг к другу корпусов. Первоначально через первый этаж главного фасада проходила открытая сквозная галерея с обработанными рустом пилонами. В нишах пилонов были установлены статуи. Пилоны очерчивали границы корпусов, центральная часть каждого из которых была выделена ризалитом. Над ризалитами высились декоративные фронтоны с эмблемой коллегии в центре и скульптурами по бокам. Вдоль всего фасада тянулись балконы с ажурными коваными решетками. Решетки были украшены медальонами и гербом. Каждый корпус имел свой отдельный вход с высоким крыльцом. Внутреннее пространство ризалитов занимали двусветные залы, расположенные на уровне второго и третьего этажей. Из залов были устроены выходы на балкон.
Оформление западного фасада гораздо скромнее. Вдоль фасада проходила двухъярусная открытая галерея. А между пилонами второго этажа был сделан каменный парапет. Окраска здания была двуцветной. На оранжево-красном фоне стен эффектно выделялся архитектурный декор белого цвета. Судить об отделке интерьеров мы можем только по дошедшей до наших дней богатой отделке Петровского зала Сенатского корпуса. Здесь сохранились скульптурные украшения стен и потолка, исполненные в 1736 году по проекту мастера Игнацио Росси. Живописные плафон и вставки, расположенные в верхней части стен, чрезвычайно оживляют убранство зала. Немалую роль в декоративном убранстве зала играют и два угловых камина, имеющих скульптурную отделку.
Вид здания со временем менялся: было убрано барочное убранство главного фасада, на втором этаже появились своды, исчезли статуи из ниш, у входов в корпуса появились пушки из гранита. Но в целом здание сохранялось и выполняло свои функции до начала XIX века, когда для Сената и Синода были построены великолепные здания на левом берегу Невы. Освободившиеся помещения были отданы Главному Педагогическому институту, на базе которого в 1819 году был создан Петербургский университет. Вскоре здание было целиком передано
Университету, что потребовало определенных переделок. Эта работа была проведена в 1834-1838 годах академиком архитектуры А. Ф. Щедриным. Во время этой перестройки в центральной части здания в 1837 году была устроена и освящена церковь святых апостолов Петра и Павла. Тогда же появился нынешний Актовый зал, украшенный хорами и колоннами из искусственного белого мрамора. На втором этаже была застеклена через все здание проходящая четырехсотметровая галерея, оформление которой вызывает неизменное восхищение. Поражало все: и высокие венецианские окна, и обилие света, простор, и мебель, изготовленная по рисункам А. Ф. Щедрина. На участке земли вдоль лицевого фасада здания в 1836 году был разбит сад, который отделялся от улицы чугунной решеткой на пудожском камне. 25 марта 1838 года состоялось торжественное открытие Санкт-Петербургского университета.
С университетом связаны имена самых выдающихся русских ученых. Здесь учились и преподавали А. М. Бутлеров, И. М. Сеченов, А. С. Попов, П. Ф. Лесгафт и, конечно же, Д. И. Менделеев, который жил здесь и работал с 1866 по 1890 год. В здании бережно сохраняется его мемориальный музей-архив. В 1923 году улицу, проходящую вдоль здания, назвали Менделеевской линией.
Здание Двенадцати коллегий до сих пор является главным зданием Петербургского университета.

Здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле петровского барокко, построенное в 1722-1742 годах по проекту Доменико Трезини для размещения петровских коллегий. С 1819 года в здании располагается Санкт-Петербургский государственный университет, также в нем находится музей-архив Д. И. Менделеева.

Строительство здания Двенадцати коллегий было вызвано желанием Петра I перенести на Васильевский остров все административные учреждения Санкт-Петербурга. Проект здания в 1722 году подготовил Доменико Трезини при участии Теодора Швертфегера (верхние этажи), но завершать строительство пришлось уже архитекторам Джузеппе Трезини и Михаилу Земцову. Первое заседание коллегии в здании прошло в 1732 году, но полностью все работы были окончены только в 1742 году.

Здание состоит из двенадцати идентичных самостоятельных трехэтажных секций (каждая с отдельным входом) и пристроенной с западной стороны двухэтажной галереи во всю длину строения. Общая длина здания — 400 метров, а его сквозной коридор считается самым длинным в городе. Дом расположен торцом к Неве, поскольку предполагалось, что фасад будет обращен на главную площадь на острове — Коллежскую (позже застроенную). В качестве украшений корпусов-секций здания Двенадцати коллегий были использованы выступающие ризалиты, фигурные наличники, лопатки и аттик с лепкой.

Оригинальная внутренняя отделка здания в наши дни сохранилась только в Петровском зале — здесь можно увидеть скульптуру, плафон и живописные вставки в верхней части стен, два угловых камина со скульптурной отделкой, сохранившиеся с XVIII века.

В XVIII веке в здании Двенадцати коллегий размещались высшие органы государственного управления Российской империи: коллегии, Сенат и Синод. После расформирования коллегий, в 1804 году, в здание въехал Педагогический институт, а в 1835 году его передали Санкт-Петербургскому университету, этот вуз находится здесь и сейчас.

В здании Двенадцати коллегий снимались некоторые сцены известного кинофильма Георгия Данелия «Осенний марафон».

Здание Двенадцати коллегий включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение здания Двенадцати коллегий будет интересно туристам, интересующимся архитектурой первой половины XVIII века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — , зданиями

Здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге – один из важнейших архитектурных памятников 18 века, построенных в стиле петровского барокко. План огромного комплекса разработал Д. Трезини.

Согласно проекту, комплекс должен был состоять из двенадцати зданий, соединенных флигелями и переходами. В домах предполагалось разместить высшие госучреждения.

Строительство началось в 1722 году, но работы часто прерывались из-за наводнений. Основной корпус был сооружен в 1732 году. Это был огромный трехэтажный дом из дорогостоящего камня длиной в 392 м., высотой – в 15 м. Комплекс был окрашен в красно-белые тона.

Для украшения здания Двенадцати коллегий Трезини использовал пилоны, статуи, балконы с резными решетками. Все корпуса архитектор оснастил отдельными входами.

До нашего времени в почти неизменном виде дошел Петровский зал. Он богато украшен барельефами, статуями, фресками и картинами. В этом зале, вплоть до переезда в роскошное здание на Галерной улице, заседал Сенат.

К 1829 году большинство министерств были переведены в другие здания. Царь Николай I распорядился передать комплекс Петербургскому университету. На переоборудование здания Двенадцати коллегий под нужны образовательного учреждения власти выделили 0,6 млн. рублей. К 1835 году архитектор А. Щедрин завершил основные работы.

Особый восторг у современников вызвала созданная Щедриным галерея, тянущаяся по всей протяженности второго этажа. Огромный зал с венецианскими окнами, классическим паркетом и изящной меблировкой до сих пор поражает своей красотой. В 1836 году рядом со зданием был разбит великолепный сад, в котором студенты могли отдыхать после занятий. Со стороны улицы сад обнесли массивной решеткой.

В наше время здание Двенадцати коллегий – учебный комплекс СПбГУ с одной из крупнейших в России научно-технических библиотек. Дом входит в перечень особо охраняемых культурных объектов России.

В петровскую эпоху российская система управления с ее архаичными «приказами» – органами центрального и местного управления – была окончательно признана устаревшей. На смену бессчетному числу приказов, именовавшихся также палатами и зачастую дублировавших функции друг друга, сея хаос в государственном управлении, пришли 12 коллегий.

Разработку проекта целого квартала управленческих зданий на Васильевском острове император поручил архитектору Доменико Трезини еще в 1716 году. Через два года, приняв решение об упразднении приказов, Петр распорядился о том, дабы проект дополнили протяженным зданием, состоящим из 12 корпусов.

Строительство началось в 1721 году. Первый ярус был возведен под руководством Трезини, вторые же и третьи этажи достраивались архитектором Теодором Швертфегером.

Здание по изначальному замыслу должно было стать частью ансамбля Коллежской площади, которая задумывалась Петром как главная составляющая центра города. Из-за этого 12 коллегий имеют такое странное, казалось бы, ничем не оправданное расположение – на набережную смотрит не фасад здания, а его торец. Объясняется этот факт довольно просто: после смерти основателя Петербурга центр столицы переместился с Васильевского острова на Адмиралтейский, а пространство Коллежской площади полностью застроили.

12 коллегий возводились довольно долго: строительство завершили лишь в 1742 году, уже после смерти Доменико Трезини. Здание достраивали архитекторы Михаил Земцов и Джузеппе Трезини, которому, кстати, пришлось исправлять грубые проектные ошибки своего старшего родственника, не учетшего особенностей петербургского климата.

Петровские коллегии просуществовали до начала XIX века, а после их упразднения здание передали сначала Педагогическому институту, а позднее – Санкт-Петербургскому университету, главным корпусом которого оно и является до сих пор.

Существует народное объяснение «торцевого» расположения 12 коллегий относительно Невы, правда, оно, скорее, напоминает исторический анекдот. Будучи в отъезде, Петр, якобы, поручил контроль строительства здания Меншикову, распорядившись о том, чтоб оно примыкало к Кунсткамере. Землю западнее новой постройки император пообещал передать в личное пользование самому Александру Даниловичу. Меншиков же, известный своей природной вороватостью, попытался выгадать для себя лишнюю площадь, расположив здание торцом к набережной. Вернувшийся из поездки Петр в гневе схватил генерал-губернатора за шиворот и, таща его вдоль здания, у входа в каждую из коллегий награждал его тумаками.