Топливно энергетический комплекс проблемы. Топливно-энергетический комплекс: состав, значение в хозяйстве, проблемы развития. ТЭК и окружающая среда. Современные проблемы топливно-энергетического комплекса России

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Данилина Марина Викторовна 1 , Шершкина Вероника Николаевна 1
1 ФГОУ ВПО Московский государственный университет экономики статистики и информатики


Аннотация
Данная статья посвящена обзору основных проблем топливно-энергетического комплекса, направлений его развития. Данная проблематика имеет многогранный характер. Проведенное исследование позволяет утверждать, что Россия обладает достаточным потенциалом, позволяющим справиться с возникшими трудностями. Среди перспективных направлений – инвестиции в разработку новых месторождений, разработка более гибкой ценовой политики.

MAIN PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF THE FUEL AND ENERGY COMPLEX OF RUSSIA

Danilina Marina Victorovna 1 , Shershkina Veronika Nikolaevna 1
1 Moscow State University of economics, statistics and informatics


Abstract
This article reviews the main problems of the fuel and energy complex, the directions of its development. This perspective is multifaceted. The study suggests that Russia has enough potential to cope with difficulties. Among the promising areas - investmentы in new oil and gas fields, the development of more flexible pricing policy.

Библиографическая ссылка на статью:
Данилина М.В., Шершкина В.Н. Основные проблемы и перспективы топливно-энергетического комплекса России // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]..03.2019).

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – один из важнейших межотраслевых комплексов любой страны. ТЭК является набором тесно взаимосвязанных отраслей электроэнергетики и топливной промышленности. Именно по признаку тесной взаимозависимости их группируют в единый комплекс. Сюда так же зачастую относят и специализированные виды транспорта, и транспортировочные системы – трубопроводные и магистральные высоковольтные линии.

В России ТЭК является ведущим межотраслевым комплексом, что является отличительной чертой нашей страны по сравнению с другими развитыми странами. Существенным отличием является и то, что ТЭК выполняет не только функции снабжения страны топливом и электроэнергией, но и является основой для национальной экономики, обеспечивая основную часть валютных поступлений. Так, по данным на 2013 год, ТЭК России обеспечил 30% от общего ВВП России, более 40% налоговых доходов бюджета, а так же занял первое место по экспорту – 70% от общего экспорта. Все это объясняет повышенное внимание к перспективам развития этого комплекса.

Исследователи обычно выделяют определенный ряд проблем, характерных как для ТЭК России, так и для мирового энергетического комплекса. Безусловно, при проработке стратегии развития топливно-энергетического комплекса нашей страны, необходимо будет учитывать обозначенный далее ряд проблем.

Во-первых, к глобальным проблемам относится выход природного газа на ведущие позиции в мире по востребованности, которые по прогнозам специалистов должны сохраниться до середины века. Так же, прогнозируется медленный, но относительно стабильный рост цен на нефть в связи с выходом общемировой добычи нефти на предельный уровень к 2030 году. Нужно учитывать, что имеется в виду не физическое истощение доступных ресурсов нефти, а именно экономический феномен в связи с добычей ограниченного количества нефти в единицу времени.

Во-вторых, возможно сокращение доли углеродосодержащих топлив (особенно угля) в потребляемых энергоресурсах в связи с проблемами охраны окружающей среды и глобальным потеплением. Сюда же можно отнести потенциально возможные ограничения на развитие ядерной энергетики после трагических событий на Фукусиме и в Чернобыле.

В-третьих, текущая политика ведущих импортеров энергоресурсов в последнее время направлена на обеспечение безопасности и непрерывности поставок, что приводит к сокращению закупок из регионов с нестабильной геополитической ситуацией. Так же, многие страны делают ставку на диверсификацию поставок сырья и развитие собственных источников энергии.

Что касается проблем, непосредственно характерных для России, то в первую очередь сюда стоит отнести традиционную проблему – обширность территории нашей страны. Это ведет к большим затратам на доставку энергоресурсов до перерабатывающих заводов или конечных потребителей, что делает цены менее конкурентоспособными.

Кроме того, недостаток рабочей силы, обусловленный продолжающимся снижением численности трудоспособного населения страны может стать серьезным ограничением для развития ряда производств. Особенно это характерно для восточных районов России, богатых различными энергоресурсами.

Еще одной географической проблемой развития ТЭК в России является холодный климат, особенно характерный для зон, богатых природными ресурсами. Это, так же влияет на затраты на обеспечение энергетического комплекса всем необходимым для его нормально функционирования, что в свою очередь опять же увеличивает стоимость конечного продукта.

К чисто экономическим проблемам можно отнести сильную зависимость экономики страны от экспорта энергоресурсов, а так же нехватка бюджета на модернизацию энергетического оборудования. Особенно это заметно в электрике, где износ достигает 50%, а сроки возврата капитала – десять лет и более.

Учитывая данные факторы, в перспективе 2030-2040 годов, базовыми направлениями развития ТЭК являются:

  • Увеличение использования доли природного газа среди других энергоресурсов по причине его большей конкурентоспособности.
  • Развитие передовых технологий электрификации (например использование новых источников энергии, в том числе и возобновляемых или газовых турбин).
  • Повышение эффективности использования энергии и энергосбережение.

Обычно перспективы развития ТЭК в России приводятся в привязке к различным сценариям развития страны в целом и к каким-то определенным социально-экономическим параметрам, но поскольку данная статья является обзорной, в ней будут рассмотрены перспективы в обобщенном виде. К сожалению, более подробный анализ проблемы выходит за рамки данной статьи.

Так, прогнозы развития ТЭК принято рассматривать в соответствии с исследованиями ИНП РАН. В них содержится информация по двум основным сценариям экономического развития России – инерционного развития и развития с использованием потенциала экономического роста. Следует отметить, что развитие ТЭК напрямую зависит от общего экономического развития нашей страны, из чего следует, что во втором сценарии ТЭК будет развиваться более интенсивно. Кроме того, важным допущением является тот факт, что в ближайшее время не будут введены ограничения на выбросы СО 2 в атмосферу.

Итак, многие отрасли ТЭК России тесно завязаны на экспорте ресурсов, что при условии постоянно растущего потребления приводит к росту необходимых объемов добычи ископаемых. Так, например, разведанные в настоящее запасы нефти и газа могут обеспечить современный уровень добычи сырья лишь в ближайшие 13-15 лет. Остальные запасы должны быть добыты на новых объектах, что означает необходимость серьезных инвестиций в исследование и разработку новых месторождений. К счастью, некоторые регионы России обладают весьма богатыми залежами полезных ископаемых, но зачастую они находятся в дорогостоящих для добычи местах, что в свою очередь может сказаться на ценах конечного продукта и снизить его конкурентоспособность. Примерами таких регионов являются шельфы Охотского, Каспийского и Баренцева морей, а так же российский сектор Каспийского моря. В связи с этими факторами разумным решением является поиск альтернативных путей получения моторного топлива – например, разработка новых синтетических видов топлива на основе других ресурсов (водорода, электроэнергии, газа и т.д.).

Стоит так же отметить, что, учитывая лидирующие позиции России в мире по суммарным ресурсам газа, степень разведанности его месторождений не превышает в настоящее время 25%. Это оставляет довольно большой потенциал для роста добычи данного вида ископаемых в рамках развития ТЭК. При этом сланцевый газ пока не рассматривается для разработки как экономически целесообразный в силу сложности его добычи.

Примерно такая же ситуация, как с нефтью и газом у нас и с углем – его ресурсы на территории страны весьма значительны. На данном этапе развития ТЭК России они требуют дальнейшего геологического изучения.

Касаемо добычи сырья для атомной энергетики – по данным World Nuclear Association за 2007 г. запасы России составляют 550 тыс. тонн, из которых на изведанные приходится лишь половина. При текущем уровне потребления данного сырья (учитывая экспорт урана), в ближайшие 40 лет может возникнуть дефицит данного вида топлива. Выходом из этого положения могут стать расширение гео-поисковых работ по выявлению рентабельных месторождений урана или внедрение новых реакторов на быстрых нейтронах. Данный тип реакторов потребляет значительно меньше сырья, при этом для него имеется больше ресурсов. Еще одной альтернативой данному решению может стать разработка реакторов на основе ториевого цикла.

Говоря об энергетике, стоит так же упомянуть и такое перспективное направление, как производство электроэнергии из возобновляемых ресурсов. По некоторым исследованиям, экономический потенциал всех возобновляемых источников энергии в несколько раз превышает годовую потребность страны в энергии в течение всего XXI в. Конечно, из-за высокой материалоемкости технологий добычи энергии из данного типа ресурсов (и как следствие более низкой энергоотдачи), такие источники энергии рассматриваются как возможные в более долгосрочной перспективе.

Вообще, одной из центральных задач развития ТЭК России должно стать решение проблемы энергосбережения, в первую очередь на основании замены устаревшего оборудования и технологий. Энергосберегающий путь развития требует в несколько раз меньше инвестиций, чем в расширение мощностей по производству энергоресурсов, поэтому является целесообразным сделать ставку на инновационные разработки в этой области, а так же на законодательно-правовую поддержку такой политики.

Что касается экспорта энергоресурсов, аналитики предсказывают высокий уровень его роста в долгосрочной перспективе. Ожидается, что после 2030 года экспорт нефти начнет сокращаться в связи с исчерпанием дешевых для добычи ресурсов (на фоне увеличивающего спроса, в том числе за счет экспорта в страны Азии). В связи с этим рассматривается возможность производства искусственной нефти на базе дешевого угля.

Касаемо газа, существует ряд факторов, угрожающих перспективам развития экспорта газа основным потребителям этого продукта России – странам ЕС. Эти факторы лежат в большом промежутке от нестабильной геополитической ситуации на Украине до прогнозируемого в долгосрочной перспективе появления конкурентных предложений других стран. В связи с этим необходимо подготовить техническую базу для способности предложить конкурентные цены за счет удешевления добычи данного ресурса, а так же разработка более гибкой ценовой политики в отношении европейских потребителей.


Библиографический список
  1. Ивантер В.В., Ксенофонтов М.Ю. Концепция конструктивного прогноза роста российской экономики в долгосрочной перспективе // Проблемы прогнозирования. 2012. № 6.
  2. А.В. Новак, Итоги работы ТЭК России в 2013 году. Министерство энергетики, minenergo.gov.ru
  3. Ю.В. Синяк, А.С. Некрасов, С.А. Воронина, В.В. Семикашев, А.Ю. Колпаков Топливно энергетический комплекс России: возможности и перспективы, http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2013/1/02
Количество просмотров публикации: Please wait

Гаджиев Магомед Расулмагомедович , профессор кафедры менеджмента, Дагестанский государственный институт народного хозяйства, Россия

Бучаева Светлана Азизовна , ст. преп. кафедры налоги и налогообложение, Дагестанский государственный институт народного хозяйства, Россия

1. Наличие частично решенной проблемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике (между группами потребителей, между теплом и электричеством при комбинированной выработке), т.к. соответствующий законопроект находится на подписи у Президента Российской Федерации.

2. Несогласованность федеральных и региональных программ развития субъектов федерации, несоответствие планов регионального развития их реализации.

3. Вопросы тарифообразования, когда формирование конкурентной цены на оптовом рынке нивелируется на уровне регионального регулирования.

4. Слабая конкуренция на розничных рынках.

5. Недостаточный контроль затрат естественных монополий.

6. Недостаточные темпы вывода неэффективной генерации.

7. Развитие малой (распределенной) генерации, особенно в труднодоступных регионах страны.

Основными направлениями совершенствования экономических отношений в отраслях ТЭК являются решение задач, связанных с комбинированной выработкой на тепловых электростанциях (рынок тепла – «альтернативная котельная»); корректировка модели оптового и розничного рынков электрической энергии (мощности); повышение эффективности использования сетевой инфраструктуры (оплата резервируемой мощности, штрафы за недозагрузку трансформаторной мощности, принцип «бери или плати» в техническом присоединении, бенчмаркинг, внедрение показателей эталонов качества, надежности услуг, капитальных расходов); утверждение правил технологического функционирования электроэнергетических систем; реализация плана мероприятий «дорожной карты», «повышение доступности энергетической инфраструктуры» и разработка необходимых документов; укрепление платежной дисциплины; создание механизмов вывода неэффективной генерации .

Относительно правового обеспечения развития ТЭК в докладе Министра энергетики РФ А.В. Новака на тему «Итоги работы Минэнерго России и основные результаты функционирования ТЭК в 2014 году. Задачи на среднесрочную перспективу» отмечено, что принятие решении ̆ по долг осрочному развитию отраслей ТЭК России и по инвестициям должно происходить в соответствии с обновленной Энергетической стратегией ̆ России до 2035 года (планируемые показатели добычи ТЭР представлены в табл. 1 ) и обновленной редакцией государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321). Однако исполнение указанных документов серьезно затруднено, поскольку зависит от целого ряда факторов. В их числе: траектория мирового экономического развития (кризисов, стагнации, роста прогнозного объема потребления энергии); тенденции объемов добычи энергоресурсов; наличие конкуренции на межтопливном рынке; открытость доступа компании ̆ к месторождениям и проектам ; «дороговизна» стоимости заемного капитала ; характер политических и финансовых рисков , санкции западных государств . Реалистичность оценок указанных факторов в динамике – это главный вопрос прогнозирования и построения сценариев, что требует внесения поправок в стратегию.

Прогнозируемые показатели Энергетической стратегии

на период до 2035 года по основным отраслям ТЭК:

изменение по отношению к 2010 году

Показатели

База исчисления

Целевой / Консервативный сценарии

2010

2020

2025

2035

Добыча нефти

100%

104%
101%

105%
99%

105%
92-93%

Добыча угля

100%

121%
111%

124%
109%

128%
108%

Добыча газа

100%

118%
116%

129%
120-121%

144%
130-131%

Уст.мощность электростанций

100%

112%
101%

120%
118%

139%
136%

Из таблицы 1 видно, что в проекте Энергетической стратегии на период до 2035 года указано, что доля ТЭК в общих капиталовложениях в экономику будет снижаться (с 25,6% в 2010 году до 17,7% к 2035 году), но при этом в абсолютном выражении капиталовложения в ТЭК страны будут увеличиваться. По данным бюджета России за 2013/2014 г., на инвестиции в энергетику приходится, по разным оценкам, 4–6% ВВП России, это весьма значительная величина. Роль ТЭК в экономике России представлена ниже. На рисунке 1 приведены данные из отчета Министра энергетики о фактических и плановых инвестициях в отрасль ТЭК, анализ которых показывает недофинансирование отрасли по сравнению с принятой Стратегией развития.

По данным международного экономического агентства (МЭА), ТЭК России понадобятся инвестиции объемом в 100 млрд долл. в год на протяжении 20 лет. По оценкам, приведенным в проекте Энергетической стратегии России на период до 2035 года, объем требуемых инвестиции ̆ еще больше – порядка 130 млрд долл. в год на период до 2035 года

В планах государства и российских компании ̆ ТЭК – масштабные и дорогостоящие проекты по разработке месторождении ̆ на Арктическом шельфе , добыче запасов и разв итию инфраструктуры на Дальнем Востоке России, по модернизации в электроэнергетике и сфере теплоснабжения, по повышению энергоэффективности. Все перечисленные направления являются достаточно капиталоемкими. В проекте Энергетической стратегии на период до 2035 года даются оценки по потребностям в инвестициях с 2011 до 2035 годы, приведенные в соответствии с нуждами экономики и с планируемым изменением производственных показателей отраслей ТЭК (табл. 2 ).


Прогноз необходимых инвестиции ̆ в ТЭК России и в энергоснабжение экономики России на период до 2035 года ( в ценах 2010 года )

Отрасли ТЭК

2011–

2020

2021–

2025

2026–

2035

Всего.

2011–2035

В среднем за год

Всего ТЭК и энергосбережение экономики России

973–1008

591–638

1283–1522

2846–3168

114–127

Нефтяная промышленность

413–416

229–239

510–560

1152–1216

46–49

Газовая промышленность

237–239

134–142

316–340

687–720

27–29

Угольная промышленность

27–28

18–19

44–48

89–95

3,6–3,8

Электроэнергетика

174–194

140–157

261–376

576–727

23–29

Возобновляемые источники энергии

5–7

14–24

24–37

1–1,5

Централизованное теплоснабжение

61–63

32–33

62–64

156–160

6,2–6,4

Автономная энергетика

11–12

8–9

22–25

41–47

1,6–1,9

Энергосбережение

43–51

25–32

54–84

122–166

5–7

* – кроме ГЭС мощностью более 25 МВт.

Из таблицы 2 видно, что объем инвестиции ̆ в документе в зависимости от сценария оценивается в 2,8–3,2 трлн долл. (в ценах 2010 года). Ожидается, что инвестиции в ТЭК и в энергоснабжение экономики России должны составлять 114–127 млрд долл. ежегодно на период до 2035 года, но требуемое значение существенно превышает текущий уровень капиталовложении ̆ . По оценкам ИНЭИ РАН, приведенным в Прогнозе развития энергетики мира и России до 2040 года, инвестиции в ТЭК в России в 2010 году составляли около 90 млрд долл. Вне зависимости от сценария ожидается, что структура инвестиции ̆ не претерпит значительных изменении ̆ . Пе речислим направления инвестирования по основным отраслям ТЭКа – нефтяной промышленности, газовой и электроэнергетике:

1. Большая доля инвестиции ̆ прогнозируется в нефтегазовый сектор (61% от всех инвестиции ̆ в целевом сценарии и 64% в консервативном сценарии). Запланированы инвестиции и в электроэнергетику, их доля также будет велика (23% или 20% в зависимости от сценария). В нефтяной ̆ сфере прогнозируемый ̆ объем инвестиции ̆ необходим лишь для поддержания текущего уровня добычи углеводородов . Однако ожидается удорожание проектов по причине перехода от легкодоступных традиционных запасов нефти в Западной Сибири к трудноизвлекаемым запасам, преимущественно расположенных на отдаленных территориях востока и севера страны, а также на шельфе, что объясняет рост требуемого объема инвестиции ̆ .

2. Увеличение объема инвестиции ̆ в газовую промышленность ожидается как за счет прогнозируемого увеличения добычи газа (почти на 44% в 2035 году по сравнению с 2010 годом ), так и за счет реализации инфраструктурных проектов по тран спортировке и хранению газа. В угольной промышленности основные инвестиции ожидаются в развитие новых центров добычи угля на востоке страны, а также на создание требуемой инфраструктуры.

3. В электроэнергетике, согласно проекту энергетической стратегии на период до 2035 года, объем инвестиции ̆ будет направлен на расширение и модернизацию сетевого комплекса , строительство атомных и тепловых электростанции ̆ (замена существующих , а также ввод дополнительных мощностей ).

На рисунке 2 представлены фактические и прогнозные данные капиталовложений в ТЭК.

В ближайшие два года в России ожидается нулевой прирост потребления электроэнергии. Об этом сообщил замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, отметив, что еще полгода назад в министерстве думали, что прирост будет по 0,5% в год, но сейчас прогнозы более пессимистичные. Такое же мнение выразил «Системный оператор ЕЭС»:потребление электроэнергии в стране в текущем году останется на уровне 2014 года.

Доходы от экспорта электроэнергии из России в 2014 году упали на 25,7% по сравнению с 2013 годом, до 737,5 млн долл., сообщает Федеральная таможенная служба. Доходы от экспорта электроэнергии в страны дальнего зарубежья сократились на 17,9% до 552,5 млн долл., в страны СНГ – на 42% до 185 млн долл. Доходы от экспорта электроэнергии в январе 2015 года уменьшились на 4,8% по сравнению с январем 2014 года, до 82,4 млн долл. При этом доходы от экспорта в страны дальнего зарубежья выросли на 11,6% до 61,5 млн долл., а в страны СНГ сократились на 33,7% до 20,9 млн долл. Инвестиции в российскую энергетику в 2015 году сократятся на 17% по отношению к 2014 году, а если не принять антикризисные меры – на 21%, говорится в обновленном прогнозе социально-экономического развития МЭР. В частности, по данным открытых источников, «Росатом» в 2015 году сократит инвестиции в расширение АЭС на 32,3% до 88 млрд руб. из-за сокращения госпрограммы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса».

В 2015 году в стране планируется ввести два новых атомных энергоблока, ключевой из которых – четвертый блок Белоярской АЭС (ввод запланирован на второе полугодие). При этом, по словам директора «Росатома» по капвложениям Геннадия Сахарова, могут быть отсрочены следующие проекты: запуск второго блока Ленинградской АЭС-2 (запланирован на 2017 год), третьего и четвертого блоков ЛАЭС (2021 год) и четвертого блока Ростовской АЭС (2017 год).

Можно сделать вывод, что рост конкуренции и глобализация мирового рынка (сланцевый газ, СПГ и спотовый рынок газа, возобновляемая энергетика) приводят к ухудшению рыночной позиции ТЭКа России. Требуется корректировка системы сбыта и инфраструктуры, что связано со смещением спроса от потребителей в Европе вследствие политической позиции официальных властей Украины, экономической стагнаций производства в самой Европе, повышения требований по экологии и энергоэффективности. На сегодняшний день видны не только резкое падение мировых цен на углеводороды и неопределенность их дальнейшей динамики, ухудшение геополитической ситуации, в наличие санкции против российского ТЭК (например, ограничение к современным технологиям и оборудованию, и потенциальным рынкам сбыта). Кроме того, ТЭК необходимо провести плановую интеграцию энергосистемы Крыма в российскую энергетику, решить проблему «последней мили» в 28 субъектах РФ, развивать возобновляемые источники энергии и малые гидроэнергостанции.

Необходимы крупные инвестиции в размере 2,4–2,8 трлн долл. США в ценах 2007 года в развитие отраслей топливно-энергетического комплекса , централизованного теплоснабжения, энергосбережения, автономной энергетики и возобновляемых источников энергии. Основными источниками инвестиций будут являться собственные средства и прибыль акционерных компаний, привлечение кредитов, средств от дополнительной эмиссии акций. При строительстве новых и модернизации существующих гидроэлектростанций и атомных электростанций, а также в случаях, если компании не являются инвестиционно привлекательными и самодостаточными в силу региональных особенностей, необходимо привлечение государственных средств.

Для отраслей ТЭК сегодняшняя зависимость от мировой конъюнктуры на нефть, от экономической и политической ситуации в странах – потребителях российских энергоресурсов, от курса доллара и других связанных факторов не может рассматриваться как позитивная. По базовому прогнозу социально-экономического развития России, предпринимаемые в настоящее время меры по модернизации экономики и диверсификации экспорта приведут к тому, что доля ТЭК в российском экспорте к 2030 г. снизится в 1,7 раза, в доходах бюджета и инвестициях – в 2,5 раза. При этом свое место на рынках энергоресурсов Россия намерена сохранить, объем добычи и переработки сырья снижаться не будет .

Установление долгосрочных правил в сфере ценообразования и тарифного регулирования является одним из базовых условии ̆ привлечения инвестиции ̆ в полностью или частично регулируемые отрасли . Так , в настоящее время , в частности, неопределенными являются перспективы привлечения новых инвестиции ̆ в электроэнергетику (в связи с планами по изменению модели оптового рынка ), в сферу теплоснабжения (планы масштабной реформы сферы , переход на «альтернативную котельную» ), что мо жет быть барьером при привлечении средств.

Существующая нагрузка на компании ТЭК по развитию необходимой ̆ инфраструктуры ( необходимость строительства сетевых мощностей , газо - и трубопроводов и т.д.) особенно характерны для регионов на востоке и севере России. Для решения этих проблем введены госпрограммы, в рамках которых привлекается бюджетное финансирование, но данный механизм на настоящий момент не решает всех проблем. Дополнительной проблемой являются правила допуска иностранных инвесторов (существуют значительные ограничения).

В 2009 году Россия присоединилась к новой инициативе «Группы двадцати» по ликвидации неэффективных энергетических субсидии ̆ . В 2012 году Россия вступила в ВТО , в рамках которой подписала Соглашение по субсидиям и компенсационн ым мерам (субсидии делятся на запрещенные, требующие и не требующие принятия мер; в ТЭК, в первую очередь, предполагается уход от субсидии ̆ для производителей ̆ ТЭР и потребителей ̆ в промышленности ). В связи с заключенными соглашениями от России требуется п ринятие базового принципа перехода к рыночному ценообразованию на ТЭР, формированию конкурентных рынков ТЭР в тех случаях, когда это возможно.

Энергетические субсидии по их целевой направленности можно разделить на две основные группы.

1. Субсидии производителям: поддержка отдельных отраслей ТЭК и на выполнение отдельных целей ̆ энергетической ̆ политики .

2. Субсидии потребителям: выполнение социальной функции или поддержка отечественной промышленности.

Существуют неоднозначные оценки относительно эффективности энергетических субсидии ̆ для экономики страны , решения проблемы энергодефицита . Для поддержки отечественной ̆ промышленности в противоречие вступают два эффекта . С одной стороны , промышленная продукция становится более конкурентоспособной на мировых рынках за счет относительного снижения издержек на субсидируемые ТЭР. С другой стороны, значительно снижается уровень энергоэффективности экономики из-за менее рационального использования ТЭР. А при выполнении социальной функции также возникает два эффекта: позитивный, связанный со снижением неравенства (в случае успешного таргетирования), и негативный, связанный с нерациональным использованием ТЭР. Однако, как отмечается в ряде работ (Полтерович, Попов, Тонис, 2007) , «…ускорение развития экономики за счет энергетических субсидии ̆ носит ограниченный характер до некоторого порогового значения , после которого с большей долей вероятности будет преобладать фактор более низкой эффективности» . С уществуют вычеты по налогу на прибыль для нефтегазодобывающих компании ̆ в США , субсидии для нефтегазовых компании ̆ в Норвегии , Канаде , льготные тарифы для источников на ВИЭ в странах ЕС . Тем не менее в развитых странах уровень энергетических субсидии ̆ обыч но ниже, чем в развивающихся.

Субсидии производителям энергоресурсовнаправляются для выполнения целей российской ̆ энергетической политики . При поддержке производителей основная проблема связана с поиском оптимального уровня субсидии ̆ с учетом возможностей альтернативного использования выделяемых средств. Прямую или косвенную поддержку преимущественно получает нефтегазовая отрасль, также поддержка оказывается в электроэнергетике (договоры на поставку мощности для ТЭС, сходные по своему принципу меры поддержки для АЭС, ГЭС и ВИЭ на оптовом рынке электроэнергии и мощности, субсидии электросетевым компаниям). В нефтегазовой отрасли, по оценкам WWF и IISD, в 2010 году в России субсидии из бюджета нефтегазовым компаниям составляли 14,4 млрд долл., или 6% от объема выручки нефтегазовои ̆ отрасли , или 5,3% от доходов федерального бюджета 2010 года . В даннои ̆ оценке были учтены случаи и прямого , и косвенного субсидирования (за счет налоговых льгот, льгот по вывозным пошлинам, особых тарифов на транспортировку и т.д.). Преимущественно льготы оказываются в рамках более мягких условии ̆ по взиманию НДПИ , экспортных пошлин , а также налогов на прибыль и имущество . В последние годы идет рост числа льгот за счет более широких планов развития месторождении ̆ Восточной Сибири , Дальнего Востока , шельфа , трудноизвлекаемых ресурсов . При оценках использован метод , разделяющий подход Минфина России , применяемый при оценке «вы падающих доходов бюджета» (разница между базовыми ставками налогов и всеми понижающими коэффициентами). Однако при таком подходе оценки субсидии ̆ могли бы быть совсем иными при другой системе налогообложения нефтегазовых компании ̆ (например , при налогообло жении финансового результата). Так, оценки учитывают объем энергетических субсидии ̆ производителям в нефтегазовом секторе , но не принимается во внимание объем неэффективных субсидии ̆ .

Снижение темпов экономического роста российской экономики, стагнация производства, высокая степень неопределенности относительно рыночной конъюнктуры и спроса на внешних рынках также могут значительно ограничить объем долгосрочных инвестиции ̆ в отрасли рос сийского ТЭК .

Перечислим основные факторы, негативно сказывающиеся на развитии и функционирование ТЭК и ГЭС:

- высокий износ производственных фондов (более 50%), старение оборудования и сооружений сетевых организаций, неэкономичность оборудования, отставание производственного потенциала от современных технологий;

- сокращение ввода в эксплуатацию новых энергообъектов;

- высокая аварийность (по причине нарушения дисциплины, неэффективности управления, старения фондов);

- дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. Приток внешних инвестиций составляет 13–15% от общего объема капиталовложений;

- деформация соотношений цен на взаимозаменяемые энергоресурсы (газ, уголь), высокая доля валютный и политических рисков;

- отсутствие прозрачности хозяйственной деятельности монополий, государственное их регулирование в вопросах ценообразования тарифов;

- высокая нагрузка на окружающую среду, рост риска техногенных катастроф.

Одновременно с факторами, препятствующими развитию ТЭК и ГЭС, существуют и другие проблемы в отрасли: степень освоения гидроресурсов (так называемый гидропотенциал) составляет всего 21%, тогда как в других странах данный показатель выше (в Германии, Италии, Франции – 95%, Великобритании – 90%, США – 82%). Заметим, что гидропотенциал России значительно различается по регионам страны: в европейской части он составляет 40%, в Сибири 23%, на Дальнем Востоке менее 6%.

Заключение

С точки зрения макроэкономической ситуации, ТЭК обеспечивает ¼ ВВП, 1/3 объема промышленного производства и доходов консолидированного бюджета РФ и ½ доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений, тогда как доля инвестиций (капиталовложений) в ТЭК составляет 1/20 от ВВП РФ. Из проведенных цифр видна диспропорция между ролью ТЭК в формировании бюджета и ВВП РФ и инвестициями в отрасль ТЭК.

Такое сложное положение отрасли сохраняется достаточно продолжительное время, т.е. ждать «инновационных», «наукоемких» прорывных технологий без широкой государственной поддержки не приходится. Здесь необходимо упомянуть о «демоверсии» финансового рынка в России в силу его неразвитости, когда предприятия не имеют возможности для осуществления заимствований (кредитования) как внутри страны, так и за рубежом (в силу санкций), т.е. в вопросах развития и модернизация отрасли ТЭК большую роль должно занимать правительство России. Кроме того, банковские структуры не обладают долгосрочными ликвидными ресурсами, и ставки привлечения кредитных средств в настоящее очень велики.

Важной макроэкономической проблемой также является неэффективность фондового рынка в силу его искажений: фондовый инвестор всегда сможет сформировать портфель инвестиций, доходность по которому превышает рентабельность инвестированного капитала в реальные активы и инвестиционные проекта. И, к сожалению, давление ТЭК на экономику России еще больше способствует этому.


Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Последнее десятилетие было ознаменовано крупными структурными изменениями в топливно-энергетическом комплексе, разрушением прежних организационных структур, установившихся хозяйственных связей и созданием новых структур управления, новых производственно-хозяйственных отношений.

Одновременно региональные энергетические компании подвергаются воздействию различных факторов неопределенности, приводящих к недополучению прибыли, а, следовательно, к нестабильному развитию. К ним, в первую очередь, следует отнести реструктуризацию энергетики, результаты первых этапов которой, не только не принесли желаемых результатов, а даже ухудшили финансовое положение компаний. В результате все силы и средства региональных энергетических компаний направляются на их устойчивое функционирование. Это приводит к росту затрат на производство электрической, так и тепловой энергии. Одновременно возникла проблема, связанная с наращиванием производственного потенциала для компенсации выводимых старых производственных мощностей, что в свою очередь, требует огромных затрат.

Также к факторам, сдерживающим развитие энергетики, относятся:

· Сохраняющийся дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. При высоком инвестиционном потенциале отраслей ТЭК, приток в них внешних инвестиций составляет менее 13% от общего объема финансирования капитальных вложений. При этом 95% указанных инвестиций приходится на нефтяную отрасль. В электроэнергетике не создано условий для необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста;

· Энергетическое оборудование, используемое в энергетике, неэкономично. В стране практически отсутствуют прогрессивные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов, крайне мало используются возобновляемые источники энергии, оборудование угольной промышленности устарело и технически отстало, недостаточно используется потенциал атомной энергетики;

· Отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного, конкурентного энергетического рынка, это связано тем, что строительство ТЭС привязывалось к конкретным промышленным объектам, и не предусмотрены линии передачи части электрической передачи на сторону;

· Не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности и на развитие конкуренции;

· Сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду от топливно-энергетической деятельности. ТЭС являются главными загрязнителями атмосферы в структуре ТЭК, особенно, те, которые работают на угле. Сегодня, когда пописан и ратифицирован Российской Федерацией Киотский протокол, данная проблема энергетических компаний становится одной из актуальных;

· Отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК.

Учитывая определяющую роль ТЭК в экономике нашей страны, восстановление топливно-энергетического комплекса, в том числе его позиций на мировом рынке становится первоочередной государственной задачей.

Острота проблем развития ТЭК в значительной степени будет определяться соотношением количественных и качественных характеристик экономического роста. Исчерпание многих действовавших в течение десятилетий экстенсивных факторов обусловливает необходимость перехода к качественному новому типу экономического роста. Главными его отличительными чертами являются:

· Глобальный технологический переворот

· Переход от ресурсопоглощающей модели экономического развития к наукоемкой

· Повышение продуктивности использования всех факторов общественного производства

· Повышение благосостояния населения не столько за счет роста количества материальных и духовных благ сколько за счет повышения их качества,

· Включение в понятие благосостояния здоровой окружающей среды.

Топливно-энергетический комплекс для многих государств является своеобразным локомотивом экономики, помогающим не только оставаться «на плаву», но и добиваться определенного прогресса. Однако если не вкладывать средств в ТЭК, то постепенно эффективность его деятельности будет снижаться. Особенно это касается нефтяной сферы, которая без инвестиций может быстро «погибнуть», а ее воскрешение- процесс долгий и чрезвычайно дорогостоящий.

В связи с нестабильностью правовых основ экономической деятельности в России и по ряду других причин снизилась инвестиционная привлекательность ТЭК для отечественных и зарубежных инвесторов, хотя потребность в них многократно выросла. В условиях значительного роста себестоимости добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, необходимости резкого увеличения капитальных вложений в ТЭК и ужесточения экологических требований возросла стратегическая значимость повышения энергоэффективности экономики как важнейшего инструмента удовлетворения энергетических потребностей общества.

Необходимы разработка и реализация государством мер по стимулированию инвестиционной деятельности в нефтяной промышленности, включая и нефтеперерабатывающую, в том числе расширение действия системы соглашений по разделу продукции (СРП), особенно в сфере рискованного предпринимательства.

Главной особенностью и задачей нефтеперерабатывающей промышленности является увеличение глубины нефтепереработки с 70% в настоящее время до 85%. Это позволит при росте объема нефтепереработки на 20% увеличить производство моторных топлив в 1,7 раза с одновременным снижением выработки мазута в 1,8 раза, что скажется на топливном балансе электроэнергетики.

В газовой промышленности экономические изменения, связанные с перспективным состоянием сырьевой базы отрасли и ее основных фондов, проявляют себя еще более остро, чем в нефтяном секторе. Базовые месторождения газа в Западной Сибири значительно выработаны (Медвежье – на 78, Уренгойское – на 67, Ямбургское – на 46%) и вступили в фазу падающей добычи. Открытые новые месторождения (Ямальское и Заполярное в Западной Сибири, на шельфах Охотского и Баренцева морей, Ковыктинское в Восточной Сибири и др.) в несколько раз более дорогие, чем эксплуатирующиеся, а на них к 2020г. должно добываться более 80 % газа в стране. К тому же состояние действующих основных фондов отрасли, износ которых превысил 60%, требует крупных инвестиций для их обновления, поддержания и модернизации. В то же время жесткое и экономически не обоснованное искусственное сдерживание регулируемых государством цен на газ не позволяет сформировать инвестиционные источники, обеспечивающие даже простое воспроизводство основных фондов.

С учетом изложенного предстоит обеспечить быстрое наращивание инвестиций в газовую промышленность до 11-12 млрд. долларов в 2020г. В сочетании с ростом расходов на транспортировку объективно необходимо резко повысить цены на газ. Расчеты показали, что такое увеличение цен на газ приведет к соответствующему росту цен на электроэнергию в дополнение к их объективно необходимому увеличению для формирования инвестиций, что негативно скажется на конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и инфляционной обстановке. Однако проведение такой ценовой государственной политики в газовом секторе и в электроэнергетике объективно необходимо, поскольку без принятия этих мер, страна не будет обеспечена необходимыми энергоресурсами.

Угольная промышленность располагает достаточной базой для полного удовлетворения потребностей экономики России, однако ее развитие осложнено рядом факторов.

Во-первых, это ограничения использования угля по экологическим причинам, во-вторых, по объемам перевозок железнодорожным транспортом.

Принципиально важно, что, в отличие от быстро дорожающего газа, цены на уголь должны увеличиться к 2010году лишь на 10-15% с последующей их стабилизацией и некоторым снижением (без учета инфляции). Это может произойти в результате вовлечения в добычу более эффективных запасов угля, улучшения хозяйственной организации отрасли и, главное, внедрения новейших научно-технических разработок в добычу, переработку и транспортировку угля. Снижение себестоимости добычи угля предусматривается в период 2010-2030 гг., что служит важным аргументом для увеличения его роли в топливном балансе страны.

Специфика развития российского ТЭК обусловлена рядом факторов. Во-первых, это климатический, природно-географический фактор: Россия – самая холодная страна в мире, почти половина ее территория приходится на зону вечной мерзлоты. Во-вторых, центры потребления удалены от энергетических баз. В-третьих, ограничен доступ к незамерзающим портам. В-четвертых, транспортно-энергетические коммуникации, будучи весьма протяженными, имеют ограниченные резервы их пропускной способности.

Эти факторы во многом косвенно, через влияние ТЭК, предопределяет и специфику развития всей экономики. Ввиду особой роли российской энергетики в мировом разделении труда конца XX- начала XXΙ столетий происходящие в ней процессы будут сказываться не только на отечественной, но и на экономике зарубежных стран.

Несмотря на ряд объективных трудностей, ТЭК в основном обеспечивает потребности страны в топливе и энергии и полностью контролирует энергетический рынок России. Такое положение определяется не только качеством функционирования комплекса, но и снижением внутреннего спроса на топливо и энергию, которое за годы реформ составило 30,3% по первичным энергоресурсам и 23,7% по электроэнергии при общем падении объемов промышленного производства более чем на 50%.

Одобренные Правительством РФ «Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года» фактически не предусматривают существенного изменения структуры топливно-энергетического баланса страны, формируемого преимущественно на базе углеводородного сырья (газ, нефть) с незначительным (2-3%) ростом угольной составляющей. Воспроизводство сырьевой базы не осуществляется. При этом прогнозируется рост экспорта газа более чем на 20% при незначительном сокращении поставок за рубеж нефти и нефтепродуктов. К началу XXΙ века экспорт нефти и нефтепродуктов в 1,27 раза превысил внутренне потребление, экспорт газа составил более 50% внутреннего потребления.

Долгосрочная стратегия развития ТЭК, до 80% первичных энергоресурсов которого будут составлять невосполнимые запасы газа и нефти, в перспективе несет реальную угрозу энергетической безопасности России.

При формировании вариантов развития ТЭК государства на средне- и долгосрочную перспективу для их сравнительной оценки важно в полном объеме учитывать возможности реализации разного рода стратегических угроз энергетической безопасности и требования по надежности топливно- и энергообеспечения потребителей страны в текущем плане и особенно для случаев возникновения чрезвычайных ситуаций. Под энергетической безопасностью понимается состояние защищенности граждан и экономики государства от угроз дефицита в обеспечении их потребностей экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества в долгосрочном и текущем плане, в том числе и во время чрезвычайных ситуаций. Стратегические угрозы – это реальные угрозы, которые при их реализации приводят к длительному дефициту топливно-энергетических ресурсов, что обуславливает сдерживание экономического роста и ухудшение социально-экономического положения страны. Подобными угрозами для России в ближайшие 10-15 лет можно считать нехватку инвестиций для развития отраслей ТЭК, снижение годовых объемов добычи газа в стране, недопустимо малые темпы замены стареющих основных производственных фондов и снижения удельной энергоемкости ВВП. Основными факторами, определяющими уровень энергетической безопасности государства, являются:

· Способность экономики и ТЭК осуществлять в достаточном объеме бесперебойную поставку энергоносителей, создавая энергетические предпосылки для стабильного функционирования и развития экономики и поддержания необходимого уровня жизни населения;

· Способность потребителей эффективно расходовать энергию;

· Сбалансированность поставок топливно-энергетических ресурсов и спроса на них с учетом экономически обоснованных объемов ввоза и вывоза топливно-энергетических ресурсов;

· Социально-политические, правовые, экономические и международные условия для развития отраслей ТЭК и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов их потребителям.

В основе реформ российской экономики заложена идеология либерализации. Спусковым крючком процессов либерализации стал сценарий «шоковой терапии», начавшийся в 1990х годах, который был направлен на ограничение доли государства в экономике. Следующий этап процесса реформирования российской экономики - это либерализация энергетического и газового рынков.

Система энерго- и газоснабжения России – основополагающие элементы национальной экономики, от надежного и эффективного функционирования которых непосредственно зависит ее нормальная работа и жизнь всех граждан России. Состояние электроэнергетики в большей степени предопределяет уровень и эффективность экономики любой страны.

Газовая промышленность и электроэнергетика являются становым хребтом российской экономики. Поражают их масштабы – Россия располагает примерно 1/3 мировых запасов природного газа (большая часть которых сосредоточена на 20 крупнейших газовых месторождениях), и в настоящее время поставляют на мировой рынок около четверти всего газа.

Таким образом, по своим масштабам российская электроэнергетика является крупнейшей в мире, а в производстве электроэнергии Россия уступает только США. Налоговые платежи газовой промышленности и электроэнергетики обеспечивают приблизительно 30% всех поступлений в федеральный бюджет страны, а 20% всех доходов от экспорта было получено за счет экспорта природного газа. Доля газа в общем объеме производства и внутреннем потреблении энергетических ресурсов составляет около 50%,в структуре экспорта топлива из России – 45-46%. Газовая отрасль занимает 8% в структуре ВВП. В России газовая промышленность и электроэнергетика тесно взаимосвязаны не только как источники потенциально взаимозаменяемых ресурсов, но и вследствие того, что почти 40% внутреннего потребления газа приходится на производство электроэнергии.

Эксперты обращают внимание на то, что экономические развитие страны продолжает носить экстенсивный характер, что расходится с основными тенденциями эволюции мирового хозяйства. Разумеется, здесь под «мировым хозяйством» подразумевается в основном экономики высокоразвитых стран, входящих в состав Организации экономического сотрудничества и развития. В экономике России все еще играют большую роль внешние факторы – конъюнктура мировых рынков и цен, динамика валютных курсов и т.д. слабой остается инновационная активность, технологичность производства не растет, физически и морально стареют основные фонды.

По всем основным экономическим показателям (структуре ВВВ, структуре промышленности, экспорта, степени зависимости бюджета от мировых цен на рынках энергетических ресурсов и т.д.) Россия относится к странам с сырьевым укладом. В последнее десятилетие роль сырьевых отраслей еще более возросла, а проблема структурной перестройки экономики обострилась.

Все структурные преобразования в экономике следует рассматривать с позиций одновременного подъема и развития как сырьевых и перерабатывающих, так и наукоемких и высокотехнологичных отраслей с той лишь разницей, что темпы роста приоритетных отраслей должны быть более высокими.

Таким образом, в настоящее время задача преодоления системного экономического кризиса в России состоит не только в переводе экономики на траекторию конкурентоспособности, но и в изменении экономического роста. Здесь важная роль принадлежит научно-промышленной политике государства, определяющей общую экономическую стратегию наиболее перспективную базу развития.

Необходимо иметь в виду, что приоритетное развитие сырьевых отраслей, ставших к настоящему времени ведущими в российской экономике, не способно надолго решить задачу экономического подъема. Сырьевые отрасли – это основа индустриальной экономики России, придающая ей особую устойчивость, но не главная ее движущая сила, и два этих понятия нельзя подменять (например, в Японии сырьевой базы практически нет, а эффективная экономика – есть). Тем более что потенциальные возможности этой движущей силы, невосполнимой по своей природе, неуклонно иссякают (нефти, например, осталось всего на 50 лет)

Уже на протяжении 10-15 лет в экономически высокоразвитых странах мира наблюдается устойчивая тенденция снижения материальной составляющей в стоимости продукции и услуг (только 10-15%) и увеличения доли затрат на приобретение знаний и информации.

Россия, по некоторым оценкам, обладает 28% мировых запасов минерально-сырьевых ресурсов и к 2015 году увеличит их внутреннее потребление и внешние поставки в 2 раза. Развитие на этой основе приведет к некоторому росту ВВП, но радикального улучшения уровня жизни не произойдет - по этому показателю на душу населения Россия сейчас отстает в десятки раз от высокоразвитых стран. При этом необходимо учитывать сильную конкуренцию и высокую насыщенность мирового рынка нефтегазового сырья, приносящего основной валютный доход, а также (в силу, главным образом, географических и природно-климатических причин) чрезвычайно высокую капиталоемкость отечественных сырьевых отраслей и себестоимость их продукции. Например, порог неотрицательной рентабельной российской нефти в 2,5 и более раз выше, чем нефти стран ОПЕК. Кроме географических и природно-климатических условий разработки существует дополнительная группа факторов, оказывающих негативное влияние на конкурентоспособность российского нефтегазового экспорта:

· Высокий уровень транспортных тарифов и расходов,

· Высокий уровень налогообложения

· Высокая стоимость геологоразведочных работ и обустройства месторождений и т.д.

Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что низкая конкурентоспособность предприятий топливно-энергетического комплекса России стала одним из главных кризисоформирующих факторов в российской экономике, в связи с чем необходима корректировка дальнейшего проведения реформ в энергетике с учетом аспектов обеспечения повышения конкурентоспособности в рамках приоритета федеральных государственных интересов.

Перспективы развития топливно-энергетического комплекса

на период до 2030г. (разработаны ИНП РАН)

Топливно-энергетический комплекс России характеризуется рядом особенностей, которые серьезно влияют на масштабы и структуру потребления энергии, экономику производства энергоресурсов и цены на внутреннем рынке. К числу наиболее существенных факторов можно отнести:

· Продолжающееся сокращение численности населения при усложнении демографических характеристик;

· Большую территорию страны, что делает транспортную составляющую во многом определяющей экономичность использования энергии отечественными потребителями. При этом обеспечение надежности экспортных связей является серьезным фактором укрепления национальной энергетической безопасности;

· Россия самая холодная страна в мире. Поэтому надежное обеспечение тепловых нужд страны является значимым фактором формирования энергетического баланса страны и ее регионов;

· Сохранение устаревшего технико-технологического состава и структуры энергетического комплекса (особенно в части его отечественных монополий), сформировавшихся в другой, нерыночной экономической среде;

· Низкую надежность, высокие затраты на обслуживание и поддержание в рабочем состоянии устаревших технологий и изношенного оборудования, в том числе энергетического;

· Устойчивый диспаритет цен на топливо и энергию, не отвечающих рыночным условиям и отличающихся от уровня и структуры цен мирового рынка;

· Сохранение возможности образования опасных очагов внутренней социальной напряженности, если обеспечение энергией и цены на нее будут увязаны с доходами населения;

· Большую зависимость национальной экономики от энергетического комплекса как поставщика топлива и энергии, - одного из главных источников налоговых и валютных поступлений.

Эти особенности определяют следующие целевые установки обоснования перспектив долгосрочного развития ТЭК страны на период до 2030 г.:

· Обеспечение внутренних потребностей страны в энергетических ресурсах является основной задачей ТЭК на протяжении всего периода прогнозирования;

· Рыночные факторы являются определяющими при выборе технологий добычи, производства, транспорта и использования энергоресурсов;

· Обеспечение безопасности и надежности поставок энергоресурсов является перспективной задачей;

· Повышается роль электрификации страны как наиболее значимого фактора роста производительности труда и обеспечения энергетического комфорта населения;

· Увеличивается роль государственного регулирования по защите окружающей среды и безопасности труда и жизни людей;

· Энергоемкость внутреннего валового продукта должна снижаться за счет изменения структуры производства в сторону отраслей с большей добавленной стоимостью и меньшей энергоемкостью, освоения инновационных и энергосберегающих технологий.

Ю.А. Перелыгин,
директор Департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Министерства регионального развития

Топливно-энерегетический комплекс и развитие соответствующей инфраструктуры в субъектах Российской Федерации является одним из ключевых факторов, которые оказывают влияние на региональное социально-экономическое развитие.

Достаточная обеспеченность капиталом компаний в сырьевых отраслях обуславливает ускоренное развитие добывающих производств, в то же время для инфраструктурных сфер характерны прогрессирующее старение и износ основных производственных фондов, опережающие темпы выбытия стареющих производственных мощностей по сравнению с темпами ввода новых.

При этом характер воздействия негативных тенденций производственного развития в инвестиционно-неблагополучных секторах различен: если в электроэнергетике по-прежнему сохраняется общий избыток установленной энергетической мощности и есть резерв для запуска конкурентного рынка с начальным избытком предложения, который позволит обеспечить рыночный импульс развития отрасли, то в газовой отрасли спрос уже не покрывается объемами добычи газа.

Существуют проблемные тенденции и в состоянии нефтеперерабатывающего комплекса. Суммарные инвестиции в нефтепереработку, при достаточной обеспеченности капиталом нефтяных компаний, значительно ниже инвестиций практически во все другие сектора ТЭК. Низкое качество российских нефтепродуктов сдерживает развитие их экспорта, консервируя сырьевую структуру внешнеторгового предложения российского ТЭК.

К перспективными направлениями государственной политики в нефтяной промышленнос ти относятся:

оптимизация всех элементов государственной экономической политики в целях обеспечения более рациональной структуры нефтедобычи, вовлечения в оборот небольших и малорентабельных нефтяных месторождений, рационализации пользования нефтяными месторождениями;

принятие прозрачных и стабильных правил пользования нефтетранспортной инфраструктурой, принятие государственной программы ее развития в целях ликвидации транспортных ограничений на перемещение нефти и продуктов ее переработки;

развитие открытой торговли и конкуренции на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов;

стимулирование инвестирования капитала нефтяных компаний в инвестиционно-дефицитные сферы экономики России, в том числе ТЭК, посредством экономических механизмов;

поддержка приоритетного развития нефтеперерабатывающего комплекса, поддержка инвестиций в эту сферу, развитие инфраструктуры транспортировки и экспорта продуктов переработки нефти;

отказ от мер краткосрочного административного регулирования рынка нефти в пользу долгосрочных механизмов государственной политики, направленных на улучшение структуры производства, инвестиционного климата, переориентацию бизнеса нефтяных компаний в сторону долгосрочных интересов развития.

Долгосрочная государственная политика в газовом секторе будет направлена:

создание экономических сигналов, в первую очередь рыночных, стимулирующих прекращение роста и снижение темпов роста внутреннего спроса на газ, расширение сферы применения рыночных цен на газ при одновременной демонополизации внутренней торговли газом;

структурные изменения, направленные на ликвидацию конфликта интересов в области одновременного использования газотранспортной инфраструктуры и участия в коммерческом обороте газа, создания качественно новой системы доступа к магистральным и распределительным газопроводам (переход к заявительной системе доступа вместо разрешительной);

развитие внутреннего рынка газа, стимулирование разработки новых газовых месторождений в первую очередь независимыми производителями газа (как основного источника покрытия внутреннего спроса на газ, не покрываемого базовым производителем газа акционерным обществом «Газпром»);

повышение роли акционерного общества «Газпром» по снабжению газом стратегических и социально значимых (коммунально-бытовой сектор, население) потребителей, концентрация в обществе функций гарантирующего поставщика газа для этих нужд и снятие социальной нагрузки с либерализуемого рынка газа;

максимизации выгод национальной экономики от экспорта газа при условии цивилизованного участия национальных агентов в открытой международной торговле газом.

Значение газификации с точки зрения повышения качества жизни населения и развития экономики негазафицированных районов в настоящее время достаточно велико. Однако проведенный анализ показал, что газификация в большом числе случаев проводится неэффективно, в том числе с точки зрения окупаемости проектов. Основной причиной неэффективности является недостаточная проработанность инвестиционных проектов газификации. Как правило, после окончания строительства новые газораспределительные сети характеризуются чрезвычайно низкой степенью загрузки, что обуславливает высокую удельную стоимость их эксплуатации. Эффективность использования ЕСГ - одна из основных проблем, которые стоят перед нами и, соответственно, перед государством.

Одним из приоритетных направлений деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации является развитие ЖКХ регионов Российской Федерации в тесной взаимоувязке с ЕСГ, что позволяет качественно улучшить систему ЖКХ в целом. Решение проблем регионов осуществляется от общего к част-

ному. Для решения региональных проблем, связанных с теплом и электроэнергией, необходимо строительство современных газотурбинных теплоэлектростанций нового поколения, что позволит наладить эффективное использование природного газа, то есть получение наибольшего КПД - 80-85%, в отличие от крупных станций, где КПД не превышает 55-60%.

Вопросы ЖКХ - это производство тепла и электроэнергии. Решать их без ЕСГ просто не представляется возможным. В процессе решения данных вопросов возникает проблема энергосбережения, которая в настоящий момент решается неэффективно.

В выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина 5 сентября 2005 года на встрече с членами Правительства Российской Федерации, руководством Федерального Собрания Российской Федерации и членами президиума Государственного Совета Российской Федерации отмечалась необходимость реализации масштабной программы газификации страны. Полагаем, что разработка и реализация такой программы должна координироваться федеральными органами исполнительной власти.

Основные проблемы развития и направления государственной политики в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке

До настоящего времени развитие ТЭК восточных регионов основывалось на угольной промышленности и гидроэнергетике. Нарушение сложившихся межрегиональных экономических связей в 90-е годы и рост уровня транспортных тарифов привели к хроническим энергетическим кризисам, несмотря на наличие собственных богатых запасов энергоносителей.

Газовая промышленность в регионе пока не получила значительного развития, несмотря на то, что газовый потенциал Восточной Сибири и Дальнего Востока составляет около 20% начального газового потенциала России.

В отличие от Западно-Сибирского региона и Европейской части страны, где действует Единая система газоснабжения России, на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока газовая структура практически отсутствует.

Главной целью является разработка оптимистического варианта комплексного освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока для превращения Восточной Сибири и Дальнего Востока в динамично развивающийся и современный регион, обеспечивающий повышение жизненного уровня и производственной активности проживающего в нем населения.

В настоящее время сложились благоприятные предпосылки для начала формирования в восточных регионах страны новых центров газовой промышленности общероссийского значения и расширения Единой системы газоснабжения на восток. Такие предпосылки обусловлены значительным приростом запасов газа в восточных регионах страны - Иркутской и Сахалинской областях, Республике Саха (Якутия), Красноярском крае.

Масштабность задач и сложность их реализации в новых экономических условиях настоятельно требуют определения государством приоритетов в освоении газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, принятия схемы развития газовой промышленности с установлением этапности создания газовой инфраструктуры для оптимизации различных проектов по срокам и инвестициям.

Важное значение имеет разработка предложений по организации механизма управления ее реализации с учетом интересов федерального центра, регионов, а также объединение усилий, направленных на реализацию проектов.

Основные направления:

приоритетность удовлетворения спроса на газ российских потребителей и поддержание устойчивого газоснабжения в России посредством расширения Единой системы газоснабжения на восток;

формирование рынка природного газа на базе цен, складывающихся с учетом спроса и предложений на данный вид топлива, и его конкуренции с углем и мазутом;

оптимизация топливно-энергетического баланса регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока и обеспечения рациональной доли природного газа в его структуре;

реализация единой экспортной политики на базе одного экспортера газа с учетом действующих соглашений о разделе продукции;

решение экспортных задач и закрепление на долгосрочный период эффективных ценовых условий по поставкам газа за рубеж;

координация и оптимизация развития газовой промышленности на востоке России с целью повышения ее экономической эффективности.

| скачать бесплатно Состояние и перспектива развития топливно-энергетического комплекса в российских регионах , Перелыгин Ю.А.,

В настоящее время ТЭК является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Он определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития национальной экономики: на его долю приходится около 30% объема промышленного производства России, 32% доходов консолидированного и 54% доходов федерального бюджета, 54% экспорта, около 45% валютных поступлений.

Вместе с тем в отраслях ТЭК и особенно в электроэнергетике и газовой промышленности сохраняются механизмы и условия хозяйствования не адекватные принципам рыночной экономики, действует ряд факторов негативно влияющих на функционирование и развитие ТЭК.

Основными факторами, сдерживающими развитие комплекса, являются:Доклад об экономике России № 22 Неравномерный характер восстановления экономики // Экономическая политика. - 2010. - № 4. - С. 5-39.

Высокая степень износа основных фондов: к настоящему времени этот показатель превысил 50% (а в нефтепереработке-80%);

Тяжелое финансовое положение производственных структур ТЭК (за исключением нефтяных компаний, где в связи с ростом цен на мировом рынке положение улучшилось) из-за недостаточной экономической эффективности производства, высокой налоговой нагрузки, недостатков ценовой политики в регулируемой государством сфере;

Продолжающийся дефицит инвестиционных ресурсов во всех отраслях комплекса. В последние годы в нефтяной отрасли эта ситуация несколько улучшилась в связи с благоприятной конъюнктурой мировых цен. Предприятия ТЭК в большинстве случаев не имеют достаточных собственных средств не только для расширенного, но даже и для простого воспроизводства;

Деформация ценовых соотношений на взаимозаменяемые энергоресурсы, что привело к структуре спроса на топливно-энергетические ресурсы, характеризующейся чрезмерной ориентацией на газ и снижением доли угля. Как следствие, возникла угроза энергетической безопасности из-за недостаточной диверсификации структуры топливно-энергетического баланса;

Отставание производственного потенциала ТЭК от мирового научно-технического уровня. Доля добычи нефти за счет современных методов воздействия на пласт и доля продукции нефтепереработки, получаемой по процессам, повышающим качество продукции, очень низка. Энергетическое оборудование, используемое в газовой и электроэнергетической отраслях, неэкономично. В стране практически отсутствуют прогрессивные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов от окислов серы, крайне мало используются нетрадиционные возобновляемые источники энергии, оборудование угольной промышленности устарело и технически отстало. Все это снижает экономические показатели производства энергоносителей и увеличивает техногенную нагрузку на окружающую среду;

Рост затрат на освоение перспективной сырьевой базы добычи углеводородов и особенно газовый промышленности;

Отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного, конкурентного энергетического рынка. Хозяйственно-производственные структуры требуют дальнейшего рыночного реформирования в направлении повышения реальной конкуренции. Не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности на рынке товаров и услуг и на развитии конкуренции в этой сфере;

Высокая энергоемкость экономики, в 3-4 раза превышающая удельную энергоемкость экономики развитых стран. Основой такого положения является сформировавшаяся еще до начала экономической реформы тяжелая энергоемкая структура промышленного производства и нарастающая технологическая отсталость энергоемких отраслей промышленности;

Сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду от топливно-энергетической деятельности. Несмотря на произошедшее снижение добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, отрицательное влияние ТЭК на окружающую среду остается высоким и его доля сохраняется примерно на сложившемся уровне;

Высокая зависимость нефтегазового сектора и угольной промышленности России и, как следствие, доходов государства от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка;

Высокая аварийность оборудования, обусловленная старением основных фондов, отсутствием побудительных стимулов и низкой производственной дисциплиной персонала, недостатками управления. В связи с этим возрастает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций в ТЭК.

Важную роль в развитии ТЭК России играют иностранные инвестиции. «Энергетическая стратегии России на период до 2020 г.» прогнозирует потребность в инвестициях в российский ТЭК в ближайшие 20 лет на уровне от 660 до 770-810 млрд. долларов, или от 33 до 38-40 млрд. долларов в год. В 2007 г. инвестиции в основной капитал ТЭК России оценивались в 11 млрд. долларов, что составляет 30-35% от потребностей.

В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2020 г. прогнозируемые уровни инвестиционных потребностей ТЭК составляют:

В газовой промышленности - от 170 до 200 млрд. долларов, в том числе 35 млрд. - на реализацию программы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, до 70 млрд. - на осуществляемые программы освоения месторождений полуострова Ямал;

В нефтяном комплексе - около 230-240 млрд. долларов.Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.»

В условиях обострения политической и социальной напряженности в Африке и на Ближнем Востоке (в Ливии, Марокко, Иордании, Кувейте, Бахрейне, Алжире) риски реализации инвестиционных проектов нефтяных компаний на территории этих стран существенно возросли. Ряд компаний отозвали своих специалистов с территории Ливии: многие объекты иностранных инвестиций на территории Ливии подверглись нападению, нанесен ущерб собственности, иностранные специалисты (среди них и раненые) в массовом порядке покидают страну. Кроме того, существует опасность распространения революционных настроений в другие стран Ближнего Востока и Азии, угроза военных конфликтов внутри них и с сопредельными государствами.

По мнению аналитиков INFOLine, последствия этих событий для российских компаний будут развиваться в двух направлениях:

· Компании, реализующие проекты на Ближнем Востоке и в Африке понесут издержки, связанные с защитой собственности, нарушением торгово-экономических связей и привлечением необходимых проектам инвестиций из развитых стран. Рост цен на энергоносители сдерживает темпы восстановления экономики Евросоюза, на юге еврозоны вероятно усиление рецессионных тенденций. Компании OMV (Австрия), Wintershall и RWE (Германия), Eni (Италия), BP (Великобритания), Total (Франция), CNPC (Китай) и другие приостановили реализацию своих проектов в Ливии, ОАО "Газпром нефть" планировало приобрести у EniSpA 33,33% в проекте Elephant стоимостью 178 млн. долл., но все договоренности ОАО "Газпром" по проектам в Ливии, могут быть разорваны или пересмотрены властями Ливии в одностороннем порядке.

· Компании, ранее отказывавшиеся от низкорентабельных проектов добычи нефти на территории России, могут вернуться к их реализации из-за высоких темпов роста цены нефти. Возможный приход к власти на Ближнем Востоке радикальных исламистских политических групп или военных лидеров, нестабильность политической власти может привести к гражданским войнам, всплеску терроризма, что длительный период будет удерживать высокий уровень цены нефти; при относительно быстрой (в течение 2-4 лет) стабилизации ситуации сложные проекты со сроком ввода месторождений в эксплуатацию в течение 5-7 лет сохранят высокую степень риска сбыта.www.oilru.com

Как отмечают аналитики INFOLine, страны, наиболее привлекательные для инвестиций в нефтедобывающую или газовую отрасль благодаря лидерству по запасам топливных природных ресурсов (Ближний Восток сосредотачивает 56,6% доказанных запасов нефти в мире, Африка - 9,6%), продемонстрировали критически высокий риск инвестиций. Запасы нефти России оценены в размере 5,6% мировых (без учета запасов стран Ближнего Востока и Африки они составляют более 16% мировых запасов). В ситуации неопределенности инвесторы более заинтересованы во вложениях в России, нежели в реализации проектов с риском для безопасности собственности и возврата инвестиций в странах, характеризующихся ростом политической и социальной нестабильности.

Таким образом, проблема привлечения иностранных инвестиций является важной сферой развития ВЭС ТЭК России.

Для проведения в жизнь всех мероприятий развития отрасли недостаточно лишь собственных средств предприятий ТЭК и государственного финансирования. Огромное значение имеет привлечение иностранных инвестиций в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации и улучшение инвестиционного климата.

В целом, перспективы внешнеэкономических связей ТЭК РФ будут зависеть от рациональности и эффективности государственной политики в данной сфере, повышения уровня воспроизводства ресурсной базы, улучшения показателей внутренней энергоэффективности, привлечения инвестиций в отрасль и общей стабильности мировых энергетических рынков.