Решении социально экономических проблем общества. Основные социальные проблемы россии и пути их решения. социальный проблема кризис нищета

К ним можно отнести четыре основные проблемы. Первая из них * проблема экономической отсталости - проявляется в том, что значительное число стран (где, по некоторым оценкам, проживает до половины населения земного шара) вес более от­стает от процветающих государств.

Разрыв между ними но степени развития производительных сил, по уровню и качеству жизни людей измеряется десятками раз и продолжает увеличиваться. Это углубляет раскол мира на богатые и бедные страны, усиливает международную напряжен­ность, угрожает всеобщей безопасности.

В числе главных факторов бедственного положения стран можно назвать (а) отсталость их производственной базы (аграрный характер экономики, не проведена индустриа­лизация, примитивность техники и технологии, низкая продук­тивность и т.д.); (б) неэффективность применения трудовых ресурсов (высокая безработица, низкая производительность труда, нехватка специалистов и энергичных предпринимателей, плохая организация и слабое стимулирование труда и т.д.); (в) неэффективность государственного управления обществом (бюрократизм, некомпетентность чиновников, коррупция, тор­можение земельной, законодательной, рыночных и других про­грессивных реформ); (г) неблагоприятные условия для разви­тия стран [нехватка пахотных земель и природных ресурсов, «неудобный» тропический климат, диспаритет цен во внеш­ней торговле (страны вынуждены продавать свою продукцию по заниженным, а покупать товары у развитых государств по завышенным ценам), огромные государственные долги, пере­населенность, неграмотность, родоплеменные и кастовые пе­режитки, гражданские войны, отсутствие воли к развитию у многих людей и т. д.].

В результате отсталые страны попали в своего рода порочный круг бедности : они бедны, потому что имеют отсталое и неэф­фективное производство; а производство таково, поскольку из-за бедности нет средств для инвестиций, чтобы его поднять. Та же схема наглядно показывает, что пут и выхода из столь заколдованного круга концентрируются вокруг двух основных на­правлений. Во-первых, сами отсталые страны должны реши­тельно пойти по пути широких прогрессивных преобразований в своих обществах. А во-вторых, необходима активная и действен­ная помощь им со стороны развитых государств (улучшение ус­ловий взаимной торговли, пересмотр и списание части внешних долгов, помощь инвестициями, передовыми технологиями, в под­готовке кадров и т.д.).

* Демографическая проблема охватывает целый комплекс негативных явлений в мировом сообществе, которые порожде­ны двумя глобальными демографическими процессами: (1) так называемым «демографическим взрывом» в развивающихся стра­нах и (2) недовоспроизводством населения в развитых странах.


«Демографическим взрывом» называют стремительный рост населения планеты во 2-й половине XX в. За этот короткий исто­рический период мировое население более чем удвоилось, увели­чившись с 2,5 (1950) до 5,9 (1998) млрд. чел. (для сравнения: к началу XX в. было чуть более 1,6 млрд. чел.). При этом наиболь­ший прирост населения (> 80 %) приходится на развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. Прогнозы специа­листов различны. В частности, некоторые из них предполагают продолжение «взрыва» еще на 4-5 десятков лет стабилизацией чис­ленности населения Земли лишь в период 2035-2060 гг. на уровне 9-10 млрд. чел.

В результате «демографического взрыва» в мире набирает силу целый ряд негативных процессов. Так, в развивающих­ся странах идет абсолютное перенаселение, и, по некоторым оценкам, к 2100 году там может сосредоточиться до 95% на­селения Земли. Бурный рост и концентрация населения пре­пятствуют рациональному хозяйствованию и вызывают серьезные проблемы. В частности, одна из них состоит в том, что катаст­рофически усиливается антропогенное давление на природу, т. е. с разрушительное воздействие на нес со стороны людей (чрез­мерное потребление природных ресурсов + нарастающая лави­на всевозможных отходов, буквально губящих окружающую сре­ду). Далее, растет неравномерность распределения населе­ния мира по отношению к жизненным ресурсам (пахотным землям, водным источникам, полезным ископаемым и т. д.); усиливаются межстрановая миграция населения и неоправ­данная урбанизация (чрезмерная скученность людей в городах), увеличивается число беженцев; ухудшаются условия жизни людей (безработица, низкое потребление, недостаточность об­разования и пр.).

Недовоспроизводство населения , напротив, характерно для раз­витых стран. Оно обусловлено падением рождаемости и вызывает свои отрицательные последствия. В частности, в обществах проис­ходят (а) старение населения, (б) сокращение в его составе доли трудоспособных людей и (в) увеличение доли пенсионеров. К при­меру, если в1939 г. на одного неработающего россиянина прихо­дилось 6 работающих, то в 1996 г. - уже только 1,8; а неутешитель­ный прогноз на 2010 г. «угрожает» свести соотношение между ними до 1: 2. Недовоспроизводство населения, кроме того, может вести к (г) уменьшению численности коренного населения стран (так называемая депопуляция 2), а также (д) возможности исчезновения отдельных этносов. Так, ряд ученых полагает, что в 2100 году в Японии вместо сегодняшних 126 останется лишь около 55 млн. жителей. А население России, по прогнозам ООН, к 2015 г. может сократиться с нынешних 147 до 137 млн. чел. Каких рос­сийских этносов это десятимиллионное сокращение коснется боль­ше всего?

Некоторые демографы указывают на еще одну острую грань демографической проблемы. Дело в том, что в результате «демог­рафического взрыва» в слаборазвитых странах резко изменяется структура мирового населения. В нем нарастает преобладание жи­телей и выходцев из этих стран - людей часто малообразованных, неустроенных, ожесточенных, не имеющих положительных жиз­ненных ориентиров и привычки к соблюдению норм цивилизованного поведения. Это может со временем значительно снизить общий интеллектуально-творческий потенциал человечества и привести к еще большему распространению в обществах преступ­ности, наркомании, тунеядства, бродяжничества и других асоци­альных явлений.

Из всего сказанного вытекает двоякая задача регулирова­ния и рационализации демографических процессов. ♦ В разви­тых странах важно нормализовать рождаемость. Так, в середине 1990-х гг. среднестатистическая женщина в Японии рожала 1,4 ребенка, в Италии - 1,5, а в Германии и Испании - лишь 1,2. Для сохранения же имеющейся численности населения (простое вос­производство населения) «норма», по мнению специалистов, дол­жна составлять в среднем 2-2,5 ребенка.

Иными словами, для простого воспроизводства населения не­обходимо, чтобы примерно одна половина всех семей в обществе имела двоих детей, а другая половина - троих. Тогда два ребенка со временем «замещают» родителей, а третий «компенсирует» возмож­ные «потери» от несчастных случаев, болезней и бездетность отдель­ных семей.

♦ В отсталых странах, напротив, необходимо ограничить высокую рождаемость (как, например, в Китае: 1 семья - 1 ре­бенок) и сбалансировать рост населения с развитием производства. Для этого надо в первую очередь повысить общую культу­ру населения и обеспечить подъем его благосостояния, т. к. «де­мографическое поведение» людей во многом определяется уров­нем социально-экономического развития общества. Наблюдатели из Всемирного банка отмечают здесь некоторые положительные сдвиги. Среднее число рождений детей на одну женщину в развивающихся странах уменьшилось с 6,1 в 1965 г. до 3,1 в настоящее время. Благодаря главным образом этому ежегодные темпы прироста населения мира снизились с 2,2% в1960-х годах, до 1,8 % в 1970-х и до 1,6 % к середине 1990-х гг. Таким образом, есть надежда, что пик «демографического взрыва» уже позади.

* Продовольственная проблема проявляется в острой нехватке продуктов во многих развивающихся странах (более 70-ти из них вынуждены ввозить продовольствие); в недо­едании и голоде миллионов жителей Земли (по разным оценкам, в мире насчитывается от 500 до 800 млн. голодающих и недоеда­ющих людей); в несбалансированности и неполноценности их питания (к примеру, среднее суточное потребление килокалорий населением Бангладеш достигает лишь уровня в 1850, а в Гане - еще меньше, 1650, при медицинской норме 2300-2600).

Эта продовольственная необеспеченность слаборазвитых стран органически вытекает из их экономической отсталости и «демог­рафического взрыва». Дело в том, что в целом современная вы­сокоэффективная индустрия продовольствия способна прокормить все нынешнее население Земли. Однако сосредоточена такая ин­дустрия в развитых странах, где, к тому же, и население ста­бильно или растет умеренно. В странах же развивающихся, как уже отмечалось, и производство малопродуктивно, и перенасе­ленность угрожающе увеличивается. В результате одна часть че­ловечества озабочена перепроизводством продуктов и проблема­ми ожирения, а другая - страдает от недоедания и голода.

Следовательно, основные пути решения продовольственной проблемы состоят (а) в развитии и повышении эффективности производства продовольствия прежде всего в слаборазвитых стра­нах, в распространении во всех из них так называемой «зеленой революции», (б) в расширении производства и добычи продуктов питания в Мировом океане, (в) в ограничении роста численности населения отсталых стран в соответствии с возможностями про­изводства, а также (г) в помощи мирового сообщества отсталым странам в решении этих задач.

Суть глобальной * проблемы природных ресурсов в том, что человечество больше не может до бесконечно­сти и все возрастающими темпами увеличивать объемы отни­маемых у природы ресурсов. Почему? Во-первых, многие из них невозобновляемы и не столь уж далеки от исчерпания. К примеру, ископаемого топлива (нефть, уголь, газ) при ны­нешних темпах энергопотребления может хватить лишь на 150-170 лет. Во-вторых, массированные добыча, переработ­ка и само использование ресурсов часто наносят огромный ущерб окружающей среде и постепенно разрушают сложив­шееся в природных системах равновесие. Так, масштабные вырубки тропических лесов все больше и больше сокращают «легкие» нашей планеты. А ежегодное выбрасывание в атмос­феру, воду и почву около 1 млрд. (!) тонн отходов (бывает, и токсичных) губит и отравляет природу и вызывает тяжелые заболевания животных и людей.

Понятно, что человечество не может существовать без обес­печения себя энергией и сырьем и без определенного экономи­ческого роста. Однако необходимо принципиально изменить мо­дель экономического роста : перенести акцент с бесконечного наращивания объемов ресурсов на всемерную рационализацию их производства и потребления. В результате повышение жизненно­го уровня людей будет достигаться с относительно меньшими затратами ресурсов.

К примеру, в российской энергетике, по данным специалистов, ежегодные потери ресурсов из-за их нерационального использова­ния достигают 30 % и оцениваются примерно в 20 млрд. долл. США.

Конкретными путями такой рационализации могут быть ■ снижение энерго- и материалоемкости производства; ■ замена в энергетике нефти и угля менее «грязным» газом; ■ развитие нетрадиционной энергетики - солнечной, ветровой, морских при­ливов, атомной, геотермальной (использующей внутреннее тепло Земли - пар и горячую воду), а в перспективе - распространение практически неисчерпаемой и экологически чистой энергии тер­моядерного синтеза; ■ стимулирование рационального и эконом­ного потребления ресурсов в производстве и в быту, в частности, [установление высокой и дифференцированной (по степени ред­кости и расхода) платы за используемые ресурсы].

Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения

В 1990-е годы в России возникли беспрецедентные по сравнению с советской эпохой различия как в текущих доходах и потреблении населения, так и в его обеспеченности недвижимостью, предметами длительного пользования. Как следствие, в стране усилилось социальное расслоение, которое выражается не только в количественных параметрах. Образовавшиеся новые группы населения (богатые, средние классы, средне- и малообеспеченные) сформировали собственные уклады жизни. При этом в годы подъема, несмотря на благоприятные усредненные экономические показатели, различия между данными укладами продолжали углубляться. Видимо, происходит их «капсулирование» (закрепление) из-за фактического прекращения процесса диффузии социальных групп. После начального бурного социального перемешивания общественных слоев в 1990-е годы произошло резкое (полагаем, даже слишком резкое) уменьшение вертикальной мобильности и сформировалась ориентация на извлечение ренты из достигнутого положения.

Можно утверждать, что в результате экономических, социальных и политических процессов последних 15-20 лет российское общество еще не смогло консолидироваться вокруг общих целей и ценностей. В настоящее время оно представляет собой постепенно усложняющуюся совокупность микросообществ, возникших по множеству оснований.

На этом фоне проведение любых реформ сталкивается с практически неизбежным сопротивлением со стороны групп специальных интересов, поскольку рациональные действия «сверху» могут их непосредственно затрагивать. Власть вынуждена прибегать к авторитарным и манипулятивным методам управления обществом, что еще больше усугубляет ситуацию. Нынешнее его состояние характеризуют как стабильное прежде всего потому, что благодаря экономическому росту появилась возможность направить существенные средства на социальные цели, например на «монетизацию льгот», которая обошлась федеральному бюджету в сумму, в несколько раз превосходящую первоначально запланированную.

Любое значительное снижение цен на российские энергоносители, несмотря на наличие Стабилизационного фонда, приведет к серьезным проблемам с финансированием накопленных социальных мандатов, если, конечно, экономика уже в ближайшие годы не переориентируется на новые приоритеты. Но, абстрагируясь от цен на нефть, важно понимать, что раздробленное общество не отвечает потребностям высокотехнологичной, интеллектуальной и наукоемкой экономики, поскольку требуемое качество человеческого капитала не сводится только к физическому здоровью населения и современному образованию. Нужны принципиально иная социальная однородность общества, интенсивная мобильность его слоев и жизненных укладов, что, конечно, не должно приводить к потере этнической и культурной идентификации.

Основными принципами, способными объединить решающее большинство общества, могут стать:

  • обеспечение равных стартовых возможностей на индивидуальном уровне;
  • ясность положительных социальных перспектив для всех общественных слоев;
  • формирование на этой базе образа жизни, приемлемого для максимального числа ее укладов.

Образ жизни

Какие черты желаемого (будущего) российского образа жизни можно назвать? При этом речь не идет о «выращивании в пробирке» некого «нового, идеального» человеческого материала. На самом деле уже сейчас имеются общие ценности, которые методами социальной политики нужно вывести на авансцену общероссийской жизни.

Справедливость

Экономический подъем позволил «разогнуться» тем, кто пережил кризисное десятилетие, но он не решил проблемы соответствия характера и уровня жизни представлениям о трудовых пли даже предпринимательских заслугах. Распространенное ныне в российском обществе ощущение социальной несправедливости крайне опасно, поскольку оно легко канализируется в поиск виновного: внутри страны - по этническому («инородцы») или социальному («олигархи», просто обеспеченные люди) признаку, а вне страны - в ненависть ко всему «американскому», «западному». Как показывают социологические опросы, это уже начинает происходить, хотя пока в основном в традиционно подверженных ксенофобии слоях общества.

Простая раздача бюджетных денег на социальные цели, внеочередные индексации пенсий и зарплат врачей, учителей, работников культуры и военнослужащих не смогут остановить эти негативные тенденции. С точки зрения большей части нашего общества, справедливость - это прежде всего моральная норма. Люди готовы согласиться с тем, что доктора наук должны жить лучше простых рабочих, потому что они много лет учились и их вклад в общественное благосостояние очевиден; к тому же в России интеллектуальный труд всегда был престижным. Но поверить в то, что долларовым миллионером можно стать честно и быстро, большая часть наших сограждан не может, тем более что для этого нередко имеются веские основания. В сфере бизнеса в качестве нормы выступает мелкий предприниматель, который на глазах местного сообщества тяжелым трудом формирует свое скромное благосостояние.

Конечно, ощущение справедливости в России не обязательно станет преобладать только тогда, когда самые богатые будут раскулачены. Имеются и более цивилизованные варианты.

Во-первых, обладателям крупных состояний нужно поменять свой образ жизни. Было бы разумным уделять меньше внимания демонстративной, откровенно вызывающей стороне «светской жизни», освещение которой занимает видное место в СМИ. Хотя в мире активно обсуждаются светские новости из жизни миллиардеров и киноактеров, но такой эпатаж остается развлечением и не вызывает социального раздражения у бедных, а также образованных слоев населения.

Во-вторых, для крупного и среднего бизнеса пришло время действительно серьезной системной благотворительности, направленной на решение конкретных и самых болезненных общественных проблем, например на финансовую помощь патронатным и приемным семьям или на создание рабочих мест и обучение инвалидов.

В-третьих, пора отказаться от аморальной сегрегации по признаку толщины кошелька в здравоохранении и школьном образовании. Государство должно приблизить максимальное число социальных учреждений к уровню, который сейчас характерен для немногих.

В-четвертых, государство должно перейти от слов к делу в борьбе с коррупцией. Надо, наконец, четко выделить те немногочисленные (по сравнению с нынешним положением) сферы, где оно действительно выступает более эффективным менеджером, чем саморегулируемые и общественные организации, а также бизнес.

Опека над социально незащищенными

Ощущение социального неблагополучия, распространенное в стране, обостряется массовой безнадзорностью детей, нищетой инвалидов, заброшенностью и полной беззащитностью стариков; особенно одиноких. В дореволюционной России государство практически не занималось этими проблемами, оставляя их решение на усмотрение частных и местных благотворителей. Но за годы советской власти ситуация в данной области кардинально изменилась, и до сих пор в общественном мнении доминирует представление о том, что именно государство должно нести основную ответственность за судьбы социально уязвимых граждан. В 1990-е годы оно резко ослабило свои усилия в сфере социальной защиты и фактически оставило без поддержки миллионы беспомощных людей, что лишь обострило в обществе чувство свершающейся несправедливости. Это тем более относится к настоящему времени, когда в бюджетной системе наблюдается изобилие средств, успешно стерилизуемых государственными финансовыми институтами.

Конечно, было бы ошибкой требовать срочной раздачи денег всем бедным и социально незащищенным. Общество поймет и поддержит меры, направленные в первую очередь на социальную реабилитацию безнадзорных детей, инвалидов и одиноких стариков.

Многое уже было сказано о необходимости ликвидации детских домов (за исключением тех, в которых находятся тяжело больные дети, требующие специализированного ухода). Но еще важнее из-за масштабов проблемы (речь идет о миллионах детей) позаботиться о детях из социально неблагополучных семей. Здесь возможны и ужесточение законодательства о лишении родительских прав, и временное изъятие детей в благополучные семьи (подкрепленное соответствующим материальным поощрением), и установление ежедневной опеки со стороны общественности и местных властей над семьями, где ребенок чувствует себя неуютно и создана реальная угроза его здоровью и нормальному развитию. Подключение общественности к решению этих проблем способно положительно повлиять на настроения жителей на поселенческом и муниципальном уровнях.

Интеграция инвалидов в общество может стать классическим примером государственно-частного партнерства. Государство определяет идеологию и механизмы действий, выделяет стартовые бюджетные деньги (например, на медицинскую реабилитацию и предоставление соответствующих технических средств), а бизнес, используя собственные ресурсы, обучает инвалидов и создает для них рабочие места. Это будет иметь и большую экономическую отдачу, так как, во-первых, в условиях дефицита рабочей силы инвалиды, как правило, оказываются востребованными именно как работники (в своей массе добросовестные и дисциплинированные) и, во-вторых, снижаются совокупные затраты общества на их содержание благодаря дополнительно производимому ими ВВП. Однако большинство инвалидов не могут работать по объективным причинам, поэтому требуется такая форма общественной солидарности, как обеспечение их жизни за счет налогоплательщиков. При этом нужны точные и эффективные механизмы распределения бюджетных средств и доведения их до адресатов, прежде всего в форме реабилитационных и поддерживающих натуральных услуг, и реорганизация системы денежных выплат инвалидам.

Аналогичные программы необходимы и применительно к одиноким пенсионерам (одиноким супружеским парам пенсионеров), нуждающимся в постороннем уходе. Однако здесь роль государства сводится к публичному размещению бюджетного госзаказа между муниципальными, частными и общественными организациями, специализирующимися на работе в этой сфере.

Крайне важно децентрализовать политику в отношении социально уязвимых групп населения, максимально приблизив ее к адресатам помощи. Для этого надо передать соответствующие функции по крайней мере на уровень муниципальных округов, закрепив за ними стабильные источники бюджетных доходов. Подобный маневр благотворно скажется на мнении населения о проводимой борьбе с социальным неблагополучием, позволит вовлечь в данный процесс представителей общественности.

Достойная оплата достойного труда

Богатые могут позаботиться о своем благополучии сами. Социально незащищенных должно взять под опеку государство вместе с бизнесом и общественностью. Но большинство населения - это люди, работающие по найму, мелкие предприниматели, военнослужащие, отчисления с доходов которых во многом и позволяют функционировать государству. Несмотря на снижение уровня безработицы в российской экономике и рост доходов населения, ситуация продолжает оставаться тревожной.

Во-первых, крупнейший работодатель - государство - выплачивает врачам, учителям, работникам культуры, военнослужащим в подавляющем большинстве случаев мизерную зарплату. Именно поэтому российские бедные - не столько пенсионеры и инвалиды (хотя среди них бедных тоже немало), сколько бюджетники с женами-бюджетницами и одним-двумя несовершеннолетними детьми и молодые семейные офицеры.

Во-вторых, миллионы людей все еще заняты на убыточных предприятиях, конкурентоспособность которых восстановить невозможно. Прямое социальное следствие этого - низкие зарплаты в сельском хозяйстве, текстильной и кожевенно-обувной промышленности, большинстве подотраслей машиностроения.

В качестве социального норматива, соответствующего желаемому российскому образу жизни, можно предложить не просто «достойную» заработную плату, а занятость на эффективных рабочих местах, связанных с производством конкурентоспособных товаров и услуг, что, в свою очередь, и позволит обеспечить достойную зарплату.

Требует расшифровки и понятие «достойная». По нашему мнению, оно определяется сочетанием двух факторов: минимальная оплата труда должна обеспечивать по крайней мере «минимальный потребительский бюджет» (примерно вдвое больше «прожиточного минимума трудоспособного человека») одинокого работника, а средняя оплата труда по стране - быть не ниже совокупного минимального потребительского бюджета работника и двух членов его семьи, то есть на свою зарплату работник сможет скромно, но достойно содержать семью с неработающей женой и ребенком.

Несмотря на многочисленные новации в организации семьи, в России по-прежнему доминируют традиционные семейные ценности. Но реализовать их на практике удается далеко не каждому: мешают неуверенность в завтрашнем дне, низкая материальная обеспеченность молодежи, широкое распространение алкоголизма и наркомании.

Эффективная семейная политика невозможна без создания благоприятных внешних условий, например достойной оплаты достойного труда, оздоровления всей атмосферы в обществе и долгосрочных усилий властей и элиты, направленных на рост образованного здорового населения. Уже сейчас можно предложить отдельные меры, которые, не подменяя настоящую семейную политику, способны поднять престиж института семьи. Так, целесообразно предоставлять дополнительные вычеты по подоходному налогу работника, если у него на иждивении находятся другие члены его семьи, или ощутимую скидку по оплате путевок на курорты и санатории, если отдыхать едут все члены семьи. Нужно поощрять (в частности, налоговыми каникулами) именно семейный малый бизнес, когда муж и жена (или совместно с другими членами семьи) открывают кафе, мини-гостиницу, магазинчик, мастерскую по оказанию бытовых услуг. Государство могло бы материально поддерживать семейные клубы, где люди встречаются и проводят свой досуг, в виде, например, бесплатного предоставления помещения, телефонов и т.п. (разумеется, занятие бизнесом на этой площади должно быть запрещено).

Желаемые характеристики российского общества

Какое общество может возникнуть в России, если перечисленные выше базовые ценности станут основой образа жизни и материализуются в конкретных действиях?

Прежде всего будет достигнуто устойчивое равновесие между всеми частями, слоями, группами и элементами общества, что крайне важно для обеспечения долгосрочной социальной и политической стабильности в стране. Причем заработают механизмы общественного саморегулирования, а не ручного управления, осуществляемого узкой группой бюрократов.

Удастся сохранить разнообразие (этническое, культурное и пр.) укладов жизни, создав при этом возможности для их взаимной диффузии и формирования общей политической, управленческой и интеллектуальной элиты.

Основная часть российского общества по уровню своего материального положения станет концентрироваться вокруг найденной «золотой середины». К числу бедных будут относиться только безнадежные маргиналы - не более 5% населения. В случае превышения этого уровня общество мобилизует дополнительные средства для нормализации положения.

Обладатели огромного богатства начнут рассматривать его не как признак собственного превосходства и победы над себе подобными, а как приобретенную ответственность за то, чтобы эти деньги направлялись в том числе и на общественные цели (создание новых рабочих мест, благотворительность и пр.). Это вполне соответствует исконной русской (и не только русской) духовной традиции.

Государство, как неотъемлемая часть общества, расстанется со многими из нынешних функций и прежде всего откажется от прямого вмешательства в экономику в качестве крупнейшего владельца или совладельца наиболее ценных активов. Функции надзора и контроля, как правило, будут переданы саморегулируемым организациям и профессиональным сообществам. Тем самым кардинально сократится база коррупции и неэффективного администрирования.

Стратегии возможного развития

Сопоставим сформулированные выше основные черты желаемого образа жизни с возможными стратегиями развития России .

Стратегия «Инерция »

Эта стратегия складывается стихийно, базируясь на традиционном русском «авось», или «кривая вывезет». России повезло с ценами на нефть, так, может быть, везение продолжится и дальше? Пока же будем копить деньги в Стабилизационном фонде (или в новых фондах, создаваемых на его базе), распределяя лишь небольшую часть из них на цели решения только самых неотложных социальных проблем.

Различия в материальном положении россиян будут углубляться. Официально учитываемая заработная плата и сейчас различается в десятки раз, но дифференциация усиливается из-за сопоставимых по объему «серых» выплат. Однако в рыночной сфере такое положение во многом объективно обусловлено разделением на успешный (крупные госмонополии, экспортеры сырья и обслуживающие их отрасли) и неконкурентоспособный сектор (легкая промышленность, сельское хозяйство, значительная часть машиностроения и оборонки, малый бизнес). В то же время сохраняются административные и коррупционные препятствия для развития малого бизнеса, доля которого и в ВВП, и в занятости недопустимо мала и не соответствует требованиям современной высокоинтеллектуальной экономики. Наиболее острая ситуация в области заработной платы сложилась в бюджетной сфере (образование, здравоохранение, культура), а также в отношении военнослужащих, где работодатели - государство и органы местного самоуправления - пока не нашли оптимального соотношения между уровнем оплаты труда и его результатами.

Развитие по инерционному сценарию приведет к маргинализации многих работников (в неконкурентоспособных секторах и бюджетной сфере), когда их значительная часть (не менее 20-25 млн. человек) потеряют реальные шансы на эффективную занятость и соответствующую оплату труда. Опасаясь социального взрыва, государство будет вынуждено фактически дотировать мизерную зарплату в этих секторах, принимая на себя дополнительные финансовые обязательства, источником покрытия которых (через налогообложение) станет конкурентная сфера нашей экономики, что, в свою очередь, еще больше ее обременит, уменьшая возможности для дальнейшего развития.

Массированное социальное обременение грозит конкурентному сектору экономики и в связи с нынешними тенденциями в пенсионном страховании и обеспечении. Рост дефицита Пенсионного фонда во все большей степени покрывается за счет федерального бюджета. Старение населения и необходимость поддерживать достигнутый уровень пенсий рано или поздно сделают неизбежным либо повышение ЕСН, либо «раскупорку» Стабилизационного фонда. Оба варианта прямо противоречат долгосрочным экономическим интересам страны.

Финансовое положение Пенсионного фонда не позволяет в обозримой перспективе существенно повысить пенсии. Максимум, на который можно рассчитывать, - сохранение нынешнего коэффициента замещения (25%), а также современного реального содержания пенсий. Это означает, что отдельно проживающие пенсионеры, как правило, будут в массе своей по-прежнему относиться к малообеспеченным слоям.

К этим же слоям будет относиться и значительная часть семей с несовершеннолетними детьми. Несмотря на постоянно повышающиеся размеры единовременного пособия при рождении ребенка и пособия по уходу за ним до достижения возраста 1,5 лет, основным каналом поддержки семей с детьми остается ежемесячное пособие, выплачиваемое малообеспеченным семьям до достижения ребенком возраста 16 лет (а при продолжении очного обучения - 18 лет). Оно передано в ведение регионов, и его размер колеблется, как правило, от 70 до 200 руб., что явно недостаточно. Ситуацию усугубляет и выплата ежемесячного пособия в денежной форме, не позволяющая региональным властям оказывать помощь «в натуре», что зачастую более предпочтительно в отношении детей из неблагополучных семей.

Как показывают обследования, «монетизация льгот» практически не повлияла на снижение уровня бедности в России из-за сохранения категориального подхода к социальной помощи, никак не связанного с уровнем дохода семьи льготника. Если и в дальнейшем в этой сфере не произойдет принципиальных изменений, то увеличение размера ежемесячных денежных выплат, введенных для «федеральных» и части «региональных» бюджетников, в лучшем случае не будет превышать показатель инфляции.

Сложившиеся тенденции не способствуют снижению в перспективе социального неравенства как в плане доступа к социальным услугам, так и с точки зрения денежных доходов. Структура российского общества останется неизменной:

  • 1-2% населения - богатые;
  • 15-20% - средние классы (доходы позволяют делать сбережения, широко пользоваться кредитными механизмами, обладать собственной квартирой, автомобилем и дачей, образ жизни предполагает заботу о собственном здоровье, вложение денег в свое образование и образование детей, участие в программах дополнительного медицинского и пенсионного страхования, отдых за пределами места жительства, активное участие в местном самоуправлении и т.п.);
  • 60-65% - промежуточный слой между средними классами и бедностью (жизнь от зарплаты до зарплаты, стесненность в расходах на высококачественные продукты питания и товары длительного пользования, практически случайный доступ к качественным услугам образования и здравоохранения, высокая вероятность потери доходов и соответственно сползания в бедность);
  • 15-20% - бедность (борьба за выживание, невозможность доступа к качественным социальным услугам);
  • 5-7% - социальное «дно» (беспросветная нищета, окончательная люмпенизация).

Такая социальная структура не гарантирует общественной стабильности, не может обеспечить и перелом к лучшему с точки зрения поддержания доверил в треугольнике «общество - государство - бизнес».

Стратегия «Рантье»

В рамках данной стратегии социальная политика предполагает существенное усиление перераспределительных функций государства без проведения модернизационных реформ. В результате такой политики (если она будет проводиться достаточно профессионально) возможно некоторое сокращение имущественных различий за счет форсированного повышения доходов (в том числе в рыночном секторе - через давление на бизнес) наименее обеспеченных слоев населения.

Продолжится наращивание финансирования через национальные проекты. При этом объемы выделенных средств могут возрасти в несколько раз, что позволит осуществлять дальнейшее обновление материально-технической базы образования, здравоохранения и, возможно, культуры (в качестве нового национального проекта), а также повышение заработной платы бюджетников.

Пенсионный фонд окончательно превратится в часть федерального бюджета. При этом индексации пенсий будут проводиться очень часто, исходя из необходимости поддержания стабильности в обществе.

Реализация всех названных мер будет сопровождаться мощной пропагандистской кампанией прежде всего через электронные СМИ, суть которой - показать, как социально ориентированное государство (наконец-то появившееся в стране, пережившей «непростой советский период и хаос 1990-х годов») решает назревшие проблемы. Временная трудовая миграция в страну может принять своеобразный характер. Обласканные государством «коренные жители» будут замещать только «чистые» рабочие места, перекладывая на гастарбайтеров уборку улиц и строительство дорог, бэби-ситерство и даже работу станочником на заводе.

Большая сырьевая рента позволит состоятельным российским гражданам проводить отпуск за границей. При сохранении социального неравенства это означает двух-трехкратный выезд в год вместо расширения круга выезжающих. Рентополучатели из состоятельных слоев быстро освоят мир, посетят те столицы, острова и курорты, куда раньше было невозможно попасть, может быть, купят там дома и виллы. Следующее поколение уже не будет знать своей страны и переключится на жизнь за рубежом. В принципе в глобализации молодежи нет ничего удивительного - масса молодых людей и сейчас уезжает на хорошо оплачиваемые рабочие места за границей. Но расширятся ли при этом возможности самореализации для среднего класса как в сфере культуры, так и в плане отдыха?

Если раздавать средства понемногу всем группам недовольных или активно лоббирующих, трудно ожидать серьезной политики и области культуры, отдыха и развития человека. Намного проще вывозить людей за границу, создавать элитные клубы, покупать игроков и привозить «звезд», подрабатывать за рубежом, чем систематически помогать российской культуре, неординарным людям, особенно молодым. Меценаты способны повысить качество обслуживания самых богатых и поддерживать вместе с государством наиболее знаменитые учреждения культуры. Чем равномернее распределены по целям средства небогатой страны, тем менее вероятны масштабное возрождение культуры и формирование желаемого образа жизни.

В принципе подобная стратегия может быть успешной, и продолжительность ее реализации зависит в первую очередь от таких факторов, как цены на нефть и другое экспортируемое сырье, торговый и платежный балансы страны. Если, как прогнозирует нынешнее правительство, уже через два-три года в России стоимость импорта сравняется со стоимостью экспорта, то это будет первым признаком близкого исчерпания финансовых возможностей проведения масштабной государственной перераспределительной политики. А в случае падения цен на нефть государство может столкнуться с необходимостью отказа от стратегии «Рантье». Возникающая тогда развилка очень проста: либо переход к мобилизационному сценарию, либо формирование и реализация модернизационной стратегии.

Стратегия «Мобилизация»

В условиях экономического подъема мобилизация в социальной сфере представляется маловероятной. Однако в случае ограничения доходов государства, усиления тенденций к управлению социальными процессами «сверху» может проявиться ряд ее элементов. При наличии больших групп состоятельных людей мобилизация означает определенное давление в области налогов, ужесточение контроля над потреблением, привлечение частных компаний к полупринудительному решению социальных проблем, согласно усмотрению чиновников различных уровней.

Мобилизации - и прежде всего государственных расходов на культуру - присущи хорошо известные проблемы. Во-первых, она характеризуется архаичными подходами к формированию культурной среды, которые не приемлет интеллигенция и которые невозможно реализовать в открытой стране. «Свой» образ жизни не может просто отличаться от «чужого», он должен быть современным, модным, отвечать нынешнему уровню развития средств массовой информации, легко распространяющих сведения о жизни в разных странах, то есть быть конкурентоспособным. Во-вторых, бюрократические методы проведения такой политики определяют неэффективность распределения ресурсов. При этом подходе еще можно построить необходимые для осуществления соответствующей деятельности помещения, но очень трудно сделать саму деятельность в сфере массовой культуры и формирования образа жизни эффективной.

Мобилизационный сценарий возникает или как попытка быстро и просто решить сложные проблемы страны, или как прямое следствие предыдущей стратегии («Рантье») в случае наступления «тощих годов» (падение цен на нефть и другие экспортные товары в сочетании с неудачей структурной перестройки экономики), даже до исчерпания средств Стабилизационного фонда (или других финансовых резервов). Тогда вряд ли возможно говорить о какой-либо цивилизованной социальной политике. Мобилизационная социальная политика предполагает:

  • ограничение денежных доходов (зарплат, пенсий);
  • более широкое использование методов прямого распределения некоторых благ и услуг (карточки, нормы) в зависимости от иерархического положения в общественном устройстве;
  • «сжатие» всех видов неконтролируемой государством общественной активности.

Как показывает история, такой поворот событий длится недолго, но может привести к большим социальным и экономическим потерям.

Стратегия «Модернизация»

Для России наиболее желательна модернизационная стратегия. Только ее успешная реализация поможет избежать крупных потрясений, чреватых исчезновением нашей страны как суверенного государства. Именно модернизационная стратегия подразумевает переход российского общества к желаемому образу жизни, в котором можно выделить две сферы: моральную и материальную.

Моральная сфера предполагает (в качестве идеала, к которому следует стремиться):

  • исчезновение столь распространенной сейчас социальной розни (это относится к контрастным парам: общество - государство; бедные - богатые; молодые - пожилые);
  • создание и функционирование многообразных саморегулируемых механизмов для решения всех типов потенциальных конфликтов.

При этом важно понимать, что такой итог - не результат массированной промывки мозгов или настойчивой рекламы, а прямое следствие новой социальной политики, охватывающей все общественные группы, и нового типа государства, не пытающегося узурпировать функции гражданского общества.

Материальная сфера предполагает:

  • неантагонистическое распределение богатства между членами общества - от нынешнего показателя 15,3: 1 (соотношение между средними доходами 10% наиболее и наименее обеспеченных людей) нужно перейти к 8-10: 1; аналогичная по масштабам задача стоит и в региональном разрезе (очевидно, здесь надо учитывать различия в укладах жизни);
  • превращение образования, здравоохранения и культуры в важнейшие производственные отрасли с точки зрения как инвестиций, так и инновационного вклада в рост ВВП;
  • изменение в динамике карьерного роста, с тем чтобы носче полного курса обучения (11-12 лет школы + бакалавриат или специалитет) в начале трудовой деятельности обеспечивалась заработная плата, достаточная для быстрого приобретения недвижимости и другого имущества (прежде всего с использованием кредитных схем); реализацию пенсионных программ, предусматривающих коэффициент замещения на уровне не менее 50%;
  • широкое распространение такой формы собственности, как ценные бумаги и акции, которые приносят не решающий, но ощутимый доход;
  • массовый переход к обеспеченности населения комфортабельным жильем с количеством комнат по формуле N+ 1, где N - число членов семьи; при этом все более распространенной станет тенденция выезда на постоянное место жительства из крупных городов в пригороды, из многоквартирных домов - в малоэтажное жилье с собственным земельным участком;
  • получение возможности отдыха в России и за рубежом в соответствии с собственными интересами.

Исходя из желаемого образа жизни, который оказывается достижимым только при выборе модернизационной стратегии, можно сформулировать конкретные планы действий в каждом сегменте социальной политики. При этом отметим, что модернизация осуществима на основе нескольких сценариев, лежащих внутри «спектра возможностей», которые могут сменять и дополнять друг друга. Крайними его границами мы условно принимаем «индивидуалистский» и «общественный» сценарии.

Основные принципы «индивидуалистского» сценария:

  • форсированный перенос ответственности за формирование семейного благосостояния на трудоспособного человека;
  • оказание государственной социальной помощи (в том числе предоставление значимого пакета бесплатных услуг образования, здравоохранения и культуры) только тем одиноким людям и семьям, доходы которых находятся ниже признанной обществом черты бедности по объективным причинам (прежде всего нетрудоспособность и наличие большого числа несовершеннолетних детей), а также - на незначительный период времени - официально зарегистрированным безработным.

Основные принципы «общественного» сценария:

  • интенсификация участия государства в перераспределении денежных доходов от богатых к бедным;
  • стремление обеспечить бесплатные минимальные социальные стандарты в области образования, здравоохранения и культуры для всех граждан России независимо от уровня семейных доходов;
  • рост бюджетных расходов на социальные цели как в абсолютном, так и в относительном выражении (при сохранении благоприятной экспортной конъюнктуры);
  • стимулирование участия в социальной политике профсоюзов и других неполитических общественных организаций.

По итогам II квартала 2007 г. прожиточный минимум и целом но России для трудоспособного человека, пенсионера и ребенка составлял соответственно 4116, 3033 и 3647 руб. и месяц (http: www.gks.ru /scripts/db_inet./dbinet.egi?pl=2340007 ). Таким образом, минимальная оплата должна быть не ниже 8232 руб., а средняя зарплата - не ниже 23758 руб. Сравним: и конце 2007 г. «минималка» составляла 2300 руб., а средняя зарплата достигла 13-14 тыс. руб.
Подробнее о возможных сценариях развития России см. статьи под этой рубрикой и январском номере журнала.

Экономические проблемы — не единственные сложности, с которыми сталкивается государство. Еще одно направление — это социальные проблемы.

Между собой эти факторы тесно взаимосвязаны, и в той или иной мере встречаются в любой стране. Ниже IQReview подготовил анализ, выделив и описав актуальные социальные проблемы России и их влияние на жизнь граждан.

Что такое социальные проблемы?

Согласно Википедии, социальные проблемы — это ситуации, события и условия, которые прямо или косвенно негативно влияют на гражданина с точки зрения общества. Сначала этот термин («социальная проблема») касался только неравномерного распределения богатства. Он начал использоваться еще в начале XIX (19-го) века, в Западной Европе.

Список проблем менялся и со временем продолжает меняться вместе с:

    изменением обстоятельств (экономических, социальных, политических);

    и зменением уровня жизни граждан ;

    изменением настроений граждан.

Виды и классификация

У с ловно все проблемы можно разделить на:

    Социально-экономические. Сюда относятся все факторы, связанные с финансами и материальными условиями.

    Социально-бытовые. Включают факторы, связанные с обеспечением граждан доступным жильем, условиями жизни, материальными трудностями молодых и многодетных семей.

    Социально-психологические. Включают факторы, касающиеся семьи и внутренних отношений между родственниками. Сюда же относятся семейные конфликты, насилие в семье, измены, разводы.

    Социально-политические проблемы. Сюда относят гонку вооружений, региональные и государственные конфликты, рост насилия в отдельных странах и мире в целом. Также это касается и конфликтов на религиозной или этнической почве.

Е сли привести другую формулировку, классификация проблем будет выглядеть так:

    Между социальными группами.

    Между классами.

    Между отдельными индивидами.

    Между социальными системами.

К глобальным проблемам относят такие факторы:

    Демографический. В глобальном плане связан с общим ростом населения планеты. В ряде государств касается снижения количества жителей.

    Продовольственный. Касается необходимости обеспечить жителей продуктами питания.

    Энергетический. Касается необходимости обеспечивать население планеты энергией.

    Экологический. Касается загрязнения окружающей среды и утилизации отходов.

Список основных проблем в России и мире

Актуальные социальные проблемы во всем мире одни и те же. Различие заключается в том, что в одних странах какие-то проблемы проявляются острее, а другие — меньше. В некоторых государствах часть соцпроблем практически отсутствует: процентное соотношение их проявлений очень маленькое.

Теперь приведем список. Актуальные социальные проблемы на сегодняшний день таковы:

    Алкоголизм, наркомания (как среди взрослых, так и среди несовершеннолетних).

    Бандитизм, преступность — как детская, так и «взрослая», терроризм, проституция, экстремизм.

    Беспризорность, нарушения прав детей, аборты, отказы от детей.

    Фашизм, конфликты, возникающие на религиозной, национальной, этнической почвах.

    Неравенство между классами жителей (когда одна часть граждан бедная, а другая — богатая).

    Безработица, бедность, недостаточная оплата труда.

    Инвалидность (высокое количество инвалидов относительно общей численности населения), отношение к гражданам с ограниченными возможностями.

    Демографический кризис: высокая смертность, низкая рождаемость, высокое количество эмигрировавших граждан, большой процент пенсионеров и граждан престарелого возраста.

    Загрязнение окружающей среды, возможность возникновения техногенной катастрофы.

    Состояние здоровья: рост заболеваемости, эпидемии, высокий шанс заражения.

    Социальное неравенство, ущемление определенных категорий граждан.

    Коррупция (не зависит от уровня экономического развития — может проявляться как в бедном, так и в богатом государстве).

    Инфляция.

    Самоубийство (большое количество случаев относительно численности населения).

    Ограничение прав граждан, подавление свободы слова, передвижения.

    Низкий уровень образованности, отсутствие специалистов.

Численность населения России

Полный список перечисленных проблем ярче всего проявляется в странах третьего мира. Помимо их острого проявления, в таких государствах еще и отсутствует полностью (или работает неэффективно) система их решения. То есть на ситуацию никто не старается влиять. Как следствие — пагубная обстановка может прогрессировать и длиться годами и даже десятилетиями.

В более развитых государствах эти проблемы тоже есть, но ощущаются они намного слабее.

В России ключевыми негативными факторами являются бедность и низкие зарплаты — даже у специалистов узкого профиля и востребованных профессий.

Менее серьезными являются такие соцпроблемы:

    Высокий уровень коррупции, «кумовства», продвижение «своих». Он прослеживается во всех структурах.

    Безработица, недостаток рабочих мест в регионах.

    Алкоголизм.

    Насилие в семье.

Остальные соцпроблемы в РФ в большинстве своем являются следствием этих факторов, и в той или иной мере зависят от них.

Краткая статистика

Социальные проблемы России в цифрах имеют такие показатели (за 2016 год):

    Алкоголизм. Среди около 5 миллионов являются алкоголиками (из них 6% несовершеннолетних).

    Наркомания. Постоянно употребляющих наркотические вещества граждан насчитывается около 3 млн. Среди них 60% — в возрасте 16-30 лет, 20% — несовершеннолетние, 20% — граждане старше 30 лет.

    Преступность. Зарегистрировано 2.16 млн преступлений (на 10% ниже, чем в 2015). Среди них 44% составили дела по хищению чужого имущества. Каждое второе преступление совершалось лицами, ранее нарушавшими закон, а каждое третье совершалось в состоянии алкогольного опьянения.

    Коррупция. РФ относится к странам с высоким уровнем коррупции. Наиболее коррумпированными являются отрасли социальной сферы (медицина, ЖКХ), правоохранительные структуры и некоторые государственные организации (распределение земли, госзаказы и госзакупки, сертификация).

    Безработица. Безработных — 4.1 млн (по сравнению с 2015 годом наблюдается спад безработицы на 0.4%).

    Инфляция: 5.4% (в 2015 году — превышала 12%).

    Аборты. За 2015 год по желанию женщин было совершено 447 тысяч абортов. По статистике количество абортов в РФ стабильно снижается последние два десятилетия. Для сравнения: в 1995 в РФ было сделано 2.76 млн абортов.

    Самоубийства. На 100 тысяч граждан — 15.4 (на 2016 год). Это самый низкий показатель начиная с 1960. В «девяностые» РФ занимала второе место в мире по количеству самоубийств, в 2013 — четырнадцатое, в 2016 — тридцатое. Около 22% самоубийств, по статистике, совершают граждане в возрасте 40-49 лет, причем мужчины в 6 раз чаще женщин.

    Конфликты на национальной почве. Из-за многоэтнического состава населения РФ конфликты на национальной и религиозной почве возникают часто. В основном они происходят в крупных городах (где живут большие диаспоры представителей других национальностей) и в городах, расположенных близко к южным границам.

    Насилие в семье. Статистика по этому виду преступлений усложняется из-за того, что около 60-70% случаев не доводятся до правоохранительных органов, и около 97% случаев не доходят до суда. По приблизительным подсчетам, около четверти всех семей находятся в зоне риска (насилие в семье в той или иной мере присутствует).

    Беспризорность. Точное количество беспризорников в стране не установлено, по примерным подсчетам, составляет несколько тысяч. В детских домах находятся около 72 тысяч детей различного возраста. Более 500 тысяч детей являются полными сиротами, но воспитываются в других семьях.

    Проституция. В 2014 году по примерным подсчетам количество сотрудниц этой индустрии составило около 3 млн.

    Состояние здоровья. Из 188 стран РФ оказалась на 119 месте по состоянию здоровья граждан. ВИЧ-инфицированных граждан — около 1.5 млн. Около 300 тысяч граждан в год умирают от онкологических заболеваний. Статистика по туберкулезу — 9 случаев на 100 тысяч населения. В целом оценка ситуации — ниже средней.

    Социальное неравенство. Согласно официальной статистике по миру, рейтинг РФ в списке стран высокий, но далек от «лидеров» (в которых неравенство проявляется сильнее всего).

    Демографическая ситуация. Начиная с 2010 года численность населения стабильно растет. По состоянию на начало 2017 года, она составляет 146 804 372 гражданина. С 1996 по 2009 года включительно имел место демографический кризис: численность населения стабильно снижалась (с 148.291 млн в 1996 до 141.9 млн в 2009). Сложнее ситуация обстоит с возрастом нации: количество пенсионеров (на конец 2016 года) — почти 43 миллиона (то есть почти треть от общей численности).

    Инвалидность. На 2015 год в РФ насчитывалось почти 13 млн инвалидов. Среди них — 605 тысяч детей-инвалидов (в возрасте до 18 лет).

    Бедность. По данным Росстата, бедными можно считать 21.4 млн россиян (14.6% от общего населения). По факту этот показатель намного выше, поскольку (по которому и считается количество бедности) намного ниже реальной суммы, нужной на жизнь. По различным подсчетам, за чертой бедности находятся от 40 до 70 миллионов граждан (то есть чуть меньше половины).


Уровень бедности в России

Взаимосвязь между отдельными факторами

Практически все проблемы тесно взаимосвязаны и обычно развиваются не самостоятельно, а комплексно.

Более крупные и серьезные факторы «тянут» за собой несколько сопутствующих проблем:

    Рост безработицы приводит к бедности, росту преступности, проституции, социального неравенства, демографическому кризису.

    Увеличение количества алкоголиков, наркоманов приводит к росту преступности, проституции, насилию в семье, ранней смертности, самоубийствам, увеличению статистики заболеваемости.

    Рост преступности влечет за собой усиление коррупции, проституцию.

Т есно взаимосвязаны социальные и экономические проблемы . В случае длительного упадка экономики государства будут обостряться следующие негативные факторы, по цепочке:

    Снижение уровня жизни, доходов населения.

    Рост безработицы.

    Рост преступности.

    Обострение проблемы алкоголизма и наркомании — так как граждане в сложных ситуациях нередко прибегают к алкоголю и наркотическим веществам, чтобы отвлечься.

    Учащение случаев насилия в семье.

    Снижение уровня рождаемости — так как при низком уровне дохода у семей не хватает денег для обеспечения ребенка.

    Ухудшение состояния здоровья населения — из-за дешевых продуктов питания, нехватки средств на лечение и лекарства, тяжелых условий работы.

Причины появления

Актуальные социальные проблемы являются следствием, вытекающим из различных причин. Каждая проблема в отдельности появляется из-за определенных условий. Часто одна проблема является следствием другой, поскольку все они тесно взаимосвязаны.

Если рассматривать группы проблем, то к причинам их возникновения можно отнести:

    Демографические, проблемы в семье. Возникают из-за низкого уровня достатка населения, безработицы, низкого уровня медицинского обслуживания, отсутствия соцпрограмм (или их низкого качества), направленных на поддержку семей с детьми.

    Преступность. Растет из-за высокой безработицы, алкоголизма и наркомании, плохой работы правоохранительных органов.

    Фашизм и конфликты, возникающие на религиозной, национальной или этнической почвах. Проявляется из-за наличия в определенной местности двух или более различных общественных групп. Также причиной могут стать исторические предпосылки, из-за которых одни группы агрессивно настроены по отношению к другим.

    Коррупция. Возникает из-за слабого контроля со стороны государства, отсутствия общественного контроля за деятельностью властных структур со стороны населения (или отсутствия реакции правоохранительных органов).

    Плохое состояние здоровья населения, высокий процент инвалидности. Возникает из-за недостаточного финансирования медицины, низкого уровня жизни, плохого состояния окружающей среды, устаревших технологий производства, алкоголизма и наркомании.

    Социальное неравенство. Возникает из-за большой разницы между условиями жизни различных групп населения (в уровне дохода, возможностях, льготах).

Статистика насилия

Можно выделить и общие факторы, которые приводят к развитию и прогрессированию проблем:

    Слабый контроль государственного аппарата, медленная (или неэффективная) реакция на возникающие проблемы (или ее отсутствие вообще).

    Недостаточно эффективная работа правоохранительных и прочих контрольных органов.

    Недостаточно эффективная работа образовательных учреждений.

    Плохое состояние экономики в целом.

    Высокая плотность населения.

    Слишком быстрые перемены (технический прогресс, быстро меняющиеся тренды в моде), что приводит к развитию потребительской модели поведения, когда население стремится иметь все модные товары, тратя на это деньги. Также в этом случае люди легко поддаются рекламе и прочей информации, получаемой из внешних источников.

Способы борьбы и предотвращения

Статистика показывает, что решение социальных проблем навсегда и везде — невозможно. Возможно частично уменьшить их проявление, вплоть до минимума.

Более того, меры, принимаемые для решения одних соцпроблем, могут привести к появлению других негативных явлений. К примеру, в 30-х годах прошлого века Советский Союз активно занялся борьбой с безработицей. Ее уровень упал: для граждан стали создаваться новые рабочие места в строительстве, промышленности и сельскохозяйственном секторе. Однако это привело к тому, что возникла неэффективная занятость и тяжелый ручной труд.

Прежде чем начинать борьбу с проблемой, необходимо провести ее подробный анализ. Он должен включать:

    Масштаб: какую территорию (город, область и так далее) охватывает фактор.

    «Целевая аудитория»: какие слои населения и возрастные категории ощущают ее влияние.

    Насколько опасна ситуация.

    Какие проблемы и факторы сопутствуют ее появлению.

    Какая проблема является ключевой из комплекса (к примеру, алкоголизм — одна из основных причин ухудшения здоровья, роста преступности, насилия в семье).

После «диагностики» власть должна заниматься разработкой комплекса мер, направленных на борьбу с негативными факторами. Решение социальных проблем может включать:

    Просвещение «целевой аудитории». Население должно знать о текущей ситуации и ее развитии, а также о последствиях, которые она влечет за собой. К примеру, если речь идет о борьбе с наркоманией, необходимо регулярно доводить до сведения населения информацию о последствиях употребления наркотических веществ, а также о преступлениях, совершенных в состоянии наркотического опьянения.

    Разработка мер, направленных на решение ключевой и сопутствующих проблем.

    Усиление контроля над ситуацией, регулярный мониторинг динамики. Необходимо отслеживать, в какую сторону изменяется статистика, и какими темпами происходят изменения.

    По возможности — ужесточение ответственности. К примеру, если речь идет о наркомании, то следует увеличить сроки заключения за распространение и производство веществ.

Современные меры борьбы с каждой проблемой в отдельности — задача всегда индивидуальная. Один и тот же негативный фактор в каждой стране будет проявляться по-разному.

В борьбе (профилактике) должны принимать участие представители всех уровней власти, контролирующих органов и государственных структур — от депутатов Государственной Думы и до . Не должны оставаться в стороне и средства массовой информации. Их задача — доводить до населения актуальную ситуацию, ее изменения и возможные последствия.

Социальные проблемы России (видео)

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Глобализация и усиление конкуренции на мировом рынке, ухудшение экологической ситуации, изменчивость курса мировых валют, старение населения привели к обострению социально-экономических проблем в современной России. В настоящее время политика государства должна включать в себя не только усилия по изменению неблагоприятных тенденций, но и меры по адаптации к тем из них, изменить которые невозможно.

Рассмотрим основные противоречия социально-экономического развития, которые стоят перед современной Россией. Вполне естественно то, что они пересекаются, обостряют и во многом обуславливаются друг другом. Некоторые из них стоят наиболее остро и требуют скорейшего решения и незамедлительного вмешательства государства. Другие – являются следствием первых или их влияние на социально- экономическую обстановку страны не настолько сильно.

Итак, основными проблемами, стоящими перед современной Россией, являются следующие:

  1. Демографическая ситуация
  2. Здоровье нации
  3. Качество жизни населения
  4. Социально-экономическое неравенство и бедность

5 Низкий уровень культуры населения, культурная «маргинализация» и «примитивизация» значительной части населения

6.Территориальные диспропорции в социально-экономическом развитии.

Демографическая проблема является самой сложной и «тянет» за собой многие другие. Она появляется, прежде всего, в снижении численности и старении коренного населения, его низкой рождаемости и высокой смертности .

В 2015 г естественный прирост численности населения России составил 21,1 тыс. человек. Это ниже показателя 2014 года примерно в полтора раза. Существует мнение, что вся рождаемость сосредоточена в республиках Северного Кавказа, в то время как русские регионы «продолжают вымирать», а значительная часть новорождённых в той же Москве приходится на гастарбайтеров. Падение уровня рождаемости протекает на фоне роста уровня смертности населения . Естественная убыль россиян за прошлый год выросла вдвое - с 0,4 до 0,8 на 1 тыс. населения.

Одной из острейших проблем современной демографической ситуации остаётся низкая продолжительность жизни, особенно у мужчин, и их высокая смертность в трудоспособном возрасте. В то же время, доля пожилого населения по отношению к работоспособному достаточно велика. Старение населения приводит, если принять к вниманию расходы на выплату пенсий, социальное обслуживание, медицинское и лекарственное обеспечение, к росту «иждивенческой» нагрузки на работающее население. В будущем, за счёт низкой рождаемости данная диспропорция будет только увеличиваться. Данные демографические изменения, несомненно, могут привести к замедлению социально-экономического развития страны. Выход из создавшейся ситуации только один - повышение уровня рождаемости населения.

Низкий уровень рождаемости - свидетельство отсутствия средств на выращивание и воспитание ребёнка. Именно поэтому была разработана программа, согласно которой за рождение второго ребенка и дальнейших детей родители могут получить сумму, которая позволит компенсировать расходы на содержание малыша. Программа стартовала 1 января 2007 года и действует по сегодняшний день. Кроме этого, существует ряд других государственных программ, направленных на поддержку молодых и многодетных семей.

С демографической проблемой тесно переплетается здоровье нации. Высокая смертность среди трудоспособной части населения является следствием низкого качества здоровья населения. Здоровье нации определяется уровнем и структурой заболеваемости различными болезнями, ведущими к смерти. Анализ статистических данных делает очевидным, что Россия умирает от сердечно - сосудистых заболеваний (около 30% от общего количества смертей). Далее идут онкологические заболевания, болезни органов дыхания и пищеварения. Высокая смертность именно от этих заболеваний во многом обусловлена не только низким качеством здравоохранения, но и образом жизни, рационом питания населения.

Качество жизни населения – это, прежде всего, достойный уровень доходов и потребления, доступность всех слоёв населения к общественным благам. В условиях затянувшегося финансового экономического кризиса, увеличения уровня безработицы, роста инфляции доходы населения падают. По данным Росстата за прошлый год расходы населения превышают его доходы, что приводит к невозможности для большей части граждан получить доступ к качественному здравоохранению, полноценному досугу и отдыху, обеспечить хорошее образование своим детям. Из данной проблемы плавно вытекают и ряд других, а именно, социально-экономическое неравенство и бедность, низкий уровень культуры населения, культурная «маргинализация» и «примитивизация» значительной части населения.

Растущая социально-экономическая поляризация общества остаётся одной из главных социально – экономических проблем современной России. В процессе экономического развития России выросли не только доходы населения, но и разрыв между уровнями доходов богатых и бедных. С одной стороны, мы наблюдаем рост устойчивых групп населения с низким уровнем жизни – пенсионеры (несмотря на проводимые индексации, средний размер пенсий на сегодняшний день в большинстве регионов сопоставим с прожиточным минимумом пенсионеров), получатели социальных выплат, многодетные семьи, часть работников бюджетной сферы. С другой стороны, большая часть доходов, ресурсов и имущества продолжает концентрироваться в руках узкой части населения – предпринимателей высшего звена, крупных политических деятелей. Средний класс, который должен стать опорой для экономики любого развитого государства, в России пока занимает слабые позиции. Подобное расслоение общества, несомненно, приводит к катаклизмам не только в социально – экономической, но и в политической сферах.

Модель поведения человека, в особенности подростка, часто является результатом влияния СМИ. Перенасыщение СМИ «отрицательными» героями, отсутствие необходимой пропаганды здорового образа жизни и семейных ценностей, неправильная расстановка приоритетов слепое поклонение «ложным» идолам приводит к «маргинализации» значительной части населения. Низкая степень цивилизованности российского социума является серьёзным препятствием для достойного образовательно – ментального развития населения, что, в свою очередь, соответствующим образом отражается на состоянии и векторах демографического и социально-экономического развития.

К сожалению, в современной России сохраняется пропасть между «столичными» городами и периферией. Уровень жизни, развития производительных сил, отраслей социальной сферы, инфраструктуры крупных городов и российской «глубинки» существенно различается. В результате, мы наблюдаем так называемую «внутреннюю» миграцию, отток значительной части трудоспособного населения в региональные центры из маленьких городов, что негативно сказывается на социально – экономической ситуации последних.

Список литературы

  1. http://lektsii.net . Социально-экономические проблемы современной России и пути их решения
  2. Васильева А.В., Васильева Е.В. «Проблемы социально-экономического развития регионов России», журнал »Евразийский союз учёных»,2015 г, 33 стр.
  3. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/

К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных и молодых семей, государственной системой материальной помощи.

Удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они по-прежнему остаются основной группой бедного населения. Уровень благосостояния семей напрямую связан с численностью детей, воспитывающихся в них. Например, среди неполных семей, имеющих трех и более детей, доля семей со среднедушевым денежным доходом ниже прожиточного уровня составила 93,6%.

Низкий уровень заработанной платы, не обеспечивающий потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат от роста стоимости жизни являются фактами, обусловливающими широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними.

Таким образом, помощь семьям, имеющим социально-экономические проблемы, продолжает оставаться актуальной частью социальной работы. Однако практика показывает, что оказание всеобщей и малодифференцированной помощи всем малоимущим - тупиковый путь. Так, в отдельных шахтерских городках и поселках, где шахты перестали работать, а пособия выплачивались регулярно, развилась целая прослойка людей, не работающих и уже не желающих работать, готовых жить и дальше на мизерные дотации государства. Гораздо более эффективным мог бы стать активный подход к этим людям, предполагающий их привлечение к любому труду, решение задач социально-психологического характера одновременно с экономическими.

Социально-бытовые проблемы

К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, условиями проживания, а также с потребительским бюджетом средней семьи, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, с материальными трудностями многодетных и молодых семей, государственной системой помощи малообеспеченным семьям. Все они достаточно распространены и известны, поэтому нет необходимости прибегать к примерам и статистическим данным.

Социально-психологические проблемы

Эта группа включает в себя самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее - брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ней относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

Анализ реальной практики центров психолого-педагогической помощи населению показывает, что решение проблем социально-психологического характера сегодня осуществляется по двум основным направлениям:

  • 1) оказание психолого-педагогической и психотерапевтической помощи;
  • 2) социально-правовая работа и социальная педагогика. Социально-психологические проблемы беспокоят также школьников, студентов, безработных, рабочих, пенсионеров, предпринимателей, домохозяек, инвалидов, дошкольников, т.е. различные категории населения.

Статистика свидетельствует о преобладании консультаций по проблематике детско-родительских и супружеских отношений. Высока также доля обращений по поводу отношений с друзьями, эмоциональных расстройств, проблем общения и одиночества. Особого внимания требуют запросы, связанные с суицидальными настроениями, насилием, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.