Продажа госдоли может состояться уже в июне. Плохим приватизаторам что-то мешает

Приватизация «Совкомфлота» в этом месяце не состоится, сообщил «Известиям» источник на финансовом рынке и подтвердил федеральный чиновник. Сделка перенесена на осень. Это связано с не очень благоприятной конъюнктурой в настоящий момент и сложной геополитической обстановкой в мире.

Правительство планировало продать 25% минус одна акция «Совкомфлота» в июне этого года. Размещение акций должно было состояться на Московской бирже. Однако из-за того, что геополитическая обстановка в мире остается напряженной, биржевые индексы с начала года снижаются и конъюнктура в целом не очень благоприятная для проведения IPO (первичное размещение акций), было решено не проводить сделку в этом месяце, сообщил «Известиям» источник на финансовом рынке.

Рынок сильно «штормит», геополитическая ситуация по-прежнему напряжена, иностранные инвесторы осторожничают. В таких условиях не получится выгодно разместить акции компании, - отметил собеседник «Известий».

Федеральный чиновник подтвердил, что приватизации «Совкомфлота» в этом месяце, скорее всего, не будет. IPO компании перенесено на осень.

В пресс-службе Минэкономразвития на запрос «Известий» ответили, что министр экономического развития Максим Орешкин ранее сообщал о необходимости объявлять о конкретных сделках по мере их готовности, поскольку «информация является чувствительной для рынка».

По данным Московской биржи, индексы с начала года действительно падают. Индекс ММВБ сократился на 18%, индекс РТС - на 13%.

«Совкомфлот» должен был стать единственным крупным госактивом, приватизированным в этом году, хотя ранее правительство планировало продать еще три компании: 10,9% акций ВТБ, 8% акций производителя алмазов «Алроса», 20% акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП).

Минфин ожидает получить от приватизации госактивов в этом году всего 42,2 млрд рублей. Из них 5,6 млрд рублей - от «малой приватизации», 36,6 млрд - от реализации пакета «Совкомфлота» и выплаты АФК «Система» по опциону на акции российско-индийского сотового оператора Sistema Shyam Teleservices (SSTL), «Известиям» замминистра финансов Алексей Моисеев.

За SSTL АФК «Система» должна заплатить в этом году $194,25 млн по курсу ЦБ за два дня до сделки. Минэкономразвития в новом макропрогнозе ожидает, что среднегодовой курс в этом году составит 64,2 рубля за доллар. Таким образом, АФК может выплатить порядка 12,4 млрд рублей. Соответственно, оставшиеся 24 млрд рублей приватизационных доходов, заложенных поправками в бюджет этого года, - от продажи акций «Совкомфлота».

Аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов также считает, что сейчас не очень благоприятная конъюнктура для размещения акций «Совкомфлота» на бирже.

Сейчас ситуация на рынках действительно не складывается, самый благоприятный момент для приватизации «Совкомфлота» уже давно ушел: он был в конце 2015 года. С тех пор рынки особо не растут, и мой прогноз, что в ближайшее время такая ситуация продолжится, - пояснил Константин Юминов.

Аналитик BCS Global Markets Митч Митчелл уверен, что перенос приватизации «Совкомфлота» на осень является правильным решением.

Сейчас геополитическая ситуация не такая благоприятная, как еще несколько месяцев назад, рынок колеблется. Так что сейчас явно не лучший момент для приватизации компании. Как ситуация сложится осенью - сложно сказать, но вряд ли она будет хуже. Думаю, что правительство правильно сделало, что перенесло сроки IPO компании, - заявил Митч Митчелл.

Максим Орешкин ранее заявлял, что 25% от полученных за приватизацию «Совкомфлота» средств пойдут на его капитализацию, а в бюджет - 75%.

В пресс-службе «Совкомфлота» на запрос «Известий» сообщили, что «решения об условиях и параметрах приватизации, а также ее сроках являются прерогативой акционера компании».

Приватизация «Совкомфлота» может состояться уже в июне на Московской бирже. По данным Reuters, основной акционер компании в лице государства выступает за привлечение нескольких небольших инвесторов, а не одного крупного стратегического, который мог бы оказывать значительное влияние на управление компанией. В результате сделки правительство рассчитывает получить около 30 млрд руб.


Приватизация 25% минус 1 акции «Совкомфлота» (на 100% принадлежит государству в лице Росимущества) может состояться уже в июне, сообщило со ссылкой на источники в банковских и промышленных кругах. По словам одного из собеседников агентства, новый план продажи госдоли предполагает привлечение широкого круга инвесторов, а не стратегического. По его словам, «стратегический инвестор будет рассчитывать в тот или иной момент на право участия в управлении компанией, в чем сейчас у “Совкомфлота” нет необходимости». В числе возможных инвесторов указываются иностранные компании, но пока источники не раскрывают, кто именно мог бы принять участие в приватизации.

Правительство уже не первый год пытается продать 25% минус 1 акцию «Совкомфлота». Предполагается, что сделка будет комбинированная - продажа госпакета плюс допэмиссия. Новые акции составят 12,5% увеличенного уставного капитала. Еще 12,5% продаст Росимущество. Сделка переносится уже несколько лет и планировалась на весну текущего года. К 2019 году госдоля в «Совкомфлоте» может сократиться до 25% плюс 1 акции. Эти намерения зафиксированы в плане приватизации на трехлетку, одобренном в начале февраля правительством. В 2015 году от этой сделки планировалось выручить 24 млрд руб., но первичное размещение акций компании так и не состоялось. Сейчас правительство рассчитывает выручить за пакет 30 млрд руб.

Четверть полученных средств будет направлена на докапитализацию компании, рассказывал в марте газете «Ведомости» министр экономического развития Максим Орешкин. «Направление части денег в компанию позволит снизить ее долговую нагрузку и стоимость заимствований»,- говорил он. «Объем привлеченных средств будет распределен: 75% - в пользу государства, 25% - в пользу компании»,- уточнил господин Орешкин.

В «Совкомфлоте» “Ъ” сообщили, что «решения об условиях и параметрах приватизации, а также ее сроках являются прерогативой акционера компании».

Отдел бизнеса


Как правительство сформулировало список госактивов для продажи

ПАРИЖ, 14 марта. /ТАСС/. Приватизация крупнейшей российской судоходной компании ПАО "Совкомфлот" (25% минус одна акция) может состояться не раньше мая 2017 года, заявил журналистам глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

"Сделка запланирована на первое полугодие, но не в марте и не в апреле", - сказал он.

Министр отметил, что сделка не преследует исключительно цели финансирования дефицита бюджета, а структурирована сложнее - так, в рамках приватизации "Совкомфлота" предусмотрена допэмиссия акций компании.

"Учитывая особенности компании и достаточно высокий уровень долговой нагрузки, мы посчитали приемлемым провести приватизацию, сокращение доли государства в "Совкомфлоте" не только исключительно в пользу государства, но и в том числе за счет допэмиссии, что позволит направить дополнительные ресурсы на развитие компании", - пояснил Орешкин.

Четверть средств, полученных в ходе приватизации "Совкомфлота", будет направлена на докапитализацию компании, добавил министр. "Объем привлеченных средств будет распределен: 75% - в пользу государства, 25% - в пользу компании", - сказал он. При этом привлечение новых инвесторов будет происходить в рамках "открытой процедуры".

"Мы планируем, что средства, которые компания получит, будут использованы на заключения контрактов внутри страны, на покупку новых судов, которые будут способствовать расширению бизнеса. Благодаря этой сделке мы сразу убиваем несколько зайцев: получаем финансирование дефицита бюджета, мы снимаем долговую нагрузку компании, загружаем (мощности - прим. ред.), российские верфи работают на создание новых судов", - отметил Орешкин.

Приватизация "Совкомфлота" планируется уже несколько лет. Государство хотело продать компанию в 2015 году, получив от сделки 24 млрд рублей. Однако продажа не состоялась. "Совкомфлот" стоял и в плане приватизации на 2016 год, но сделка снова была перенесена.

По словам заместителя министра финансов РФ Алексея Моисеева, правительство рассчитывает получить от приватизации судоходной компании около 30 млрд рублей. Основной организатор приватизации - "ВТБ Капитал", помогать ему будет Sberbank CIB.

Как сообщал министр экономического развития РФ Максим Орешкин, приватизация "Совкомфлота" пройдет на Московской бирже .

В настоящее время "Совкомфлот" на 100% принадлежит государству. В плане приватизации госактивов на 2017-2019 годы предусмотрено снижение доли государства в компании до 25% плюс одна акция.

"Совкомфлот" - крупнейшая российская судоходная компания, специализируется на перевозке углеводородов, обслуживании шельфовой разведки и добычи нефти и газа. Собственный и зафрахтованный флот, специализирующийся на транспортировке углеводородов из районов со сложной ледовой обстановкой, включает 146 судов общим дедвейтом 13 млн тонн. Треть судов имеет высокий ледовый класс.

ПАО "Совкомфлот" является управляющей компанией группы "Совкомфлот", куда, в частности, входят СКФ "Арктика" (объединяет судовладельческие компании, деятельность которых связана с обслуживанием российских шельфовых проектов, преимущественно в Арктике) и ПАО "Новороссийское морское пароходство" ("Новошип", в составе которого Сочинский морской торговый порт). Акции компании торгуются на Московской бирже.

Чиновники вновь сообщили о приватизации «Совкомфлота». На этот раз в Минтрансе заявили, что продажа акций госкомпании пройдет в начале июля, то есть до этого судьбоносного события остались считанные дни. Приватизацию «Совкомфлота» за последние годы и месяцы столько переносили, что порой кажется - она уже не состоится никогда. Правда, власти с маниакальной настойчивостью каждый раз заявляют, что это вот-вот произойдет. И складывается ощущение, что к этой истории причастны тени из прошлого, а также один могущественный олигарх.

А может уже и не надо?

Чиновники, которые регулярно заявляют о продаже пакета акций в «Современном коммерческом флоте» иногда напоминают китайцев, которые выносят очередное «последнее предупреждение». «Совкомфлот» собирались продавать еще в начале десятых годов. Но каждый раз что-то не срасталось. Уже проскакивает шальная мысль: а может ну ее, эту приватизацию, раз ничего не получается? Но идея продать СКФ как одна известная субстанция постоянно остается на плаву.

Вспомним заявление замминистра финансов Алексея Моисеева , которое он сделал полтора года назад:

«Если Земля не налетит на небесную ось, то мы ожидаем в 2016-м приватизацию «Совкомфлота».

Друзья, коллеги, товарищи, господа, земляне! Трудно поверить, но, вероятно, мы уже не существуем на свете, ибо 2016-й давно закончился, а «Совкомфлот» так и не приватизирован. В начале года текущего снова заговорили о продаже этого актива. Приватизацию наметили на весну, потому что в это время года традиционно открывается «окно возможностей», сообщил все тот же Алексей Моисеев. Весной появились сведения, что госкомпанию выставят на продажу в июне. Прошли уже все сроки, но чиновники назначили новые. На этот раз продажу анонсировали в Минтрансе, сообщив, что это случится в начале июля. Свежо предание…

Плохим приватизаторам что-то мешает

Так почему же власти до сих пор не могут продать «Совкомфлот», раз им просто до невозможности этого хочется? Версий несколько. С таким активом стоит действовать осторожно. Без всякого преувеличения, СКФ – гордость страны. Это один из лучших в мире коммерческих флотов, включающий 149 судов с общей грузоподъемностью более 13 миллионов тонн. Это стратегическая компания, чей основной профиль перевозка углеводородов. И в этой сфере «Совкомфлот» является одним из мировых лидеров.

Продать госкомпанию мешали разные причины. Как это обычно бывает: если с экономикой все хорошо, то вроде бы и приватизировать особой надобности нет. А если кризис и российские активы дешевеют, то продать из-за нехватки денег в бюджете очень хочется, но цена будет низкой , поэтому, что называется, «жаба душит». Тем не менее, сейчас в правительстве говорят, что рыночная конъюнктура сопутствует приватизации. Продать намерены 25% и выручить за него 30 миллиардов рублей. Кстати, для бюджета страны это не то что копейки, но сумма . Но, повторимся, раз уж очень хочется, так уже давно бы продали. Однако что-то мешает. И чтобы понять, что именно, возможно, стоит извлечь из шкафа один неприглядный скелет.

По теме

Тень отца скандала

В прошлом году Земля хоть и не налетела на небесную ось, но произошло довольно важное событие в жизни «Совкомфлота». Его бывший партнер Юрий Никитин отсудил у госкомпании в Лондонском суде огромную компенсацию. Точная сумма неизвестна, но, по версии СМИ, она могла составить 80 миллионов долларов. Переведем в рубли по курсу и получим 5 миллиардов, то есть шестую часть от того, что государство хочет выручить за блокпакет. Или около 5% от общей стоимости СКФ. В общем, приличная сумма в масштабах корпорации.

Дело в том, что в начале нулевых Никитин и его сообщники создали интересную и весьма распространенную схему. «Совкомфлот» сдавал свои суда в аренду по низкой ставке офшорным компаниям. А они, в свою очередь, предоставляли корабли в субаренду, но уже на рыночных условиях. Разница оседала в карманах посредников. В итоге эта история доросла до уголовного дела, в рамках которого СКФ добился ареста активов Юрия Никитина , который, как и другие фигуранты, благополучно сбежал в Великобританию (поэтому и судился он в Лондоне). Так вот суд признал, что это была излишняя мера, из-за которой бизнесмен понес потери, и теперь имеет право на компенсацию. Вообще-то решение суда выглядит странным: обманута была компания «Совкомфлот», и она же еще и виновата, что наказала своего обидчика. Но главное, дата, когда суд вынес решение. Это произошло в сентябре 2016-го. А месяцем ранее власти отложили приватизацию «Совкомфлота», словно предчувствуя, что суд вынесет вердикт не в пользу компании и испортит продажу пакета. Возможно, это было просто совпадение. А, может быть, и нет. И раз уж мы открыли шкаф со скелетом, то достанем оттуда еще кое-что, точнее, кое-кого.

Ловить актив в мутной воде

Из материалов Лондонского суда, который, кстати, тянется много лет, известно , что вышеупомянутый Юрий Никитин когда-то был партнером могущественного бизнесмена Геннадия Тимченко , и они вместе вели дела с «Совкомфлотом». Но потом отношения партнеров резко ухудшились, более того, в суде Никитин утверждал, что Тимченко стоял за некими, цитата, «криминальными действиями, направленными против меня». Это с одной стороны. А с другой, у Геннадия Николаевича, как известно, очень хорошие отношения с главой «Совкомфлота» Сергеем Франком . Более того, они породнились – дочь Тимченко замужем за сыном Франка. Как писали СМИ, руководитель госкомпании, хоть и никогда не пойдет против решения властей о приватизации, но сам постоянно заявляет о несвоевременности продажи.

Еще один аспект: ведущий перевозчик углеводородов «Совкомфлот» всегда был в сфере внимания Тимченко, который построил свою империю на торговле нефтью и добыче газа. И никто бы не удивился, если бы именно этот бизнесмен однажды стал совладельцем СКФ. Хотя, справедливости ради, у нас нет оснований утверждать, что предприниматель намерен купить акции госкомпании. При этом известна позиция правительства, которое не хочет продавать акции одному стратегическому инвестору, а желает приватизировать «Совкомфлот» через биржу, чтобы пакет достался множеству миноритариев. Это стремление объясняют тем, что такие акционеры, в отличие от одного крупного, не помешают государству управлять компанией.

Разглядеть истинное положение закулисных дел в этой мутной воде довольно сложно. Но есть факты. Правительство постоянно пытается продать «Совкомфлот», причем рассеять пакет в руках мелких инвесторов. И у правительства постоянно ничего не получается. Из чего можно сделать вывод: либо чиновники сами ударились головой о какую-нибудь ось, либо им кто-то крепко мешает.

Москва. 26 августа. сайт - Приватизация ПАО "Совкомфлот" (СКФ) перенесена на 2017 год, сообщает в пятницу газета "Ведомости" со ссылкой на сотрудника Росимущества и федерального чиновника, имеющего отношение к приватизации.

СКФ через Росимущество на 100% принадлежит государству. Правительство РФ в 2016 году рассчитывало продать 25% минус 1 акция судоходной компании. Пресс-секретарь премьер-министра РФ Дмитрия Медведева Наталья Тимакова переадресовала вопрос издания о сроках приватизации "Совкомфлота" представителю Минэкономразвития. Тот сказал, что не располагает подобной информацией, но сообщил, что компания находится в высокой степени готовности к совершению сделки.

По его данным, "ВТБ Капитал" (ВТБК), агент приватизации, должен представить правительству предложения о сроке сделки. Источник газеты, близкий к ВТБК, говорит, что в банке еще не знают о переносе срока приватизации СКФ. В Минтрансе и Минфине не ответили на запрос "Ведомостей". Пресс-службе Росимущества не известно о переносе сроков приватизации "Совкомфлота".

"Решения об условиях приватизации, ее сроках и покупателях - прерогатива акционера", - ответил представитель СКФ. Сотрудник Росимущества сообщил изданию, что в необходимости перенести сделку убеждали менеджеры "Совкомфлота", так как "сейчас не время продавать, рынок на стороне покупателей, к мировым инвестфондам выстраивается очередь".

В июне глава компании Сергей Франк в интервью Bloomberg говорил о первичном размещении акций компании в I квартале 2017 года. Он предлагал, в частности, переждать голосование о выходе Великобритании из Евросоюза: "Важно, чтобы Лондон продолжал функционировать как международный морской узел и не появилось никаких дополнительных препятствий для судоходства". Стоимость компании сильно зависит от подобных внешних факторов, пояснил Франк. Однако в начале июля замминистра транспорта Виктор Олерский заявил, что правительство рассчитывает продать долю в "Совкомфлоте" в 2016 году.

СКФ специализируется на перевозке нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа. Клиенты - крупнейшие нефтегазовые компании РФ: "Роснефть", "Газпром", "НОВАТЭК". Чистая прибыль "Совкомфлота" по МСФО в I полугодии 2016 года в долларах сократилась на 23,3% (до $165,9 млн), выручка - на 9,2% (до $680,2 млн), EBITDA - на 1,9% (до $385,8 млн). В компании это объяснили ослаблением конъюнктуры танкерных перевозок. "В некоторых сегментах танкерного рынка спотовые ставки снизились примерно на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что, безусловно, сказалось на всей отрасли", - прокомментировал ситуацию С.Франк.

Государство думало продать пакет "Совкомфлота" на бирже еще в 2015 году и заработать 24 млрд руб., напоминает издание. Но тогда первичное размещение компании так и не состоялось. Оценка пакета сохранилась на прежнем уровне, говорил в мае министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев.