Проблемы обеспечения населения жильем. Проблема обеспечения военных жильем не решена. Аварийный фонд - Путин поручил расселить

Одна самая большая проблема обеспечения жильем молодых семей это несоответствие в нашей стране размера заработной платы и стоимости жилья. При средней заработной плате в стране, едва ли этих денег достаточно для погашения ипотечного кредита. К тому же молодым семьям это дается сложно в виду заработных плат, зачастую, ниже, чем средняя, а если в семье рождается ребенок, то жизнь превращается в выживание.

Помощь от государства для решения вопроса по обеспечению жильем молодых семей

Государство на протяжении 10 лет пытается предпринимать какие-то шаги для облегчения жизни и покупки недвижимости для молодых семей. Социальные программы обычно рассчитаны на несколько лет и затрагивают самые нуждающиеся группы населения. Последними такими программами являются программы по обеспечению и помощи в приобретении недвижимости молодым семьям, детям-сиротам, инвалидам и другим незащищенным группам граждан. Программы предполагают материальную помощь в приобретении экономичного жилья в виде выдачи сертификатов, которые можно использовать при расчете с ипотечными банками при оформлении займа на покупку недвижимости. После подачи заявлений и одобрения участия в программе, органы государственной власти выдают сертификат на сумму от 600 000 до 800 000 рублей после чего гражданин, подавший заявление встает в очередь на покупку квартиры по субсидии. Минусом программы безусловно является то, что ждать очереди приходится долго, так как на сегодняшний день в программе участвуют уже более 1 млн. семей по всей стране, к тому же частенько застройщики не укладываются в сроки сдачи жилья, поэтому и сроки приобретения жилья и заселения семей сдвигаются.

Проблемы, которые не может решить государство по приобретению льготного жилья для молодой семьи

Безусловно, застройщики не могут снизить стоимость квадратного метра жилья до минимума, так как возведение жилой недвижимости требует колоссальных затрат, однако то, с чем пытается работать местная Администрация каждого региона - это снижение стоимости за счет использования более экономичных материалов, соответствующих ГОСТам и ТУ по строительству. По этой причине во многих регионах страны, Администрация приняла на себя обязательства по строительству и организации коммуникационных сетей в новых домах, а застройщики снижают затраты по материалам, таким образом по новым программам, которые разрабатываются на протяжении нескольких лет, стоимость одного квадратного метра жилья обходится молодым семьям в пределах 30 000 - 35 000 рублей. Заставить банки выдавать ипотеки под низкие процентные ставки государство также не в состоянии, так как этим вопросом занимается ЦБ РФ. Однако в конце 2014 года премьер-министр РФ Д. А. Медведев вынес постановление о том, что для населения процентная ставка не будет превышать 14%.


Программа жилье для молодой семьи - это уникальная российская программа, которая помогает приобрести жилье молодым семьям по сниженной стоимости с помощью государственного...

Приоритетным вопросом, который находится под вниманием государства, является обеспечением жилым помещением военных. В период служебной деятельности в связи с частыми переездами им выдают служебные квартиры или арендованные. По окончании контракта, у отслужившего появляется право на квартиру или дом, выделенные государством.

Жилье для военных

Выдача квартиры или дома регулируется законодательством Российской Федерации. В число регламентов входят следующие законопроекты:

  • Указ Президента Российской Федерации обеспечивает гарантию при увольнении в запас предоставление жилого помещения;
  • ЖК РФ определяет критерии военнослужащего, который может получить жилплощадь;
  • ФЗ «О статусе военнослужащих» и Федеральный закон № 76 устанавливает порядок получения недвижимого имущества;
  • Приказ Мин обороны под номером 510 указывает на условия использования этой льготы;
  • Постановление гарантирует выдачу жилого помещения служащим, которые находятся в статусе военного более десяти лет.

Это основные постановления и приказы, на которые опираются государственные инспекции.

Получи ответ на свой вопрос за 15 минут

Юристов готовы Вам помочь.

Претендовать на недвижимость могут отдельные категории, согласно статье 15 Федерального закона №15:

  • Офицеры, которое прошли обучение в военном учебном учреждении;
  • Граждане, работающие по контракту;
  • Лица, оформившие договор после 1998 года.

Важно знать, законодательством поддерживается проект по получению недвижимого имущества посредством военной ипотеки. Он позволяет участвовать в программе без выслуги лет, а взносы за кредит обеспечиваются государством.

На выдачу жилья имеют право не только сами военные, но и члены его семьи.

Жилье для военных должно отвечать определенным требованиям, которые установлены в законодательстве РФ. Основным является площадь помещения, она рассчитывается из количества членов семьи. Выделяется не менее 18 квадратов на одного человека. При этом, если офицер, для которого предоставляется жилое помещение, погиб, то он все равно учитывается при расчетах.

Важно понимать, что все многоквартирные дома не имеют стандартов, поэтому законодательством устанавливается, что возможно увеличение площади на девять квадратов для одинокого военнослужащего и на 18 квадратов для семьи офицера.

Срок предоставления квартиры военному

Выдача жилого помещения осуществляется на основании решения, которое выноситься специально собранной комиссией. Военный обязан в результате положительного исхода встать на очередь для получения жилплощади. Существуют ситуации, когда он снимается с учета. На это может повлиять самостоятельное приобретение квартиры или нарушения законодательства. В ряде случаев, офицера не допускают к постановке на очередь.

Для определенных категорий граждан, проходящих службу, предоставляется возможность получения государственного сертификата на жилье, социальные выплаты. Некоторые могут войти в накопительно-ипотечную программу.

Важно! Каждый офицер вправе самостоятельно выбирать варианты получения жилого помещения или компенсаций.

Согласно ФЗ «О статусе военнослужащих», а точнее статье 15, срок предоставления квартиры военному , прибывшему на место для прохождения службы, составляет не более трех месяцев. Данная система прописана в первом абзаце указанного ранее законопроекта. Такая льгота предусматривает выдачу служебного помещения для проживания или аренду квартиры за счет государства.

Проблемы обеспечения

Несмотря на поддержку программы законодательством Российской Федерации, воинские части не могут обеспечить своих подчиненных по всем требованиям квартирой или домом. Это происходит из-за отсутствия финансирования или жилплощади в свободном распоряжении. Также зачастую предлагаемые квартиры не соответствуют нормам, которые требуются для комфортного проживания офицера и его семьи.

Проблемы обеспечения военнослужащих решаются в части путем выдачи общежития, пригодного для временного использования, при этом срок устанавливается неопределенный.

Если же у командования военной частью не имеется возможности в выдаче даже общежития, тогда оно арендует жилое помещение, либо производит выплату денежной компенсации ежемесячно за наем квартиры. Порядок определения размера финансовых выплат определяется на законодательном уровне и прописан в Постановлении под номером 000, принятого 01.01.2001 года.

Важно понимать, что военнослужащие считаются обеспеченными жилплощадью, даже если оно съемное или осуществляется выдача финансовой помощи. Министерство обороны указывает на выполнение всех обязательств перед офицером.

Но стоит знать, при выявлении данного факта, следует опираться на Конституцию РФ, в статье 40 указано, что военный должен быть обеспечен постоянным жильем или служебным. Только в этом случае все условия контракта считаются выполненными.

Последние новости по обеспечению военных

Вопрос по выделению квартир для офицеров и на сегодняшний день является наиболее сложным для государства. Хотя Центральный военный округ сообщает, что в 2018 году было увеличение темпов по предоставлению постоянной жилплощади почти в два раза. С января получили заветные метры более 355 служащих, из которых 320 были обеспечены жилищной субсидией. За три месяца 2018 была предоставлена жилая недвижимость для 1200 офицеров, что значительно больше, на 20 процентов, чем за это же время в 2017 году. На накопительно-ипотечные программы выделено более 63 миллионов рублей, данный параметр также значительно больше в сравнении с предыдущим годом..

Последние новости по обеспечению военных позволяют оценить перспективы для офицеров. Известно, что правительство хочет окончательно отменить к 2023 году строительные проекты, обеспечивающие нужды Министерства обороны. Новая программа рассчитана на ипотечное кредитование.

Но есть и хорошая новость, до 2020 года можно не переживать за приостановление субсидирования. Это связано с демографической ситуацией в стране, так как размер выплаты напрямую зависит от количества детей в семье офицера.

Также возможно продление срока службы, так как размер государственной поддержки зависит от выслуги лет. Размер субсидии увеличивается пропорционально сроку службы в военной части.

Обращение в суд

В связи с развито коррупционной системой командование на местах не всегда следует законодательству Российской Федерации, а действуют исключительно в личных интересах. Поэтому обеспечение жильем военнослужащего затягивается. В ряде случаев офицер получает отказ.

Каждый военный вправе обратиться в суд за разрешением конфликтной ситуации в случае несогласия с вынесенным решением. Дела по бездействию командования части или собранных жилищных комиссий оспариваются посредством обращения в военный суд.

Важно знать, истец в данном случае может представлять личные интересы только при наличии юридического образования.

При его отсутствии требуется обратиться за помощью к военному юристу.

Обращение в суд основывается на следующих видах нарушения:

  • Незаконное снятие с очереди;
  • Бездействие командования;
  • Выселение офицера;
  • Несогласие с вынесенным решением жилищной комиссии;
  • Необоснованный отказ в постановке военнослужащего на очередь.

При возникновении проблем следует незамедлительно обратиться к военному юристу за помощью в подаче искового заявления.

Преимущества ведения процесса со специалистом:

  • Написание заявления осуществляется по установленной законодательством форме;
  • Сбор документации проводится под строгим контролем юриста, что исключает возможные ошибки;
  • Выдвигается четкое требование к суду;
  • Сбор доказательной базы осуществляется на основании законодательства Российской Федерации;
  • Процент успеха в деле значительно повышается.

В силу своей юридической неграмотности, истец не сможет правильно составить заявление, что значительно увеличит временные рамки разбирательства.

Вывод

Важно понимать, что законодательство РФ учитывает потребности военнослужащих, но не каждое командование военной части работает честно. Поэтому при возникновении любых вопросов, требуется обращаться в соответствующие органы в административном порядке. Юрист поможет сократить сроки подачи заявления и снизить риск проигрыша. Главное действовать и добиваться соблюдения прав военнослужащих, указанных в конституции РФ.

Важно! По всем вопросам по обеспечению военных жильем, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы по вопросам армии и жилищным вопросам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале , постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Правовые основы гос жилищной политики были заложены, прежде всего Законом РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и Законом РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики".

Благодаря реализации указанных законов установилось фактическое разнообразие форм собственности на жилье, большинство граждан страны стали собственниками занимаемых или квартир и жилых помещений.

Закон РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" утратил силу в связи с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ.

Действующим жилищным законодательством установлено, что правом на получение жилья в домах государственного и муниципального жилого фонда обладают только те граждане, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке. В свою очередь, в качестве критерия нуждаемости установлено отнесение граждан к категории малоимущих. Исключение сделано только для отдельных льготных категорий.

По оценке Правительства РФ доля частного жилищного фонда за 1990 - 2004 годы увеличилась с 33 до 73,5 процента, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 25,6 процента, из них 20,1 процента составляет муниципальный жилищный фонд.

Ежегодно осуществляются сделки, в которые вовлечено более 4,5 процента жилых домов и квартир, находящихся в частной собственности, что является существенным показателем в период становления рынка жилья.

Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные и индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного частичными и индивидуальными застройщиками, в общем объеме жилищного строительства в 2003 году составила более 71,3 процента, из них индивидуальными застройщиками - 39,2 процента.

Вместе с тем наряду с указанными положительными результатами преобразований пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания.

Данные социологических обследований показывают, что жилищная проблема стоит перед 61 процентом российских семей, в той или иной степени не удовлетворенных жилищными условиями. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет 1570 млн. кв. м, для удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд на 46 процентов.

Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья c использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.

На основе указанных оценок была разработана и утверждена Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

В целях повышения доступности жилья для населения программой было предусмотрено обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг, рыночной и административной государственной инфраструктуры, а также оказать бюджетную поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов и займов, молодым семьям.

К 2010 году объемы жилищного строительства должны были увеличиться как минимум до 80 млн кв. м, а ставки по ипотечным кредитам уменьшиться до 8% годовых. При этом каждый третий гражданин страны должен был иметь возможность приобрести жилье с помощью собственных или заемных средств (две трети не могли бы. Следовательно, эта программа рассчитана на состоятельные слои населения).

Кроме того, предусматриваются меры по совершенствованию жилищного законодательства. Правительство намерено способствовать развитию массовой жилищной застройки, сокращать сроки согласования строительной документации и упрощать выделение земель под застройку; ликвидировать «коррупционные схемы» и локальные монополии; развивать малоэтажное домостроение и содействовать формированию рынка строительных материалов.

Решению жилищной проблемы должен способствовать приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» рассчитанный на 6 лет.

. Основное внимание в проекте сосредоточено на уве­личении объемов ипотечного кредитования и жилищного строи­тельства. Посредством снижения ставки рублевых кредитов с 14 % до 8 % и повышения сроков их выплат планируется увеличение количества ежегодно выдаваемых ипотечных кредитов через четыре-пять лет до 1 млн., а объемов кредитования населения - до 415 млрд. руб./год. Снижение ставок производить постепенно: к 2007 г. до 11 %, к 2010 г. до 8 %. Программа по обеспечению граждан доступным жильем должна быть реализована в три этапа, к 2010 г. планируется введение в строй порядка 80 млн. кв.м. нового жилья. Доля воспользовавшихся ипотекой семей должна увеличиться с 8% до 30%

На первом этапе (2006–2007 гг.) Президентом России определены четыре приоритета:

Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования.

Повышение доступности жилья.

Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.

Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.

Для реализации первого приоритета предусмотрена государственная поддержка системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и развитие инфраструктуры рынка ипотечных ценных бумаг. Это позволит увеличить объем ипотечного кредитования и снизить процентную ставку по кредитам.

В рамках второго приоритета оказывается государственная поддержка молодым семьям в приобретении квартир или строительстве индивидуального жилья на собственные средства или с помощью ипотечных жилищных кредитов. (результаты очень скромные. Семьи, получившие поддержку, составляют ничтожную долю от нуждающихся и относятся к средним слоям населения. и без того способным на приобретение жилья).

Для реализации третьего приоритета государство будет сокращать административные барьеры, совершенствовать процедуры предоставления земельных участков под застройку, оказывать помощь в реализации крупных инвестиционных проектов, предоставит государственные гарантии по кредитам на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой и будет субсидировать процентную ставку по таким кредитам. Кроме того, у муниципалитетов появляется право залога муниципальных и неразграниченных земель для получения инвестиционных кредитов на строительство инженерной инфраструктуры.

В рамках четвертого приоритета государство должно интенсифицировать выполнение своих обязательств перед ветеранами и инвалидами, муниципалитеты должны увеличить объемы предоставляемого социального жилья. Военнослужащим и некоторым другим категориям граждан будут предоставляться субсидии на приобретение жилья посредством реализации программы государственных жилищных сертификатов.

Бюджет приоритетного национального проекта (средства федерального бюджета) на первом этапе (2006–2007 гг.) составил 134,3 млрд руб., в том числе прямые расходы – 84,7 млрд руб. и государственные гарантии – 49,6 млрд руб. Основной объем финансирования должны обеспечить внебюджетные источники. Благодаря государственной поддержке, субсидированию процентных ставок по кредитам и предоставлению госгарантий строительным компаниям, банкам и другим предприятиям станет выгоднее работать на рынке жилищного строительства. Они будут нести меньше расходов, должны снизиться экономические риски и, как следствие, цены на жилье.

По второму этапу национального проекта данные в литературе отсутствуют.

Реализация первого этапа национального проекта показала несбалансированность предусмотренных им мероприятий.

Рост ипотечного кредитования действительно увеличил спрос на жилье.

Однако мер по развитию и укреплению строительных организаций, предприятий строй индустрии национальный проект не предусматривал.

В результате темпы ввода жилых площадей стали отставать от роста платежеспособного спроса, что вызвало резкий рост цен на жилье.

Ипотечные кредиты оставались мало доступны гражданам со средними и те более низкими доходами.

В ноябре 2008 г. Распоряжением Правительства РФ № 1662-р была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

В Концепция констатируется, что несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей - семьям с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются недостаточная развитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке. Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение и приводит к постоянному росту цен на него. В этой ситуации большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения.

Иными словами, ни одной из проблем, которые констатировались в начале реализации национального проекта на практике не разрешено.

В Концепции отмечается, что существенным препятствием развития массового жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельными участками и необходимой инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.

Стратегической целью государственной жилищной политики является обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения.

Необходимо обеспечить условия для существенного роста объема жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке. В этих целях создан Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, которому для расширения масштабов эффективной поддержки массового строительства жилья для всех категорий граждан будут переданы земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и не используемые для реализации полномочий Российской Федерации.

Развитие массового жилищного строительства потребует развития промышленной базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов, стимулирования применения новых технологий в строительстве и новых строительных материалов, развития свободной конкуренции между частными коммерческими и некоммерческими застройщиками.

Для обеспечения участков массового жилищного строительства инженерной, коммуникационной и социальной инфраструктурой и развития рынка земельных участков будет формироваться практика частно-государственного партнерства, которая обеспечит строительство и реконструкцию инженерной и социальной инфраструктур в соответствии с потребностями жилищного строительства, особенно при комплексном освоении земельных участков.

Активное развитие получит малоэтажная застройка, в том числе осуществляемая с использованием деревянных конструкций заводского изготовления на базе современных технологий.

Можно констатировать, что начавшийся экономический кризис вряд ли позволит реализовать положения Концепции в обозримой перспективе. (Программа жилищного кредитования в связи с кризисом практически провалена. Доля го-ва в финансировании ипотечного кредитования в 2009 г. снизилась с 600 млрд. до 60 млрд. руб. При этом кредиты получают не граждане, а банки, которые наживаются на разнице в процентных ставках. Попытки Правительства обуздать банки оказываются тщетными. В связи с всплеском безработицы положение многих граждан, взявших ипотечные кредиты, трагическое. Государство в этой ситуации спасает банки, а не граждан).

В целом на сегодняшний день жилищное строительство и рынок жилья резко сократились по причине, главным образом, сокращения вкладов средних слоев населения в покупку жилья, являвшегося в предыдущие годы из-за постоянного и быстрого роста цен хорошим способом вложения свободных средств.

ЖИЛЬЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Третьякова Людмила Павловна

студент 2 курса, кафедра экономической теории Алт ГУ, Международный институт экономики, менеджмента и информационных систем, г. Барнаул

E - mail : r 2208@ bk . ru

В настоящее время в российском обществе активно обсуждается вопрос о способах решения социально-экономических проблем и необходимости реформы жилищно-коммунального хозяйства. Причем научные и общественные дискуссии проходят на фоне действий, предпринимаемых властями различных уровней. Однако логика современных российских политиков «надо что-то делать, а то будет еще хуже» не выдерживает критики. Представляется, что в решении таких масштабных вопросов, как жилищный, предпочтительнее руководствоваться старинной российской пословицей о том, что необходимо семь раз отмерить, и только один раз отрезать. Она особенно верна для жилищного вопроса ввиду его, с одной стороны, особой важности, а с другой - сложности и комплексности. Список отрицательных последствий отсутствия жилья для человека достаточно велик. Иметь крышу над головой - это базовая потребность человека. Однако измерить ее достаточно сложно, так как здесь возникает проблема размера, стоимости, расположения жилья, наличия удобств и т. д. Спрос на жилье также достаточно сложно определить, так как он растет не только по мере увеличения численности населения, но и возникновения новых домохозяйств, повышения продолжительности жизни, развития стремления жить самостоятельно.

Жилищная политика имеет самое непосредственное отношение к социальной политике, так как служит решению социальных целей и росту благосостояния населения. Она тесно взаимосвязана и взаимодействует с другими отраслями социальной сферы. Жилищная политика затрагивает все стороны жилищного вопроса. Это определяется тем, что для его решения в современных условиях необходима консолидация и личных, и коммерческих, и государственных усилий. Вмешательство государства в решение жилищной проблемы связано с тремя ее аспектами, а именно строительством, распределением и поддержанием жилого фонда.

Специфика жилья состоит в том, что, с одной стороны, это рыночный товар, а с другой - социальная услуга. Практика показывает, что экономические и политические факторы, обусловливающие прямое вмешательство государства в жилищную систему, часто перевешивают социальные. В настоящее время жилье оказалось в эпицентре тенденции ухода от модели государственного вмешательства для обеспечения права на жилье к рыночной модели, где экономическое процветание становится главным гарантом удовлетворения потребности в жилье. Жилищная политика является важным средством государственного участия в решении жилищной проблемы. При этом для обеспечения социально приемлемых форм распределения жилья нужны соображения не только экономической эффективности, но и социальной справедливости .

Классическое определение социальной политики включает в себя наряду с образованием, здравоохранением, социальным обеспечением и личными социальными услугами, которые традиционно входят в предмет ее компетенции, и решение жилищной проблемы. Это связано с важностью для человека возможности обеспечить себе и своей семье крышу над головой. Между тем в настоящее время речь идет практически только о реформе ЖКХ, в результате чего реализация и формирование жилищной политики, по существу, отождествляются с реформой ЖКХ и рассматриваются прежде всего в технико-экономических терминах. При этом сознательно или несознательно игнорируются или замалчиваются более глубокие социальные последствия предпринимаемых в данной области действий. В связи с этим, рассмотрение жилищной политики как части социальной политики предполагает ряд уточнений.

Так политика неразрывно связана с государством, которое играет важную роль в решении социальных проблем, используя для этого различные методы: косвенно регулирует социальные процессы; непосредственно участвует в оказании социальных услуг населению.

Обобщение моделей социальной политики различных стран показывает, что, с одной стороны, реализация одних и тех же целей возможна различными способами, с другой стороны - страны преследуют разные цели в своей социальной политике.

Модели социальной политики легко группируются в зависимости от степени участия государства в решении социальных проблем. При этом традиционно выделяются два полюса: либеральная рыночная и социал-демократическая модели. Первая исходит из того, что социальные проблемы решаются более эффективно при минимальном участии государства. Это подразумевает, что государство приходит на помощь человеку только тогда, когда не остается другой альтернативы в лице рынка, различных институтов взаимопомощи и благотворительности, семьи и близких. То есть государство, по существу, становиться последней инстанцией оказания поддержки нуждающимся. При этом то, что человек оказался в трудной ситуации, рассматривается прежде всего как его личная неудача.

Социал-демократическая модель признает необходимым участие государства для обеспечения справедливого распределения социальных благ. Государство берет на себя обязательство обеспечить определенный минимальный стандарт благосостояния как право гражданина. Поэтому социальные программы рассматриваются как неотъемлемая составная часть жизни современного общества.

В дополнение можно упомянуть еще одну модель - структурную - когда государство берет на себя полную ответственность за благосостояние населения, соотнося оказание социальных услуг с потребностями людей. Эта модель основана на опыте теории и практики социальной политики в СССР и других социалистических странах.

Следует отметить, что эти модели не являются описанием опыта конкретных стран, а позволяют выделить общее и особенное среди всего многообразия социальных программ. Поэтому на практике эти модели могут так или иначе пересекаться

Жилье следует рассматривать как мериторный товар. Оно может в принципе быть произведено на рынке, но его индивидуальное потребление вызывает не только личные, но и более широкие социальные последствия. Без вмешательства государства может возникнуть тенденция к недостаточному потреблению или ввиду непонимания людьми важности удовлетворения потребности в жилье, или из-за недостатка средств.

Жилищная проблема особенно ярко обнажает связь экономики и социальной сферы. С одной стороны, обеспеченность «крышей над головой» является базовой потребностью человека. С другой стороны, строительство, поддержание и продажа-сдача в наем жилья стали важными проявлениями экономической активности. Более половины всех инвестиций в строительство приходится на жилищное строительство, которое выступает как источник занятости.

На современном этапе проблемы в жилищной политике России связаны с тем, что на переднем плане сегодня в России - продвижение рыночной модели жилищной политики, в результате происходит изменение соотношения между ее экономической и социальной составляющими. Причем экономические и политические соображения преобладают над социальными аргументами в пользу прямого вмешательства государства в жилищную сферу.

Жилье как социальная проблема: роль государства

Для того, чтобы определить жилищный вопрос как социальную проблему, необходимо иметь ввиду, что у социального в данном контексте есть два аспекта. Во-первых, человек испытывает трудности, которые в современном обществе признаются как недопустимые и поэтому требуют решения. Во-вторых, для того, чтобы их преодолеть, ему нужна помощь со стороны общества. При этом следует помнить, что возникновение многих социальных проблем не зависит от воли самого человека, а вызвано социально-экономическими процессами, протекающими в современном обществе.

В самом широком смысле жилищный вопрос в современном развитом обществе связан с обеспечением права на жилье, или если точнее, права на достойное жилье. Следует отметить, что при социализме жилищная проблема имела несколько другой смысл. Ставилась задача полного решения жилищного вопроса, что подразумевало обеспечение населения жильем в соответствии с рациональными нормами его потребления. Хотя нормы эти тоже не были статичны и изменялись с течением времени.

Таким образом, решение жилищной проблемы в том или ином виде связывается с государством. Предполагается, что государство должно приложить для этого определенные усилия. В этом контексте жилищная политика - это форма вмешательства государства в строительство, распределение и использование жилого фонда, регулирование жилищного хозяйства (домов), которые влияют на его расположение, характер и наличие, и права, связанные с жильем, без учета формы собственности недвижимости, земли или средств строительства. При этом цели и задачи жилищной политики должны формироваться с учетом общих целей и задач социальной политики.

Включение жилищной проблемы в сферу социальной политики в развитых странах всегда было достаточно спорным, в частности потому, что государство в этом секторе обычно играло роль меньшую, особенно в области предложения жилья. Большинство жилого фонда концентрировалось в частном секторе, и хотя государство его регулировало (и стимулировало), нет однозначного мнения, насколько государственное вмешательство желательно и в каких пределах. В жилищной политике достаточно сильны экономические и финансовые аспекты, которые чаще всего доминируют в открытых дискуссиях.

Масштабы вмешательства государства определяются в соответствии с выбранной моделью социального развития. В советское время большая часть жилого фонда принадлежала государству и сдавалась гражданам в наем. Однако всегда существовал и частный сектор, включавший частные дома в сельской местности и жилищно-строительные кооперативы в городах. При этом признавалась необходимость привлечения средств населения к строительству и эксплуатации жилья. Во-первых, нехватка жилья и жесткая регламентации его распределения рассматривались как сдерживающий фактор удовлетворения потребности людей в жилье. Во-вторых, так как происходил рост доходов и уровня благосостояния населения, то предполагается, что оно уже способно выделять средства на жилье.

Популярность собственного жилья и поддержка этой идеи государством - характерная черта развития жилищного вопроса в XX веке. Для тех, у кого есть средства, это, кроме того, и хорошее вложение в недвижимость. Возможность получить средства для покупки жилья через долгосрочный кредит, который можно частично выплачивать в течение 20-25 лет и который гарантирован стоимостью жилья, сделал допустимым его приобретение широкому кругу людей. Это, в свою очередь, подтолкнуло строительство частного жилья на продажу, так как из-за кредитов расширился спрос на жилье. Его стимулировало и предоставление налоговых льгот, обычно в виде вычета из подоходного налога выплат процентов по ипотечному кредиту.

Наряду с этим, государство поддерживало местные власти в развитии так называемого социального жилья, чтобы дать малообеспеченным группам населения возможность снять жилье по доступным им ценам. Сейчас его роль уменьшается, в основном оно предоставляется безработным и низкооплачиваемым, кто не может себе позволить взять кредит.

Обеспечение таким жильем часто сталкивается со следующей проблемой: предоставление каждой последующей новой единицы жилья может быть дороже, чем старой (рост стоимости строительства или земли, выплата большей части займов и кредитов по старому жилью, рост процентных ставок). Серьезные трудности с ремонтом и поддержанием старого жилого фонда приводят к развитию тенденции роста затрат в долгосрочной перспективе. Поэтому финансовая ситуация в сфере социального жилья значительно варьируется и зависит от возраста и состояния жилого фонда, размаха нового строительства и его месторасположения.

В некоторых странах - Франции, Германии, США - государство предоставляет субсидии частным провайдерам с тем, чтобы они могли сдавать жилье нуждающимся по низким ценам. Квартплата таким образом находится на уровне ниже рыночной, пока действует субсидия или в течение определенного времени.

Изменение фокуса государственного регулирования и важную роль частного сектора можно особенно ярко увидеть в Великобритании, где происходят изменения соотношения различных форм обеспечения жильем. Например, увеличилась доля собственников жилья и людей, снимающих жилье в государственном секторе у местных органов власти, снизилась доля нанимателей в частном секторе. Причем такой сдвиг часто объясняют именно вмешательством государства, в частности, введением контроля за квартирной платой и защитой квартиросъемщиков перед лицом владельцев. Последние, в свою очередь, обвиняли государство в том, что они не могут получить коммерческую выгоду, и это заставило многих продать дома или снести их. Отчасти это можно объяснить тем, что старые дома были снесены в рамках программ борьбы с трущобами, а новые уже строились инвесторами в расчете на продажу. Причем и государственные организации, и частные поощрялись к строительству, в то время как частники, сдававшие жилье в наем, не получали никакой поддержки.

Что касается конкретного воплощения участия государства в решении жилищной проблемы, то возможно много вариантов, причем они достаточно хорошо отработаны в мировой практике. Например, известный британский экономист Гленстер выделяет, по крайней мере, шесть областей государственного вмешательства, которые широко используются в развитых странах:

·регулирование стандартов строящихся домов и разрешение на эксплуатацию уже занятых;

·контроль за квартирной платой в частном секторе и обеспечение срока проживания некоторым категориям жильцов;

·строительство, владение и управление собственными зданиями;

·субсидирование расходов квартиросъемщиков как в государственном, так и в частном секторе и жилищных ассоциаций;

·субсидирование улучшения жилья частными и государственными владельцами;

·субсидирование приобретения жилья через налоговую систему.

Одна из основных проблем жилищной политики - отношение между выбором и ограниченностью ресурсов. При ограниченности ресурсов необходим выбор, удовлетворяющий и потребителя, и производителя, и государственный спрос. При этом государство сталкивается с рядом дилемм, например, помогать конкретным людям или субсидировать жилье; развивать социальное жилье или поощрять частное. Современный мировой опыт демонстрирует следующие основные тенденции участия государства в решении жилищной проблемы:

·предоставление субсидий частному, а не государственному сектору;

·предоставление субсидий человеку/семье/домохозяйству, а не их привязка к жилому фонду;

·сокращение прямых государственных ассигнований на решение жилищной проблемы при сохранении налоговых льгот для владельцев жилья.

Сравнение практики жилищной политики в развитых капиталистических странах и в социалистических странах позволяет сделать парадоксальные выводы.

·Арсенал методов, которые могут быть использованы для помощи населению в решении жилищного вопроса, хорошо известен и принципиально не отличается ни в развитых, ни в бывших социалистических странах - это или кредиты и субсидии на покупку собственного жилья и оплату услуг, или предоставление государственного жилья.

·Многие исследования показывают, что методы, использованные правительствами, приверженными к различным идеологиям, практически мало отличались друг от друга. Наиболее яркий пример - жилищная политика кабинетов консерваторов и социалистов во Франции.

·Жилищная проблема до конца нигде не была решена в том виде, в каком она формулировалась.

·Российское правительство, очевидно, стремится свернуть свое вмешательство в решение жилищного вопроса и переложить его на плечи граждан-собственников. При этом утверждается, что если человек владеет жильем, то он будет лучше заботиться о нем. Да, но если у него будут на это соответствующие средства. В результате современная российская жилищная политика складывается под воздействием трех основных факторов.

Во-первых, в условиях перехода к рынку в российском обществе появились новые проблемы - бездомность, и частично бедность. Здесь имеется ввиду широкое понимание бедности, которое подразумевает не просто уровень дохода или потребления, а включает состояние здоровья, образование, социальную мобильность. Городские бедные страдают от перенаселенности, насилия, выделения их в гетто. С другой стороны, современная Россия сталкивается с проблемой социальной поляризации, концентрации бедности и богатства. Частное строительство на продажу быстро развивается, в то время как рыночные цены на новое жилье и поддержание старого жилого фонда достаточно высоки. В результате доступ к жилью становится проблематичным для населения, которое не может себе позволить его купить.

Во-вторых, местные органы власти играют важную роль в развитии и реализации жилищной политики.

Изменения в структуре управления, связанные с выборностью региональные властей, дают последним большую возможность в разработке и реализации жилищной политики в рамках общефедеральной линии. Децентрализация принятия политических и экономических решений является основным направлением политического развития России. Считается, что это открывает возможности для более существенных институциональных изменений, повышает демократизацию и степень участия гражданского общества. Сегодня местные власти отвечают за оказание ряда услуг населению. Однако у них возникает проблема выполнения возросших обязанностей.

В-третьих, перенос жилищного бремени с государства на человека и семьи отражает сдвиги в оказании социальных услуг в сторону рыночного видения социальной политики.

Относительная роль частного и государственного секторов изменяется: частный сектор все больше замещает государственный. Продвижение рыночных принципов стало определяющим фактором развития жилищного сектора. Однако важная роль государства остается в определении политики, внедрении регулирующих механизмов и развитии институциональной структуры для обеспечения социально-уязвимых граждан. Поэтому особенно остро встает вопрос об интеграции экономических и социальных аспектов жилищной политики.

Обеспечение жильем некоторых категорий граждан, установленных федеральным законодательством (на примере Алтайского края)

По данным статистики, обеспеченность жилой площадью в среднем на одного сельского жителя Алтайского края выросла с 17,9 кв. м в 1990 г. до 21,1 кв. м. в 2007 г. (или на 17,8 %). За этот же период значение данного показателя для городского населения увеличилось на 30 % с 15,52 до 19,7 кв. м. Таким образом, село постепенно теряет одно из своих преимуществ - более высокую обеспеченность населения жильем .

Рис унок 1. Обеспеченность жильем сельского и городского населения Алтайского края в 1990-2007 гг. (кв. м на человека)

Так при реализация Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в Алтайском крае среди ветеранов, получивших жилье в 2010-2012 гг. (из числа вставших на учет после 01.03.2005), 72 % составили жители села. По данным Главалтайсоцзащиты только 14 % ветеранов (857 человек) приобрели жилье в селах и районных центрах, остальные пополнили число городских жителей края (или 4902 человека).

Низкий уровень ввода жилья привел к изношенности и обветшалости сельского жилого фонда: в 2,5 раза выросла доля каменных домов (квартир) с износом свыше 70 %, а деревянных и прочих - с износом свыше 65 % .

Положительная динамика жилищного строительства стала наблюдаться в 2011 году. Введено в эксплуатацию 661,59 тыс. кв. м общей площади жилых домов, что на 2 тыс. кв. м больше, чем в 2010 г.

В сельской местности введено 231,3 тыс. кв. м общей площади, что составляет 32,2 % от общего ввода по краю и на 0,2 % превысил показатель 2010 года. Для ветеранов Великой Отечественной войны построено 26 жилых домов.

Рис унок 2. Ввод общей площади жилых домов (тыс. кв. м)

Согласно платежеспособному спросу населения на жилье, застройщики продолжают реализацию мер по увеличению числа вводимых квартир при сокращении их среднего размера: по сравнению с докризисным 2007 г. число возведенных квартир возросло на 2156 квартир, при этом средняя площадь возведенных квартир сократилась на 13 кв. м. Эта тенденция говорит с одной стороны - об увеличении числа новоселов, с другой - об ориентации застройщиков на возведение жилья экономкласса .

Рис унок 3. Соотношение числа введенных в эксплуатацию квартир и их среднего размера

Несмотря на заметный рост, по-прежнему низкими остаются значения показателей благоустройства жилья. Так, в 2007 г. только чуть более половины (54 %) жилой площади на селе была оборудована водопроводом, 38 % - канализацией и 7 % - горячей водой .


Рис унок 4. Обеспеченность сельских районов Алтайского края коммунальными услугами в 1996-2007 гг. (% оборудованного жилья к общей площади жилого фонда)

Неудовлетворительное состояние большого количества жилья обусловлено, кроме физического износа, неэффективной системой управления, недостаточным объемом финансовых ресурсов, направляемых на его содержание, текущий и капитальный ремонт, высокой степенью износа оборудования и инженерных сетей. Некоторые дома не ремонтировались по 40-50 лет .

Кроме того, в действующем жилищном законодательстве отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажных домах не служит основанием для признания жилого дома непригодным для проживания и постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, по информации Главалтайсоцзащиты, около 31 % ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны не переселяются во вновь приобретенное жилье. Причины такого поведения пожилых людей носят как психологический, так и экономический характер. При обследовании социально-бытовых условий ветеранов после перечисления субсидии за приобретенное жилье, проводимых органами местного самоуправления, фиксировались категорические отказы некоторых ветеранов от выселения из старого жилья и покидать «родные стены», несмотря на отсутствие систем благоустройства и признание жилья непригодным для проживания, а также тенденция минимизации потребления и всемерного самоограничения как императива выживания. Новое жилье выступало либо как источник дополнительных доходов от сдачи его в аренду, либо переоформлялось в собственность родственников. В единичных случаях проводилась реконструкция старых домов на имеющихся земельных участках.

В настоящее время в Алтайском крае только 12 % земельных участков от общей площади территории перспективного развития обеспечены инженерной инфраструктурой. Проблема «инфраструктуры» сегодня стала серьезным препятствием для развития жилищного строительства.

Органам местного самоуправления необходимо принимать меры по организации территорий для комплексного освоения в целях строительства жилых домов, в том числе для отдельных категорий граждан.

В первую очередь необходимо планировать развитие территории с учетом потребности жилья. Перспективы развития жилищного строительства должны учитываться при разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований. Данная программа должна быть основой для разработки инвестиционных программ организациями коммунального комплекса, в которых предусматривается финансирование строительства и модернизации системы коммунальной инфраструктуры через тарифное регулирование.

По данным органов местного самоуправления суммарный предполагаемый ввод жилья в 2012 году составляет 506 тыс. кв. м общей площади, что отбрасывает край на уровень 2006 года.

Анализ динамики цен на жилье демонстрирует стабилизацию цен на первичном рынке жилья и рост на вторичном. Одной из причин такого явления на вторичном рынке является значительное поступление бюджетных средств для обеспечения жильем участников государственных программ .

Рис унок 5. Средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья в Алтайском крае

Основная часть колоссальных бюджетных инвестиций ушла на вторичный рынок, в том числе за время реализации Указа Президента Российской Федерации в Алтайском крае 5469 ветеранов приобрели квартиры на вторичном рынке жилья и только 4 % ветеранов (или 264 ветерана) приобрели квартиры на первичном рынке жилья, в том числе 26 ветеранов построили индивидуальные жилые дома. Сумма израсходованных на данные цели средств федерального бюджета составила 5607015,505 тыс. рублей.

Рис унок 6. Размер субсидии ветеранам Великой Отечественной войны в Алтайском крае

Проблема при приобретении жилья заключается в том, что размер субсидии ветеранам рассчитывается как произведение общей площади жилья, равной 36 кв. м на среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, ежеквартально утверждаемую Министерством регионального развития Российской Федерации. В 2009 году расчет субсидии производился, исходя из 22 кв. м общей площади.

Несмотря на увеличение размера общей площади с 22 до 36 кв. м для расчета субсидии, данные средства не позволяют гражданам приобрести благоустроенное жилье без добавления собственных средств.

В общем контексте жилищной реформы в России остро встает вопрос о выборе приоритетов. В настоящее время они в основном носят финансово-экономический характер - повышение рентных платежей и переход от субсидирования жилых помещений к субсидированию людей с установлением системы защиты социально незащищенных слоев населения. Однако практика показывает, что для преодоления жилищной необеспеченности необходимы не только поддержка доходов, но и такие стратегии, как:

1.Строить квартиры и дома, привлекая бюджетные кредиты, и затем предлагать их участникам программ.

2.Решать вопросы формирования земельных участков, обеспечения их инженерной, коммунальной, социальной инфраструктурой и представлять застройщикам на аукционах.

3.Осуществлять формирование жилищно-строительных кооперативов из числа нуждающихся в обеспечении жильем работников бюджетной сферы, многодетных семей и предоставлять им для жилой застройки земельные участки без аукциона.

Список литературы:

1.Сергиенко А.М., Родионова Л.В., Социальная сфера села: ее особенности развития в агропромышленном регионе.// Экономическая и социальная политика: теоретические и прикладные аспекты, сборник статей. - АГУ. Барнаул. - 2009. - 355 с.

2.Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае. Специальный доклад «О соблюдении прав отдельных категорий граждан на жилище в Алтайском крае» [Электронный ресурс].// - Режим доступа: URL: http://protmen.ru/index.php?c=bibl/spec/spec1 . (дата обращения 19.10.2012).

3.Управление Алтайского края по строительству и архитектуре. Доклад «О мерах, принимаемых управлением Алтайского края по строительству и архитектуре по сохранению и наращиванию объемов работ на строительном рынке Алтайского края в 2011- 20123 годах». [Электронный ресурс].// - Режим доступа: URL: http://stroy22.ru/news/2012/03/27/itogi_rabotyi_stroitelnogo_kompleksa_a... (дата обращения 19.10.2012).

4.Чубарова Т.В. Социальные аспекты жилищной политики//Жилищный вопрос как проблема социальной политики. - ИМЭПИ РАН. - М., 2004. - 179 с.

Одной из острых проблем в практике предоставления помещений нуждающимся гражданам является обеспечение жильем детей - сирот.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещенийГражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.03.2015). - Режим доступа: http://base.consultant.ru/. - Загл. с экрана..

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным выше, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учрежденияхФедеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 25.11.2014). - Режим доступа: http://base.consultant.ru/. - Загл. с экрана.. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.

В случае выявления определенных обстоятельств содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз Попов С.Н., Мишунина А.А. Об особенностях реализации государственной жилищной политики в России на современном этапе // Власть. - 2009. - №11. - С. 112-114..

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, оставшимися без попечения родителей, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Приведем пример судебной практики.

Семенов Р.Г. обратился в Балезинский районный суд с иском к Отделу по делам семьи и охраны прав детства Муниципального образования «Балезинский район» о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления на предоставление жилого помещения. Исковое заявление обосновано тем, что в начале ДД.ММ.ГГГГ из средств массовой информации узнал, что органы опеки и попечительства обязаны истцу, как сироте, предоставить жилье или денежную компенсацию для приобретения или строительства жилья собственными силами. Узнав данную информацию, обратился в органы опеки и попечительства г. Глазова. В ДД.ММ.ГГГГ из Министерства образования УР пришло письмо от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что в учетном деле истца, как сироты, заявление о предоставлении жилого помещения, а также сведения о нуждаемости в жилом помещении отсутствуют. Истец не обладает специальными юридическими знаниями, а органы опеки и попечительства МО «Балезинский район» не разъяснили, что истец обладает вышеназванным правом, опекуны тоже не знали данной информации. В настоящее время истец остро нуждается в жилье, у него растет несовершеннолетний ребенок. Просит восстановить срок на подачу заявления о предоставлении жилого помещения детям - сиротам на основании ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года. Суд требования удовлетворил Решение Глазовского районного суда (Удмуртская Республика) № 2-297/2015 от 28 января 2015 г. - Режим доступа: http://sudact.ru/. - Загл. с экрана..

Самая актуальная проблема - это обеспечение жильём детей-сирот, которые покинули детские дома и сами стали родителями в некоторых случаях. Благодаря тому, что региональный бюджет выделяет большое количество средств, приобретается жильё и, естественно, эта тема обсуждается, появляются новые люди, которые были ущемлены в правах - в своё время не поставлены на учёт или на очередь, либо они не знали, что надо встать в очередьКундалев-Лычковский Е.В. Надзор за исполнением законодательства в сфере реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // Законность. - 2013. - N 7. - С. 22 - 24..

Заявителями являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 16 лет, законные представители, их законные представители, лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей.

Для получения услуги необходимо подать заявление с приложением необходимых документов в Управление муниципального жилья Администрации г. Ижевска непосредственно заявителем (при достижении им 16 лет) либо законным представителем заявителя. В результате предоставления муниципальной услуги заявителю выдают решение о постановке на учет для получения жилого помещения (или об отказе в принятии на учет)Постановление Администрации г. Ижевска УР от 27.01. 2012 г. № 74 «Об утверждении Административного регламента муниципальной услуги «Постановка на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/. - Загл. с экрана..

На сегодняшний день в Удмуртии 6773 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 1282 находятся в учреждениях для детей-сирот. У 946 наступило право на получение жилья.На обеспечение жильем в 2014 году бюджетом было предусмотрено почти 192 миллиона рублей. Еще свыше 88 миллионов рублей выделено из федерального бюджета. На 1 января этого года приобретено 205 жилых помещений для 218 детей-сиротОтчет о деятельности за 2014 год // Официальный сайт Министерства образования и науки Удмуртской Республики и Комитета по делам семьи и демографической политике при Правительстве УР. - Режим доступа:http://semya.udmurt.ru/. - Загл. с экрана..

По новой системе предоставления жилья, сироте на 5 лет предоставляется квартира на условиях социального найма. Если за это время он не успел социализироваться (болел, не нашел работу), срок продлевается еще на пять лет. Все это время выпускник детдома платит только за коммунальные услуги. Далее жилье передается в пользование. Через 5 лет, когда ребенок получит образование, возможно женится, он может продать жилье и распоряжаться им дальше так, как хочет. В случае, если у выпускника детдома есть проблемы с трудоустройством, социальной реабилитацией или правопорядком, действие договора найма может быть продлено еще на пять летТарусина Н.Н. Семейное законодательство России и стран ближнего зарубежья об опеке и попечительстве: сравнительная характеристика подходов // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2013. - № 4. - С. 50 - 53.

Мы считаем, что поправка в закон была внесена правильно. Совершенно справедливо приведено, то, что дети выходят из приюта совершенно неадаптированные к взрослой жизни, не понимают, какую ценность это жильё представляет, и становились жертвами мошенничества, когда квартиру или дом у них выкупали, предоставляя либо небольшую сумму денег, либо жильё, которое несравнимо с тем, которое ему давали. Поэтому вот этот срок пять лет, нужен чтобы он понял, что в будущем будет его собственность, чтобы почувствовал себя хозяином в нём. И опять же защитить его права и интересы, чтобы сирота не остался бездомным.Кроме того, теперь дети старше 23 лет, которые до сих пор не смогли реализовать свое право на жилье, могут стоять в очереди на приобретение, пока не получат его.

Несмотря на проводимую работу проблемы с обеспечением жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей остаются. Сразу пять совершеннолетних ребят, имеющих статус сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, обратились за помощью в правозащитный центр. Все они в разное время подали заявления в Администрации городов и районов, в которых проживают, с просьбой предоставить им жилье во внеочередном порядке. В пресс-службе правозащитного центра рассказали, что представители Администраций действовали как под копирку, вручив каждому решение о постановке в очередь на жилье, мотивировав это тем, что в данный момент предоставить его они, не имеют возможности, а также, что вопрос будет решаться по мере поступления средств на эти цели. Между тем, согласно действующему законодательству, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имею право на внеочередное получение жилья, соответственно, ни о какой постановке на учет не может быть и речи. Правозащитники обратятся в республиканскую прокуратуру с просьбой защитить права детей-сиротВоронович С.О. Социально-экономические особенности развития рынка жилой недвижимости в России // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2011. - №4. - С. 76-78..

Кроме того, как отмечают в министерстве, в последнее время сироты стали активно обращаться в суды по вопросам предоставления жилья. Только за прошлый год в Удмуртии было 162 подобных судебных решений. В настоящее время в судах рассматривается еще 483 аналогичных делаНовости Удмуртии. - Режим доступа: http://udmurtia.tv/taxonomy/term/539/0. - Загл. с экрана..

Для выделения жилья детям сиротам планируется создать специализированный жилой фонд. Большой акцент в этом вопросе Удмуртия делает на строительство жилья, поскольку прежняя практика, предполагавшая выделение денег муниципалитетам для приобретения жилья, порождала большое количество злоупотреблений. Опыт по строительству жилья для сирот уже реализуется в Ижевске в Ленинском районе - это строительство отдельных многоквартирных домов. Минимальная жилая площадь, на которую может претендовать нуждающийся сирота, составляет 18 кв. метров, максимальная - 36 метров. Минстрой Удмуртии в настоящее время занимается разработкой проекта отдельной квартиры для специализированного жилого фонда (её площадь, ориентировочно, составит 24 кв. м.), а также проекта отдельного сельского дома.

В Удмуртии работа по строительству собственного жилого фонда началась еще в прошлом году. Дома возводят в Ижевске, Можге, Вавожском, Воткинском, Селтинском, Юкаменском и Игринском районах. В настоящее время сдано 51 жилое помещениеГородилова Е. Газетная рубрика: Удмуртская Республика. - Режим доступа: http://izhevsk.mk.ru/article/2013/02/27/818791-pravo-na-zhile.html. - Загл. с экрана. .

Однако этого количества не хватает, а по приобретению жилья на вторичном рынке у муниципальных образований возникают определенные проблемы. Для их решения возможны пути решения, а именно: необходимо разработать оптимальные проекты по строительству новых домов для сирот, а также рассмотреть возможность реконструкции имеющихся зданий (брошенных, недостроенных зданий, свободных жилых помещений) под дома для детей-сиротГарипова З.Л. Роль государства в повышении жилищных стандартов населения через обеспечение доступности жилья // СИСП. - 2012. - №1. - С. 82-84..

Президент Удмуртии отметил, что в регионе довольно много домов, пригодных для проживания при условии проведения в них капремонта. В качестве примера он привел двухэтажный трехподъездный дом на 24 квартиры в Можгинском районе. В настоящее время он стоит без окон, но провести ремонт будет гораздо дешевле, чем строить новый дом. И такие здания есть практически в каждом районе.

Мы считаем для того, чтобы решить данную проблему, необходима разработка и принятие Республиканской целевой программы по ремонту и переводу ветхого жилья в фонд поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализация указанной программы позволит обеспечить жильем большее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейАймалетдинов Т.А. Представления россиян об ипотеке как о способе улучшить жилищные условия // Мониторинг. - 2013. - №3. - С. 115..

В рамках программы Администрации муниципальных районов будут предоставлять сведения о жилье пригодных для проживания, какого ремонта требует жилое помещение, количество предполагаемых мест.

В соответствии с Законом об образовании четко определено, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимаются в учреждения вне конкурсаЗакон Удмуртской Республики от 06.03.2007 г. № 2 - РЗ (ред. от 04.02.2015) «О мерах социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/. - Загл. с экрана..

Несмотря на общие требования к приему граждан в образовательные учреждения, дети - сироты, не имеющие закрепленного жилья, вынуждены выбирать только те профессиональные училища, у которых есть общежития. Следовательно, если у профессионального училища нет общежития, то оно должно предоставить жилую площадь абитуриенту.

В последние годы все чаще возникают ситуации, когда учреждения профобразования отказывают в праве на обучение сиротам из-за того, что данная категория детей трудная, не законопослушная, склонная к антиобщественным действиям, слабо мотивированная на обучение.

При приеме в профессиональное училище - личное дело ребенка-сироты по завершении пребывания в организации для детей-сирот направляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (учебы).

Орган опеки и попечительства по новому месту жительства не позднее дня, следующего за днем получения личного дела, обязан поставить подопечного на учет в установленном порядке. В образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования иногородним абитуриентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное питание с момента их прибытия в учебное заведение и до зачисления на учебуПостановление Правительства РФ от 18.05. 2009 г. № 423 (ред. от 14.02.2013) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/. - Загл. с экрана..

В реальной жизни директора детских домов привозят детей в профессиональные учреждения 30-31 августа, однако к 15 сентября дети, не будучи зачислены - (нет приказа по учреждению) испытывая негативное, порой некорректное отношение педагогического персонала или под воздействием психологического давления, самовольно покидают учреждение, и социальные педагоги профессиональных учреждений, не знают, где находятся дети и несвоевременно информируют об этом органы опеки, не заявляют в розыск, а ставят перед фактом директора детского дома об отсутствии ребенка в профессиональном учрежденииНикитенко Е.В. Анализ уровня доступности жилья // ИВД. - 2012. - № 41. - С. 42-45..

Ежегодно из стен детских домов выпускается достаточно большое количество детей-сирот. Анализ показывает, что практически все выпускники детских домов поступают в учреждения профессионального образования. В 2012 году доля выпускников, поступивших в учреждения профессионального образования, составила 98,0% от общего числа выпускников.

В судебной практике есть примеры обращения детей-сирот в суд с целью защиты своего права на жилье.

Например, Норсеев П.М. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки УР о предоставлении жилого помещения в пределах населенного пункта <адрес>, соответствующее установленным требованиям. Исковые требования мотивированы тем, что истец является <данные изъяты>. Истец признан нуждающимся в жилом помещении, поставлен на учет для получения жилья 13.10.2010 г. За Норсеевым П.М. сохранено жилое помещение по адресу: <адрес>, которое постановлением администрации МО «<адрес>» от 12.10.2010 г. <номер> признано непригодным для проживания. Какого-либо имущества на праве собственности не имеет, нанимателем либо членом семьи нанимателя по договору социального найма не является. Обязанность предоставления жилого помещения возложена на ответчика, вместе с тем жилое помещение до настоящего времени не предоставлено.

В судебном заседании истец Норсеев П.М. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

В письменных возражениях представитель ответчика иск не признала, указала, что Законом УР №8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен новый порядок обеспечения жильем лиц данной категории. В соответствии с этим порядком лица данной категории обязаны подать заявления в орган опеки и попечительства, который проводит проверку представленных заявителем сведений и составляет заключение. На основании положительного заключения органа опеки и попечительства ответчик включает лицо в республиканский список лиц данной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Истец был включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Далее уполномоченным органом будет принято решение о предоставлении истцу жилого помещения, срок принятия решения о предоставлении жилого помещения законом не установлен, указанный жилищный фонд в Удмуртской Республике на сегодняшний день находится в стадии формированияУскова Т.В., Гордина О.Н. Пути решения жилищной проблемы в регионе // Проблемы развития территории. - 2010. - №4. - С. 75-78..

Исследовав материалы дела, суд нашел исковые требования подлежащими удовлетворению Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика) № 2-1619/2015 от 19 февраля 2015 г. - Режим доступа: http://sudact.ru/. - Загл. с экрана..

В Удмуртской Республике проведены следующие мероприятия по организации постинтернатного сопровождения. Созданы:

электронная база данных о выпускниках образовательных учреждений для детей-сирот;

социальная гостиница;

программы социальной адаптации в образовательных учреждениях для детей-сирот.

Планируется создание Центра постинтернатного сопровождения..

В 2011 году Министерством образования и науки Удмуртской Республики создана региональная электронная база данных о выпускниках образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая содержит: личные сведения ребенка-сироты, сведения о первичном месте выявления ребенка, нахождении его в учреждении для детей-сирот, сведения о родителях, наличии инвалидности, информацию о жилье, устройстве на дальнейшую учебу, устройстве на работу, данные о правонарушениях.

В 2011 году в рамках реализации Программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы, (подпрограммы «Комплексные меры профилактики социального сиротства детей в Удмуртской Республике»), Муниципальному образованию «Город Ижевск» направлены финансовые средства для создания и открытия на базе ОО Центр поддержки женских инициатив «Теплый дом» социальной гостиницы для выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилья, до их поступления в учреждения профессионального образования или выделения собственного жилья Ерыпалова Е.С. Перспективы использования в российских условиях зарубежного опыта организации землепользования и реализации жилищных программ // Известия ИГЭА. - 2009. - №6. - С. 41-43..

Таким образом, можно сделать вывод, что количества жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не хватает, а по приобретению его на вторичном рынке у муниципальных образований возникают определенные проблемы. Для их решения возможны пути решения, а именно: необходимо разработать оптимальные проекты по строительству новых домов для сирот, а также рассмотреть возможность реконструкции имеющихся зданий (брошенных, недостроенных зданий, свободных жилых помещений) под дома для детей-сирот.

Укажем несколько примеров таких взаимосвязей: прямое применение общих норм ГК РФ о сделках и о договорах к разделу наследства (п. 2 п. 1 ст. 1165 ГК РФ). Субсидиарное применение общих норм ГК РФ