Полторы комнаты музей. «Полторы комнаты»: как сейчас выглядит квартира Иосифа Бродского . События, приуроченные к юбилею Иосифа Бродского

Площадь Искусств – одно из самых знаменитых мест Петербурга, прославившееся благодаря выдающимся историческим памятникам. Здесь стоят здание Русского Музея и Михайловский замок; здесь бронзовый Пушкин, гордым жестом вскинувший руку, собирает сотни туристов, желающих воочию увидеть гения русской поэзии… Есть и еще один музей, которым славится это место: с виду не столь пышный и заметный, но по праву расположившийся там, где, кажется, каждый камень имеет свою историю. Заведение, уже не первый год гостеприимно принимающее любителей живописи, посвящено одаренному деятелю искусства и давно имеет свой круг почитателей, несмотря на такое помпезное и знаменитое соседство. Это музей-квартира Исаака Израилевича Бродского, обустроенная в доме, над проектом которого когда-то трудились непревзойденные деятели архитектуры – Карл Росси и Леонтий Бенуа.

Про таких, как Бродский, говорили: он был талантлив во всем. Чуткий педагог, интересный художник, скрупулезный коллекционер, за всю жизнь собравший немало достойных экспонатов и картин, составляющих сегодня весомую часть сокровищницы живописи XVIII-XX столетий. Возможно, фамилия действительно иногда предопределяет судьбу, словно наделяя человека при рождении каким-то талантом. Так известный нам Иосиф Бродский – однофамилец художника – также вписал себя в историю русского искусства благодаря своему поэтическому дарованию.

Исааку Бродскому было не занимать таланта: он писал революционные полотна и портреты, параллельно успевая заниматься преподавательством. Удивляться тут нечему: как еще могла сложиться судьба человека, которого сам Илья Репин называл своим любимым учеником и талантом которого восторгался еще тогда, когда сам Бродский был далек от художественной зрелости? После окончания Академии Художеств Бродский вступил в пору творческого расцвета, а впоследствии по крупицам передавал накопленный опыт своим ученикам. Через некоторое время их фамилии войдут в сокровищницу русского искусства: Александр Лактионов, Виктор Орешников и десятки других художников под руководством Исаака Бродского создадут выдающиеся произведения.

Детище всей его жизни – обширная коллекция произведений русской живописи – регулярно пополнялась все новыми экземплярами. Общительный и открытый человек, Бродский постоянно знакомился с деятелями искусства на выставках и собраниях. Очарованные его обаянием, художники сами дарили ему свои картины. Среди многих других полотен были работы Василия Сурикова, Исаака Левитана, Бориса Кустодиева, Михаила Врубеля. Любимый учитель Илья Репин лично подарил Бродскому более пятидесяти полотен.

В 1930-е годы, когда российские художники не могли найти способ для самовыражения, Бродский стал настоящим опекуном для многих из них, активно поддерживая молодых деятелей искусства. Его квартира превратилась в настоящий выставочный зал для «запрещенных» авангардистов. Как оказывается, далеко не всех привлекал тогда соцреализм – единственная дорога, казалось, по которой мог пойти советский художник.

Сам Бродский после революции написал множество портретов партийных деятелей, чем заслужил признательность властей. За свои работы художник удостоился ордена Ленина и стал первым из живописцев, кто получил эту награду. Даже квартира, в которой он устроил музей, была подарена ему правительством за заслуги перед государством.

Судьба коллекции

В этой квартире Бродский прожил последние пятнадцать лет своей жизни, в ней в 1939 году он встретил свою смерть. Фонд Бродского в общей сложности собрал более двух тысяч предметов искусства, включая картины самого Исаака Израилевича и многих современных живописцев. Собственное наследие Бродского составляет более двухсот полотен, еще шестьсот он собрал при жизни.

Но картины – не единственное, что есть в уникальной коллекции. Бродский декорировал свою квартиру предметами мебели, книгами и фотографиями эпохи, в которой жил. Благодаря этому в его музее-квартире до сих пор царит непередаваемая атмосфера старины: иногда кажется, что хозяин ненадолго отлучился, гостеприимно предоставив гостям возможность осмотреть свои богатства, и в скором времени сам расскажет о том, как родилась его очередная картина.

Бродскому неоднократно предлагали продать его картинный фонд за приличную денежную сумму. Исаак Израилевич и сам думал о том, чтобы передать галерею Киеву, дабы основать там музей. Но дальше идей дело не пошло. Он не оставил родственникам никаких указаний относительно собранных им картин, поэтому те сами распорядились доставшимся богатством, решив передать мемориальный фонд Всероссийской Академии Художеств.

Вклад Бродского в сохранение русской живописи не забыт: последние десять лет в музее-квартире на регулярной основе проводятся мероприятия и выставки, на которых современные художники представляют публике свои работы. На втором этаже, в комнате, когда-то служившей Бродскому мастерской, сегодня талантливые музыканты и композиторы исполняют классическую музыку, еще больше погружая посетителей музея в атмосферу начала прошлого столетия.

И.И. Бродский – художник и учитель

Исаак Израилевич Бродский – российский художник и педагог, яркий представитель школы ленинградского живописного портрета. Работая в историко-революционном жанре, он создал широкую палитру образов советских государственных и военных деятелей. С 1934 года руководил Всероссийской Академией художеств.

Историческое здание

Музей И.И. Бродского расположен в историческом здании, памятнике архитектуры. Старинный особняк, как и весь ансамбль площади Искусств, на которой он находится, был спроектирован известным итальянским зодчим Карлом Росси. Построен в 1822 г. как дом губернатора Санкт-Петербурга П.В. Голенищева-Кутузова. С 1833 г. здание принадлежало супруге Н.М. Карамзина. В это время здесь проживали графы Виельгорские, в квартире которых образовался известный литературно-музыкальный салон. В числе его знаменитых посетителей были А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов.

Возникновение музея И.И. Бродского

И.И. Бродский занимал квартиру в доме в последние 15 лет жизни до 1939 г. Он возродил традиции музыкальных вечеров прошлого столетия, часто устраивая у себя импровизированные концерты. Музей был основан сразу после смерти художника, но открытие его состоялось спустя 10 лет, в 1949 году.

И. И. Бродский собрал уникальную коллекцию произведений русских художников, в которой наиболее полно представлено творчество:

  • И.Е. Репина;
  • В.И. Сурикова;
  • Б.М. Кустодиева;
  • Ф.А. Малявина;
  • В.А. Серова.

В годы господства в стране эпохи соцреализма, И.И. Бродский понимал и старался поддерживать талантливые течения в живописи, не вписывающиеся в официозную идеологию. Его коллекция стала одной из немногих, в которой присутствовали работы представителей авангарда, в частности Марка Шагала.

Экспозиция и события музея

В знаменитом доме на площади Искусств гармонично переплелись различные виды творчества - архитектура, живопись, скульптура и музыка. Основу экспозиции музея составляют шедевры великих мастеров и полотна самого И.И. Бродского. Сотрудниками музея И.И. Бродского воссоздана реальная историческая атмосфера жизни творческой интеллигенции 1920-30-х годов.

Хорошо сохранившиеся экспонаты мемориальной обстановки – предметы мебели, книги и фотографии с автографами известных личностей создают особую интимную ауру помещения. В этой уютной домашней атмосфере творения искусства как нельзя более приближены к зрителю.

Музей продолжает салонные традиции XIX века, сложившиеся в знаменитом доме. В музейной зале, имеющей великолепную акустику, и сегодня проводятся концерты классической музыки.

В непосредственной близости от площади Искусств находится еще одна знаменитая площадь Санкт-Петербурга – Манежная, статью о которой вы можете прочитать на нашем сайте.

Исаак Израилевич Бродский (1883-1939) вполне может считаться Давидом Русской революции.

Талантливый художник, любимый ученик И.Е. Репина, Бродский, приобрел славу, почет и богатство, рисуя эпические полотна «к политическому моменту», а так же создавая портреты политиков на пике их карьеры. В 1917 году он написал портрет Керенского, а в дальнейшем из под кисти Бродского вышли многочисленные портреты вождей большевиков и картины на историко - революционные темы.

За свои непосильные труды Бродский получил в 1924 году квартиру в доме Голенищева-Кутузова на площади Искусств, где он прожил 15 лет до свой смерти в 1939 году. Следует отметить, что уже в XIX веке в этом здании был литературно-музыкальный салон графов Виельгорских, который посещали А.С. Пушкин, М. Лермонтов, М.И. Глинка и др. Традиция музыкальных вечеров была продолжена и в 20-30-х годах. Завистники в лице Корнея Чуковского так описывали быт мастера:

«… я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания. Ах, как пышно он живёт — и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от «расстрела коммунистов в Баку». ..И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых „расстрелов“ в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи. Все „расстрелы“ в чёрных рамках. При мне один из копировальщиков получил у него 20 червонцев за пять „расстрелов“. Просил 25 червонцев.

Сам Бродский очень мил. …чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией. …

Примирило меня с ним то, что у него так много репинских реликвий. Бюсты Репина, портреты Репина и проч. ….»

В дальнейшем, именно купленные Бродским шедевры И.Е. Репина, В.И. Сурикова, Б.М. Кустодиева, Ф.А. Малявина, А.Я. Головина, А.Н. Бенуа, Б.Д. Григорьева составили основу экспозиции музея-квартиры художника, которая открылась в 1949 году. Кроме картин, гости экспозиции могут увидеть личные вещи И.И. Бродского, а так же книги и фотографии с автографами многих известных людей 20-х-30-х годов.

Продолжая историческую традицию, администрация музея И.И. Бродского проводит регулярные концерты классической музыки в исполнение известных и молодых музыкантов. Так же, часть экспозиции отведена под постоянные и временные выставки художественных работ петербургских и иногородних художников.

Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей

Дом Мурузи на Литейном проспекте, где жил Иосиф Бродский. Фото: Наталья Шкуренок

История создания музея Бродского в Петербурге растянулась уже почти на два десятилетия. О его скором открытии было громко в 2015 году, накануне 75-летия поэта. Но до сих пор квартира и «полторы комнаты» семьи Бродского стоят закрытыми от посетителей, без музейной концепции и перспектив реальной жизни. Выкуп соседней квартиры, похоже, позволит превратить мечту в реальность.

По-соседски

«Это место для офиса, гардероба, технических служб, — Максим Левченко, новый владелец квартиры в доме 24 по Литейному проспекту, в знаменитом доме Мурузи, показывает свое приобретение гостям. — Остальное пространство должно быть легко конвертируемым: сегодня здесь устроили выставку, завтра — лекцию, инсталляцию, театральный спектакль. Мы хотим создать правильную среду, куда будут приходить те, кому наша деятельность реально интересна».

Фасады дома Мурузи, где поэт прожил почти 20 лет до эмиграции в 1972 году, идут по Литейному проспекту, поворачивают на улицу Пестеля в сторону Преображенского собора и делают еще один поворот — на улицу Короленко. Окна квартиры на втором этаже, где находятся «полторы комнаты» Бродского, выходят на улицу Пестеля и на угол Пестеля и Короленко. Квартира, купленная Максимом Левченко, управляющим партнером девелоперской компании FortGroup, примыкает к ней со стороны улицы Короленко. Прежние владельцы квартиры Максим и Карина Малышевы сохранили историческую планировку пространства, в том числе анфиладу комнат, идущую вдоль фасада.

Покупка обошлась Левченко почти в 36 млн руб., всего он готов вложить в проект не меньше $1 млн. Супруги Малышевы, организаторы общественных проектов «Архпароход» и «Плутон», вошли в состав попечительского совета будущего музея Бродского.

Ловушка для поэта

Квартира Иосифа Бродского — на втором этаже. Фото: Наталья Шкуренок

Еще в 1999 году Фонд музея Бродского, председателем совета учредителей которого является Михаил Мильчик, известный петербургский историк архитектуры и друг поэта, начал при поддержке спонсоров выкупать комнаты в бывшей коммуналке. К 2012 году фонд выкупил четыре из пяти комнат, владелица самой большой, бывшая соседка семьи Бродских Нина Васильевна Федорова, наотрез отказалась продавать свою. В 2014 году Василий Кичеджи, тогдашний вице-губернатор Петербурга, публично объявил, что собраны деньги для отделения комнаты госпожи Федоровой от остальной квартиры и что к юбилею поэта его музей будет открыт.

Но все планы пошли прахом. И не только из-за упорства Нины Федоровой. Квартира Бродского оказалась настоящей ловушкой. По закону, чтобы сделать в ней музей, ее нужно перевести в нежилой фонд, а для этого все помещения под ней тоже должны быть нежилыми. Но на первом этаже расположена жилая квартира, владелец которой отказался обсуждать ее продажу. Кроме того, будущий музей, по требованию Минкультуры РФ, обязан иметь два входа-выхода, один из которых должен быть отдельным — им не могут пользоваться остальные жильцы дома. В квартире, где жил Бродский, есть два входа-выхода: один на черную лестницу, но на нее выходят двери других квартир, второй парадный, но его двери выходят на общую лестницу дома. Круг замкнулся.

Все эти годы квартира и ее «полторы комнаты» стоят пустыми, отдельных посетителей сюда пускают по особой договоренности с руководством Фонда музея Бродского. Перспектив у музея поэта не было никаких, пока Максим Левченко не купил соседнюю квартиру. Она имеет общую стену с мемориальной квартирой, в ней есть два отдельных входа-выхода, на первом этаже под ней находится кальянная, то есть нежилое помещение.

Чтобы объединить обе квартиры, достаточно пробить стену между ними. Это позволит сделать в новой квартире гардероб, помещение для охраны и другие технические службы, необходимые музею. Хотя для объединения необходимо решить немало юридических проблем, в том числе с охранными ведомствами: дом — памятник архитектуры, получить разрешение на перепланировку будет непросто. Но, похоже, это Максима Левченко не пугает.

Стены, которые объединяют

Максим Левченко планирует в ближайшее время организовать в купленной квартире общественное культурное пространство, где будут проходить лекции, встречи, выставки, научные конференции, концерты. Но он не скрывает и своего желания объединить в будущем обе квартиры — мемориальную и только что приобретенную. Он уже не раз публично заявил, что в его планах — совместные выставки с Музеем Ахматовой, в фондах которого хранится большое число подлинных вещей, принадлежавших Иосифу Бродскому, переданных сюда его вдовой и Фондом Бродского. Хранятся в Музее Ахматовой и многие вещи Бродского, принадлежавшие раньше петербургским друзьям поэта.

«Частная инициатива — единственная реальная возможность сделать музей Бродского, — уверена Нина Попова, директор Музея Ахматовой. — И мы готовы сотрудничать, тем более что с прошлого года Минкульт разрешил передавать на временное экспонирование предметы из государственного музейного фонда в частные музеи. Конечно, если это будут наши совместные выставочные проекты, которые мы вместе обсудим и которые совпадут с нашим представлением о замысле и воплощении».

Михаил Мильчик, председатель совета учредителей Фонда создания музея Иосифа Бродского, владеющего комнатами в мемориальной квартире поэта, рассказал корреспонденту TANR, что, по его мнению, создать музейное пространство в новой квартире можно и нужно и что он уже обсуждал с Левченко различные планы.

«Пока музей в мемориальной квартире создать нельзя, — считает Мильчик. — Это вопрос не ближайшего времени, хотя я смотрю на всю эту затею самым положительным образом. Мне нравится идея музея, построенного на контрасте, одна часть — мемориальная, атмосферная, с духом времени, вторая — с современными приемами экспонирования, ориентированная на молодежь. Мы 1 августа собираемся со всеми участниками этого проекта, чтобы рассмотреть варианты концепции».

Максим Левченко: «Есть желание сломать стену!»

Нина Попова, директор Музея Ахматовой, и Максим Левченко. Фото: Наталья Шкуренок

Вы не скрываете своих планов объединить две квартиры. Но в мемориальной живет бывшая соседка Бродского, вы с ней этот вопрос обсуждали?

Нина Васильевна сама мне сказала: купи соседнюю квартиру, чего вы все ко мне пристаете!

В музейном сообществе Петербурга уже говорят, что вся эта история — лишь сделка с недвижимостью!

Да, это реальная сделка с недвижимостью, но не только. Мы планируем сделать здесь публичное культурное пространство, которое в перспективе перерастет в частный музей Бродского. Хотя это дело не ближайшего времени: нужно обсудить проекты, концепции, нужно создать новое юридическое лицо, — проблем много, но наша команда готова их решать. Мы хотим привлечь к реализации задачи и фундаментальную науку, найти партнера, типа университета, где преподавал Бродский. Я никуда не тороплюсь.

Но как только вы пробиваете дверь в соседнюю квартиру, вы получаете огромное количество проблем — например, грибок, из-за чего ни один музейный фонд не предоставит вам экспонаты…

Мы уже обсуждаем эту проблему, у нее есть решение. Нам важно, чтобы отсюда, из этой частной квартиры, будущего частного музея, был обеспечен доступ в «полторы комнаты», мы понимаем, что именно они представляют главный интерес. Уже есть план, как это сделать.

Зачем вам, успешному девелоперу, нужен этот музей?

Во-первых, мне нравится Бродский, во-вторых, мне небезразлично, что происходит в городе, — это нонсенс, что почти 20 лет не могут создать музей нобелевского лауреата. И это интересно как задача — она сложная, многоходовая, но решаемая. Поверьте, в том, что я делаю, нет никакого скрытого контекста. У нас есть специальная группа, с которой мы изучаем город, музеи — это важная часть моей жизни.

Место: «Полторы комнаты». Музей Иосифа Бродского

Адрес: Литейный проспект, дом 24, квартира 28

Идея создания музея-квартиры Иосифа Александровича Бродского возникла после того, как поэт получил Нобелевскую премию. Но проект не удавалось осуществить до конца XX века, так как квартира со времен смерти Николая Гумилева оставалась коммунальной, в которой проживали другие люди, а средств на предоставление им другого жилья не было.

Проект реконструкции. Временная экспозиция. 2015 год.

Конструктивный раздел: ООО «Научно-проектный реставрационный центр»

Калинин В. (Главный инженер), Горячев В. (Ведущий инженер-конструктор).

В экспозиции использованы фотографии из фондов Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, авторы: Бродский А., Вольперт М., Мильчик М., Турессон Б., Стефанович А., Лемхин М., Боерсм П., Чаплински Ч.

В экспозиции представлены скульптуры: Ястребенецкого Г., Виллинк С., Свердлова В., Никогосяна Т.

Заказчик проекта реконструкции: Фонд создания литературного музея Иосифа Бродского. Председатель правления фонда: Мильчик М.


Заказчик временной экспозиции: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Директор музея: Попова Н.

Куратор экспозиции: Морозова О.

Граффити: Кутилина А., Салтан Н., Амелькович А., Борис А., Селезнев П., Сейфетдинова О., Майорова К., Букина К.

Художественный металл: «Мастерская Горынина»

Светофильтр: Синица Г., «Студия Синица».

Виртуальные панорамы, видео и звукоряд: Студия «Март», Ирина Кондратьева.

Архитектурная мастерская «Витрувий и Сыновья» была образована студентами архитектурного факультета Российской Академии Художеств им. И.Е. Репина в Санкт-Петербурге в 1994 году.

В данной работе наша мастерская выступила в двух качествах - как архитекторы реконструкции и как художники временной экспозиции.

Реконструкция заключалась в разделе одной коммунальной квартиры на две отдельные (в настоящее время выполнен макет раздела в натуральную величину).

А также в замене и укреплении перекрытий на, более, чем 1/3 общей площади квартиры и замене инженерных коммуникаций. При этом необходимо было обеспечить сохранность исторических перегородок, которые опирались на заменяемые перекрытия, и их поверхностей. Главной нашей задачей было сделать так, чтобы работа архитектора и весь комплекс проведенных мероприятий были максимально незаметными.

Основной идеей временной экспозиции был рассказ о ключевых событиях в биографии И. Бродского, рассказанный в сохранившихся пространствах аутентичных интерьеров коммунальной квартиры. Построение экспозиции разбито на четыре основных смысловых блока:

Историческое время, в которое жил Иосиф Бродский;

Социальная обстановка брежневского времени, времени «суда над поэтом»;

Семейные обстоятельства и семья Иосифа Бродского;

Личность поэта, цельность его жизни, вершиной которой становиться получение Нобелевской премии.

Учитывая наличие грибкового поражения поверхностей полов и стен, концепция не предполагала использование в экспозиции мемориальных вещей из музейных фондов. Поэтому построение временной экспозиции опиралось на вещи и предметы, найденные в самой квартире (своего рода ready-made).

Привнесены были только скульптурные бюсты и копии фотографий из фондов Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Также, в качестве инструментов, при создании экспозиции были использованы звуковые, пространственные и видео инсталляции, увеличенные копии фотографий.

Войдя в квартиру с черного хода, и пройдя сквозь небольшой тамбур, посетители сразу попадают в пространство коммунальной кухни. Сохранились дровяная печь, три газовые плиты, кухонная мебель, стол с ножками, ободранными котом и кошкой Бродских (по воспоминаниям соседки Нины Васильевны Федоровой). Здесь, на коммунальной кухне, воссоздана атмосфера суда. Звучит фонограмма судебного заседания. По периметру комнаты на мебели, на печи, на газовых плитах, на полу расставлены бюсты советских людей - современников этого события (автор скульптурных бюстов народный художник России Г. Д. Ястребенецкий). Своими лицами бюсты обращены в центр комнаты, где находится, покрытый старой клеенкой стол с отметинами горячих кастрюль и ножками, ободранными котами Бродских.

Из кухни посетители попадают в длинный коридор, освещенный тусклой лампочкой.

На бельевых веревках «сушатся» фотографии, отображающие жизнь Ленинграда1960-1970-х годов.

В нише - велосипед. На полочке, в углу - общий телефон.

Коридор приводит к «полутора комнатам», где жила семья Бродских. Сначала мы попадаем в «комнату родителей». Здесь экспозиция строится на увеличенных изображениях интерьеров комнаты, сфотографированной в день вынужденной эмиграции Иосифа Бродского 4 июня 1972 года, нанесенных на полосы полупрозрачной ткани, спускающиеся с потолка на небольшом расстоянии от стены.

Каждый год в день рождения поэта в этой комнате собирались его близкие и друзья. Александр Иванович, отец поэта, профессиональный фотограф, в день рождения сына делал его снимок на балконе, выходящем на улицу Пестеля.

Одна из этих «юбилейных» фотографий размещена около балконной двери. В центре комнаты «спинами» друг к другу установлены два фортепиано.

На которых, во время работы экспозиции, играли друг с другом джазовые импровизации мужчина и женщина.

На крышках фортепиано - фотографии из семейного альбома.

Полкомнаты, где жил Иосиф и где размещалась фотолаборатория отца, разделены пополам огромным красным светофильтром.

Место в нише, где размещались библиотека и рабочее место поэта обозначено старой пишущей машинкой, размещенной на высоком подиуме.


На стены комнаты нанесены граффити, составленные из стихов Иосифа Бродского ленинградского периода.

Здесь находится ванна, залитая красным «фотолабораторным» светом.

Ванна наполнена водой в ней плавают фотографии, сделанные Александром Ивановичем в разные годы.

Покинув «полторы комнаты» посетители попадают обратно в коммунальный коридор.

А затем - в небольшую почти пустую темную комнату-чиллаут с видеоинсалляцией, посвященной путешествиям поэта, прежде всего - в Венецию.

В освещенном углу - скульптурное изображение Иосифа Бродского работы Т. Никогосяна.

Последнее экспозиционное пространство - просторная угловая комната с эркером и окнами, выходящими на Преображенскую площадь и Спасо-Преображенский собор.

Это «зал Славы», здесь рассказывается о Бродском - Нобелевском лауреате.

В центре комнаты разместился прижизненный бюст Иосифа Бродского, выполненный Сильвией Виллинк и подаренный Музею Анны Ахматовой.

В эркере еще одна скульптурная голова поэта (скульптор Владимир Свердлов).

Вдоль стен на полу расставлены копии фотографий церемонии вручения Нобелевской премии в Стокгольме.

На стене портреты значимых фигур, оказавших, по словам самого поэта, огромное влияние на его судьбу и творчество - Ахматовой, Цветаевой, Мандельштамма, Одена, Фроста.

Их фотокарточки постоянно присутствовали на рабочем столе и книжных полках в комнате Бродского. Звучит фонограмма нобелевской лекции Иосифа Бродского.

Архитектор Сергей Падалко (студия «Витрувий и сыновья») рассказал об архитектурном решении Мемориального музея-квартиры Иосифа Бродского в Петербурге, открывшего свои двери пока что всего на один день - в мае этого года.

Дом Мурузи на Литейном проспекте, построенный в мавританском стиле еще в 1874-1877 годы, занимает «одно из самых почетных мест на современной литературной карте Петербурга».

Здесь 23 года прожила счастливая чета Мережковского-Гиппиус, здесь располагался знаменитый гумилевский «Дом поэтов».

Ранее в доме проживали Николай Лесков и брат поэта Иннокентия Анненского. Иосиф Бродский жил здесь до самого отъезда из страны.

Петербург чрезмерно славен историчностью домов, но поразительно, что память о столь почтенных жильцах Дома Мурузи отпечатана лишь в табличках на доме.

И вот к 2015 году, спустя много лет после смерти Иосифа Бродского, в России наконец появится музей поэта, изгнанного родиной, лишенного возможности даже похоронить родителей.

Предварительный проект развития музея комитет по культуре подготовил был уже 5 лет назад. Концепцию будущего музея Бродского разрабатывал коллектив Музея Анны Ахматовой в «Фонтанном доме».

С помощью спонсоров в коммунальной квартире, где жил Иосиф Бродский, было выкуплено четыре комнаты из пяти. За последнюю комнату ее хозяйка потребовала 12 млн рублей. Городские и федеральные власти не смогли найти такую сумму, поэтому обсуждалась возможность создания музея лишь в четырех комнатах, куда предполагалось сделать отдельный от жилой площади вход.

Проведена перепланировка коммуналки, в которой жил поэт. Единственный жилец квартиры Бродского Нина Федорова, наконец, согласилась на раздел жилплощади.

Коммуналку в доме Мурузи разделят на две части, отремонтируют и откроют экспозицию в конце мая к 75-летию поэта. Работы проведены за счет 13 млн рублей, которые компания «Терра Нова» выделяла ранее на покупку отдельной квартиры для Нины Федоровой, дочери бывшей соседки Бродского, которая занимает последнюю комнату в расселенной коммунальной квартире.

Принято решение отделить почти 200 кв. метров мемориальной квартиры от комнаты, занимаемой гражданкой Федоровой. Для нее будет организован отдельный парадный вход, кухня и санузел. В настоящее время комната Нины Федоровой является проходной.

Музей разместится на площади около 200 кв м, а новая квартира для пожилой жилицы займет 75 квадратных метров. Вход в музей будет располагаться с улицы Короленко, то есть с черного входа.

План будущего музея:

1, 2 - Гардероб, касса, информационные киоски, сувенирный киоск.

3 - Экспозиция «Рождественский романс».

4 - Экспозиция «Песня невинности, она же — опыта».

5 - Коридор.

6 - Экспозиция «Песни счастливой зимы».

7 - Экспозиция «Величие замысла».

8 - Мемориальная экспозиция « Комната Бродского».

9 - Мемориальная экспозиция « Комната родителей».

10 - Туалет и служебная кладовая.

В1 - Главный вход.

В2 - Выход на черную лестницу.

Это будет пространство историческое, литературное, мемориальное.

Все остальное - оставшиеся три комнаты и кухня - это возможность представить общественную, культурную, историческую ситуацию того времени, которое важно для понимания поэзии, истории жизни, судьбы Бродского.

Музей Бродского, или «Полторы комнаты», станет филиалом музея Ахматовой.

Американский кабинет поэта из Фонтанного дома перевозить не будут.

Сейчас в «Фонтанном доме» работает выставка «Американский кабинет Иосифа Бродского».

В 2003 году Фонд наследственного имущества Бродского и вдова поэта Мария Бродская передали музею Анны Ахматовой в «Фонтанном доме» вещи из его дома в небольшом американском городке Саут-Хедли в штате Массачусетс, где Бродский преподавал с начала 1980-х в колледже Маунт-Холлиок:

Письменный стол

Секретер

Настольную лампу

Кресло, диван

Постеры,

связанные с итальянскими поездками Бродского

Его библиотеку

Коллекцию почтовых открыток

Чемодан, с которым 4 июня 1972 года Иосиф Бродский навсегда покинул родину, увозя печатную машинку, две бутылки водки для Уистена Хью Одена и сборник стихов Джона Донна.

«Часть экспозиции, связанной с жизнью Бродского, которая хранится в «Фонтанном доме», останется у нас - комментирует г-жа Попова. У «Полторы комнаты» пока просто места нет - если когда-нибудь они получат полдома Мурузи, с удовольствием отдадим это им. Тем более что сейчас Мария Бродская собирается передать нам вещи из последнего кабинета Бродского в Нью-Йорке...

Для нас, конечно же, важно открыть нашему посетителю взгляды Бродского на человека в ХХ веке, на законы поведения, законы сопротивления человека, поэта. Этот музей - своего рода музей опыта преодоления поэтом неких драматических ситуаций, которые казались ему неразрешимыми, очень сложными для него. Конечно, для полного понимания этой обстановки нужно, чтобы в музее были и видео, и документальные сюжеты, чтобы можно было слышать голос Бродского, чтобы можно было присутствовать при его диалогах с людьми близкого ему круга. Смысл такого музея, на мой взгляд, в том, чтобы открылась не только поэзия Бродского - сложная, метафорическая, но и некий нравственный опыт этого человека, который все-таки оказался победителем - победителем и времени, и пространства, как писала Ахматова о Пушкине», - поделилась своим мнением Нина Ивановна Попова.

Для музея-квартиры Бродского вход будет организован со двора.

К сожалению, конечно, не с того места, где заходила семья Бродского. В связи с этим в ходе работ по организации мемориального музея будут приведены в порядок двор и черная лестница.

Комнаты Бродских очень хорошо сохранились благодаря людям, которые жили в них после родителей поэта. Никакого капитального ремонта зв комнате Бродских не будет. Даже косметического почти не предвидится. Как можно с этими царапинами, трещинами, с этой наружной проводкой что-то делать! Ну, от пыли, наверное, избавимся. Хотя я бы и пыль можно оставить.

24 мая 2015 года в Санкт-Петербурге в Доме Мурузи открылся мемориальный музей-квартира Иосифа Бродского.

Ввиду того, что музей находится в состоянии ремонта, экспозиция будет представляться лишь один день, поэтому посетители не смогут ознакомиться с личными вещами поэта, прибывшими недавно из Нью-Йорка.