Планировка барского дома 19 века. Крестьянские дома XIX века на Русском Севере. Что такое доходный дом

Как цари новой династии пытались сделать из средневекового города европейскую столицу

В XVII веке в Москве появились нарядные храмы русского узорочья, первый водопровод и каменный мост. А ещё XVII век стал бунташным столетием, когда мелкие и крупные восстания в городе сменялись разрушительными пожарами. Посмотрим, как выглядела Москва Романовых в это непростое для них время.

Каменщики за работой.
Книжная миниатюра XVI века

Где Москва начиналась и заканчивалась

К тому времени, как начал царствовать Михаил Фёдорович Романов, Москва уже стала крупным мегаполисом. Путешественники сравнивают столицу с Парижем, Лондоном и Константинополем. Москва кажется им больше, чем она есть, из-за внушительных расстояний и хаотично построенных зданий. Единого плана застройки нет, и большую часть городского пространства занимают сады, огороды и пустыри. Москва внешне напоминает деревню.

«…при большинстве домов находятся обширные пустыри и дворы, к очень многим домам примыкают ещё и огороды, плодовитые сады, да, кроме того, разделяют их друг от друга довольно обширные луга, вперемежку с ними бесчисленные, можно сказать, церкви и часовни; следовательно, в ней нет такого множества народа, как полагали некоторые, обманувшись её обширностью с виду».

А. Мейерберг, австрийский посланник.

«Путешествие в Московию барона Августина Майерберга»

Население Москвы составлял в основном посадский люд - ремесленники и торговцы. Их дворы делили город на слободы, которых к XVII веку было около 140. У каждой слободы была своя специализация: в одной жили кузнецы, в другой - кожевенники, в третьей - гончары, в четвёртой - каменщики.

Как и другие средневековые города Европы того времени, Москва застраивалась по радиально-кольцевому принципу. В центре размещался Кремль - княжеский дворец с церквями, окружённый рвом и стеной. Торговые и ремесленные слободы теснились вокруг Кремля и связывались сеткой улиц. Улицы прерывали укрепления, которые окольцовывали город от центра к окраинам - чем дальше от Кремля, тем шире. Вдоль защитных стен устраивались круговые улочки.

Одна из московских слобод на гравюре XVII века

Каменщики за работой. Книжная миниатюра XVI века

«План Сигизмунда» - карта Москвы, составленная поляками в 1610 году

Москва состояла из четырёх колец: Кремля, Китай-города, Белого и Земляного городов. У такой планировки в Средние века были свои преимущества: если неприятель возьмёт Земляной город или пожар уничтожит все деревянные дома, их остановит следующая линия каменных стен. Но чем дальше мы уходим от Средних веков, тем меньше смысла строить город кольцом. Крепостные стены теряют значение, а поддерживать их дорого.

В XVII веке Кремль утрачивает оборонительное значение и превращается в парадную царскую резиденцию.

Как выглядела Москва: дома, палаты и церкви

Основа города в XVII веке - деревянная, и эта особенность сохранится за Москвой до XIX века. Но постепенно строится всё больше каменных церквей и палат. Они теснятся на территории Китай-города и Белого города - зажиточных торговых районов Москвы.

Типовой жилой дом в XVII веке - деревянный, с одним или двумя этажами. При строительстве домов в ремесленных слободах использовалась одинаковая технология. Плотники соединяли брёвна-венцы в сруб, перекрывали его крышей из тёса и прорубали небольшие световые оконца. Производство стекла в XVII веке ещё не наладили, поэтому оконные проёмы закрывали слюдой или промасленным холстом.

Готовый сруб с окнами и крышей назывался клетью. Клеть ставилась на землю или другой сруб - подклет. Подклет использовался для хранения продуктов и скарба. Жилое помещение - горница - располагалось наверху. Если дом становился тесен, к нему пристраивали новую клеть. По такому принципу строились не только жилые дома, но и деревянные княжеские дворцы.

Улицы Москвы XVII века на гравюре Адама Олеария

Из срубов-клетей состоял княжеский дворец в Коломенском - самое масштабное деревянное строение в Москве XVII века

Палаты бояр Романовых в Зарядье

Каменные палаты бояр и купцов можно пересчитать по пальцам. Благодаря прочному материалу некоторые сохранились до наших дней: палаты бояр Романовых и старого английского двора в Зарядье, палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной и Симеона Ушакова - в Ипатьевском переулке.

От домов ремесленников палаты купцов, бояр и князей отличал не только строительный материал, но и размеры и обстановка. Палаты строились в два или три этажа. Первый ярус, почти без окон, всё так же использовался под склад. На втором этаже устраивалась трапезная, библиотека и жилые помещения мужской половины дома. Третий этаж отводился женщинам. Там располагалась комната с большими окнами для занятий рукоделием - светлица - и, конечно, спальни.

Церковь святой Троицы
в Никитниках - образцовый храм
в стиле узорочья

Церкви были первыми и самыми высокими каменными зданиями Москвы. Их количество поражало ещё при въезде в город. Блестевшие на солнце купола выстраивались вдоль линии горизонта и возвышались над остальными зданиями.

«В Кремле и в городе очень много церквей, часовен и монастырей; внутри и вне городских стен их насчитывается более 2 000, так как теперь каждый из вельмож, имеющий некоторое имущество, велит себе построить особую часовню; большинство из них из камня. Каменные церкви все внутри с круглыми сводами».

Адам Олеарий, немецкий путешественник.

«Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно»

В середине века вместо массивных храмов с толстыми стенами зодчие начинают строить нарядные церкви в стиле узорочья. Фасады украшают разноцветные изразцы, традиционные кокошники и пока непривычные элементы западноевропейской архитектуры, которые каменщики подглядели на гравюрах. Архитекторы меньше следуют строгим церковным канонам и больше экспериментируют.

Узорочье стало первым шагом к обмирщению архитектуры. В 80-х годах XVII века облик церквей снова меняется, и на смену узорочью приходит новый стиль - нарышкинский. Его используют в строительстве при царском дворе и в домах близких к двору вельмож. Название стиля связано с тем, что заказчиками самых ярких его памятников были бояре Нарышкины.

Шествие на осляти. Гравюра из книги Адама Олеария

Церковь святой Троицы в Никитниках - образцовый храм в стиле узорочья

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Композиция здания становится симметричной, все ярусы стремятся к центральной оси. Мастерство каменщиков растёт - теперь они думают не только об украшении, но и о целостном впечатлении от здания.

Столичные здания в нарышкинском стиле сменит петровское барокко, но это будет только в начале следующего века.

Как Москва жила: городские бедствия, быт и развлечения

XVII век - время восстаний, пожаров и эпидемий. Слободы горели не меньше 10 раз за столетие, постоянно случались заражения грязной водой из протоков Москвы-реки, а инфраструктура была развита недостаточно, чтобы предотвратить бедствия. Цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович начинают обустраивать город по европейскому образцу.

Водопровод устроили в Водовзводной (Свибловой) башне, вода в которую поступала
из Москвы-реки

Инфраструктура

Первый водопровод в Кремле спроектировал англичанин Христофор Галовей в 1631–1633 годы. До этого момента Кремль снабжали водовозы и примитивный самотёчный водопровод. Теперь вода подаётся в нижний ярус Водовзводной башни самотёком, а водоподъёмная машина качает её в резервуар верхнего яруса башни. Оттуда вода поступает по трубам в сады и дворцы Кремля.

Водопровод устроили в Водовзводной (Свибловой) башне, вода в которую поступала из Москвы-реки

А. М. Васнецов. «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века». В 1680 году кирпичные стены Кремля выкрасили известью в белый цвет

Первый каменный мост в Москве строили 40 лет и торжественно открыли в 1680-е годы. Его называли Всехсвятским, позже - Большим Каменным. Его деревянные предшественники были временными: их разбирали вместе с зимними заморозками и весенними паводками, а потом снова собирали. «Живые» мосты удивляли приезжих.

«Мост близ Кремля, насупротив ворот второй городской стены, возбуждает большое удивление, он ровный, сделан из больших деревянных брусьев, пригнанных один к другому и связанных толстыми верёвками из липовой коры, концы коих прикреплены к башням и к противоположному берегу реки. Когда вода прибывает, мост поднимается, потому что он держится не на столбах, а состоит из досок, лежащих на воде, а когда убывает, опускается и мост».

Павел Алеппский, архидиакон Антиохийской православной церкви.

«Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века»

Временные мосты легко собрать и разобрать при нападении неприятеля. Но необходимость защищать Кремль с воды постепенно сходит на нет. Зато царская резиденция украшается всё пышнее - как и нарядная Спасская башня с часами, каменный мост стал главной достопримечательностью города.

Комментарий ПИК

Образование и городские развлечения

Жизнь москвичей не ограничивалась тяжёлым трудом и спасением от пожаров. Бойкая книжная торговля, высшее образование и городские гуляния тоже новшества XVII века.

Московский печатный двор восстановили после разорения поляками в 1620 году. Если раньше он обслуживал только государев двор, то в XVII веке появляются частные торговцы книгами и книжный ряд. Чтение к концу столетия становится доступным развлечением. В продаже у книготорговцев можно найти книги по военному делу, буквари и сборники поэзии.

При Печатном дворе открывается библиотека, в 1687 году - первое высшее учебное заведение. Славяно-греко-латинскую академию основали братья Лихуды, греческие православные монахи. Здесь жителей разных сословий на протяжении 12 лет обучали греческому языку, риторике, логике и грамматике.

Московский печатный двор на Никольской улице

Городское гуляние. Гравюра из книги Адама Олеария

Во время престольных праздников и официальных зрелищ москвичи XVII века прогуливались по новому каменному мосту, смотрели выступления скоморошьего и кукольного театров, покупали сласти на ярмарках и с любопытством наблюдали торжественные въезды иноземных послов.

Уже в следующем столетии Москву будет не узнать: на улицах появятся первые масляные фонари и городские усадьбы, а балы и салоны станут любимыми развлечениями горожан.

Перейти в XVIII век

Дворяне, купцы и мещане: как жили люди разных сословий в Москве XVIII века

Вид Красной площади в 1783 году

Москва уже полвека как не столица. Обширные дворянские усадьбы соседствуют с лачугами и чёрными избами. С одной стороны - праздность и светские приёмы, с другой - картофельная похлёбка и монотонный ежедневный труд.

Горожане высшего сословия. Могли нигде не работать, но редко пользовались этим. Мужчины служили в армии, государству или двору. В придворной жизни участвовали и женщины, но в Москве, в удалении от столицы, такой возможности у них не было.

Уровень жизни городских торговцев был разным. В отличие от ремесленников, которые торговали только предметами своего производства, купцы пользовались преимуществом и могли продавать самые разные товары: от щепетильных (нижнее бельё и парфюмерия) до колониальных (чай, кофе и специи).

Новый тип городских обывателей. Бывшие жители ремесленных слобод постепенно становятся наёмными рабочими. Вместо занятия мелким производством они отправляются на мануфактуры или в дома знати за зарплату.

Неизвестный художник.
Вид Москвы в XVIII веке

Дома

Застройка Москвы шла неравномерно. Широкие мощёные камнем улицы переходили в деревянные мостовые. Жалкие лачуги кучно стояли вокруг дворцов и домов знати. Некоторые районы напоминали пустыри, в других теснились бедные дома, третьи впечатляли столичным блеском.

«Неправильная», «необычайная», «контрастная» - так описывали Москву иностранцы, которым удалось побывать здесь во времена Елизаветы и Екатерины II.

«Я был удивлён странным видом Смоленска, но несравненно более меня поразила неизмеримость и разнообразие Москвы. Это нечто настолько неправильное, своеобразное, необычайное, здесь всё так полно контрастов, что мне никогда не случалось видеть ничего подобного».

Вильям Кокс, британский путешественник.

«Путешествия по Польше, России, Швейцарии и Дании»

Дворяне

Адольф Байо. Дом Пашкова на Ваганьковском холме

Адольф Байо. Дом Пашкова
на Ваганьковском холме

В Москве селились дворяне средней руки, поэтому особняки чаще строились в дереве. Они страдали от пожаров и вновь выстраивались по «красной линии» - она обозначала границы строительства на каждой улице. Дома самых богатых фамилий строили из камня знаменитые архитекторы. До наших дней сохранились именно эти здания. Самый впечатляющий пример дворянского жилья XVIII века - дом Пашкова, который, как предполагают, был построен по проекту архитектора Василия Баженова.

Купцы

Неизвестный художник. Вид
улицы Ильинки в Москве XVIII века

Типичный купеческий дом был двухэтажным. Первый этаж мог быть каменным, второй - деревянным. Европейская практика, когда купцы селились над собственными лавками, ещё не стала популярной, потому что торговые ряды выносились в отдельные районы города. Ближе к концу века, при Екатерине II, в Москве появляется новый тип жилья - доходные дома. На верхних этажах доходных домов находились жилые комнаты купцов и квартиры под аренду, внизу - лавки и магазины. Одним из первых доходных домов такого типа в Москве был дом Хрящева на Ильинке.

Мещане

Неизвестный художник. Вид улицы Ильинки в Москве XVIII века

Неизвестный художник. Вид улицы
Ильинки в Москве XVIII века

Как и жители ремесленных слобод в XVII веке , мещане селились в простых деревянных домах. Их быт менялся медленнее, чем у более богатых сословий. Дома дворян и купцов строились по последней моде, дома мещан - по привычке. Единственное изменение произошло во внутреннем устройстве дома: вместо общего для всей семьи помещения в домах теперь появляются отдельные комнаты.

Комментарий ПИК

Дворяне

Распорядок дня

Дворяне

П. Пикар. Московский Кремль в начале XVIII века

П. Пикар. Московский
Кремль в начале XVIII века

Офицеры приходили в казармы к 6, чиновники - к 7–8 утра. К полудню заканчивались смотры и парады, а присутствия прерывались на обед.

Светский человек просыпался ближе к полудню. После завтрака следовала прогулка по парку или поездка в сопровождении скорохода - слуги, пешком сопровождавшего экипаж. Затем - обед, театр и бал, который продолжался до утра.

«Дворянин, который желает быть светским человеком, должен иметь датскую собаку, скорохода, много прислуги (дурно одетой) и француза‑учителя».

Тесби де Белькур, капитан французской службы.

«Записки француза о Москве, 1774 г»

Купцы

Б. Кустодиев. Гостиный двор

Б. Кустодиев. Гостиный двор

Торговля в Москве начиналась рано, поэтому уже к 6 утра купец открывал свою лавку в Гостином дворе или на первом этаже жилого дома. На месте он пил чай, обильно обедал, общался с торговцами по соседству. Вечером посещал трактир или ярмарку, а уже в девятом часу погружался в сон.

Мещане

Деталь фабричной марки Большой Ярославской мануфактуры. Середина XVIII века

Деталь фабричной марки Большой
Ярославской мануфактуры. Середина XVIII века

Ремесленники работали на дому, в жилых помещениях или внутреннем дворе. Участие в работе принимали все домашние, даже дети. Из-за появления мануфактур и организованного производства некоторым ремесленникам стало невыгодно работать на себя, и они становились наёмными рабочими: ткали, строили суда, ковали металлические изделия и заготавливали стекло. Крупнейшей мануфактурой Москвы был Суконный двор. Рабочий день там начинался в половине пятого утра, а продолжался 13,5 часа в весенние и летние месяцы и 11,5 часа в остальное время года.

Еда

Для дворян принятие пищи было искусством, для купцов - способом скоротать время, для мещан - вопросом выживания.

Дворяне

Неизвестный художник. Обед в дворянской семье

Неизвестный художник.
Обед в дворянской семье

В богатых домах предпочитали европейскую кухню. Чай и кофе в XVIII веке перестали быть экзотикой, но стоили дорого. С начала века пришла мода на иностранных поваров - французов, реже англичан. Некоторые продукты выписывались из Европы, над чем иронизировал Гоголь в «Ревизоре», где Хлестакову к столу «суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа».

Купцы

Б. Кустодиев. Купчиха, пьющая чай

Купеческий стол был проще. Чай из самовара, который пили «до седьмого платка» (пока не прошибёт пот), каши пополам с салом, супы, пироги, редька и блюда из овощей - главное в питании не разнообразие, а обилие и сытность.

«Пузатые купцы, как и прежде, после чаепития упражнялись в своих торговых делах, в полдень ели редьку, хлебали деревянными или оловянными ложками щи, на которых плавало по вершку сала, и уписывали гречневую кашу пополам с маслом».

Мещане

Ф. Солнцев. Крестьянское семейство перед обедом. Мещане и крестьяне жили в похожих бытовых условиях. Главное, что их отличало, - повседневные занятия и профессия

Ф. Солнцев. Крестьянское семейство перед
обедом. Мещане и крестьяне жили в похожих
бытовых условиях. Главное, что их отличало,
- повседневные занятия и профессия

В повседневном меню были картофельная похлёбка, щи из серой капусты, ржаные пироги и пареная репа. Кроме того, мещане могли себе позволить блюда из гороха, овощей с огорода и круп. Квас заменял им чай и кофе.

Городские развлечения

То, как житель Москвы развлекался, в первую очередь говорило о его социальном статусе. Праздничная жизнь в городе была на любой вкус: от театров, балов и музыкальных салонов до уличных ярмарок и кулачных боёв.

Дворяне

Приём в дворянском доме

Приём в дворянском доме

Жизнь московской знати была настолько праздной и неторопливой, что вызывала раздражение у Екатерины II:

«Москва - столица безделья, и её чрезмерная величина всегда будет главной причиной этого. Я поставила себе за правило, когда бываю там, никогда ни за кем не посылать; для одного визита проводят в карете целый день, и вот, следовательно, день потерян».

Запись из дневника Екатерины II

Днём дворяне гуляли по паркам или улицам в щегольских нарядах. Затем путь лежал к родственникам на чай. Семейные посиделки были не столько развлечением, сколько необходимостью: поддерживать родственные связи полагалось по светскому этикету.

После обеда, чтения и смены платья дворянин отправлялся в театр. В 1757 году открылась опера Локателли, позже - Петровский театр, в котором играли вольные и крепостные актёры. Около 10 часов вечера начинались балы, где можно было не только потанцевать, но и сыграть в карты, шарады или буриме.

Купцы

В. Суриков. Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя И. Ф. Ромодановского

В. Суриков. Большой маскарад
в 1772 году на улицах Москвы с участием
Петра I и князя И. Ф. Ромодановского

Шумные уличные ярмарки, кукольный театр, комедии и выступления скоморохов - такими были главные купеческие развлечения.

«За комедией выступал обыкновенно доморощенный трубадур с бандурой, с песнями и пляской. Дивные штуки выделывал он ногами, да и каждая косточка в нём говорила. А как подскочит под самый нос пригожей купчихи, поведёт плечом и обдаст её, как кипятком, молодецким спросом: „Аль не любишь?“ - так восторгу не было конца».

Иван Иванович Лажечников, писатель.

«Беленькие, чёрненькие и серенькие»

Вечера купцы проводили в трактирах или дома, а на городские праздники выбирались смотреть фейерверки. Но это только в XVIII веке: со следующего столетия зажиточные купцы будут стремиться подражать дворянству во всём.

Мещане

Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москве-реке

Б. Кустодиев.
Кулачный бой на Москве-реке

Походы по трактирам и ресторанам им были не по карману, но в уличных гуляниях участвовали все. Из зимних развлечений любили кулачные бои, один на один или стенка на стенку. Команды расходились по берегам замёрзшей Москвы-реки и бились посередине. Главные бои проходили на праздники: Николу Зимнего, рождественские святки, Крещение и Масленицу.

В XIX веке острее различия между городским и сельским населением, чем между мещанином и купцом. Купцы, мещане и ремесленники стали зваться «городскими обывателями». Но пропасть между повседневной жизнью дворянства и «среднего состояния людей» сохранялась и в следующем веке.

Перейти в XIX век

Дом и быт москвича в XIX веке

Ж. Делабарт. Красная площадь в конце XVIII - начале XIX века

По каким правилам жили, что ели и как разговаривали в богатых и бедных семьях

Москва в XIX веке - столица отставных и пожилых. Она была консервативнее Санкт-Петербурга, куда уезжали за карьерой и модой. В московских домах царили семейная иерархия, свойское родство и много других бытовых условностей.

Дворянский быт

Московские дворяне обмельчали после войны и пожара 1812 года. «Открытый стол» и хлебосольность прошлого века поддерживать могли немногие. Повально обнищавшие дворянские фамилии вели кочевой образ жизни и питались при богатых домах. Стало больше чиновников. Они причислялись к дворянскому сословию, но не имели большого состояния.

Где селились

Настоящие дворяне строили дома и городские усадьбы на Маросейке, Покровке и территории между Остоженкой и Арбатом. Чиновники селились поближе к купцам: в Замоскворечье, на Таганке, Сретенке и Девичьем поле. За Садовым кольцом строили дачи и загородные усадьбы с садом или парком.

Дом и обстановка

В. Поленов. Бабушкин сад. Типичный деревянный московский особняк

В. Поленов. Бабушкин сад.
Типичный деревянный московский особняк

Дворянство среднего достатка строило дома из дерева. Зато большие, в 7–9 окон, с мезонинами и колоннами. Парк или сад с липовой аллеей, бузиной и сиренью был обязательным атрибутом барской жизни. Чем дальше от центра, тем обширнее был сад.

Во внутреннем убранстве дома погоня за модой сменилась постоянством. Купленная в начале века мебель в стиле ампир стояла в парадной части дома вместе с фарфоровыми безделушками и кабинетной бронзовой скульптурой. Тесные жилые помещения в антресолях и с обратной стороны дома обставляли абы как.

Стол

А. Волосков. За чайным столом

А. Волосков. За чайным столом

В отличие от утончённых обедов Петербурга, московские были сытными и обильными. В утренний чай добавляли сливки и запивали калачи с маслом. Второй завтрак готовили плотный, с яичницей, сырниками или биточками. Около трёх часов семья и частые гости собирались на обед из нескольких блюд на французский или русский манер. На полдник подкреплялись чаем с пирогами, а вечером доедали остатки обеда или готовили ещё несколько смен блюд, в зависимости от богатства дома.

Семейный уклад

В дворянском доме было много обитателей. Кроме близких родственников здесь находилось место для тёток, двоюродных, троюродных братьев, сестёр и племянников, а также малоимущих и гувернанток.

Дом, как и прежде, делился на мужскую и женскую половины. Кабинет, библиотека и курительная были мужскими комнатами, а будуар, диванная и девичья - женскими. Домашние и прислуга свободно перемещались между половинами, но принимали личных гостей строго на своей территории.

Детским комнатам отводилось место подальше от спален взрослых. Малыши жили в общих комнатах по несколько человек, подростковые детские делились на мужскую и женскую половины. Домашние уроки проводились в классной комнате, куда приходил приглашённый учитель. Он давал уроки светского этикета, музыки и иностранного языка.

Словарь дворянина

Jolle journee - «безумный день», дневной бал, который начинался в два часа дня и длился до ночи.

Журфиксы - дни недели в знатном доме, которые выделялись для регулярного приёма гостей.

Воксал - увеселительный сад, где ставили спектакли, устраивали балы и фейерверки.

Купеческий быт

Купечество в Москве XIX века процветает. Появляются новые фамилии, которые по богатству не уступают дворянским. Морозовы, Рябушинские, Прохоровы возглавляют список богатейших предпринимателей Российской империи. Амбициозные купцы стремятся дотянуться до дворян по уровню жизни и образования и вкладывают свои капиталы в развитие искусства и наук. Другая часть тщательно оберегает свои обычаи и сторонится всего непривычного.

Где селились

Купеческими районами были Таганка, Пресня, Лефортово и Замоскворечье. Последний - из-за близости к китайгородскому торгу. Купцы-фабриканты предпочитали строить дома ближе к производству, поэтому выбирали окраины города.

Дом и обстановка

В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом

В. Перов.
Приезд гувернантки в купеческий дом

Пока дворяне беднели, купцы наживали состояния. Они строили простые, но добротные каменные дома или выкупали бывшие дворянские усадьбы и обставляли их на свой вкус. Дома обычно выходили в сад с огородом. Во внутреннем дворе хранились товары, которые купец поставлял в лавки.

Купеческий дом отличался от дворянского количеством икон и разношёрстным убранством: малиновые стены в гостиных, обилие картинок и безделушек вперемешку с дорогими предметами мебели. Единство стиля в обстановке дома соблюдали редкие, самые образованные семьи.

Стол

Н. Богданов-Бельский. Чаепитие

Припасы в купеческом доме заготавливали сами - погреба были заставлены соленьями до потолка. Накрывали стол не менее богато, чем дворяне, но блюда были русскими: пироги, каши. На купеческом столе не приживались сервизы, вся посуда была разномастная.

Купец не всегда возвращался домой к обеду, поэтому вся семья собиралась за столом вечером, около восьми часов. После плотного ужина с жирными блюдами все домашние долго пили чай вприкуску с сахаром или вареньем.

Семейный уклад

В. Пукирев. Приём приданого в купеческой семье по росписи

В. Пукирев.
Приём приданого в купеческой семье по росписи

Семейная жизнь купцов в XIX веке начиналась с участия свахи. Приданое невесты тщательно пересчитывали. Брак заключали после смотрин: жених присматривался к купеческой дочке в публичном месте, а потом приходил с личным визитом и просил её руки. Купеческие жёны жили праздно и почти не занимались хозяйством - только принимали гостей или устраивали выезды. Детей отдавали на воспитание нянькам, а в образовании полагались на церковь. Даже в конце века только немногие купеческие дети обучались в гимназиях и университетах.

Словарь купца

Ферязь - традиционная купеческая верхняя одежда.

Безбородый - купец, который следует западной моде. Носит вместо кафтана современную одежду, чисто бреется, образован и знает языки.

Сорокавёдерная бочка - мера не только объёма, но и красоты. Дородные, размером с сорокавёдерную бочку женщины - купеческий идеал в XIX веке.

Мещанский быт

В XIX веке мещане составляли основное население Москвы. Особенно много их стало после реформы 1861 года, когда крестьяне стали перебираться в города в поисках работы. К мещанскому сословию относились и учителя, и подёнщики, и все остальные наёмные работники.

Где селились

Фабричные рабочие и мастеровые селились за Садовым кольцом в съёмных квартирах и небольших домиках. Хамовники, Лефортово и Грузины закрепились за ними ещё в XVII веке. В московском «гетто» - Зарядье и тёмных закоулках Китай-города - селились сапожники, портные и другие мелкие ремесленники.

Крестьянская изба из бревна испокон веков считается символом России. По мнению археологов, первые избы появились на Руси еще 2 тысячи лет назад до нашей эры. В течение многих столетий архитектура деревянных крестьянских домов оставалась практически неизменной, соединяя в себе всё, что было необходимо каждой семье: крышу над головой и место, где можно отдыхать после тяжелого трудового дня.

В XIX веке самый распространённый план русской избы включал в себя жилое помещение (хату), сени и клеть. Главным помещением была хата – отапливаемое жилое помещение квадратной или прямоугольной формы. В качестве складочного помещения выступала клеть, которая была соединена с избой за счёт сеней. В свою очередь, сени представляли собой хозяйственное помещение. Их никогда не отапливали, поэтому использовать их в качестве жилого помещения можно было только летом. Среди бедных слоёв населения была распространена двухкамерная планировка избы, состоящая из хаты и сеней.

Потолки в деревянных домах были плоскими, их часто подшивали крашеным тёсом. Полы изготавливались из дубового кирпича. Отделку стен проводили при помощи красного теса, при этом в богатых домах отделка дополнялась красной кожей (менее зажиточные люди обычно использовали рогожу). В XVII веке потолки, своды и стены начали украшать росписью. Вокруг стен под каждым окном ставили лавки, которые надёжно крепили непосредственно к самой конструкции дома. Примерно на уровне человеческого роста над лавками вдоль стен обустраивали длинные полки из древесины, которые назывались воронцы. На полках, расположенных вдоль помещения, хранили кухонные принадлежности, а на других – инструменты для мужской работы.

Изначально окна в русских избах были волоковыми, то есть смотровыми окнами, которые были вырублены в смежных брёвнах на половину бревна вниз и вверх. Они выглядели, как небольшая горизонтальная щель и иногда украшались резьбой. Закрывали проём («заволакивали») при помощи досок или рыбьих пузырей, оставляя в центре задвижки маленькое отверстие («гляделку»).

Спустя какое-то время стали популярны так называемые красные окна, с рамой, обрамлённые косяками. Они обладали более сложной конструкцией, нежели волоковые, и всегда украшались. Высота красных окон составляла не менее трёх диаметров бревна в срубе.

В бедных домах окна были настолько маленькими, что, когда их закрывали, в помещении становилось очень темно. В богатых домах окна с наружной стороны закрывали при помощи железных ставней, часто используя вместо стекол куски слюды. Их этих кусочков можно было создать различные орнаменты, расписывая их при помощи красок изображениями травы, птиц, цветов и т.д.

Елене Кармазиной пришлось пройти через бытовые невзгоды, противодействие региональных властей и конфликты с нечистыми на руку бизнесменами, чтобы подарить новую жизнь дому середины девятнадцатого века.

Фотографии

Илья большаков

Адрес: Студеная, 39

Архитектор: неизвестен

Год постройки: около 1852

Количество этажей: 1 (без цоколя)

ПЛОЩАДЬ: 159 м 2

Санузел: раздельный

ПЛОЩАДЬ КУХНИ: 24 м 2

Историческая справка и архитектурные особенности

Несмотря на наличие генеральных планов, застройка Нижнего Новгорода, начавшаяся с Кремля, осуществлялась очень неравномерно, образуя своеобразные мысочки улиц и домов между небольшими внутренними реками и глубокими оврагами. Застройке территории современных улиц Студеная, Новая, Звездинка, Горького мешала река Ковалиха, извилисто протекавшая от площади Горького на северо-восток до Черного пруда и далее, круто поворачивая к юго-востоку, вдоль современной улицы Ковалихинской.

Однако со временем начали засыпать, пересекать мостами, а к середине XIX века - и заключать в трубы неудобную речку. Благодаря этому в 50-х годах развернулась застройка заречной территории, в том числе и улицы Студеной. В границах намеченных генпланом кварталов было проведено межевание. Датой рождения нынешнего дома № 39 можно считать 1852 год, когда титулярная советница Олимпиада Ивановна Кастальская купила один из участков (около четверти гектара) под строительство. Она построила жилой дом и не сохранившиеся до сегодняшнего дня придомовые постройки. Последним владельцем дома перед революцией был Василий Александрович Пахомов, открывший в доме кондитерскую «Москва», а также построивший двухэтажный каменный флигель. В дальнейшем усадьба передавалась по наследству детям Пахомова. До 1930 года дом числился за частным владельцем, затем (видимо, после Великой Отечественной войны) был превращен в коммуналку.

В конце XVIII - начале XIX века все строительство в городах Российской империи велось по образцовым проектам. То есть все дома в городе, начиная от богатых и больших и кончая вот такими маленькими, необходимо было выдерживать в едином стиле - классицизме. На Студеной и прилегающих улицах до конца 1930-х гг. это был «провинциальный классицизм», «классицизм для бедных». В то время район был городской окраиной, там селились мещане, мелкие купцы-разночинцы, духовенство, разорившиеся дворяне. Несмотря на то что дом № 39 построен в более поздний период, здесь тоже можно обнаружить скромные элементы классицизма: нечетное количество окон, наличники с прямоугольными сандриками, небогатый декор, венчающий главный фасад низкий треугольный фронтон со слуховым окном. Большинство этих элементов погибло в результате последнего пожара, но на старых чертежах и фотографиях можно увидеть первоначальный облик здания.

Елена Кармазина

хозяйка дома, архитектор-реставратор, преподаватель НнГАСУ

До 1991 года мы с мужем и детьми жили в обычной трехкомнатной квартире, но дети выросли, и я поняла, что, если они решат жениться или пожить отдельно, мы даже разменяться не сможем. Я разговорилась на эту тему с подругой, и она предложила поменять благоустроенную, но маленькую квартиру на дом без удобств. Мы с мужем строители, поэтому решили, что сможем потянуть такую работу. Начали подыскивать варианты. Как-то, проходя по улице Студеной, я обратила внимание на этот дом. Разговорилась с местными всезнающими бабушками, они и рассказали, что тут живет пара стариков, которые очень хотят меняться. Я же архитектор, пошла и спросила своих, какие планы на этот дом. Мне показали проект, по которому весь этот квартал шел на реконструкцию. Я посмотрела: наш домик в прежних границах, жилой, на реконструкцию. Сам Бог велел мне, реставратору, эту реконструкцию и сделать. Поинтересовалась, чей подвал. А подвал в аренде у геологов. Я говорю: «А если я сменяюсь, отдадите?» - «Отдадим». И вот, смотрю на этот дом, на эти своды в подвале и понимаю - мое!

Подали документы на обмен (тогда никто никакой недвижимости не имел и не продавал-покупал - менялись). Завертелись документы. А мы потихоньку стали осматриваться в подвале уже будущего своего дома, делать что-то. Мы тут и три слоя отравленных геологической химией полов выдрали, и стены от старой штукатурки отбивали, и сварщиками побывали, и воду начали проводить - в общем, начали благоустраиваться еще до переезда. Котел АГВ поставили, но не подключили.

Пока разбирались в подвале, бабушка с дедушкой наверху еще жили. Помойка была несусветная! Осенью менялись, думаю, как же я сюда детей привезу, может, зиму-то проживем? Воды не было, канализации не было, наверху печка, а подвал вовсе не отапливается. А в самом доме холодно и воняет туалетом, потолочные балки бревнами подперты, потолок провис. Но на всех полах был постелен белый линолеум, хороший такой... Я думаю - ну, хоть полы приличные. Правда, потом, когда мы переехали, смотрю: нет полов-то, бабушка сняла весь линолеум, скатала в рулон и увезла.

Я время тянула, документы были готовы, а мы все не переезжали. Я про себя думаю - каково детям, которые всегда жили хоть тесновато, но в тепле и с удобствами? Бабушка-то с дедушкой привыкли, а я как со своими? Может, отопление успеем сделать? Но старики очень боялись, что мы передумаем, откажемся от обмена, и решили, видимо, действовать наверняка. Вот, помню, я еще потихоньку собираю вещи в старой квартире. 29 декабря, Новый год на носу, у дочки день рождения. И вдруг на фургоне приезжают эти дед с бабкой с какими-то своими племянницами и говорят: «Мы вам сейчас поможем!» И давай мои вещи в фургон вытаскивать - мама дорогая! Привезли все наше имущество сюда и в снег вывалили, а мы давай заносить в дом. Пропало многое, магнитофон украл кто-то... Дети были в шоке: «Ты куда нас привезла?!»

Ну, потом мы, конечно, все разгребли, места много, печку топили. Постепенно делали воду. Это был такой праздник, это ж надо - потекла из крана холодная вода зимой! Дети поняли, что вода не всегда течет из крана. Впервые с этим столкнулись. Потом немножко стало налаживаться, начали чувствовать себя дома, поверили в свои силы. Канализацию мы не трогали до лета, потому что траншею копать надо. Отопление сделали. Стало тепло. Подали документы на приватизацию, тогда она еще только начиналась.

«Вы любите коричневые костюмы? А я люблю старинные дома!»

Но тут пришла новая беда - из-за произведенного обмена начались конфликты с администрацией. Если раньше никому в голову не приходило этот ветхий фонд использовать, даже расселить людей из аварийных домов годами не могли, то потом до властей, очевидно, дошло, что на таком жилье можно делать деньги. Начали разбираться, как я приобрела дом в центре. Сначала исподтишка - когда меня не было, пришел журналист из городской газеты, попытался расспросить соседей. Мне сразу стало ясно, что это чей-то заказ, и я пошла разбираться в редакцию, дождалась там этого репортера.

Он меня допрашивает, почему да почему вы сменялись, а я говорю: «Что мы сделали плохого? Замечательную квартиру на Тимирязева, в центре города, со всеми удобствами, с паркетом, с мусоропроводом, поменяли без доплаты на дом без воды, без канализации, без отопления. Старым хозяевам - удобства, нам - метры. Ни у кого ничего не просим. Что не так?» - «А вот - почему да зачем?» Корысть ищет. Я посмотрела на него, говорю: «Вот почему у вас коричневый костюм, вы любите коричневые костюмы? А я люблю старинные дома!»

Я знала, что меня могут сковырнуть
по одной простой причине -
МЫ УХУДШИЛИ ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ

Статья в газете не получилась. Тогда на сессии райсовета поставили вопрос о моем обмене. И вынесли решение: подать в суд на обратный обмен. Совесть моя была чиста, но я знала, что меня могут сковырнуть по одной простой причине - мы ухудшили жилищные условия. Тогда вышел закон - нельзя при обмене ухудшать жилищные условия. Нас вызвали в суд. Судили, разбирали, вызывали стариков. Судья спрашивает стариков: «Вас кто-нибудь принуждал к обмену?» Они встали, как взвоют: «Да к нам ангел прилетел! Мы всю жизнь ждали, чтобы кто-то сделал теплый туалет, у нас никогда не было никакого ремонта, дощечки никто не прибил!» Мы же с мужем, в свою очередь, представили справки, что площадь увеличили, воду провели, отопление сделали, канализацию начали делать, на приватизацию документы подали. В общем, судья сказала, что обе семьи улучшили свои жилищные условия, присудили оставить все без изменения.

В то время я была депутатом, и зачастила ко мне одна женщина, стала предлагать сдать подвал дома в аренду, чтобы ее фирма открыла там кафе. Меня не очень вдохновила эта идея, но потом я решила, что нужно соглашаться: денег было мало, а реставрация дома требовала значительных средств. Стали ко мне захаживать двое ее коллег, завезли мебель и посуду для ресторана, на этом все и затихло месяца на два. Ни арендной платы, ни охраны, ни каких-то работ. После двух месяцев моих звонков они наконец удосужились договор составить, я больше ничего подобного не видела. Арендодатель (это я) все должна, 12 пунктов моих долгов, а они - арендонаниматели - имеют сплошные «права», а должны только одно - по назначению использовать помещение. Тут-то я и осознала, во что ввязалась. Сказала им, что передумала.

После этого они показали свои истинные намерения. Начали приходить каждый день, требовать от меня подписать договор, угрожали мне и моему мужу. На отказ отвечали с редкостным упрямством: «Нет, мы здесь будем делать кафе». Однажды пришли и говорят: «Если сейчас не согласишься с нами сотрудничать, плохо будет». Я говорю: «Плохо вы меня знаете, ребята. Никогда моей семьей вы не будете командовать. Даже если сгорит этот дом, вы никогда ничего не получите!» Ну и зря я это произнесла.

Цоколь, сгоревший верх, ковер и телевизор

А на старый Новый нас подожгли. Мы с мужем уснули в два часа. Видимо, поджигатели специально выжидали, пока мы выключим свет, потому что пожарных соседи вызвали уже в 2:15. Я проснулась оттого, что старшая дочь нас трясет и говорит: «Мы горим, кажется». Меня охватила паника: содрала со стены абсолютно ненужный ковер, выдернула из розетки телевизор, все это выкинула в окно. Побежала за ведром, давай наливать воду, струйка еле течет, а надо мной чердак гудит! Бросила ведро. Вместе с детьми мы выпрыгнули через окно.

Пожарные долго ждали электриков, те не сразу нашли, какой провод отключать, все полыхает, наконец пожарные встали на лестницу и «клювами» шлангов разбили окна, стали поливать. Так бы, может, и не все сгорело, но они создали тягу. Занялась большая комната, пропала последняя надежда. Через четыре часа ужаса от нашей жизни осталось - цоколь, сгоревший верх, ковер и телевизор.

Лето перекантовались , наступила осень, холодает, газа нет, топить котел нечем

На следующий день пришли из администрации, обещали дать пособие на ремонт, а нам с семьей рекомендовали пока пожить в маневренном фонде. Я знала, что если уйду, все остатки дома разнесут по крупице. Говорю: «Помогите воду откачать из подвала, мы туда спустимся. Свет, газ восстановите - зима на дворе». Они: «Конечно, все сделаем». Ушли. Никто нам, конечно, воду не выкачивал. Из ЖЭКа, правда, пришли какие-то люди, в резиновых сапогах в подвал спустились, поковырялись, но хорошо, что не закончили. Я потом поняла - они пол ломами пробивали, чтобы вода в грунт ушла, чуть новую водопроводную трубу не пробили, помощники. Окна железом забили, лампочки на проводах подвесили. Воду мы ведрами на снег сутки выливали. Спустились в подвал, начали жить с нуля.

Люди приходили, дверь была открыта настежь, просто не запиралась, входили: кто подушку несет, кто одежду, кто крупу, кто сапоги. Одна женщина, я вот почему-то ее запомнила, принесла тетради, ручки, говорит: «Ребята-то у вас в школе». И я думаю - действительно, не на чем даже писать. Деньги разные люди несли. У адвентистов в церкви стоял ящик, они «для Кармазиной» собирали деньги, собрали миллион (сейчас это примерно десять тысяч). От администрации принесли два миллиона. Лето перекантовались, наступила осень, холодает, газа нет, топить котел нечем.

Я написала письмо Немцову: «Уважаемый Борис Ефимович! Прошу ссуду под приемлемые проценты. Никогда не думала, что буду просить для себя, всегда просила для других, но положение безвыходное». Рассмотрели мою просьбу, позвонили - дадим не ссуду, пособие, никаких процентов, безвозвратно. Два месяца это все тянулось. Что-то там не доходило, терялось, что-то я переписывала, в каких-то диких очередях стояла. Помню, позвонили: идите на главпочтамт, получайте деньги. Прибежала, а на почте говорят: нет никакого перевода. Опять звонки, разборки, еще раз послали, уже другие деньги. Наконец они мне его дали, это пособие. Но беда не приходит одна. Моего сына Антона забрали в армию, отправили в Дзержинск на сборный пункт. А утром я узнаю, что войска ввели в Грозный. В общем, все эти деньги, которые мне Немцов дал, потратила на то, чтобы вывезти Антона из Чечни, дослуживал он уже здесь.

Третья жизнь дома

Сейчас нам завидуют, ходят мимо дома, фотографируют: особняк в центре города. Но какой кровью этот особняк дался! Понадобилось двадцать лет, чтобы хотя бы восстановить то, что у нас было до пожара. Меня сейчас некоторые упрекают, что я, мол, реставратор, но не восстановила первоначальный облик дома. Но ведь от этого облика ничего не осталось. Сейчас сложно даже представить, каким был раньше наш несчастный дом. Теперь все обжито, но после пожара не было ни стен, ни крыши, ни окон, мы просто белой краской красили угли. Материал собирали по дощечке, по кирпичику, приходили какие-то алкоголики, поставляли стройматериал за бутылку. Все брала, куда деваться. Многое, конечно, уже не восстановить. Тут были наличники родные, а сейчас чужие, снятые с соседнего дома. В округе сносят много старых домов, я забираю оттуда все, что пригодно, буквально по крупицам, как кум Тыквочка из «Чиполлино», строю родовое гнездо. Мебель вся собрана по помойкам, кое-что досталось по наследству от соседей, от друзей. Зато теперь смотришь на эту мою полуразбитую мебель: антиквариат! Вот позавчера два буфетика из соседнего дома принесли. Буду драить. Люди выбрасывают, а я люблю это старое барахло. Уютно с ним.

Ваня, четвертый наш ребенок, родился уже после пожара. Внучки родились. Они и не представляют, что можно жить в четырех стенах, в квартире. Любят наш особняк. Растут домовладельцами. Так что есть кому передать это наследство. Правильно мы рисковали в 90-х годах. Правильно сделали, что не ушли после пожара, выстояли. Правильно надрывались на многолетней стройке. Все не зря.

Получается, у нашего дома три жизни. Первая - до революции; вторая - коммунальная, советская; и третья, драматическая, - сейчас, с нами.

Что объединяет Родиона Раскольникова, Григория Распутина и поэта Вячеслава Иванова? Все они жили в доходных домах, ставших в XIX веке едва ли не самой распространенной формой жилья. SPB.AIF.RU рассказывает о самых интересных зданиях Петербурга. Alexander Y. Potekhin / Commons.wikimedia.org Первые доходные дома в Петербурге появились еще в XVIII веке. Таких зданий в городе на Неве было несколько сотен – больше всего в России. Сами хозяева занимали небольшое помещение, а остальные квартиры сдавали жильцам или частным торговцам. С каждым из подобных домов в Петербурге связана своя необычная история. SPB.AIF.RU выбрал десять самых интересных доходных домов Петербурга. Дом Розенштейна Большой пр. П.С., 75 В XIX веке участок земли на Большом проспекте принадлежал разным хозяевам.

Доходный дом

  • 4  Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Экономические аспекты Время окупаемости доходного дома значительно больше, чем время продажи и получения моментальной прибыли. Григорий Мазаев, первый заместитель министра строительства и ЖКХ Свердловской области: Идея, безусловно, хорошая.



Распространение Доходный дом П. В. Круглова в Челябинске До 1917 года в Москве было 800 доходных домов. Москва До 1917 года в Москве до 40% жилья составляли доходные дома[источник?], - обычно чем больше был дом, тем дешевле была аренда квартир в нём.
Нередко доходные дома сочетали в себе различные функции.
До революции доходный дом в Москве был очень популярен. Почти 40% жилой недвижимости приходилось на такой вид жилья.

Важно

Следует отметить, что чем больше был таких домов, тем дешевле можно было там арендовать жилье. Представителей доходных домов до сих пор можно встретить на московских и петербуржских улицах.


Стоит отметить, что петербургские доходные дома отличались от московских. Самым известный доходный дом в Москве – «Чайный домик» на Мясницкой.

Внимание

Кроме того Военторг также в прошлом был таким объектом. №2 Ответил(а): Znatotok Доходный дом — это многоквартирный жилой дом, построенный с целью извлечения дохода путем сдачи квартир внаем. Как тип сложился в европейской архитектуре еще в 1830-1840-х годах и к XX веку стал одним из основных типов городского жилья.


В конце XIX — начале XX вв.

Что такое доходный дом?

Доходные дома дешевых квартир появились только в самом конце XIX века как особый вид жилья для малообеспеченных граждан. Они могли быть построены крупным ведомством (например, управлением Казанской железной дороги) для своих работников. Московское городское управление содержало 2 доходных дома на 2-й Мещанской улице. Дешевые квартиры возводили и на пожертвования. Спрос на них превышал предложение. Это предопределило строительство муниципальных доходных домов, приносящих прибыль городу. В 1896 г. таких домов Москве было 8, а в 1902 г. – уже 902. Квартиры в таких домах предоставляли жителям минимум удобств: небольшая комната, общая кухня и умывальня, помещение для сушки одежды, холодная кладовая, отопление, канализация. Стоимость проживания в доходных домах очень разнилась. Ставка аренды «дешевых квартир» колебалась от 10 до 100 руб. в месяц.

Что означало понятие "доходный дом" в царской россии?

Островского, 5 Этот дом рядом с Александринским театром был построен во второй половине XIX века. Здание было выполнено в непривычном в то время, но модном «русском» стиле с большим количеством резных деталей, что вызвало в обществе много осуждения и споров.

Дом Басина понравился будущему императору. Фото: АиФ / Яна Хватова Пересуды закончились, лишь когда будущий император Александр III, увидев построенный дом, решил тоже следовать национальным российским традициям. Он первым из Романовых отпустил бороду и переодел армию в сапоги и широкие шаровары. В настоящее время в квартирах дома Басина живут представители творческой элиты Петербурга. Дом Мурузи Литейный пр., 24 Семейство Мурузи потратило на строительство огромного дома все свои деньги. Размеры здания впечатляли: в нем было 28 ванных комнат, а в бельэтаже располагалась 26-комнатная квартира.

Коммуналки xix века. 10 знаменитых доходных домов петербурга

Сдаваемые внаем квартиры условно делились на богатые, средней руки, дешевые (для малоимущих) и бесплатные, содержавшиеся за счет города или меценатов. Доходные дома для богатых располагались: в центральных районах города, в пределах Садового кольца, за Москвой-рекой. Владельцы заботились не только о внутренней планировке дома, но и о благоустройстве прилегающих территорий. Аренда в таких районах считалась престижной. Фасады многих домов стремились эффектно украсить, придать им особо респектабельный вид.

К подобным строениям можно отнести, например, доходный дом Филатовой на Арбате. Здания оформляли разноцветными керамическими плитками, декоративными панно.

Например, фасад дома по адресу Лебяжий переулок, 1, оживлен под карнизом яркими полихромными майоликовыми панно на сказочные врубелевские сюжеты.

Вопрос “что такое доходные дома?”

  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Время окупаемости доходного дома значительно больше, чем время продажи и получения моментальной прибыли. Григорий Мазаев, первый заместитель министра строительства и ЖКХ Свердловской области: Идея, безусловно, хорошая.

Однако в областном бюджете 2008 года средств на её реализацию пока не предусмотрено. Полагаю, в сегодняшних условиях и частных инвесторов найти трудно - слишком долго построенный «доходный дом» будет окупаться.

Доходный дом П. В. Круглова в Челябинске До 1917 года в Москве было 800 доходных домов. Москва[править | править код] До 1917 года в Москве до 40% жилья составляли доходные дома[источник?], - обычно чем больше был дом, тем дешевле была аренда квартир в нём. Нередко доходные дома сочетали в себе различные функции.

Что такое доходный дом

Всего 50 лет понадобилось для того, чтобы здания стали весьма популярными и востребованными. В прошлом существовала традиция: каждый купец, коммерсант или любой другой состоятельный человек, который сам себя уважает, должен обязательно был возвести хоть одну подобную конструкцию, на вывеске которой будет указана фамилия его владельца. К началу революции на территории России располагалось не менее 600 зданий данного типа. Они украшали улицы Москвы и Одессы, Киева и Гомеля. Развитие доходных домов на основе изменений в законодательстве В 19 веке, в результате существенных изменений в законодательстве Российской империи, первые этажи конструкций могли сдаваться под ателье, под фотоателье, под магазины и кондитерские. Второй этаж предназначался под офисные помещения. На третьем этаже конструкции располагались квартиры, которые снимали в аренду дворяне, промышленники и купцы.

Доходный дом — это… доходные дома в москве

Например, когда Антон Чехов приехал в Москву в начале 1904 г., то снял квартиру на 3 этаже по Садово-Спасской улице за 80 рублей в месяц. Максим Горький в 1902 г. арендовал 10 комнатную квартиру, занимавшую целый этаж, за 1000 рублей в год. Площадь квартиры была 300 метров. В то же время в Москве стоимость квартиры в дорогих доходных домах достигала 1000 руб. в месяц и более. Таким являлся, например, дом особняк князя Щербатова на Новинском бульваре, 11. Одним из самых дорогих домов был дом страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре. Арендная ставка за квартиру на 1-м этаже для малообеспеченных составляла всего 4-5 рублей. Малоимущим квартиру сдавали по символической цене, а то и вовсе бесплатно. После Октябрьской революции 1917 года доходные дома упразднили, отдельные квартиры превратились в коммунальные. Здания доходных домов можно видеть на улицах города и сегодня.
В доме было отопление, водопровод и паровая прачечная. В разное время здесь жили сын Пушкина Александр, Николай Лесков, Максим Горький, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, Александр Блок.

В доме проходили литературные встречи. В доме Мурузи было 28 ванных комнат. Фото: АиФ / Яна Хватова После Великой Отечественной войны одну из коммунальных квартир дома занимал Иосиф Бродский с родителями.

Дом окончательно расселили всего четыре года назад. Сейчас в здании находится музей. Дом Раскольникова Столярный пер., 5 В этом доме начинается действие романа Достоевского «Преступление и наказание». Здесь, в мансарде на пятом этаже, жил главный герой произведения – Родион Раскольников. В процессе капитального ремонта один здание стало четырехэтажным, но комната Раскольникова на мансарде сохранилась. Из этого дома Раскольников пошел на убийство старухи-процентщицы.

Доходный дом в 19 веке

Это направление пока ново для данного города, но находит все большее распространение. Доходный дом на Каспийской улице, д. 29а в г. Сочи. Архитектор А.

А. Коваль Украина. Киев[править | править код] Один из знаменитых и богато украшенных доходных домов - «Дом с химерами», построенный архитектором Владиславом Городецким в 1901-1903 гг. в стиле модерн. Белоруссия[править | править код] Бывшие доходные дома постройки конца XIX - начала XX века в Витебске Существовали с 1870-х гг. до 1917. С начала XX века строились в 3-5 этажей. Наиболее известные доходные дома в Минске, Могилёве, Витебске и Гомеле. В строительстве принимали участие архитекторы В. Вуколов, Г. Гай, С. Краснопольский и др. Западная Европа[править | править код] Страны западной континентальной Европы и Великобритании - это родина доходных домов в том виде, в котором мы привыкли их понимать и видеть сейчас.

Что такое доходный дом в 19 веке

Классика доходного дома - нижний этаж отведён под торговлю, а верхние этажи под жилые квартиры. При этом, например, в Бельгии доходный дом по внешнему виду, как правило, не выделяется из общего городского ансамбля. В Германии доходные дома очень популярны. Немцев даже называют «нацией арендаторов»-60 % германцев предпочитают арендовать жилье, а собственное покупать годам к 40. Доходные дома в Германии составляют около 30 % всей недвижимости.

  • Инсула - многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Появились не ранее III века до н. э. Имели обычно от четырёх до семи этажей, имеются упоминания о восьмиэтажных инсулах. Составляли массовую застройку древнеримских городов.
  1. А. Браузеветтер. Членение фасадов // Архитектурные формы гражданских построек. - СПб.: Издание И. И. Базлова, 1904.

Многие сведения о русском быте сохранились в воспоминаниях иностранцев, путешествовавших по нашей стране. Их удивляла жизнь в России, которая была так не похожа на жизнь в Европе. Они отмечали удивившие их особенности русского быта. Часть путешественников писала о России в недоброжелательном тоне, но многие писали с уважением и удивлением. К числу последних относился и французский писатель Теофиль Готье, оставивший интересные заметки о поездке в Россию в 1858-1859 гг. Есть там и глава о русских домах. Вот как Готье описывает обычный русский дом (а не дворец) "приличного" человека в Санкт-Петербурге.

Прежде всего, в русском доме Готье поразили прихожие. Ничего подобного он в Европе не видел. В огороженном перилами месте висело огромное количество различных шуб, которые в сочетании со стоявшими под ними галошами выглядели почти фантастически. Готье пишет, что Гофман населил бы эти одежды призраками придворных советников и архивариусов, Арним отыскал бы здесь одежду господина Медвежья Шкура. Он же (т.е. Готье) вспоминал сказки Перро и видел здесь семь жен Синей Бороды в его страшной комнате.

Шубы развешивались у теплой печки и потом на улице сохраняли тепло в течение нескольких часов. Готье отмечал, что слуги в домах обладают чудесной способностью помнить, кому принадлежит какая шуба, и никогда не ошибаются, даже при многочисленных наездах гостей, накидывая каждому на плечи его собственную шубу.

Дома в России пользовались всеми достижениями европейской цивилизации, но Готье больше интересовали отличия. Его поразило огромное количество икон во всех домах и горящие перед ними лампады.

Удивили его и двойные рамы на окнах, которые тщательно заделывались на зиму. Между рамами насыпали слой песка и ставили рожки с солью для впитывания влаги, чтобы стекла не покрывались льдом. Иногда между окнами клали слой ваты. Окна занавешивались толстыми шторами, чтобы от окон не шел холодный воздух. Поразили Готье форточки для проветривания помещений. Он считал, что эта процедура неудобна и очень опасна.

О размерах русских комнат Готье написал, что из одной только гостиной в русском доме парижский архитектор сделал бы целую квартиру, а то и двухэтажную. Комнаты в холодный период постоянно отапливались высокими, почти до потолка печами, украшенными красивыми изразцами. Двери из квартир выходят на отапливаемые(!) лестницы, поэтому в квартирах всегда тепло, и русские дамы не боятся ходить в легких платьях и оголять плечи. Камины топятся только весной и осенью, так как зимой они бы охладили квартиру. На зиму их закрывают и украшают цветами. Обилие цветов и зелени в русских домах просто ошеломило Готье. Он пишет, что все дома заполнены разнообразными цветами и экзотическими растениями.

Мебель в России, писал Готье, похожа на французскую, но только она большего размера и ее намного больше во всех помещениях, так как комнаты более просторны. Типично русской мебелью являлись разнообразные ширмы, или перегородки, изготовленные из дорогих пород дерева с тончайшей резьбой. Готье отмечает, что эта резьба иногда напоминала ему изящные веера. Ширмы обычно занимают угол гостиной, и по ним часто вьются растения. Получается место удобное для интимного или отдельного разговора. За ширмами расставлены различные диваны и сиденья, где хозяйка дома может принимать двух-трех особо близких гостей, оставаясь все же и со всеми. Часто такие кабинеты за ширмами украшались цветными зеркалами и гравюрами, вделанными в панно из позолоченной меди. Часто за креслами, пуфами и диванчиками можно было видеть чучело гигантского белого медведя, из которого сделана целая софа. Табуретками часто служили чучела черных медвежат. Широкие диваны, обтянутые кожей встречались буквально на каждом углу во всех квартирах.

Спальни же в русских домах не так шикарны, как это было положено во Франции. Обычно за красивой ширмой находилась низкая кровать, похожая на походную, как отмечал Готье, или широкий диван. Спальни в России его разочаровали своей обстановкой.

Стены домов покрыты дорогими обоями. Часто это была индийская камка или имитация парчи. Во многих домах на стенах висят в богатых рамах картины русских и французских художников. Из русских художников в моде тогда были Брюллов и Айвазовский.

Так Теофиль Готье описывал интерьер обычного "приличного" дома, а отнюдь не дворца, что он неоднократно и подчеркивал, в Санкт-Петербурге в середине XIX века.

В мастерской у М.А.Зичи

Сейчас имя художника М.А.Зичи мало что говорит читателям. Оно известно только знатокам русской живописи. Но в середине XIX века его работы пользовались большой популярностью в России, хотя за рубежом и были почти неизвестны. Готье в своих записках о путешествии в Россию шутливо замечает, что русские держат Зичи только для себя. Готье удалось встретиться с Зичи, и он дал описание этой встречи, причем подробно описал и квартиру художника. Посмотрим, что представляла собой квартира русского художника в середине XIX века, подразумевая, что описание сделано французским писателем.

Каждая квартира в России начинается с прихожей, где каждый посетитель скидывает на руки слуге шубу, которую тот одевает на вешалку, и снимает галоши. Вид груды висящих шуб и свалки галош поражают глаза иностранца в любом доме.

Затем следовала просторная гостиная, одна из стен которой была увешана охотничьим оружием. На оленьих рогах и шкурах рыси, волка и лисицы висели ружья, карабины, ножи, охотничьи сумки и пороховницы. Все было как в доме обер-егермейстера или спортсмена-охотника. Но на других стенах висели гравюры и картины в рамах, а также висело несколько пустых рам, ожидавших полотен. Это уже указывало на жилище художника. На окне стояли вазоны с тепличными растениями. Посередине комнаты стоял большой круглый стол, за которым по пятницам собирались приглашенные гости.

Сразу после неё шла вторая, гораздо меньшая комната. Угловой диван украшал в ней сразу две стены. Напротив него стояла резная перегородка (Готье отмечает, что такие перегородки являются шедеврами русского столярного искусства). Внешне она напоминала работу из кованого железа, так как, повинуясь фантазии мастера, там были и арабески, и решетки, и древовидный орнамент, и различные завитки. Из жардиньерок тянулся плющ и другие вьющиеся растения, свешивая свои настоящие листья на резные деревянные. Все вместе это выглядело очаровательно. С помощью таких ажурных перегородок можно уединиться в углу гостиной или посередине комнаты, можно составить себе спальню, кабинет или будуар, т.е. можно уединиться и в то же время находиться в общей атмосфере дома. На консолях, образуемых выступами орнамента, стояли статуэтки Полле. Сквозь решетку можно было видеть развешанные на стене национальные костюмы черкесов, лезгин и казаков. На боковых стенах висели великолепные гравюры с фресок Каульбаха, украшавших лестницу Берлинского музея. Висели также картина Поля Делароши "Убийство герцога Гиза", несколько медальонов с портретами работы самого Зичи, а также другие безделицы.

В комнате, где Зичи принимал Готье, выделялись детские доспехи XVI века, которые стояли на каминной полке, там, где обычно стоят часы. Вместо зеркала на камине висели доспехи и оружие разных народов. Здесь были: толедские шпаги, дамасские клинки, ятаганы, малайские кинжалы, кортики, ружья с длинными черными стволами, приклады которых были инкрустированы бирюзой и кораллами. Стена была увешана колчанами, луками, большими мушкетонами, пистолетами, грузинскими кольчужными шлемами, персидские штыки, наргиле из корассанской стали, африканские дротики и еще множество предметов. Оружие было страстью Зичи, который выискивал его, где только возможно. Другая стена была занята книжными шкафами, где были шедевры почти всей европейской литературы на языках подлинников. Две другие стены занимали окна, занавешенные красивыми тяжелыми шторами. Пюпитр художника стоял около окна, в углу, и художник мог работать только в светлое время суток.

Готье был очарован творчеством Зичи и назвал его "чудесным гением".

Стеклянный домик Нащокина

Среди множества замечательных редкостей, находившихся в квартире Нащокина, был и двухэтажный стеклянный домик, длина которого составляла около двух аршин (примерно 142 см). Каждая отдельная часть этого домика и его украшения были заказаны заграницей: в Вене, Париже и Лондоне. Обошелся этот домик Нащокину около 40000 рублей (правда, источники не указывают: серебром или ассигнациями). По тем временам деньги просто огромные. Домик имел в плане форму квадрата, был обрамлен богемскими зеркалами и имел два отделения, верхнее и нижнее.

В верхнем отделении помещался танцевальный зал со столом в середине, сервированным на 60 кувертов. По четырем углам зала были размещены столы, на каждом из которых находился бронзовый канделябр на малахитовой подставке. На потолке, вылепленном в мавританском стиле, висели три серебряные люстры, каждая на 50 свечей. В одном из углов зала стояла арфа, а в другом находился рояль, на котором хозяйка дома могла играть небольшие пьесы, ударяя по клавишам спицами для вязания. Находились в зале также ломберные столы с картами, щеточками и мелками для карточной игры. Весь зал был украшен тропическими растениями, сделанными в Париже так искусно, что они казались живыми.

Нижний этаж представлял собой жилые покои какого-нибудь вельможного жилища. Тут не была забыта ни одна мелочь. Стены этих покоев, частично мраморные, а частично покрытые разноцветным штофом, были украшены маленькими картинами, писанными масляными красками. Там стояло пианино с нотами, и находилась миниатюрная библиотека. Для печатания одних только заглавий книг был создан шрифт, причем такой мелкий, какой бывает только на денежных ассигнациях. Здесь же находился целый арсенал оружия, ящик с пистолетами Лепажа, бильярд, сигары и т.д. Столовая утварь была сделана из серебра. Паркет на обоих этажах был мозаичный. В сводчатом подвале под домиком находился винный погреб, в котором в открытых винных ящиках хранились различные дорогие вина, укупоренные заграницей. Имелась даже восковая свечка для зажигания канделябров.