Особенности прав и обязанностей налоговых агентов. Какими правами и обязанностями обладает налоговый агент. Обязанности налоговых агентов

Налоговые агенты ‑ это лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ (ст. 24 НК РФ).

В отношении сборов налоговые агенты обязанностей не несут.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики (ст. 21 НК РФ), если иное не предусмотрено НК РФ. Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в порядке, установленном ст. 22 НК РФ.

На налоговых агентов возложены следующие обязанности:

  1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;
  2. в течение одного месяца со дня письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика;
  3. вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
  4. представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  5. в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Перечень обязанностей налоговых агентов с 2010 г. фактически является открытым, так как они несут и иные обязанности, предусмотренные НК РФ (п. 3.1 ст. 24 НК РФ). Например, особенности исполнения обязанностей налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц, налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций и в других случаях установлены п. 5 ст. 174, п. 3 ст. 220, п. 5 ст. 226 НК РФ.

Подводя итог изложенному выше, можно сделать вывод о том, что налоговый агент в налоговых обязательствах занимает особое место, исполняя роль посредника между налогоплательщиком и государством. При этом налоговый агент выполняет контрольную и аккумулирующую функции и является соединяющим звеном между налогоплательщиком и государством в определенных законом случаях.

Представительство в налоговых правоотношениях (ст. 26-29 НК РФ).

Налогоплательщики (плательщики сборов, налоговые агенты) могут участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя.

Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Количество уполномоченных представителей законом не ограничивается.


В статье 27 НК РФ выделяются две категории законных представителей налогоплательщика:

законные представители налогоплательщика-организации;

законные представители налогоплательщика ‑ физического лица.

Законные представителиналогоплательщика-организации (п. 1 ст. 27 НК РФ) ‑ лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. В качестве таковых выступают органы юридического лица (ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Основным документом, подтверждающим полномочия законного представителя налогоплательщика-организации, действующего в силу закона, является документ, подтверждающий избрание (назначение) данного лица на соответствующую должность (решение, протокол, приказ и т.п.).

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых правоотношениях, признаются действиями (бездействием) самой организации (ст. 28 НК РФ).

Законные представители налогоплательщика – физического лица – лица, выступающие в качестве законного представителя этого физического лица в соответствии с гражданским законодательством РФ: родители, усыновители, опекуны или попечители (ст. ст. 26, 28, 29, 32, 33 ГК РФ), т.е. физические лица, которые в силу прямого указания закона без специальной доверенности представляют интересы несовершеннолетних лиц либо совершеннолетних лиц, в предусмотренных законом случаях признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Статус лица, вступающего в отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, в соответствии с п. 3 ст. 26 НК РФ должен быть подтвержден документально. Например, родители несовершеннолетнего могут представить для этого свидетельство о рождении ребенка и документы, удостоверяющие личность, а усыновители, опекуны и попечители - решение суда или выписку из решения суда об усыновлении, об опеке, о попечительстве, документы, удостоверяющие личность, и т.д.

Уполномоченным представителем налогоплательщика может быть физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными участниками налоговых отношений (п. 1 ст. 29 НК РФ). Полномочия такого представителя подтверждаются доверенностью. Доверенность от организации выдается по правилам гражданского законодательства, доверенность от физического лица заверяется нотариусом или иными лицами в соответствии с гражданским законодательством (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Уполномоченным представителем организации на основании закона является также ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков, который вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в случаях установленных НК РФ (п. 4 ст. 29 НК РФ).

Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему НК РФ полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 29 НК РФ).

Должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика(п. 2 ст. 29 НК РФ).

Налоговые органы в Российской Федерации (ст. 30 НК РФ) составляют единую централизованную систему контроля за:

Соблюдением законодательства о налогах и сборах;

Правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов;

Правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Систему налоговых органов составляют Федеральная налоговая служба и его территориальные органы.

Федеральная налоговая служба, находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Положение о Федеральной налоговой службе, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506.

К территориальным органам относятся:

управления ФНС России по субъектам Российской Федерации;

межрегиональные инспекции ФНС России;

инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления;

инспекции ФНС России межрайонного уровня.

Положения о территориальных органах ФНС России утверждены Приказом Минфина России от 9 августа 2005 г. № 101н «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы».

В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

К таким документам относятся налоговые декларации (расчеты), ведомости, ордера, чеки и т.п., а также первичные документы бухгалтерского учета или регистры налогового учета, различные платежные документы (платежные поручения, инкассовые распоряжения, поручения, квитанции к кассовым ордерам и т.п.).

При проведении налоговой проверки должностное лицо налогового органа вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы (ст. 93 НК РФ), в случае отказа произвести выемку необходимых документов (ст. 94 НК РФ), а также привлечь проверяемое лицо к налоговой ответственности (ст. 126 НК РФ);

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.

Виды налоговых проверок и порядок их проведения установлены ст.ст. 87, 88, 89 НК РФ;

3) производить в соответствии с законодательством о налогах и сборах выемку документов в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Выемка документов осуществляется по правилам ст. 94 НК РФ с соблюдением требований ст. 103 НК РФ;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах (см., например, п. 2 ст. 101 НК РФ);

5) приостанавливать операции по счетам в банках и налагать арест на имущество в порядке, предусмотренном НК РФ (ст. ст. 76, 77 НК РФ);

6) осматривать помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения (ст. 92 НК РФ), проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином России;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды) в соответствии с законодательством о налогах и сборах (ст. 40 НК РФ);

8) требовать устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований (п. 3 ст. 88 НК РФ);

9) взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ (ст. ст. 46 - 48 НК РФ);

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (ст.ст. 95-97 НК РФ). Ответственность, названных лиц, установлена ст. 129 НК РФ;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

Участие свидетеля регулируется ст. 90 НК РФ, его ответственность установлена ст. 128 НК РФ;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

О взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ;

О возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ;

О досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

В иных случаях, предусмотренных НК РФ.

Перечень прав налоговых органов, содержащийся в п. 1 ст. 31 НК РФ, не является закрытым, так как п. 2 этой же статьи установлено, что налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ, например:

Право участия при определении источников дохода (ст. 42 НК РФ);

Право быть залогодержателем (ст. 73 НК РФ);

Право осуществлять зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога (ст. 78 НК РФ).

Составным элементом компетенции налоговых органов являются их обязанности , установленные ст. 32 НК. Основополагающей обязанностью налоговых органов, обусловленной целями создания и задачами деятельности, является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Остальные обязанности налоговых органов служат средством обеспечения вышеназванной, развивают и конкретизируют ее. К их числу относятся:

1. Соблюдать законодательство о налогах и сборах (подп. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ).

2. Осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (подп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ).

3. Вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц (подп. 3 п. 1 ст. 32 НК РФ). Порядок учета организаций и физических лиц установлен ст. ст. 83, 84 НК РФ.

4. Бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ):

о действующих налогах и сборах;

о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в письме от 21 сентября 2004 г. № 03-02-07/39 «О компетенции налоговых органов в работе по разъяснению налогового законодательства» пояснил, что в конкретных хозяйственных ситуациях по вопросам о порядке исчисления и уплаты налогов налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган по месту своего учета, а по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе обращаться за разъяснениями соответственно в Минфин России и другие финансовые органы в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления.

5. Руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).

6. Сообщать при постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации (подп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ).

7. Принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном ст. ст. 78, 79 НК РФ (подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).

8. Соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее. Положения о налоговой тайне сформулированы в ст. 102 НК РФ (подп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ).

9. Направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки (ст. 100) и решения налогового органа (ст. 101 НК РФ), а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (ст. ст. 69, 70 НК РФ) (подп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ).

10. Представлять в течение пяти дней налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа (подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков и участников этой группы по налогу на прибыль организаций (подп. 10.1 п. 1 ст. 32 НК РФ).

11. Осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).

12. Выдавать по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (подп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ).

13. По заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков (подп. 13 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Перечень обязанностей, содержащийся в п. 1 ст. 32 НК РФ, не является исчерпывающим, налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами (п. 2 ст. 32 НК РФ).

Таможенные органы (ст. 34 НК РФ) пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов (НДС, акцизы) при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ и НК РФ.

Таможенными органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (ФТС РФ) и подчиненные ему таможенные органы.

Не являются налоговыми органами и участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах в соответствии со ст. 34.2, 36, 37 НК РФ:

Минфин РФ дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Органы внутренних дел.

Лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (например, работодатель в отношении исчисления и уплаты работниками налога на доходы физических лиц).

Налоговых агентов следует отличать от сборщиков налогов (государственных и муниципальных органов) и других уполномоченных принимать от налогоплательщика налоговые платежи и перечислять их в бюджет лиц (банков , почтовых отделений). Налоговые агенты, в отличие от них, вправе не только перечислять налоговые суммы, но и исчислять и удерживать суммы, подлежащие уплате в бюджет.

Правовое статус налогового агента так же, как и налогоплательщика, состоит из совокупности прав, обязанностей и ответственности.

Налоговые агенты имеют те же права , что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ.

Налоговые агенты обязаны :

  1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. В том случае, когда доход , подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном подл. 2 п. 3 ст. 24 НКРФ;
  2. в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог с налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
  3. вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
  4. представлять в налоговый орган по месту своего учета документы , необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со ст. 123 Налогового кодекса РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению.

Помимо мер ответственности, в случае неуплаты или неполной уплаты к налоговому агенту могут применяться и принудительные меры исполнения обязанностей. В соответствии со ст. 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налоговым агентом налога обязанность исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогового агента на его счетах в банке.

Налоговыми агентами (ст. 24 НК РФ) признаются лица, на которых в соответствии с настоящим НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, за исключением случаев предусмотренных НК РФ:

  • · получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;
  • · получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах РФ и органов местного самоуправления - по вопросам применения соответствующего законодательства;
  • · использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • · получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
  • · на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • · представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
  • · представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  • · присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • · получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
  • · требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  • · не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие законодательству;
  • · обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • · требовать соблюдения налоговой тайны;
  • · требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Налоговые агенты обязаны:

  • · правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
  • · в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
  • · вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
  • · представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Налоговые агенты являются ещё одним субъектом налоговых правоотношений, наряду с налогоплательщиками и налоговыми органами, но если о налогоплательщиках и налоговых органах постоянно писали и пишут различные авторы, пытаясь наиболее точно определить их правовой статус, то о налоговых агентах редко где можно встретить упоминание. Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не даёт понятия данного субъекта налоговых правоотношений, но в статье 15 данного закона есть один абзац, который можно отнести к обязанности налогового агента:

Предприятия обязаны правильно удерживать подоходный налог с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, и своевременно перечислять удержанные суммы в бюджет. В случае невыполнения указанных обязанностей руководители этих предприятий привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Данная норма права устанавливает административную ответственность руководителей предприятий налоговых агентов. Для того, чтобы выяснить какие виды ответственности могут налагаться на сами предприятия надо выяснить, что же всё-таки это за правовая конструкция - налоговый агент?

Налоговые агенты являются субъектами налоговых правоотношений, на которых возложена обязанность удержать и перечислить в бюджет налоги за налогоплательщика, при условии, что само лицо (налоговый агент), явилось источником дохода налогоплательщика. Примером могут послужить отношения между работником предприятия и предприятием при получении работником заработной платы. Предприятие само исчисляет сумму налога из заработной платы работника и перечисляет её в бюджет. Работник получает свою заработную плату уже за вычетом суммы налога.

Налоговый агент сам исчисляет сумму налога из дохода налогоплательщика до выплаты последнему его дохода, поэтому в данном случае налог уплачивается у источника дохода. Налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получает доход.

Обязанности рассматриваемого субъекта налоговых отношений предусматриваются в ст.20 Закона РФ "О подходном налоге с физических лиц": предприятия, учреждения, организации и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, являющиеся источниками дохода, обязаны: своевременно и правильно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц; своевременно представлять налоговым органам сведения о выплаченных ими физическим лицам доходах в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Данная норма права устанавливает обязанности для налоговых агентов, надо сказать, что эти обязанности также являются и главными задачами налоговых агентов.

Рассмотрим конкретный состав правонарушения, свойственного налоговым агентам, т.е. субъектами данного правонарушения являются налоговые агенты.

Неуплата или несвоевременная уплата налога, т.е неуплата к установленному законом сроку налога или уплата налога позже установленного срока лицом, обязанным в силу закона исчислить, удержать и уплатить налог вместо налогоплательщика.

Объектом данного правонарушения выступает обязанность налоговых агентов уплатить налог за налогоплательщика.

Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и в форме небрежности (халатности, неосторожности).

3.3 Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы. Действующим законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица (граждане);
  • физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
  • физические лица, не подлежащие регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством РФ и осуществляющие деятельность, направленную на систематическое получение дохода (частные нотариусы, адвокаты, частные охранники и др.)

Налоговые агенты - это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов.

Права и обязанности налогоплательщиков в соответствии со ст. 21 и 23 НК РФ

Права

Обязанности

Получать от налоговых органов и от других уполномоченных государственных органов письменные и устные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах

Уплачивать налоги и сборы, установленные действующим законодательством

Своевременно встать на учет в налоговом органе

Вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и объектов налогообложения

Получать в налоговых органах по месту учета информацию о действующих налогах и сборах и иных актах, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц

Представлять налоговые декларации, бухгалтерскую и налоговую отчетность

Представлять налоговым органам и их должностным лицам в предусмотренных НК РФ случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов

Представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя

Требовать соблюдения налоговой тайны

Выполнять законные требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законным действиям работников налоговых органов

Использовать налоговые льготы при наличии оснований

Получать зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов

Сообщать письменно в налоговый орган по месту учета:

  • об открытии и закрытии банковских счетов в десятидневный срок;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (в месячный срок);
  • об обособленных подразделениях организации в течение одного месяца со дня создания;
  • о прекращении деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации - в течение трех дней со дня принятия решения;
  • об изменении места нахождения в течение 10 дней;
  • о смене директора или главного бухгалтера

Использовать различные налоговые льготы при наличии оснований

Требовать предоставления зачета или возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов

Получать разрешения на изменение срока уплаты налогов при наличии оснований

Присутствовать при выездной налоговой проверке, получать копии акта налоговой проверки, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов

Не выполнять неправомерные требования налоговых органов

Отстаивать свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя

Обеспечивать в течение четырех лет сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, и документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - так же и расходы) и уплаченные (удержанные) налоги

Требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или их должностных лиц.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Налоговый агент обязан вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, и представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для контроля правильности исчисления, удержания и перечисления налогов.

При невозможности исполнения своих обязанностей налоговый агент должен сообщить в налоговый орган по месту учета в течение 30 дней о невозможности удержать налог.

В качестве примера налогового агента можно привести организацию, выплачивающую доходы своему работнику. Организация обязана рассчитать и удержать из дохода работника налог на доходы физических лиц. Данный налог работодатель обязан перечислить в соответствующий бюджет в сроки, установленные НК РФ.

Налоговый представитель - каждый налогоплательщик имеет право представлять свои интересы в налоговых органах с помощью налогового представителя на основании доверенности. При этом физическое лицо должно заверить данную доверенность нотариально. Для юридического лица достаточно доверенности с печатью организации, оформленной в соответствии с гражданским законодательством РФ. В доверенности должны быть отражены полномочия налогового представителя, к которым могут быть отнесены право получения копий документов (актов, решений, требований) и другие права, возникающие в процессе делопроизводства.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы

Налогоплательщики в качестве субъектов налогового права подразделяются на две группы: организации и физические лица. В налоговом праве понятие «организация» соотносится с понятием «юридическое лицо», применяемым гражданским законодательством. В целях реализации предписаний НК РФ организации подразделяются на два вида: российские организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ; иностранные организации - иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

К числу налогоплательщиков-организаций относятся филиалы и иные обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории Российской Федерации, при условии, что налоговым законодательством на них возложена обязанность уплачивать конкретные налоги. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций самостоятельными налогоплательщиками не являются, поскольку они только исполняют налоговые обязанности головных организаций по месту своего нахождения.

Налогоплательщиками - физическими лицами могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. На правовой статус налогоплательщика не влияет его возраст, поскольку обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения.

Налоговые агенты - это лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или внебюджетные фонды причитающихся налогов.

Как правило, налоговыми агентами являются лица, выплачивающие другим субъектам денежные средства: работодатели, банки, выплачивающие доходы физическим лицам, российские организации, осуществляющие выплаты иностранным физическим или юридическим лицам. Институт налоговых агентов обусловлен потребностью государства осуществлять текущий финансовый контроль за деятельностью налогоплательщиков. Однако налоговые органы не имеют возможности оперативно и постоянно контролировать финансово-хозяйственную деятельность плательщиков налогов или сборов, поэтому лица, являющиеся источниками доходов, наделяются обязанностями налоговых агентов.

В налоговом кодексе для налоговых агентов обозначены следующие обязанности:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме возникшей недоимки;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе отдельно по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления и удержания налогов у налогоплательщиков, а также перечислять удержанные налоги в бюджеты (внебюджетные фонды).

Обязанности налоговых агентов в определенной степени производны от целей и задач налоговых органов, поэтому условно налоговых агентов можно считать представителями налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Вместе с тем правами налоговых органов налоговые агенты не обладают и не имеют права не исполнять агентские обязанности. Правовой статус налоговых агентов не дает оснований налогоплательщику оспаривать право агента по законному удержанию налогов, причитающихся с конкретного лица. Правоотношения относительно уплаты или взимания налогов складываются между государством в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, поэтому надлежащим ответчиком по искам о возврате излишне уплаченных сумм налогов или по освобождению от налогообложения будет налоговый орган.

Налогоплательщики имеют право:

– получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;

– получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;

– использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

– получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым Кодексом;

– на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени,

– представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

– присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

– уведомления и требования об уплате налогов;

– требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

– не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговым Кодексу или иным федеральным законам;

– обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

– требовать соблюдения налоговой тайны;

– требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Налогоплательщики обязаны:

– уплачивать законно установленные налоги;

– встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым Кодексом;

– вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

– представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

– выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

– предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом;

– в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

– нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Также налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

– об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок;

– обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

– обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

– о реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.