Контрагент не может сдать декларацию по ндс. Возмещение НДС: поставщик ликвидирован или не представляет данные при встречных проверках. Что случается на практике

Обязательный аудит в 2019 году. Что изменилось, куда сдавать заключение?

Критерии обязательного аудита в 2019 году.

  1. Санкции за не сдачу аудиторского заключения в 2019 году.
  2. Когда заключать договор на аудит за 2019

За 2019 год бухгалтерская отчетность с аудиторским заключением будет представляться только в налоговый орган, изменятся критерии обязательного аудита, а также увеличится ответственность за не проведение обязательного аудита.

Какие критерии обязательного аудита в 2019 году?

Аудиторская проверка в 2019 году является необходимой проверкой и одним из способов подтверждения работы компании в соответствии с законодательством. Обязательную аудиторскую проверку проводят прежде всего для избежания конфликтов с контролирующими органами, а также, чтобы завоевать доверие своих клиентов и потенциальных инвесторов.

В каких случаях проводится обязательная аудиторская проверка за 2019 год закреплено в Федеральном законе № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»., в т.ч.:

  • Подлежат аудиту банки, страховые компании и отдельные иные виды организаций в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами:
  • Организации, составляющие консолидированную отчетность по закону 208-ФЗ «О консолидированной отчетности»;
  • Компании размещающие ценные бумаги публично;
  • Группы взаимосвязанных организаций, как единое хозяйственное образование составляющее финансовую бух.отчетность;
  • Компания является акционерным обществом.
  • Обязательная проверка может быть закреплена федеральными законами. Например, для микрофинансовых компаний и застройщиков, для организаторов азартных игр и эмитентов ценных бумаг.
  • Выручка предприятия за предшествующий отчетный год более 400 млн. руб.;
  • Величина активов бухгалтерского баланса на конец предыдущего года превышает 60 млн руб.;

Обязательная проверка проводится, если выполнено как минимум одно из перечисленных оснований.

Законодатели планируют изменить критерии проведения аудиторской проверки в 2019 году. Уже подготовлен Проект закона ко второму чтению (№ 273179-7). Есть основания полагать, что с 2020 года критерия аудита изменятся:

  • увеличится сумма активов бух.баланса по состоянию на конец каждого из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет — до 200 млн руб.;
  • увеличится объем выручки с 400 млн.руб. Новый критерий — за каждый из предшествовавших отчетному году двух последовательных лет до 600 млн руб.;
  • введут новый критерий по численности сотрудников — не менее 100 человек за каждый из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет.

Пока в 2019 году законопроект еще не принят, и продолжают действовать старые критерии 2018 года. Но в следующем 2020 году изменения могут вступить в законную силу и аудит будут проводит по иным критериям.

Санкции за непредъявленные аудиторские заключения в 2019 году .

В случае, если Ваша компания подпадает под условия для проведения обязательного аудита, то не позднее 31.12.2020 года вам необходимо передать аудиторское заключение по бухгалтерской финансовой отчетности 2019 года в налоговый орган. В тоже время аудиторское заключение надо передать в не позднее 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения. (п. 2 ст. 18 Закона от 06.122011 года № 402-ФЗ «О бух. учете»).

Существует ответственность и за непредставление сведений о последствиях проведения обязательного аудита или их не своевременное внесение в Единый реестр о фактах деятельности юр. лиц: установленный штраф от 5 до 50 тыс. руб. (пункт 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).

За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), найденного в ходе выездной налоговой проверки - может быть штраф от 5000 до 10 000 руб. (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

При этом всегда нужно учитывать, что наложение штрафов и санкций не освобождает ответственное лицо от обязанности выполнить аудит и представить заключение по ней.

Куда необходимо предоставить аудиторское заключение за 2019 год?

Аудиторское заключение нужно передать в Росстат. Когда аудиторское заключение о годовой бухгалтерской отчетности готово до сдачи бухгалтерского баланса, его можно представить с бухгалтерской отчетностью.

Из этого следует, что за 2018 год аудиторское заключение нужно обязательно предоставить в Росстат в срок не позднее 31 декабря 2019 года.

За 2018 год в налоговую аудиторское заключение передается только по требованию налоговой службы.

Годовая бухгалтерская отчетность вместе с заключением по аудиту за 2019 год будет представляться только в налоговый орган по месту нахождения компании в форме электронного документа. В 2020 году в Росстат ни отчетность, ни заключение передаваться нет необходимости!

Период предъявления годовой отчетности в ИФНС остались те же: не позже 3 месяцев после окончания отчетного периода, как правило крайний день сдачи отчетности попадает на 1 апреля.

Заключение о проведенном обязательном аудите за 2019 год требуется предать в налоговую в электронном виде вместе с бух. отчетностью или в течение 10 рабочих дней после даты выдачи заключения. Последний срок — не позже 31 декабря следующего за отчетным года (ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

Следующая редакция статьи 18 Закона о бух.учете вступает в силу с 2020 года, передача бухгалтерской отчетности в 2019 году (за 2018 год) будет проводится по прежнему — в органы статистики.

Поэтому годовую бух.отчетность и аудиторское заключение за 2019 год нужно сдавать только в налоговые органы – уже в следующем 2020 году.

Величина штрафа и санкции будут зависеть от того, нужно ли было проведение обязательного аудита?

Если необходимость была - то штраф, как правило, будет значительно больше.

Таким образом, санкции за аудиторское заключение за 2019 году (его непредоставление) значительно возрастут. В связи с этим, просим, будьте внимательны и не забывайте в положенный срок проводить аудиторскую проверку!

Вид нарушений по Бух.отчетности 2019 в ИФНС, штрафы по статье 15.11.1 КоАП.

1). Не сдали бух.отчетность или сдали в неполном объеме – штраф должностным лицам 50-70 тыс., на юридических лиц 100-200 тыс.;

2) Не сдали подлежащую аудиту отчетность и АЗ или сдали в неполном объеме – штраф должностным лица 80-100 тыс., на юридических лиц 300-500 тыс.

3) Не сдали бухотчетность до 31 декабря следующего за отчетным года — должностным лицам штраф 80-100 тыс., на юридических лиц 200-300 тыс.

4) Не сдали подлежащую аудиту отчетность и АЗ до 31 декабря –штраф на должностных лиц 100-200 тыс., на юридических лиц - 500-700 тыс.руб.

Когда заключать договор на аудит за 2019?

Нужно помнить, что аудиторская проверка осуществляется не только для статистики и налоговой инспекции! Прежде всего, аудиторское исследование нужно собственникам компании для того, чтобы оценить в какой степени можно доверять бухгалтерской отчетности и принимать верные управленческие решения.

Большинство субъектов обязательного аудита обязаны осуществлять ежегодную аудиторскую проверку по установленным российским законам. Аудит должен быть объективным, подтверждающим достоверность указанных данных финансовой бухгалтерской отчетности, прозрачность и корректность ведения бухгалтерского и налогового учета в соответствии с установленными законодательством нормами. Это является показателем устойчивой и упорядоченной работы компаний. Обязательный аудит каждый год от нашей компании ООО «Аудит Эксперт» осуществляют большинство компаний – это выполнение аудиторских процедур в соответствии с действующими требованиями и методиками. Данный анализ проводят высококвалифицированные специалисты, которые по результатам проделанной работы представляют в конце исследования своим клиентам подробное аудиторское заключение и отчет о проделанной работе.

Если Ваша компания подлежит обязательному аудиту, и Вы его проведете (получив заключение), то Вы соблюдете требования законодательства. Но нужно понимать, что обязательный аудит не является панацеей от всех уязвимостей и ошибок. Данный факт связан с тем, что обязательный аудит предполагает, что исследование проводится только для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Тем самым, проверяется и налоговая отчетность, т.е. только с точки зрения достоверности.

Данный подход не обеспечивают Вам защиту от налоговых рисков и переплат по налогам. В практике работы ООО «Аудит Эксперт» обнаружение таких случаев не является редкостью, в т.ч. и в предприятиях, которые ранее проводили обязательный аудит.

Например, часто организации не начисляют резервы по сомнительным долгам и на оплату отпусков в бухгалтерском и налоговом учете. Наши эксперты в ходе аудита подробно объясняют:

— как правильно начислить данные резервы, что помогает значительно снизить сумму налога на прибыль,

— а также предотвратить доначисление налогов и штрафных санкций.

По нашему опыту в каждой второй компании мы помогаем снизить налоговые риски. А вдруг и в Вашей компании переплачиваются или занижаются налоги?

Важно отметить, что обязательный аудит - это аудит только по окончанию проверяемого года. Поэтому, когда вспоминают про обязательный аудит уже нет возможности своевременно предотвратить ошибки и найти решения финансовых проблем компании. Во многих случаях «постфактум» после завершения отчетного года уже нельзя ничего изменить. Но в случае заключения договора на аудит заранее до окончания года, то наши аудиторы успеют выявить все потенциальные ошибки, и ваш бухгалтер сдаст верную бухгалтерскую отчетность за 2019 год. Дата заключения договора на цену аудита практически не влияет – но, заранее проверенная отчетность практически не будет иметь бухгалтерских ошибок. И аудиторское заключение будет скорее всего положительным!

Не тяните с выбором аудиторской компании, заранее заключайте договор на аудит – до окончания отчетного года.

Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит (проверку) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Критерии обязательного аудита говорят о том, что аудит проводится, если организация является:

  • акционерным обществом;
  • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • страховой компанией;
  • негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
  • кредитной организацией.

Для всех остальных компаний (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит организации, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица , содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2015 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.

Ситуация: нужно ли проводить обязательный аудит ООО за первый год деятельности? Финансовые показатели (выручка, сумма активов) превысили допустимые лимиты.

Нет, не нужно.

Дело в том, что для решения вопроса об обязательном аудите организации оценивают показатели выручки и активов не за отчетный год, а за предыдущий.

Так, для ООО аудит обязателен, если:

  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 400 000 000 руб.;
  • сумма активов баланса на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 000 000 руб.

Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

В рассматриваемом случае компания работает только первый год. Соответственно, в предыдущем году у нее никаких финансовых показателей не было, поскольку самой организации еще не существовало. Следовательно, обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводить не нужно.

Возможно, обязательный аудит придется проводить в следующем году – если активы или выручка превысят установленные лимиты. Но это будет зависеть еще и от того, когда именно была зарегистрирована организация.

Дело в том, что для вновь созданных организаций действуют особые правила определения отчетного периода. А именно первым отчетным годом для вновь созданной организации является период:

  • с даты государственной регистрации по 31 декабря этого же года включительно, если организация создана до 30 сентября;
  • с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно, если организация создана после 30 сентября.

Например, организация была зарегистрирована 1 июля 2013 года (т. е. до 30 сентября). Соответственно, первым отчетным годом для нее будет период с 1 июля по 31 декабря 2013 года включительно. Обязательный аудит в этом случае необходимо будет провести по итогам 2014 года в 2015 году, если финансовые показатели за 2013 год (с июля по декабрь включительно) превысят максимальные значения.

Теперь предположим, что организация была зарегистрирована 1 ноября 2013 года (т. е. после 30 сентября). Первым отчетным годом для нее будет период с 1 ноября 2013 года по 31 декабря 2014 года включительно. Соответственно, по итогам 2014 года обязательный аудит не потребуется, поскольку у организации еще не будет периода, предшествующего отчетному. А вот по итогам 2015 года (в 2016 году) аудит придется провести, если финансовые показатели с ноября 2013 года по декабрь 2014 года включительно превысят допустимые лимиты.

Внутренний контроль

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Исключение из этого порядка составляет случай, когда руководитель организации принял ведение бухучета на себя.

Кто проводит обязательный аудит

Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Исключение предусмотрено только для:

  • компаний, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • кредитных и страховых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • компаний, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
  • государственных корпораций и компаний;
  • компаний, формирующих консолидированную отчетность.

Проведение обязательного аудита у них осуществляют аудиторские организации.

Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):

  • убедитесь в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги (ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Совет: чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Кроме того, в законодательстве предусмотрены особенности обязательного аудита в:

  • государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
  • государственных корпорациях и компаниях;
  • организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.

Заключение договоров на проведение аудита для них возможно только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (в порядке, предусмотренном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это правило установлено в части 4 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:

  • либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Организацию же могут оштрафовать на сумму от 20 000 до 70 000 руб.

Повторное нарушение обойдется дороже: должностное лицо оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 руб., организации грозит штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб.

Такие санкции предусмотрены статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности , обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.

Опубликование аудиторского заключения

Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

При проведении камеральной проверки по НДС налоговая инспекция не подтвердила сумму НДС по счетам фактурам, полученным от контрагента. Причина следующая: данный поставщик не сдал декларацию по НДС и не уплатил НДС с реализации в адрес нашего предприятия.В свою очередь данный контрагент сдавал декларацию по НДС в свою налоговую и отразил НДС к уплате в адрес нашего предприятия. Какие доказательства (документы) и аргументы нам нужно предоставить в свою налоговую инспекцию, что бы доказать правомерность налоговых вычетов по НДС. Напишите статьи и пункты Налогового кодекса в которых оговариваются нормы, что наше предприятие имеет право на налоговые вычеты по НДС несмотря на действия или бездействия нашего контрагента по исчислению НДС с реализации.

В общем случае входной НДС может быть принят к вычету, если налог предъявлен поставщиком, приобретенные товары, работы или услуги приняты на учет и приобретены для облагаемых НДС операций, получен правильно оформленный счет-фактура. Об этом сказано в статьях 169, 171, 172 Налогового кодекса РФ. То есть, если счет-фактура, предъявленный поставщиком, оформлен правильно, товар (услуги) принят к учету и используется в облагаемых НДС операциях, то отказать в вычете по такому НДС контролирующие органы не вправе. Однако на практике зачастую если поставщик не уплатил НДС и не отразил в отчетности (в декларации) данные реализации, либо не сдал декларацию вообще, то в таком случае контролирующие органы могут снять вычеты по НДС по таким операциям на основании признания таких сделок фиктивными. При этом контролирующие органы обязаны доказать факт фиктивности сделки, недобросовестности исполнителя и факт получения необоснованной налоговой выгоды должны налоговики. По мнению судебных органов в данной ситуации организация не лишается права на вычет, поскольку факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду. Кроме того, налоговое законодательство не обязывает организацию контролировать, как ее контрагенты сдают налоговую отчетность, и не устанавливает зависимости между действиями этих контрагентов и правом на вычет по НДС. Следовательно, В Вашей исходя из норм налогового законодательства Вы имеете право на вычет по НДС. При этом Вам желательно заручиться документальной доказательной базой, подтверждающей, что Вы предпринимали меры, которые свидетельствуют об осмотрительности и осторожности организации-покупателя при выборе контрагента (показатели приведены ниже в рекомендации). Однако есть вероятность, что отстаивать свою позицию Вам придется в судебном порядке.

Обоснование

Когда входной НДС можно принять к вычету

Таким образом, если перед тем как принять НДС к вычету, организация примет меры по проверке добросовестности контрагента , ее действия должны быть признаны осмотрительными. В противном случае инспекция может обвинить организацию в получении необоснованной налоговой выгоды и лишить ее права на налоговый вычет.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 9299/08 , определения ВАС РФ от 6 мая 2010 г. № ВАС-5351/10 , от 31 августа 2009 г. № ВАС-11260/09 , от 16 марта 2009 г. № ВАС-2950/09 , от 28 апреля 2008 г. № 16599/07 , от 15 мая 2007 г. № 5121/07 , постановления ФАС Поволжского округа от 21 мая 2013 г. № А72-4894/2012ФАС , Московского округа от 8 октября 2012 г. № А40-7436/12-116-15 , от 18 марта 2011 г. № КА-А40/1322-11 № А40-78928/10-35-395 , Восточно-Сибирского округа от 23 марта 2011 № А74-2352/2010 , от 24 июня 2009 г. № А33-14722/08 , Северо-Кавказского округа от 18 мая 2009 г. № А53-5188/2008-С5-34 , от 8 октября 2007 г. № Ф08-6588/2007-2440А , Дальневосточного округа от 2 октября 2008 г. № Ф03-А51/08-2/3598 , от 2 марта 2007 г. № Ф03-А24/07-2/42 , Волго-Вятского округа от 22 декабря 2008 г. № А29-3950/2008).

Однако существует и противоположная арбитражная практика. По мнению многих судей, в данной ситуации организация не лишается права на вычет, поскольку факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду. Дело в том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:

организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;

деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

3. Из статьи Семь распространенных ошибок контрагента компании, которые могут привести к отказу в вычете НДС

Ошибка третья: контрагент не уплатил НДС в бюджет

Нередко на практике контролеры ставят право применения вычета по НДС в зависимость от того, уплатил ли продавец налог в бюджет. По их мнению, если контрагент уклоняется от уплаты налога, то у налогоплательщика нет права на вычет. С такими выводами налоговиков согласился Президиум ВАС РФ в постановлении от 27.01.09 № 9833/08 . Суд указал, что возмещение НДС из бюджета предполагает, что контрагент уплатил соответствующий налог в бюджет. А неуплата контрагентом налогов является одним из обстоятельств, свидетельствующих о его недобросовестности и получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (постановления ФАС Западно-Сибирского от 05.02.13 № А03-3599/2012 , Центрального от 19.04.12 № А54-3311/2011 , Северо-Кавказского от 10.10.11 № А15-2521/2010 и Северо-Западного от 30.08.11 № А05-9889/2010 округов).

Ошибка шестая: контрагент не представил документы в рамках встречной проверки

Нередко налоговики для проверки обоснованности вычета по НДС запрашивают документы у контрагентов. Налоговый кодекс не ставит право на вычет в зависимость от того, представил ли контрагент запрашиваемые налоговиками документы. У судов нет единой точки зрения по этому вопросу.

Большинство судов исходят из того, что документальное подтверждение хозяйственной операции должны представлять сами налогоплательщики, заявляющие вычет (ст. 169 и п. 1 ст. 172 НК РФ). При этом доказывать фиктивность сделки, недобросовестность исполнителя и факт получения необоснованной налоговой выгоды должны налоговики. Аргументы контролеров о том, что поставщик товаров не представил документы по встречной проверке или не явился в инспекцию для дачи пояснений, по мнению судей, не являются основанием недобросовестности налогоплательщика (постановления ФАС Северо-Западного от 27.09.12 № А21-10013/2011 и от 21.05.12 № А56-54176/2011 , Поволжского от 04.05.12 № А12-14159/2011 и Центрального от 22.12.11 № 64-1366/2011 округов).

Но на практике есть решения, в которых суды отказывают компании в вычете НДС, если, наряду с иными обстоятельствами дела, ее контрагент не представил документы в рамках встречной проверки. Так, ФАС Московского округа признал правомерным отказ инспекторов в вычете НДС. Помимо того что поставщик не представил истребуемые налоговиками документы, суд установил, что он зарегистрирован по адресу массовой регистрации, последняя отчетность была нулевой, в штате состоит один сотрудник, а стоимость основных средств равна нулю. Кроме того, согласно банковским выпискам поставщик в проверяемом периоде не производил закупку товаров, которые потенциально должен был перепродать проверяемой компании. В ходе опроса директора компании-поставщика было установлено, что он не имеет никакого отношения к деятельности налогоплательщика. Суд пришел к выводу о фиктивности сделки между организациями и отказал компании в вычете НДС (