История развития европейской банковской системы. Европейская банковская система. Цели и функции Европейского Центрального Банка. Денежно - кредитная политика ЕЦБ


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Формирование единой банковской системы Европейского союза 5
Структура банковской системы Европейского союза 8
Европейский Центральный Банк и Евросистема 10
Цели и функции Европейского Центрального Банка. Денежно - кредитная политика ЕЦБ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

ВВЕДЕНИЕ

Банки и банковская система в целом представляют собой важную составляющую рыночных отношений.
В современных моделях рыночной экономики банковская система государства играет ведущую роль в функционировании экономического механизма. Она представляет собой, по сути “систему кровообращения” экономики, обеспечивает регулирование общей денежной массы, контролирует движение финансовых потоков, осуществляет аккумулирование и инвестирование денежных ресурсов, проведение взаиморасчетов между экономическими субъектами, кредитование различных отраслей экономики и населения.
В странах с развитой рыночной экономикой банковские системы были сформированы достаточно давно. Так банки, как денежно-финансовые предприятия в Западной Европе, стали возникать еще в XV в.
Создание Европейского Союза (ЕС) потребовало более тесной координации денежно-кредитной и валютной политики этих государств и создания коллективного механизма валютного регулирования, во-первых, с целью минимизации транзакционных издержек в процессе взаимного торгово- экономического сотрудничества и, во-вторых, для повышения эффективности выполнения деньгами на территории интегрируемого экономического пространства функций меры стоимости, средства обращения и средства платежа.
Обеспечение необходимых условий перехода к единой денежно-кредитной и валютной политике и единой валюте на основе сращивания национальных хозяйственных комплексов происходит в соответствии с определенными объективными закономерностями.
При этом наряду с общими закономерностями валютной интеграции, на каждой стадии действуют свои специфические закономерности. В современных условиях валютная интеграция, осуществляемая на основе единой европейской валюты, создает мощный стимул дальнейшему социально-экономическому единению стран ЕС. Она ускоряет процессы движения капиталов, делает банковско-кредитную систему более мобильной и эффективной.
Особо сильное влияние валютная интеграция в ЕС оказывает на банковскую систему стран-участниц. Здесь можно выделить такие последствия:
    более четкое разделение сфер обслуживания между денежными системами различных типов;
    изменение роли доминанты денежно-кредитной системы - Центрального банка;
    осуществление совместной борьбы с банковскими рисками на базе стандартизации методов распознавания факторов риска, их систематического нормированного учета, анализа, контроля и прогнозирования.

Формирование единой банковской системы Европейского союза

Структура банковских систем стран зоны евро начала меняться уже в первой половине 90-х гг. ХХ в. Эти изменения происходили не только под воздействием формирования общей валюты, но и под влиянием процессов глобализации экономики.
К основным направлениям изменений в банковских системах стран зоны евро можно отнести следующие:
    унификация требований к участникам кредитно-финансового рынка;
    унификация методов регулирования коммерческих банков и других участников кредитно-финансового рынка;
    унификация отчетности и форм применяемых документов;
    унификация условий деятельности коммерческих банков разных стран;
    процессы слияний банков на национальном уровне и взаимопроникновение банков разных стран.
Рост капитализации европейских банков и увеличение потоков наличности создают благоприятные условия для развития операций по слиянию и поглощению банков. Анализ операций по слиянию и поглощению банков, осуществленный за пять последних лет в европейских странах, позволяет прийти к следующим выводам.
Реструктуризация банковских систем в европейских странах имела в основном «оборонительный» характер, т.е. была направлена скорее на предотвращение угроз, связанных с дерегулированием финансовой сферы и глобализацией, а не на использование открывающихся при этом возможностей.
Укрепление позиций банков на национальных рынках в большинстве европейских стран неизбежно требует усиления интернационализации их деятельности.
Международная деятельность европейских банков ориентируется и в том числе на США и быстро развивающиеся страны Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
Одним из факторов, затрудняющих формирование единой «банковской Европы», является недостаточность развития правовых норм регулирования банковских систем и финансовых рынков. Европейский центральный банк, стремящийся проводить операции во всех европейских странах, вынужден сталкиваться с тридцатью национальными законодательствами и органами банковского регулирования. В таких условиях особенно трудно приходится розничным банкам, деятельность которых подвержена наиболее жесткому регулированию.
В настоящее время европейские банки представляют собой многофункциональные учреждения, которые осуществляют разные типы деятельности в самых различных сочетаниях. При этом перспективы интернационализации для одних видов деятельности более благоприятны, чем для других видов.
В целом на стратегию банков в ближайшие годы окажет влияние введение новых правил игры, связанных с вступлением в действие нового соглашения о достаточности капитала («Базель-II»).
Европейская банковская система в процессе интеграции приобретает новые качественные черты. В условиях глобализации она все более обращена в мировое хозяйство. Для того, чтобы соответствовать новым реалиям, европейские банки ведут работу по повышению эффективности деятельности, увеличению капитальной базы, расширению финансового инструментария, укреплению ликвидности, концентрации банковского капитала.
Важной чертой развития европейских банков последних лет является лидерство сравнительно небольших банков по доле зарубежных активов, а также по доле прибыли, полученной за рубежом. Их лидерство, кроме всего прочего, объясняется стратегией, направленной на развитие деятельности за пределами национального рынка. Такая стратегия связана с тем, что эти банки не обладают конкурентными преимуществами по сравнению с банками-гигантами для развития внутри страны. Ярким примером является деятельность австрийских банков в странах Центральной и Восточной Европы. Стремительное наступление австрийских банков (Райффайзен Банк, Банк Австрия Кредитанштальт и Эрсте Банк) в странах Центральной и восточной Европы объясняется относительной слабостью их на рынке ЕС, где они не могут составить конкуренцию банковским гигантам (Дойче Банк, Эйч Эс Би Си, Ю Би Эс, Сосьете Женераль и др.).

Структура банковской системы Европейского союза

Существует две точки зрения по вопросу о структуре банковской системы ЕС:
    банковская система ЕС является трехуровневой: на первом уровне находится Европейский центральный банк, на втором - подчиненные ему национальные центральные банки, а на третьем - коммерческие кредитные организации;
    банковская система ЕС является двухуровневой: на первом уровне находится руководящий орган, определяющий и проводящий общую валютную политику государств - членов ЭВС (Европейская система центральных банков), а на втором - все кредитные организации, деятельность которых регулируется нормами европейского банковского законодательства.
Основной институционной структурой, в рамках которой происходит функционирование всех «валютных» компонентов Экономического и валютного союза и которая определяет и осуществляет единую денежную политику Европейского сообщества, в соответствии с Договором о ЕС является Европейская система центральных банков.
В соответствии со ст. 107 Договора о ЕС, Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) охватывает Европейский центральный банк и центральные банки государств-членов. Создание ЕСЦБ связывается с формированием Экономического и валютного союза, с заменой национальных валют единой общей валютой – евро.
Управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ. ЕСЦБ не является юридическим лицом.
В соответствии со ст. 14.3 Статута Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка национальные центральные банки являются неотъемлемой частью ЕСЦБ. Они обязаны действовать в соответствии с основными ориентирами и указаниями ЕСЦБ. Национальные банки не могут самостоятельно выходить за рамки, полномочий, предоставленных им Уставом ЕСЦБ. Для того, чтобы они могли выполнять иные функции, Управляющий совет ЕЦБ должен решать двумя третями своих голосов, что они не расходятся с целями и задачами ЕСЦБ (ст. 14.4 Статута ЕСЦБ). Такие функции выполняются ими под свою ответственность и не рассматриваются как часть функций ЕСЦБ.
Функционирование Европейской системы центральных банков обеспечивается Европейским центральным банком. Европейский центральный банк является в соответствии с Договором и Статутом ЕСЦБ независимым центральным банком. В отличие от ЕСЦБ ЕЦБ является юридическим лицом. Он обладает собственным имуществом и капиталом.
В соответствии с пунктом 3 ст. 111 Договора органами, управляющими ЕЦБ, являются Совет управляющих и Исполнительный комитет. Кроме того, поскольку, пока существуют государства-члены с изъятием, учреждается Общий совет.

Европейский Центральный Банк и Евросистема

Двенадцать национальных центральных банков, в том числе Банк Франции, Банк Италии, Банк Испании, Нидерландский банк, Национальный банк Бельгии, Австрийский национальный банк, Банк Греции, Банк Португалии, Банк Финляндии, Центральный банк Ирландии, Центральный банк Люксембурга, Бундесбанк Германии, а также Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), расположенный во Франкфурте-на-Майне, вместе образуют Евросистему. Структура европейской системы центральных банков представлена на приводимой ниже схеме.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
Банк Италии
СОВЕТ УПРАВЛЯЮЩИХ
Банк Франции
Центральный Банк Ирландии
Национальный банк Дании
Банк Англии
Банк Финляндии
Банк Португалии
Национальный Банк Австрии
Банк Нидерландов
Центральный Банк Люксембурга
Национальный банк Бельгии
Бундесбанк Германии
Банк Греции
Банк Испании
Центральный банк Швеции

Термин «Евросистема» выбран Советом управляющих ЕЦБ, чтобы объяснить устройство (соглашение), с помощью которого Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) выполняет свои задачи в зоне евро. До тех пор, пока некоторые члены ЕС не ввели у себя в обращение единую валюту евро, отличие между Евросистемой и ЕСЦБ сохранится.
Помимо внесенного капитала 12 НЦБ ЕВС перевели на счета ЕЦБ валютные резервы на сумму 40 млрд. евро. Передача валютных резервов также проведена пропорционально доле каждой страны в капитале ЕЦБ. Взамен каждый национальный центральный банк был кредитован ЕЦБ денежными требованиями в евро-эквиваленте за их дополнительный валютный вклад.
ЕЦБ представляет уникальную организационную структуру, не имеющую аналога в мировой практике. Уникальность заключается в том, что в одной системе сочетаются качественно разные структуры: централизованные и децентрализованные.
Евросистемой и ЕСЦБ управляют те органы Европейского Центрального Банка, которые наделены правом принятия решения. Таковыми органами являются:

    Совет управляющих;
    Исполнительный комитет.
Высшим звеном ЕЦБ является Совет управляющих, в который в количестве 18 человек входят все члены Исполнительного комитета (6 человек) и управляющие всех 12 НЦБ Евросистемы.
На Совет управляющих возлагаются следующие функции:
    разрабатывать важнейшие направления деятельности и принимать необходимые решения;
    определять денежно-кредитную политику для зоны евро, включая ассигнования, решения, касающиеся промежуточных денежно-кредитных ориентиров (целей), основных процентных ставок и резервов в Евросистеме, и устанавливать необходимые ориентиры для их реализации;
    рассматривать и утверждать годовой отчет ЕЦБ.
Совет управляющих заседает в городе Франкфурте-на-Майне, как правило, два раза в месяц; допускаются также заседания Совета управляющих в НЦБ ЕС. При принятии решений по важнейшим вопросам денежно-кредитной политики или других задач Евросистемы члены Совета действуют не как представители национальных банков, а как независимые профессионалы по принципу "один член, один голос". Решение считается принятым, если за него проголосуют не менее 2/3 членов Совета.
В соответствии со ст. 112 Договора о ЕС (далее - Договор) Исполнительный комитет состоит из президента, вице-президента и четырех других членов. Однако ст. 123 Договора предусматривает, что при наличии государств-членов с изъятием общее количество членов Исполнительного комитета может быть меньше, но не меньше четырех. Если Договором или Статутом ЕСЦБ не предусмотрено иное, Исполнительный комитет принимает решения простым большинством голосов. В случае равенства голосов президент имеет решающий голос.
Исполнительный комитет осуществляет валютную политику в соответствии с основными ориентирами и решениями, принятыми Управляющим советом. Осуществляя эту деятельность, Исполнительный комитет дает необходимые указания национальным центральным банкам. Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 12.1 Устава ЕСЦБ эти полномочия могут быть дополнены путем передачи Управляющим советом части своих полномочий Исполнительному комитету.
В сфере своей компетенции, в соответствии со ст. 34 Статута ЕСЦБ, ЕЦБ имеет право принимать целый ряд правовых актов: регламенты, решения, рекомендации и заключения. Регламенты ЕЦБ имеют общее применение. Они обязательны и являются актами прямого действия во всех государствах-членах. Рекомендации и заключения не имеют обязательной силы. В свою очередь, решения ЕЦБ являются индивидуальными актами и обязательны для тех, кому они адресованы. За неисполнение юридическими лицами требований регламентов и решений ЕЦБ Европейский центральный банк имеет право накладывать на них штрафы или пени.

Цели и функции Европейского Центрального Банка. Денежно - кредитная политика ЕЦБ

Главной целью деятельности Европейского Центрального Банка является поддержание ценовой стабильности в зоне евро. Другие цели и функции ЕЦБ:
    поддержание совместно с национальными центральными банками ЕС стабильного функционирования платежной системы Еврозоны;
    защита и обеспечение покупательной способности евро;
    поддержание макроэкономической сбалансированности в Евросоюзе;
    содействие бесперебойному функционированию и развитию банковской системы ЕС.
Важнейшей функцией ЕЦБ является разработка и реализация единой и независимой денежно-кредитной политики для стран Еврозоны.
Применительно к Евросоюзу денежно-кредитная политика осуществляется на двух уровнях: первый уровень – это, безусловно, единая независимая денежно-кредитная политика, которая разрабатывается и реализуется ЕЦБ; второй уровень - это уровень национальных государств, членов Евросоюза, на котором их же национальные центральные банки совместно со своими правительствами
и т.д.................

Европейская система центральных банков - это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка и Национальных центральных банков государств - членов Европейского экономического сообщества. Она является одной из ключевых структур Европейского экономического и валютного союза.

Структура ЕСЦБ напоминает Федеральную резервную систему в США. Однако в отличие от ФРС, где каждый Федеральный резервный банк самостоятельно выполняет возложение на него функции и не имеет «вышестоящего органа» с банковскими функциями, в структуре ЕСЦБ организован Европейский центральный банк, выполняющий функции банка банков для центральных банков стран - участниц зоны евро. Тем самым банковская структура зоны евро скорее трёхуровневая и аналогов в мировой экономике не имеет.

Центральные банки Великобритании, Дании и Швеции являются членами Европейской системы центральных банков со специальным статусом: они не принимают участие в принятии решений по вопросам проведения единой денежной политики для зоны евро.

Европейская система центральных банков включает Европейский центральный банк и центральные банки стран - участниц зоны евро.

ЕСЦБ и ЕЦБ независимы от других органов Союза, от правительств стран - членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это соответствует общепринятому статусу центрального банка в рамках отдельной страны.

Существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава генеральный принцип, в соответствии с которым ЕСЦБ управляется руководством («принимающими решения органами») Европейского центрального банка, и прежде всего Советом управляющих.

Совет управляющих, верховный руководящий орган, включает всех членов Исполнительной дирекции и управляющих НЦБ стран - участниц Европейского экономического и валютного союза.

Основные функции Совета управляющих:

адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков;

определение ключевых элементов денежной политики ЕЭВС, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов Национальных центральных банков, разработка конкретных инструкций по её поведению;

утверждение правил внутренней организации ЕЦБ и его руководящих органов;

выполнение функции консультанта ЕЦБ;

определение порядка представления Европейской системы центральных банков в сфере международного сотрудничества.

Исполнительная дирекция включает Президента, Вице-президента и четырех членов из числа кандидатов, имеющих большой профессиональный опыт в финансовой или банковской сфере. Они назначаются из граждан стран - членов ЕЭВС на встрече глав правительств этих стран по предложению Совета Европы после консультаций с Европейским парламентом и Советом управляющих ЕЦБ.

Исполнительная дирекция обязана проводить денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом управляющих ЕЦБ, и тем самым руководить действиями НЦБ, принимая по необходимости ведомственные инструкции.

Генеральный Совет, третий руководящий орган Европейской системы центральных банков, включает Президента и Вице-президента Европейского центрального банка и Управляющих Национальными центральными банками всех стран Европейского союза независимо от их участия в ЕЭВС.

Основные задачи Генерального Совета:

  • · осуществление консультационных функций ЕСЦБ;
  • · сбор и обработка статистической информации;
  • · подготовка ежеквартальных и ежегодных отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;
  • · разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учёта и отчётности по операциям, проводимым НЦБ;
  • · принятие мер, относящихся к оплате уставного капитала Европейского центрального банка в части, не урегулированной Общим договором ЕС;
  • · разработка должностных инструкций и правил приёма на работу в ЕЦБ.

Президент Европейского центрального банка одновременно является председателем всех трёх его руководящих органов: Совета управляющих, Исполнительной дирекции и Генерального Совета. При этом в двух первых случаях он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов. Кроме того, Президент представляет ЕЦБ во внешних организациях.

Национальные центральные банки стран-участниц являются составной частью Европейской системы центральных банков и действуют в соответствии с указаниями и инструкциями ЕЦБ.

Совет управляющих ЕЦБ уполномочен разрабатывать кредитно-денежную политику, а Исполнительная дирекция её проводит на практике. В той мере, в какой это возможно и целесообразно, Европейский центральный банк прибегает к использованию возможностей Национальных центральных банков.

В структуре ЕСЦБ под руководством Совета управляющих работают тринадцать Комитетов:

  • · Комитет внутренних аудиторов;
  • · Комитет по банкнотам;
  • · Бюджетный комитет;
  • · Комитет внешней коммуникации;
  • · Комитет бухгалтерского учета и денежных доходов;
  • · Юридический комитет;
  • · Комитет по рыночным операциям;
  • · Комитет по денежно-кредитной политике;
  • · Комитет международных отношений;
  • · Статистический комитет;
  • · Комитет банковского надзора;
  • · Комитет информационных систем;
  • · Комитет платёжно-расчётных систем.

Европейский центральный банк проводит единую денежно-кредитную политику через уполномоченных контрагентов.

Уполномоченные контрагенты получают доступ к возможностям Европейской системы центральных банков только через Национальный центральный банк того государства - участника ЕЭВС, в котором они расположены. НЦБ собирают заявки на участие в операциях Европейского центрального банка и передают эти данные в центральный компьютер ЕЦБ во Франкфурте-на-Майне. На основании собранных заявок ЕЦБ определяет рыночную цену ресурсов и доводит соответствующие инструкции Национальным центральным банкам, которые и распределяют операции среди контрагентов.

Европейский центральный банк может использовать валютные резервы для проведения валютных интервенций, причем ему дано право, самостоятельно принимать решения о проведении таких интервенций.

Банковская интеграция в. Западной. Европе формировалась задолго до создания. Европейского. Союза (далее -. ЕС) и начиналась из элементов валютной интеграции. Римскому договору, закрепивший его создания, пе ередувалы соглашение о многосторонних валютных компенсациях между. Францией,. Италией,. Бельгией,. Нидерландами,. Люксембургом и. Германией, которая присоединилась к ним с 1947 г.. Однако процесс интеграции в банковской с. Фери начинается на стадии формирования экономического и валютного союза, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства в этой сферрі.

Европейская банковская система, основанная еще в первые послевоенные годы, является результатом и одновременно одним из важных инструментов европейской интеграции и. Европейской валютной системы. Создание эффекты ивно действующей банковской системы потребовало не только кардинальных изменений на законодательном уровне стран, вошедших в состав валютного союза, но и принятия унифицированных требований всеми странами-членами. Пр оцесы реорганизации банковских систем стран. Европейского валютного союза и создания. Европейской банковской системы прошли несколько важных этапов развитияку.

На первом этапе валютные соглашения между странами. Западной. Европы заключались преимущественно на двусторонней основе. На основании этих соглашений осуществлялись: взаимное регулирование платежных балансов, безналичные расчет ункы, обязательный зачет взаимных требований и обязательств, льготное кредитование. Так, в течение 1947-1950 pp было заключено более 400 валютно-клиринговых соглашений, на которые приходилось почти две трети внутренне европейского товарообменіну.

Следующим этапом в эволюции валютных отношений стало функционирование в 1950-1958 годах. Европейского платежного союза (далее -. ЕПС), который развивался на многосторонней клиринговой основе. Этот союз объединяются ував 17 стран. Западной. Европы. Расчеты в его пределах осуществлялись с помощью условной денежной единице, по золотым содержанием приравнивалась к 1 амер долл.. Эта единица стала прототипом европейской валютной единицы, а. ЕПС - прототипом. Европейской банковской системтеми.

Подписание в 1957 г.. Римского договора о создании. Европейского. Экономического. Содружества (далее -. ЕЭС) начало следующий этап в развитии валютных отношений 31 января 1959 г начал функционировать. Евро опейський валютный союз (далее -. ЕВС), в котором продовясувалы сотрудничество все 17 стран, входивших в бывший. ЕПС. Впоследствии из структуры. ЕВС выделился. Валютный союз стран-участниц. Общего рынка. Программа создания этого союза была разработана специальной комиссией, которую возглавлял бывший премьер-министр. Люксембурга. П. Вернер. После принятия 22 марта 1971 г этой программы . Советом. Министров. ЕВС. Зазн ачений документ получил название"План. Вернера", реализация которого имела важное значение в развитии. Европейской банковской системы и была рассчитана на 10 лет - до 1980о 1980 р.

На первом этапе (1971-1974 pp) предусматривались сужение пределов колебаний валютных курсов сначала до ± 1,2%, а затем до 0%, введение полной взаимной обратимости валют, унификация валютной политики на а основе ее гармонизации и координации, согласование экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Второй этап (1975-1976 pp) имел характеризоваться завершением указанных мероприятий. Основой третьог в этапа (1977-1979 pp) должны стать: передача наднациональным органам. ЕС некоторых полномочий, принадлежавшие национальным правительствам, создание европейской валюты с целью выравнивания валютных курсов и цен на базе фиксированных паритетов. Планировалось создание единой бюджетной системы, оптимизация деятельности банков и банковского законодательства. Ставилась задача учредить общий центр для решения валютно- финансовым вопросам и объединить центральные банки. ЕС по примеру. Федеральной резервной системы. США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политиколітики.

Несмотря на некоторые сдвиги в интеграционном процессе,"План. Вернера"??не был реализован. Это было обусловлено разногласиями в. ЕС, в частности между национальным суверенитетом и попытками наднационального регул вание валютно-кредитных отношений, различиями в темпах экономического развития, кризисами 70-х начале 80-х. Рокив.

Длительный застой в создании. Европейской банковской системы продолжался с середины 70-х до середины 80-х годов. Ситуация стала качественно меняться в 80-х годах. К этому времени усилились экономическая вз заемозалежнисть и межгосударственное регулирование . Была сформирована разветвленная институционально-организационная структурура.

Следующая попытка создать. Европейскую банковскую систему была связана с трансформацией. Европейского валютного союза в. Европейскую валютную систему. Суть развития указанных процессов определялась реализ зации предложений председателя. Комиссии. ЕС. Ж. Делора, которые после соответствующего их одобрения в апреле 1989г. Советом. ЕС получили название"План. Делора"Он предусматривал поэтапную трансформацию. Европейской валютной систе мы в. Европейский валютный союз - не просто глубокую валютную интеграцию, а образование общего для стран-членов. ЕС. Европейского центрального банка и замену в перспективе национальных денежных единиц единой валютой сообществства.

Важным событием на пути реализации"Плана. Делора"стало подписание в феврале 1992 г в г. Маастрихт и (Нидерланды). Маастрихтского соглашения, которое определило институциональные и правовые основы. ЕВС

2 мая 1998 г. Европейский совет принял решение о том, какие из стран допускаются к переходу на евро с начала третьего этапа становления экономического и валютного союза. Ими стали. Австрия,. Бельго гия,. Германия,. Ирландия,. Испания,. Италия,. Люксембург,. Нидерланды,. Португалия,. Финляндия и. Франция. Это решение было принято на базе рекомендаций. Совета по экономическим и финансовым вопросам. ЕС, следовавший из индивидуальных контрольных оценок. Комиссии. ЕС и. Европейского валютного института о степени выполнения отдельными странами-членами критериев конвергенции, установленных. Маастрихтским договором и протоков олом к??немуого.

Третий этап (1 января 1999 - 1 июля 2002) стал этапом практического перехода стран-членов на единую валюту с 1 января 1999 были зафиксированы валютные курсы евро к национальным валютам стран-участниц со они евро, а евро стала их общей валютой. Состоялась также замена экю на евро в соотношении 1:і 1:1.

Начала свою деятельность. Европейская система центральных банков (далее -. ЕЦБ), включающий в себя. ЕЦБ и центральные банки стран, перешедших на евро

В эпоху раннего средневековья банковское дело переживало упадок. Лишь с развитием торговли, ремесел и сельского хозяйства, начиная с ІХ ст., в североитальянских городах наблюдалось экономическое возрождение.
Одним из наиболее развитых городов Италии была Флоренция, которая получила свое преимущество в первую очередь благодаря чеканке качественных золотых монет. Большие флорентийские компании, кроме занятий торговой деятельностью, беспокоились финансовыми делами Церкви и папы. Впоследствии они перебрали контроль над таможней Барлетти на юге Апеннинского полуострова, что позволило им вести резвую международную торговлю. В Англии они одалживали королю и большим землевладельцам значительные суммы под гарантию права взимания пошлины и привилегий в экспорте сырья (прежде всего шерсти). Впоследствии флорентийцы распространили свою деятельность на Нидерланды, Каталонию, Кастилию и восточные страны. Там, где были агенты известных банкирских домов, которые были уполномочены собирать выданные кредиты, налоги или церковную десятину, быстро образовывался торговый центр с небольшой флорентийской колонией. В отличие от флорентийцев, венецианские и генуэзские купцы предоставляли преимущество финансовой деятельности на внутреннем рынке. Их кредитные операции сводились к покупке ценных бумаг государственной ссуды, финансирования отдельных торговых предприятий других купцов и судовладельцев.
Для банковского дела средневековой Италии был характерным высокий уровень развития безналичных операций. Одним из способов их проведения было использование переводного векселя, который приобрел популярность из ХІІІ ст.
Существовали в эпоху средневековья и менялы, которые осуществляли обмен денег. Часто они предоставляли и некоторые банковские услуги. Но вексельные операции или безналичные расчеты были под жестким контролем государства и четко отмежевывались от ростовщической деятельности. Случаи, когда эти банкиры давали в ссуду средства правителям, коммунам и частным лицам, осуждались государством и карались законами. С целью прекращения такой практики в Венеции в XIV ст. было принято решение о замене всех частных банков одним государственным. Оно было реализовано в XVI ст.
Обычно деньги под проценты одалживали не менялы, а купцы, которые объединялись в большие компании. Последние были созданы в Риме, Сиене, Флоренции, Пьяченци и других городах. Большинство из них совмещали в своей деятельности финансирования промышленного производства, торговые и банковские операции. Но были и такие, как, например, Большой стол Буонсеньйори в Сиене, созданный в ХІІІ ст., который специализировался на кредитных операциях.
Капитал торгово-банковских компаний образовывался за счет взносов участников и депозитов, которые вносились жителями города в основную контору, или иностранцами, которые вносили свои средства в филиалы, открытые в других городах или странах. Привлеченные депозиты четко переделялись на две категории:

  1. депозиты на текущий счет - вкладывались купцами в банк, где они обслуживались, для проведения безналичных расчетов. Этот вид депозитов не приносил вкладчикам доходов. Существуют даже мысли, что купец должен был заплатить банкиру небольшое вознаграждение за выполненные им операции. Привлеченные таким образом средства нельзя было использовать для предоставления кредитов другим клиентам или направлять на финансирование торговых соглашений;
  2. депозиты под проценты приносили достаточно высокие доходы. Это значило, что вкладчики знали, что их средства направлялись в рискованные, но прибыльные проекты.

Наиболее прибыльными, хотя и не наиболее распространенными операциями относительно размещения капиталов торгово-банкирских компаний, были кредиты под проценты. Последние были разнообразными и зависели от цели и длительности ссуды. Так, венецианские документы ХІІ ст. свидетельствуют, что краткосрочный кредит (до одного года) мог предоставляться без взимания процентов. Но по окончании этого срока ссуда начинала приносить 20% годовых. Кроме того, за невозвращение кредита предусматривалась уплата штрафа, который составлял двойной размер кредита и начисленных процентов. В Флоренции в начале XIV ст. процент за обычными ссудами колебался от 10 до 15%. Со временем он рос до 20-30%, что зависело от ситуации на денежном рынке.
В средневековой Италии существовали и морские ссуды. Купец или судовладелец, который отправлялся в плавание, получал у кредитора, в лице которого могли выступать несколько компаний, определенную сумму. Ее необходимо было вернуть вместе с процентами, когда купец прибывал в порт назначения или возвращался к порту, откуда начинал плавание. Проценты за такими кредитами были достаточно высокими. Так, в конце ХІІ ст. они составляли 20-25%, но не годовых, а на срок плавания. Другие договоры, согласно которым морская ссуда предоставлялась на 2 года, предусматривали 33% годовых. Известен также случай, когда плавание не было слишком длительным, но достаточно опасным, и проценты выросли до 50.
Существовала еще одна форма привлечения средств на ведение морской торговли, которая называлась комендой (в Венеции - колеганцой). Наибольшее распространение она достала, начиная с ХІІІ ст. Известно два вида коменды:
  1. двусторонняя коменда (в Генуе - компания), при которой компаньон, который оставался в городе, вносил две трети необходимого капитала, купца, который отправлялся в плавание, - остальные, а прибыль была делящейся поровну;
  2. односторонняя коменда (собственно коменда), при которой компаньон, который оставался в городе, вносил весь капитал и получал 75% прибыли.

За использование коменды купец не мог просто повернуть взятую в долг сумму вместе с процентами, как это делалось в случаях получении банковского кредита, но должен был предоставить лицу, что его финансировал, детальный отчет о потраченных и полученных суммах, а также, при необходимости, объяснить причины невыполнения обязательств. Анализ процентов за пользование кредитом, что предоставлялись итальянскими купцами-банкирами, убеждает, что кредитные операции были достаточно прибыльными, но, в то же время, и рискованными. Банкиры, которые обслуживали иностранных правителей, зависели от политической и экономической ситуации в стране своих клиентов, их военных побед или поражений. Этим объясняется тот факт, что большие банкирские компании не могли продержаться на рынке на протяжении длительного времени. Так, большие флорентийские компании обанкротились во время кризиса 40-х гг. XIV ст., которая была вызвана неплатежеспособностью английского короля и политическими и экономическими неурядицами в Флоренции и Неаполитанском королевстве.
В XV ст. одним из наибольших в Европе стал банк семьи Медичи. Представители этой династии правили Флоренцией в течение трех веков. Из этой семьи также происходили два римских папы и две королевы Франции (Екатерина и Мария). Это свидетельствует о весомом положении средневековых банкиров не только в экономике, но и в политике.
Относительно конкретных организационных форм ведения банковского дела известно, что в 1171 г. в Венеции действующее на протяжении нескольких десятилетий паевое общество закрытого типа приобрело вид депозитного (вкладного) банка. В 1407 г. был создан банк святого Георгия в Генуе, который сначала был ассоциацией кредиторов государства, но впоследствии начал принимать денежные вклады от частных лиц. В 1614 г. венецианское сообщество было названо жиробанком. Главными его операциями стали платежи металлической монетой и бумагами общества. За период от ХІІ по XVI ст. все страны Европы почувствовали влияние итальянских банков. Так и сам термин “банк”, который возник где-то в ХІ ст., происходит от итальянского banco - скамья, стол.
В Германии на базе филиалов итальянских торговых домов начали развиваться немецкие. Они не подлежали жесткому контролю, потому что располагались вдалеке от материнской компании, не имели устава и не были обязаны публиковать свои балансы, чего требовала власть итальянских городов. Основными операциями были привлечение денег от больших вкладчиков и предоставления ссуд под залог.
В ХІІІ ст. в Англии итальянские торговцы заняли место евреев, которых выгнали из страны. Итальянцы одалживали деньги, страховали грузы, обменивали валюту. В то время, когда ростовщичество было вне закона, они называли заем денег временным подарком, который впоследствии будет возвращен с благодарностью (то есть, процентами). Причиной изгнания евреев не только из Англии, но и из других европейских стран было то, что представители именно этой национальности наиболее массово прибегали к ростовщичеству. Они стягивали из простых людей очень высокие проценты за ссудами, в результате чего те попадали в кабалу к кредитору.
Все человеческие моральные кодексы осуждали ростовщичество. Осуждала его и церковь, в частности христианская. Вот основные аргументы, которые использовались при этом:
  1. в Евангелие от Луки написано: “Одалживайте, не ожидая назад ничего”;
  2. в Святом Письме также есть закон Моисея, который запрещает евреям брать процент от своих братьев (других евреев). Христианская Церковь всех считала братьями (не только евреев);
  3. Аристотель, на основе трудов которого формировало свои взгляды много схоластов, говорил, что деньги как такие являются бесплодными и потому несправедливо требовать за пользование ими уплаты плода от них, которым является процент;
  4. согласно римскому праву различали два вида вещей: что потребляются (зерно) и не потребляются (дом). Деньги принадлежали к первому разряду. За тем же правом, когда деньги переходят к рукам того, кто их одалживает, то к нему переходит и полное право владения ими. Вот почему это соглашение отождествляли с продажей. А стягивать проценты значит: продать вещь, а затем требовать плату за пользование ею. Тому, кто считал проценты платой за потерю времени, упущенного в ожидании платежа, отрицали, что время - это общая собственность, которой нельзя торговать.

Также распространенными были взгляды, что ростовщичество позволит богатым людям направлять свои деньги лишь в предоставление ссуд, а не инвестировать, например, в сельское хозяйство. Поэтому в нем работать лишь бедняки, а они не имеют достаточно денег на скот и инструменты.
Следовательно, согласно христианским канонам лишь евреи могли предоставлять деньги в ссуду под проценты представителям всех других национальностей. Всем другим церковное право это запрещало.
Сначала запрещение давать деньги под проценты касалось лишь духовенства. Никейский собор в 325 г. запретил ему такие финансовые операции под страхом лишения духовного сана. Капитуляриями Карла Большого и соборами ІХ ст. это запрещение распространялось и на мирян.
В 1179 г. папа Александр ІІІ постановил, что процентщики не могут допускаться к причастию, а в случае их смерти их не могли погребать за христианским обычаем, священники не имели права брать от них милостыню. Духовные лица лишали их должностей, пока епископ не признавал их исправления. Процентщиков и их наследников вынуждали возвращать несправедливо нажитое богатство.
Папа Григорий Х в 1274 г. на Лионском соборе постановил, что коммуны и другие ответственные лица не имели права нанимать процентщикам-иностранцам помещения для ведения их деятельности, а тех, что уже функционировали, следовало выгнать в течение трех месяцев. Другим наказанием было непризнание завещаний тех процентщиков, которые не раскаялись, то есть не вернули своим заемщикам проценты. Еще дальше пошел папа Климентий в V 1311 г., который приказал всех, кто способствовал ведению ростовщичества, отлучать от церкви.
Но развитие экономических отношений невозможно без кредита, который, в свою очередь, требует уплаты процентов, что призванные минимизировать риск невозвращения одолженных средств. Поэтому кредиторы пытались разными способами обойти эти запрещения, используя такие средства, как залог с правом выкупа, ссуды при условии участия в прибылях, оплату более полноценной монетой, чем та, в которой была предоставлена ссуда.
Учитывая такую ситуацию, церковь и государство начали лишь ограничивать размер процентов, которые стягивались за пользование ссудой. Так, в 1545 г. в Англии была установлена максимальная ставка в размере 10% на год. В 1652 г. ее снизили до 6%. Такая же ставка была установлена в 1601 г. во Франции. Такие ограничения упразднили в ХІХ ст. Еще одним способом выхода из ситуации было основание в середине XV ст. братьями-францисканцами набожных банков. Монах Барнабас из Терне был инициатором создания института из предоставления кредитов людям, которые не имели денег и из-за этого должны были обращаться к процентщикам. Этот институт достал название monte di pieta - гора набожности. Те, кто нуждались в наличности, могли одолжить ее без процентов только под залог ценных вещей.
Церковь пристала на эту идею и папы утверждали уставы таких институтов, которые создавались в разных городах Италии. Первые из них были образованы в 1463 г. в Орвието и в 1464 г. в Перудже. Основателями таких институтов были братья-францисканцы. Средства для предоставления кредитов собирались из пожертвований. Евреи выступали против таких видов банков, потому что это было для них серьезной конкуренцией, но новые набожные банки были открыты в Парме, Люсии, Генуе, Вероне, Болонье и др. В 70-х годах XVI ст. они были почти в каждом итальянском городе. Уставом некоторых набожных банков уже было разрешено стягивать 5-7% за пользование ссудой на оплату административных расходов. Но каждый из заемщиков должен был присягнуть, что ему очень необходимые деньги. Вскоре такие институты начали учреждаться в Испании, Польше и Германии.
Североитальянская область под названием Ломбардия была родиной светских банков городских общин, где можно было взять кредит под залог ценных вещей под 2%. Так были созданы первые ломбарды.

На рубеже двух тысячелетий стала проявлять себя тенденция к созданию многополярного мира.

Европа тоже стала играть ту роль, которую она играла когда-то до Второй мировой войны.

США были единственной в мире страной, которая вышла с той войны, получив экономические преимущества в системе международных экономических отношений. Европа была почти полностью разрушенной, потеряла из-за войны свой золотой запас, и нуждалась в кредитах.

В результате этой зависимости Европы от США, изменился характер мировых денежных систем. Доллар стал мировой резервной валютой, а отмена золотого стандарта в 70-е годы XX века, в том числе и отказ от золотого стандарта в 1992 году в России, полностью подчинили все мировые валюты денежной системе США.

Но затем усилившаяся интеграция, и, как следствие этого, - возросшее влияние Европы во всем мире, включая образование Европейского союза, поставили на повестку дня вопрос о создании единой валюты для европейских стран. В результате интеграции, евро теперь, постепенно, становится одной из резервных валют, эффективно конкурирующих с долларом. Его соотношение с долларом, в XXI веке обнаруживает тенденцию к усилению этой новой валюты.

Создание зоны евро, логически вело к созданию единого центрального банка, координирующего эмиссию этой валюты и вырабатывающей общую денежно-кредитную политику для Европейской системы центральных Банков.

Европейский центральный банк (ЕЦБ) был основан в 1998 году Соглашением 11 государств. Европейская система центральных банков состоит из Европейского Центрального Банка и центральных банков государств-членов системы.

Все центральные банки, которые присоединились к договору, образуют систему центральных банков. Вопрос о системности считается важным, поскольку включившиеся в систему центральные банки, остаются, но только как ее интегрированные части.*(201)

Цели системы закреплены Соглашением об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка.*(202) Характерно, что в статье 2 Устава сказано, что в соответствии с требованиями статьи 105(1) этого Соглашения, первой целью системы должно быть поддержание ценовой стабильности.*(203) В Уставе закреплено, что, не противореча цели стабильности цен, стратегия ЕЦБ поддерживает основные экономические направления политики Европейского Сообществе с целью внесения вклада в достижение целей этого Сообщества.*(204)

Как отметил в одном из интервью Президент ЕЦБ, главное - это обеспечение стабильности цен: "ЕЦБ является независимой инстанцией. Мы верны своей цели по обеспечению ценовой стабильности. Обеспечивая ценовую стабильность, мы делаем возможным возникновение финансовых условий, благоприятных для экономического роста и создания рабочих мест. Иногда нам рекомендуют повысить ставки, иногда - снизить или сохранить их на прежнем уровне. Относительно нашей нынешней позиции 6 октября в Афинах я говорил, что процентная ставка в 2% все еще адекватна. Опять-таки наши полномочия заключаются в обеспечении ценовой стабильности. Это наш долг перед жителями Европы, которые считают ее крайне важной".*(205)


Обратим внимание на то, что на первое место в деятельности ЕЦБ ставится "долг перед жителями Европы".

Мы знаем, что европейские государства - это социальные государства. Здесь ничто не цениться так высоко публичными институтами, как отношение к ним со стороны граждан.

Хорошо бы, чтобы и в России руководство Банка России точно также, подобно тому, как это делает ЕЦБ, на первое место ставило свою обязанность по отношению к жителям России. Однако в России - иначе. Банк России обычно не ставит так вопрос. Чаще всего в интервью руководителей Банка России слышится озабоченность другим, Тем, что интересует его вместе с сырьевыми компаниями, - слишком высоким курсом рубля. Сильный рубль, - это его высокая покупательная способность, которая сегодня так нужна россиянам. Но Банк России теперь добился отмены в Федеральном законе этой обязанности, - обязанности поддерживать покупательную способность рубля. Дальше мы еще об этом скажем подробно, когда будем рассматривать цели и функции Банка России. Пока же вернемся к канве рассуждений о ЕЦБ.

Система европейских центральных банков действует в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией. Она поддерживает эффективное распределение ресурсов.

Задачи ЕЦБ, реализуемые через осуществляемыми при помощи центральных банков, включенных в эту систему:

Определение и реализация валютной политики Европейского Сообщества;

Проведение международных обменных операций в соответствии с положениями статьи 111 настоящего Соглашения;

Владение и распоряжение официальными резервами государств-членов в иностранной валюте;

Способствование плавному функционированию платежных систем.

Реализуя свои властные полномочия по достижению поставленных перед ними целей, ни Европейский Центральный Банк, ни национальные центральные банки, ни какой-либо член их руководящих органов не должны испрашивать или получать указания от институтов или руководства Сообщества, от любого правительства государства-члена или от любого другого органа власти. По уставу, и органы Сообщества, и правительства государств-членов обязаны уважать этот принцип и не должны пытаться влиять на членов руководящих органов Европейского Центрального Банка или национальных центральных банков при осуществлении ими своих задач.

Европейский Центральный Банк - юридическое лицо.

Руководящие органы Европейского Центрального Банка, - Управляющий совет и Исполнительный комитет.*(206)

Управляющий совет состоит из членов Исполнительного комитета Европейского Центрального Банка и Управляющих национальных центральных банков. Только члены Управляющего Совета, имеют право голоса. Каждый из них имеет один голос. При голосовании они должны присутствовать лично. Решения принимаются простым большинством. В случае равенства голосов, голос Президента - решающий.

Исполнительный комитет: Президент, Вице-президент и четыре других члена. Они исполняют свои обязанности на постоянной основе. Им запрещено заниматься какой бы то ни было оплачиваемой деятельностью. Ни один член Исполнительного комитета не может заниматься никакой деятельностью, кроме как в исключительном порядке по разрешению Управляющего совета.

Президент, Вице-президент и другие члены Исполнительного комитета назначаются по общему согласию правительств государств-членов по рекомендации Совета, и после консультации с Европейским парламентом и Управляющим советом. Срок их полномочий - 8 лет. Этот срок не продлевается. Членами Исполнительного комитета могут быть только граждане государств-членов.

Управляющий совет определяет ориентиры банковской деятельности, формирует валютную политику, и принимает решения в целях решения задач Европейской систему центральных банков. А затем Исполнительный комитет реализует валютную политику в соответствии с ориентирами и решениями, Управляющего совета.

Исполнительный комитет дает соответствующие указания центральным банкам.

Итак, обобщая приведенные выше сведения по некоторым странам, можно сделать вывод, что организационно-правововая форма центрального банка вообще, а значит, и Банка России в частности, не является, раз навсегда данной и может совершенствоваться. Правовые формы и внутренние организационные структуры центральных банков весьма разнообразны, что создает возможность экспериментирования.

Однако при всем разнообразии центральных банков есть некоторые общие закономерности, которые нужно учитывать в процессе совершенствования правового статуса Банка России.

Во-первых, это забота центральных банков о гражданах своих стран, о стабильности цен.

Во-вторых, это широкое представительство социальных интересов, которое находит законодательное закрепление в организации центральных банков.

В-третьих, это наличие механизмов контроля со стороны общества и его институтов за деятельностью Центробанка, с тем чтобы его практические цели не расходились с целями гражданского общества. Тем самым обеспечивается необходимая прозрачность в организации и в функционировании центральных банков.

В той или иной форме российское банковское законодательство должно учитывать эти общие закономерности. При этом в условиях переходной экономики, как уже говорилось, существует возможность, начиная как бы с нуля (пока еще нет никаких банковских традиций), создать более совершенную организацию центрального банка.