Экономическое развитие после отмены крепостного права презентация. Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. Социально-экономическое развитие сельского хозяйства

Сельскохозяйственное развитие России в пореформенный период было не столь успешным. Правда, за 20 лет экспорт зерна из России увеличился в 3 раза и составил в 1881 г. 202 млн. пудов. В мировом экспорте хлеба Россия занимала первое место. Цены на хлеб на мировом рынке держались высокие.

Однако рост урожайности хлебов в России был невелик. Увеличение валовых сборов зерна достигалось в основном за счет распашки новых земель. Такой путь развития называется экстенсивным, в отличие от интенсивного, когда прирост производства обеспечивается за счет совершенствования земледелия и подъема урожайности. Основным поставщиком экспортного хлеба оставалось помещичье хозяйство, хотя постепенно возрастала роль крестьян.

Что изменилось и что не изменилось в помещичьем хозяйстве? В руках помещиков находились огромные земельные площади. На каждые 100 десятин крестьянских земель в Центрально-черноземном районе приходилось 56 десятин помещичьей земли, а в Центрально-промышленном 30. В общей массе помещичьего землевладения велик был удельный вес латифундий (владений размером свыше 500 десятин). Крупнейшие латифундисты (Строгановы, Шереметевы, Шуваловы и др.) владели сотнями тысяч десятин в разных губерниях.

После отмены крепостного права помещикам пришлось перестраивать свое хозяйство на рыночных началах. Они имели возможность организовать систему хозяйства, переходную от барщинной к капиталистической. Так возникла отработочная система хозяйства. С барщинной она была сходна тем, что крестьянин и здесь обрабатывал помещичью землю своим рабочим скотом и инвентарем. Чтобы сильнее закабалить крестьян, помещик прибегал к зимнему найму (договор о найме заключался зимой, когда у крестьян заканчивался хлеб и они соглашались на любые условия). Подобные формы эксплуатации получили название полукрепостнических.

Вообще после 1861 г. отношение помещиков к крестьянам сильно изменилось. Раньше помещик нередко жалел своих крестьян, приходил к ним на помощь (как-никак все же собственность). Теперь он готов был выжать из них все соки и бросить на произвол судьбы. Только наиболее гуманные и дальновидные помещики, работавшие в земствах, старались как-то восполнить нарушенные отношения и сблизиться с крестьянством на почве общих интересов местного хозяйства. Некоторые помещики пытались вводить капиталистическую систему хозяйства. Некоторые помещики пытались вводить капиталистическую систему хозяйства. Они заводили собственный рабочий скот и инвентарь, покупали сельскохозяйственные машины, нанимали рабочих.

Но эти формы хозяйствования прививались с трудом. Им непросто было конкурировать с кабальными формами эксплуатации, для которых реформа 1861 г. создала благоприятные условия.

Кроме того, чисто предпринимательское хозяйство не могло быть доходным на очень больших площадях. В ту эпоху границей рентабельности были обычно 500 десятин. Крупные помещики предпринимательским способом обрабатывали лишь самые лучшие свои угодья, а другие земли отдавали под отработку.

И только в степном Заволжье, на Северном Кавказе, где помещичье землевладение было невелико или его вообще не было, стало быстро утверждаться предпринимательское, фермерское хозяйство. Эти районы становились житницей России и основными поставщиками хлеба на экспорт.

В пореформенное 20-летие обозначились два пути эволюции аграрного строя России. Центрально-земледельческий район вступил на медленный, затяжной путь перестройки хозяйства с сохранением крупного помещичьего землевладения. Этот путь называется прусским. А в степных районах Заволжья и Северного Кавказа стал вырисовываться другой путь, фермерский, предпри- нимательский, который называется американским.

В дореформенной деревне группы богатых, средних и бедных крестьян не были постоянными по своему составу. На протяжении жизни одного крестьянина его семья могла побывать во всех трех группах. После реформы 1861 г. усилилось наследственное закрепление крестьянских семей в разных социальных группах. Зажиточные семьи, которым теперь не приходилось делиться с помещиком своим достатком, стали передавать его по наследству.

С другой стороны, в пореформенной деревне появились даже и не бедные, а совсем разорившиеся дворы. Обычно это происходило вследствие дурных качеств домохозяев (лени, пьянства, бесхозяйственности и пр.). Но их дети, как бы трудолюбивы и рачительны они ни были, имели уже мало шансов поправить свое хозяйство. Расслоение крестьянства стало принимать необратимый характер. Но между середняками и беднотой не было четкой грани. Эти две социальные группы, тесно взаимосвязанные, составляли основную массу крестьянского населения.

Хозяйственная и общественная жизнь российского крестьянина протекала в рамках общины, которая существовала на Руси испокон веков. По реформе 1861 года она получила статус сельского общества.

Крестьянская община, поземельная соседская организация мелких непосредственных производителей, являлась экономическим объединением и низшей административной единицей. Экономическую сторону общины составляли мероприятия по распределению и эксплуатации земельного надела (переделы полей и лугов, использование пастбищ и лесов). Как административная единица, община по закону должна была исполнять фискальные (налоговые) и полицейские обязанности.

Основными органами общинного управления были сельский сход и сельский староста. Последний должен был исполнять решения схода и распоряжения волостного старшины и мирового посредника. Согласно закону, на сельский сход должны были являться только домохозяева (главы семейств). В губерниях черноземной полосы это правило строго соблюдалось. В нечерноземных же губерниях домохозяева нередко оказывались в отходе (на заработках). На сход приходили их жены. И все же женщины и молодежь прочно заняли место на сельских сходах в нечерноземных губерниях. В черноземных же порядки были более патриархальными.

Община строилась на сочетании коллективного землепользовaния и отдельного ведения хозяйства каждым семейством. Землей в общине крестьяне владели чересполосно. Каждому двору нарезались полосы и хороших, и плохих земель, и ближних, и дальних, и на пригорке, и в низине. Имея полосы в разных местах, крестьянин ежегодно получал средний урожай: в засушливый год выручали полосы в низких местах, в дождливый - на взгорках.

Впрочем, в первое пореформенное 20-летие в губерниях черноземной полосы переделы стали редким явлением. Как ни высоки были здесь выкупные платежи, надел все же кормил крестьянскую семью, и крестьяне очень им дорожили. Долговременное отсутствие переделов приводило к появлению зачатков наследственного права на землю.

Первое пореформенное 20-летие было сравнительно благоприятным периодом в жизни крестьян черно земных губерний. Ведь земельные переделы производились не от хорошей жизни. Если не было переделов, значит, можно было жить и без них.

По-иному в те годы обстояли дела в нечерноземных губерниях. Здесь крестьянский надел был обложен сверх его доходности. Только с помощью посторонних заработков крестьянин справлялся с выкупными платежами. Те, кто не мог идти на заработки (малые дети, инвалиды, старики), надела не имели. Земля здесь распределялась по работникам-мужчинам (рабочим душам). Крестьянин, может быть, и совсем отказался бы от надела, но по закону он не мог оставить навсегда деревню, к которой был приписан. Переделы земли в нечерноземных губерниях были частым явлением. Бывало так, что занятый на работе в городе крестьянин не всегда успевал обработать весь свой надел.

Все больше становилось заброшенных земель, за которые тем не менее взыскивались выкупные платежи и прочие налоги. 60-70-е гг. были тяжелым периодом в жизни деревни нечерноземного центра. Хотя тесное общение с городом быстро развивало у здешних крестьян предпринимательские навыки.

Социально­ экономическое развитие после отмены крепостного права Разговор о развитии экономики начнем с сельского хозяйства, на тот момент ведущей отрасли в стране. Парадоксально, но в первые годы после реформы 1861 г. в России наблюдался экономический спад, вызванный коренной перестройкой хозяйственной жизни. Больнее всего реформа ударила по помещикам. После реформы 1861 г. класс помещиков, господствовавший в российском феодальном обществе с его натуральной, инертной экономикой, вынужден был приспосабливаться к новым, быстро растущим отношениям. Изменились, однако, не только общие условия хозяйствования на земле. Во второй половине XIX в. произошли изменения и в среде самих помещиков, в их землевладении. Манифест 19 февраля 1861 г. закрепил за помещиками право собственности на все принадлежавшие им земли. Но земля стала товаром, было пересмотрено аграрное законодательство и сняты ограничения в мобилизации частного землевладения, дворянские земли стали переходить в руки других сословий, прежде всего крестьянства. В результате, в пореформенную эпоху одной из главных тенденций помещичьего землевладения становится его убыль. Процесс этот шел очень быстро. Если в 1862 г. помещичья земельная собственность исчислялась более 87 млн десятин, то уже 1877 г. она сократилась до 77 млн, а в начале ХХ в – до 51 с небольшим млн. В литературе XIX в. этот процесс получил название дворянского «оскудения». Пореформенное помещичье хозяйство, переходное по своему социально­ экономическому содержанию, сводилось к двум основным системам: отработочной и капиталистической. Экономическим основанием для отработочной системы служила крестьянская аренда, вынуждаемая малоземельем и обездоленностью деревни и отношений хозяйственных угодий. Большая часть крестьян не имела средств для денежной аренды, и она оплачивалась натурой в виде обработки, как это было при барщине, помещичьей земли крестьянским инвентарем. Из­за привязанности к общине земли арендовали в основном у соседнего помещика и тот, пользуясь безвыходным положением крестьянина, навязывал ему самые кабальные условия аренды. Отработочная система задерживала развитие новых рыночных отношений в сельском хозяйстве. Правда, по условиям реформы 1861 г. помещики получили большие суммы денег. Но большинство из них быстро промотали эти деньги и не сумели использовать их для перестройки своих хозяйств. К тому же при выдаче выкупа правительство удерживало из него все помещичьи задолженности. Поэтому многие дворяне получили не так уж много денег. К тому же у большинства помещиков не было и причин стремиться вести свои хозяйства по­новому: реформа 1861 г. сохранила многочисленные крепостнические пережитки. Основная часть угодий принадлежала помещикам, в их руках остались пашни, луга, леса, водопои. У помещика остались и возможности принуждать крестьян работать на господской земле в законном порядке: временнообязанное положение крестьян, круговая порука в общине, неравноправное положение крестьян и т. д. В этот период сложилась благоприятная ситуация для развития хлебопашества. За границей значительно повысились цены на хлеб, увеличился спрос на русское зерно. Но даже это обстоятельство не смогло подтолкнуть русских помещиков к более активной хозяйственной деятельности.

Кризис переживало и крестьянское хозяйство. Аренда земли привязывала крестьянские хозяйства к помещичьим. Но иного выхода у крестьян не было, так как по реформе они получали недостаточные наделы. Кроме того, несмотря на значительный рост цен на хлеб (более чем на 100%), арендная плата за землю росла еще быстрее (на 300 и даже на 400%). Крестьянские хозяйства были обременены и всякого рода сборами (выкупные платежи, государственные и земские налоги и т. д.). По подсчетам современников, на среднюю семью приходилось около 30 рублей в год различных платежей, что для большинства крестьян являлось непосильной суммой. Неизбежным спутником общинного землепользования являлась чересполосица. Она была двух видов. Одна проистекала из методов отвода земли крестьянам по реформе 1861г., когда эта земля оказывалась окруженной или в нее вклинивались земли крупных владельцев – помещиков, казны, уделов. Таким образом, община получала землю не в виде цельного массива, а разбросано, в виде нескольких, или даже многих полей, кусков, расположенных чересполосно с частновладельческими землями, зачастую очень отдаленных от деревни. Другой и особенно тяжкой для крестьянского хозяйства была внутриобщинная чересполосица. Земли отдельных дворов должны были быть равноценными по их суммарной производительности и поэтому выделялись в виде полос, разбросанных на участках разного плодородия. В большинстве губерний надел состоял из 20, 25, а иногда и более полос. Такая чересполосица требовала единых, принудительных севооборотов, применения однотипной сельскохозяйственной техники, единовременного проведения уборочных работ, чтобы до очередного сева ранние поля могли служить общинным пастбищем и т.п. Общинные порядки землепользования были сильным препятствием для выделения из крестьян настоящих хозяев. Промышленность. Первые пореформенные десятилетия вошли в историю российской промышленности как время завершения промышленного переворота. Одновременно с этим наблюдается рост количества рабочих. Промышленники ждали крестьянской реформы, сознавая, что для развития фабричного и торгового дела нужны свободные рабочие руки, широкий рынок труда. Реформа, казалось бы, решила эту проблему, поскольку крестьяне, с одной стороны, освобождались от личной зависимости, а с другой ­ многие из них готовы были идти в город на заработки. Правда, в это время намечается и другой процесс ­ процесс ухода с предприятий приписных рабочих, на них тоже распространялась воля и многие из них покинули ненавистную работу. Поэтому в первое время после реформы многие предприятия сократили производство. Это было особенно характерно для железоделательных заводов и суконных фабрик, в широких масштабах применявших труд крепостных. Лишь через 10 лет, освоившись в новых условиях, они начали увеличивать свое производство. Неблагоприятная картина наблюдалась и в хлопчатобумажной промышленности. Правда, она была связана с другой причиной, совпавшей по времени с крестьянской реформой. Значительная часть этих фабрик, применявших в основном вольнонаемный труд, работала на ввозимом из­за границы хлопке. В 1861 г. разразился мировой торгово­ промышленный кризис, цены на хлопок резко возросли, что привело к сокращению производства. Несмотря на трудности, российская экономика сумела достаточно быстро перестроиться. Это случилось во многом благодаря экономической политике государства.

Финансы. Потребности капиталистической страны и расстройства финансов в годы Крымской войны повелительно требовали упорядочения всего финансового дела. Проведение в 60­х годах XIX в. серии финансовых реформ было направлено на централизацию финансового дела и коснулось главным образом аппарата финансового управления. Указом 1860 г. был учрежден Государственный банк, который заменил собой прежние кредитные учреждения – земский и коммерческий банки, сохраняя казну и приказы общественного призрения. Государственный банк получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений. Упорядочен был государственный бюджет. Закон 1862 г. устанавливал новый порядок составления смет отдельными ведомствами. Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стал министр финансов. С этого же времени начала публиковаться во всеобщее сведение роспись доходов и расходов. В 60­70­х гг. стали возникать частные банки, в первую очередь в Петербурге, а затем в Москве и других городах. Их создание оказало огромное влияние на экономическое развитие России. Без них было бы невозможным становление новых форм предпринимательства. Одним из зачинателей банковского дела стал разбогатевший на винных откупах В. А. Кокорев. В конце 60­х гг. по его инициативе был создан Московский купеческий банк, в 1870 г. ­ Волжско­Камский банк для финансирования промышленных предприятий, ставший вскоре одним из крупнейших в стране. Железные дороги. Становление банков было теснейшим образом связано с железнодорожным строительством, которое также всячески поощрялось правительством. Система транспорта в России требовала в кратчайшие сроки создать сеть железных дорог. Правительство содействовало росту железнодорожного строительства, раздавая подряды на строительство. На этом строительстве выросло новое поколение предпринимателей, тесно связанных с чиновниками и государственными заказами. 1868­ 1872 гг. вошли в историю страны как период «железнодорожной горячки». Если к 1861 г. протяженность железных дорог в России составляла 2 тыс. км, то к началу 80­х гг. ­ свыше 22 тыс. км. Военный министр Д. А. Милютин писал: «С ведома высших властей раздаются концессии на железные дороги фаворитам и фавориткам прямо для поправления финансового положения, для того именно, чтобы несколько миллионов досталось в виде барышей тем или другим личностям». Железные дороги строили, прежде всего, чтобы соединить морские порты с центром. Большинство новых дорог строилось непосредственно в интересах промышленности и торговли (Новки ­ Шуя, Кинешма ­ Иваново ­ Москва ­ Нижний Новгород). С 1861 по 1877 г. перевозка грузов по железным дорогам увеличилась в 25 раз, в то время как на речном транспорте ­ лишь на 59%. Железнодорожное строительство стало мощным фактором развития промышленности, так как предъявляло огромный спрос на изделия из металла (рельсы, вагоны, паровозы), топливо, предметы широкого потребления для целой армии рабочих­строителей. Промышленность. Во второй половине 60­х гг. в России начался быстрый промышленный подъем. К 80­м гг. в наиболее важных отраслях промышленности

завершился промышленный переворот ­ фабричное производство восторжествовало над ремесленным и мануфактурным. Главным районом металлургического производства продолжал оставаться Урал. Но быстрыми темпами шло и создание нового металлургического района на юге России. В районе Донбасса были разведаны промышленные залежи железной руды и угля, а неподалеку, в Кривом Роге, - железной руды. В Донбассе английский промышленник Джон Юз основал металлургический завод, получив правительственный заказ на производство рельсов. По добыче каменного угля Донбасс вышел на первое место в России. На Кавказе в районе Баку сосредоточилась добыча нефти. Промышленные районы на юге России были свободны от пережитков крепостничества и развивались гораздо быстрее старых центров промышленного производства. В 60­70­х гг. началось становление машиностроительной промышленности (до 1861 г. в России производились лишь сельскохозяйственные машины). В первые пореформенные годы были построены два крупнейших завода: Путиловский в Петербурге, который обеспечил российские дороги рельсами, и Коломенский в Московской губернии, где впервые в стране было организовано строительство мостов для железнодорожного транспорта, производство паровозов, товарных вагонов и платформ. Петербург и Москва стали центрами крупного машиностроения. Но ведущие позиции в промышленности занимала хлопчатобумажная отрасль. Рост цен на хлопок на мировом рынке заставил промышленников обратить внимание на внутренние возможности. Текстильные компании стали скупать земельные участки в недавно присоединенной к России Средней Азии. Первым «движение в Среднюю Азию» начал промышленник Савва Тимофеевич Морозов. Его представители раздавали местным жителям качественные сорта египетского и американского хлопка и заключали договоры на покупку будущих урожаев. Продукция хлопчатобумажной промышленности резко выросла за 30 лет в 4 раза. Больших успехов достигла свеклосахарная промышленность, развивавшаяся в черноземных губерниях Европейской России. Развитие промышленности способствовало росту численности рабочих. За неполных 15 лет (с 1865 по 1879 г.) количество промышленных рабочих выросло в полтора раза и достигло почти миллиона человек. Пополнение шло за счет крестьян, приходивших в город на заработки и постепенно отрывавшихся от сельского хозяйства. Тем не менее, российская промышленность, несмотря на мощный рывок, значительно отставала от передовых капиталистических стран по масштабам и размерам производства на душу населения, в техническом оснащении и особенно по темпам роста производительности труда. Отмена крепостного права способствовала бурному росту капиталистического уклада в экономике России. Быстрее всего развитие новых форм хозяйства происходило в промышленности. Рост товарного производства в сельском хозяйстве был затруднен наличием крепостнических пережитков.

Промышленный переворот в России, который начался в 30-е годы XIX века предопределил начало промышленного подъёма и развитие товарно-денежных отношений. Особенно мощный толчок получило социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.

Экономическое развитие России после Крестьянской реформы

Необходимым условием для перехода на новый уровень рыночно-капиталистических отношений было преобразование вспомогательной инфраструктуры-строительство новых шоссейных дорог, судоходных фарватеров, железных дорог и вокзалов.

Железнодорожный транспорт

Особенно остро в Российской империи стоял вопрос с железными дорогами. Первая железная дорога была построена между Петербургом и Москвой 1 ноября 1851 года. В середине 60-х годов строительство железнодорожных путей ускорилось. Центральной осью строительства стала Москва.

  • 1 августа 1862 года из Нижнего Новгорода в Москву ушёл первый состав. В 1869 году была отстроена дорога, которая соединяла южные губернии с Москвой. Железные дороги опутывали и Сибирь, так в 1891 году было в основном завершено строительство Транссибирской железной дороги. Уже к середине 90 годов общая протяженность железнодорожных путей России составляла 28,7 тысяч вёрст.

Благодаря железным дорогам развивались маленькие уездные городки городки о которых никто не слышал. И наоборот, крупные города могли оказаться в периферийной зоне, вдалеке от железных дорог. Например, в 1871 году из слияний двух маленьких сёл Иванова и Вознесенского возник крупный промышленный центр Иваново-Вознесенск с развитой текстильной промышленностью. А вот находившийся рядом город Владимир понемногу стал останавливаться в развитии, так как находился довольно далеко от железной дороги.

Рис. 1. Иваново-Вознесенск. Фабрика Н. Гарелина.

Металлургическая отрасль

После Крестьянской реформы промышленная отрасль страны немного замедлилась в своём развитии, так как многие отрасли, в том числе и металлургические переходили с принудительного труда на вольнонаёмный труд. Кроме того, требовалось переоборудование многих предприятий на новый лад.

  • Лишь к началу 70-х годов XIX века выплавка чугуна достигла объёмов конца 50-х годов. Такие замедленные темпы роста происходили из-за полной перестройки оборудования уральских заводов.
  • В это же время происходит ускоренный темп роста горной и металлургической промышленности в Донецком бассейне.
  • Машиностроение в Российской империи было недостаточно развито и не могло в полной мере обеспечить подвижными составами железную дорогу. Поэтому паровозы и вагоны завозились в то время главным образом из Англии, так как своего отечественного машиностроения практически не было.
  • Александр II делал всё возможное для поощрения отечественного машиностроения, и в начале 70-х годов, оно наконец-то было пущено на поток. К началу 80-х годов в основном весь железнодорожный парк состоял из вагонов и паровозов отечественного производства.

С конца 60-х до середины 80-х годов XIX века в Российской империи были сформированы основные промышленные районы-Петербургский, Московский, Уральский и Южный. В Московском промышленном районе было сконцентрировано текстильное производство, Петербургский промышленный район был центром машиностроения. Южный и Уральский промышленные район являлись основными металлургическими базами Российской империи.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Социально-экономическое развитие сельского хозяйства

Развитие сельского хозяйства в Российской империи после Крестьянской реформы 1861 года было не столь успешным как в сфере промышленности. Правда к 1881 году Россия вышла на первое место в мире по экспорту хлеба.

  • После отмены крепостного права в 1861 году помещикам пришлось заново приспосабливаться к новым экономическим условиям рынка и заново перестраивать своё хозяйство. Созданные во время реформ мизерные “нарезки” вынуждали крестьян идти на поклон к помещику, чтобы арендовать у него землю.
  • Что мог предложить крестьянин помещику за аренду наделов? Зачастую ничего, кроме своего труда. Крестьянин продолжал отрабатывать барщину у помещика, только теперь уже своим инвентарём и своими лошадьми. Такая отработка являлась полукрепостническим пережитком и тормозила дальнейшее развитие рыночных отношений.
  • Передовые помещики стремились строить свои хозяйства с капиталистическим уклоном. Они заводили собственный скот, покупали инвентарь, внедряли технические новшества в сельское хозяйство и нанимали рабочих за сдельную оплату. Однако далеко не все были способны выдержать конкуренцию с кабальными формами эксплуатации.
  • После 1861 года в деревне стало наблюдаться явное расслоение крестьянства: семья, у которой оставались излишки урожая, и которой теперь не нужно было делиться с помещиком, постепенно становилась зажиточной. С другой стороны, в деревне появились разорившиеся крестьяне, которые влачили нищенское существование и никак не могли уже ничем исправить своё положение. Основная же масса крестьян проживающих в волостях и уездах состояла из бедноты и середняков. В среднем на почти каждую крестьянскую семью приходилось до 34 рублей ежегодных выплат, что убийственно било по финансам любой семьи.

Рис. 2. Возвращение крестьян с похорон зимою. В. П. Перов 1880 год.

После Крестьянской реформы 1861 года отношение помещика к крестьянам сильно изменилось. Если раньше помещик мог ещё прийти на помощь крестьянину (потому что тот являлся собственностью помещика), то теперь бывший хозяин, выжимал из крестьянина последние силы, когда тот отрабатывал барщину. Только единицы из наиболее гуманных помещиков старались наладить разрушенные отношения между помещиком и крестьянином. Всё это приводило к дальнейшим классовым противоречиям между помещиком и крестьянином.

  • Социально-экономическое развитие в Черноземье понемногу набирало темпы. Первому поколению крестьян удалось частично расплатиться за свои наделы после Крестьянской реформы. Наделы земли стали передаваться по наследству.
  • Совсем по-другому протекали дела в нечерноземных губерниях. Здесь наделы земли не приносили такой доходности. Выделенные наделы себя не окупали совершенно. Это вынуждало крестьян выдвигаться на заработки в город. Хотя при этом, крестьянин не имел права избавиться от надела не расплатившись за него.

Рис. 3. Крестьяне уходят на заработки в город.

Многие рабочие порывали с деревней и оставались в городе навсегда. Так города пополнялись населением за счёт приехавших на заработки крестьян.

Социально-экономические процессы в Российской империи протекали далеко неодинаков в разных уголках огромной страны. Однако, несмотря на всю противоречивость и незавершённость реформ, они ускорили переход от натурального хозяйства к товарно-рыночным отношениям капиталистического уклада. Промышленный переворот завершился в основном к 90-м годам XIX века. К этому времени Российская империя вышла на мировой уровень по многим показателям лёгкой и тяжёлой промышленности.

Что мы узнали?

Отмена крепостного права 1861 года и либеральные реформы значительно улучшили условия для развития производительных сил и формирования новых капиталистических отношений. Процесс этот был противоречивым и далеко неоднозначным, что показало несовершенность и незавершённость либеральных реформ Александра II.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 105.

Вопрос 1. Чем капиталистическое сельское хозяйство отличается от крепостнического? Почему помещичьи хозяйства медленно перестраивались на новый лад?

Ответ. При крепостническом хозяйстве крестьяне работали на помещика в силу своей зависимости, причём собственным инвентарём. Потому почти вся прибыль шла помещику. При капиталистическом хозяйстве помещикам надо было купить свой инвентарь и платить крестьянам за работу. На требовались большие суммы денег. Помещики их должны были получить в качестве выкупа крестьянских земель. Но из этих денег высчитывались все долги, потому многие на руки получили малые суммы. Кроме того многие дворяне не хотели и не умели становиться предпринимателями. Тем более, что пережитки крепостничества сохранились, можно было и вести хозяйство по-старому: сдавать крестьянам в аренду не достающую им землю, а в качестве платы требовать их работы своим инвентарём на господской земле.

Вопрос 2. Какие причины тормозили развитие крестьянских хозяйств?

Ответ. Причины:

1) малоземелье крестьян;

2) многодетность, которая только увеличивала малоземелье;

3) сохранение крестьянской общины и круговой поруки;

4) многочисленные платежи крестьян, включая выкупные;

5) неполнота прав крестьян, сословные ограничения их прав;

6) рост арендной платы в связи с увеличением цен на хлеб в мире;

7) экономическая и общая безграмотность крестьян.

Вопрос 3. Что было характерно для развития пореформенной промышленности?

Ответ. Характерные черты:

1) первое время после реформы рабочие из числа крепостных бросали ненавистную работу, потому производство сокращалось;

2) из-за мирового экономического кризиса увеличились цены на хлопок, что также создало серьёзные проблемы для промышленности;

3) крестьяне из крепостных в основном стали временнообязанными, потому сразу после реформы рынок рабочей силы существенно не вырос;

4) надежды на то, что полученные в ходе реформы деньги помещики вложат в производство в подавляющем большинстве случаев не оправдались;

5) помогало промышленности развитие банковской сферы, которая выдавала кредиты на открытие нового производство и переоборудование прежнего.

Вопрос 4. Какую роль в подъеме экономики сыграли финансовые реформы, проведенные правительством?

Ответ. Капиталистическая экономика не возможна без кредитов. Самое очевидное их применение – на открытие своего дела, на то, что называется начальным капиталом. Но эту сумму в принципе можно и скопить, хотя чаще её действительно берут в кредит. Важнее переоборудование производства. В этом случае нельзя ждать, пока скопиться нужная сумма, потому что без преобразований товар станет неконкурентоспособным, его производство перестанет приносить прибыль. В этому случае только кредит и может выручить. А переоборудование производство должно происходить довольно часто. Потому кредиты самым непосредственным образом помогают развитию промышленности. Ту же роль они сыграли и в России во второй половине XIX века. Именно финансовая сфера помогла производству выйти на мировой уровень по оснащённости техникой.

Вопрос 5. Какими причинами была обусловлена «железнодорожная горячка»? Каковы роль и место железнодорожного строительства в российском промышленном перевороте?

Ответ. Перевозки по железной дороги являются необходимой частью модернизации, потому что без торговли не возможно производство (некому продавать произведённое), а торговать трудно без совершенного транспорта, на котором товар можно перевозить. Особенно тогда была выгодна торговля хлебом с Европой. Также железные дороги в то время помогали лучше защищать страну (армии достигли таких размеров, что снабжать их можно было только по железным дорогам, другие виды транспорта в то время не могли перевозить такие объёмы грузов), а также колонизировать малоразвитые страны (характерный пример железной дороги, построенной Россией в расчёте на колонизацию – Китайско-Восточная железная дорога). Для промышленности России железнодорожное строительство стало большим благом. Оно не только помогало лучше развиваться торговле, оно приносило огромные государственные заказы, которые помогали развиваться сразу нескольким отраслям промышленности, прежде всего, промышленности тяжёлой.

Вопрос 6. Какие новые слои общества возникли в результате промышленного переворота?

Ответ. Промышленный переворот в России, как и в других странах создал класс капиталистов, а также класс работавших на них пролетариев.