«Золотая дорога» Ротенберга? – И что вам тогда удалось выяснить? За счет россиян

Минтранс и «Росавтодор» без конкурса дадут денег из бюджета «РТ-инвест транспортные системы» Игоря Ротенберга для строительства терминалов, взымающих налог с дальнобойщиков. Борцы с коррупцией обращают внимание на то, что частно-государственный симбиоз решил собирать дополнительный налог вместо ремонта магистралей.

С 15 ноября этого года фуры массой свыше 12 т должны будут платить за проезд по федеральным трассам. Пикантность в том, что по заключенному без конкурса концессионному соглашению трассы обустроит и будет обслуживать компания «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) - совместное предприятие инвестфонда «РТ-инвест» и бизнесмена Игоря Ротенберга.

РТИТС является оператором системы взимания платы за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам, которая должна заработать в ноябре этого года.

Согласно намерению Минтранса, за счет собранных с фур средств государство будет расплачиваться с РТИТС за создание и обслуживание системы, а также пополнять дорожный фонд. Предварительные сборы составят 50-60 млрд рублей в год, из этой суммы 10 млрд будет получать компания Ротенберга. Фуры возят продукты и другие товары, которые, следовательно, станут после реализации проекта дороже.

Росавтодор прогнозировал, что сборы составят 50–60 млрд руб. в год, РТИТС по концессионному соглашению ежегодно причитается по 10,6 млрд руб., остальное – дополнительные доходы дорожного фонда, который на эти средства мог бы поддержать дорожное хозяйство в регионах.

Есть еще одна проблема: Минэкономразвития предлагает 64 коп./ км, но «Росавтодор» лоббирует 94 коп.

Помимо этого, «Газпромбанк» предоставит на реализацию проекта РТИТС 27 млрд руб. Получается, что Чемезов преподнес Ротенбергу «на блюдечке с голубой каемочкой» долю в бизнесе, в который будет вложено почти 30 млрд. руб., по сути, бюджетных денег, так как Газпромбанк подконтролен государству.

«Ротенбергизация»

Незадолго до этого выяснилось, что Игорь Ротенберг увеличит долю в ООО «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) с 25 до 50%. При этом именно глава «Ростеха» Сергей Чемезов лично пролоббировал, чтобы РТИТС стала оператором этой системы .

РТИТС принадлежала госкорпорации «Ростех» (50,01%) и «РТ-инвесту», 25,01% которого владеет тот же «Ростех», а 74,99% – у ООО «Царицын капитал», владельцами которого значатся Андрей Шипелов и Вадим Агафонов. Однако в 2014 году госкорпорация продала 25% РТИТС «РТ-инвесту», а тот – Игорю Ротенбергу. Семья Ротенбергов весьма активно занимается дорожным строительством. Так что дальнейшая деятельность РТИТС вполне совпадает с его финансовыми интересами.

«Долгой длинною…»

Кстати, концессионером головного участка дороги является «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК). 50 % СЗКК принадлежит французской компании Vinci, а другие 50 % - российским акционерам, в числе которых структуры петербургского предпринимателя Аркадия Ротенберга (последний приобрёл этот пакет в декабре 2010 года у акционеров компании «Н-транс») . В апреле 2010 года в рамках финансового закрытия по проекту строительства головного участка «Северо-Западной концессионной компанией» был подписан кредитный договор с «Внешэкономбанком» и «Сбербанком России», в соответствии с которым банки предоставят СЗКК для реализации проекта кредит в размере 29,2 млрд рублей на 20 лет. Средства банками будут выделены в равном объёме (по 14,6 млрд рублей каждый). Ещё 23 млрд рублей будет выделено из федерального инвестфонда. Оставшуюся часть финансирования концессионер рассчитывает привлечь за счёт размещения инфраструктурных облигаций . В общем, все за госсчет.

В середине февраля 2014 года Счетная палата (СП) опубликовала данные аудиторской проверки строительства первой очереди автодороги «Москва-Санкт-Петербург» на участке 258-334 км (обход города Вышний Волочек в Тверской области). Так вот, в ходе этой проверки стало ясно, что завышение сметы на строительство участка платной дороги «Москва-Санкт-Петербург» в Тверской области составило 6,6 млрд руб .

В конце прошлого года конкурсная комиссия ГК «Автодор» признала «Мостотрест» Ротенберга победителем «открытого» конкурса на финансирование, строительство и эксплуатацию на платной основе скоростной автомобильной дороги М11 Москва - Санкт-Петербург на участке 208-258-й км в Тверской области. Заявка «Мостотреста» набрала 68,81 балла, «Автобана» - 62,09 балла.

Отметим, платная дорога для «двух столиц» официально признана самым дорогим проектом программы деятельности госкомпании «Автодор» до 2020 года. Так, ее (дороги Москва-Петербург) общая стоимость - 500 млрд рублей, в том числе 84,4 млрд - частные инвестиции. Получается больше 4/5 за дорогу заплатит государства, а 50% прибыли будет отходит частным инвесторам во главе с Ройтенбергом.

Почему же победа за структурами Ротенберга, ведь наименьшую стоимость строительства предложил «Автобан» - 31,032 млрд руб., базовый ежегодный эксплуатационный платеж - на уровне 8,825 млрд руб. Предложение стоимости строительства объекта у «Мостотреста» тогда оказалось на уровне 32,306 млрд руб., сумма базовых ежегодных эксплуатационных платежей - на уровне 9,187 млрд руб. Но конкурсная комиссия выбрала Ротенберга… Поговаривают, что решение пролоббировал глава «Автодора» Сергей Кельбах.

Вместе Кельбах и Ротенберг «трудятся» в освоении бюджета по связке Крыма с Краснодарским краем. В программу деятельности госкомпании «Автодор» до 2020 года был включен транспортный переход через Керченский пролив, стоимость которого оценивается от 50 млрд до 200 млрд руб ! А «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга без конкурса будет строить мост .

«Лизость к телу»

Аркадия Ротенберга не без основания называют близким к Кремлю человеком. Напомним, компания «Стройгазмонтаж» появилась в 2007 году и уже в 2009 г. ворвалась в тройку лидеров среди нефтегазовых подрядчиков! Ее выручка по РСБУ - почти 89 млрд руб., гласят данные Росстата. Это самая большая выручка в разделе «Строительство» по показателям Росстата, которые есть в базе «СПАРК-Интерфакса». А консолидированная выручка компании - 100,3 млрд руб., .

Более того, «Стройгазмонтажа» реализовывал проекты группы «Газпром»: олимпийский газопровод Джубга - Лазаревское - Сочи, российские участки для Nord Stream, стройка десятилетия Сахалин - Хабаровск - Владивосток (только первая очередь - около 210 млрд руб.) и проч. Поговаривают, что .

За счет россиян

Напомним, что 23 сентября 2014 года итальянские власти наложили арест на имущество Аркадия Ротенберга. В список опечатанной недвижимости вошли элитный отель «Berg Luxury» в Риме, квартира в Кальяри, вилла в городе Вилласимиус, вилла в Тарквинии, две виллы в Арзакене, а также две компании: зарегистрированная на Кипре Olpon Investment Limited и римская Aurora 31. Общая стоимость арестованного имущества, по данным Reuters, составила 30 млн евро.

В связи с этим Государственная дума приняла так называемый «закон Ротенберга», согласно которому потери от конфискации имущества российских граждан будут возмещаться из государственного бюджета .

Отметим, что число жителей России с доходами ниже прожиточного минимума повысилось до 23 млн человек . В том числе, эти люди будут платить за виллы Ротенберга.

Ротенберг фактически приватизирует Россию, высасывая все «соки» из государства, пользуюсь дружескими связями в Кремле. Но не стоит забывать, что обвиненный в коррупции основатель «Межпромбанка» Сергей Пугачев тоже близок к высокопоставленным лицам, что силовиков не останавливает .

Общественность надеется, что «беспредел» в стране будет остановлен. Ведь когда перестает действовать закон, люди сами берут в руки свое будущее. В Москве стоит над этим подумать.

Переехавшая в Эстонию российская гражданская активистка Евгения Чирикова, боровшаяся против вырубки Химкинского леса и строительства дороги Москва – ​ Петербург, побывала на допросе в Центральном отделе по борьбе с коррупцией полиции Франции. Французских следователей заинтересовали коррупционные связи компании Vinci и российского олигарха Аркадия Ротенберга.

Летом 2014 года защитники Химкинского леса совместно с французской антикоррупционной организацией Sherpa и Bankwatch CEE подали в прокуратуру города Нантер (пригород Парижа) совместный иск , заявив о возможных коррупционных проблемах, связанных с проектом трассы Москва – Санкт-Петербург. Одним из концессионеров проекта была французская компания Vinci, которая, как предполагают экологи, участвовала в офшорных схемах по выводу денег из российского бюджета. Одна из фирм – участниц схемы, по данным расследования, может принадлежать другу Владимира Путина Аркадию Ротенбергу . Изучив собранные документы, полиция решила изучить причастность французской компании к отмыванию денег.

О том, как прошел допрос и к чему может привести инициированное ею расследование, рассказала в интервью Радио Свобода:

Как вы попали на допрос в Центральный отдел по борьбе с коррупцией полиции Франции?

Что делает в этом проекте компания Vinci?

– Этой истории много лет. Все началось с нашей борьбы за Химкинский лес. Несколько лет назад мы задались вопросом: а что, собственно, делает в этом проекте компания Vinci? Это страшно знаменитая компания во Франции, она занимается строительством, ей принадлежат почти все заправки... Богатейшая и известная компания. В проекте трассы Москва – Санкт-Петербург компания не проектирует дорогу, не строит, ее доля там самая маленькая – 10 процентов. Это был первый проект, в который Vinci вносила так мало денег, но получала большую прибыль. И вообще, что компания с таким именем делает в проекте, где нарушаются права человека, где грубо нарушаются законы РФ, я уж молчу про то, что там с экологией творится, в этом проекте. Это совершенно не европейский проект по многим параметрам.

–​ И что вам тогда удалось выяснить?

Мы выяснили, что российские бюджетные деньги перекачиваются в офшоры, один из которых принадлежит Ротенбергу

– Мы стали проводить вместе с Bankwatсh. И выяснилось, что через дочернюю структуру Vinci – компанию "СЗКК", деньги из российского Пенсионного фонда, из российского бюджета перекачиваются в офшорные зоны на Кипр, на Британские Виргинские острова, в разные офшорные компании. И одна из этих офшорных компаний принадлежит Аркадию Ротенбергу, близкому другу сами знаете кого. С этой информацией мы обратились во французскую антикоррупционную организацию Shеrpa. Это очень известная компания, которая занимается расследованиями дел, связанных с коррупцией. В основном она Африкой занимается. Но увидев наш кейс, они сказали: "Боже мой! Это же очень похоже на африканские коррупционные случаи. Мы берем!" И вот совместными усилиями мы составили иск в прокуратуру города Нантер.

–​ А почему прошло столько времени с тех пор?

Антикоррупционная компания Sherpa серьезно отнеслась к нашему кейсу

– Во Франции такая система. Там они сразу иски не принимают. Это у нас в России можно писать в прокуратуру, и никаких проблем. А там, если ты подал иск, и этот иск прокуратура проверила и признала, что он ничтожный, что там ничего важного нет, то это позор на всю оставшуюся жизнь. С тобой больше никто дела иметь не будет. Поэтому компания Sherpa очень серьезно отнеслась к нашему кейсу, все проверили, все перепроверили. И то, что наш иск был принят французской прокуратурой, говорит о многом. Понятно, что они отнеслись к этому серьезно.

С чего все началось?

– Следователи начали допрос свидетелей. Но до меня очередь дошла не сразу, они опрашивали тех, кто живет в Европе.

– ​Сколько всего свидетелей в этом деле?

Мой допрос длился 4 часа, это был самый серьезный допрос в моей жизни

– Этого они мне не сказали. У них тоже есть тайна следствия. Они вообще не очень-то открывают свои секреты, как они работают, как они ведут дело. Но что меня поразило – мой допрос длился 4 часа. Это был самый сложный, самый тяжелый допрос в моей жизни.

– ​Как все происходило и какие вопросы вам задавали?

Меня впечатлил уровень французской полиции – они очень много знают об этом деле

– Прежде всего, французская полиция выделила мне переводчика. Допрос был на русском, проходил в живом темпе. Переводчик – синхронист просто высочайшего класса. Вопросы, в основном, касались того, как компания Vinci смогла выиграть тендер в России. Потому что у ее дочерней компании "СЗКК" нет в этом никакого опыта. Эта компания была создана ровно под этот проект. До того, как выиграть тендер, Владимир Владимирович Путин встречался с руководством компании Vinci. Это тоже очень заинтересовало следствие, потому что все указывает на сговор. Было много вопросов о роли бывшего министра транспорта Игоря Левитина в выигрыше Vinci. И конечно, много вопросов про эту коррупционную схему – как выводились деньги из нашего Пенсионного фонда в офшорные структуры. Много было вопросов о связях наших чиновников и компании Vinci. На протяжении четырех часов с меня, как говорят, очень грамотно снимали информацию. Я вышла оттуда совершенно обессиленная. У меня было много допросов в России, но такого профессионализма я никогда не встречала. Меня, честно говоря, впечатлил уровень французской полиции. Когда я разговаривала с офицером, у меня сложилось впечатление, что он знает про этот проект не меньше меня. Потому что обычно, говоря со следователями в России, мне казалось, что вся информация у меня, а следователь не знает ничего. А здесь – нет. Он в курсе того, о чем со мной говорит.

–​ Как Аркадий Ротенберг связан со строительством дороги через Химкинский лес? Он там в качестве кого присутствовал?

Весь проект дороги Москва – Санкт-Петербург – просто красивый повод отмыть деньги

– Официально его в этом проекте вообще не было. Что нам удалось найти? Коррупционную схему. Мы выяснили, что компания Vinci организовала фирмы в разных офшорных зонах. Этих офшоров очень много. И один из этих офшоров принадлежит Аркадию Ротенбергу, тому самому тренеру по дзюдо. Получается, что через компанию Vinci наши деньги из Пенсионного фонда, из бюджета, шли в дочернюю компанию Vinci "СЗЗК", а оттуда она их отправляла уже на Кипр господину Ротенбергу. Вот этот проект "трасса Москва – Санкт-Петербург" – это просто красивый повод, красивый метод отмыть деньги. И компания Vinci – просто ширма для отмывания денег для российского олигарха.

–​ А в чем заинтересованность французской стороны – раскрыть эту схему?

Им не хочется, чтобы Европа превращалась в Россию

– Им не хочется, чтобы их бизнес был коррумпированным. Им не хочется, чтобы Европа превращалась в Россию. Они совершенно не заинтересованы в том, чтобы их компании участвовали в таких вот коррупционных схемах. Им не нравится схема, в которой бенефициаром является российский олигарх, который попал в коррупционные списки. Их не устраивает, что нарушаются законы. А то, как компания Vinci выиграла тендер в России, совершенно незаконно.

–​ Каковы перспективы этого расследования во Франции?

– Пока что это первый случай по России. Были аналогичные расследования по Африке, и они заканчивались успешно. Я этот вопрос постоянно задаю и в полиции, и адвокатам Sherpa, но пока мне на него никто ответить не может. При этом говорят – смотри, иск приняли, расследование ведется, полиция постоянно приглашает кого-то на допрос. Самое главное, что вызвали меня. Это уже говорит о высокой заинтересованности в положительном развитии событий. Что грозит компании Vinci? Прежде всего, репутационные издержки и потери. Позор. Возможно, крупный штраф. Если мы доведем это дело до конца, это будет первый случай, когда обычная инициативная группа из Химок дошла до Европейского суда, до французской прокуратуры и сумела одержать победу.

–​ Дорогу, против строительства которой вы боролись, все же построили. Что сейчас там происходит?

Это просто золотая дорога

– Оказалось, что этой дорогой люди пользоваться не могут, потому что проехать по ней очень дорого. Это просто золотая дорога. Там в один конец проехать 10 км стоит 500 рублей. А вам же еще обратно надо вернуться. Получается 1000 рублей в день. А бензин, а амортизация?! И как стояла Ленинградка в пробках, так она и стоит. Как не был решен транспортный вопрос, так и не решен до сих пор. Итог какой? Экологическая ситуация, конечно, стала хуже. Потому что строительство этой трассы привело к еще большей застройке Химок. Ведется просто хищническое строительство. Город стал застраиваться совершенно жуткими темпами. Сейчас Химки больше на Шанхай похожи. Там очень тяжело жить. Транспортные проблемы чудовищные. Социальные проблемы тоже серьезные. Отдать ребенка в школу – проблема. Школ мало, а коммерческой застройки много. Дети учатся в три смены. Тяжелая ситуация с больницами – их не хватает.

–​ Каковы же итоги строительства этой дороги?

Выгоду от дороги получил только Аркадий Ротенберг

– Грубые нарушения прав человека – был убит журналист Михаил Бекетов, десятки людей, которые защищали Химкинский лес, были искалечены. Никто не понес за это наказания. Транспортный вопрос не решен, экология в регионе еще больше ухудшилась. Для чего была построена дорога? Единственный бенефициар всего этого – господин Аркадий Ротенберг. Собственно говоря, для того чтобы вывести деньги из Пенсионного фонда, из бюджета РФ, это все и затевалось. Больше никто никаких бонусов не получил.

–​ Два года назад вы с семьей переехали в Эстонию. Вы не жалеете о переезде? Как складывается ваша жизнь в Эстонии?

– Честно говоря, более благоприятного места для того, чтобы тыкать палочкой в нежное офшорное путинское подбрюшье, не найти. Здесь очень удобно работать. Мы развернули очень серьезную деятельность, и ностальгировать мне некогда. У меня постоянная связь с отечеством. Мы развернули проект Activatica.org –​ это такой фейсбук для активистов. Это место, куда вы можете положить свою информацию и будете уверены, что она распространится. Сейчас идет какой-то неимоверный рост количества инициативных групп по всей стране. Таких групп очень много в Москве. Даже движение дальнобойщиков –это из той же оперы. И наша задача – помогать таким группам всем, чем можем: и юридическая помощь, и, самое главное, распространение информации. Вот это занимает все мое время. Плюс, конечно, расследовательская деятельность.

Французских следователей заинтересовали коррупционные связи компании Vinci и российского олигарха Аркадия Ротенберга. Гражданская активистка Евгения Чирикова, боровшаяся против вырубки Химкинского леса и строительства дороги Москва - Петербург, побывала на допросе в Центральном отделе по борьбе с коррупцией полиции Франции. О том, как прошел допрос и к чему может привести инициированное ею расследование, Евгения Чирикова рассказала в интервью корреспонденту Радио Свободы.

Летом 2014 года защитники Химкинского леса совместно с французской антикоррупционной организацией Sherpa и Bankwatch CEE подали в прокуратуру города Нантер (пригород Парижа) совместный иск, заявив о возможных коррупционных проблемах, связанных с проектом трассы Москва - Санкт-Петербург. Одним из концессионеров проекта была французская компания Vinci, которая, как предполагают экологи, участвовала в офшорных схемах по выводу денег из российского бюджета. Одна из фирм - участниц схемы, по данным расследования, может принадлежать другу Владимира Путина Аркадию Ротенбергу. Изучив собранные документы, полиция решила изучить причастность французской компании к отмыванию денег.

Как вы попали на допрос в Центральный отдел по борьбе с коррупцией полиции Франции?

Этой истории много лет. Все началось с нашей борьбы за Химкинский лес. Несколько лет назад мы задались вопросом: а что, собственно, делает в этом проекте компания Vinci? Это страшно знаменитая компания во Франции, она занимается строительством, ей принадлежат почти все заправки... Богатейшая и известная компания.

В проекте трассы Москва - Санкт-Петербург компания не проектирует дорогу, не строит, ее доля там самая маленькая - 10 процентов. Это был первый проект, в который Vinci вносила так мало денег, но получала большую прибыль.

И вообще, что компания с таким именем делает в проекте, где нарушаются права человека, где грубо нарушаются законы РФ, я уж молчу про то, что там с экологией творится, в этом проекте. Это совершенно не европейский проект по многим параметрам.

И что вам тогда удалось выяснить?

Мы стали проводить расследование вместе с Bankwatсh. И выяснилось, что через дочернюю структуру Vinci - компанию "СЗКК", деньги из российского Пенсионного фонда, из российского бюджета перекачиваются в офшорные зоны на Кипр, на Британские Виргинские острова, в разные офшорные компании. И одна из этих офшорных компаний принадлежит Аркадию Ротенбергу, близкому другу сами знаете кого. С этой информацией мы обратились во французскую антикоррупционную организацию Shеrpa. Это очень известная компания, которая занимается расследованиями дел, связанных с коррупцией. В основном она Африкой занимается. Но увидев наш кейс, они сказали: "Боже мой! Это же очень похоже на африканские коррупционные случаи. Мы берем!" И вот совместными усилиями мы составили иск в прокуратуру города Нантер.

А почему прошло столько времени с тех пор?

Во Франции такая система. Там они сразу иски не принимают.

С тобой больше никто дела иметь не будет. Поэтому компания Sherpa очень серьезно отнеслась к нашему кейсу, все проверили, все перепроверили. И то, что наш иск был принят французской прокуратурой, говорит о многом. Понятно, что они отнеслись к этому серьезно.

С чего все началось?

Следователи начали допрос свидетелей. Но до меня очередь дошла не сразу, они опрашивали тех, кто живет в Европе.

Сколько всего свидетелей в этом деле?

Этого они мне не сказали. У них тоже есть тайна следствия. Они вообще не очень-то открывают свои секреты, как они работают, как они ведут дело. Но что меня поразило - мой допрос длился 4 часа. Это был самый сложный, самый тяжелый допрос в моей жизни.

Как все происходило и какие вопросы вам задавали?

Прежде всего, французская полиция выделила мне переводчика. Допрос был на русском, проходил в живом темпе. Переводчик - синхронист просто высочайшего класса.

Вопросы, в основном, касались того, как компания Vinci смогла выиграть тендер в России. Потому что у ее дочерней компании "СЗКК" нет в этом никакого опыта. Эта компания была создана ровно под этот проект.

До того, как выиграть тендер, Владимир Владимирович Путин встречался с руководством компании Vinci. Это тоже очень заинтересовало следствие, потому что все указывает на сговор. Было много вопросов о роли бывшего министра транспорта Игоря Левитина в выигрыше Vinci. И конечно, много вопросов про эту коррупционную схему - как выводились деньги из нашего Пенсионного фонда в офшорные структуры. Много было вопросов о связях наших чиновников и компании Vinci. На протяжении четырех часов с меня, как говорят, очень грамотно снимали информацию. Я вышла оттуда совершенно обессиленная. У меня было много допросов в России, но такого профессионализма я никогда не встречала. Меня, честно говоря, впечатлил уровень французской полиции. Когда я разговаривала с офицером, у меня сложилось впечатление, что он знает про этот проект не меньше меня. Потому что обычно, говоря со следователями в России, мне казалось, что вся информация у меня, а следователь не знает ничего. А здесь - нет. Он в курсе того, о чем со мной говорит.

Как Аркадий Ротенберг связан со строительством дороги через Химкинский лес? Он там в качестве кого присутствовал?

Официально его в этом проекте вообще не было. Что нам удалось найти? Коррупционную схему. Мы выяснили, что компания Vinci организовала фирмы в разных офшорных зонах. Этих офшоров очень много. И один из этих офшоров принадлежит Аркадию Ротенбергу, тому самому тренеру по дзюдо. Получается, что через компанию Vinci наши деньги из Пенсионного фонда, из бюджета, шли в дочернюю компанию Vinci "СЗЗК", а оттуда она их отправляла уже на Кипр господину Ротенбергу. Вот этот

проект "трасса Москва - Санкт-Петербург" - это просто красивый повод, красивый метод отмыть деньги. И компания Vinci - просто ширма для отмывания денег для российского олигарха.

А в чем заинтересованность французской стороны - раскрыть эту схему?

Им не хочется, чтобы их бизнес был коррумпированным. Им не хочется, чтобы Европа превращалась в Россию. Они совершенно не заинтересованы в том, чтобы их компании участвовали в таких вот коррупционных схемах. Им не нравится схема, в которой бенефициаром является российский олигарх, который попал в коррупционные списки. Их не устраивает, что нарушаются законы. А то, как компания Vinci выиграла тендер в России, совершенно незаконно.

Каковы перспективы этого расследования во Франции?

Пока что это первый случай по России. Были аналогичные расследования по Африке, и они заканчивались успешно. Я этот вопрос постоянно задаю и в полиции, и адвокатам Sherpa, но пока мне на него никто ответить не может. При этом говорят - смотри, иск приняли, расследование ведется, полиция постоянно приглашает кого-то на допрос. Самое главное, что вызвали меня. Это уже говорит о высокой заинтересованности в положительном развитии событий. Что грозит компании Vinci? Прежде всего, репутационные издержки и потери. Позор. Возможно, крупный штраф. Если мы доведем это дело до конца, это будет первый случай, когда обычная инициативная группа из Химок дошла до Европейского суда, до французской прокуратуры и сумела одержать победу.

Дорогу, против строительства которой вы боролись, все же построили. Что сейчас там происходит?

Оказалось, что этой дорогой люди пользоваться не могут, потому что проехать по ней очень дорого.

И как стояла Ленинградка в пробках, так она и стоит. Как не был решен транспортный вопрос, так и не решен до сих пор. Итог какой? Экологическая ситуация, конечно, стала хуже. Потому что строительство этой трассы привело к еще большей застройке Химок. Ведется просто хищническое строительство. Город стал застраиваться совершенно жуткими темпами. Сейчас Химки больше на Шанхай похожи. Там очень тяжело жить. Транспортные проблемы чудовищные. Социальные проблемы тоже серьезные. Отдать ребенка в школу - проблема. Школ мало, а коммерческой застройки много. Дети учатся в три смены. Тяжелая ситуация с больницами - их не хватает.

Аркадий Ротенберг

Французских следователей заинтересовали коррупционные связи компании Vinci с другом Путина.

Переехавшая в Эстонию российская гражданская активистка Евгения Чирикова , боровшаяся против вырубки Химкинского леса и строительства дороги Москва – Петербург, побывала на допросе в Центральном отделе по борьбе с коррупцией полиции Франции. Французских следователей заинтересовали коррупционные связи компании Vinci и российского олигарха Аркадия Ротенберга .

Летом 2014 года защитники Химкинского леса совместно с французской антикоррупционной организацией Sherpa и Bankwatch CEE подали в прокуратуру города Нантер (пригород Парижа) совместный иск, заявив о возможных коррупционных проблемах, связанных с проектом трассы Москва – Санкт-Петербург. Одним из концессионеров проекта была французская компания Vinci, которая, как предполагают экологи, участвовала в офшорных схемах по выводу денег из российского бюджета. Одна из фирм – участниц схемы, по данным расследования, может принадлежать другу Владимира Путина Аркадию Ротенбергу. Изучив собранные документы, полиция решила изучить причастность французской компании к отмыванию денег.

Евгения Чирикова

О том, как прошел допрос и к чему может привести инициированное ею расследование, Евгения Чирикова рассказала в интервью «Радио Свобода» :

– Как вы попали на допрос в Центральный отдел по борьбе с коррупцией полиции Франции?

– Этой истории много лет. Все началось с нашей борьбы за Химкинский лес. Несколько лет назад мы задались вопросом: а что, собственно, делает в этом проекте компания Vinci? Это страшно знаменитая компания во Франции, она занимается строительством, ей принадлежат почти все заправки... Богатейшая и известная компания. В проекте трассы Москва – Санкт-Петербург компания не проектирует дорогу, не строит, ее доля там самая маленькая – 10 процентов. Это был первый проект, в который Vinci вносила так мало денег, но получала большую прибыль. И вообще, что компания с таким именем делает в проекте, где нарушаются права человека, где грубо нарушаются законы РФ, я уж молчу про то, что там с экологией творится, в этом проекте. Это совершенно не европейский проект по многим параметрам.

– И что вам тогда удалось выяснить?

– Мы стали проводить расследование вместе с Bankwatсh. И выяснилось, что через дочернюю структуру Vinci – компанию "СЗКК", деньги из российского Пенсионного фонда, из российского бюджета перекачиваются в офшорные зоны на Кипр, на Британские Виргинские острова, в разные офшорные компании. И одна из этих офшорных компаний принадлежит Аркадию Ротенбергу, близкому другу сами знаете кого. С этой информацией мы обратились во французскую антикоррупционную организацию Shеrpa. Это очень известная компания, которая занимается расследованиями дел, связанных с коррупцией. В основном она Африкой занимается. Но увидев наш кейс, они сказали: "Боже мой! Это же очень похоже на африканские коррупционные случаи. Мы берем!" И вот совместными усилиями мы составили иск в прокуратуру города Нантер.

– А почему прошло столько времени с тех пор?

Антикоррупционная компания Sherpa серьезно отнеслась к нашему кейсу

– Во Франции такая система. Там они сразу иски не принимают. Это у нас в России можно писать в прокуратуру, и никаких проблем. А там, если ты подал иск, и этот иск прокуратура проверила и признала, что он ничтожный, что там ничего важного нет, то это позор на всю оставшуюся жизнь. С тобой больше никто дела иметь не будет. Поэтому компания Sherpa очень серьезно отнеслась к нашему кейсу, все проверили, все перепроверили. И то, что наш иск был принят французской прокуратурой, говорит о многом. Понятно, что они отнеслись к этому серьезно.

– С чего все началось?

– Следователи начали допрос свидетелей. Но до меня очередь дошла не сразу, они опрашивали тех, кто живет в Европе.

– Сколько всего свидетелей в этом деле?

– Этого они мне не сказали. У них тоже есть тайна следствия. Они вообще не очень-то открывают свои секреты, как они работают, как они ведут дело. Но что меня поразило – мой допрос длился 4 часа. Это был самый сложный, самый тяжелый допрос в моей жизни.

– Как все происходило и какие вопросы вам задавали?

– Прежде всего, французская полиция выделила мне переводчика. Допрос был на русском, проходил в живом темпе. Переводчик – синхронист просто высочайшего класса. Вопросы, в основном, касались того, как компания Vinci смогла выиграть тендер в России. Потому что у ее дочерней компании "СЗКК" нет в этом никакого опыта. Эта компания была создана ровно под этот проект. До того, как выиграть тендер, Владимир Владимирович Путин встречался с руководством компании Vinci. Это тоже очень заинтересовало следствие, потому что все указывает на сговор. Было много вопросов о роли бывшего министра транспорта Игоря Левитина в выигрыше Vinci. И конечно, много вопросов про эту коррупционную схему – как выводились деньги из нашего Пенсионного фонда в офшорные структуры. Много было вопросов о связях наших чиновников и компании Vinci. На протяжении четырех часов с меня, как говорят, очень грамотно снимали информацию. Я вышла оттуда совершенно обессиленная. У меня было много допросов в России, но такого профессионализма я никогда не встречала. Меня, честно говоря, впечатлил уровень французской полиции. Когда я разговаривала с офицером, у меня сложилось впечатление, что он знает про этот проект не меньше меня. Потому что обычно, говоря со следователями в России, мне казалось, что вся информация у меня, а следователь не знает ничего. А здесь – нет. Он в курсе того, о чем со мной говорит.

Фрагмент схемы строительства автодороги через Химкинский лес

– Как Аркадий Ротенберг связан со строительством дороги через Химкинский лес? Он там в качестве кого присутствовал?

Весь проект дороги Москва – Санкт-Петербург – просто красивый повод отмыть деньги

– Официально его в этом проекте вообще не было. Что нам удалось найти? Коррупционную схему. Мы выяснили, что компания Vinci организовала фирмы в разных офшорных зонах. Этих офшоров очень много. И один из этих офшоров принадлежит Аркадию Ротенбергу, тому самому тренеру по дзюдо. Получается, что через компанию Vinci наши деньги из Пенсионного фонда, из бюджета, шли в дочернюю компанию Vinci "СЗЗК", а оттуда она их отправляла уже на Кипр господину Ротенбергу. Вот этот проект "трасса Москва – Санкт-Петербург" – это просто красивый повод, красивый метод отмыть деньги. И компания Vinci – просто ширма для отмывания денег для российского олигарха.

– А в чем заинтересованность французской стороны – раскрыть эту схему?

– Им не хочется, чтобы их бизнес был коррумпированным. Им не хочется, чтобы Европа превращалась в Россию. Они совершенно не заинтересованы в том, чтобы их компании участвовали в таких вот коррупционных схемах. Им не нравится схема, в которой бенефициаром является российский олигарх, который попал в коррупционные списки. Их не устраивает, что нарушаются законы. А то, как компания Vinci выиграла тендер в России, совершенно незаконно.

– Каковы перспективы этого расследования во Франции?

– Пока что это первый случай по России. Были аналогичные расследования по Африке, и они заканчивались успешно. Я этот вопрос постоянно задаю и в полиции, и адвокатам Sherpa, но пока мне на него никто ответить не может. При этом говорят – смотри, иск приняли, расследование ведется, полиция постоянно приглашает кого-то на допрос. Самое главное, что вызвали меня. Это уже говорит о высокой заинтересованности в положительном развитии событий. Что грозит компании Vinci? Прежде всего, репутационные издержки и потери. Позор. Возможно, крупный штраф. Если мы доведем это дело до конца, это будет первый случай, когда обычная инициативная группа из Химок дошла до Европейского суда, до французской прокуратуры и сумела одержать победу.

– Дорогу, против строительства которой вы боролись, все же построили. Что сейчас там происходит?

– Оказалось, что этой дорогой люди пользоваться не могут, потому что проехать по ней очень дорого. Это просто золотая дорога. Там в один конец проехать 10 км стоит 500 рублей. А вам же еще обратно надо вернуться. Получается 1000 рублей в день. А бензин, а амортизация?! И как стояла Ленинградка в пробках, так она и стоит. Как не был решен транспортный вопрос, так и не решен до сих пор. Итог какой? Экологическая ситуация, конечно, стала хуже. Потому что строительство этой трассы привело к еще большей застройке Химок. Ведется просто хищническое строительство. Город стал застраиваться совершенно жуткими темпами. Сейчас Химки больше на Шанхай похожи. Там очень тяжело жить. Транспортные проблемы чудовищные. Социальные проблемы тоже серьезные. Отдать ребенка в школу – проблема. Школ мало, а коммерческой застройки много. Дети учатся в три смены. Тяжелая ситуация с больницами – их не хватает.

– Каковы же итоги строительства этой дороги?

– Грубые нарушения прав человека – был убит журналист Михаил Бекетов , десятки людей, которые защищали Химкинский лес, были искалечены. Никто не понес за это наказания. Транспортный вопрос не решен, экология в регионе еще больше ухудшилась. Для чего была построена дорога? Единственный бенефициар всего этого – господин Аркадий Ротенберг. Собственно говоря, для того чтобы вывести деньги из Пенсионного фонда, из бюджета РФ, это все и затевалось. Больше никто никаких бонусов не получил.

– Два года назад вы с семьей переехали в Эстонию. Вы не жалеете о переезде? Как складывается ваша жизнь в Эстонии?

– Честно говоря, более благоприятного места для того, чтобы тыкать палочкой в нежное офшорное путинское подбрюшье, не найти. Здесь очень удобно работать. Мы развернули очень серьезную деятельность, и ностальгировать мне некогда. У меня постоянная связь с отечеством. Мы развернули проект Activatica.org – это такой фейсбук для активистов. Это место, куда вы можете положить свою информацию и будете уверены, что она распространится. Сейчас идет какой-то неимоверный рост количества инициативных групп по всей стране. Таких групп очень много в Москве. Даже движение дальнобойщиков –это из той же оперы. И наша задача – помогать таким группам всем, чем можем: и юридическая помощь, и, самое главное, распространение информации. Вот это занимает все мое время. Плюс, конечно, расследовательская деятельность.

Путин и дубы

“Я был поражен тем, как решительно глава правительства Владимир Путин устранил препятствия, с которыми мы столкнулись”, — рассказал весной 2010 г. французской Les Echos президент крупнейшей в мире строительной и концессионной группы Vinci Ив-Тибо де Сильги. В марте ЕБРР объявил, что отказывается финансировать строительство платной дороги Москва — Петербург, потому что придется спилить 14 дубов (в Химкинском лесу). Для Vinci и ее партнеров по консорциуму “Северо-западная концессионная компания” (СЗКК) это было ударом. Ведь в ноябре 2009 г. во время визита Путина во Францию Внешэкономбанк, ЕБРР, Европейский инвестиционный банк и СЗКК уже подписали меморандум о намерениях: СЗКК рассчитывала получить от Внешэкономбанка 5,8 млрд руб. с возможностью увеличения кредита до 10 млрд руб., а от европейских банков — до 400 млн евро (17,2 млрд руб. на день подписания меморандума).

Путин лично вмешался в дубовую проблему и быстро нашел иностранцам замену, продолжает Les Echos. Вместо иностранцев кредиты СЗКК на удивительных для России условиях выдадут Сбербанк и Внешэкономбанк: в апреле они подписали с компанией кредитное соглашение на 29,2 млрд руб. сроком на 20 лет, а также пообещали выкупить более 70% выпуска 20-летних облигаций СЗКК на 10 млрд руб. Бумаги будут выпущены под государственную гарантию. А еще Сбербанк откроет СЗКК возобновляемую кредитную линию на 4,5 млрд руб. Для СЗКК этот кредит будет необременительным: его планируется погашать за счет возмещения из бюджета НДС на строительство. Ну и 23 млрд руб. СЗКК напрямую выделит государство из инвестиционного фонда. Привлеченных с помощью государства денег должно хватить на строительство 43 км дороги Москва — Санкт-Петербург, общая стоимость которой определена в 63,4 млрд руб. и доходы от которой до 2039 г. будут получать учредители СЗКК.

Чей проект?

Когда речь заходит о российских дорожных концессиях, на первый план все время вылезают иностранцы. Они там, конечно, есть. Первый меморандум о концессионном сотрудничестве министр транспорта Игорь Левитин и председатель совета директоров французской Vinci Ив-Тибо де Сильги подписали в сентябре 2006 г., тоже во время визита Путина во Францию.

Через год, во время поездки Путина в Португалию, протокол о концессионных намерениях подписали крупнейший в Португалии оператор платных дорог Brisa Auto-Estradas de Portugal SА и УК “Лидер”. Эти компании в партнерстве с российскими и стали победителями в концессионных конкурсах на дороги Москва — Петербург и Москва — Минск.

Но контроль, конечно, ни у каких не у иностранцев, а у частных российских инвесторов (см. схему).

Минское направление досталось банку “Россия”, крупнейшим акционером которого является старый знакомый Путина Юрий Ковальчук. Концессию на строительство и эксплуатацию выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М1 “Беларусь” Москва — Минск получила компания “Главная дорога”, 50,01% которой принадлежит подконтрольной “России” УК “Лидер”; эту информацию подтвердила пресс-служба “Главной дороги”.

Петербургское направление досталось совладельцам компании “Н-транс” Никите Мишину, Андрею Филатову и Константину Николаеву. (Кстати, раньше эта компания называлась “Северстальтранс”, а ее заместителем директора до 2004 г. работал нынешний министр транспорта Игорь Левитин; может, не случайно он и соглашение с Vinci подписывал?) СЗКК, которая получила концессию на дорогу Москва — Петербург на участке 15-й км — 58-й км, — “частный проект менеджеров “Н-транса”, сообщил “Ведомостям” Филатов через свою пресс-службу. 50% СЗКК принадлежит Vinci, 50% — акционерам группы “Н-транс”, уточнила пресс-служба СЗКК.

Интересно, что за концессии между Ковальчуком и “Н-трансом” была своего рода конкуренция.

Осенью 2007 г. банк “Россия” зарегистрировал кипрскую Farncombe Ltd., которая учредила две российские компании — “Главную дорогу” (для ленинградской дороги) и “Столичный тракт” (для минской). В годовом отчете банка указано, что в 2007 г. он владел по 100% в каждой из этих трех компаний.

“Н-транс” с партнерами осенью 2007 г. создал целых три компании — уже упоминавшуюся СЗКК, Невскую концессионную компанию (НКК, для Орловского туннеля в Петербурге) и “Западные дорожные концессии” (ЗДК, для минской дороги).

На первые в России концессии претендовало более десятка компаний, но фактически два контракта — минский и ленинградский — разыграли четыре компании Ковальчука и совладельцев “Н-транса”, именно они — по две на каждый конкурс — прошли предварительный отбор. 16 сентября 2008 г. конкурсная комиссия рассмотрела заявки по ленинградской трассе и допустила к конкурсу “Столичный тракт” и СЗКК. На следующий день разыгрывалось право на заключение концессионного соглашения по минской дороге. Ожидалось, что заявки представят “Главная дорога” и ЗДК. Но заявку подала только “Главная дорога” Ковальчука, предложившая установить тариф в 4,99 руб. за 1 км, объем госфинансирования — в 11 млрд руб. и сроки строительства — 24 месяца. Ей и была присуждена победа. А через месяц конкурсная комиссия сняла с дистанции компанию “Столичный тракт” Ковальчука как “не соответствующую конкурсным требованиям” — и концессионное соглашение по ленинградской дороге было заключено с единственным участником конкурса, СЗКК, которая попросила 23 млрд руб. госфинансирования и предложила установить базовый тариф в 3,6 руб. за 1 км. В общем, конкурс, видимо, был, но неофициальный — и победила дружба.

НКК, кстати, тоже получила концессию — на Орловский туннель. Весной 2010 г. 50% приобрела First Quantum, близкая к депутату Госдумы Виталию Южилину. В июне 2010 г. НКК заключила контракт стоимостью 47,7 млрд руб.

Золотая дорога

“Главная дорога” уже подсчитала, сколько заработает на концессии 18,5 км выезда на трассу Москва — Минск. При стоимости строительства в 25,7 млрд руб. (в том числе 11 млрд руб. — из инвестфонда, еще как минимум 8 млрд руб. — госгарантии по облигациям) компания ожидает получить за 30 лет работы (к 2039 г.) чистую прибыль в 117,7 млрд руб. Такую оценку она приводит в годовом отчете за 2009 г.

В СЗКК своих планов по доходам не раскрывают. Можно грубо прикинуть ее прибыль, основываясь на данных “Главной дороги”, — получится 275 млрд руб. за 30 лет (см. врез). Компания эти расчеты не комментирует.

Причем прибыль концессионерам гарантирована: по соглашению если доход за год окажется ниже расчетного, то государство компенсирует недостачу (а если наоборот, то сверхдоходы государство и концессионер поделят пополам).

Но прибыль еще когда будет. А сейчас есть бюджет, который надо освоить.

“Главная дорога” еще в 2008 г. заключила предварительный договор генподряда на строительство стоимостью более 25 млрд руб. с компанией “Канон”. Ее учредители — миноритарные партнеры Ковальчука по “Главной дороге”: 11% у известной австрийской строительной компании Alpine Bau и 89% у “Стройгазконсалтинга” Зияда Манасира — он менее известен, зато один из крупнейших подрядчиков “Газпрома”. Не останется без работы и “Столичный тракт”, снятый с конкурса по ленинградской дороге: он станет оператором платной дороги, построенной “Стройгазконсалтингом” и Alpine Bau. Об этом компания сообщила в своем годовом отчете. На проекте заработает и страховщик “Согаз” (принадлежит банку “Россия”). “Главная дорога” заключит договоры страхования имущества, ответственности, предпринимательского риска, личного страхования и добровольного страхования. Предельную страховую премию по каждой сделке акционеры “Главной дороги” установили в 50 млн руб.

СЗКК собирается отдать подряд на 63,4 млрд руб. одному из крупнейших строителей дорог в России — “Мостотресту”. Сейчас у компании портфель заказов составляет 160 млрд руб., из которых 20% приходится на Четвертое транспортное кольцо Москвы и 23% — на Сочи. “Мостотрест” — не чужой “Н-трансу”: в 2006 г. совладельцы “Н-транса” приобрели контрольный пакет строительной компании. Сейчас 25% “Мостотреста” у “Н-транса”, 25% — у структур бизнесмена Михаила Абызова и более 30% — у структур РЖД.

Стратегический партнер

Возможно, “Н-трансу” не удалось бы так удачно составить конкуренцию Ковальчуку, если бы за его дорожным бизнесом пристально не наблюдал другой знакомый Путина — Аркадий Ротенберг.

Как выяснили “Ведомости”, изучив отчетность принадлежащих Ротенбергу компаний, его представитель Георгий Коряшкин вошел в советы директоров СЗКК и НКК с момента их создания в 2007 г., когда еще даже не были точно определены все участники консорциумов. В СЗКК “Ведомостям” объясняли, что Коряшкин лишь независимый директор, которого позвали как специалиста по инфраструктурным проектам. Еще в 2006 г. Коряшкин вошел в совет директоров “Мостотреста”.

Коряшкин более 10 лет проработал вместе с сыном Аркадия Ротенберга Игорем сначала в Минимуществе, затем в РЖД. В 2006 г. Коряшкин стал гендиректором компании “Энпиви инжиниринг”, Игорь Ротенберг — членом совета директоров этой компании. В “Энпиви инжиниринг” еще много бывших сослуживцев Игоря Ротенберга, и все они являются членами советов директоров компаний, которыми владеет или к которым проявлял интерес Аркадий Ротенберг. Так было во время покупки Ротенбергом пакета акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП), где сначала появился в совете директоров Коряшкин (кстати, даже после сделки в отчетности НМТП он по-прежнему значится как независимый директор). Так было с приобретением Ротенбергом пяти газпромовских строительных “дочек” в 2008 г. Их приобрели пять кипрских компаний, и на момент сделки косвенным подтверждением, что за сделкой стоит Ротенберг, было появление в советах директоров “Ленгазспецстроя”, “Волгограднефтемаша”, “Спецгазремстроя”, “Краснодаргазстроя” и “Волгогаза” сотрудников “Энпиви инжиниринг”, в том числе Коряшкина. Потом Ротенберг слил их в холдинг “Стройгазмонтаж”.

Примета с Коряшкиным сработала и в этот раз. На прошлой неделе Ротенберг сообщил “Коммерсанту”, что ведет переговоры с Абызовым о покупке 25% “Мостотреста”. Достигнута принципиальная договоренность по вхождению структур Ротенберга в акционерный капитал “Мостотреста”, подтвердил “Ведомостям” Михаил Абызов, окончательные условия сделки будут согласованы в ближайшее время. А совладелец “Н-транса” Филатов сказал, что учредители СЗКК готовы пустить Ротенберга и в свою компанию. “Это первый проект, в котором интересы государства, российских инвесторов, иностранных инвесторов совпадают <...> и мы крайне заинтересованы в приглашении серьезных инфраструктурных игроков в проекты, связанные с развитием транспортной инфраструктуры. Поэтому мы предложили Аркадию Ротенбергу войти в проект”, — сообщил Филатов “Ведомостям”.

Дорожный стратег

СЗКК еще только ждет, когда в Химках дорубят лес, чтобы начать строить первые 43 км участка ленинградской дороги, а люди Ротенберга уже готовят проект дороги до самого Петербурга.

В 2009 г. два сотрудника “Энпиви инжиниринг” — Мария Журба и Антон Стадников — вошли в совет директоров компании “Союздорпроект”. Именно эта компания в 2008 г. выиграла государственный конкурс на разработку проекта строительства скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург на участке 58-684-й км стоимостью 11,6 млрд руб. Несколько участков этой части дороги также предполагается выставить на концессионные конкурсы.

По данным “Союздорпроекта”, его подрядчиками стали семь компаний, среди которых аффилированная с Абызовым “Росинсталпроект”, а также принадлежащая “Энпиви инжиниринг” компания “Союзгипрозем”. Еще один субподрядчик — “Нефтегазоптимизация”, в презентации этой компании говорится, что она входит в структуру холдинга “Стройгазмонтаж” Ротенберга. До 2010 г. подразделение “Нефтегазоптимизации” Tolltec несколько лет работало в Италии, изучая опыт работы платных дорог в части управления дорожным движением и взимания платы за проезд. В 2010 г. менеджеры “Нефтегазоптимизации” зарегистрировали отдельную компанию под названием “Толлтек”, которая стала подрядчиком “Союздорпроекта”.

Ротенберг о дорогах

“Мы поглядываем в сторону транспортного строительства. Это могло бы дать хорошую синергию с газовым строительством. И, кроме того, позволило бы избежать зависимости от одного крупного заказчика в лице “Газпрома”. коммерсантъ, апрель 2010 г.

Ринат САГДИЕВ