Закрывается счет 26 1с 8.3. Распределение затрат на примере ООО «Диана. Распределение затрат на примере ООО «Диана»

Многие предприниматели интересуются вопросом о том, подлежит ли ООО обязательному аудиту. Согласно актуальному законодательству, если организация действует первый год и не имеет финансовых показателей отчетности за предыдущий период, она не подлежит обязательному аудиту .

Обязателен ли аудит для ООО

ООО подлежит обязательному аудиту в следующих случаях.

  • Объем полученных финансовых средств от реализуемых товаров/услуг превышает 400 000 000 руб. (принимается во внимание год, предшествующий текущему).
  • Сумма активов на балансе организации превышает 60 000 000 руб. (состояние на конец года, предшествующего отчетному).

Устав общества с ограниченной ответственностью предполагает установку порядка проведения проверки, включая вид отчетности, который действует на предприятии. Нужен ли аудит, будет зависеть от голосования участников организации и рода ее деятельности.

Профессиональный аудитор проверяет финансовую отчетность предприятия, выступая в роли незаинтересованной стороны, которая не имеет имущественных связей с участниками общества. Это гарантирует объективность проверки и последующего заключения.

Если устав ООО не предполагает выделение финансовых средств на оплату услуг компании-аудитора, все расходы, связанные с проверкой деятельности сторонней организацией, будут возложены на участников, выдвинувших инициативу о проведении обязательного аудита.

Обязателен ли аудит в ООО для организаций, годовой хозяйственный оборот которых менее 250 необлагаемого налогами минимального дохода граждан? Согласно действующему законодательству, такая проверка может проводиться не чаще одного раза в три года при условии своевременной сдачи бухгалтерской отчетности.

Частота аудиторских проверок зависит от оборота финансовых активов ООО и особенностей деятельности. При уклонениях от проведения обязательного аудита на организацию начисляются штрафные санкции в размере 20 000-30 000. В случае систематических отклонений от проверки финансовых активов предприятия ООО дисквалифицируется на период до одного календарного года.

Основные виды проверки деятельности организации

Аудиторская проверка бывает нескольких видов.

  • Полная. В ходе аудита специалисты тщательно изучают первичную бухгалтерскую документацию, включая регистры проведенного аналитического и синтетического учетов.
  • Выборочная. Выполняется проверка определенных документов на усмотрение аудитора.
  • Комбинированная. Зависит от специфики работы OOO. К примеру, для малого числа операций применяется полная проверка, а для большого — выборочная.
  • Фактическая. Предполагает обязательный выезд представителей аудиторской компании на проверяемое ООО.

Кроме вышеперечисленных, существует документальная проверка, которая не предполагает обязательного посещения организации и инвентаризации. Для проведения такого обязательного аудита может использоваться выборочная, полная или комбинированная проверка.

В соответствии с п.2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» аудиторское заключение в ряде случае входит в состав бухгалтерской отчетности. Таким образом, некоторые компании наряду с другими формами отчетности должны предоставлять в налоговую инспекцию еще и данный документ.

В соответствии с действующим законодательством аудит может быть добровольным и обязательным. Добровольный аудит проводится по инициативе самой организации. Но есть компании, для которых проведение аудита раз в год является непременным условием легитимности их деятельности.

Обязательный аудит проводится в следующих случаях:

· организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

· организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной/фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

· объем выручки от продажи (за исключением сельхозкооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествующий отчетному год превышает 400 млн. рублей;

· сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн. рублей, для муниципальных унитарных предприятий региональным законом финансовые показатели могут быть снижены.

Обязательный аудит для отдельных категорий организаций может быть предусмотрен иными нормативно-правовыми актами.

При определенных условиях обязательному аудиту подлежат:

· кредитный кооператив (ч. 1 ст. 31, ч. 10 ст. 33 Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»);

· саморегулируемая организация (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»);

· получатель доходов от целевого капитала некоммерческой организации (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»);

· автономное учреждение (п. 9 ч. 13 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»);

· жилищный накопительный кооператив (ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);

· застройщик (п. 6 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»);

· организация, участвующая в накопительно-ипотечной системе (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»);

· организатор и оператор лотереи (ст. 23 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях»);

· государственное и муниципальное унитарное предприятие (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);

· специализированный депозитарий и управляющая компания в сфере инвестирования пенсионных накоплений (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»);

· объединение страховщиков (ОСАГО) (п. 6 ст. 28 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»);

· акционерный инвестиционный фонд, управляющая компания паевого инвестиционного фонда (п. 3 ст. 50 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»);

· предприятие как имущественный комплекс при ипотеке (п. 3 ст. 70 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»);

· негосударственный пенсионный фонд (ст. 22 Федерального закона от 7 июля 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»);

· кредитная организация и объединение банков (ст. 42 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Любая организация, для которой проведение аудита является обязательным, должна ежегодно предоставлять в налоговую инспекцию аудиторское заключение в составе годовой бухгалтерской отчетности.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 86 Положения, утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, годовая бухгалтерская отчетность предоставляется в инспекцию в течение девяноста дней по окончании года Черных М.Н Основы аудита. - М.: Кно-Рус, 2009 - С.178.

За непредоставление аудиторского заключения Налоговым кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен штраф. Сумма его незначительна - 50 рублей (НК РФ) и 300-500 рублей (КоАП РФ). Таким образом, в самом крайнем случае компания заплатит 550 рублей. Сумма эта по сравнению со стоимостью услуг аудиторских компаний невелика. Однако это вовсе не означает, что можно игнорировать требования закона об обязательном аудите.

Дело в том, что уплата штрафа вовсе не означает освобождение организации от обязанности провести аудит (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ), а отсутствие аудиторского заключения может грозить и другими неприятностями помимо штрафа. Компании могут, например, отказать в кредите или лизинге. Кроме того, отсутствие аудиторского заключения может серьезно повлиять на репутацию фирмы в глазах контрагентов.

Таким образом, всякая организация, решившая сэкономить на проведении обязательного аудита, должна отдавать себе отчет, что это может обернуться для нее серьезными проблемами.

В соответствии с действующим законодательством, правом осуществлять аудиторскую деятельность наделены независимые аудиторы и аудиторские организации.

Аудитором может быть физическое лицо, которое в установленном порядке получило квалификационный аттестат аудитора и которое является членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Что касается аудиторских организаций, то таковыми могут быть коммерческие фирмы, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций.

Только аудиторские организации могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности следующих компаний:

· организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

· кредитных и страховых организаций;

· негосударственных пенсионных фондов.

Подлежит ли обязательному аудиту бухгалтерская отчетность организации, которой Вы владеете? Законодательство определяет четкий перечень организаций, подлежащих в обязательном порядке подтверждению достоверности бухгалтерской отчетности путём получения аудиторского заключения.

Терминология и законодательные акты

Требования к предприятиям, которым придётся пройти аудиторскую проверку, описаны в законе «Об аудиторской деятельности» и в ряде специальных нормативных актов. При этом рассматриваются несколько критериев:

  • организационно-правовая форма;
  • специальные виды хозяйственной деятельности;
  • финансовые показатели деятельности.

Первые два критерия не зависят от финансовых показателей этих предприятий.

Аудит - это вневедомственная проверка бухгалтерской и финансовой отчетности. Проверке подлежат первичные документы, платежные и расчетные, налоговые декларации. А ее результатом является заключение, которое подтвердит достоверность отчётности. Выдаётся она руководству проверяемого предприятия. В нем отражены нарушения и искажения, оценены фискальные и коммерческие риски, даны рекомендации по исправлению ошибок и нарушений.

Цель обязательного аудита - официально подтвердить бухгалтерскую и финансовую отчетность.

Почему появился аудит

Аудиторская деятельность появилась на фоне разделения интересов, когда непосредственный собственник перестает принимать личное участие в управлении своим предприятием. Отсутствие должного контроля приводит ко множественным банкротствам.

На фоне этого, начиная новое дело или не допуская процедуры банкротства, собственники стали приглашать лиц, которым они доверяли. А те проводили независимые проверки как финансовой, так и бухгалтерской отчетности, выявляли факты краж и недостоверности представляемых руководством предприятия документов. Позже этот вид деятельности сформировал отдельную отрасль хозяйственных правоотношений.

Предприятия, подлежащие обязательному аудиту

Организации, подлежащие обязательному аудиту, по финансовым показателям должны отвечать хотя бы одному из двух критериев:

  • по итогам прошлого отчетного года выручка у них превышает 400 млн. руб.;
  • активы, по данным бухгалтерского баланса превысили отметку в 60 млн. руб.

По данным показателям подлежат аудиту даже общества с ограниченной ответственностью, точнее все субъекты предпринимательской деятельности. Пройти проверку необходимо в следующем порядке - если выручка возросла по итогам 2016 года, то аудитора необходимо пригласить в 2018 году, чтобы он проверил отчетность за 2017 год.

Организации, подлежащие обязательному аудиту, в зависимости от организационной правовой формы - это абсолютно все акционерные общества, открытого и закрытого типа, публичные. Под эти требования закона подпадают даже муниципальные и государственные общества.

Закрытые общества подлежат ежегодному обязательному аудиту с 2014 года. При этом совершенно не принципиально, какая ими выбрана форма налогообложения, каковы финансовые и хозяйственные показатели деятельности ЗАО.

По виду деятельности выделяют следующие организации, подлежащие обязательному аудиту:

  • страховые компании;
  • фондовые и товарные биржи;
  • кредитно-финансовые учреждения;
  • пенсионные фонды, сформированные без участия государства;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • благотворительные организации.

Придётся пройти проверку и тем предприятиям, которые выставили и были допущены к торгам собственными акциями. Также придётся пригласить аудитора, если юридическое лицо сдает консолидированную отчётность.

Обязательному аудиту подлежат организации, практикующие проведение лотерей и азартных игр, саморегулируемые объединения во всех сферах профессиональной деятельности.

Все политические партии страны также подлежат обязательной проверке со стороны аудитора.

Новшества в законодательстве

С 2016 года ежегодной проверке обязали всех застройщиков, которые привлекают к процессу дольщиков, то есть фактически возводят здания за счёт чужих средств. Результаты ее они должны обнародовать. Ранее застройщики хоть и проводили аудит, но предоставляли отчёт исключительно по требованию заинтересованных лиц.

Отчёт в статистику

Организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, после получения заключения, обязаны предоставить его в органы статистики, вместе с годовым бухгалтерским отчетом. Все это должно быть сделано не позднее 10 дней с момента, как аудитор выдал заключение. И в любом случае, не позднее 31 декабря того года, когда проводилась проверка.

  • путём непосредственного обращения в региональное отделение с документами на бумажном носителе, либо путём пересылки по почте;
  • по телекоммуникационным каналам - электронный вид документов может быть представлен в форматах pdf, tif, jpg.

Отчётность в Минюст

Некоторые организации, подлежащие обязательному аудиту, обязаны подавать отчёт в Министерство юстиции, а именно:

  • Структурные подразделения некоммерческих и негосударственных представительств (только проверка обязательно должна быть проведена российским аудитором). Таким организациям необходимо отчитаться за предыдущий период до 1 апреля текущего года.
  • Российские некоммерческие организации, которые были признаны иностранными агентами. Отчитаться придётся до 15 апреля.

Этапы проведения аудита

Аудиторская проверка - это дорогое удовольствие, со значительными временными затратами. Лучше всего предварительно составить ее план, чтобы она была максимально эффективной, а заключение - корректным.

К документам и бухгалтерской отчетности организации, которая подлежит обязательному аудиту, относятся:

  • первичные документы;
  • отчетность по бухучету и налоговая.

Этапы планирования выглядят так:

  1. Предложение от организации, которой необходимо провести аудит.
  2. Краткое ознакомление с финансовой и хозяйственной деятельностью, без углубленного изучения и анализа.
  3. Формирование плана и программы аудита, согласование его с аудитором и руководством компании.
  4. Составление, согласование и подписание договора.

В договоре необходимо отразить сроки проведения проверки, состав аудиторской группы, список вопросов, подлежащих проверке и стоимость. Если дополнительно составляется программа аудита, то она должна содержать конкретные задачи, которые должны быть выполнены.

В первый день проверки рекомендуется провести собрание, познакомить персонал с аудиторами и дать четкие установки всем лицам, которые будут принимать участие в проверке, и тем, кому придется давать ответы на вопросы проверяющих. При необходимости, аудиторам выдается спецодежда. При любых обстоятельствах основная обязанность руководителя - установить доверительные отношения между персоналом и проверяющими.

После этого начинается процесс в рамках утвержденного плана. Возможно, что выборочно будут опрошены сотрудники. По итогам аудита оформляется заключение проверки.

Отчет аудиторского заключения состоит из нескольких разделов:

  1. Период и место проведения проверки.
  2. Состав бухгалтерской и финансовой документации, которая была проверена.
  3. Нормативные акты и методики, которыми руководствовался аудитор.
  4. Выявленные нарушения и возможные санкции за это.
  5. Подробные меры по устранению выявленных нарушений.

Заключение обязательно подписывается руководителем аудиторской организации, указывается квалификационный сертификат (номер и срок действия) проверяющего, ставиться печать аудитора.

Руководство организаций, которые подлежат обязательному аудиту, могут пойти на его поэтапное проведение. Имеется в виду, что проверку можно проводить по итогам 6 или 9 месяцев. У предприятия будет время исправить все возможные нарушения и по итогам 12 месяцев полностью устранить все недочеты в отчетности. Помимо этого, все расходы на аудит можно равномерно распределить на весь текущий год.

Международные стандарты аудита

Отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту - уже понятно, но стоимость услуг аудиторов в 2017 году значительно увеличится. На уровне государства введены новые стандарты МСА. Это привело к тому, что возросло количество процедур, аудитору придется заполнять еще больше всевозможных таблиц и форм.

Правительство ввело такие стандарты, чтобы отчетность стала публичной и более прозрачной. Однако новшества повлекли за собой увеличение стоимости соответствующих услуг примерно на 50%, а то и больше. Это правило не распространяется на договора, которые были заключены до вступления в силу закона, то есть в прошлом году.

Правила выбора аудитора

Если уже не возникает вопроса о том, подлежит ли организация обязательному аудиту, то можно переходить к выбору проверяющего.

Не стоит опираться только на опыт работы аудитора или аудиторской компании. Лучше отдать предпочтение той организации, которая специализируется в конкретной области ведения хозяйственной деятельности либо проводит аудит в смежной отрасли. Обязательно ознакомьтесь с отзывами о выбранной компании, лучше всего лично побеседовать с руководителями предприятий, которые сотрудничают с определенным аудитором.

Естественно, проверьте документы: все сертификаты должны быть на руках, действующими и находится в реестре. Если стоимость услуг не пугает, то можно обратить внимание на компании, которые оказывают комплекс услуг - не только проводят аудит, но и предоставляют юридическую и бухгалтерскую помощь. Значит, в штате организации есть практикующие специалисты, а это огромный плюс.

Организация (ООО) является малым предприятием. Организация составила бухгалтерскую отчетность за 2016 год в полном объеме, со всеми приложениями. Бухгалтерский учет ведется по обычному плану счетов, без упрощений. Сумма активов бухгалтерского баланса превышала 60 млн. руб. по состоянию на 31.12.2015. Соответственно, бухгалтерская финансовая отчетность за 2016 год подлежит обязательному аудиту. Организация не провела аудит и ведёт упрощённый учёт (не применяет ПБУ 18/02 и т.д.). ООО не обязано публиковать свою бухгалтерскую отчетность. Какая ответственность установлена в данной ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены. Вместе с тем за непредставление в органы государственной статистики аудиторского заключения организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 19.7 КоАП РФ.

Не установлено прямой ответственности и за ведение бухгалтерского учета с применением упрощенных способов в случаях, когда такое ведение законодательством не предусмотрено. Тем не менее, указанные нарушения могут повлечь негативные последствия вследствие непредставления аудиторского заключения, непредставления отдельных форм отчетности в налоговый орган и (или) в орган государственной статистики, представления такой отчетности в неполном или искаженном виде, а также если упрощенные способы привели к совершению грубого нарушения правил учета доходов и расходов.

Указанные нарушения могут являться основанием для привлечения организации и (или) ее должностных лиц к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 120, п. 1 ст. 126 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6, ст. 15.11 КоАП РФ.

Обоснование вывода:

1. Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности (или её части) аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", далее - Закон N 307-ФЗ).

В силу п. 4 ст. 67.1 ГК РФ, ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) ООО является обязательной, проводимой ежегодно в случаях, установленных законами (ч. 2 ст. 5 Закона N 307-ФЗ), в частности, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) ООО за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ).

Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены.

По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение. Официальный документ содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО. Аудиторское заключение должно храниться ООО не менее пяти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 6 Закона N 307-ФЗ, п. 1 ст. 50 Закона об ООО, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).

Обязанность публикации аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью предусмотрена только для обществ, публикующих свою отчетность (ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Однако Федеральным законом от 21.12.2013 N 357-ФЗ (далее - Закон N 357-ФЗ) с 1 января 2014 года ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ дополнена нормой, предусматривающей, что при представлении в органы государственной статистики обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

В рассматриваемом случае аудиторское заключение в отношении годовой бухгалтерской отчетности ООО за 2016 год должно быть представлено в орган государственной статистики не позднее 31 декабря 2017 года.

В связи с непредставлением в установленный срок аудиторского заключения организация и ее должностные лица, виновные в совершении правонарушения, могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 19.7 КоАП РФ (смотрите письма Росстата от 16.02.2016 N 13-13-2/28-СМИ, от 16.12.2013 N 1578/ОГ, постановление Свердловского областного суда от 06.08.2015 по делу N 4А-660/2015, постановление Президиума Самарского областного суда от 26.08.2011 N а-424/2011, решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 07.09.2012 по делу N 12-824/2012).

Читайте также

Санкция указанной выше статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц - от 300 до 500 рублей; на юридических лиц - от 3 000 до 5 000 рублей.

При этом несвоевременное представление (непредставление) бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения к ней - это два отдельных нарушения, и штраф может быть взыскан за каждое из них (письмо Росстата от 16.02.2016 N 13-13-2/28-СМИ).

Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ составляет три месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). При этом административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (абзац 3 п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Поэтому привлекать по этой статье можно только в течение трёх месяцев после наступления последнего дня срока представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности (аудиторского заключения), то есть в рассматриваемой ситуации - до 31 марта 2018 года.

Обязанность представлять аудиторское заключение иным государственным органам Закон N 402-ФЗ не предусматривает.

2. Относительно упрощенных способов ведения бухгалтерского учета сообщаем следующее.

Право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, предоставлено отдельным экономическим субъектам ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). В частности, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета разрешено применять организациям, имеющим статус субъекта малого предпринимательства. Для таких организаций также утверждены упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств (п. 6, п. 6.1 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н), п. 18 информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 (далее - Информация Минфина)).

Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. Учетная политика организации, применяющей упрощенные способы, должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (п. 1.2, п. 2 Информации Минфина, пункт 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008)).

В частности, такие организации могут не применять отдельные положения по бухгалтерскому учету (например, п. 3 ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", п. 2 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", п. 2.1 ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" и др.), а также применять упрощенный порядок учета, предусмотренный для таких организаций иными ПБУ (например п. 6.1, п. 15.1 ПБУ 1/2008, п. 19 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", п. 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", п. 9 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности").

Однако п. 1 ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ уточняет, что организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ, не могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Законодательство также прямо не устанавливает ответственность за ведение бухгалтерского учета с применением упрощенных способов в случаях, когда такое ведение законодательством не предусмотрено.

Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрено, что грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей.

Согласно п. 1 Примечания к ст. 15.11 КоАП РФ под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимаются:

    занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

    искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Отметим, что должностные лица освобождаются от административной ответственности, предусмотренной ст. 15.11 КоАП РФ, в случае представления пересмотренной бухгалтерской отчетности до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке (п. 2 Примечания к ст. 15.11 КоАП РФ).

Вместе с тем полагаем, что в случае, когда ведение бухгалтерского учета с применением упрощенных способов приводит не к искажению статей (строк) бухгалтерской отчетности, а лишь к меньшей степени их детализации, основания для применения ст. 15.11 КоАП РФ отсутствуют.

В соответствии с п. 1 ст. 120 НК РФ грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается:

    отсутствие первичных документов;

    или отсутствие счетов-фактур;

    или регистров бухгалтерского учета или налогового учета;

    систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Имеющаяся судебная практика свидетельствует о наличии рисков возникновения претензий со стороны налоговых органов в случае нарушения экономическим субъектом бухгалтерского законодательства (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.06.2006 N Ф04-3764/2006(23682-А67-40)). Поэтому нельзя исключать претензии налоговых органов в связи с применением организацией упрощенных способов бухгалтерского учета, если такие способы привели к совершению грубого нарушения правил учета доходов и расходов в целях применения ст. 120 НК РФ.

В соответствии с п. 1.12 письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@ "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок" налоговый орган на основании списков лиц, не представивших бухгалтерскую (финансовую) отчетность, привлекает:

    налогоплательщиков-организаций, не представивших бухгалтерскую отчетность, к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, и осуществляет производство по делу о налоговом правонарушении в соответствии со ст. 101.4 НК РФ;

    должностных лиц организаций, не представивших бухгалтерскую отчетность, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ путем составления в установленном порядке протокола об административном правонарушении.

Напомним, что в общих случаях годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из (ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ):

    бухгалтерского баланса;

    отчета о финансовых результатах;

    приложений к ним.

В качестве приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах п. 2, п. 4 Приказа N 66н предусмотрено представление:

    отчета об изменениях капитала;

    отчета о движении денежных средств;

    отчета о целевом использовании средств;

    иных приложений (пояснений).

Если бы ООО формировало бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе в соответствии с п. 6.1 Приказа N 66н, оно (и его должностные лица) могло бы быть привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

Однако в рассматриваемом случае ООО сформировало и представило бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке в полном объеме форм и показателей, предусмотренных п.п. 1-4 Приказа N 66н, поэтому указанные выше санкции к ООО применены быть не могут.

Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Энциклопедия решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета;

Энциклопедия решений. Ответственность за и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

Энциклопедия решений. Ответственность за непредставление налоговому органу документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ);

Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики;

Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО;

Энциклопедия решений. Состав и формы годовой бухгалтерской отчетности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.