Учетная политика в соответствии с федеральными стандартами. Все про изменения по федеральным стандартам и пбу по учетной политике. Кто вправе разрабатывать и утверждать учетную политику

В 2016 году Минфином России в рамках Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденной приказом Минфина России от 10 апреля 2015 г. № 64н (далее - Программа), подготовлены проекты приказов об утверждении пяти федеральных стандартов (далее - Стандарты), которые планируется ввести в действие с 1 января 2018 года (см. Таблицу 1). Срок утверждения Стандарта - не позднее, чем за 6 месяцев до предполагаемой даты его введения в действие

30.12.2016

В отношении шести проектов Стандартов, разработку которых согласно Проекту приказа о внесении изменений в Программу (подготовлен Минфином России 30 сентября 2016 г.) планируется завершить в 2016 году, в настоящее время проводится процедура публичного обсуждения, предусмотренная ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 402-ФЗ).

Наряду с разработкой самих Стандартов, в рамках реализации Программы специалистами финансового ведомства ведется активная работа по подготовке проектов изменений:

  • в Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденную приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее - Инструкция № 157н);
  • в Инструкции по применению планов счетов № 162н, Инструкции 174н и Инструкции 183н;
  • в Инструкции о порядке составления и представления бюджетной и бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н и Приказом Минфина от 25 марта 2011 г. № 33н;
  • в формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Необходимость внесения изменений в перечисленные нормативные акты обусловлена введением в действие федеральных стандартов. По завершении всех этапов, предусмотренных Программой, методологические основы бухгалтерского учета организаций госсектора будут регламентированы именно федеральными стандартами, то есть "выведены за рамки" Инструкции № 157н, которой в конечном итоге будет установлен именно План счетов бухгалтерского учета, применяемых организациями госсектора.

НАША СПРАВКА

Срок публичного обсуждения проекта федерального стандарта не может быть менее трех месяцев со дня размещения указанного проекта на официальном сайте разработчика в сети "Интернет". Уведомление о разработке федерального стандарта, а также Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта согласно п.п. 53,54 Приложения 1 к Регламенту информационного наполнения официального сайта Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденному приказом Минфина России от 28 сентября 2016 г. № 397, подлежат размещению на официальном сайте Минфина России в разделе Бюджет / Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора.

Применение федеральных стандартов бухучета потребует от главных бухгалтеров организаций госсектора владения навыками финансового анализа и формирования профессионального суждения. В то же время наличие в Стандартах четких критериев и правил предоставит субъекту учета возможность самостоятельного принятия решений в отношении учетных процедур, в частности, признания и прекращения признания объекта учета и применения метода его оценки.

Таблица 1. Федеральные стандарты, предполагаемая дата применения которых - 1 января 2018 года

Наименование федерального стандарта

Предмет регулирования

Этап внедрения/

разработки

Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора

Цели составления и представления бухотчетности, а также публичного раскрытия показателей бухотчетности;

Объекты бухгалтерского учета;

Методы оценки активов и обязательств субъектов учета;

Основные правила ведения бухгалтерского учета; требования к инвентаризации активов и обязательств;

Характеристики субъекта отчетности;

Требования к информации, содержащейся в бухотчетности, а также качественные характеристики такой информации;

Определения и порядок признания в учете объектов бухучета;

Оценку (измерение) объектов бухгалтерского учета;

Основные принципы и правила подготовки, представления и раскрытия информации в бухотчетности общего назначения

Утверждение

Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности

Методические основы формирования и порядок представления субъектами отчетности бухотчетности общего назначения;

Обязательные общие требования к минимальному составу и порядку раскрытия публично раскрываемых указанными субъектами показателей бухотчетности и пояснений к ним, публикация которых является обязательной в соответствии с законодательством РФ

Внимание! Стандарт не применяется при составлении и представлении субъектами отчетности отчетности специального назначения, в том числе управленческой отчетности, а также налоговой отчетности и отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения

Утверждение

Основные средства

порядок отражения активов, классифицируемых как основные средства в бухгалтерском учете и отчетности субъектов учета

Утверждение

порядок отражения в учете операций аренды

за исключением случаев, когда в соответствии с другими Федеральными стандартами бухучета для организаций госсектора принят иной порядок учета

Утверждение

Обесценение активов

Порядок расчета суммы убытка от обесценения актива;

Порядок признания убытков от обесценения;

Порядок восстановления убытка от обесценения;

Требования к раскрытию необходимой информации.

Внимание! Стандарт не применяется в отношении следующих видов активов:

а) запасы;

б) финансовые активы (если иное не предусмотрено настоящим Стандартом);

в) другие активы, обесценение которых регулируется соответствующими Федеральными стандартами

Утверждение

Учетная политика, оценочные значения и ошибки

требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок

Публичное обсуждение

События после отчетной даты

Классификацию фактов хозяйственной жизни, которые возникли в период между отчетной датой и датой подписания бухотчетности за отчетный период и которые оказали или могут оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат и (или) движение денежных средств субъекта учета;

Правила отражения в бухучете и раскрытия информации о событиях после отчетной даты при формировании и представлении бухотчетности

Публичное обсуждение

Непроизведенные активы

Публичное обсуждение

Отчет о движении денежных средств

порядок отражения активов, классифицируемых как непроизведенные активы, в бухучете и отчетности субъектов учета

Публичное обсуждение

порядок отражения активов, классифицируемых как материальные запасы, незавершенное производство и нефинансовые активы имущества казны, в бухучете и отчетности субъектов учета

Внимание! Стандарт не применяется для целей учета:

а) биологических активов;

б) библиотечных фондов, независимо от срока их полезного использования;

в) финансовых инструментов;

г) незавершенного производства, возникающего у субъектов госсектора, осуществляющих функции подрядчика по договорам строительного подряда, порядок учета которого регулируется соответствующим Федеральным Стандартом;

д) объектов, относящихся к активам культурного наследия

Публичное обсуждение

Биологические активы

порядок отражения активов, классифицируемых как биологические активы, в бухучете субъектов учета в течение периода роста и размножения, а также порядок первоначальной оценки биологической продукции в момент ее сбора.

Для последующего учета биологической продукции применяется Федеральный стандарт "Запасы " или другой применимый стандарт

Публичное обсуждение

Стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета..."

Стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета…" является базовым, то есть фиксирует основные понятия и принципы ведения бухгалтерского учета методом начисления. Именно в "Концептуальных основах..." содержатся определения таких понятий, как "Актив", "Обязательство", "Чистый актив", "Доходы" и "Расходы", которые до настоящего времени для организаций госсектора попросту не установлены...

Отвечает ли определенная дебиторская задолженность понятию актива или ее можно списать с баланса? Когда имущество больше не относится к активам и может быть перенесено на время оформления списания с балансового учета на забалансовый счет 02? Сейчас бухгалтерам приходится решать подобные вопросы исключительно на основе своего профессионального суждения. После вступления в силу стандарта "Концептуальные основы..." ситуация изменится. А значит, будет меньше разногласий с проверяющими.

Указанным стандартом также будут урегулированы вопросы осуществления базовых бухгалтерских процедур. Например, будут четко определены основные критерии признания объектов учета.

Кроме того, стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета..." содержит не только требования к информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - бухотчетности), но и определения понятий каждой из качественных характеристик такой информации, в частности, ее достоверность, сопоставимость, существенность.

Стандарт "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности"

Стандарт "Представление бухгалтерской отчетности" обобщает в себе требования к бухгалтерской (бюджетной) отчетности организаций госсектора, которые содержатся в нормативных правовых актах, регламентирующих методологию бухгалтерского учета и отчетности в настоящее (в Инструкции № 157н, Инструкции № 191н, Инструкции № 33н), а также детально раскрывает ключевые понятия, содержащиеся в указанных требованиях.

Стандартом установлены используемая субъектами отчетности при публичном раскрытии информации структура представления показателей Бухгалтерского баланса, обязательные для раскрытия статьи Отчета о финансовых результатах, а также требования к составу и структуре Пояснительной записки.

Кроме того, Стандарт раскрывает понятия краткосрочных и долгосрочных обязательств, устанавливая порядок их отражения в бухотчетности, включая порядок раскрытия информации о них с учетом событий после отчетной даты на каждом из этапов процесса составления и представления отчетности. При этом сами этапы будут четко разграничены Стандартом "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", содержащим определения понятий "дата подписания", "дата представления", "дата принятия" и "дата утверждения" бухотчетности, что указывает на необходимость применения Стандартов во взаимосвязи.

Стандарт "Основные средства"

Наряду со знакомыми понятиями "первоначальная стоимость", "остаточная стоимость", "амортизация", появится масса новых терминов: "инвестиционная недвижимость", "переоцененная стоимость", "справедливая стоимость" и т.д.

Учреждения смогут применять несколько методов начисления амортизации:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • пропорционально объему продукции.

Выбирать метод начисления амортизации надо будет с учетом специфики использования конкретного объекта имущества. Например, можно будет учесть интенсивность использования оборудования при выпуске готовой продукции.

При переходе на применение стандарта учреждения должны будут признать объекты основных средств, ранее не признававшиеся, а также отражавшиеся за балансом, по их первоначальной стоимости. В составе основных средств при определенных условиях можно будет учитывать даже арендованные объекты (если срок договора аренды сопоставим с оставшимся сроком полезного использования, сумма всех арендных платежей сопоставима со справедливой стоимостью актива и т.д.). Объекты недвижимости надо будет переоценить до кадастровой стоимости и списать начисленную по ним амортизацию. В дальнейшем недвижимость будет амортизироваться исходя из пересмотренных первоначальной стоимости и срока полезного использования.

Будет четко обозначено правило: признание затрат в первоначальной стоимости объекта прекращается, когда объект находится в пригодном для использования состоянии. Например, при приобретении автомобиля можно будет учесть в первоначальной стоимости стоимость ковриков и чехлов. Если же такие предметы будут приобретаться после поступления автомобиля в состав основных средств, их стоимость можно будет учитывать в составе расходов текущего года.

Стандарт "Запасы"

Стандартом будут урегулированы порядок оценки запасов при их признании, особенности последующей оценки и оценки при их выбытии, а также требования к раскрытию информации в бухотчетности.

Стандарт будет предусматривать следующую группировку нефинансовых активов, признаваемых в качестве запасов (таблица 2):

Таблица 2. Группы и виды запасов

Группы активов, относящихся к запасам

Виды активов, относящихся к запасам

Субъекты учета запасов

Материальные запасы

Материалы;

Готовая продукция;

Прочие материальные запасы

Организации госсектора:

Фактически использующие активы, как закрепленные учредителем, так и полученные в результате собственной деятельности;

Осуществляющие переданные госполномочия по обеспечению отдельных категорий граждан (населения) мерами соцподдержки

Незавершенное производство

затраты, фактически понесенные при изготовлении продукции, выполнении работ, оказании услуг до момента их признания в составе готовой продукции или факта оказания услуги, выполнения работы

Нефинансовые активы имущества казны

Недвижимое имущество;

Движимое имущество;

Драгоценные металлы и камни;

Нематериальные активы;

Непроизведенные активы;

Материальные запасы

Органы госвласти (госорганы) и органы местного самоуправления, уполномоченные в сфере управления и распоряжения имущества казны

Стандарт "Непроизведенные активы"

Стандартом "Непроизведенные активы" установлены:

  • порядок оценки непроизведенных активов при их признании;
  • порядок последующей оценки;
  • особенности обесценения;
  • прекращение признания непроизведенных активов;
  • требования к раскрытию информации в бухотчетности.

Особенности учета непроизведенных активов (таблица 3):

Таблица 3 . Виды и особенности учета непроизведенных активов

Группы непроизведенных активов

Инвентарный объект

Субъекты учета

Водные ресурсы

Водный объект, предоставляемый в пользование за плату по договору водопользования

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере водных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации

Земля (земельные участки)

Земельный участок или его часть, имеющие характеристики, которые позволяют определить его в качестве индивидуально определенной вещи

Учреждения госсектора, за которыми указанные земельные участки закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования;

Органы государственной власти (местного самоуправления)

Некультивируемые биологические ресурсы

в том числе:

- водные некультивируемые биоресурсы

отдельные виды водных биоресурсов, для которых устанавливается общий допустимый улов

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере некультивируемых биологических ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации

- некультивируе-мые биологические ресурсы, относящиеся к животному миру

объекты животного мира (организмы животного происхождения, т.е. дикие животные), для которых устанавливаются нормативы допустимого изъятия

- объекты растительного мира

лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда

Ресурсы недр

Участок недр, границы которого определены в соответствии с выданной лицензией на пользование недрами

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере недропользования, в соответствии с законодательством Российской Федерации

Прочие непроизведенные активы

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере прочих непроизведенных активов в соответствии с законодательством Российской Федерации

Стандарт "События после отчетной даты"

Согласно Стандарту, исходя из даты совершения факта хозяйственной жизни, условия которого подтверждают (изменяют) события после отчетной даты, по отношению непосредственно к самой отчетной дате события подразделяются на два типа (таблица 4):

Таблица 4 . Классификация событий после отчетной даты

События, подтверждающие условия хозяйственной деятельности, существовавшие на отчетную дату

События, свидетельствующие об условиях хозяйственной деятельности, возникших после отчетной даты

в том числе:

Объявление должника банкротом, если процедура банкротства начата до отчетной даты;

Изменение кадастровых оценок после отчетной даты;

Принятие судебного акта, подтверждающего наличие актива и (или) обязательства;

Принятие решение о реорганизации или ликвидации, о котором не было известно до отчетной даты;

Завершение процесса оформления существенных изменений сделки, начатого в отчетном периоде;

Существенное поступление или выбытие активов;

Получение документального подтверждения суммы страхового возмещения, если страховой случай произошел в отчетном периоде;

Пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожены или значительно повреждены активы;

Получение информации, указывающей на обесценении активов либо на необходимость корректировки убытка от обесценения, признанного в отчетном периоде;

Публичные объявления об изменениях политики, планов, намерений органа-учредителя, которые могут повлиять на полномочия и функции субъекта учета;

Обнаружение после отчетной даты ошибки в данных бухгалтерского учета за отчетный период;

Изменение величины активов и (или) обязательств в результате изменения после отчетной даты курсов иностранных валют;

Иные события, подтверждающие уже существовавшие на отчетную дату условия и (или) указывающие на обстоятельства.

Изменения законодательства, заключение и прекращения действия договоров (соглашений), принятие иных решений, влияющих на величину активов, обязательств, доходов и расходов;

Начало судебного производства, связанного с событиями после отчетной даты;

Иные события, свидетельствующие об условиях или подтверждающие обстоятельства, возникшие после отчетной даты.

Порядок отражения в бухучете:

Выполнение записей по счетам бухгалтерского учета на конец отчетного периода

Выполнение записей по счетам бухгалтерского учета в периоде, следующим за отчетным периодом

Порядок отражения в бухотчетности:

Данные в отчетности отражаются с учетом уточненных данных бухгалтерского учета

Информация о событие раскрывается в Пояснениях к отчетности за отчетный период. Раскрытию подлежит описание события и оценка последствие его наступления в денежном выражении. При невозможности оценки в денежном выражении, в Пояснениях раскрывается факт и причины этого

Стандарт "Аренда"

Стандартом "Аренда" установлены критерии квалификации отношений аренды с участием субъектов государственного сектора для целей учета и отчетности, а также детальный порядок отражения соглашений об аренде в учете и отчетности арендатора и арендодателя, включая особенности отражения безвозмездного пользования и аренды имущества на льготных условиях.

В рамках отношений финансовой аренды актив, переданный в аренду, у арендодателя в качестве нефинансового актива учету не подлежит, а у арендатора учитывается в составе основных средств. При этом в качестве отношений финансовой аренды рассматривается соглашение, по которому арендодатель на возмездной основе предоставляет арендатору рассрочку по оплате стоимости арендуемого актива.

Соглашение, в котором арендные платежи отражают только плату за пользование имуществом, рассматривается в качестве операционной аренды. Право пользования активом в рамках отношений операционной аренды отражается арендатором в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект учета. У арендодателя актив, переданный в пользование в рамках операционной аренды, отражается в составе основных средств, а амортизация начисляется на обычных условиях.

Согласно Стандарту безвозмездная передача имущества между субъектами без прекращения права оперативного управления, а также безвозмездная передача имущества, составляющего казну публично-правового образования, (кроме случаев закрепления имущества за пользователем на праве оперативного управления для выполнения им возложенных на него функций) квалифицируются как отношения аренды.

Операции по передаче имущества в аренду на льготных условиях и безвозмездная передача имущества отражаются в учете по справедливой стоимости, определяемой по методу рыночных цен (как если бы соглашение об аренде (соглашение о пользовании) было заключено на коммерческих условиях). Доходы от предоставления права пользования активом, переданным в аренду на льготных условиях (по коммерчески незначимым ценам) либо безвозмездно, признаются в учете и отчетности по справедливой стоимости.

У арендодателя разница между общей суммой минимальных арендных платежей по соглашению об аренде и общей суммой минимальных арендных платежей по рыночной стоимости отражается в качестве упущенной выгоды. У арендатора разница между общей суммой минимальных арендных платежей по соглашению об аренде и общей суммой минимальных арендных платежей по рыночной стоимости (справедливой стоимостью арендных платежей), учитывается в качестве отложенных доходов от получения имущества в безвозмездное пользование.

Стандарт "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"

Стандартом урегулированы следующие вопросы:

  • порядок формирования, утверждения учетной политики;
  • перечень оценочных значений и порядок отражения их изменения в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • порядок отражения исправления ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Наиболее значимым новшеством, вводимым данным стандартом, являются: перспективное и ретроспективное применение измененной учетной политики, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет бухгалтерской финансовой отчетности.

Предложенная специалистами финансового ведомства редакция данного стандарта устанавливает необходимость оценки последствий изменений учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат деятельности и (или) движение денежных средств субъекта учета, в денежном выражении. Ретроспективное применение измененной учетной политики заключается в корректировке показателей по счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде, а также в "пересчете" входящих остатков по статье "Финансовый результат деятельности экономического субъекта", а также значения связанных статей бухгалтерской за самый ранний отчетный год, для которого в бухгалтерской отчетности раскрываются сравнительные показатели. При этом информация, включая обоснование и содержание изменений учетной политики, а также суммы корректировок, раскрывается в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Оценочным значением является рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя. К оценочным значениям относятся показатели, определяемые или рассчитываемые на основе профессионального суждения уполномоченных лиц в соответствии с требованиями применимого законодательства РФ, например - сроки полезного использования объектов ОС и НМА, величины амортизационных отчислений. Изменение оценочного значения не является изменением учетной политики, как и не является исправлением ошибки. Порядок отражения оценочных значений будет устанавливаться соответствующими стандартами. При этом в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекту отчетности необходимо будет описать изменения оценочного значения, повлиявшего на отчетность за отчетный период, а также способного повлиять на отчетность за будущие отчетные периоды. Ретроспективный пересчет показателей бухгалтерской отчетности данным стандартом не предусмотрен.

Ошибкой признается пропуск и (или) искажение, возникшее в результате не использования информации о фактах хозяйственной жизни. В зависимости от даты обнаружения (выявления) ошибки они подразделяются на ошибки отчетного периода и ошибки предшествующего отчетного периода.

Ошибка отчетного периода - это ошибка, допущенная в отчетном периоде и выявленная до даты утверждения отчета об исполнении бюджета публично правового образования за отчетный период. Ошибка, выявленная позднее даты утверждения отчета об исполнении бюджета публично правового образования за отчетный период, является ошибкой предшествующего отчетного периода.

Порядок исправления ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности в зависимости от срока выявления (рис. 1):

Рис. 1 . Особенности исправления ошибок в зависимости от срока их выявления

Стандарт "Обесценение активов"

Обесценение - снижение стоимости актива, превышающее плановое (нормальное) снижение стоимости, связанное со снижением ценности актива для субъекта учета. Причины и факторы обесценения активов представлены на Рисунке 2.

Рис. 2. Причины и факторы обесценения активов

Выявление любого из признаков, которые ранее не являлись основанием для проведения обесценения, инвентаризационная комиссия с учетом существенности влияния принимает решение о необходимости определения справедливой стоимости актива. Согласно Стандарту "Концептуальные основы бухгалтерского учета…" справедливая стоимость - это цена, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив или обязательство между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами.

Убыток от обесценения определяется как разница между остаточной стоимостью актива и справедливой ценой (за вычетом затрат на выбытие) и единовременно относится на расходы экономического субъекта. При этом сумма начисленной амортизации не корректируется.

Убыток от обесценения актива не может превышать сумму остаточной стоимости. В случае если расчетное значение убытка превышает остаточную стоимость, остаточная стоимость актива уменьшается до нуля (с признанием соответствующей суммы в расходах).

Концепция Стандарта "Обесценение активов" уже частично реализована на практике - согласно п. 335 Инструкции № 157н имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения), списывается с баланса и подлежит учету на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение".

«Учетная политика, оценочные значения и ошибки» - один из федеральных стандартов бухучета, положения которого начнут действовать уже 1 января 2018 года. Пока документ существует лишь как проект, но уже сейчас с ним можно ознакомиться на сайте Минфина РФ и понять, какие изменения ждут учреждения в этой части учета.

Кто вправе разрабатывать и утверждать учетную политику

Сегодня закон не ограничивает круг лиц, которые могут или должны , в Инструкции № 157н есть только одно условие — утверждать ее должен руководитель учреждения.

Проект федерального стандарта четко определяет ответственного за разработку документа. Это главный бухгалтер или сотрудник, на которого возложена обязанность вести бухучет, поскольку именно он отвечает за ведение бухгалтерского учета и достоверность бухгалтерской отчетности.

Возможные виды и сроки изменений

Согласно п. 8 федерального стандарта, менять учетную политику можно лишь в трех случаях:

  • если меняется законодательство, регулирующее бухгалтерский учет;
  • если учреждение выбирает иной способ учета, который будет представлять более достоверную отчетность;
  • если учреждение реорганизуется, меняет условия деятельности или полномочия и пр.

Корректировать документ можно строго в начале отчетного года. В середине года даже самые малейшие изменения можно вносить только после согласования с учредителем. Еще одно важное условие: если корректировки будут влиять на финансовое положение учреждения, включая движение денег на счетах и/или финансовый результат, они должны быть выражены в денежном эквиваленте на дату, с которой применяются указанные изменения.

Новый стандарт допускает два типа изменений — перспективные и ретроспективные. Первые вступают в силу только с момента утверждения, вторые, как видно из названия, требуют изменить показатели бухучета и за прошлые периоды.

В последнем случае бухгалтеру придется исправлять баланс учреждения в части входящих остатков по статье «Финансовый результат экономического субъекта» и еще несколько связанных с ней показателей за прошлые периоды. Корректировочные показатели следует сдавать только с текущей отчетностью с пометкой «Пересчитано», менять и пересдавать отчеты за предыдущий год нельзя.

Ретроспективные изменения, которые влияют на финансовые показатели учреждения, недопустимы в двух случаях. Во-первых, когда изменения невозможно оценить в денежном эквиваленте, потому что недостаточно данных о показателях прошлого года. Во-вторых, если оценка требует информации, которой не было в распоряжении бухгалтера в момент представления отчетов за предшествующий год. В таких ситуациях можно ввести только перспективные корректировки.

Обратите внимание, что в учетную политику не вносятся:

  • смена способа бухучета по тем видам хозяйственной деятельности, которые нетипичны для учреждения;
  • утверждение нового способа бухучета для впервые случившихся фактов хозяйственной деятельности.

Рабочий план счетов

Этот раздел не так давно уже претерпел изменения. Приказ Минфина РФ от 27.09.2017 № 148н исключил из плана счетов некоторые счета, что тут же и принято учреждениями.

В свою очередь федеральные стандарты расширят Единый план счетов. В частности, выделены дополнительные группы в стандарте «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н). Стандарт «Аренда» (Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н) в отдельный объект учета выносит имущество, которое используется на правах операционной аренды и включено в разряд нефинансовых активов. Это, безусловно, повлечет за собой расширение перечня балансовых счетов.

Скорее всего, финансовое ведомство продолжит упорядочивать происходящие изменения, внесет дополнительные корректировки в Инструкцию № 157н, что закономерно отразится на рабочем плане счетов.

Пока учреждение может дополнить свою учетную политику, например, добавить аналитические счета или, наоборот, исключить те позиции, которые в работе не используются.

Оценка объектов бухучета

Учреждениям стоит обратить внимание на алгоритм оценки справедливой стоимости актива, выбрать и утвердить в учетной политике один из методов, который предлагает федеральный стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», который начал действовать еще в мае 2017 года. Учреждение может руководствоваться методом рыночных цен или методом амортизированной стоимости замещения.

То же самое касается и метода начисления амортизации. С вступлением в силу федерального стандарта «Основные средства» в распоряжение бухгалтеров-бюджетников поступят дополнительные методы расчета суммы амортизации. Напомним, кроме ранее существовавшего линейного метода, стандарт предлагает метод уменьшаемого остатка и метод расчета амортизации пропорционально объему продукции. Свой выбор учреждение обязательно закрепляет в учетной политике.

Оценка объектов основных средств

Большие изменения ждут бухгалтеров в части оценки основных средств (ОС) — они тоже влияют на учетную политику. Теперь затраты на замену частей ОС, возникшие во время эксплуатации объекта, будут включаться в его стоимость в момент возникновения этих затрат. Важное условие — должны быть соблюдены критерии признания объекта ОС (п. 8 ).

Еще одно нововведение касается капитальных вложений. Затраты на систематические осмотры при эксплуатации объекта или в ходе его ремонта включаются в стоимость объекта ОС. Это возможно, как и в предыдущем случае, только если объект соответствует критериям признания ОС.

Эти изменения должны найти отражение и в учетной политике учреждения, там же следует перечислить группы ОС, в отношении которых учреждение будет применять положения федерального стандарта.

Порядок инвентаризации

Проводя инвентаризацию своего имущества и активов, многие учреждения сегодня опираются на Методические указания, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, и в учетной политике лишь ссылаются на документ. Требование закрепить порядок инвентаризации в учетной политике принято только для казенных учреждений в Инструкции № 157н.

Однако на сайте финансового ведомства опубликован проект приказа, который прекращает действие Методических указаний. Это значит, что алгоритм и сроки инвентаризации имущества и финансовых активов организации госсектора должны будут разработать самостоятельно и прописать в учетной политике. Сделать это можно заранее.

Федеральный стандарт «Основные средства» внес еще одно уточнение относительно инвентарного учета. Он предписывает зафиксировать в учетной политике порядок присвоения индивидуального номера объекту. Ориентиром для учреждений должны стать сам федеральный стандарт и Инструкция № 157н.

Учет событий после отчетной даты

Сейчас, чтобы учесть такие события, учреждения пользуются лишь положениями одноименных ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» (Приказ Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н), в Инструкции № 157н никаких указаний на этот счет нет. 1 января 2018 года начнет действовать одноименный федеральный стандарт, который закроет этот пробел. В нем создана классификация событий, прописаны четкие правила отражения их в бухучете и раскрытия информации при формировании регламентированной отчетности. Положение стандарта следует применять относительно отчетного периода, который начнется 1 января 2018 года, но внести их в учетную политику учреждения стоит уже в ближайшее время.

Раскрытие информации об учетной политике в отчетности

Базовые положения учетной политики должны быть размещены на официальном сайте организации. Кроме того, сведения об учетной политике необходимо отразить и в отчетности, которую учреждение представляет в контролирующие органы. При этом следует помнить, что все изменения, которые вступят в силу 1 января 2018 года, касаются нового отчетного периода, который стартует 1 января будущего года.

В пояснительной записке к отчетности бухгалтер должен указать суть изменений и дату, с которой начинают действовать обновления, обосновать их необходимость и изложить, как именно эти новшества повлияют на бухгалтерскую отчетность.

Если выбран ретроспективный способ изменения учетной политики, в пояснительной записке уточняются всевозможные суммы корректировок по статьям бухгалтерского учета за предыдущие периоды.

Теоретически разработать изменения учетной политики и утвердить их следует уже сейчас, чтобы к наступлению нового года привести документ в соответствие с федеральными стандартами. Но поскольку сам стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» еще находится в статусе проекта, рекомендуем дождаться его утверждения.

6 673 просмотра

Из-за очередных поправок в налоговом законодательстве необходимо внести изменения в учетную политику на 2018 год. Расскажем об обязательных пунктах политики, какие формулировки изменить и как актуализировать документ.

В этом году вступили в силу поправки в ПБУ 1/2008. В связи с этим учетную политику надо проверить на соответствие новым правилам. Расскажем, нужно ли вносить изменения в политику на 2018 год и какие корретировки нужны.

Новое в учетной политике на 2018 год

Способ учета в политике . В учетной политике необходимо прописать способы учета для операций, которые проводит организация. В этих целях надо руководствоваться федеральными стандартами (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Если же в них не установлен способ, закон требует разработать его по правилам, прописанным в стандартах.

Как применять требование рациональности? Например, на сомнительную и просроченную дебиторскую задолженность нужно создавать резерв. Но сомнительный долг может быть небольшим по меркам самой компании. При этом расчет резерва - трудоемкая работа. Бухгалтер применит критерии существенности к примерной сумме, которую нужно отразить в балансе при формировании резерва. А затем напишет руководителю докладную записку, что информация несущественная и траты на ее формирование нерациональны. Директор примет решение, создавать резерв или нет.

Для крупных компаний есть особенность выбора способов. Если организация входит в холдинг, то может составлять политику независимо от других компаний группы. Но только при условии, что основная компания не издает собственные стандарты, которые обязаны применять все организации группы.

Компании, которые составляют и публикуют отчетность по МСФО, получили в этом году право упростить себе формирование политики и учет. Независимо от того, есть ли в федеральном стандарте один или несколько способов, можно пользоваться особым правилом. Если способы в федеральных стандартах противоречат МСФО, можно руководствоваться международными стандартами (абз. 2 п. 7 ПБУ 1/2008).

Новое правило избавляет крупные организации от двойной работы. В учетной политике на 2018 год нужно прописать, от какого способа отказалась компания и какому правилу в международном стандарте оно противоречит.

Новый инвестиционный вычет в политике . С 1 января 2018 года компании смогут воспользоваться новым инвестиционным вычетом. Он позволяет уменьшить налог на прибыль на расходы по покупке или модернизации основных средств из 3-7 амортизационных групп . Поправки в Налоговый кодекс ввел Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ, который вступает в силу 1 января 2018 года.

В учетной политике 2018 нужно прописать, что компания будет пользоваться вычетом. Правила о том, как будете рассчитывать вычет, писать не нужно. Их утвердят региональные власти. Решение о вычете можно поменять в течение трех лет, если другой срок не установит регион.

Основные средства в учетной политике 2018

Правила работы с инвестиционным вычетом вводит новая статья 286.1 НК РФ, она будет действовать до 2027 года. Чтобы льгота заработала, ее должны ввести региональные власти. Они вправе устанавливать свои условия. Но есть общие правила для вычета.

Региональную часть налога на прибыль компания вправе уменьшить на 90% от расходов на покупку, доработку, модернизацию или техническое перевооружение активов. У инвестиционного вычета есть предельная величина - это разница между налогом в региональный бюджет по обычной ставке и налогом по ставке 5 %. Последнюю ставку регионы вправе менять в большую сторону. При этом, если компания пользуется вычетом, федеральную часть налога можно уменьшить на 10 % от расходов на активы. Эту часть налога на прибыль можно обнулить.

Вычет можно применять к активам 3-7 групп. Регионы могут устанавливать и другие ограничения по видам основных средств, а также категориям компаний, которые не вправе пользоваться инвестиционным вычетом. По кодексу это резиденты особых экономических зон, участники региональных инвестиционных проектов и др.

Применять вычет можно с периода, в котором компания начала использовать основное средство или изменила его первоначальную стоимость. Вычет сверх предельного значения можно будет переносить на другие месяцы, кварталы и годы. Инвестиционный вычет нужно применять ко всем активам, в отношении которых он установлен кодексом и региональными властями. При этом амортизировать такие основные средства компания уже не сможет.

Если компания решит продать актив раньше, чем пройдет срок полезного использования, потребуется доплатить налог с пенями. Тогда первоначальную стоимость основного средства компания учтет в расходах того периода, в котором продала актив (подп. 4 п.1 ст. 268 НК РФ).

Кроме того, к компаниям, которые используют инвестиционный вычет, будут и дополнительные требования на камеральных ревизиях. Инспекторы смогут запрашивать пояснения и документы по активам, к которым компания применила вычет.

Как написать учетную политику на 2018 год

По закону бухгалтер, когда составляет учетную политику, в первую очередь должен смотреть федеральные стандарты. Сейчас нет утвержденных документов с таким названием. Первый стандарт должен появиться к 2019 году.

С 19 июля 2017 года к федеральным стандартам приравняли ПБУ (Федеральный закон от 18.07.2017 № 160-ФЗ). Из них нужно выбирать способы учета (см. таблицу ниже). Конечно, при условии, что для вашей операции способ установлен. Если нет, компания действует по алгоритму - смотрит МСФО, затем федеральные стандарты по аналогичным вопросам либо отраслевые стандарты. Отраслевыми считаются стандарты ЦБ РФ. Для компаний таких стандартов нет.

Способы учета для учетной политики 2018: таблица сравнения

Что утверждают в политике Какие способы прописать В каком документе смотреть (без учета МСФО и рекомендаций БМЦ)
Способы оценки активов и обязательств Оценка фактов хозяйственной деятельности ПБУ 19/02, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99
Погашение стоимости активов ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 14/2007, ПБУ 17/02
Рабочий план счетов Применение счетов бухгалтерского учета Типовой план счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (п. 9 Положения, утв. приказом Минфина от 29.07.98 № 34н)
Критерии, по которым активы и обязательства нужно группировать Группировка фактов хозяйственной деятельности Инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н
Формы регистров бухучета Организация регистров Компания самостоятельно определяет формы первички, регистров, внутренней отчетности (п. 3 ст. 9, п. 5 ст. 10 закона № 402-ФЗ). Обязательно применять унифицированные формы, если это установлено нормативными актами. В частности, обязательны к применению кассовые документы
Формы первичных документов Документооборот

Формы для внутренней отчетности
Правила документооборота Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. приказом Минфина СССР от 29.07.83 № 105
Технология обработки учетной информации Обработка информации
Порядок проведения инвентаризации Инвентаризация Методические указания по инвентаризации, утв. приказом Минфина России от 13.06.95 № 49

Последний документ, в котором нужно искать способ учета, - рекомендации. Разъяснения по бухучету вправе давать негосударственные регуляторы - некоммерческие организации (ст. 21,23, 24 закона № 402-ФЗ). Сейчас к ним относится Бухгалтерский методологический центр (БМЦ).

Компании использовали в учетной политике рекомендации отраслевых министерств. Например, по вопросам калькулирования себестоимости или по способу учета в отрасли (см. Инструкцию, утв. приказом Минздрава России от 20.07.01 № 284, Методические рекомендации, утв. приказом Минсельхоза России от 14.12.04 № 537 и др.).

Теперь нужно проверить, не противоречат ли такие способы учета федеральным стандартам, МСФО и рекомендациям некоммерческих организаций. Ведь документы отраслевых министерств больше не регулируют бухучет. А раз так, будет считаться, что компания сама разработала способ, если взяла его из этих документов.

Дополнение к учетной политике на 2018 год

В этом году чиновники внесли в закон о бухучете изменения, которые приравняли 24 действующих ПБУ к федеральным стандартам по ведению учета. Тем не менее Минфин собирается заменить многие из этих ПБУ новыми документами. В программе разработки стандартов сейчас 14 проектов (приказ от 07.06.2017 № 85н). В 2019 году планируют ввести в действие федеральные стандарты "Запасы" и "Нематериальные активы". На сегодняшний день закончено общественное обсуждение.

Некоторые ПБУ не заменят полностью, но обновят. К 2019 году чиновники собираются внести изменения в ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте".

Компания вправе заранее применять новые стандарты, если Минфин прописал такую возможность в приказе, которым утвердил стандарт (п. 23 ПБУ 1/2008). Без этой оговорки новые правила не применяйте. Безопаснее подождать, пока стандарт станет обязательным.

Можно уже сейчас готовиться к переходу на новые стандарты, которые будут аналогичны МСФО. Для этого используйте ежегодные рекомендации Минфина аудиторам. В них есть способы, которые соответствуют международным стандартам отчетности. Сближение с МСФО - это главная цель реформирования российского бухучета.

Любое изменение способа учета нужно прописать в учетной политике. Для этого надо издать приказ или распоряжение руководителя (п. 8, 11 ПБУ 1/2008).

Все новые стандарты будут вступать в силу с начала года. Если компания захочет работать по стандарту раньше, выясните, требуется ли ретроспективный пересчет. Его нужно будет провести, если в стандарте не пропишут специальный порядок, как отразить изменение способа учета (п. 14 ПБУ 1/2008). В бухгалтерской отчетности потребуется отразить, что компания досрочно использует стандарты (п. 23 ПБУ 1/2008).

Изменения, которые компания планирует внести в учетную политику на будущий год, больше не нужно раскрывать в отчетности. Минфин исключил это правило из ПБУ 1/2008 (п. 14 приказа Минфина России от 28.04.2017 № 69н). Как и прежде, потребуется раскрыть в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах способы учета, которые могут повлиять на решения пользователей (п. 24 ПБУ 1/2008). Это нужно, так как пользователи отчетности сравнивают показатели за разные годы и делают выводы. По той же причине в отчетности отражают причину и содержание изменений в учетной политике (п. 21 ПБУ 1/2008). А если это существенно повлияло на финансовый результат или движение денег, то оценивают и раскрывают последствия (п. 13, 16ПБУ 1/2008).

Изменения учетной политике в 2018 году для малых компаний

Небольшие компании могут значительно упростить учет. Такое право сохранится в 2018 году.

Малые компании вправе не использовать самые сложные правила из федеральных стандартов и составлять отчетность всего из двух форм. Но такая льгота доступна не для всех.

Отказаться от сложных способов учета вправе малые компании, некоммерческие организации и участники проекта "Сколково". В 2018 году к малым будут относиться компании со среднесписочной численностью сотрудников за 2016 год до 100 человек и доходами не более 800 млн рублей за тот же период. При этом нужно выполнять еще хотя бы одно условие из части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Например, доля участия иностранных и российских организаций, которые не относятся к малым, не должна превышать 49 %.

Обратите внимание!

Не все малые компании вправе использовать упрощенные способы. Упрощать отчетность нельзя, если компания обязана проводить аудит. А это требование касается всех акционерных обществ, организаций с валютой баланса более 60 млн рублей или выручкой более 400 млн рублей за год, предшествующий отчетному (ст. 5 Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ). Чиновники планируют поднять лимит по выручке до 800 млн рублей. Проект закона уже внесли в Госдуму (законопроект № 273179-7).

Для упрощенного учета есть ограничения по видам деятельности. В частности, пользоваться льготой не праве кредитные и жилищные кооперативы (п. 2–12 ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Если вид бизнеса не запрещает вести упрощенный учет, проверьте компанию по другим критериям. Убедитесь, что вправе упростить учет, а затем включите новые правила в учетную политику на 2018 год.

Мы рассказали об актуализации учетной политики на 2018 год. Посмотреть образцы можно в статьях:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии

Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н внесен ряд изменений в Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н. Главные цели изменений - упорядочение процедуры формирования учетной политики организации, активизация применения МСФО при выработке учетной политики организации , а также приведение норм ПБУ 1/2008 в соответствие с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

Определено соотношение учетной политики разных организаций

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете" экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Исходя из этого ПБУ 1/2008 дополнено указанием на то, что организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями.

Вместе с тем согласно части 14 статьи 21 Федерального закона "О бухгалтерском учете" экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. В связи с этим в ПБУ 1/2008 уточнено, что в случае, когда утвержденные основным обществом стандарты бухгалтерского учета обязательны к применению его дочерним обществом, последнее формирует свою учетную политику исходя из стандартов бухгалтерского учета основного общества.

Уточнен алгоритм формирования учетной политики организации

Исходя из части 3 статьи 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете" при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета организация делает выбор из числа способов, допускаемых федеральными стандартами бухгалтерского учета.

На основе обобщения и анализа правоприменительной практики приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н уточнен алгоритм формирования учетной политики организации. В новой редакции ПБУ 1/2008 предусмотрены процедуры формирования учетной политики организации для следующих случаев:

1) федеральный стандарт бухгалтерского учета устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета;

2) федеральный стандарт бухгалтерского учета устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета;

3) федеральный стандарт бухгалтерского учета не содержит допустимые способы бухгалтерского учета по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета.

В первом случае учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. Иначе, в учетную политику организации включается именно тот способ ведения бухгалтерского учета, который предусмотрен соответствующим федеральным стандартом бухгалтерского учета.

Во втором случае организация выбирает из всех допускаемых федеральным стандартом способов ведения бухгалтерского учета тот, который обеспечивает формирование качественной информации о конкретном объекте бухгалтерского учета. Данный выбор должен производиться организацией на основе критериев, установленных ПБУ 1/2008. В общем случае такими критериями являются установленные ПБУ 1/2008 допущения (имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности) и требования (полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности). В случае, когда речь идет о формировании в бухгалтерском учете несущественной информации, организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности. При этом несущественной признается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности.

В третьем случае организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу. При разработке способа ведения бухгалтерского учета она должна исходить из требований законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и основываться на установленных ПБУ 1/2008 допущениях и требованиях к учетной политике. Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н введена последовательность использования различных источников. В качестве источника первой очереди применяются Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО) по аналогичным вопросам. Если МСФО не содержат необходимых способов ведения бухгалтерского учета, то организация должна ориентироваться на положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам. Если же организация не находит соответствующие решения в стандартах, то она должна руководствоваться рекомендациями в области бухгалтерского учета, принимаемыми согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Кроме того, в третьем случае организация, которая вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, может разрабатывать способ ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, руководствуясь исключительно требованием рациональности. В случае, когда речь идет о формировании в бухгалтерском учете несущественной информации, организация вправе разрабатывать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

Урегулирован порядок отступления от общего алгоритма формирования учетной политики

ПБУ 1/2008 дополнено специальными нормами, регламентирующими действия организации при выборе (разработке) способов ведения бухгалтерского учета в случаях, когда следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения такой организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом речь идет об исключительных случаях. В этих случаях и при соблюдении всех следующих условий организация вправе отступить от общего порядка формирования учетной политики. ПБУ 1/2008 установлены следующие условия:

1) определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2) возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;

3) альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств.

В этой связи ПБУ 1/2008 также дополнено требованиями к раскрытию информации об отступлении от общих правил и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета.

В случае если организация отступает от общего порядка формирования учетной политики, она обязана раскрыть следующую информацию в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) наименование федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего способ ведения бухгалтерского учета, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа;

2) обстоятельства, в результате которых применение общего порядка формирования учетной политики, приводит к тому, что бухгалтерская (финансовая) отчетность организации не позволяет получить достоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств, и причины наступления этих обстоятельств;

4) значения всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, которые были изменены в результате отступления от общего порядка формирования учетной политики, как если бы такое отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя. Иными словами, организация должна включить в отчетность сравнительный анализ (сверку) всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые были изменены в результате описанного отступления, как если бы отступление не было сделано.

Введено право организации унифицировать учетную политику по МСФО и по российским правилам

Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н введено право организации формировать учетную политику с учетом требований МСФО.

Такое право предоставлено организациям, которые раскрывают:

консолидированную финансовую отчетность, которая согласно Федеральному закону "О консолидированной финансовой отчетности" составляется в соответствии с МСФО, или

составленную по МСФО финансовую отчетность организации, не создающей группу (см. часть 5 статьи 2 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности").

Данные организации при формировании учетной политики могут руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований МСФО. Это, в частности, означает, что если применение какого-то способа ведения бухгалтерского учета, предусмотренного федеральным стандартом бухгалтерского учета, приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО (т.е. препятствует соблюдению этих требований), то такая организация вправе не применять данный способ ведения бухгалтерского учета. Вместо этого способа ведения бухгалтерского учета применяется способ, предусмотренный соответствующим МСФО.

В описанном случае в отношении каждого непримененного способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, организация должна в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) описать такой способ;

2) раскрыть требование МСФО, которое будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, и описать, каким образом это требование будет нарушено.

Уточнено содержание требования рациональности

Согласно ПБУ 1/2008 одним из требований к учетной политике организации является требование рациональности. Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н уточнено содержание этого требования. Учетная политика организации должна обеспечивать, среди прочего, рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (ранее - рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации).

Уточнен порядок ретроспективного отражения последствий изменения учетной политики

Согласно ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете, как правило, ретроспективно. Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н уточнено, что ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка не только по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый) убыток", но и (или) остатка по другим статьям бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату (ранее - входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый) убыток" за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период).

Введена обязанность раскрывать досрочное применение федеральных стандартов бухгалтерского учета

Нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету устанавливает дату введения его в действие для обязательного применения соответствующими организациями. Вместе с тем в нем может быть предусмотрена возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления даты обязательного применения. В последнем случае введение в действие правил бухгалтерского учета происходит в два этапа. На первом этапе правила могут применяться организациями добровольно. На втором этапе они становятся обязательными для применения.

Для случая добровольного досрочного применения нормативного правового акта по бухгалтерскому учету введено следующее требование:

если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, организация, воспользовавшаяся такой возможностью, обязана раскрыть данный факт в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отменена обязанность раскрывать в отчетности отдельные факты

Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н исключены два требования о раскрытии информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности:

требование раскрывать факт неприменения утвержденного и опубликованного, но еще не вступившего в силу нормативного правового акта по бухгалтерскому учету, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за тот период, в котором должно начаться применение его (ранее - организация была обязана раскрывать это в своей отчетности);

требование объявлять изменения учетной политики на год, следующий за отчетным (ранее - организация была обязана раскрывать это в своей отчетности).

Уточнен ряд норм Положения

Ряд норм ПБУ 1/2008 приведен в соответствие с Федеральным законом "О бухгалтерском учете":

в пункте 8 примеры организационно-распорядительной документации, которой оформляется принятая организацией учетная политика, дополнены таким видом документов как стандарты (ранее - приказы, распоряжения);

в пункте 10 уточнено, что применение разработанного организацией нового способа ведения бухгалтерского учета конкретного объекта бухгалтерского учета должно приводить к повышению качества информации о таком объекте (ранее - более достоверному представлению фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшей трудоемкости учетного процесса без снижения достоверности информации);

в пункте 17 уточнено, что раскрытию подлежат принятые организацией способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения этой организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств (ранее - способы, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности);

в пункте 24 исключено упоминание того, что пояснительная записка входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Внесены следующие терминологические уточнения:

термин "государственные (муниципальные) учреждения" заменен термином "организации государственного сектора";

термин "положения по бухгалтерскому учету" заменен термином "федеральные стандарты бухгалтерского учета".

Департамент регулирования

бухгалтерского учета,

финансовой отчетности

и аудиторской деятельности

В прошлых выпусках журнала мы ознакомились с отдельными федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций госсектора, утвержденными в рамках Программы , которые вступят в силу с 2018 года. Предполагалось, что с нового года начнут действовать 11 стандартов.

Однако планы Минфина изменились, и срок вступления в силу некоторых из них перенесен на 01.01.2020 . На сегодня осталось утвердить три федеральных стандарта, проекты которых размещены на сайте Минфина. Один из них – «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее – Стандарт «Учетная политика»). Именно о нем и пойдет речь в данной статье.

Предмет регулирования.

Стандартом «Учетная политика» урегулированы следующие вопросы:

  • особенности формирования, утверждения и изменения учетной политики;
  • порядок отражения изменений оценочных значений в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • правила отражения исправлений ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Остановимся на основных моментах.

Учетная политика и ее составляющие.

Учетная политика – совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, применяемых субъектом учета последовательно из года в год.

Обязанность по формированию учетной политики лежит на главном бухгалтере или ином физическом (юридическом) лице в рамках возложенных на него полномочий по ведению учета, а по утверждению – на руководителе субъекта учета.

Составляется учетная политика исходя из особенностей структуры учреждения, отраслевых и иных нюансов его деятельности, выполняемой им в соответствии с законодательством РФ и (или) функций. При этом учитываются положения действующих законодательных актов РФ, федеральных и отраслевых стандартов бухучета, иных нормативных правовых актов органов, регулирующих бухгалтерский учет, а также учетной политики органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя.

Если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета вышеназванными нормативными правовыми актами не предусмотрены правила его отражения в бухучете, учреждение по согласованию с учредителем и финансовым органом соответствующего публично-правового образования определяет учетную политику, исходя из требований, установленных Федеральным стандартом «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора», утвержденным Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

В составе учетной политики обязательно утверждаются:

  • порядок признания и прекращения признания объектов бухгалтерского учета, методы оценки объектов бухгалтерского учета, а также порядок раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • рабочий план счетов бухучета, содержащий счета бухгалтерского учета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для отражения фактов хозяйственной жизни, регистров и иных документов бухучета, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их составления формы. При этом утвержденные формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные законодательством РФ;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Изменение учетной политики.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного периода, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

Стандарт «Учетная политика» допускает изменение учетной политики при возникновении следующих обстоятельств (п. 8):

Изменение учетной политики

Изменение законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и нормативных правовых актов органов, регулирующих бухгалтерский учет

Разработка или выбор учреждением способа организации и ведения бухгалтерского учета, применение которого позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности достоверную и более уместную информацию

Существенное изменение условий деятельности учреждения, включая его реорганизацию, изменение возложенных на субъект учета полномочий и (или) выполняемых им функций

  • применение способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее;
  • утверждение нового способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности учреждения впервые.

Способы применения измененной учетной политики.

Стандарт «Учетная политика» предусматривает ретроспективный и перспективный способы применения измененной учетной политики.

Способы применения измененной учетной политики

Перспективный способ

Ретроспективный способ

Применение измененной учетной политики к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующего изменения учетной политики

Применение измененной учетной политики к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы измененная учетная политика применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни

Стандарт «Учетная политика» устанавливает необходимость оценки последствий изменений учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, в денежном выражении. Такая оценка производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

Последствия изменения учетной политики, вызванного:

  • изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и иных нормативных правовых актов органов, регулирующих бухгалтерский учет, отражаются в бухучете и отчетности в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом. При отсутствии такого порядка применяется ретроспективный способ;
  • причинами, отличными от указанных выше, оказавшими или способными оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денежных средств учреждения, отражаются путем ретроспективного применения измененной учетной политики.

При применении ретроспективного способа корректировке подлежат входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также значения связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний предшествующий год, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели, либо на начало отчетного года, если иное не является практически возможным.

Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются записями по счетам бухгалтерского учета в периоде, в котором произошло изменение учетной политики.

Ретроспективное применение измененной учетной политики не является практически возможным, если оценка в денежном выражении последствий такого изменения:

  • не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;
  • требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении предшествующих отчетных годов не является практически возможной, учреждение применяет измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующего изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики).

Раскрытие изменений учетной политики в отчетности.

В отношении изменений учетной политики в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывается следующая информация:

1) обоснование изменений;

3) порядок отражения последствий изменения учетной политики в отчетности, включая указания на обстоятельства, в связи с которыми применяется выбранный порядок, и дата, с которой применяется измененная учетная политика;

4) в случае ретроспективного применения измененной учетной политики:

  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской (финансовой) отчетности за каждый из предшествующих годов, для которых в отчетности раскрываются сравнительные показатели;
  • сумма корректировки, относящаяся к годам, предшествующим тем, для которых в отчетности раскрываются сравнительные показатели, в той степени, в которой это практически возможно.

В ситуации, когда изменение учетной политики обусловлено применением вновь принятого нормативного правового акта или измененного нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным принятым или измененным нормативным правовым актом.

Оценочные значения и порядок отражения их изменений в отчетности.

Оценочное значение – это рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, при отсутствии точного способа его определения. К оценочным значениям относятся:

  • сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов;
  • величины оценочных резервов;
  • величины амортизационных отчислений;
  • стоимость нефинансовых активов (в случаях, предусмотренных федеральными и отраслевыми стандартами бухучета);
  • иные аналогичные показатели, определяемые на основе профессионального суждения уполномоченных на то лиц в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Изменением оценочного значения признается корректировка значения показателя, отражаемого в бухгалтерском учете или бухгалтерской (финансовой) отчетности, обусловленная изменением допущений, фактов и обстоятельств, на основе информации о которых был выполнен его расчет.

Обратите внимание:

Изменение оценочного значения не является изменением учетной политики, а также исправлением ошибки.

Изменение оценочного значения признается в бухгалтерском учете и отражается бухгалтерской (финансовой) отчетности перспективно, то есть:

  • в периоде, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели отчетности только данного отчетного периода;
  • в периоде, в котором произошло изменение, и в будущих периодах, если такое изменение влияет на отчетность данного отчетного периода и будущих периодов.
Перспективное признание результатов изменения оценочного значения – признание результатов изменения оценочного значения в учете и отражение их в отчетности в том отчетном периоде, в котором произошло изменение, и в будущих отчетных периодах, на которые указанное изменение оказывает влияние. В пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности отражается следующая информация об изменении оценочного значения:
  • описание изменения оценочного значения, повлиявшего на отчетность за отчетный период;
  • описание изменения оценочного значения, которое повлияет на отчетность за будущие периоды. Исключением являются случаи, когда оценить в денежном выражении влияние изменения оценочного значения на отчетность за будущие периоды практически невозможно. Факт и причины невозможности данной оценки также подлежат раскрытию.

Правила исправления ошибок в отчетности.

Ошибкой в бухгалтерской (финансовой) отчетности признается пропуск и (или) искажение, возникшее в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни.

Ошибки в зависимости от даты их обнаружения (выявления) подразделяются на ошибки отчетного периода и предшествующего отчетного периода.

Стандартом «Учетная политика» предусмотрены следующие правила исправления таких ошибок:

Период обнаружения (выявления)

Правила исправления ошибок

Ошибки отчетного периода

выявленные в ходе осуществления внутреннего контроля

После даты подписания отчетности, но до даты ее представления

Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись на дату, определяемую по решению органа (должностного лица), ответственного за осуществление внутреннего контроля

Уточнение отчетности

выявленные в ходе камеральной проверки отчетности

После даты представления отчетности, но до даты принятия уполномоченным органом

Исправление отчетности

выявленные в ходе внутреннего и внешнего контроля, аудита

После даты принятия отчетности, но до даты ее утверждения

Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись на конец отчетного периода

Исправление отчетности

Ошибки предшествующего отчетного периода

После даты утверждения годовой отчетности

Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись в периоде, в котором обнаружена ошибка

Ретроспективный пересчет отчетности*

В пояснениях к отчетности за отчетный год раскрывается информация об ошибке, сумме корректировки, приводится описание причин, по которым корректировка сравнительных показателей отчетности не является практически возможной, а также описание способа исправления ошибки с указанием периода, в котором отражены исправления

* Ретроспективный пересчет отчетности – это исправление ошибки предшествующего отчетного года (годов) путем корректировки сравнительных показателей отчетности за предшествующий отчетный год (годы) таким образом, как если бы ошибка не была допущена. Причем корректировке подлежат сравнительные показатели, раскрываемые в отчетности за отчетный год, начиная с того предшествующего года, в котором была допущена ошибка, за исключением случаев, когда это практически невозможно.

* * *

Некоторые положения Стандарта «Учетная политика» дублируют положения Закона о бухгалтерском учете и Инструкции № 157н , но есть и важные нововведения. Среди них – перспективное и ретроспективное применение измененной учетной политики, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Планируется, что данный федеральный стандарт будет применяться при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности за периоды после 1 января 2018 года. Более раннее применение допускается по согласованию с Минфином, и этот факт раскрывается в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности.


Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утв. Приказом Минфина РФ от 10.04.2015 № 64н.

Это федеральные стандарты «Непроизведенные активы», «Запасы», «Биологические активы» (см. проект приказа Минфина РФ «О внесении изменений, вносимых в программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. № 64н»).

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Ю. Ершов, эксперт журнала