Статус налогоплательщика при заполнении платежного поручения. Статус плательщика ип в платежном поручении

по каждому физлицу, получившему от них доход. Налог взимается как с российских граждан, так и с иностранцев , причем по различным ставкам. Чтобы правильно применить налоговую ставку по НДФЛ, нужно точно определить статус физлица и указать его в разделе 2 справки 2-НДФЛ. Как выбрать статус налогоплательщика, расскажем в этой статье.

Статус налогоплательщика 1 в 2-НДФЛ

По физлицам, которые являются резидентами РФ, укажите код статуса налогоплательщика «1» в справке 2-НДФЛ. Доходы резидентов, как правило, облагаются налогом по ставке 13%.

Кто такие налоговые резиденты, разъясняется в п. 2 ст. 207 НК РФ: это физлица, которые находятся в России не менее 183 дней, с учетом дней приезда и отъезда, в течение 12 месяцев подряд. При этом краткосрочные (до полугода) выезды за границу на лечение или обучение, а также работа на углеводородных морских месторождениях не прерывают течение этого периода.

В течение календарного года налоговый статус физлица может меняться . Установить его окончательно нужно по итогам календарного года. Причем, если статус определяется не на конец налогового периода, а раньше, на дату получения дохода, то и период в 12 месяцев будет начинаться не в отчетном календарном году, а в предыдущем.

Чем можно подтвердить время фактического нахождения физлица на территории России, чтобы проставить статус налогоплательщика «1» в справке 2-НДФЛ? Перечня таких документов закон не содержит, но ФНС в своем письме от 05.03.2013 № ЕД-3-3/743 указывает, что это могут быть копии паспорта с отметками о пересечении границы РФ, справки с мест работы, составленные на основании данных табелей учета рабочего времени, а также свидетельство о временной регистрации по месту пребывания.

Статус налогоплательщика 2 в 2-НДФЛ

Физлицо, не соответствующее вышеуказанным требованиям, является нерезидентом РФ. Его статус налогоплательщика в 2-НДФЛ будет обозначен цифрой «2». Причем нерезидентом может оказаться не только иностранец, но и гражданин России, надолго покидающий страну в течение года.

Доходы нерезидентов по общему правилу облагаются НДФЛ по ставке 30%.

Статус налогоплательщика 3 в 2-НДФЛ

Для нерезидентов, которые трудятся в РФ в качестве высококвалифицированных специалистов , предусмотрен налоговый статус под кодом «3». Доход таких физлиц, полученный от трудовой деятельности, облагается по льготной ставке 13% (письмо Минфина РФ от 18.02.2014 № 03-04-06/6773).

Иностранца можно признать специалистом, если работодатель или заказчик заключил с ним трудовой или гражданско-правовой договор, а размер его вознаграждения за год трудовой деятельности в РФ составляет не менее 2 миллионов рублей. В определенных законом случаях размер вознаграждения может быть ниже (для научных работников, преподавателей, иностранцев, работающих в Крыму и Севастополе и др.), или вовсе не иметь значения (для иностранцев, работающих на проекте «Сколково»).

Таблица кодов статусов налогоплательщика

Как мы видим, гражданство физлица при определении налогового статуса не всегда имеет значение: иностранец может стать налоговым резидентом РФ, а россиянин перейти в категорию нерезидентов. Поскольку от статуса зависит налоговая ставка, по которой облагаются доходы физлиц, работодателю нужно тщательно отслеживать налоговый статус своих сотрудников для правильного исчисления НДФЛ.

В Положении ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» о реквизите «статус плательщика» (поле 101) говорится буквально следующее:

101 - Указывается информация в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых федеральными органами исполнительной власти совместно или по согласованию с Банком России

А уже с учётом этого требования, код налогоплательщика начиная с 2014 года установлен Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. (Приложение № 5 - Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации). И этот Приказ Минфина согласован Председателем Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной. Отдельные изменения в приказ № 107н внесены Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н".

Что означает «Статус плательщика» в платёжном поручении?

Статус (лат. status) - означает «состояние», либо «положение» рассматриваемого объекта в определённой структуре или системе. В нашем случае – положение в налоговой системе.

Статус плательщика - это правовое положение объекта, который непосредственно оформляет расчётные документы на денежный перевод в бюджетную систему Российской Федерации по перечислению налогов, сборов и иных платежей, и это правовое положение выражается определённым кодом.

Статус плательщика (101) - указывается двузначным кодом статуса налогоплательщика. С 2014 года код налогоплательщика, идентифицирующий лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, может принимать значения от 01 до 26, что закреплено в Приложении 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Согласно Приложению 11 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" максимальное количество символов в реквизите 101 (поле 101) платёжного поручения, инкассового поручения, платёжного требования или платёжного ордера при составлении в электронном виде также закреплено двузначной цифрой (2)

В Приложении № 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н приведено значение статуса плательщика для всех 26 кодов, которые необходимо использовать при заполнении поля 101 . А Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н в Приложение № 5 внесены некоторые изменения и дополнения.

Ниже приведены действующие с 23.09.2015 г. значения кодов "Статус налогоплательщика":


Код Статус налогоплательщика (плательщика сборов)
01 Юридическое лицо - налогоплательщик (плательщик сборов)
02 Налоговый агент
03 Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
04 Налоговый орган
05 Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы
06 Участник внешнеэкономической деятельности - юридическое лицо
07 Таможенный орган
08 Плательщик - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
09 Налогоплательщик (плательщик сборов) - индивидуальный предприниматель
10 Налогоплательщик (плательщик сборов) - нотариус, занимающийся частной практикой
11 Налогоплательщик (плательщик сборов) - адвокат, учредивший адвокатский кабинет
12 Налогоплательщик (плательщик сборов) - глава крестьянского (фермерского) хозяйства
13 Налогоплательщик (плательщик сборов) - иное физическое лицо - клиент банка (владелец счета)
14 Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам
15 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платёжное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков - физических лиц
16 Участник внешнеэкономической деятельности - физическое лицо
17 Участник внешнеэкономической деятельности - индивидуальный предприниматель
18 Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей
19 Организации и их филиалы (далее - организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица в счёт погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке
20 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
21 Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков.
22 Участник консолидированной группы налогоплательщиков.
23 Органы контроля за уплатой страховых взносов.
24 Плательщик - физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
25 Банки - гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.
26 Учредители (участники) должника, собственники имущества должника - унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включённых в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Платёжные поручения, в которых поле 101 имеет значение, т.е. заполнено - подлежат обязательному контролю банка на предмет наличия значений реквизитов 102-110. Заполнение полей 101 – 110 относит денежный перевод к бюджетным платежам.

Поля 101 – 110 заполняются в платёжном поручении только при платежах в бюджетную систему РФ.

Статус плательщика (101) - не привязан к банку обслуживания плательщика или каким либо другим реквизитам, отражаемым в платёжном документе.

Где в платежном поручение расположено поле 101?

При оформлении платежей в бюджетную систему РФ реквизит "Статус плательщика" (поле 101) заполняется в следующих платёжных документах: - в платёжных поручениях, инкассовых поручениях и платёжных ордерах. Где в платежном поручении находится поле 101? Поле 101 находится в верхней части платёжного поручения, а именно:

При расчетах налогоплательщиков с госструктурами обязательно указание статуса отправителя в платежках. Причем имеются нюансы, обусловленные предписаниями Минфина. Как указывать статус в 2019 году в платежных документах?

Статус плательщика идентифицирует организацию или физлицо, осуществляющих платеж. Потому в платежном поручении указание статуса обязательно.

Как указать его правильно? Что такое статус в платежке? Какой код статуса плательщика в платежном поручении 2019 года нужно указывать?

Основные моменты

Налоговое законодательство РФ обязует всех плательщиков налогов оформлять платежные поручения согласно правилам, учрежденным Минфином РФ.

Показатель 101 заполняется в соответствии с и приложением №5 к оному.

Заполнять реквизит следует при осуществлении платежей, касающихся обязательных выплат в бюджет или внебюджетные фонды. Заполняется поле 101 числовым значением из двух цифр.

Это позволяет определить организационно-правовую форму плательщика, его направление деятельности и предназначение платежа.

Особо характеризуются налоговые платежи, оплата страховых взносов и прочее. То есть этот реквизит содержит сведения о том, кто платит и за что.

Что это такое

Статусом налогоплательщика именуется цифровой код, позволяющий идентифицировать плательщика, получателя платежа и непосредственно платеж. Указание статуса при заполнении платежки обязательно. Ранее существовало двадцать значений статуса.

После корректировки законодательных положений учреждено двадцать шесть статусов в зависимости от типа плательщиков, а именно:

Налогоплательщики, являющиеся юрлицами 01
Субъекты, выступающие налоговыми агентами 02
«Почта России» по некоторым платежам физлиц 03
Физлица, юрлица, ИП, импортирующие и экспортирующие товары 06, 16, 17
Плательщики страховых взносов во внебюджетные фонды 08
ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры, выплачивающие налоговые платежи за себя 09, 10, 11, 12
Физические лица 13
Налогоплательщики, выплачивающие средства физлицам 14
Выплачивающие страховые взносы физлица 24
Финорганизации, банки, «Почта России» по обобщенным платежам физических лиц 15
Юрлица, выплачивающие налоговые долги физлиц 19
Финорганизации и банки по некоторым платежам физлиц 20
Внебюджетные фонды 23
Банки-гаранты 25
Физические и юридические лица по погашению задолженностей 26
Налоговые органы 04
Служба судебных приставов 04
Таможенные органы 07
Плательщик таможенных сборов на основании закона РФ, но без заполнения декларации 18
Представитель консолидированной группы налогоплательщиков 21
Участник КГН 22

Статус отправителя, или плательщика, это показатель, который непременно соотносится с организационно-правовым статусом плательщика и нюансами его деятельности.

При этом некоторые значения статусов однозначны и в дополнительном толковании не нуждаются. Другие не столь очевидны и требуют разъяснений по поводу своей применимости в отношении конкретных лиц.

К неочевидным статусам можно отнести следующие:

«14» Обычно таковой указывали ИП, нанимающие работников и выплачивающие им зарплату. Однако Минфин разъясняет, что ИП нужно применять статус 08, тогда как статус 14 следует использовать исключительно физлицам
«18» Указывает плательщик таможенных пошлин, не являясь при этом декларантом. Сомнение вызывает факт, что можно не декларировать импорт/экспорт. Тем не менее, таковыми могут быть лица, получившие разрешение на переработку продукции вне таможенной территории или владелец торговой точки, ведущий беспошлинную торговлю
«21» и «22» Указывают фирмы из состава консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). Для этого должно быть официально зарегистрировано КГН с соблюдением законодательных требований к структуре

Какова его роль

Основополагающее значение поля «Статус плательщика» это использование в целях финансовой статистики. Однако существует и роль реквизита, важная с технической точки зрения.

В частности цифровой код помогает определить, является ли платеж бюджетным. Когда в поле 101 указано какое-либо значение, банковское учреждение обязано проверить заполнение полей 102-110.

Поэтому не допускается наличие в незаполненных полей. Когда какое-то поле не заполняется, по умолчанию в нем проставляется значение «0».

Кроме того код помогает определить, кто именно вносит платеж. При верном указании статуса плательщика в поле 101 платежного документа не возникает нареканий со стороны получателей платежа.

Перечисленные средства поступают вовремя и в точности по назначению. Вследствие этого отсутствуют основания для применения штрафных санкций.

Законные основания

Основной правовой источник, регулирующий заполнение платежных поручений при осуществлении платежей в бюджетную систему РФ, это Приказ Минфина РФ №107н от 12.111.2013.

Этот правовой акт действует с начала 2019 года. С этого же момента количество статусов плательщика изменилось с двадцати на двадцать шесть.

Минфин периодически дополняет данный норматив и дает разъяснения по поводу применения отдельных норм. Так разъясняющим является .

В нем определяется, как соотносить статус плательщика и отдельные КБК. Основные моменты заполнения платежного поручения прописаны в Положении Банка России № 383 от 19.06.2012 «О правилах осуществления перевода денежных средств».

Показатель статуса в платежном поручении в 2019 году

При заполнении платежного поручения касательно налоговых платежей и сборов чаще всего используются такие статусы как:

Реквизит 101 заполняется не во всяком случае осуществления платежей. Наличие статуса в платежке указывает на получателя средств как субъекта, на чьи счета поступают платежи.

Статусы «15» и «20» применяют при переводе денежных средств физлицам. Физлица, осуществляющие платежи в бюджет или внебюджетные фонды указывают «24».

Физлица, не являющиеся ИП, ставят статус «13». Кроме того, существуют и иные особенности при указании статуса плательщика.

Составителя документа

Статус составителя платежного поручения прописывается в поле 101 сразу после реквизита «5», указывающего на вид платежа.

Данное письмо хоть и не является нормативом, но не противоречит источникам права и потому применяется многими предпринимателями и бухгалтерами.

По НДФЛ

При выплате НДФЛ значимость приобретает то, является ли составитель документа налоговым агентом или нет. Если организация (ИП) выплачивает налог с доходов своих сотрудников, то она выступает налоговым агентом, а значит, ставит статус «02».

Когда ИП работает с применением спецрежимов, то при уплате любых налогов он указывает «09», но только если не выступает при проведении платежей налоговым агентом, а перечисляет налог с собственных доходов.

Если выплату осуществляет физическое лицо со своих доходов, то оно выступает в роли налогоплательщика и потому указывает значение статуса как «24».

Когда НДФЛ, удержанных с доходов физлица, перечисляется организацией в счет уплаты задолженности, ставится статус «19».

Заполненный образец

Общие правила по заполнению платежных поручений становятся понятны при изучении образца заполнения платежных документов в 2019 году.

Неправильно оформленный платежный документ может стать причиной несвоевременного проведения платежей. А это ведет к начислению пени и наложению штрафов.

Относительно статуса плательщика следует запомнить, что указывать его нужно при перечислении любых обязательных платежей. Заполнять его следует рядом с полем о «Виде платежа», в правом верхнем углу платежки.

Указывать следует двухзначную цифру от «01» до «26». При этом следует отличать статусы в зависимости от организационно-правовой формы плательщика и назначения платежа.

Статус плательщика – очень важное поле при оформлении платежного документа. Правильное применение кода для внесения в соответствующее поле важно для предупреждения возникновения проблем с налогами и иными платежами, которые вносятся в государственную казну.

Если в поле введена неверная информация, то платеж будет принят, однако, в некоторых случаях его не смогут корректно зачислить. Иногда подобные неточности обходятся довольно дорого, особенно если речь идет о компании. Документ, заполненный в соответствии с требованиями, является достоверным подтверждением того, что платеж был произведен.

Поле «101» - как правильно заполнить

Последние обновления в правилах заполнения платежных документов значительно упростили процедуру идентификации платежей, что значительно ускорило их зачисление и сократило вероятность конфликтов и проблем. Например, есть четкие правила для владельцев счетов, являющихся клиентами банков, они указывают статус плательщика «13».

Статус «08» следует указывать при оплате страховок, индивидуальные предприниматели, работающие без применения наемной силы, должны использовать статус «24» как физическое лицо.

Статус плательщика в платежном поручении указывается с помощью специального двузначного кода, в диапазоне от 01 до 26. Показатель статуса плательщика является отдельной, не зависящей от остальных реквизитов, частью информации. Он является идентификатором лица или организации, отчисляющей средства в бюджет с целью оплаты налогов и сборов или иных счетов.

Поручения, в которые внесены данные для поля 101, должны проверяться на корректное использование полей 102-110. Коды, информация, введенная сюда, обозначает бюджетный статус в платежном поручении, то есть денежные средства направляются в государственную казну.

Статус плательщика – это состояние лица, оформляющего отчисление средств (расчетные документы) для оплаты налогов или иных платежей в финансовую структуру Российской Федерации. Данный показатель определяет позицию плательщика в правовой системе. Значение его должно соответствовать одному из 26 утвержденных Минфином кодов.

Перечень возможных состояний плательщиков предусматривает определение статуса для любого лица, организации, ИП, производящих выплаты в государственную казну.

Кроме вышеуказанных кодов «08» и «24» , означающих ИП и физическое лицо, в таблице указаны иные статусы, позволяющие точно идентифицировать правовое положение плательщика.

Для налоговых, таможенных органов, кредитных организаций имеются отдельные коды, физические и юридические лица также идентифицируются в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. При заполнении платежного поручения для платежа определенного вида указывается код и показатель статуса налогоплательщика, предусмотренный для этого вида платежа.

Пример правильного подхода к заполнению документа

Например, обязательное пенсионное и медицинское страхование должно оформляться без ошибок. Нужно не только рассчитать сумму страховых взносов, но и корректно заполнить поручение, внести нужные сведения, верно определить статус плательщика.

В форме на выплату обязательного страхования поле 101 является очень важным. Статус лица, оформляющего платеж, должен быть указан в полном соответствии с нормами, разработанными Минфином (приказ № 107н, приложение 5).

Показатель статуса «08» (обозначает юридическое лицо) при оплате страховых взносов указывают:

Код 15 указывают:

  • финансовая организация, осуществляющая кредитование либо ее филиал;
  • организация государственной почтовой связи;
  • платежный агент.

Платежное поручение составляется на общую сумму поступивших от физических лиц платежей.

Статус плательщика «20» используют:

  • кредитная организация или ее филиал (отделение);
  • платежный агент;

Распоряжение о выплате взноса составляется по каждому платежу физических лиц отдельно.

Непосредственно физические лица вписывают код 24, означающий плательщика, вносящего деньги за страхование.

Как провести платеж через Сбербанк Онлайн

Для правильной оплаты услуг при использовании систем онлайн-платежей следует разбираться в основных правилах заполнения платежных поручений.

Пользователи нередко задаются вопросом, что такое статус плательщика в Сбербанк Онлайн. При интуитивной простоте платежной системы СБ самое сложное для лица, выполняющего платеж, решить, какой именно присвоить себе статус.

Справа наверху в платежке есть небольшое поле для двух цифр, которые определяют статус плательщика. Слева размещаются дата совершения платежа и сумма. Ниже следуют:

  • информация о плательщике;
  • ИНН – идентификационный номер налогоплательщика, у физических лиц появился с 1999 года (от номеров организаций и частных предпринимателей отличается количеством цифр – номер физического лица, обычного налогоплательщика, состоит из 12 знаков, юридическим лицам присваиваются десятизначные номера);
  • номер счета;
  • КПП – этот идентификатор получают только организации, ИП и физические лица в эту графу не вносят ничего (расшифровка кода – код причины постановки на учет в налоговом учреждении);
  • банк, с чьей стороны идет платеж, БИК, счет;
  • банк, куда идет оплата, его БИК, счет;
  • данные об организации, получающей оплату: ИНН, КПП, за какой период производится оплата, для чего производится платеж;
  • номер платежного документа, дата его оформления, тип.

Это перечень данных, которые необходимы для заполнения платежки, которая выдается для оплаты через отделение. Все данные получателя платежа следует собрать заранее, обычно это не представляет проблемы. Эти данные организация, которой предназначены деньги, предоставляет по первому требованию - их можно получить на электронную почту или на телефон.

Также нужно иметь под рукой и свою информацию – номер счета, с которого будет произведено списание средств, ИНН, код плательщика.

Код плательщика определяется по таблице. Если платеж производится в системе Сбербанк Онлайн, то реквизиты банка, номер счета и прочее уже находятся в системе, некоторые реквизиты можно будет выбрать из списков и выпадающих меню. Если деньги переводятся со счета, открытого в Сбербанке, статус плательщика будет определен автоматически.

Иногда пользователи Сбербанк Онлайн, не зная свой статус, указывают в соответствующем поле код 08 , однако, это обозначение предназначено для платежей от ИП, юридического лица . Это могут быть налоги, оплата обязательных страховок, иные платежи. Физическому лицу в этом случае подойдет код 24. Этот код предусмотрен для физических лиц, которые производят оплату налогов, оплачивают страховку, или вносят иные выплаты в государственный бюджет.

Однако при совершении отчислений через указанную систему платежи проходят корректно даже при неверно указанном коде.

Платежное поручение - поле 101 отведено в нем для кода, соответствующего статусу плательщика. Оно не вызывает нареканий со стороны получателей платежа при оформлении этого документа с соблюдением всех правил. При верно указанном статусе плательщика налоги и взносы зачисляются вовремя, и оснований для начисления штрафных санкций не возникает.

Что означает поле 101 в платежном поручении

Документ для безналичных расчетов с бюджетом и прочими контрагентами имеет свои правила заполнения. Каждая его ячейка (поле) оформляется согласно действующим нормативам в зависимости от категории платежа, владельца расчетного счета и непосредственно получателя денежных средств. Основные моменты прописаны в положении Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 19.06.2012 № 383-П.

Подробнее о процедуре оформления платежного документа читайте в статье «Как заполнить платежное поручение в 2018 году ― образец?» .

Поле 101 отведено для закодированного 2-значного обозначения статуса плательщика — отправителя денежных средств. Им может выступать организация, индивидуальный предприниматель, адвокат, глава крестьянского хозяйства, иное физическое лицо. Также заполненное поле призвано обозначать налогового агента, участника внешнеэкономических операций.

Полученные денежные средства заносятся на разные лицевые счета в зависимости от статуса плательщика.

Варианты заполнения поля 101

Правила заполнения статуса плательщика в поле 101 содержатся в приложении 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

О том, какие проблемы с выбором статуса имели место при оформлении платежей по страховым взносам в 2018 году, читайте в материале «Основные статусы плательщика в платежном поручении ― 2018» .

Основными действующими реквизитами можно считать следующие коды:

  • 01 ― налогоплательщик-организация, какое-либо юридическое лицо.
  • 02 ― налоговый агент. Этот статус наиболее часто встречается при оплате НДФЛ за наемных работников, НДС при заключенных договорах аренды с муниципальными организациями.
  • 08 ― этот код используют предприятия и прочие физлица, уплачивающие страховые взносы за наемных работников.
  • 09, 10, 11, 12 —самозанятые лица (ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры), уплачивающие налоги за себя.
  • 13 ― налогоплательщики ― прочие физические лица.

Поле 101 платежного поручения в 2018 году подлежит заполнению не в каждом случае перечисления денежных средств. Наличие статуса плательщика указывает на получателя платежа как субъекта, на счетах которого аккумулируются налоги, взносы и прочие поступления. Банки в таких случаях обязаны проследить, чтобы последующие ячейки 102-110 также были заполнены. При отсутствии необходимых данных проставляется 0. Наличие пустого поля не допускается. Исключением здесь является поле 110, которое можно не заполнять вообще.

Коды 15 и 20 используют кредитные организации или их филиалы, платежные агенты, которые переводят денежные средства за физических лиц на основании общего реестра или по каждому в отдельности.

Код 24 указывают физлица, осуществляющие выплаты страховых взносов или иных платежей в бюджет.

Таким образом, если субъект предпринимательской деятельности перечисляет в ФСС страховые взносы на травматизм за своих наемных работников, статус плательщика указывается с кодом 08 независимо от того, является он организацией или ИП.

Пример 1

Какой код следует прописать в поле 101 при перечислении НДФЛ? Использовать статус 01, указывающий на плательщика — юридическое лицо, неверно. В этом случае при перечислении денежных средств налоговыми агентами за своих работников необходимо проставить 02. Уплачивающие налог на доходы предприниматели используют значение кода 09. Перечисляющие НДФЛ нотариусы ― код 10, адвокаты ― код 11. Прочие физические лица, которые уплачивают налог, образовавшийся в результате оказания разовых услуг, проставляют в поле статуса код 13.

Пример 2

Какой статус плательщика проставляется при оплате земельного налога?

Поле 101 заполняется в зависимости от владельца земельного участка. Для организаций статус плательщика равен 01. Предприниматели, использующие участки в своей деятельности, связанной с получением прибыли, проставляют код 09. Налог на землю в случаях, когда владельцами являются прочие физические лица, уплачивается с кодом 13.

С ноября 2016 года в силу вступило правило о том, что уплата налога возможна третьим лицом. Заполнение платежного документа в этом случае имеет свои особенности.

Подробнее об оформлении документа на оплату налога третьим лицом читайте в материалах:

  • «Утверждены правила заполнения платежных поручений при уплате налогов третьими лицами» ;
  • «Нюансы платежки при уплате налога за третье лицо » .

Ошибки при заполнении поля 101 в платежке

Неверно указанный код статуса плательщика приводит к возможной недоимке по налогам и взносам, начислению пеней, штрафов, разногласиям с контролирующими органами.

Самой распространенной ошибкой в использовании статуса плательщика можно считать перечисление НДФЛ за наемных работников с указанием в поле 101 кода 01 — как организации. Это неверно, так как в данном случае субъект выступает в качестве налогового агента. Правильным будет статус плательщика с кодом 02. То же самое касается и случаев перечисления НДС при аренде за муниципальные учреждения, когда организация выступает в качестве налогового агента.

Примеры указания статуса плательщика см. в материале «Верно указываем статус в платежных поручениях в 2018 году» .

Последствия неправильного оформления платежных поручений

Неверно заполненное платежное поручение с указанием ошибочных реквизитов может повлечь за собой ответственность за несвоевременное совершение платежа. В подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ приводятся примеры, в каких случаях ошибки в платежных документах не позволяют считать обязанность налогоплательщика по самостоятельному исчислению платежей исполненной:

  • неверное указание номера счета;
  • ошибка в наименовании банка получателя.

Прочие случаи ошибочного заполнения платежек не являются основанием для отказа в зачислении платежей. Субъект предпринимательской деятельности в таких случаях вправе обратиться в налоговую инспекцию для уточнения платежей.

Судебная практика также свидетельствует о том, что решение в подобных ситуациях, скорее всего, будет вынесено в пользу налогоплательщика (постановление ФАС Московского округа от 07.08.2009 № КА-А41/7564-09 по рассматриваемому делу № А-41-10152/08).

Периодически проводимая сверка с налоговой инспекцией и внебюджетными фондами позволит выявить возможные ошибки при составлении платежных документов, вовремя зачесть требуемые суммы и избежать дальнейших конфликтов и недоразумений с проверяющими относительно образовавшейся суммы недоимки.