Реформы и контрреформы в России второй половины XIX века. Реформы и контрреформы в России второй половины XIX века Промышленный подъем 90 х годов

Б. Промышленный подъем в 90-х годах XIX в.

1. К началу 80-х годов в России завершился промышленный пе­реворот. Началось создание мощной экономической базы, проводилась модернизация промышленности, ее организа­ция на капиталистических началах. Александр III назначал на ключевой пост министра финансов ученых-экономис­тов - Н. X. Бунге (1881-1886), И. А. Вышнеградского (1887-1892), С. Ю. Витте (1892-1903).

2. Министр финансов Н. X. Бунге активно проводил политику протекционизма, правительственного финансирования про­мышленности, налоговые реформы. Он снизил выкупные платежи крестьян, начал постепенную отмену подушной по­дати. В то же время он ввел косвенный налог на табак, спирт, сахар, нефть. Появились новые налоги на недвижимость, тор­говлю, промыслы, повысились пошлины на заграничные то­вары. Бунге осуществил значительное сокращение армии, что приносило в бюджет 23 млн. рублей в год. Все средства на­правлялись в промышленность и желœезнодорожное строи­тельство.

3. И. А. Вышнеградский - ученый, один из основоположников теории автоматического регулирования. Став министром фи­нансов, занимался созданием больших финансовых запасов, принимал участие в заграничных биржевых операциях, под­нимал курс рубля. Он ввел новый таможенный тариф.

4. Период с 1892 ᴦ., когда министром финансов стал С. Ю. Вит­те, называют ʼʼзолотым десятилетиемʼʼ русской промышлен­ности. Его экономическая программа включала в себя:

> жесткую налоговую политику, увеличение косвенных нало­гов;

> введение госмонополии на производство и продажу водки;

> протекционизм, защита русской промышленности от ино­странной конкуренции;

> финансовую реформу - введение золотого рубля;

> широкое привлечение иностранного капитала.

5. Большую часть своей программы Витте осуществил в конце XIX в., уже при Николае II. Он был сторонником мощного промышленного развития России. При нем в России была создана современная крупная промышленность. Но прави­тельство расходовало огромные средства на военные нужды, флот. К тому же в годы подъема при резком увеличении тяже­лой промышленности снизилась доля легкой промышлен­ности, что привело к хозяйственной диспропорции. В резуль­тате в конце 1899 ᴦ. на бирже резко упал курс акций ведущих компаний. В 1900 ᴦ. разразился мощный экономический кри­зис. Он принял затяжной характер - до 1903 ᴦ.

Б. Промышленный подъем в 90-х годах XIX в. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Б. Промышленный подъем в 90-х годах XIX в." 2017, 2018.

  • - Портрет XIX века

    Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала решению новых задач в этом жанре. В искусстве довлеющим становится новый стиль - классицизм, и поэтому портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более... .


  • - Кёльнский собор в XIX в.

    В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом,... .


  • - Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

    Вариант №1 Инструкция для студентов КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ Оценка «5»: 53-54 балла Оценка «4»: 49-52 баллов Оценка «3»: 45-48 баллов Оценка «2»: 1-44 баллов На выполнение работы необходимо 1 час 50 мин. – 2 часа.Уважаемый студент! Вашему вниманию... .


  • - XIX век

    Социалистический реализм Неопластицизм Пуризм Кубофутуризм Арт... .


  • - Консерватизм в России XIX столетия

  • - Физиологическая проза в русской журналистике XIX в.

    Физиологический очерк - жанр, основной целью которого является наглядное представление определённого социального класса, его жизни, среды обитания, устоев и ценностей. Жанр физиологического очерка зародился в 30-40годах XIX века в Англии и Франции, а позднее появился и в...

  • В России в конце XIX в. начался бурный промышленный подъем. За это десятилетие выпуск промышленной продукции вырос в два раза, в том числе выпуск продукции тяжелой промышленности - в 2,5 раза. По отдельным отраслям это выглядело следующим образом: добыча каменного угля увеличивалась в три раза, нефти - в 2,5 раза. По добыче нефти Россия вышла на первое место в мире. Металлургическая промышленность увеличила выпуск продукции в три раза, в том числе на юге производство металла выросло в семь раз. В эти годы юг решительно обогнал уральскую металлургию и начал давать больше половины черных металлов страны.

    По объему промышленного производства к началу XX в. Россия занимала пятое место в мире, но лидировала по темпам роста, догоняя наиболее передовые страны.

    Лидировала Россия и по концентрации производства. На крупных предприятиях, т.е. на предприятиях с числом рабочих свыше 500 человек, было занято около половины всех рабочих, и даже Германия, которая выделялась по концентрации производства среди других стран, отставала по этому показателю от России.

    Рассмотрим основные обстоятельства, которые стимулировали этот подъем и определяли его особенности.

    • 1. Россия была страной молодого капитализма. Позже других стран она перешла к индустриализации, поэтому большинство промышленных предприятий, действовавших к началу XX в., были построены в последние десятилетия. Это были новые заводы, оснащенные современной техникой, в соответствии с требованиями времени это были крупные акционерные предприятия. В странах старого капитализма (к началу XX в.) большинство предприятий были построены значительно раньше, в первой половине XIX в., поэтому их оборудование уже относительно устарело и они были относительно мелкими.
    • 2. В российскую промышленность хлынул иностранный капитал. Высокие покровительственные пошлины препятствовали ввозу иностранных товаров, но можно было ввезти в Россию капитал, построить предприятие и продавать продукцию этого предприятия без пошлин. В 1890 г. иностранцам принадлежала 1/3 всех акционерных капиталов в России, а в 1900 г. уже около половины. Основная часть иностранных капиталов вкладывалась в тяжелую промышленность. Конечно, заводы в России приносили иностранцам огромные прибыли, но иностранный капитал ускорял развитие русской промышленности. Заводы, построенные иностранными предпринимателями, оставались в России, становились органической частью российского хозяйства. В России оставались инженеры и рабочие, обученные на этих заводах. К тому же иностранные заводы были крупными: на экспорт мелкие капиталы не идут.
    • 3. Содействовало подъему и определяло его особенности и государственное железнодорожное строительство. В 1890-е гг. была проложена Великая сибирская магистраль - от Урала до Тихого океана. Строило ее государство. Всего в руках государства было 2/3 железных дорог в России. По длине железных дорог к началу XX в. Россия занимала второе место в мире. Это достижение было, однако, весьма относительным, если учесть территорию. В России на 1000 кв. км приходилось 1,5 км железных дорог, в Англии - 106 км, в Германии - 80 км. Строительство железных дорог дало сильный толчок развитию главных отраслей тяжелой промышленности, обеспечивая заказы на металл, уголь, паровозы, т.е. создавая рынок сбыта для соответствующих отраслей.

    Когда Александр III сравнивал царствования деда и отца, предпочтение он отдавал первому. Но он не мог не учитывать, что дедовское царствование завершилось Крымской войной, а отцовское - удачной кампанией 1877--1878 гг. Значит, рассуждал Александр III, возврат к дедовским заветам должен сопровождаться государственной поддержкой стратегически важных отраслей промышленности, связанных с производством вооружений. Одно направление политики должно восполняться другим. И чем дальше заходило правительство в своей крепостнической политике в крестьянском вопросе, тем щедрее оно финансировало развитие крупной промышленности -- частнокапиталистической и казенной.

    Растущее обнищание деревни сильно сузило рынок сбыта для русской промышленности. Темпы ее развития в 80-х и начале 90-х гг. были вялыми. Желая поддержать промышленность, правительство стало расширять строительство железных дорог, приступило к перевооружению армии и к созданию броненосного флота. Именно на эти цели уходили выкупные платежи, которые правительство выкачивало из деревни. Правительственные заказы потребовали расширения существующих и строительства новых металлургических и машиностроительных заводов. Оборудование для них почти целиком ввозилось из-за границы. Чтобы иметь иностранную валюту, правительство всячески стимулировало вывоз хлеба. Падение хлебных цен на мировом рынке восполнялось расширением экспорта, несмотря на то что в стране дело доходило до голодовок. «Недоедим, но вывезем»,-- говорил министр финансов И. Л. Вышнеградский.

    В 1892 г. на должность министра финансов был назначен Сергей Юльевич Витте (1849--1915). В свое время он прошел школу предпринимательства, имел надежные связи в финансово-промышленном мире и с презрением относился к «благородным нищим», как называл он помещиков, выпрашивающих подачки.

    Витте считал, что государство должно активно содействовать промышленному развитию. Но откуда взять на это деньги? Выкупные платежи поступали все хуже, за крестьянами росли недоимки. И Витте восстановил давно забытую винную монополию. Государство забрало в казну доходы кабатчиков. Цены па водку росли, и доходы от винной монополии играли в государственном бюджете все более важную роль. Критики правительства не без оснований говорили о «пьяном бюджете».

    В 1897 г. было закончено осуществление денежной реформы. Витте ввел золотое обеспечение рубля, который стал конвертируемой валютой. Это усилило приток капиталов из-за границы. Французские и бельгийские капиталисты проявляли интерес к металлургической и угольной промышленности юга России. Английские предприниматели вкладывали средства в добычу нефти. Немецкие капиталы шли в машиностроение, электротехническую и химическую промышленность.

    Промышленный подъем 90-х гг. XIX в. В 1893 г. в России начался небывалый промышленный подъем. Он охватил, прежде всего, черную металлургию и машиностроение -- те отрасли, которые получали правительственную поддержку. Именно тогда окончательно сложился комплекс предприятий тяжелой промышленности на юге России (на границе великорусских и украинских губерний). Новые машиностроительные заводы строились в Петербурге, Москве и Подмосковье. Началась разработка нефтяных месторождений в районе Грозного.

    Новые предприятия, создававшиеся с участием иностранного капитала, заимствовали западную технологию, западные формы производства. На русской почве возникали невиданные здесь промышленные чудовища. Отсутствие у русского рабочего достаточной сноровки и дешевизна рабочей силы позволяли хозяевам нанимать больше рабочих, чем трудилось на таких же заводах в западных странах. В России сложился завышенный уровень концентрации производства и рабочей силы на крупнейших фабриках и заводах. На этих предприятиях, в пределах нескольких промышленных районов (Петербург, Москва и Подмосковье, Юг, Урал) сосредоточились огромные массы рабочих. Правительство слишком поздно поняло, какую западню оно себе устроило, допустив превращение Петербурга в мощный индустриальный центр.

    Особый сектор русской промышленности составляли казенные заводы. Правительство считало, что а деле вооружения армии оно не должно зависеть от частного капитала. Производство стрелкового оружия было сосредоточено на казенных Ижевском, Тульском и Сестрорецком заводах. Броню для кораблей выпускал Ижорский завод под Петербургом, корпуса производились на адмиралтейских верфях а Петербурге и Николаеве. В ведении Морского министерства находился также Обуховский завод близ Петербурга.

    Казенные заводы состояли на бюджетном финансировании. Реальная цена их продукции часто оставалась неизвестной. Прибыль, убытки, себестоимость -- таких понятий на казенных заводах не знали. Даже условно такой способ хозяйствования трудно назвать капиталистическим. Казенные предприятия возникли а России еще в дореформенную эпоху. При Александре II некоторые из них перешли в частные руки. Но затем правительство вновь расширило казенное производство.

    В 90-е гг. в России была создана крупная промышленность. Повысилось значение России в мировом промышленном производстве. Расширилась железнодорожная сеть. Это были крупные достижения. Но они имели и теневые стороны. Включившись в мировую гонку вооружений, правительство израсходовало огромные средства на военные нужды.

    Оптимальное соотношение между тяжелой и легкой промышленностью составляет примерно 1:4. Накануне промышленного подъема оно равнялось в России приблизительно 1:5. Русская промышленность имела немного «облегченный» характер. За годы подъема доля тяжелой промышленности (прежде всего металлургии и металлообработки) поднялась до 1/3. Теперь, таким образом, сложилась обратная диспропорция. В стране с отсталым сельским хозяйством и узким рынком сбыта был создан мощный сектор тяжелой индустрии. Он не мог существовать без правительственных подачек.

    Последствия сказались очень быстро. 2 сентября 1899 г. на Петербургской бирже резко упал курс акций ведущих промышленных компаний. Вмешательство правительства не восстановило равновесия. В 1900 г. разразился промышленный кризис, затронувший в первую очередь предприятия тяжелой промышленности. Текстильная и пищевая промышленность сохранили довольно высокие темпы прироста.

    Рабочий класс и рабочее движение. За последнюю треть XIX в. численность рабочих в России увеличилась втрое и к 1900 г. составила около 3 млн. человек. Ряды рабочего класса пополнялись в основном за счет крестьян. Отрыв их от земли происходил медленно. Страхования от болезней и несчастных случаев тогда не существовало, пенсий тоже не было. Многие рабочие на старости возвращались доживать свой век в деревню. Земельный надел был для них страховкой. На фабриках, работавших в одну смену, рабочий день доходил до 14--15 часов. На предприятиях с двухсменным режимом он составлял 12 часов. Широко использовался труд женщин и подростков. Заработная плата рабочих в России была в 2 раза ниже, чем в Англии, в 4 раза ниже, чем в США.

    В 90-х гг. в России происходил бурный промышленный подъем. За это десятилетие выпуск промышленной продукции вырос в 2 раза, в том числе выпуск продукции тяжелой промышленности - в 2,5 раза. По отдельным отраслям это выглядело следующим образом:

    * добыча каменного угля увеличилась в 3 раза, добыча нефти – в 2,5 раза. По добыче нефти Россия вышла на первое место в мире. Металлургическая промышленность увеличила выпуск продукции в 3 раза, в том числе на юге производство металла выросло в 7 раз. В эти годы юг решительно обгонял уральскую металлургию и начал давать больше половины черных металлов страны;

    * по объему промышленного производства к началу XX в. Россия занимала 5-е место в мире, но по темпам роста догоняла самые передовые страны;

    * лидировала Россия и по концентрации производства. Здесь на крупных предприятиях, т.е. на предприятиях с числом рабочих свыше 500 чел., было занято около половины всех рабочих, и даже Германия, которая выделялась по концентрации производства среди других стран, отставала по этому показателю от России.

    Рассмотрим основные обстоятельства, которые стимулировали этот подъем и определяли его особенности.

    1. Россия была страной молодого капитализма. Она позже других стран перешла к индустриализации, поэтому большинство промышленных предприятий, действовавших к началу XX в., были построены в последние десятилетия. Это заводы, оснащенные новой техникой, и в соответствии с требованиями времени - это крупные акционерные предприятия. В странах старого капитализма большинство предприятий строились значительно раньше, в первой половине XIX в., поэтому их оборудование к началу XX в. уже относительно устарело, и были они относительно мелкими.

    2. В российскую промышленность хлынул иностранный капитал. Высокие покровительственные пошлины препятствовали ввозу сюда иностранных товаров, но можно было ввезти капитал, построить здесь предприятие и продавать продукцию этого предприятия, естественно, без пошлин. В 1890 г. иностранцам принадлежала 1/3 всех акционерных капиталов в России, а в 1900 г. - уже около половины. Основная часть иностранных капиталов вкладывалась в тяжелую промышленность.

    Конечно, заводы в России приносили иностранцам огромные прибыли. Одновременно иностранный капитал ускорял развитие русской промышленности. Заводы, построенные иностранными предпринимателями, оставались на русской земле, становились органической частью русского хозяйства. В России оставались инженеры и рабочие, обученные на этих заводах. К тому же иностранные заводы были крупными: на экспорт мелкие капиталы не идут.

    3. Содействовало подъему и определяло его особенности и государственное железнодорожное строительство. В 90-х гг. проложена Великая Сибирская магистраль - от Урала до Тихого океана. Строило ее государство и вообще в руках государства было 2/3 железных дорог в России.

    По длине железных дорог к началу XX в. Россия заняла второе место в мире. Это достижение было, весьма относительным, если учесть территорию. В России на 1000 км 2 приходилось 1,5 км железных дорог, в Англии - 106 км, в Германии - 80 км.

    Строительство железных дорог давало сильный толчок развитию главных отраслей тяжелой промышленности, обеспечивая заказы на металл, уголь, паровозы, т.е. создавая рынок сбыта для соответствующих отраслей.

    VI. Развитие рынка

    Увеличение производства и рост рынка - две стороны одного процесса. Если ускоренно росла тяжелая промышленность, значит такими же темпами увеличивался ее рынок сбыта. За счет чего?

    Прежде всего, за счет развития самой промышленности. Поскольку продукцию тяжелой промышленности составляют средства производства, потребляемые промышленностью, т.е. оборудование, металл, топливо и т.п., то своим развитием промышленность сама создает рынок для себя, точнее, для своей части - тяжелой промышленности. В России железнодорожное строительство существенно увеличивало этот рынок. Достаточно сказать, что в 90-х гг. железные дороги в среднем потребляли столько металла, сколько его производили металлургические заводы России.

    Рынок легкой промышленности, т.е. товаров народного потребления, тоже получил значительное развитие. За счет всего этого росла армия рабочих, а рабочие, в отличие от крестьян, не вели натурального хозяйства, а все, необходимое для потребления, вынуждены были покупать. Когда крестьянин становился рабочим, он тем самым становился покупателем. Вторым фактором увеличения рынка продукции легкой промышленности стал промышленный переворот. В результате упали цены на промышленные товары, фабричный ситец вытеснял домотканое полотно. Наконец, с ростом товарности сельского хозяйства деревня больше продавала своих продуктов, и соответственно больше покупала промышленных товаров. Тем не менее, рынок предметов потребления расширялся медленнее, потому что он рос только естественным образом; здесь отсутствовал такой дополнительный фактор, как строительство железных дорог и льготные казенные заказы.

    Железные дороги увеличивали рынок не только тем, что сами поглощали промышленную продукцию. Они расширяли его территориально, присоединяя к нему далекие окраины. Без железных дорог хлопчатобумажные фабрики России не могли использовать среднеазиатский хлопок. Хлопок - дешевый и емкий товар. Перевозка этого сырья на лошадях из Средней Азии в район Москвы повышала его стоимость в несколько раз. Сельское хозяйство Сибири до строительства железных дорог могло быть только натуральным, так как везти оттуда зерно обозами в промышленные районы европейской России также было не рентабельно. Это не такой ценный товар как меха, стоимость которых от перевозки практически не увеличивалась. Только железные дороги превратили страну в единый рынок сельскохозяйственной продукции, завершив формирование всероссийского рынка.

    Правительство активно защищало внутренний рынок страны от иностранных товаров, содействуя развитию русской промышленности. В это время действовал высокий покровительственный тариф: пошлины в среднем составляли 33% от стоимости ввозимых товаров.

    Из-за этого доходы российских фабрик доходили до 30 - 40% годовых, т.е. были в 2-3 раза выше, чем за границей. Это стало дополнительной причиной усиленного притока иностранных капиталов в российскую промышленность.

    Тема 6. Экономика России в период империализма (1900-1917гг.)

    План темы

    Экономика России в период империализма. Особенности империализма в России. Экономический кризис 1900-1903 гг., рождение и развитие монополий. Банки и формирование финансовых групп. Иностранный капитал. Развитие государственного хозяйства. Столыпинская аграрная реформа и состояние сельского хозяйства. Предпосылки и особенности промышленного подъема 1909-1913 гг. Промышленность накануне первой мировой войны. Экономика России в годы первой мировой войны. Успехи государственного регулирования. Особые совещания. Состояние хозяйства накануне революции.

    Лишь с 1892-1893 гг. развернулся новый промышленный подъем - самый значительный за весь капиталистический период. Строительство Сибирской магистрали, ряда других железных дорог, рост судостроения, более широкое использование машин и сельскохозяйственных орудий в помещичьих и кулацких хозяйствах, собственные потребности промышленности вызвали усиленный спрос на металл, уголь, нефть, паровозы, вагоны. Рост производства, особенно в отраслях тяжелой индустрии, происходил не столько путем расширения старых предприятий, сколько за счет строительства новых, главным образом в недавно освоенных капитализмом районах. К концу XIX в. южная металлургия давала более половины всей выплавки чугуна, Донбасс - свыше двух третей общероссийской добычи угля; вся добыча нефти в стране была сосредоточена в Баку.

    Быстро росли города: городское население с начала 60-х годов до конца 90-х увеличилось вдвое. Крупные города отличались наибольшей концентрацией предприятий и рабочих. Население Петербурга достигло к 1897 г. 1,2 млн. человек (свыше 40% которых составляли рабочие и их семьи), население Москвы превысило один миллион, значительно увеличилось население Одессы, Киева, Риги, Варшавы, Лодзи, Баку и др. Многие промышленные поселки фактически превратились в новые индустриальные центры - Орехово-Зуево под Москвой, Юзовка в Донбассе, Нижний Тагил на Урале.

    Русское население Сибири за последнюю треть XIX в. удвоилось. С постройкой Сибирской железнодорожной магистрали, проложенной к 1897 г. до Иркутска, приток переселенцев в Сибирь увеличился. Сибирь стала поставлять в Европейскую Россию хлеб, мясо, шерсть, масло, предъявляя растущий спрос на промышленные изделия. Развивались новые города - Новониколаевск, Омск, Томск, росла добыча золота, угля и руд.

    Рост крупной капиталистической промышленности стимулировал развитие банковского кредита. Коммерческие банки стали охотнее вкладывать средства в промышленность. Началось Сращивание банковского капитала с промышленным. Особенно увеличились в 90-х годах иностранные капиталовложения в промышленность России: в 1890 г. иностранный капитал составлял примерно одну четверть, а к 1900 г. - свыше 40% всех акционерных капиталов.

    Преобладали французские и бельгийские капиталы, а германские были оттеснены с первого места, которое они занимали в 80-х годах, на третье.

    Иностранные капиталисты не только приобретали акции русских предприятий, но и сами основывали в России заводы и фабрики. Английские, французские и бельгийские капиталисты захватили ключевые позиции в горнометаллургической индустрии Донбасса, Криворожья, Приднепровья, английский капитал обосновался и в нефтяном Баку. Приток иностранных капиталов ускорял темпы развития промышленности. Но уже тогда сказывались отрицательные последствия иностранного хозяйничанья: в погоне за большими дивидендами иностранцы хищнически разрабатывали богатейшие недра России, к тому же значительная часть прибылей вывозилась за границу.

    Новые отрасли капиталистической промышленности, отличавшиеся высокой концентрацией производства и капиталов, явились и очагом первых монополий в России. Еще в начале 80-х годов появились картельные соглашения между владельцами крупных рельсопрокатных и мостостроительных заводов. В 1887 г. возник синдикат сахарозаводчиков, охвативший к началу 90-х годов почти девять десятых всех предприятий этой отрасли. Синдикат керосинозаводчиков, организовавшийся в 1893-1894 гг., контролировал фактически всю нефтедобычу Бакинского района. Однако эти ранние монополии были неустойчивы и быстро распадались.

    Наряду с крупной машинной индустрией сохраняло свое значение, а местами значительно выросло мелкое товарное производство. Огромные пространства России и неравномерность экономического развития способствовали этому. Если в одних районах крупная промышленность вытесняла и поглощала мелкую, то в других районах, особенно в отсталых отраслях промышленности, развитие капитализма проявлялось лишь в его начальных формах.

    Несмотря на сравнительно высокие темпы индустриального развития, отягощенная крепостническими пережитками, продолжала отставать от главных капиталистических стран и по абсолютному объему производства, и еще более - по размерам производства на душу населения.

    Нигде в Европе не проявились столь ярко, как в России, социальные контрасты: города с огромными фабриками, электростанциями, большими зданиями существовали рядом с маленькими глухими деревушками, где жители ходили в лаптях и домотканной одежде, пахали прадедовской сохой и убирали урожай серпами. Огромные естественные ресурсы страны, особенно в Сибири, оставались в значительной мере неиспользованными. Даже в наиболее развитых отраслях промышленности крупные размеры производства, передовая для того времени техника сочетались с самым широким использованием дешевого ручного труда. Выдающиеся достижения русской научно-технической мысли, получившие мировое признание, во многих случаях оставались без применения в самой России.

    Аграрный характер экономики определял и место России в мировом хозяйстве. В страну импортировались машины, готовые изделия и металлы. Вывозила же Россия прежде всего хлеб. К концу XIX в. она была крупнейшей житницей Европы, являясь также крупным поставщиком леса, льна, пеньки и других видов сырья.