Приостановка по расчетному счету ифнс. Банк приостановил финансовые опреации счета. Непредставление деклараций, как основание для приостановки операций

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, либо в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке.

Не подлежат приостановлению операции по специальным избирательным счетам, специальным счетам фондов референдума.

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 не применяются положения статьи Кодекса только в отношении текущих платежей в конкурсном производстве.

В отношении текущих платежей, начисленных в иных процедурах банкротства, приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств налоговыми органами применяется с учетом особенностей Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Одновременно с принятием решения о взыскании принимается решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств (далее – решение о приостановлении) (по всем счетам) в соответствии со статьей Кодекса .

Решение о приостановлении заполняется по форме, утвержденной .

Копия решения о приостановлении передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения копии соответствующего решения налогового органа, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

В целях соблюдения положений пункта 4 статьи Кодекса приказом ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@ предусмотрено направление налогоплательщикам решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Кроме того, информацию о принятых налоговым органом документах, позволяет получать Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица», «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя».

При направлении решения о приостановлении в электронном виде в соответствии с Положением Центрального банка Российской Федерации от 06.11.2014 № 440-П «О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» (зарегистрирован Минюстом России 25.11.2014 № 34911) (далее – Положение Банка России №440-П) по телекоммуникационным каналам связи, решение формируется в налоговом органе в соответствии со статьей Кодекса , подписывается и регистрируется как бумажный документ в установленном порядке. После подписания решения выполняется его формирование в электронном виде и отправление в МИ ФНС России по ЦОД для направления в банк. Бумажный экземпляр решения подшивается в дело налогоплательщика.

В целях реализации положений статьи Кодекса и Положения Банка России № 440-П были разработаны и утверждены Регламент взаимодействия участников информационного обмена при направлении в банк (филиал банка), подразделение Банка России отдельных документов налоговых органов, а также направления банком (филиалом банка), подразделением Банка России в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, а также Описание форматов сообщений, используемых при электронном обмене между банками (филиалами банков), подразделениями Банка России и налоговыми органами (Описание форматов «Налог») (Версия от 23.05.2017)».

В целях обеспечения возможности исполнения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с решением о принятии обеспечительных мер налоговый орган принимает решение о приостановлении операций налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) или налогового агента по всем его счетам в банке в порядке, предусмотренном статьей Кодекса только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 10 статьи Кодекса).

Решение о приостановлении операций налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) или налогового агента по счетам в банке принимается на сумму разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи Кодекса .

Налоговый орган не позднее одного дня, следующего за днем получения документов (их копий), подтверждающих факт исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, исполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов) организации, индивидуального предпринимателя или налоговым агентом решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом, а также при наличии основания, предусмотренного пунктом 11 статьи Кодекса , принимает решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств (далее – решение об отмене приостановления).

Решение об отмене приостановления заполняется в одном экземпляре по форме, утвержденной приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@ . Решение об отмене приостановления направляется в банк в электронной форме в соответствии с Порядком Центрального банка Российской Федерации от 06.11.2014 № 440-П .

Согласно пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 № 36 «О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства» с даты введения процедуры финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства приостановление операций прекращается автоматически в силу закона и не требует принятия налоговым органом решения об его отмене (абзацы третий и четвертый пункта 1 статьи 81, абзацы пятый и шестой пункта 1 статьи 94, абзац девятый пункта 1 статьи 126 Федерального закона № -ФЗ и абзац второй пункта 9.1 статьи Кодекса); кредитная организация уведомляет об этом налоговый орган.

Решение об отмене приостановления хранится в налоговом органе.

Копия решения об отмене приостановления вручается, направляется (предоставляется) налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту в порядке, установленном статьей Кодекса .

В целях недопущения нарушения прав налогоплательщиков в случае несвоевременной отмены решения о приостановлении операций или срока его вручения представителю банка (направления в банк), а также неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций начисляются проценты в порядке, установленном пунктом 9.2 статьи Кодекса , которые полежат уплате налогоплательщику.

При получении заявления налогоплательщика об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно средств для исполнения решения о взыскании в соответствии с пунктом 9 статьи Кодекса , в случае отсутствия документов, подтверждающих наличие денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, указанных в заявлении об отмене приостановления операций по счетам, до принятия решения об отмене операций необходимо в течение дня, следующего за днем получения соответствующего заявления должника, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств на этих счетах.

При получении информации от банка в соответствии с пунктом 5 статьи Кодекса статьи Кодекса , в целях исполнения решения о взыскании предпринимаются действия по исполнению решения о взыскании с тех счетов или корпоративных электронных средств платежа налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя, на которых достаточно денежных средств (драгоценных металлов) или электронных денежных средств для исполнения указанного решения.

В целях исполнения решения о взыскании налоговый орган при получении информации от банка в соответствии с пунктом 5 статьи Кодекса , статьей 86 Кодекса , а также до принятия решения об отмене приостановления в соответствии с пунктом 9 статьи 76 Кодекса , приостанавливает действие ранее направленных в рамках действующего решения поручений налоговых органов и в срок, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от банка информации о наличии достаточных денежных средств (драгоценных металлов) на счете и электронных денежных средств, направляет поручения на те счета и корпоративные электронные средства платежа налогоплательщика, на которых достаточно денежных средств (драгоценных металлов) для исполнения указанного решения.

В случае, когда отмена приостановления операций осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами в порядке пункта 9.1 статьи Кодекса , принятие налоговым органом решения об отмене приостановления не требуется.

В случае отмены (по любым основаниям) решения налогового органа о взыскании одновременно с этим принимается решение об отмене приостановления.

В случае приостановления исполнения (по любым основаниям) решения налогового органа о взыскании решение об отмене приостановления не принимается, действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках не приостанавливается (за исключением случаев, когда имеется прямое указание суда на осуществление соответствующих действий).

При наличии решения о приостановлении, банки не вправе открывать налогоплательщику-организации счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, за исключением специальных избирательных счетов, специальных счетов фондов референдума (пункт 12

Содержание

Одно из самых эффективных средств для воздействия на налогоплательщика – это приостановка любых банковских операций на его счетах. Основная идея нововведения – запрет любым банкам под угрозой штрафных санкций открывать новые счета у физических лиц и организаций, которые подверглись подобным санкциям. Для системной проверки сведений обо всех, блокированных с подачи налоговых органов счетах, была введена электронная система информирования банков о приостановлении операций.

Что значит приостановление операций по счетам в банке

Согласно статье 76 НК РФ банк устанавливает ограничение на все расходные операции клиента, по указанию Федеральной Налоговой службы, хотя зачисление на счет и работа с вкладами разрешается. Блокировка счетов касается физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Исключение составляют прописанные в том же нормативном акте выплаты, исполнение которых идет по установленному приоритету.

  • взносы в ПФР и ФСС;
  • списание налогов;
  • выплата заработной платы сотрудникам (если речь идет об организации);
  • исполнительные документы и добровольные платежи.

Где получить сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков

С 2014 года на сайте Федеральной налоговой службы была введена «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов». Здесь бесплатно можно сделать запрос по:

  • состоянию обработки файлов кредитного учреждения;
  • действующим решениям по блокировке;
  • участникам обмена;
  • сводным архивным файлам из ФНС РФ в ТУ и банки;
  • направленным из ФНС РФ электронном документообороте.

Информирование банков о физических лицах и организациях, которые подверглись санкциям по блокировке счетов, было введено приказом ФНС Российской федерации от 20 марта 2015 года № ММВ-7-8/117. Для банков это было очень актуально, ведь за возобновление сотрудничества с предприятием, счета которого заблокированы, грозит штраф в размере 20 тысяч рублей (это прописано в НК РФ п. 1 статья 132).

Система информирования банков о приостановлении операций называется «БанкИнформ» и позволяет получить актуальную информацию по контрагентам и работе с файлами банка:

  • о состоянии направленных банком файлов;
  • о решениях и постановлениях, которые относятся к запрашиваемому налогоплательщику, включая точную дату и номер постановления;
  • о состоянии банка в процессе подключения к электронному документообороту.

Как работает сервис «система информирования банков о состоянии обработки документов»

В данном сервисе содержатся решения о санкциях налоговых органов по любым предприятиям или физлицам. Можно узнать точную дату и номер блокировки любых операций по счетам, включая электронные переводы и время размещения решения в системе информирования банков. Кредиторы смогут посмотреть состояние своих контрагентов. Информация предоставляется по запросу любого пользователя.

Проверка блокировки счета на сайте налоговой – общедоступна, плата за ее использование отсутствует. Представителю банка (как и любой другой организации) может помочь система информирования банков о состоянии электронных документов. Чтобы посмотреть нужную информацию нужно зайти на сайт Федеральной Налоговой Службы. Кроме того в интернет-сервисе информирования можно получить информацию, на каком этапе находится обработка файлов по 311-П.

За что блокируют счет

В статье 76 Налогового Кодекса РФ подробно прописаны причины, по которым денежные средства на счетах подлежат блокировке:

  1. Физическое лицо, ИП или организация не исполнили вовремя обязанность по уплате налогов, штрафов или пеней в федеральный бюджет (узнайте о формировании отчетности в ФСС онлайн);
  2. Непредставление налоговой декларации в соответствующие органы в течение одной декады (10 дней).
  3. Неподтверждение приема требования налоговой по предоставлении документов или вызова в налоговые органы;
  4. Непредставление в течение 10 дней расчет НДФЛ по своим работникам (ежеквартально)

Первые два случая – это задолженности по налогам. Когда налогоплательщик не сдал отчетность, на его счетах блокируются все денежные средства, если же не были уплачены штрафы или пени, то блокируется только сумма, равная неуплаченному штрафу. Другая категория нарушений – санкции за отсутствие уведомления о передаче важных налоговых документов.

Как проверить приостановления по счету на сайте ИФНС

Проверка на предмет блокировки средств на банковских счетах проводится на сайте ИФНС онлайн. В систему направляется запрос в раздел: «Действующие решения по приостановлению», далее ввести данные о компании – ИНН или БИК любого банка. Система информирования банков о приостановлении операций будет полезна не только кредитным организациям, но и компаниям, которые хотят получить информацию о контрагенте, не подвергался ли он блокировке счета со стороны налоговиков.

Проверка клиента по ИНН

Сегодня налоговые органы могут предоставить информацию по любому налогоплательщику, в том числе и о блокировке его счетов по запросу ФНС. Можно воспользоваться такой услугой, как информирование банков о приостановлении операций. Для этого нужно знать Идентификационный Номер Налогоплательщика (ИНН), чтобы ввести его в разделе по информации о действующих решениях по санкциям на средства по банковским счетам.

Проверка расчетного счета контрагента на сайте налоговой

Что делать, если банк приостановил операции по счету

Стоит помнить, что ИФНС может уведомить вас о блокировке постфактум, то есть за день-два до начала санкций, поэтому реакция на любые письма налоговой с требованиями уплаты долга должна исполняться оперативно. Надо собрать все официальные документы, поступившие из налоговой. Это важно, если вы не согласны с решением и хотите обжаловать его в арбитражном суде. Проверьте, соблюдены ли все сроки и очередность, прописана ли сумма неуплаты налога, наличие нужных подписей, ссылки на основной документ (требование о блокировке).

Как разблокировать счет

Первое, что нужно сделать, если банк по запросу налоговой произвел блокировку, устранить ее причину, то есть оплатить задолженность по налогам, пени или штрафы или направить несданную вовремя налоговую декларацию или отчет по НДФЛ по сотрудникам. Главное, чтобы нашлась нужная сумма, тогда ее можно списать по инкассовому поручению. В этом случае возобновление движения денежных средств происходит в течение одного дня с момента приема истребованных квитанций и документов, либо посещения налоговой лично, либо перечисления денег на погашение задолженности.

Незаконное приостановление операций по расчетному счету

Случается, что налоговая неправомерно блокирует счета физических лиц и организаций. Например, решение о взыскании налога не было вынесено или же не были соблюдены указанные в нормативном акте сроки. В этом случае можно заставить налоговые органы признать это решение неправомерным и получить начисление процентов от суммы, которая была арестована.

Причинами, при которым можно призвать налоговую к ответственности за неправомерную приостановку движения средств и получить денежную компенсацию в виде пеней:

  • решение о блокировке было произведено после того, как закончился срок на его принятие;
  • налоговая направила в банк постановление о снятии блокировки с опозданием;
  • решение о снятие блокировки средств на счетах было принято с опозданием, то есть не в установленные сроки после того, как налогоплательщик выполнил требования налоговой инспекции.

Видео

­ Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Обсудить

Как получить сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков - способы проверки

Модуль 3 из книги "Как спасти свой бизнес? Руководство к действию для мелких и средних предпринимателей" * .

Итак, давайте сначала разберемся в сути проблемы. Операции по расчетному счету организации или индивидуального предпринимателя могут быть приостановлены, в случае если, например вы на десять дней задержали сдачу налоговой декларации или не заплатили своевременно какой-либо налог, сбор, штраф или пени. Это право дает налоговой инспекции ст. 76 «Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей» Налогового Кодекса РФ.

Однако операции по счету блокируются не полностью денежные средства на него можно зачислять, но расходовать их организация или индивидуальны предприниматель уже не может. Исключение, согласно статьи 855 «Очередность списания денежных средств со счета» Гражданского Кодекса РФ, составляют лишь те случаи, когда организация перечисляет денежные средства:

На возмещение вреда жизни и здоровья;

На алименты;

На выплату заработной платы сотрудникам, работающим по трудовому договору;

На отчисления во внебюджетные фонды и др.

Операции могут быть приостановлены по текущим рублевым и валютным счетам. Ссудные и депозитные счета не могут быть арестованы налоговой инспекцией.

Кроме налоговой инспекции операции по счету могут приостановить согласно статьи 46 «Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента организации, индивидуального предпринимателя в банках» Налогового Кодекса РФ таможенные инспекторы. Однако они могут это сделать лишь, если у организации есть недоимка по уплате таможенной пошлины.

Сама процедура приостановки операции по расчетному счету отличается в зависимости от того, на каком основании она проводится. Как уже говорилось тут возможно два варианта:

1. У организации или индивидуального предпринимателя есть недоимка по налогам. В этом случае сотрудники налоговой инспекции сначала должны направить организации (индивидуальному предпринимателю) требование об уплате налога и пеней. В данном требовании дожжен быть указан срок в течении которого необходимо погасить задолженность.

В случае если организация (индивидуальный предприниматель) этого не сделает, сможет принудительно взыскать деньги с расчетного счета. Для этого налоговая инспекция в течение не более 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате налога вынесет решение о взыскании недоимки. Одновременно с этим решением выносится и решение о приостановлении операций по расчетному счету. Это делается, для того чтобы вы не успели перевести деньги со своего счета, до того как банк спишет с него причитающуюся бюджет сумму.

В этом случае налоговая инспекция отменит свое решение только после того как вы полностью погасите задолженность и предоставите подтверждающий документ: инкассовое или с отметкой банка об исполнении.

2. Организация или индивидуальный предприниматель более чем на 10 дней опоздал со сдачей налоговой декларации. В этом случае никаких требований организации (индивидуальному предпринимателю) налоговая инспекция не направляет. Инспекция выносит решение о приостановлении операции по вашему расчетному счету, направляет его в банк и одновременно передает вам под расписку или по почте с уведомлением.

Если вы столкнулись со второй ситуацией, то ее исправить не сложно. Достаточно лишь предоставить в налоговый орган декларацию и на следующий день операции по вашему счету будут разблокированы. При этом также будет необходимо заплатить штраф за просрочку предусмотренный ст. 119 «Непредставление налоговой декларации» Налогового Кодекса РФ.

После того как вы получили решение о приостановление операций по расчетному счету необходимо обратить внимание на два исключительно важных момента:

Решение должно быть подписано руководителем или его заместителем той налоговой инспекции, которая направляла требование об уплате налога;

Решение должно быть вынесено одновременно с инкассовым поручением банку перечислить в бюджет налог из средств находящихся на расчетном счете организации (индивидуального предпринимателя).

В случае если одно из этих правил не соблюдено, то операции по счету приостановлены незаконно, однако доказывать это придется в суде.

В числе наиболее распространенных оснований для обжалования решения налоговой инспекции о приостановлении операций по расчетному счету следует выделить:

Организация (индивидуальный предприниматель) не получила требования об уплате налога;

Решение о приостановлении операции по расчетному счету вынесено позже решения о взыскании налога;

Решение о приостановлении операций по расчетному счету вынес сотрудник налоговой инспекции, который не обладает правами на это;

Организации (индивидуальному предпринимателю) заблокировали счет до истечения срока погашения недоимки, указанного в требовании;

У организации (индивидуального предпринимателя) нет задолженности по налогам;

Решение о взыскании недоимки вынесено позже 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате налога;

Отсутствие важных реквизитов в частности суммы недоимки и пеней, название налога, по которому есть задолженность, период за который необходимо сдать налоговую декларацию в решении о взыскании налога и о приостановлении операций по расчетному счету.

В этих случаях вы вправе обратиться в арбитражный суд и, как правило, решение налоговой инспекции признается недействительным.

Также бывают случаи, когда организация (индивидуальный предприниматель) имеет лишь незначительную задолженность по налогам и при этом налоговая инспекция уже уведомляет о приостановке операций по расчетному счету. В таком случае арбитражный суд также может поддержать организацию и вынести решение в ее пользу с формулировкой «вина организации несоразмерна мере ответственности».

Поэтому не бойтесь обращаться в судебные инстанции, особенно тогда когда уверены в своей правоте. Проблема заключается лишь в том, что судебные разбирательства, как правило, длятся не один месяц и организация не может остаться без расчетного счета на столь длительное время.

Если вы попали в такую непростую ситуацию, то можно рекомендовать предпринять следующие действия:

1. Открыть новый счет в новом банке. Это не запрещено законодательством, и банк не потребует от организации каких-либо справок из налоговой инспекции. Дальнейшие действия будут следующими банк в течение 5 дней уведомит налоговую инспекцию, в которой организация (индивидуальный предприниматель) состоит на учете, а та в свою очередь вынесет решение о приостановлении операций уже по новому расчетному счету. Однако у вас будет достаточно времени для проведения всех нужных операций. Правда стоит отметить и существеннейший недостаток такой схемы: дело в том, что такие действия налоговая инспекция, как правило, расценивает как уклонения от уплаты налогов, что в свою очередь грозит возбуждением уголовного дела по статье 199 Уголовного кодекса РФ. Этого не произойдет в случае если вы сможете доказать, что погашение задолженности перед бюджетом приведет к банкротству организации.

И еще если вы не уведомите налоговый орган об открытии нового расчетного счета в течение 7 дней, то вас ожидает штраф в размере 5 тысяч рублей, согласно 118 НК РФ.

2. В продолжение первого пункта отметим, что в нашем налоговом законодательстве есть так называемые «пробелы». Так банку в случае приостановления операций по расчетному счету запрещается перечислять средства со счета налогоплательщика на счет другого налогоплательщика. При этом нет запрета на перечисление средств на другой счет того же налогоплательщика. Следовательно, если организация, предприниматель откроет другой , то сможет на него перевести денежные средства с арестованного счета. А дальше пока новый счет не заблокирован осуществить, необходимы операции. О дальнейших вплоть до уголовных последствиях мы уже говорили.

3. Есть еще один способ вывода средств с заблокированного расчетного счета – это выдача денежных средств клиенту по чеку. Эта операция признается исполнением банком иного платежного поручения, которое имеет в соответствии с законодательством преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет.

3. Производить расчеты наличными средствами. Налоговое законодательство это не запрещает, однако указание Центрального банка от 14 ноября 2001 года №1050-У ограничивает сумму расчетов наличными средства по одной сделке в 60000 руб. Если ваши расходы не превышают этого предела, то это, пожалуй, оптимальный выход из ситуации. Также это ограничение можно обойти, разбив сделку на несколько договоров, использовать в расчетах векселя, бартер.

4. Получить отсрочку или рассрочку уплаты налогов. Они могут быть предоставлены на срок от одного до двенадцати месяцев. Отсрочка подразумевает полное погашение суммы в конце периода, рассрочка поэтапное погашение в течение этого периода.

Однако налоговая инспекция очень неохотно предоставляет такие разрешения и лишь в строго определенных законодательством случаях (ст. 64 Налогового Кодекса РФ):

Угроза банкротства;

Ущерб, причиненный организации (индивидуальному предпринимателю) стихийным бедствием;

Сезонный характер производства и реализации товаров (работ, услуг);

Прекращение и задержка финансирования из бюджета или оплаты госзаказа и другие случаи.

Практика показывает, что перенести срок уплаты налогов, как правило, получается в основном крупным предприятиям и то по местным налогам.

Вот пожалуй и все, что тут можно Вам посоветовать!

* Мансуров Р.Е. «Как спасти свой бизнес? Руководство к действию для мелких и средних предпринимателей » / Изд-во Салон-Пресс, М., 2012 г. –

"Налоговая проверка", 2008, N 3

Одним из способов обеспечения исполнения обязанности организации по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, а также своевременному представлению налоговой декларации является блокирование налоговыми органами ее банковских счетов.

В статье рассмотрен порядок блокирования счетов: какие именно счета могут быть заблокированы, какие расходные операции организация вправе осуществлять по заблокированным счетам, способы отмены решения о приостановлении операций по счетам, а также каким образом в случае отмены налоговыми органами такого решения организация может довести его до банка.

Блокирование счетов организации

Когда организация не исполняет обязанности, возложенные на нее Налоговым кодексом, налоговый орган может приостановить ее операции по счетам в банке. Статья 76 НК РФ предусматривает два случая, в которых возможно блокирование счетов:

  • взыскание налога, сбора, пеней, штрафа во внесудебном порядке, если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа об их уплате (п. 1);
  • непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении срока ее представления (п. 3).

Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке <1> принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа и направляет в банк на бумажном носителе или в электронной форме. Дата и время получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации в банке указываются в уведомлении о вручении или в расписке о получении решения.

<1> Форма утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.

Решение о приостановлении операций организации по счетам в банке подлежит безусловному исполнению банком. То есть последний должен блокировать счета организации независимо от того, что, по мнению организации, это решение было вынесено на основании ошибочных выводов. Также налогоплательщику нужно учесть, что согласно п. 10 ст. 76 НК РФ банк не несет ответственности за убытки, которые понес налогоплательщик вследствие приостановления операций по решению налогового органа.

Приостановление операций по счетам в банке означает прекращение банком всех расходных операций по счетам организации с учетом некоторых ограничений, при этом банк осуществляет доходные операции в полном объеме (поступление денежных средств на счета организации).

Если приостановление операций связано с взысканием платежей в бюджет, то прекращение расходных операций по счетам действует в пределах суммы, указанной в решении. В Письме Минфина России от 21.06.2007 N 03-02-07/1-304 уточнено, что организация вправе использовать денежные средства, находящиеся на ее счетах в банке, в части превышения суммы, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по ее счетам, по своему усмотрению. На практике налоговые органы обычно приостанавливают операции по всем счетам налогоплательщика, не учитывая это ограничение.

Непредставление налоговой декларации. Так как в ст. 76 НК РФ говорится о блокировании счетов в случае непредставления только налоговой декларации, финансисты в Письме от 12.07.2007 N 03-02-07/1-324 разъяснили, что эта мера не применяется в случае непредставления организацией расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. ФАС МО в Постановлении от 12.03.2008 N КА-А40/1246-08 указал: из положений ст. 76 НК РФ не следует, что налоговый орган вправе приостановить операции по счетам в банках у организации - налогового агента в случае непредставления сведений о доходах иностранных физических лиц по форме 2-НДФЛ.

Для налогоплательщика очень важно определиться, в каких случаях можно сказать, что им не была своевременно исполнена обязанность по представлению налоговой декларации. Рассмотрим некоторые ситуации.

В п. 1 ст. 80 НК РФ сказано, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Соответственно, налогоплательщик не обязан подавать налоговые декларации по тем налогам, плательщиком которых он не является. В соответствии с этим Письмом УФНС по г. Москве от 09.06.2007 N 16-10/054964@ разъяснено, что за непредставление налоговых деклараций налоговые органы вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам организации, только если она обязана их подавать.

Для случая, когда сумма налога по налоговой декларации равна нулю, Налоговый кодекс не предусматривает возможности непредставления "нулевой" декларации. На необходимость представления такой декларации указал Президиум ВАС РФ в п. 7 Информационного письма от 17.03.2003 N 71: в силу ст. 80 НК РФ обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога. Данной позицией руководствовался Минфин в Письме от 16.01.2008 N 03-02-07/1-14.

Нередки случаи, когда налоговый орган отказывает в приеме налоговой декларации, представленной по старой форме. Если организация не успела повторно подать эту декларацию по действующей форме до истечения 10 дней по окончании срока ее представления, налоговики могут заблокировать ее счета.

Налогоплательщик может в суде оспорить действия налоговиков. Например , в Постановлениях ФАС ВВО от 22.02.2007 N А82-4019/2006-99, ФАС СЗО от 26.02.2007 N А56-16164/2006 сказано, что основанием для вынесения решения о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке является непредставление либо несвоевременное представление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган. Кодекс не предусматривает возможности приостановления операций по счетам налогоплательщика за несоблюдение формы налоговой декларации. В то же время во избежание споров с налоговой инспекцией рекомендуем налогоплательщикам перед заполнением налоговой декларации проверять, является ли ее форма действующей.

Организация может передать полномочия по ведению налогового учета и представлению отчетности своему представителю, например специализированной компании. Если уполномоченный представитель несвоевременно подал налоговую декларацию в налоговый орган, то ответственность за это нарушение, в соответствии со ст. 76 НК РФ, будет нести организация-налогоплательщик. Такой вывод следует из п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, согласно которому субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.

Для случая приостановления операций по счетам, связанного с непредставлением налоговой декларации, НК РФ не установил лимита остатка денежных средств на счетах, на который распространяется решение о приостановлении операций. Поэтому налоговые органы блокируют все средства, лежащие на счетах в банке.

Если операции по счетам организации приостановлены и средств на них недостаточно для покрытия задолженности перед бюджетом, то организация для продолжения своей хозяйственной деятельности может открыть счет в другом банке. В этом случае она, уведомив контрагентов об открытии нового счета, на короткий срок сможет воспользоваться денежными средствами по своему усмотрению. При этом ей нужно будет учесть следующее:

  • она обязана сообщить об открытии счета в налоговый орган в течение 7 дней со дня его открытия;
  • банк обязан сообщить в налоговый орган об открытии счета в течение 5 дней со дня его открытия.

Соответственно, налоговый орган, узнав об открытии нового счета, его тоже заблокирует, но до этого момента организация сможет воспользоваться поступившими денежными средствами.

Расходные операции, осуществляемые в период блокирования счетов. Решение о приостановлении операций по счетам в банке не распространяется:

  1. на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов, авансовых платежей, сборов, пеней, штрафов, перечисляемых в бюджетную систему РФ;
  2. на платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов. Так как согласно ст. 855 "Очередность списания денежных средств со счета" ГК РФ расчеты по обязательным платежам в бюджет производятся в порядке четвертой очереди, то в период действия приостановления операций по счету с него могут быть списаны средства:
  • в первую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь - по отчислениям в ПФР, ФСС и ФОМС (абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ). Также в третьей очереди ГК РФ указаны платежи, которые Постановлением КС РФ от 23.12.1997 N 21-П исключены из этой очереди, - это списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту).

Так как до настоящего времени не принято соответствующих изменений в ГК РФ, данный вопрос ежегодно урегулируется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" до внесения изменений в п. 2 ст. 855 ГК РФ в соответствии с Постановлением КС РФ N 21-П при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации в первую и во вторую очередь. Таким образом, организация не сможет снять денежные средства со счета на оплату труда работников, если он заблокирован.

Согласно п. 2 ст. 855 ГК РФ списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. На основании этого в Письме Минфина России от 12.04.2007 N 03-02-07/1-172 разъяснено, что банк при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика исполняет поручение налогоплательщика по списанию денежных средств по оплате государственной пошлины с его счета и зачислению их в бюджетную систему в порядке календарной очередности поступления документов, относящихся к одной группе. Государственная пошлина, согласно п. 10 ст. 13 и п. 1 ст. 333.16 НК РФ, отнесена к федеральным сборам, поэтому ее уплата и уплата задолженности в бюджет по налогам, сборам, пеням, штрафам по инкассовому поручению осуществляется в порядке четвертой очереди с учетом календарной очередности поступления документов.

Понятие счета. При применении ст. 76 НК РФ важно определиться с тем, что понимается под счетом. Дело в том, что приостановление операций затрагивает только те счета организации, открытые в банке, которые признаются таковыми для целей Налогового кодекса. Также нужно учесть, что при наличии решения о приостановлении операций по счетам в банке он не вправе открывать организации новые счета. Эти ограничения распространяются на все счета организации, открытые в банке. Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций. Таким образом, к понятию "счет", используемому в НК РФ, предъявляются три требования:

  • наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке;
  • возможность зачисления на счет денежных средств;
  • возможность расходования денежных средств со счета.

Правовому регулированию договора банковского счета посвящена гл. 45 ГК РФ. В ст. 845 ГК РФ сказано, что по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Налогоплательщики открывают в банках много различных счетов, не обо всех однозначно можно сказать, признаются ли они счетами согласно ст. 11 НК РФ и будут ли затронуты в случае блокирования.

В Письме Минфина России от 21.11.2007 N 03-02-07/1-497 разъяснено, что, например, депозитные и ссудные счета не обладают признаками счетов, не открываются на основании договора банковского счета и имеют специальное целевое назначение, поэтому банк вправе открывать организации данные счета при наличии решения о приостановлении операций по счетам. В Письме Минфина России от 27.04.2007 N 03-02-07/1-208 сказано, что счета со средствами, принадлежащими третьим лицам, например целевое финансирование, не обладают признаками счета, определенными в ст. 11 НК РФ.

Из Письма Минфина России от 11.05.2007 N 03-02-07/1-225 следует, что если по решению налогового органа приостановлены операции по счету налогоплательщика в банке при наличии остатка денежных средств на нем, то банк не вправе закрыть этот счет, поскольку расторжение договора банковского счета при наличии на нем остатка денежных средств сопряжено с проведением расходных операций по этому счету. Аналогичная позиция высказана в Письме УМНС по г. Москве от 11.03.2004 N 11-14/16108, в котором уточнено, что при отсутствии денежных средств на счете клиента банк по заявлению клиента вправе закрыть указанный счет, поскольку расторжение договора банковского счета в данном случае не повлечет проведения расходных операций по счету.

Разблокирование счетов

Приостановление операций по счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа и до момента его отмены. Если приостановление операций по счетам является правом налогового органа, то отмена этого приостановления - его обязанность, которую он должен исполнить в установленные НК РФ сроки при выполнении налогоплательщиком определенных требований. Основаниями для отмены решения о приостановлении операций по счетам могут быть:

  • решение суда;
  • решение налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. Оно принимается в случаях представления организацией налоговой декларации, взыскания суммы налога, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. В этих случаях приостановление операций по счетам отменяется налоговиками не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления организацией налоговой декларации или документов (их копий), подтверждающих уплату налога, сбора, пеней, штрафов (п. 3 ст. 76 НК РФ). На практике в случае, если организация осуществила данные платежи в бюджет, налоговый орган вынесет решение об отмене приостановления операций по счетам только после того, как проверит поступление денежных средств на соответствующий счет УФК.

Порядок отмены решения о приостановлении операций по счетам

Основанием для отмены решения о приостановлении операций по счетам является решение налогового органа или суда. Решение налогового органа об отмене приостановления операций по счетам направляется в банк в бумажной форме либо по телекоммуникационным каналам связи. Порядок направления в банк этого решения в электронном виде устанавливается ЦБ РФ. В настоящее время данный порядок ЦБ РФ не утвержден, а Порядок направления в банки решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и решения об отмене приостановления операций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный Приказом ФНС России от 03.11.2004 N САЭ-3-24/21@, не применим, так как утвержден не ЦБ РФ.

Согласно п. 2 Порядка направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке на бумажном носителе <2> (далее - Порядок направления в банк решения на бумажном носителе) решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика направляется налоговым органом в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается налоговым органом под расписку представителю банка. Моментом получения банком решения налогового органа являются дата и время, указанные:

  • в уведомлении о вручении, если оно направлено в банк заказным почтовым отправлением;
  • в отметке о принятии решения, если оно вручено под расписку представителю банка.
<2> Приказ ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@.

Изменение местонахождения организации. Возможна ситуация, когда организация в период действия решения о приостановлении операций по счетам изменила место своего нахождения и встала на налоговый учет по новому месту нахождения. В Письме Минфина России от 14.12.2007 N 03-02-07/1-484 сказано, что решение об отмене приостановления таких операций принимает налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика. На практике такая ситуация вызывает массу проблем у организации.

Судебный порядок отмены решения о приостановлении операций. Налоговым кодексом не урегулирован порядок судебной отмены такого решения. Финансисты в Письме от 14.12.2007 N 03-02-07/1-484 указали, что согласно п. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ. Следовательно, с момента вступления в силу решения суда отменяется решение о приостановлении операций.

Так как данный порядок отмены решения законодательством не прописан, а официальных разъяснений фискальных ведомств нет, то возможно, что налогоплательщику необходимо будет представить решение суда как в банк, так и в налоговый орган.

Может ли организация ускорить доведение до банка решения об отмене приостановления операций?

Прежде чем решение налоговиков об отмене приостановления операций по счетам поступит в банк, пройдет время, которое драгоценно для организации, ведь она не может осуществлять расчеты. Поэтому для нее весьма важно, чтобы решение достигло банка как можно скорее. В связи с этим часто возникают вопросы о возможности представления организацией в банк копии решения на бумажном носителе, которую ей выдал налоговый орган, или представления в банк оригинала решения, когда организация действует на основании доверенности банка. По мнению финансистов, не все эти случаи действенны.

Копия решения о разблокировании счетов. В Письмах Минфина России от 31.05.2007 N 03-02-07/1-266 и от 30.03.2007 N 03-02-07/1-150 сказано, что копия решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банке, полученная банком от клиента на бумажном носителе, не является основанием для отмены банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации. Действие решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации в банке сохраняется до момента получения банком оригинала решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банке.

Вывод финансистов основан на следующем: из ст. 76 НК РФ и Порядка направления в банк решения на бумажном носителе следует, что налоговики отправляют в банк на бумажном носителе оригинал решения об отмене приостановления операций, а о возможности отправки копии не говорится. Поэтому организации не имеет смысла отправлять в банк полученную от налоговиков копию решения.

Доверенность. Налоговым кодексом предусмотрена возможность участия лица в налоговых правоотношениях через законного либо уполномоченного представителя. В результате возникает вопрос о том, вправе ли организация, выступая в качестве уполномоченного представителя банка, получить у налоговой инспекции решение об отмене приостановления операций на бумажном носителе и передать его в банк.

В Письме Минфина России от 16.01.2008 N 03-02-07/1-16 сказано, что поскольку НК РФ и Порядок направления в банк решения на бумажном носителе предусмотрена передача налоговым органом решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банк посредством вручения его представителю банка, такое решение при наличии соответствующей доверенности может быть вручено организации (ее представителю), операции по счетам в банке которой были приостановлены.

Таким образом, организация может воспользоваться данным способом, чтобы ускорить разблокирование счетов.

В.В.Никитин

Редактор журнала

"Акты и комментарии

Приостановление операций по счету - прекращение банком всех расходных операций по данному счету в пределах суммы, указанной в постановлении налогового органа о приостановлении операций по счету (абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ).

Приостановление операций по счетам в банке применяется только в двух случаях:

- в целях обеспечения решения о взыскании налога (сбора), а также пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке, вынесенного в порядке ст. 46 НК РФ;

- в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации .

Приостановление операций по счетам в банке может быть применено только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей , являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками сбора), а также в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, - налогоплательщиков или налоговых агентов.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком расходных операций по этому счету только в пределах суммы, указанной в решении налогового органа (абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ).

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ банк не вправе выполнять какие бы то ни было распоряжения клиента-налогоплательщика о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других расходных операций по счету, за исключением:

- платежей , очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов (сборов);

- операций по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.

Налоговые органы вправе приостанавливать операции по нескольким счетам налогоплательщика . Однако, если налоговый орган принимает решение о приостановлении одновременно по нескольким счетам, сумма денежных средств на которых (на всех вместе или на каждом в отдельности) превышает сумму обеспечиваемого требования об уплате налога (сбора) и пеней, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления по своим счетам (п. 9 ст. 76 НК РФ). В течение двух дней со дня получения этого заявления налоговый орган обязан принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.

Решение о приостановлении операций по счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на учете, в форме, утвержденной в приложении 4 к Приказу ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-19/825@ (СОБАКА, БЛЕАТЬ, КРЕАТИВЩЕКИ, ЙОПТ )


При этом решение о приостановлении операций по счету не может быть вынесено ранее вынесения решения о взыскании недоимки и пеней за счет денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя в банке (абз. 1, 2 п. 2 ст. 76 НК РФ). А в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации решение о приостановлении операций по счету в банке может быть вынесено только в течение десяти дней по истечении установленного срока представления декларации (абз. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Решение о приостановлении операций по счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде. Копия указанного решения передается налогоплательщику-организации под расписку или заказным письмом с уведомлением о вручении.

Решение о приостановлении операций по счету в банке действует с момента получения банком указанного решения и до его отмены. Моментом получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, направленного в банк на бумажном носителе, являются:

- для решения, направленного в банк заказным письмом , - дата и время, указанные в уведомлении о вручении;

- для решения, врученного под расписку представителю банка , - дата и время, указанные в отметке о принятии решения.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 НК РФ). Безусловность исполнения в данном случае означает обязанность банка воздерживаться от исполнения любых платежных документов, на основании которых могут быть осуществлены расходные операции по соответствующему счету, в пределах суммы задолженности, указанной в решении налогового органа.

В соответствии с п. 2 ст. 845 ГК РФ банк гарантирует право клиента беспрепятственно распоряжаться денежными средствами, внесенными по договору банковского счета . Банк при получении в соответствии со ст. 76 НК РФ решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика обязан отступить от гарантий, предоставленных им клиенту в соответствии с п. 2 ст. 845 ГК РФ. В связи с этим в п. 10 ст. 76 НК РФ законодатель нашел целесообразным указать, что банк не несет ответственности за убытки , понесенные налогоплательщиком в результате приостановления его операций по счету в банке по решению налогового органа.

Банк не вправе, получив решение, открывать соответствующему клиенту другой счет . Мораторий на открытие счета действует с момента получения банком указанного решения и до отмены его налоговым органом, то есть в период действия режима приостановления операций по счету.

Под "счетами" понимаются только расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Напротив, депозитные и ссудные счета не отвечают понятию "счет" в смысле ст. 11 НК РФ. Поэтому решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика не может являться основанием для отказа банка открыть этому налогоплательщику депозитный и (или) ссудный счет.

За нарушение режима приостановления операций по счету банк несет ответственность в соответствии со ст. 134 НК РФ.

Приостановление операций по счету налогоплательщика отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога (сбора), пеней и штрафа (п. 8 ст. 76 НК РФ).