Налоги, сборы, пошлины - любой гражданин не раз слышал эти термины и примерно понимал, что речь идет о платежах в бюджет. Действительно, данный факт объединяет указанные понятия. Однако есть и существенные различия, касающиеся, главным образом, порядка исчисления сумм, а также ответственности за их неуплату. Особенно важным становится понимание этих понятий в свете контроля пограничных служб за задолженностью перед бюджетом при покидании территории РФ.
Чем обусловлено отличие налога от сбора
Определения указанных терминов содержатся в ст. 8 НК РФ . Налоги - это денежные средства, взимаемые для целей поддержки функционирования государственного аппарата, как федерального, так и местного уровня. Это обязательные платежи для всех граждан и предприятий. Сбор же обеспечивает совершение каких-либо конкретных действий в пользу гражданина или организации со стороны чиновников и государственных органов, в частности, выдачу лицензий или иных разрешений, данная сумма, по сути, оплата какого-либо действия. Необходимость оплатить сбор обусловлена конкретной ситуацией и является добровольной.
Также в ст. 8 НК РФ упоминаются страховые взносы - это платежи, уплачиваемые на медицинское и пенсионное обеспечение.
Эксперты выделяют дополнительные функции налогов, помимо пополнения бюджета страны:
- Регулирующую - позволяет поддержать какую-либо категорию граждан или отрасль путем введения льгот по налогообложению.
- Контрольную , суть которой заключается в оценке политики страны по вопросам финансов через контроль деятельности граждан и юридических лиц.
- Социальную : путем получения налоговых платежей происходит перераспределение денежного потока, который является источником финансов для реализации государственных программ социального назначения, к примеру, поддержки малообеспеченных граждан.
Налоги
При исчислении и уплате каждого налога используются следующие составляющие:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- отчетный период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления;
- сроки и порядок уплаты.
Рассмотрим все перечисленные выше элементы на примере НДФЛ. Объект - это доходы, полученные физическими лицами в России и за ее границей (для налоговых резидентов РФ). Налоговые ставки (зависят от типа дохода) - 9%, 13%, 15%, 30% и 35%. Налоговый период - календарный год. Это значит, что в отчетности сумма налоговой базы рассчитывается за этот период, если положены льготы (вычеты), они также берутся за год. Отчетный период по НДФЛ также составляет год. В некоторых случаях (по другим налогам) налоговый период может включать несколько отчетных периодов, это значит, что в эти сроки сдается промежуточная декларация.
Определен также порядок исчисления денежных средств к уплате: размер базы умножается на соответствующую ставку.
Для расчета налоговой базы необходимо от доходов, подлежащих налогообложению, отнять сумму вычетов.
Если произвести оплату в бюджет должен налоговый агент (в случае с НДФЛ может выступать работодатель), сумма рассчитывается в день получения этого дохода и перечисляется не позднее следующего дня. Описанный процесс - это порядок уплаты.
Сборы
Основная отличительная особенность сбора - это то, что он связан с возможностью использовать тот или иной объект или осуществлять определенную деятельность на конкретной территории, где он введен.
Рассмотрим примеры сборов:
- торговый - уплачивается за использование объекта недвижимости для осуществления торговли в определенных регионах страны;
- за пользование объектами природного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов - производится при необходимости получения разрешения на добычу указанных объектов.
Суммы сборов предназначены для финансирования именно тех учреждений, в ведении которых находятся объекты или услуги, которые явились поводом для его уплаты. В этом они отличаются от налогов, так как последние не имеют конкретного целевого назначения.
Оплата сбора является компенсацией в пользу определенного учреждения. Налоговые платежи, перечисление которых обязательно и независимо от нужд плательщика и которые не влекут за собой обязанность совершить какие-либо действия в его пользу.
Место действия налогов и сборов
По месту действия и особенностям законодательного регулирования бюджетные платежи делятся на следующие виды:
- Федеральные. Действие распространяется абсолютно одинаково во всех уголках страны (НДФЛ, НДС, водный налог, на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина и т.д.). Эти бюджетные платежи рассмотрены в статье 13 НК РФ . Все параметры и регламент расчета и уплаты един во всех регионах, местное руководство не имеет полномочий на их изменение.
- Региональные. По этим видам бюджетных платежей некоторые элементы (ставки, порядок расчета и срок оплаты, виды льгот) регионы могут устанавливать самостоятельно . Подлежат уплате в тех субъектах РФ, где они установлены Налоговым кодексом и иными законодательными актами. Полный список этих платежей можно найти в статье 14 НК РФ . Примеры: налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный.
- Местные. Подлежат уплате на территории муниципалитетов, определенные параметры могут отличаться на разных территориях. Примеры: налог на имущество физических лиц, земельный, торговый сбор. Информацию о них можно найти в статье 15 НК РФ .
Руководства регионов РФ не наделены полномочиями самостоятельно устанавливать какие-либо виды государственных платежей, не прописанные в Налоговом кодексе РФ.
Отличие налогов и сборов при взимании
Основные отличия между рассматриваемыми видами платежей в бюджет:
- сумма налога исчисляется исходя из утвержденной процентной ставки, сбор устанавливается в фиксированной сумме;
- налог - это безвозмездный платеж, сбор предусматривает какую-либо выгоду для его плательщика, за которую он и уплачивается;
- льготы для сборов не применимы (исключение составляют государственные пошлины);
- возможны регрессивные и прогрессивные варианты налоговых ставок, сумма сбора четко зафиксирована;
- в случае неуплаты налога нарушителю грозят пении штраф, если же не уплачен сбор, юридическое или физическое лицо просто не получает нужное право или услугу.
Если указана фраза «иной вид налога и сбора»
Случается, в документах встречается фраза «иной вид налога и сбора». В этой ситуации необходимо уточнить у составителя бланка, какой конкретно платеж имеется в виду. Это связано с тем, что при заполнении платежного поручения важно правильно указать код КБК , который для каждого вида бюджета индивидуален. Узнать необходимые цифры можно на сайте Федеральной налоговой службы.
В противном случае, если КБК указан неправильно, денежные средства могут «зависнуть» в неопознанных платежах, и закрытие задолженности не произойдет. Для уточнения плательщик будет вынужден писать уточняющее письмо.
Отличие налога от пошлины
Пошлина, согласно ст. 333.16 НК РФ – разновидность сбора. Пошлина взымается за услуги, оказываемые государственным аппаратом или действия, имеющие юридическую силу, производимые учреждениями местного самоуправления или чиновниками. В статье также указано, что иные платы за перечисленные действия запрещаются .
Примерный перечень услуг, за которые уплачиваются пошлины:
- регистрация юридического лица;
- рассмотрение дела в суде;
- нотариальные услуги;
- услуги ЗАГСа;
- оформление гражданства;
- регистрация лекарственных препаратов, медицинских изделий;
- выпуск ценных бумаг;
- право использования собственных имен «Россия», «РФ» и образованных от них слов.
Размер пошлины, в отличие от сбора, не может устанавливаться субъектом РФ самостоятельно, он учреждается исключительно на федеральном уровне. В отличие от налогов, за неуплату пошлины не может быть взыскан какой-либо штраф или пени , единственное неблагоприятное последствие - это неоказание соответствующих услуг государственными служащими.
Существует один нюанс, касающийся различия сборов и пошлин: первое понятие часто используется не только применительно к государственным услугам, но и к частным лицам и компаниям. К примеру, аэропортовый сбор и топливный сбор в авиабилете.
По некоторым видам пошлин предусмотрены льготы для определенных категорий физических и юридических лиц.
Дополнительная информация по разнице налогов и сборов представлена ниже на видео.
Для того, чтобы найти отличия налога от сбора, нужно, в первую очередь, проанализировать их понятия, раскрываемые в НК РФ.
А сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого (п. 2 ст. 8 НК РФ):
- либо является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);
- либо обусловлена ведением отдельных видов предпринимательской деятельности в пределах территории, на которой введен сбор.
Какие же между налогом и сбором сходства и различия? Сразу можно заметить, что и налог, и сбор:
- являются обязательными к уплате;
- взимаются с организаций и физических лиц.
Чем отличается налог от сбора
Начнем с того, что в отличие от сбора налог является индивидуально безвозмездным платежом. Уплачивать налоги - прямая обязанность каждого налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). И взамен в его интересах государство не должно совершать какие-либо действия обеспечивать благами или предоставлять определенные права.
А вот уплата сбора предполагает совершение юридически значимых действий в пользу плательщика сбора, в которых он персонально заинтересован. То есть имеет место возмездность со стороны государства: плательщик уплачивает сбор, а взамен получает, к примеру, лицензию или разрешение.
Разница между налогом и сбором в порядке их установления
Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).
Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы, (
1.Основным методом налогово-правового регулирования является:
а) императивн ый метод
2.Налогово-правовые санкции:
б) име ют денежный характер, являются государственной мерой принуждения, содержат карательный и правовосстановительный элементы
3.Особенность налоговых правоотношений – это:
а) принц ип справедливости
4. Основной метод в налоговом праве – в) госуд.-власт.предпис.
5. Налоговое право, финансовое право, административное право – это:
б) отрасли права;
6. Непредставление банками налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов банка влечет:
б) применен ие мер налоговой ответственности
7. Основная функция Федеральной налоговой службы – это:
в) контро ль за точностью и своевременностью уплаты налогов и сборов
8. К неналоговым доходам относятся поступающие в бюджет:
в) штра фы, конфискации, другие принудительные изъятия как меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности
9. Налоги характеризуются следующими признаками:
в) индивид. Безвозмезд., обязательность, обеспеченность гос. принуждением
10. Отличительной чертой сбора является:
б) единовременн ый характер платежа
11. Различие налогов и пошлин состоит в том, что:
б) пошлин ам присущи специальные интересы (возмездностъ), а налогам - нет
12. Налог можно отнести к категории местных налогов, если:
а) нал ог полностью зачисляется в местный бюджет
13. В соотве. с Конст. РФ общие принципы налогообл. должны быть устан:
а) федеральн ым законом РФ
14. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:
б) к совместно му ведению Федерации и субъектов Федерации
15. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что:
а) не допускает ся установление налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ
16. В соотв. с Конст. РФ установление федеральных налогов возможно:
б) закона ми, постановлениями, принятыми Федеральным Собранием РФ
17. Налоговые органы субъектов Федерации:
а) не могут создаваться
18. Принцип равенства в налоговом праве означает, что:
а) государст во должно стремиться к тому, чтобы каждый уплачивал налог в равном размере
19. Физические лица являются резидентами Российской Федерации, если они:
в) прожи ли на территории Российской Федерации более полугода в календарном году независимо от
20. В отл. от налог. планир. я при уклонении от уплаты налогов используются:
в) мето ды, связанные с искажением данных учета и отчетности
21. В отличие от налогового планирования обход налогов - это:
в) пассивн ое поведение
22. Налогоплательщик вправе обжаловать в административном порядке:
а) действ ия (бездействие) должностных лиц налоговых органов
23. Понятия «конт. за соблюд. Налог. Законод.» и «налоговый контроль»:
в) неравнозначны – первое охватывает второе;
24. Видами налоговых проверок являются: в) выездн ая и камеральная
25. Кто является субъектом преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ: б) толь ко должностные лица организаций
26. Может ли организация быть привлечена к уголовной ответственности за налоговые преступления: а) мож ет
27. На какую дату должен определяться ущерб, причиненный налоговым преступлением:
б) на моме нт, когда сумма налога (сбора) подлежала уплате в бюджет
28. В соответствии с УК РФ налоговые преступления относятся:
а) к преступлени ям в сфере экономической деятельности
29. В соответствии с НК РФ течение срока давности привлечения к ответственности начинается: а) со д ня совершения правонар.
30. Обстоятельства, отягчающие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах: а) указа ны в НК РФ
31. В основу научной и законодательной классификации нарушений налогового законодательства положен:
б) родов ой объект правонарушения
в) непосредственн ый объект правонарушения
32. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов может совершаться:
в) действи ем или бездействием
33. Лицо может быть привлечено к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по достижении:
б) 16 л ет
34. В территор. налогах иностранным элементом может быть:
а) толь ко объект налогообложения
35.Международное налоговое право объединяет нормы:
а) внутригосударственно го и международного права
36. Доходы, получаемые в одном государстве резидентом другого государства, подлежат налогообложению в первом государстве в случае, если они:
в) во вс ех перечисленных случаях
37. Налог на добавленную стоимость (НДС) должен вводиться:
а) толь ко на федеральном уровне
38. Федеральным законодательством РФ устанавливается исчерпывающий перечень налогов и сборов:
г) федеральн ых, региональных и местных
39. Единство налоговой политики предполагает:
в) исключен ие воздействия регион. налогообложения на рыночные отношения
40. Ограничения политики налоговых льгот устанавливаются:
а) налогов ым законодательством
41.Налогоплательщиками признаются физические лица:
а) независи мо от возраста
42. Налог на имущество физических лиц исчисляется:
б) налогов ым органом
43. Счет-фактура с выделенной суммой НДС выписывается:
б) поставщик ом товаров (работ, услуг)
44. Объектом обложения НДС является:
б) реализац ия товаров (работ, услуг) и импорт товаров
45. Ставки акцизов установлены:
а) федеральн ым законом
46. Субъектами упрощенной системы налогообложения является:
а) субъек ты малого предпринимательства
47. Размер земельного налога зависит:
г) от категор ии земель
48.Налоговое законодательство включает:
в) нормативн ые правовые акты высших органов власти и управления РФ и субъектов РФ
49. Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам:
б) устанавливающ им новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков.
50. Придание законам о налогах обратной силы означает:
а) принят ие закона по истечении срока уплаты налога
51. Акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушения налогового законодательства:
а) мог ут иметь обратную силу по указанию законодателя
52. Постановления Правительства РФ по вопросам налогообложения:
б) относят ся к налоговому законодательству только в тех случаях, когда они приняты на основе делегированных полномочий
53. Прием и взимание налогов производят:
в) сборщи ки налогов и налоговые органы
54. Налогоплательщики обязаны сохранять данные бухгалтерского учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в течение:
б) четыр ех лет
55. Предметом договоренности налогоплательщиков и финансовых органов может быть:
б) ср ок уплаты налога
56.Отличительным признаком налогового обязательства от гражданско-правового является:
а) односторонн ий характер
57.Налоговое обязательство является относительным. Это означает
а) обязательст во имеет строго определенный состав участников
58. Неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц налог: а) име ют право не выполнять
59. В соответствии с НК РФ плательщиками налогов и сборов
г) юридическ ие лица, их филиалы, другие обособленные подразделения, составляющие отдельный баланс и обладающие отдельным счетом
г) лич но или по почте или по телекоммуникационным сетям
61. Какие лица не признаются взаимозависимыми для целей
в) д ве организации, одна из которых имеет долю 10% в уставном капитале другой организации
62. Какой критерий не может использоваться для выделения категории налогоплательщиков: г) все вышеназванные
63. Налоговое законод. РФ позволяет устанавливать налоговые льготы:
г) во вс ех перечисленных случаях налоговые льготы устанавливать не допускается
64. В случае уплаты налогов налогоплательщиками - физическими лицами через организацию федеральной почтовой связи плата (комиссия) за прием денежных средств: а) не взимает ся
65. В соотве. с Налоговым Кодексом РФ при установлении местных налогов:
а) представительны ми органами муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов
66.В соответствии с действующим налоговым законодательством одним из обязательных условий применения налоговых вычетов по НДС
г) выставлен ие счета-фактуры налогоплательщиком, применяющим общую систему налогообложения
67. Одно из требований, которое законодатель предъявляет к характеристике расходов по налогу на прибыль:
б) расхо ды должны быть экономически обоснованы
68. Властный характер налоговых правоотношений проявляется в
а) налогоплательщи ки подчиняются требованиям законодательства о налогах и сборах
69. Отношения по возмещению ущерба налогоплательщику, причиненного незаконными действиями налогового органа, являются:
в) налоговы ми
70. Налоговые органы предоставляют налогоплательщикам письменные разъяснения:
а) бесплат но
71. Сотрудники налоговых органов в жилые помещения:
г) допускают ся только на основании постановления суда или прокурора
72. Глав. бух. Орган. полномочен представлять ее в отношениях с налоговым органом:
г) на основан ии доверенности или соответствующего указания в учредительных документах организации
73. Принцип соразмерности налогообложения предусматривает, что:
в) разм ер налога должен соответствовать экономическим возможностям налогоплательщика
74. Условия налогообложения могут быть названы дискриминационными если они:
г) в се вышеперечисленное верно
75. Принцип разделения налоговых полномочий предусматривает, что:
в) полномоч ия в налоговой сфере распределяются между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деят-ти государства и (или) муниципальных образований.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Гос. пошлина – сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в гос. органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с зак. актами РФ, зак. актами субъектов РФ и НПА органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
Сходство и различия налога, сбора и пошлины. Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. То есть в данном случае имеют место не договорные, а административные отношения, основанные на властном подчинении плательщика государству.
1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически. 2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы. 3) Законодатель определяет в качестве цели взыскания налога финансовое обеспечение деят-ти государства (либо муниципального образования - в зависимости от того, в какой бюджет предназначен налог); относительно пошлины и сбора такое назначение не установлено законом. Следовательно, целью взыскания последних может быть, например, финансовое обеспечение отдельной отрасли либо государственного органа (как, например, плата за пользование лесом- в целях возмещения потерь лесного хозяйства). 4) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. Налог же является платежом безвозмездным, а точнее, «индивидуально безвозмездным», поскольку в глобальном смысле налог как основа бюджетных средств расходуется в конечном итоге на нужды налогоплательщиков. 5) сбор - платеж за обладание особым правом (право на осуществление определенной деят-ти, лицензия, право пользования объектами животного мира и т.д.); пошлина - плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий (государственная регистрация права на недвижимость, совершение нотариальных действий и т.д.).
Сегодня все граждане, работающие на территории любого государства, осуществляют какие-либо обязательные платежи и взносы. С их помощью государство формирует свои финансы и за их счёт решает возложенные на него задачи (оборону, социальное обеспечение и так далее). Такие платежи называют налогами, сборами, пошлинами. Это устанавливает государство.
Все три платежа могут существовать с точки зрения закона только тогда, когда у них совершенно чётко определены плательщики, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты, ставка. Но почему-то потребовались целых три слова, чтобы обозначить «установленный законом обязательный платёж»! Значит, они чем-то различаются?
Итак, налог – это определенная сумма денежных средств, которая уплачивается как юридическими, так и физическими лицами в бюджет государства. Такая плата является обязательной и безвозмездной, то есть субъект налогообложения не получает ничего взамен.
Сбор представляет собой платеж, который необходимо произвести юридическому или физическому лицу с целью получения какой-либо услуги от государственных органов.
Таким образом, налоги и сборы - это обязательные платежи, установленные государством. Заметим, что есть только два вида платежей: налоги и сборы; пошлины - это разновидность сборов. Чем отличаются сборы от пошлин? Существенных различий нет. Традиционно сбором называется платёж, за который плательщик получает особое право на осуществление какой-то деятельности, например, предпринимательство, а пошлина - платёж, в результате которого государство совершает в пользу плательщика услугу, например, регистрацию права собственности, выдачу паспорта или водительских прав.
Следует выделить четыре существенных отличия налога от сбора (пошлины). Во-первых, налог - платёж периодический, а сбор (пошлина) - разовый.
Во-вторых, налог призван обеспечивать деятельность государства в целом, а сборы и пошлины - не обязательно. Они могут применяться для формирования бюджета конкретного государственного органа или для финансирования какой-то отрасли.
В-третьих, налог уплачивается в «пользу государства в целом», а сбор и пошлина - за предоставление какой-то конкретной государственной услуги. Налоги - безвозмездные платежи, лично плательщик прямо от их уплаты ничего не получает (получает потом, косвенно, поскольку все налоги формируют государственный бюджет, так или иначе содержащий «всех плательщиков»); а сбор (пошлина) - платёж не безвозмездный, в обмен на него плательщик получает услуги или права.
И последнее отличие в последствиях неуплаты. Если не уплачен или уплачен не полностью налог, может наступить особый вид ответственности - налоговый, в виде штрафа. В случае неуплаты сбора или пошлины неплательщик не получит нужное право или ему не будет оказана нужная услуга.
Материал подготовлен О.В. Ефановой и Н.С. Мироновой