Особые экономические зоны в рф. Понятие, цели и виды свободных экономических зон. Цели образования СЭЗ

Если состояние экономики государства оставляет желать лучшего и является абсолютно непривлекательным для зарубежных инвесторов, то одним из выходов из сложившейся ситуации являются особые зоны, организованные на территории страны. В рамках этих отдельно взятых территорий возможно проведение абсолютно иной промышленной, инвестиционной, фискальной и тарифной политики.

Что такое особые экономические зоны России? Зачем они создаются? Чем привлекательны такие места для инвесторов и какую выгоду несут государству? На эти и другие вопросы попробуем ответить в рамках этой статьи.

Особые зоны

Передовой опыт создания подобных территорий принадлежит, несомненно, европейским странам. Тем не менее Россия тоже имеет в этой сфере довольно серьезный потенциал. На сегодняшний день на территории страны зарегистрировано более двух десятков ОЭЗ.Основные особые экономические зоны России можно разделить на несколько видов:

  • промышленные;
  • туристические;
  • логистические;
  • технологические.

Чуть позже мы поговорим более подробно о видах ОЭЗ. А сейчас расскажем об их местоположении. К особым экономзонам России относятся территории в Карачаево-Черкессии, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Дагестане. Сюда же входит и Калининградская область. К вновь создаваемым можно отнести Крымский полуостров.

Основные понятия

В этой сфере довольно запутанная терминология. Давайте в ней немного разберемся. Наверняка вы не раз слышали такие выражения:

  • особая экономическая зона;
  • свободная экономическая территория;
  • зона ;
  • специальная экономическая зона.

Как же разобраться, что они все означают? Сложного тут ничего нет. Все вышеперечисленное — разные названия одного явления. Исключение тут может составлять разве что понятие также означает свободную территорию, но гораздо меньших размеров. Обычно зоной свободной торговли именуют физически обособленную территорию в морских или воздушных портах, где полностью отсутствует таможенный сбор. Классический пример — Duty Free.

Цели и условия создания ОЭЗ

Особые экономические зоны России — это целые территории (районы, области, республики), которые обладают особым юридическим статусом. Там действуют свои, льготные экономические условия. Как правило, они чрезвычайно выгодны для отечественных или иностранных инвесторов. Все юрлица, ведущие хозяйственную деятельность на территории ОЭЗ, именуются ее резидентами.

Для создания ОЭЗ необходимо наличие некоторых условий:

  • удачное географическое расположение территории;
  • наличие свободных площадей для развития;
  • развитая инфраструктура;
  • привлечение кадровых ресурсов с достаточной квалификацией;
  • возможность развития межрегиональных и международных связей;
  • существование исторически сложившихся видов деятельности.

Зачем нужны особые зоны

Все особые экономические зоны России призваны решать стратегические задачи. Создание таких территорий способствует как развитию страны в целом, так и улучшению жизни в отдельных ее регионах.С организацией ОЭЗ государство решает такие задачи:

  • создание большого числа новых рабочих мест для граждан, имеющих достаточную квалификацию;
  • привлечение в страну иностранных капиталов;
  • стимулирование отечественных производителей инвестировать средства в передовые технологии, производство, инфраструктуру;
  • удержание интеллектуального потенциала на территории страны;
  • развитие и поддержка отечественного производителя.

Резиденты, участвующие в развитии особых экономзон, также имеют свои преимущества:

  • используют льготное налогообложение для снижения административных и производственных расходов;
  • экономя на различных пошлинах, арендных ставках и прочих платежах, создают более конкурентоспособный продукт;
  • имеют возможность привлекать квалифицированный персонал;
  • увеличивают свою доходную часть за счет минимизации собственных затрат.

Кроме того, строительство инфраструктуры в ОЭЗ государство проводит чаще всего за счет собственных средств. Это также снижает нагрузку на резидентов.

В чем заключается суть ОЭЗ?

Как вы уже поняли, все особые экономические зоны России (список их довольно велик) помогают развивать или осваивать новые территории и отрасли хозяйствования. Особый режим создается для предпринимателей с той целью, чтобы они могли в короткие сроки перенастроить свой бизнес под новые условия. Классический пример — Крым. Это абсолютно новая территория, весь бизнес на которой долгое время был адаптирован под законы Украины. Теперь же предпринимателям нужно время и льготы, чтобы переориентировать его. Поэтому государство снижает налоги, упрощает систему таможенных пошлин, адаптирует систему страхования и упрощает регистрацию. То же самое происходит и в других регионах.

Льготы

Для резидентов ОЭЗ существуют льготные экономические условия. Например, такие:

  • привилегии в сфере торговли — отсутствие пошлин на импортное сырье или запчасти, если они нужны для производства конечного продукта, а не для перепродажи;
  • инвестиционные льготы и послабления в сфере налогообложения — сниженные ставки налогов или их полное отсутствие, снижение валютного контроля;
  • незначительные ограничения или их полное отсутствие на владение производственными фондами для иностранцев;
  • упрощенные стандарты на оборудование рабочего места, заработную плату, вопросы безопасности и так далее;
  • доступные по цене здания и земельные участки — возможность обустроить склады и производственные помещения на условиях минимальной цены аренды;
  • доступные и недорогие услуги и инфраструктура — субсидии на коммунальные услуги, дешевые газ, вода, электроэнергия, отремонтированные дороги, обеспечение транспортными услугами;
  • сниженные стандарты загрязнения окружающей среды, ее охраны;
  • наличие большого количества дешевой рабочей силы, отсутствие профсоюзов и других организаций трудящихся;
  • открытый доступ к рынкам сбыта - как внутренним, так и внешним;
  • долгосрочное отсутствие налога на прибыль;
  • проведение таможенных процедур прямо на территории предприятия или ускоренное получение разрешений и др.

Виды особых экономических зон

Как мы уже говорили, все зоны с особыми экономическими условиями можно условно разделить на такие виды:


«Алабуга»

Теперь давайте немного подробнее остановимся на некоторых ОЭЗ России. Начнем, пожалуй, с ОЭЗ ППТ «Алабуга». Эта промышленно-производственная зона расположена в Республике Татарстан, недалеко от города Елабуги, всего в 25 км от Набережных Челнов.

Специализация тут довольно разнообразна:

  • производство автобусов и автомобильных компонентов;
  • изготовление бытовой техники;
  • изготовление мебели;
  • высокотехнологичное химпроизводство;
  • авиационное строительство.

На этой территории зарегистрировано 42 резидента, а всего занято более 4,5 тысячи человек. Площадь зоны — 20 квадратных километров.

Для того чтобы стать резидентом этого комплекса, нужно:

  • зарегистрировать свою фирму на территории Елабужского муниципалитета;
  • подписать договор с руководством ОЭЗ, взяв на себя обязательства внести в свои фонды инвестиции в размере не менее 1 млн евро на протяжение первого года и общие инвестиции за весь период действия договора — не меньше 10 млн евро.

Предприниматели, ставшие резидентами экономической зоны «Алабуга», могут рассчитывать на такие преференции:


ОЭЗ «Дубна»

Это технико-внедренческая зона, созданная в 2005 году на основании Постановления правительства РФ № 781.

Территория ОЭЗ «Дубна» имеет площадь около 200 гектаров и разделена на три участка:

  • городок программистов;
  • площадка нанотехнологий;
  • участок ядерно-физических технологий.

Приоритетными направлениями этой ОЭЗ являются:

  • проектирование сложных техсистем;
  • биотехнологии;
  • сложные медицинские технологии;
  • информационные технологии;
  • ядерно-физические и нанотехнологии.

Резидентами этой зоны могут стать как ИП, так и коммерческие организации. Исключение составляют лишь унитарные предприятия и иностранные фирмы. Чтобы стать резидентом ОЭЗ «Дубна», нужно зарегистрировать предприятие на территории муниципалитета и заключить с органами управления договор о проведении внедренческой деятельности.

Резиденты этой особой экономической зоны также могут рассчитывать на привилегированные условия в сфере налогообложения и другие виды поддержки. могут быть такими:

  • отсутствие НДС при вывозе товаров за рубеж;
  • нулевая ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет до 01.01.2018;
  • 13,5 % — налог на прибыль, подлежащий зачислению в местный бюджет;
  • 14 % — платежи во внебюджетные фонды;
  • 0 % — ставка земельного налога сроком на 5 лет, имущественного налога — на 10 лет, транспортного налога — на 5 лет.

Также резидентам полагаются другие преференции:

  • льготная аренда помещений и земельных участков;
  • бесплатное подключение к инженерным сетям и коммуникациям;
  • ускоренное оформление документов на земельные участки;
  • свободная таможенная зона;
  • высокоскоростные системы передачи данных.

Также резидентам предлагаются условия свободной таможенной зоны, при которых не уплачивается ввозная пошлина на иностранные товары и НДС при вывозе российских.

«Алтайская долина»

ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина» — это туристическо-рекреационная территория. Была создана в феврале 2007 года на основании Постановления правительства РФ № 67. Привилегированное положение предусмотрено на 49 лет.

Эта зона расположена в 12 км от города Горно-Алтайска, центра Республики Алтай. Здесь обеспечены новыми рабочими местами около 2,5 тысячи человек. Территория предлагает уникальные возможности для своих резидентов. Сотрудничество построено на принципах государственного и частного партнерства. Это означает, что создание всей необходимой инфраструктуры финансируется за счет бюджетных средств, а создание туристических объектов — доля частных инвестиций.

Государство гарантирует значительные административные преимущества:

  • невмешательство в реализацию инвестпроектов;
  • упрощенный формат проверок;
  • режим «одного окна»;
  • оформление аренды на земельные участки с урегулированным правовым статусом.

Инвесторов ждут также и налоговые льготы:

  • 0 % — ставка налога на имущество, а также земельного сбора на протяжении 5 лет;
  • плата за аренду земельных участков — не более 2 % от их кадастровой стоимости;
  • понижение ставки транспортного налога;
  • снижение налога на прибыль до 15,5 %.

«Бирюзовая Катунь»

ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» — еще одна рекреационная и туристическая зона. Она имеет самую большую площадь среди всех существующих — 3326 гектаров. «Бирюзовая Катунь» позиционируется как первая и наиболее крупная зона природного и экстремального горного туризма, разделенная на две части. Первая — для молодежи. Тут присутствуют центры горнолыжников, скалолазов, рафтеров, трекеров, молодежный отель и другая адаптированная инфраструктура. Вторая — для состоятельных туристов. Тут комфортабельные и дорогие гостиницы и другие удобства.

Эта экономическая зона, по сути, только начинает свое развитие, но уже имеет значительное количество инвесторов, готовых вкладывать деньги на привлекательных условиях. Ведь резидентам тут также предлагаются льготы и преференции.

«Титановая долина»

ОЭЗ «Титановая долина», создаваемая в Свердловской области, также довольно уникальна. Направление деятельности ОЭЗ — титановая промышленность, эксклюзивная на территории РФ. Здесь предоставляются существенные льготы предприятиям, ориентированным на выпуск и высокотехнологичную переработку продукции мирового уровня. Приоритетными отраслями тут считаются переработка титана и производство изделий из него, изготовление оборудования для металлургических комплексов и машиностроения, производство стройматериалов.

«Ульяновск»

ОЭЗ ПТ «Ульяновск» также ориентирована на машино- и приборостроение. Тут в чести такие виды деятельности:

  • приборостроение, производство электроники;
  • авиастроение;
  • техническое обслуживание самолетов;
  • производство электрооборудования;
  • изготовление композиционных материалов;
  • прочие отрасли машиностроения.

В заключение хотелось бы сказать и о предпринимателях-нерезидентах, ведущих свою деятельность на территории той или иной ОЭЗ. Чаще всего они также имеют возможность рассчитывать на часть преференций, предусмотренных для резидентов, поскольку условия их деятельности должны оговариваться с руководством ОЭЗ.

Например, в такой экономической зоне, как Калининградская область, пониженный налог на прибыль распространяется абсолютно на все предприятия, независимо от типа хозяйственной деятельности и группы товаров. Именно поэтому открытие бизнеса является наиболее интересным на территории ОЭЗ. Конечно, если речь идет о заработке.

Одной из важнейших форм экономических связей являют­ся особые экономические зоны (ОЭ3). Они представляют собой особый вид государственного регулирования экономической де­ятельности.

Особой экономической зоной является территория, на ко­торой законодательно устанавливается особый режим хозяй­ственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных пред­приятий и граждан. ОЭЗ создаются для ускорения социально­ -экономического развития, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, pacширения производства высококачественной и импортозамеща­ющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества.

Особые экономические зоны создаются государством с уче­том его экономических задач и предлагаются в качестве перспек­тивной модели развития отдельных территорий, обладающих хорошими предпосылками для образования центров роста. До недавнего времени в российском законодательстве однозначного термина, характеризующего подобные территории, не существо­вало, хотя зоны оффшорного типа в России появились в середине1990-х гг. Основными в то время являлись учрежденные в 1994 г. зона экономического благоприятствования "Ингушетия" и зона льготного налогообложения в Республике Калмыкия. Позднее такие зоны были образованы в ряде других регионов. Большин­ство из них так и не стали функционировать в полной степени, их деятельность во многом нарушала федеральное законода­тельство, по причине чего они и были ликвидированы.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 22.07.2005 г. N2 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Рос­сийской Федерации", который закрепил их правовое определение. В соответствии с положениями закона особая, свободная или специальная экономическая зона - ограниченная территория с осо­бым юридическим статусом по отношению к остальной террито­рии и льготными экономическими условиями для национальных и (или) иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон - решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэко­номических, социальных, региональных и научно-технических.

ОЭЗ классифицируются по выполняемым функциям, степе­ни интеграции в экономику и.системам предоставляемых льгот.

В зависимости от способа оформления зоны и режима их функционирования ОЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) и интеграционные.

Анклавные зовы полностью ориентируются на экспорт всей производимой на ее территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Они обычно созда­ются на территориях страны, естественным образом отделенных от нее (острова, полуострова, морские побережья и т. п.). Но мо­гут создаваться и внутри города.

Интеграционные зовы тесно связаны с национальной и ми­ровой экономикой, имеют более свободный режим функциониро­вания. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, включенных в международное разделение труда.

По системам льгот выделяют:

налоговые: налоговые "каникулы" - частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступившим в силу 1 января 2006 Г.: резиденты промышленно ­производственной зоны на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4% (до16%) снижается налог на прибыль. Для технико-внедренческих зон также предусматривается снижение ставки Единого соци­ального налога с 26% до 14%);

Таможенные (импорт) - частичное или полное освобож­дение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;

Таможенные (экспорт) - частичное или полное освобож­дение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию;

Финансовые - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений;

Административные - упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностран­ных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно получен­ной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

По функциям особые экономические зоны подразделяют:

. на зоны свободной торговли - территорий, выведенные за пределы национальной таможенной территории; внутри про­водятся операции по складированию товаров и их предпродаж­ной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.);

. промышленно - производственные зоны - части нацио­нальной таможенной территории, внутри которых налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы;

. технико - внедренческие зоны - территории, выведенные за пределы национальной таможенной территории, внутри которых размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации (примеры ТВ3: технопар­ки, технополисы);

. туристско-рекреационные зоны - территории, на ко­торых ведется туристско-рекреационная деятельность - соз­дание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры ту­ризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма;

. сервисные зоны - территории с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижи­мостью, перевозками);

. комплексные зоны - многопрофильны, формируются и на ограниченнои территории, и в границах областей и других территориальных образований; в них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием не­обходимой инфраструктуры.

Технико-внедренческие зоны способствуют ускорению научно-технического прогресса на основе активизации внешне­экономического сотрудничества, внедрению результатов отече­ственной науки, а также разработке наукоемких технологий, но­вых видов готовой продукции и расширению экспорта.

Технополис - одна из форм особой экономической зоны, . призванная активизировать инновационный" процесс с помо­щью региональных центров по разработке и производственно­му освоению продукции высокого технического уровня на базе интеграции высокоразвитого производства, науки и образова­ния. Многопрофильная деятельность технополисов основыва­ется на формировании и осуществлении с участием государ­ства проектов фундаментальных и прикладных исследований с их последующей промышленной утилизацией (с использова­нием научно-промышленного парка).

Идея технополисов возникла в Японии в начале 1980-х гг., там они получили широкое распространение. Интенсивное раз­витие технополисов связано с современным этапом научно - ­технической революции, когда осуществляется автоматизация и электронизация производства, внедряются новые материалы и технологии. Название "технополис" используется и как сино­ним наукограда, грань между ними очень тонкая: первые целе­направленно создаются при научно-промышленных центрах, вторые имеют более самостоятельное значение, хотя и тяготеют к крупнейшим городам; первые заняты более узкими техниче­скими и технологическими разработками, вторые имеют широ­кую специализацию, включая фундаментальные исследования.

Технополис представляет собой крупную зону экономиче­ской активности, состоящую из университетов, исследователь­ских центров, технопарков, промышленных и иных предприя­тий, которые осуществляют свою практическую деятельность, опираясь на результаты научных и технологических исследований, поддерживают тесные связи с аналогичными структура­ми на национальном и международном уровнях, являются не­отъемлемой частью системы международного разделения тру­да и имеют среду обитания, целенаправленно сформированную для ученых, специалистов, высококвалифицированной рабочей силы. В Японии и Франции модель технополиса распространя­ется на всю территорию города.

Технополисы пользуются разнообразными льготами и обе­спечивают разработку и внедрение современной технологии с помощью национальных и иностранных предприятий и органи­заций. Технополис - это город, в котором "критическая масса" образования и культуры, науки и техники, наукоемкого бизнеса и венчурного капитала порождает "цепную реакцию" научной и деловой активности международного, глобального масштаба. В России наукограды и Академгородки в перспективе могут слу­жить основой для формирования технополисов.

Наряду с собственно свободными экономическими зонами в мировой практике существуют оффшорные зоны. Они составляют особый класс среди ОЭ3. Их главное отличие состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осу­ществлять никакую производственную деятельность. Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения.

Снижение налогового бремени посредством льготных нало­говых юрисдикций - фактор, позволяющий наиболее эффек­тивно осуществлять национальную экономическую деятель­ность. Использование подобного правового средства позволяет государству привлекать инвестиции и поощрять международное сотрудничество, отвлекая минимум ресурсов на регулирование и вмешательство в экономику.

В России существуют особые экономические зоны четы­рех типов: технико-внедренческие, промышленно-производст­венные, портовые и туристско-рекреационные. Кроме того, в Калининградской области с 1991 г. действует ОЗ3 (СЗ3 "Янтарь", ОЗ3 в Калининградской области, условия на которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федераль­ном законе от 10.01.2006 г. NQ 16-Ф3 "Об особой экономической зоне в Калининградской обл. и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

В Ф3 от 22.07.2005 г. NQ 116-Ф3 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" оговорено несколько условий создания ОЗ3 на территории РФ.

На территории государства могут создаваться только че­тыре типа ОЭ3: технико-внедренческие (площадью не более, 3 км2); промышленно-производственные (площадью не более 20 км2); туристско - рекреационные; портовые.

Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию администра­тивного образования.

На территории ОЭЗ не допускается: добыча и перера­ботка полезных ископаемых; производство и переработка под­акцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мо­тоциклов; ОЭ3, кроме ОЭ3 туристско-рекреационного типа, мо­гут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности; решение о создании ОЭ3 при­нимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса. Кроме того, для Калининградской области Федеральным законом от 10.01.2006 г. NQ 16-Ф3 предусмотрены особые условия функци­онирования ОЭ3 (распространение режима ОЗ3 на территорию всей области, значительные налоговые и таможенные льготы).

Для управления ОЭ3 создано ОАО "Особые экономиче­ские зоны" (ОАО "Оэ3") - управляющая компания, в веде­нии которой находятся 16 действующих и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Из 16 действующих зон специализируются на развитии промышленного производ­ства, 4 ~ на технологических инновациях, 8 - на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 2 - на развитии портово­ - логистических и транспортных узлов.

"ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 г., его единственным акционером является государство. С момента принятия закона об ОЗ3 в 2005 г. и до 2010 г. компания действовала как заказчик строительства ин­фраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере. С 2006 г. бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 44 млрд. руб., или порядка 1,5 млрд. долл. С 2006 по 2010 г. в особые экономические зоны России при­шло 223 инвестора из 18 стран, и этот процесс набирает обо­роты. Среди них есть такие транснациональные гиганты, как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool и др. Объем заявленных резидентами инвестиций ~ более 150 млрд. руб., или порядка 5 млрд. долл.

ОАО "0ЭЗ" привлекает инвесторов" из числа крупнейших международных и российских корпораций либо независимых специализированных компаний среднего размера и работает с ними, аккумулируя лучший мировой опыт в области развития и управления особыми экономическими зонами.

Цели создания с точки зрения государства: привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий хотя бы на ограниченную часть территории страны; создание новых рабочих мест для персонала высокой квалификации; развитие экспортной базы; импортозамещение; апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов: освоение но­вых рынков сбыта; приближение производства к потребителю; минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин; доступ к инфраструктуре; использование более дешевой рабочей силы; попытка снижения влияния бюрократии; развитие территории.

В перспективе благодаря отечественным и иностранным ин­вестициям 033 должны стать основным стимулом развития на­укоемких производств, внедрения передовых технологий и вы­_ пуска конкурентоспособных товаров.

22 декабря 2005 г. постановлением Правительства РФ в России организовано шесть особых экономических зон: четы­ре технико – внедренческие (инновационные) в городах: Дуб­на, Москва (3еленоград, ТВ3 "3еленоград", Сколково), Санкт-Петербург (поселок Стрельна, зона "Нойдорф"), Томск и две промышленно-производственные зоны в городах: Елабуга (ОЭЗ "Алабуга"), Липецк (ОЭЗ "Липецк").

3 февраля 2007 г. постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристско­ рекреационного типа:,

В Республике Алтай (постановление Правительства РФ № 67);

В Республике Бурятия (постановление Правительства РФ № 68);

В Алтайском крае (постановление Правительства РФ № 69);

В Краснодарском крае (постановление Правительства РФ № 70);

В Ставропольском крае (постановление Правительства РФ № 71);

В Иркутской области (постановление Правительства РФ № 72);

В Калининградской области (постановление Правительства РФ № 73).

На конец 2009 г. всего на территории ОЭЗ зарегистрировано 207 резидентов. Кроме того, на всей территории Калининград­ской области действует особая экономическая зона, созданная01.04.2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 г. N 16-Ф3, которая имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и пр. По состоянию на 06.05.2008 г. данная 033 привлекла 56 официально зарегистрированных резидентов с общим объемом инвестиций 31,3 млрд. руб.

В г. Магадане действует торгово-производственная зона, созданная в соответствии с Федеральным законом от 31.65.1999 г. NQ 104-Ф3 "Об особой экономической зоне в Магаданской об­ласти». С помощью правового режима зоны предполагается решить основные задачи в экономике и социальной сфере области: развитие производительных сил, насыщение потребительского рынка всевозможными товарами, повышение уровня жизни на­селения. С 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. участники зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на терри­тории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие про­изводства и социальной сферы.

30 декабря 2009 г. подписано постановление Правительства РФ NQ 1163 "О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны". По информации специалистов областного департамента инвестиций, принципиальное отличие ульяновской портовой зоны от других в том, что она ба­зируется на имущественном комплексе, практически готовом для создания свободной экономической зоны. Портовая зона будет создана на базе международного аэропорта "."Ульяновск­ Восточный", построенного в 1980-е гг. Аэропорт обладает уни­кальной взлетно-посадочной полосой, которая способна прини­мать любые виды воздушные судов.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1185 на территории Хабаровского края создана портовая особая эко­номическая зона, а на территории острова Русский Приморского края создана туристско-рекреационная особая экономическая зона (постановление Правительства РФ от 31.03.2010 г. NQ 201).

Также существует проект создания ОЭЗ в Красноярском крае. Основной проблемой организации особых экономических зон на территории Российской Федерации является отсутствие тео­ретических научно разработанных основ. Создание особых эко­номических зон - действенное направление развития экономи­ки отдельных территорий и регионов, ориентированное, как пра­вило, на решение конкретных приоритетных экономических за­дач, реализацию стратегических программ и проектов. Особые экономические зоны должны стать новым вектором развития российской экономики, однако не стоит забывать, что при суще­ствующих масштабах распространения свободных зон R миро­вом хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для притока в российские особые зоны иностранного капитала. Большое влияние в этом отношении могут оказать политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструк­туры, упрощение административных процедур.

Президент России Владимир Путин . Все действующие ОЭЗ передаются регионам.

Причиной такого решения стал доклад главы контрольного управления Кремля Константина Чуйченко , согласно которому с 2006 года на 33 особые экономические зоны потратили 186 миллиардов рублей. При этом налоговые и таможенные платежи из самих зон составили лишь 40 миллиардов рублей. Кроме этого, вместо плановых 25 тысяч рабочих мест к 2016 году было создано 18 тысяч, при этом создание одного рабочего места в ОЭЗ обошлось бюджету в 10 миллионов рублей.

Что такое особая экономическая зона?

Особая экономическая зона (ОЭЗ) — территория, имеющая особый юридический статус по отношению к остальной территории и льготные экономические условия для предпринимателей. ОЭЗ стали создавать в России в 2005-2006 годах с целью:

— привлечения прямых иностранных инвестиций;
— создания новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;
— развития экспортной базы;
— минимизации затрат за счёт отсутствия экспортных и импортных таможенных пошлин;
— приближения производства к потребителю;
— использования более дешёвой рабочей силы;
— развития территории.

Согласно Федеральному закону «Об особых экономических зонах» инвесторам представлена система льгот и преференций, а именно:

— особый административный режим (минимизация бюрократических барьеров, принцип «одного окна»);
— готовая инфраструктура для развития бизнеса;
— выкуп земельных участков по льготной стоимости, льготная аренда офисов;
— особый налоговый режим (комплекс налоговых льгот);
— особый таможенный режим (процедура свободной таможенной зоны);
— возможность применения ускоренной амортизации (большая часть стоимости амортизируемого актива списывается на затраты уже в первые годы его эксплуатации);
— правовые гарантии защиты прав инвесторов (неизменность законодательства).

Какие особые экономические зоны уже существуют в России?

На 1 января 2016 года в 30 субъектах было 33 особых экономических зоны. По данным Министерства экономики, с 2006 по 2015 год в них пришли более 400 инвесторов, из них около 80 — из 29 зарубежных стран.

В зависимости от своих функций, степени интеграции в экономику и предоставляемых льгот ОЭЗ делятся на:

Логистические ОЭЗ — территории, находящиеся в непосредственной близости от основных транспортных путей. Созданы для предоставления логистических услуг.

ОЭЗ ПТ «Ульяновск», Ульяновская область.
ОЭЗ ПТ «Советская Гавань», Хабаровский край.

Промышленные ОЭЗ — территории, на которых налажено производство конкретной промышленной продукции, инвесторам предоставляются различные льготы.

ОЭЗ ППТ «Липецк», Липецкая область.
ОЭЗ ППТ «Алабуга», Республика Татарстан.
ОЭЗ ППТ «Моглино», Псковская область.
ОЭЗ ППТ «Тольятти», Самарская область.
ОЭЗ ППТ «Людиново», Калужская область.
ОЭЗ ППТ «Титановая долина», Свердловская область.

Технологические ОЭЗ — территории, где размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации — технопарки, технополисы.

ОЭЗ ТВТ «Зеленоград», Москва.
ОЭЗ ТВТ «Дубна», Московская область.
ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург», Санкт-Петербург.
ОЭЗ ТВТ «Томск», Томск.

Туристические ОЭЗ — территории, где идёт развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, оказываются услуги в сфере туризма.

ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая», Республика Алтай.
ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», Республика Бурятия.
ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», Алтайский край.
ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала», Иркутская область

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;

4) портовые особые экономические зоны.

На территории особой экономической зоны не допускается :

1) разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов;

3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации. Может быть досрочное прекращение существования особой экономической зоны.

Особая экономическая зона создается на сорок девять лет . Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.

Коммерческая организация, зарегистрированная на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившая с органами управления ОЭЗ соглашение, признается резидентом и заносится в соответствующий реестр.

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля проводят внеплановую проверку резидента особой экономической зоны по истечении двух месяцев с даты выдачи предписания об устранении нарушений. При неисполнении резидентом особой экономической зоны предписания об устранении нарушений до проведения внеплановой проверки лицо может быть лишено статуса резидента особой экономической зоны по решению суда на основании заявления органов управления особыми экономическими зонами. Внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами. Срок проведения внеплановой проверки не может превышать пять рабочих дней.

Соглашение об осуществлении промышленно -производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне заключается между резидентом особой экономической зоны, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и управляющей компанией.

По соглашению об осуществлении деятельности резидент промышленно-производственной особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в сумме не менее чем сто двадцать миллионов рублей (за исключением нематериальных активов), при этом резидент промышленно-производственной особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в сумме не менее чем сорок миллионов рублей (за исключением нематериальных активов) в течение трех лет со дня заключения соглашения об осуществлении деятельности.

Резидент особой экономической зоны не вправе передавать свои права и обязанности по соглашению об осуществлении деятельности другому лицу. Типовые формы соглашений об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Лицо, намеревающееся получить статус резидента особой экономической зоны (далее - заявитель), представляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности. К заявке должны быть приложены копии учредительных документов, бизнес-план, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. После получения всех документов уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти принимает и направляет заявителю не позднее чем через десять рабочих дней после получения указанных документов решение о принятии заявке, об отказе в принятии заявки, передаче заявки на заключение соглашения.

настоящим Федеральным законом и учитывается органами управления особыми экономическими зонами при заключении соглашения об осуществлении деятельности.

В течение пяти дней со дня получения решения экспертного совета по соответствующим особым экономическим зонам уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти направляет в письменной форме заявителю уведомление:

1) о заключении соглашения об осуществлении деятельности при принятии решения о поддержке бизнес-плана;

2) об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности при принятии решения об отказе в поддержке бизнес-плана;

3) о заключении соглашения об осуществлении деятельности при условии выполнения заявителем обязательств по внесению изменений в бизнес-план.

Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах

Акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов особых экономических зон, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов особых экономических зон в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или о деятельности в портовой особой экономической зоне. Споры, связанные с созданием или прекращением существования особой экономической зоны, нарушением резидентами особой экономической зоны условий соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или о деятельности в портовой особой экономической зоне на территории особой экономической зоны, а также иные споры, возникающие из отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопрос №56. Понятие и виды инноваций. Правовые формы создания и реализации инноваций.

Инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

В зависимости от инновационной сферы, т.е сферы деятельности предпринимателей, выделяют инновации в промышленности и в отраслях сферы услуг. В промышленности различают два вида инноваций:

Продуктовые, т.е реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного продукта, чьи характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции) или предполагаемое использование существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов;

Процессные, т.е реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного производственного метода, например, метода организации производственного процесса.

В сфере услуг инновацией будет считаться услуга, если ее характеристики или способы оказания новые или качественно усовершенствованные в технологическом отношении. Например, инновациями в сфере услуг будут считаться новая компьютерная система составления маршрута движения транспорта, внедрение пластиковых карт различного назначения.

В литературе представлено понимание инновационной деятельности как деятельности по разработке и внедрению инноваций, процесса создания нового товара от формирования идеи до освоения производства, выпуска, реализации и получения коммерческого эффекта (прибыли).

Инновационная деятельность включает создание и выявление новшеств (знаний, технологий, информации) и их реализацию для получения нового или улучшенного продукта (работы, услуги), способа его изготовления.

Виды инноваций по распространенности:

единичные;

диффузные;

Виды инноваций по месту в производственном цикле:

сырьевые;

обеспечивающие (связывающие);

продуктовые;

Виды инноваций по преемственности:

замещающие;

отменяющие;

возвратные;

открывающие;

ретровведения;

Виды инноваций по ожидаемому охвату доли рынка:

локальные;

системные;

стратегические;

По степени новизны и инновационному потенциалу, выделяют инновации:

радикальные;

комбинаторные;

совершенствующие.

По степени новизны для рынка инновации делятся также на:

новые для отрасли в мире;

новые для отрасли в стране;

новые для данного предприятия (группы предприятий).

Кроме того, классифицировать инновации можно:

по степени воздействия на экономику;

по уровню воздействия на процесс производства;

по уровню воздействия на факторы производства;

по области применения;

по причинам возникновения;

по характеру удовлетворяемых потребностей.

Виды инноваций по уровню воздействия на экономику:

улучшающие;

псевдоинновации.

Базовые основаны на научных открытиях и крупных изобретениях новых поколений техники и технологии; их накопление приводит к новому технологическому уровню;

Улучшающие инновации способствуют диффузии, растворению базовых инноваций;

Псевдоинновации - к сожалению, наиболее распространенные - позволяют путем незначительного совершенствования базовых и улучшающих инноваций достигнуть максимальной их эффективности. При этом расширяются рынок сбыта и сфера использования инноваций.

Виды инноваций по уровню воздействия на процесс производства:

расширяющие;

заменяющие;

улучшающие.

Расширяющие инновации направлены на использование принципов и методов базовых инноваций в других экономических областях;

Замещающие инновации предназначены для производства операций другим, более эффективным способом;

Улучшающие инновации служат для повышения качества выполняемых работ.

По уровню воздействия на факторы производства инновации можно подразделить на комплексные и локальные. Комплексные инновации, как правило, требуют существенных изменений в оборудовании, технологии, квалификации работников и т.д.

Виды инноваций по области применения:

технологические;

организационно-управленческие;

экономические;

маркетинговые;

социальные;

экологические;

информационные.

Есть и другие классификации инноваций.

Одной из важнейших форм экономических связей являют­ся особые экономические зоны (ОЭ3). Они представляют собой особый вид государственного регулирования экономической де­ятельности.

Особой экономической зоной является территория, на ко­торой законодательно устанавливается особый режим хозяй­ственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных пред­приятий и граждан. ОЭЗ создаются для ускорения социально­ -экономического развития, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, pacширения производства высококачественной и импортозамеща­ющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества.

Особые экономические зоны создаются государством с уче­том его экономических задач и предлагаются в качестве перспек­тивной модели развития отдельных территорий, обладающих хорошими предпосылками для образования центров роста. До недавнего времени в российском законодательстве однозначного термина, характеризующего подобные территории, не существо­вало, хотя зоны оффшорного типа в России появились в середине1990-х гг. Основными в то время являлись учрежденные в 1994 г. зона экономического благоприятствования "Ингушетия" и зона льготного налогообложения в Республике Калмыкия. Позднее такие зоны были образованы в ряде других регионов. Большин­ство из них так и не стали функционировать в полной степени, их деятельность во многом нарушала федеральное законода­тельство, по причине чего они и были ликвидированы.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 22.07.2005 г. N2 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Рос­сийской Федерации", который закрепил их правовое определение. В соответствии с положениями закона особая, свободная или специальная экономическая зона - ограниченная территория с осо­бым юридическим статусом по отношению к остальной террито­рии и льготными экономическими условиями для национальных и (или) иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон - решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэко­номических, социальных, региональных и научно-технических.

ОЭЗ классифицируются по выполняемым функциям, степе­ни интеграции в экономику и.системам предоставляемых льгот.

В зависимости от способа оформления зоны и режима их функционирования ОЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) и интеграционные.

Анклавные зовы полностью ориентируются на экспорт всей производимой на ее территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Они обычно созда­ются на территориях страны, естественным образом отделенных от нее (острова, полуострова, морские побережья и т. п.). Но мо­гут создаваться и внутри города.


Интеграционные зовы тесно связаны с национальной и ми­ровой экономикой, имеют более свободный режим функциониро­вания. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, включенных в международное разделение труда.

По системам льгот выделяют:

налоговые: налоговые "каникулы" - частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступившим в силу 1 января 2006 Г.: резиденты промышленно ­производственной зоны на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4% (до16%) снижается налог на прибыль. Для технико-внедренческих зон также предусматривается снижение ставки Единого соци­ального налога с 26% до 14%);

Таможенные (импорт) - частичное или полное освобож­дение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;

Таможенные (экспорт) - частичное или полное освобож­дение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию;

Финансовые - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений;

Административные - упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностран­ных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно получен­ной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

По функциям особые экономические зоны подразделяют:

. на зоны свободной торговли - территорий, выведенные за пределы национальной таможенной территории; внутри про­водятся операции по складированию товаров и их предпродаж­ной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.);

. промышленно - производственные зоны - части нацио­нальной таможенной территории, внутри которых налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы;

. технико - внедренческие зоны - территории, выведенные за пределы национальной таможенной территории, внутри которых размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации (примеры ТВ3: технопар­ки, технополисы);

. туристско-рекреационные зоны - территории, на ко­торых ведется туристско-рекреационная деятельность - соз­дание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры ту­ризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма;

. сервисные зоны - территории с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижи­мостью, перевозками);

. комплексные зоны - многопрофильны, формируются и на ограниченнои территории, и в границах областей и других территориальных образований; в них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием не­обходимой инфраструктуры.

Технико-внедренческие зоны способствуют ускорению научно-технического прогресса на основе активизации внешне­экономического сотрудничества, внедрению результатов отече­ственной науки, а также разработке наукоемких технологий, но­вых видов готовой продукции и расширению экспорта.

Технополис - одна из форм особой экономической зоны, . призванная активизировать инновационный" процесс с помо­щью региональных центров по разработке и производственно­му освоению продукции высокого технического уровня на базе интеграции высокоразвитого производства, науки и образова­ния. Многопрофильная деятельность технополисов основыва­ется на формировании и осуществлении с участием государ­ства проектов фундаментальных и прикладных исследований с их последующей промышленной утилизацией (с использова­нием научно-промышленного парка).

Идея технополисов возникла в Японии в начале 1980-х гг., там они получили широкое распространение. Интенсивное раз­витие технополисов связано с современным этапом научно - ­технической революции, когда осуществляется автоматизация и электронизация производства, внедряются новые материалы и технологии. Название "технополис" используется и как сино­ним наукограда, грань между ними очень тонкая: первые целе­направленно создаются при научно-промышленных центрах, вторые имеют более самостоятельное значение, хотя и тяготеют к крупнейшим городам; первые заняты более узкими техниче­скими и технологическими разработками, вторые имеют широ­кую специализацию, включая фундаментальные исследования.

Технополис представляет собой крупную зону экономиче­ской активности, состоящую из университетов, исследователь­ских центров, технопарков, промышленных и иных предприя­тий, которые осуществляют свою практическую деятельность, опираясь на результаты научных и технологических исследований, поддерживают тесные связи с аналогичными структура­ми на национальном и международном уровнях, являются не­отъемлемой частью системы международного разделения тру­да и имеют среду обитания, целенаправленно сформированную для ученых, специалистов, высококвалифицированной рабочей силы. В Японии и Франции модель технополиса распространя­ется на всю территорию города.

Технополисы пользуются разнообразными льготами и обе­спечивают разработку и внедрение современной технологии с помощью национальных и иностранных предприятий и органи­заций. Технополис - это город, в котором "критическая масса" образования и культуры, науки и техники, наукоемкого бизнеса и венчурного капитала порождает "цепную реакцию" научной и деловой активности международного, глобального масштаба. В России наукограды и Академгородки в перспективе могут слу­жить основой для формирования технополисов.

Наряду с собственно свободными экономическими зонами в мировой практике существуют оффшорные зоны. Они составляют особый класс среди ОЭ3. Их главное отличие состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осу­ществлять никакую производственную деятельность. Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения.

Снижение налогового бремени посредством льготных нало­говых юрисдикций - фактор, позволяющий наиболее эффек­тивно осуществлять национальную экономическую деятель­ность. Использование подобного правового средства позволяет государству привлекать инвестиции и поощрять международное сотрудничество, отвлекая минимум ресурсов на регулирование и вмешательство в экономику.

В России существуют особые экономические зоны четы­рех типов: технико-внедренческие, промышленно-производст­венные, портовые и туристско-рекреационные. Кроме того, в Калининградской области с 1991 г. действует ОЗ3 (СЗ3 "Янтарь", ОЗ3 в Калининградской области, условия на которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федераль­ном законе от 10.01.2006 г. NQ 16-Ф3 "Об особой экономической зоне в Калининградской обл. и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

В Ф3 от 22.07.2005 г. NQ 116-Ф3 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" оговорено несколько условий создания ОЗ3 на территории РФ.

На территории государства могут создаваться только че­тыре типа ОЭ3: технико-внедренческие (площадью не более, 3 км2); промышленно-производственные (площадью не более 20 км2); туристско - рекреационные; портовые.

Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию администра­тивного образования.

На территории ОЭЗ не допускается: добыча и перера­ботка полезных ископаемых; производство и переработка под­акцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мо­тоциклов; ОЭ3, кроме ОЭ3 туристско-рекреационного типа, мо­гут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности; решение о создании ОЭ3 при­нимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса. Кроме того, для Калининградской области Федеральным законом от 10.01.2006 г. NQ 16-Ф3 предусмотрены особые условия функци­онирования ОЭ3 (распространение режима ОЗ3 на территорию всей области, значительные налоговые и таможенные льготы).

Для управления ОЭ3 создано ОАО "Особые экономиче­ские зоны" (ОАО "Оэ3") - управляющая компания, в веде­нии которой находятся 16 действующих и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Из 16 действующих зон специализируются на развитии промышленного производ­ства, 4 ~ на технологических инновациях, 8 - на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 2 - на развитии портово­ - логистических и транспортных узлов.

"ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 г., его единственным акционером является государство. С момента принятия закона об ОЗ3 в 2005 г. и до 2010 г. компания действовала как заказчик строительства ин­фраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере. С 2006 г. бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 44 млрд. руб., или порядка 1,5 млрд. долл. С 2006 по 2010 г. в особые экономические зоны России при­шло 223 инвестора из 18 стран, и этот процесс набирает обо­роты. Среди них есть такие транснациональные гиганты, как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool и др. Объем заявленных резидентами инвестиций ~ более 150 млрд. руб., или порядка 5 млрд. долл.

ОАО "0ЭЗ" привлекает инвесторов" из числа крупнейших международных и российских корпораций либо независимых специализированных компаний среднего размера и работает с ними, аккумулируя лучший мировой опыт в области развития и управления особыми экономическими зонами.

Цели создания с точки зрения государства: привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий хотя бы на ограниченную часть территории страны; создание новых рабочих мест для персонала высокой квалификации; развитие экспортной базы; импортозамещение; апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов: освоение но­вых рынков сбыта; приближение производства к потребителю; минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин; доступ к инфраструктуре; использование более дешевой рабочей силы; попытка снижения влияния бюрократии; развитие территории.

В перспективе благодаря отечественным и иностранным ин­вестициям 033 должны стать основным стимулом развития на­укоемких производств, внедрения передовых технологий и вы­_ пуска конкурентоспособных товаров.

22 декабря 2005 г. постановлением Правительства РФ в России организовано шесть особых экономических зон: четы­ре технико – внедренческие (инновационные) в городах: Дуб­на, Москва (3еленоград, ТВ3 "3еленоград", Сколково), Санкт-Петербург (поселок Стрельна, зона "Нойдорф"), Томск и две промышленно-производственные зоны в городах: Елабуга (ОЭЗ "Алабуга"), Липецк (ОЭЗ "Липецк").

3 февраля 2007 г. постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристско­ рекреационного типа:,

В Республике Алтай (постановление Правительства РФ № 67);

В Республике Бурятия (постановление Правительства РФ № 68);

В Алтайском крае (постановление Правительства РФ № 69);

В Краснодарском крае (постановление Правительства РФ № 70);

В Ставропольском крае (постановление Правительства РФ № 71);

В Иркутской области (постановление Правительства РФ № 72);

В Калининградской области (постановление Правительства РФ № 73).

На конец 2009 г. всего на территории ОЭЗ зарегистрировано 207 резидентов. Кроме того, на всей территории Калининград­ской области действует особая экономическая зона, созданная01.04.2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 г. N 16-Ф3, которая имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и пр. По состоянию на 06.05.2008 г. данная 033 привлекла 56 официально зарегистрированных резидентов с общим объемом инвестиций 31,3 млрд. руб.

В г. Магадане действует торгово-производственная зона, созданная в соответствии с Федеральным законом от 31.65.1999 г. NQ 104-Ф3 "Об особой экономической зоне в Магаданской об­ласти». С помощью правового режима зоны предполагается решить основные задачи в экономике и социальной сфере области: развитие производительных сил, насыщение потребительского рынка всевозможными товарами, повышение уровня жизни на­селения. С 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. участники зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на терри­тории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие про­изводства и социальной сферы.

30 декабря 2009 г. подписано постановление Правительства РФ NQ 1163 "О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны". По информации специалистов областного департамента инвестиций, принципиальное отличие ульяновской портовой зоны от других в том, что она ба­зируется на имущественном комплексе, практически готовом для создания свободной экономической зоны. Портовая зона будет создана на базе международного аэропорта "."Ульяновск­ Восточный", построенного в 1980-е гг. Аэропорт обладает уни­кальной взлетно-посадочной полосой, которая способна прини­мать любые виды воздушные судов.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1185 на территории Хабаровского края создана портовая особая эко­номическая зона, а на территории острова Русский Приморского края создана туристско-рекреационная особая экономическая зона (постановление Правительства РФ от 31.03.2010 г. NQ 201).

Также существует проект создания ОЭЗ в Красноярском крае. Основной проблемой организации особых экономических зон на территории Российской Федерации является отсутствие тео­ретических научно разработанных основ. Создание особых эко­номических зон - действенное направление развития экономи­ки отдельных территорий и регионов, ориентированное, как пра­вило, на решение конкретных приоритетных экономических за­дач, реализацию стратегических программ и проектов. Особые экономические зоны должны стать новым вектором развития российской экономики, однако не стоит забывать, что при суще­ствующих масштабах распространения свободных зон R миро­вом хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для притока в российские особые зоны иностранного капитала. Большое влияние в этом отношении могут оказать политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструк­туры, упрощение административных процедур.