Как получить деньги из федерального бюджета. Богатым губернаторам надоела уравниловка. Парад недовольных губернаторов

Подготовка к чемпионату мира по футболу, а также экспансия в зарубежное медиа-пространство, вывели на максимум расходы федерального бюджета на средства массовой информации. Общие затраты по данной статье составят, согласно закону о бюджете, около 83 млрд руб.

Это — многолетний рекорд. Основная часть из этих денег (68,7 млрд) пойдет на телевидение и радио.

Главный получатель субсидий - это телекомпания . В этом году из федерального бюджета она получит в общей сложности 24,6 млрд рублей, что на миллиард с лишним больше чем в 2017 году. В следующие два года «вторая кнопка» получит 21,1 и 21,4 млрд рублей соответственно.

Сокращение объемов финансирование связано с завершением в этом году мероприятий по организации тестового вещания региональных версий ВГТРК «в 1-м мультиплексе», и окончание перехода на производство программ в цифровом формате.

Еще два телеканала - и «Звезда» — даже в сумме не получат и четверти от того, что достанется ВГТРК. «Военное» телевидение будет получать 2-2,1 млрд в этом и 2019-2020 гг. А вот за ОТР можно порадоваться - после 1,5 миллиардов в текущем году, канал получит 3,1 и 2,8 млрд руб.

Вторым среди телевещателей по объему субсидий стала АНО «ТВ-Новости», которая делает RT. Хотя ему «лимиты» несколько урежут. В этом году субсидии составят 19,2 миллиардов, а затем объемы финансирования сократятся до 17,7 млрд руб. в год.

В тоже время материнская компания RT — «Россия сегодня» () будет равномерно получать по 6,8 миллиарда в 2018-2020 гг. получит намного меньше — 2,2, 1,9 и 1,9 млрд руб.

На поддержку печатных СМИ из федерального бюджета в этом году планируется потратить 3,5 млрд руб., в 2019-м - 3,9 млрд, в 2020-м - 4,1 млрд руб. Кто именно и сколько получит из этого пирога, не детализируется.

Стоит отметить, что общий объем средств, которые идут на финансирование СМИ составляет 0,1% ВВП и 0,5% от общего объема бюджетных расходов в этом году. В 2019-2020 гг доля сократится до 0,4%. Минфин планировал, что уже в этом году медиа-расходы сократятся, но в итоге этого не случилось - они выросли на 7,5% по отношению к прошлому году. В 2017 году рост составил 2,4%.

Одна из причин, по которой выросли расходы в этом году, это подготовка и проведение чемпионата мира по футболу 2018 года. «На футбол» добавили 2,1 млрд руб, указывалось в пояснительной записке к проекту бюджета.

Еще около миллиарда допрасходов на два года выделено «Национальному спортивному телеканалу» на производство международного телевизионного сигнала и его трансляцию с XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года.

Кроме того в пояснительной записке содержится упоминание роста расходов на «международный информационный обмен». В 2018 году «в целях создания средств массовой информации: телеканалов, радиоканалов, сетевых изданий и их распространение в мировом информационном пространстве» план был увеличен на 2,9 млрд руб. Еще 1,3 млрд дополнительных трат предусмотрено для «повышения эффективности деятельности по освещению за рубежом государственной политики Российской Федерации и общественной жизни в Российской Федерации».

В материалах сообщается, что на подобные цели были выделены средства АНО «ТВ-Новости»: на создание «телеканалов, радиоканалов, сетевых изданий и их распространение в мировом информационном пространстве».

Большая статья медиа-расходов - это субсидии , каналу «Карусель», и «Национальному спортивному телеканалу» на оплату предоставленных ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» услуг по распространению и трансляции их программ в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тысяч человек.

На эти цели в текущем году будет выделено почти 9 млрд руб. В следующую двухлетку расходы по этой статье снизятся до 7 и 7,3 миллиардов. Кроме того, РТС в этом году дополнительно получит 0,8 млрд на резервирование спутниковой доставки сигнала в цифровом формате и создание системы резервирования передающего оборудования.

Относительно небольшие, но существенные средства, выделены на финансирование создания контента в интернете. Субсидии организациям, «осуществляющим производство, распространение и тиражирование социально значимых программ в области электронных средств массовой информации, на создание и поддержание в сети «Интернет» сайтов, имеющих социальное или образовательное значение» составят по 0,35 млрд в 2018-2020 гг.

Тот факт, что часть расходов, прежде всего связанных с проведением спортивных мероприятий, носит временный характер, и позволит сократить в целом расходы на финансирование СМИ. Необходимо также подчеркнуть, что одна из ключевых госпрограмм, по которой деньги идут в медиа-холдинги, — «Информационное общество» - рассчитана на 2011 — 2020 годы.

Соответственно, уже в этом году, при планировании бюджета на следующие три года, придется определять и новые параметры этой программы. Какими они будут зависеть от усилий лоббистов с одной стороны, и с способности Минфина им противостоять, с другой.

Расходы государства на здравоохранение и образование гораздо больше, чем думают россияне, а в сумме превышают даже расходы на военных и силовиков. Это следует из проведенного РБК исследования бюджетной системы

Утверждение Госдумой закона о федеральном бюджете 9 декабря не ставит точку в вопросе о распределении государственных средств в будущем году. Помимо федерального бюджета расходы на социальную политику, безопасность, медицину, образование и прочие направления бюджетной классификации предусмотрены в региональных и муниципальных бюджетах, а также во внебюджетных фондах. Все вместе это называется бюджетной системой, и только ее совокупный обзор может дать полное представление о государственном финансировании российской экономики.

Суммарные траты бюджетной системы на отдельные направления могут в разы отличаться от тех, что заложены в федеральном бюджете. Структура расходов по направлениям в бюджетах разных уровней существенно различается. Именно поэтому, например, довольно скромная в масштабах федерального бюджета доля расходов на образование (3,7% от всех расходных статей федерального бюджета на 2017 год) при рассмотрении в масштабах бюджетной системы возрастает до 10%.

В первой части исследования, посвященной доходам и расходам федерального бюджета в ретроспективе и перспективе, 9 декабря РБК писал, что федеральные расходы в реальном выражении сокращаются с 2015 года и продолжат сокращаться по крайней мере до 2019 года, а структура доходов под влиянием низких цен на нефть меняется в пользу внутренних налоговых поступлений. Во второй части своего исследования бюджетов текущего десятилетия РБК решил проанализировать пять основных направлений государственных расходов российской бюджетной системы, не ограничивающейся только федеральным бюджетом.

Пять взглядов на бюджетную систему России

Самая здоровая статья

Из средств, запланированных консолидированным бюджетом 2017 года на пять основных статей расходов, здравоохранение получит больше четверти: 3,5 трлн руб., или 11% расходной части. При этом в федеральном бюджете на здоровье государство запланировало потратить всего 363 млрд руб.

Такая резкая разница объясняется тем, что основные расходы на медицину приходятся на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС — 1,7 трлн руб. в 2017 году). Он пополняется региональными отчислениями за неработающее население и страховыми взносами работодателей (5,1% от зарплаты работников). В последние годы наблюдался общий рост зарплат по стране, что и позволило бюджету ФФОМС вырасти, замечает директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович. Но больше всего на здравоохранение тратят регионы. Поскольку бюджет ФФОМС более чем на треть обеспечивается именно их взносами, в 2015 году региональные власти профинансировали 47% суммарных затрат бюджетной системы на здравоохранение, .

Тем временем расходы федерального бюджета на здравоохранение (в номинальном выражении, см. примечание «Как мы считали» ) снижаются уже пять лет — с 2012 года. Тогда они с учетом инфляции были на уровне 874,3 млрд руб., а в 2016-м — уже 465,5 млрд руб. Сильнее всего сокращение отразилось на финансировании стационарной медицинской помощи (больниц). С 2012 года на эти цели было потрачено 279,6 млрд руб., или 398 млрд руб. в ценах 2016 года, против 241 млрд руб. в текущем году. В 2017 году ассигнования урежут до 146 млрд руб. с учетом инфляции, то есть чуть больше третьей части объема финансирования 2012 года.

Также снизились федеральные траты на амбулаторную помощь (поликлиники): с 215 млрд руб. в 2012 году до 73 млрд руб. в 2016 году. В последующие годы сокращение ассигнований продолжится: в 2019 году на поликлиники в федеральном бюджете запланировано только 63 млрд руб.

Вместе с тем в целом в бюджетной системе расходы на здравоохранение в ближайшие три года будут только расти — с 3,5 трлн руб. в 2017 году до 3,9 трлн руб. в 2019 году. Для сравнения: расходы на национальную оборону в эти три года останутся на одном уровне — 2,8 трлн руб. Это позволяет надеяться, что и больницы, и поликлиники по меньшей мере не ухудшат свое положение.

На воспитание и обучение

Так же, как и медицина, образование выглядит скромно в федеральном бюджете, но внушительно в консолидированном, с учетом региональных бюджетов. В общей сумме ассигнований на пять основных направлений бюджетной системы расходы на образование составят в 2017 году 23,3%, или 3,1 трлн руб. Это меньше, чем на здравоохранение, но больше, чем на оборону. И такое соотношение предполагается сохранить до 2019 года.

Вместе с тем с 2013 года расходы на образование неуклонно снижаются. Это объясняется как снижением стоимости нефти, так и все большей приоритетностью расходов на оборону и пенсионное обеспечение. На пике, в том самом 2013 году, образование получило из бюджетов всех уровней около 3,9 трлн руб. (здесь и далее в ценах 2016 года), или 4,3% ВВП. В 2016 году доля расходов на образование сократилась уже до 3,7% ВВП, к 2019-му она упадет до 3,5% ВВП.

В федеральном бюджете сокращение финансирования образования заметно еще сильнее — с 897 млрд руб. в 2013 году до 515 млрд руб. в 2019-м. При этом традиционно федеральный бюджет главным образом финансирует высшее образование, отдавая среднее профессиональное, общее и дошкольное образование на откуп регионам, то есть больше всего страдают вузы.

Экономисты ВШЭ , что федеральный центр с 2013 года «последовательно самоустранялся» от финансирования социальных сфер. Если в регионах возобновятся отложенные проекты по строительству и благоустройству, школы и больницы уйдут на второй план. В этом случае, предупреждают авторы доклада ВШЭ, российские медицина и образование рискуют «съехать до уровней азиатских и латиноамериканских стран».

Силовикам затянут ремень

На фоне многих других направлений расходов бюджета военные и силовики выглядят очень уверенно, особенно в последние годы. Даже в консолидированном бюджете ассигнования на оборону и безопасность традиционно составляют от трети до половины всех средств. В 2017 году на «человека с ружьем» из бюджетной системы запланировано потратить 4,9 трлн руб., что составляет 5,7% ВВП.

Расходы, которые нас охраняют

Военные расходы в последние годы обгоняют бюджет на внутреннюю безопасность. Согласно данным Минфина, консолидированный бюджет в 2011 году израсходовал по 2,2 трлн руб. на каждый из этих двух разделов. Однако уже в 2014 году на оборону потратили на 300 млрд руб. больше (3 трлн руб. против 2,7 трлн руб.). В последующие годы разрыв между расходами на военных и силовиков увеличился еще больше и сейчас составляет около 1 трлн руб. Это связано с разницей в пиках: расходы на «органы» были резко повышены после реформы правоохранительной системы и массовых выступлений оппозиции в 2011 году (с 1,9 до 2,6 трлн в 2012 году), после чего началось плавное снижение.

На оборону расходы повышались с 2011 (2,3 трлн руб.) до 2016 года (3,9 трлн руб.). Такой рост объясняется финансированием госпрограммы перевооружения, а также участием России во внешних конфликтах. Традиционным противником роста военных ассигнований является Минфин, прежний глава которого, Алексей Кудрин, был уволен в 2011 году президентом Дмитрием Медведевым из-за спора о необходимости увеличения расходов на оборону. При нынешнем министре Антоне Силуанове военные расходы ежегодно росли, достигая пика в 2015-2016 годах. Но, возможно, именно его усилия способствовали тому, что бюджет в 2017 году и далее станет более «гражданским». Безопасность «похудеет» на 91 млрд руб., до 1,85 трлн руб., а оборона — на 1 трлн, до 2,7 трлн руб.

Слуги народа все скромнее

Общегосударственные вопросы по названию самый малозаметный раздел бюджетов. Непосвященным не сразу понятно, что это такое. Но важность общегосударственного раздела трудно переоценить. По статье проходит финансовое обеспечение деятельности всех органов власти — президента, правительства, Госдумы, судейского корпуса и других ветвей власти. Неслучайно в бюджетном классификаторе расходов раздел стоит первым.

Из пяти рассмотренных направлений на общегосударственные вопросы в 2017 году запланировано меньше всего денег: 1,9 трлн руб., или 2,2% ВВП. Зато это направление является самым стабильным — из года в год разница в расходах редко превышает 5%. Это неудивительно, учитывая, что декларируемые сокращения госаппарата часто ограничиваются секвестром незанятых штатных единиц. Так, в 2013 году доля государственных расходов на управление составила 2,1% ВВП (1,4 трлн руб.), причем предполагалось, что в 2016 году они сократятся до 1,8% ВВП. Однако в 2016 году на чиновников потратили 2,2% ВВП (1,8 трлн руб.), а в 2017 году, как планируется, финансирование вырастет еще больше, до 2,3% ВВП (2 трлн руб.).

Потому в запланированное на 2018-2019 годы очередное сокращение расходов на чиновничество до 2% ВВП (2 трлн руб.) верится с трудом. Кроме того, запланированный на 2017 год рост ассигнований по разделу убеждает, что госуправление в будущие три года пострадает все же меньше, чем остальная экономика.

Как мы считали

В стране, где цены растут в среднем на 9,5% в год (по данным Росстата за 2006-2015 годы), номинальные денежные показатели сами по себе не способны дать полную картину. Например, если государственные расходы на здравоохранение выросли в энном году на 10% по сравнению с предыдущим годом, а инфляция составила 20%, очевидно, что о реальном росте расходов говорить не приходится.

Чтобы обеспечить сопоставимость бюджетных данных по годам и проследить «реальную» динамику доходов и расходов государства, мы скорректировали данные на среднегодовую инфляцию, пересчитав их к ценам 2016 года. Иными словами, доходы и расходы бюджета, ожидаемые по итогам 2016 года (согласно октябрьским поправкам Минфина в бюджет), были взяты за точку отсчета, а фактические показатели предыдущих годов пересчитаны с учетом инфляции. Таким образом, скорректированные показатели прошедших лет оказались выше, чем номинальные, а показатели последующих годов — ниже. Ни один из методов приведения номинальных цифр к реальным не является безупречным, но плюс использования среднегодовой инфляции в том, что интуитивно рост цен более понятен, чем, например, специальные коэффициенты-дефляторы, рассчитываемые Росстатом.

Кроме того, данные по среднегодовой инфляции с 1990-х годов, основанные на статистике Росстата, есть в базе данных Международного валютного фонда (МВФ), а прогнозные значения среднегодовой инфляции на 2016-2019 годы взяты из базового макроэкономического прогноза Минэкономразвития, положенного в основу бюджетных проектировок. «В текущих условиях я бы тоже дефлировал индексом потребительских цен, так как, во-первых, это более чем общепринято, во-вторых, другого дефлятора сейчас действительно нет», — подтвердил уместность расчетов РБК старший аналитик группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов.

При участии Полины Звездиной

Чуда не произошло. Не получилось удержать сбалансированный бюджет РФ при рекордной за 15 лет инфляции, кризисе в экономике и обвале экспортных доходов. Дефицит федерального бюджета за последние 12 месяцев (с июня 2014 по июнь 2015) достиг 2 трлн руб, где расходы 16 трлн руб, а доходы 14 трлн. Текущий дефицит сопоставим с бюджетными проблемами в 2009.

Доходы начали заваливаться с декабря 2014, расходы наоборот растут. Но кризис начался все же не в июне 2014, а в декабре 2014 после крупномасштабной диверсии и применения оружия массового поражения от ЦБ РФ. Доходы за первые 5 месяцев 2015 составили 5.36 трлн (5.88 трлн в 2014, минус 9%), а расходы 6.53 трлн (5.54 трлн в 2014, + 18%). Есть еще тревожный момент. В апреле-мае исторически всегда был профицит по федеральному бюджету, что обуславливается масштабными налоговыми выплатами. 207 млрд в 2011, 202 млрд в 2012, 253 млрд в 2013, и даже в 2014 было 300 млрд профицита. В этом году 360 млрд дефицита.

Всего за первые 5 месяцев 2015 дефицит фед.бюджета составляет почти 1.18 трлн руб. Согласно самым последним оперативным данным на 20 июня 2015 дефицит составляет уже 1.32 трлн (доходы 5.81 трлн)


Расходы составляют 7.12 трлн.


Это очень большой дефицит. За первое полугодие в России обычно всегда профицит, исключение - кризис 2009, тогда был дефицит в 720 млрд, сейчас будет в два раза больше.

Годовые темпы изменения доходов опускаются к нулю, расходы растут на 14-15% в год.


2 трлн всплеск годовых расходов в конце 2014 обеспечивается оборонкой, соц.расходами и экстренными мерами в декабре 2014 для спасения российских банков и компаний. Тогда на эти цели расходы составили почти 1.2 трлн руб.

Рост расходов федерального бюджета РФ за первые 5 месяцев 2015 полностью был обеспечен расходами на оборону (500 млрд) и соц.политику - индексация пенсий и пособий (315 млрд руб), плюс выросло обслуживание долга на 45 млрд руб.


Не считая экстренных стабилизирующих программ конца 2014, расходы на национальную экономику в номинальном выражении стагнируют, в реальном выражении (с учетом изменения цен) падают на 13-15%. Это же справедливо и для гос.инвестиций.
В таблице расходы федбюджета с января по конец мая указанного года


Кстати, вас не должны пугать столь ничтожные расходы на образование и медицину из фед.бюджета. Все финансирование образование и медицины идет из муниципальных и региональных бюджетов + через ОМС. В структуре общих расходов на образование фед.расходы жалкие 20-22%, а на медицину 18-21%. Федералы лишь на 100% финансируют только силовые структуры всех уровней и внешнеэкономическую деятельность.
Ситуация с бюджетом, конечно тяжелая. Что касается консолидированного бюджета, то не лучше.

Доходы 26.5 трлн руб за 12 месяцев (с мая 2014 по конец апреля 2015), а расходы почти 29 трлн, соответственно дефицит под 2.3 трлн. Ухудшение вновь произошло с декабря 2014.

Финансирование дефицита целиком и полностью происходит за счет внутренних резервов и ресурсов разного калибра. Так например, дефицит фед.бюджета за 12 месяцев 2023 млрд, из которых на внутреннем рынке было изъято 2315 млрд, а на внешнем погашено 293 млрд. Россия не то, что занимает на внешнем рынке, а даже гасит долг! Справедливости ради стоит отметить, что среди ТОП 25 стран по ВВП только Россия, Китая и Саудовская Аравия могут обходиться БЕЗ внешнего рынка капитала и полностью за счет внутренних ресурсов (+ ограничено Турция и Индонезия). Это редкое явление. США и Еврозона об этом не мечтают. Т.е. если их гипотетически отключить от внешнего рынка капитала, то они будут моментально уничтожены. В этом отношение положение России значительно более устойчивое.

Но с бюджетом дела плохи. Все это усугубляет несколько обстоятельств. Закрытый рынок внешнего капитала + высохший рынок внутреннего капитала на фоне нулевых темпов роста денежной массы + чрезвычайно жесткая и исключительно идиотская политика ЦБ РФ, направленная на подрыв устойчивости банков и реальной экономики + высокие ставки заимствования (преимущественно за счет политики ЦБ РФ).

Данные Росстата за первое полугодие 2008 года показывают огромный разброс важнейших финансовых индикаторов, характеризующих развитие регионов. Определить субъекты Федерации, в которых сосредоточены наиболее крупные финансовые средства, поможет ренкинг, подготовленный экспертами «ЭЖ».

Чтобы определить самые денежные регионы, в ренкинге использовались показатели, которые характеризуют наличие средств в системе государственных финансов (в бюджетах субъектов Российской Федерации), у региональных предприятий (сальдированный финансовый результат - прибыль за минусом убытков) и граждан (отношение доходов к прожиточному минимуму).

Самый богатый субъект в стране, безусловно, Москва . Последователи Ивана Калиты успешно продолжают дело своего пращура, собирая в казну столицы гораздо больше любого другого субъекта Федерации — 501241,8 млн руб. за первые 5 месяцев нынешнего года. Гражданам, упрекающим столицу в том, что она слишком активно тянет финансовое одеяло на себя, заметим, что в федеральный бюджет за это же время москвичи перечислили 338 613 млн руб. (более 40% общих сборов в бюджет).

Сальдированный финансовый результат столичных предприятий также наиболее крупный в Российской Федерации - 613 542 млн руб. за январь – апрель текущего года. Причем доля прибыльных организаций составляет 75,7% при среднем по стране показателе 66,7%. Общее число столичных предприятий равняется порядка 1,2 млн, наиболее быстрыми темпами растут финансовые результаты организаций транспорта и связи, скромные успехи демонстрируют обрабатывающие производства.

Средний доход москвича в 5,4 раза превышает прожиточный минимум (3-я позиция по стране после Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа).

На 2-м месте по сборам платежей в региональный бюджет со значительным - более чем в 5 раз – отрывом от столицы находится Московская область (99196,4 млн руб.). В федеральный бюджет Подмосковье перечислило 42140,7 млн руб., или 29,8% от своих сборов.

Зато предприятия Московской области продемонстрировали скромный финансовый результат - 46 683 млн руб. (10-я позиция по стране). По отношению денежных доходов к прожиточному минимуму регион находится на 9-м месте (3,85 раза).

Санкт-Петербург собрал в свой бюджет за январь – май 2008 года 94 637 млн руб. (3-я позиция), отдав в федеральную казну 44421,6 млн руб. (31,9% от общей суммы сборов).

Северная столица расположилась на 4-м месте в ренкинге субъектов Федерации по сальдированному финансовому результату предприятий (98 811 млн руб.). Самыми высокими темпами здесь растет прибыль у учреждений, оказывающих медицинские услуги, и организаций оптовой и розничной торговли.

По отношению доходов к прожиточному минимуму Петербург располагается на 8-й ступеньке ренкинга (3,93 раза), значительно уступая Москве и ряду других субъектов Федерации. По всей вероятности, самые высокооплачиваемые граждане уже переехали в столицу.

Ханты-Мансийский автономный округ пополнил региональный бюджет в январе – мае нынешнего года суммой в 92816,6 млн руб. и занял 4-ю позицию в ренкинге по этому показателю. Федеральному центру нефтяной регион отдал в 4 с лишним раза больше, чем оставил себе - 410038,9 млн руб., или 81,5% всех поступлений в государственный бюджет.

По размеру сальдированного финансового результата региональных предприятий округ занимает 3-ю позицию в стране (148 157 млн руб.). Кстати, эта сумма почти в 3 раза меньше, чем деньги, собранные в федеральный бюджет. По вполне понятным причинам основную лепту в прибыль вносят компании добывающих отраслей, вклад остальных секторов экономики в десятки раз ниже.

Доходы жителей автономного округа в 4,81 раза превышали прожиточный минимум (4-я ступенька в ренкинге регионов по данному параметру).

Почти 60 млрд руб. собрала в региональный бюджет Свердловская область (5-е место в ренкинге по этому показателю). В федеральную казну регион передал в 2 раза меньше - 21781,8 млн руб., или 29,9% сборов.

По сальдированному финансовому результату предприятий регион занимает 6-ю позицию по стране (54 452 млн руб.). Высокими темпами прибыль растет на предприятиях, обеспечивающих производство электроэнергии, газа и воды. Хороший рост прибыли демонстрируют организации, занимающиеся операциями с недвижимостью и строительством.

Последние годы темпы роста номинальных доходов населения в области составляли около 30% в год. Это дало возможность региону занять 6-ю позицию по отношению доходов к прожиточному минимуму (4,07 раза).

Размер сборов в региональный бюджет Красноярского края в январе – мае 2008 года равнялся 47144,5 млн руб. (6-я ступенька общероссийского ренкинга). Платежи в федеральную казну за этот же период составили 19451,9 млн руб. (29,2% от общей суммы сборов).

Сальдированный финансовый результат местных предприятий превысил объем сборов в региональный бюджет и составил 57 251 млн руб. (5-е место по России). Однако сейчас трудно сказать, удержится ли регион на столь высокой позиции. Начиная с января темпы роста финансового результата региональных компаний стали снижаться и к июню составили 53% от уровня прошлого года.

Отношение денежных доходов к прожиточному минимуму в крае составляет 2,98 раза (лишь 23-е место в общероссийском ренкинге).

Татарстан собрал в региональный бюджет в январе – мае нынешнего года 41608,8 млн руб. (7-я ступенька общероссийского ренкинга по данному индикатору). В федеральную казну налогоплательщики республики перечислили больше, чем в денежную копилку региона - 54714,9 руб., или 56,8% от общего размера сборов.

Региональные предприятия в январе – апреле 2008 года получили сальдированный финансовый результат 47 039 млн руб. (9-я позиция по Российской Федерации). Высокими темпами в республике растут доходы предприятий, занимающихся рыболовством, и строительных организаций.

Денежные доходы жителей Татарстана в 3,94 раза превышают прожиточный минимум (7-е место по России).

Самый низкий показатель сборов в региональный бюджет наблюдался в Ингушетии - 360,8 млн руб. (83-я позиция по стране). Нетрудно догадаться, что в федеральный центр этот субъект Федерации ничего не перечислял.

Предприятия республики в январе – мае сработали с убытком в 74 млн руб. (77-е место по России), а отношение доходов к прожиточному минимуму составило 1,38 раза (81-я ступенька в общероссийском ренкинге).

В целом разница в размерах сборов в региональные бюджеты за январь – май нынешнего года равнялась 1389 раз. Оценить отличия в сальдированном финансовом результате труднее, поскольку в некоторых регионах он имеет отрицательное значение. Доходы же граждан колебались в интервале от 4942 руб. в Калмыкии до 38 388 руб. в Ямало-Ненецком автономном округе (7,7 раза). Разброс в отношении доходов к прожиточному минимуму был меньше – 4,5 раза (в Тюменской области данный индикатор составил 6,27 раза, в Калмыкии – 1,38).

РЕНКИНГ РЕГИОНОВ ПО СБОРАМ В БЮДЖЕТ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ, ФИНАНСОВОМУ РЕЗУЛЬТАТУ ОРГАНИЗАЦИЙ

И ОТНОШЕНИЮ ДОХОДОВ К ПРОЖИТОЧНОМУ МИНИМУМУ

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

г. Москва

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

г. Санкт-Петербург

Ненецкий авт. округ

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкария

Республика Калмыкия

Карачаево-Черкесия

Северная Осетия - Алания

Чеченская Республика

Краснодарский край

Ставропольский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский авт. округ

Ямало-Ненецкий авт. округ

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Читинская область

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская авт. область

Чукотский авт. округ

Примечание: 1 - поступления налогов, сборов и иных платежей в бюджеты субъектов Федерации в январе - мае 2008 г., млн руб.; 2 - ренкинг по этому показателю; 3 - финансовые результаты деятельности крупных и средних организаций в январе - апреле 2008 г., млн руб.; 4 - ренкинг по этому показателю; 5 - отношение денежных доходов в расчете на душу населения к прожиточному минимуму, раз; 6 - ренкинг по этому показателю.

Трансферт из федерального бюджета является одним из основных источников формирования бюджета ПФР. С каждым годом объем расходов федбюджета на ПФР растет — сейчас он составляет 3,3 трлн рублей, т.е. 20% от общего объема его расходов. По оценкам экспертов, размер трансферта будет только увеличиваться.

Сколько денег дают фонду

ПФР — значимый социальный институт страны, который выплачивает страховые, накопительные и другие виды пенсий, а также выдает сертификаты на материнский капитал, реализует соцвыплаты ветеранам и инвалидам, оказывает адресную помощь пенсионерам и софинансирует соцпрограммы субъектов РФ и так далее.

Все эти направления требуют значительных финансовых ресурсов. Страховых платежей работающего населения и продажи собственных активов фонда для реализации задач ПФР не хватает . В итоге одним из основных источников доходов является трансферт из федбюджета.

На сайте Госдумы размещены расчет и графики, показывающие как растут расходы ПФР и сколько денег надо выделять, чтобы уравнять их с доходами.

В 2018 году доходы фонда составляют 8,27 трлн рублей. 40% из них — 3,28 трлн — это трансферт из федерального бюджета.

По словам Председателя Правления ПФР Антона Дроздова, большая часть из этих денег идет на выплаты пенсий, в первую очередь — страховых. «При общих расходах на пенсионное обеспечение 7,2 трлн рублей из федерального бюджета на это выделяется 2,4 трлн рублей», — сообщил он.

Трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду начался в 1992 году. Увеличение размера средств, направляемых из федбюджета в ПФР для социальных выплат, пенсий, адресной помощи пенсионерам, значительно ускорилось еще с 2001 года. Как прогнозируют эксперты, такая тенденция сохранится.

Несмотря на это, в 2018 году общий дефицит бюджета ПФР составляет 265,5 млрд рублей.

Все может быть хуже

При сохранении демографических тенденций социальные взносы все в меньшем объеме будут обеспечивать выплату пенсий.

«Если не принять никаких мер по совершенствованию пенсионной системы, трансферт на выплату пенсий неизбежно будет увеличиваться, то есть будет увеличиваться дефицит бюджета ПФР. При этом пенсии будут расти гораздо более низкими темпами (не выше инфляции), и их покупательная способность будет постоянно снижаться», — уверен Председатель Правления ПФР.

В период 2024-2026 годов поддержание пенсий на текущем уровне с возможностью ее пересчета только в пределах инфляции потребует увеличения трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду не менее чем до 5 трлн рублей, считают эксперты.

Как пояснила Первый заместитель Председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Ирина Гусева, целью совершенствования пенсионной системы является в том числе и то, чтобы бюджет ПФР стал самодостаточным и не требовал таких вливаний из федерального бюджета.

Напомним, что парламентские общественные слушания по совершенствованию пенсионной системы состоятся в Госдуме завтра, 21 августа.