Инвентаризация бюджетных обязательств. Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении. Проведение инвентаризации финансовых обязательств организации

Главная > Документ

2. 3. Формирование порядка планирования и обоснования бюджетных обязательств

Аналитическая записка.

7.1,7.5. Инвентаризация расходных обязательств с точки зрения наличия нормативного правового регулирования, предусматриваемых в районном бюджете расходов на текущий финансовый год.

Перечнем программных мероприятий районной целевой программы «Реформирование муниципальных финансов Мышкинского муниципального района на 2009-2011 годы», утвержденной постановлением Администрации Мышкинского муниципального района от 12.11. 2009 г. № 927, запланировано проведение ежегодной инвентаризации расходных обязательств с точки зрения наличия нормативного правового регулирования предусматриваемых в районном бюджете расходов на текущий финансовый год.

Указанное мероприятие направлено на решение программной задачи «Внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат».

Целью инвентаризации расходных обязательств является обеспечение возможности эффективного использования реестра расходных обязательств в бюджетном планировании для совершенствования бюджетного процесса в Мышкинском муниципальном районе.

Начиная с 2006 года в Мышкинском муниципальном районе в соответствии с Федеральным законодательством и приказами Министерства финансов РФ, составляется реестр расходных обязательств. С 2007 года вопросы формирования реестра расходных обязательств регулируются постановлением главы Мышкинского муниципального района от 21.07.2006 г. № 471.

До настоящего времени реестр расходных обязательств Мышкинского муниципального района составлялся по формам, утвержденным приказом Минфина РФ № 77 от 07.09.2007 года.

Данная форма включает в себя следующие разделы:

Сведения о главном распорядителе (распорядителе, получателе) средств районного бюджета;

Информация о полномочиях, при осуществлении которых возникают расходные обязательства Мышкинского муниципального района, и нормативных правовых актах, устанавливающих указанные полномочия;

Информация о расходных обязательствах Мышкинского муниципального района и нормативных правовых актах, являющихся основанием возникновения расходных обязательств и определяющих порядок исполнения и финансового обеспечения расходных обязательств;

Код бюджетной классификации;

Финансовая оценка объемов бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств;

Дополнительные сведения о расходных обязательствах.

В 2010 году инвентаризация была проведена специалистам отдела финансов Администрации ММР с использованием программного модуля «Реестр расходных обязательств» программного комплекса АС «Бюджет»». Это позволило систематизировать расходные обязательства в соответствии с полномочиями, осуществляемыми органами местного самоуправления Мышкинского муниципального района и провести оценку соответствия расходных обязательств бюджетным обязательствам.

В 2010 году реестр расходных обязательств Мышкинского муниципального района представляет собой масштабный аналитический документ, включающий в себя в настоящее время 131 правовых актов, обуславливающих возникновение расходных обязательств.

Реестр расходных обязательств Мышкинского муниципального района имеет публичный характер и размещается на официальном интернет-сайте Администрации ММР.

В ходе проведения инвентаризации осуществлялась оценка соответствия расходного обязательства бюджетному обязательству. По результатам оценки соответствия расходных обязательств бюджетным обязательствам, сделан вывод о том, что все расходные обязательства, внесенные в реестр расходных обязательств, обеспечены средствами районного бюджета.

Так же в ходе инвентаризации осуществлялся анализ нормативной правовой базы. В реестре расходных обязательств Мышкинского муниципального района для каждого расходного обязательства приводится информация о правовом основании для его возникновения (включая федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты, принятые Ярославской областью, нормативные правовые акты, принятые Мышкинским муниципальным районом и нормативные правовые акты, принятые поселениями Мышкинского района).

В таблице приведена информация по объему базы данных нормативных правовых актов, регулирующих расходные обязательства Мышкинского муниципального района, используемых при составлении реестра расходных обязательств.

Количество нормативных правовых актов, обуславливающих

публичные обязательства (или) правовые основания для иных

расходных обязательств и используемых в реестре расходных

обязательств Мышкинского муниципального района

Вид нормативного правового акта

Количество нормативны правовых актов, включенных в базу данных

Федеральные нормативные правовые акты

в том числе:

Федеральный закон

Постановление, распоряжение Правительства Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации

Нормативные правовые акты, принятые в Ярославской области

в том числе:

Закон Ярославской области

Постановление Администрации Ярославской области

Постановление Губернатора Ярославской области

Постановление Правительства Ярославской области

Нормативно-правовые акты органов государственной власти Ярославской области

Мышкинском муниципальном районе

в том числе:

Решение Собрания депутатов ММР

Постановление Администрации ММР

Нормативные правовые акты, принятые в поселениях Мышкинского муниципального района

в том числе:

Решение Муниципальных Советов ММР

Постановление Администрации поселений ММР

ИТОГО:

Инвентаризация показала, что все расходные обязательства, отраженные в реестре, имеют правовые основания для финансирования.

В случае внесения изменений в нормативные правовые акты, обуславливающие и регулирующие бюджетные расходы, их отмены, а также в случаях некорректного заполнения отдельных позиций реестра расходных обязательств в реестр расходных обязательств Мышкинского муниципального района вносятся соответствующие поправки.

Таким образом, в настоящее время благодаря реестру расходных обязательств появилась возможность четкого отделения действующих (включенных в реестр) расходных обязательств от принимаемых расходных обязательств, подлежащих или планируемых к включению в этот реестр, в случае выделения на эти цели бюджетных ассигнований, в пределах нераспределенных (в зависимости от экономического прогноза и политики заимствований) ресурсов.

Инвентаризация реестра расходных обязательств определила следующие выводы:

Не все расходные обязательства, внесенные в реестр расходных обязательств, урегулированы нормативными правовыми актами;

В некоторых нормативных правовых актах определяющих финансовое обеспечение и порядок расходования средств отсутствуют методики расчета расходов на реализацию соответствующих расходных обязательств.

Главным результатом проведения инвентаризации расходных обязательств является формирование реестра расходных обязательств, учет в реестре расходных обязательств всех расходных обязательств Мышкинского муниципального района и обеспечение соответствия учтенных расходных обязательств действующему законодательству. Сопоставление бюджетных обязательств с реестром расходных обязательств показало, что все расходы районного бюджета, предусмотренные действующим решением Собрания депутатов Мышкинского МР о бюджете, имеют нормативно-правовое регулирование и отражены в реестре расходных обязательств Мышкинского муниципального района.

В дальнейшем работа по ведению реестра расходных обязательств требует тесного взаимодействия с главными распорядителями средств бюджета. По результатам выявления расходных обязательств, имеющих недостаточное нормативное правовое обоснование, главным распорядителям данных расходных обязательств будут направлены письма о необходимости разработки нормативных правовых актов, регулирующих исполнение данных расходных обязательств.

Так же будет проводиться работа по ежегодному обновлению путем исключения прекращенных в текущем финансовом году и включения в него принятых в текущем и принимаемых при среднесрочном планировании обязательств, а также корректировки финансовой оценки обязательств, объем которых изменяется.

Дальнейшее совершенствование процесса составления и ведение реестра расходных обязательств будет связана с вовлечением реестра расходных обязательств в процесс планирования ассигнований, а также ужесточением требований к обоснованности расчетов стоимости расходных обязательств на основе применения детальных методик расчета в соответствии с приказом отдела финансов Администрации ММР от 29.07.2010 г. № 23-ос «Об утверждении порядка планирования бюджетных ассигнований из районного бюджета на исполнение действующих и принимаемых обязательств и методики планирования (расчета) расходов на реализацию расходных обязательств».

Правительство начало процесс инвентаризации региональных бюджетов. Рабочая группа правительственных структур, парламента и Счетной палаты, по данным "Ъ", намерена создать в 2016 году "минимальный бюджет" для каждого субъекта РФ — составленный из первоочередных видов расходов, которые определены исходя из полномочий регионов и полномочий РФ, переданных им из федерального центра. Полную информацию об обязательных региональных расходах Минфин будет иметь к 1 июля, а в 2017 году должен начаться процесс ревизии законодательства о региональных полномочиях.


Как стало известно "Ъ", начала деятельность рабочая группа Минфина, Минюста, Минэкономики, Счетной палаты, Госдумы и Совета федерации по инвентаризации расходных полномочий органов госвласти. Заняться этой работой было поручено 9 февраля на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, следует из письма замминистра финансов Леонида Горнина, информирующего вице-премьера о решениях первого заседания группы 15 марта.

Минфин сообщает, что группа приняла предложение о создании в будущем так называемого минимального бюджета для каждого региона — совокупности первоочередных расходных обязательств региональных властей, вытекающих из их полномочий, а также из переданных им федеральных полномочий, которые оплачиваются субсидиями. Расходы на такие полномочия в региональных бюджетах предполагается нормировать, таким образом, на выходе Минфин сможет представить в правительство информацию о том, какие минимальные траты нужны в силу закона каждому субъекту РФ и насколько они обеспечены доходами.

Тема "минимального бюджета" обсуждалась еще в рабочей группе Минфина по совершенствованию межбюджетных отношений — 18 февраля ведомство обсуждало ее с регионами, а в марте ведомство Антона Силуанова запросило у всех регионов информацию для будущего нормирования расходов их "минимального бюджета". Очевидно, тема возникла в ходе обсуждения в Минфине кризиса региональных финансов и выкупа росшего регионального коммерческого долга: регионы в ряде случаев не могли объяснить свою долговую политику, ссылаясь на то, что их собственных доходов не хватает на исполнение обязательных полномочий. "Минимальный бюджет" и инвентаризация полномочий позволят впервые создать достоверное представление о реальном качестве финансового управления в субъектах федерации.

Работа, впрочем, будет долгой. Минюст на заседании 15 марта оценил время на сбор информации обо всех полномочиях, которые требуется финансировать регионам, согласно федеральным законам, не менее чем в шесть месяцев. Дело в том, что значительная часть этих обязательств вытекает не из законов, а из подзаконных актов, по крайней мере от них зависят суммы, требующиеся на эти обязательные, по сути, региональные платежи.

Реестр имеющихся сейчас расходных обязательств и их объемов Минфин рассчитывает получить довольно быстро — к 1 июля. Впрочем, выяснить точно, сколько регионы обязаны расходовать по законам и подзаконным актам (в том числе и по нефинансируемым сейчас), можно будет, видимо, лишь к концу 2016 года. Вероятно, уже в 2017-м будет возможна и работа по систематизации этих обязательств. Господин Горнин предполагает, что часть обязательств, предусматриваемых многочисленными федеральными законами, нужно будет включить в закон 1999 года "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ", а часть — отменить. Очевидно, в число последних попадет и некоторое число "спящих" норм: принятых до 1999 года и в период 1999-2003 годов — до реализации Минфином запрета на нефинансируемые полномочия. Уже в апреле 2016 года рабочая группа должна обсудить постоянное закрепление за субъектами части федеральных полномочий, переданных им РФ вместе с обязательствами субсидий. В перспективе это потребует отказа от субсидий и передачи регионам от РФ части доходной базы.

Рабочая группа также исполнила поручение Дмитрия Медведева по рассмотрению инициативы бизнес-омбудсмена Бориса Титова о передаче регионам 75-процентного прироста объема платежей малого и среднего бизнеса муниципалитетам — эти поручения даны Минфину в декабре 2014 и в августе 2015 годов. Рабочая группа поддержала предложение Минфина отказаться от реализации этой идеи — она объявлена "неприемлемой" в силу состояния бюджетной системы.

Пока неизвестно, приведет ли инвентаризация к попытке изменения всей системы разделения полномочий между центром и регионами, создававшейся с начала 2000-х. Вероятно, они будут предприниматься — система создавалась (в том числе Минфином) под другие экономические и политические реалии.


Инвентаризация расходных обязательств с точки зрения наличия нормативного правового регулирования, предусматриваемых в бюджете муниципального образования «Дубровский район» за последних три отчетных года и текущий финансовый год

Комплексная инвентаризация расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район», с точки зрения наличия нормативного правового регулирования, предусматриваемых в бюджете расходов, проводилась, главным образом, в рамках внедрения в бюджетный процесс муниципального образования «Дубровский район» такого инструмента бюджетного планирования, как реестр расходных обязательств.

Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обуславливающих публичные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статьей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, а также способа (методики) определения и оценки объема бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

Статьей 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что реестр расходных обязательств субъекта Российской Федерации ведется в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решением Дубровского районного Совета народных депутатов от 28.07.2005 г. № 71, которое утратило силу и в 2008 году было принято новое Решение Дубровского районного Совета народных депутатов от 30.07.2008 г № 58 «Об утверждении положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Дубровский район» закреплена норма о том, что порядок ведения реестра расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район», устанавливается администрацией Дубровского района (п. 2.3).

В соответствии с требованиями вышеуказанных документов в 2005 году в принято постановление администрации Дубровского района от 13.09.2005 г. № 398 «О порядке ведения реестра расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район», которое в 2008 году утратило силу и было принято новое постановление администрации Дубровского района от 24.06.2008г. № 303 «О порядке ведения реестра расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район»» .

В соответствии с данным нормативно-правовым актом утверждались:

Порядок ведения Реестра расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район» (далее – реестра), в соответствии с которым финансовое управление администрации Дубровского района осуществляет ведение реестра.

Форма Реестра расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район» (в качестве Приложения);

Постановлением устанавливаются категории расходных обязательств, которые должны быть включены в реестр, сама структура реестра и порядок ведения реестра.

Все расходные обязательства муниципального образования «Дубровский район» в реестре делятся на четыре группы:

1. расходные обязательства, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов муниципального образования «Дубровский район», заключения договоров (соглашений) по предметам совместного ведения субъекта РФ и муниципального образования «Дубровский район» ;

2. расходные обязательства, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов муниципального образования «Дубровский район» по предметам ведения муниципального образования «Дубровский район» ;

3. расходные обязательства, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов муниципального образования «Дубровский район», предусматривающих реализацию муниципальным образованием «Дубровский район» делегированных полномочий .

4. расходные обязательства, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов муниципального образования «Дубровский район», предусматривающих предоставление из бюджета муниципального образования «Дубровский район» межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций муниципальным образованиям на исполнение делегированных полномочий и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований);

Реестр расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район» впервые был сформирован финансовым управление админстрации Дубровского района в 2007 году.

Для его составления была осуществлена комплексная инвентаризация действующих нормативных правовых актов, договоров, соглашений, предусматривающих расходные обязательства бюджета муниципального образования «Дубровский район» в сфере компетенции каждого главного распорядителя бюджетных средств, и все расходные обязательства бюджета были систематизированы в соответствии с полномочиями.

В процессе проведения инвентаризации действующих нормативных правовых актов, определяющих расходные обязательства муниципального образования «Дубровский район», финансовым управлением администрации Дубровского района было обеспечено тесное взаимодействие с главными распорядителями средств бюджета.

Таким образом, инвентаризация расходных обязательств с точки зрения наличия нормативного правового регулирования предусматриваемых в бюджете расходов ведется в муниципального образования «Дубровский район» с 2007 года. К настоящему моменту фактически осуществлялась инвентаризация расходных обязательств за последние три отчетных года и текущий финансовый год.

Работа по заполнению реестра расходных обязательств производится главными распорядителями средств бюджета муниципального образования «Дубровский район».

Кроме реестра расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район» финансовое управление администрации Дубровского района обеспечивается свод реестров расходных обязательств муниципальных образований.

Реестр расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район» представляет собой масштабный аналитический документ, включающий в себя в настоящее время более 50 положений правовых актов, обуславливающих возникновение расходных обязательств. Ежегодно нормативно-правовая база корректируется и дополняется. В таблице приведена информация по объему базы данных нормативных правовых актов, регулирующих расходные обязательства муниципального образования «Дубровский район», используемых при составлении реестра расходных обязательств на 2007, 2008 и 2009 годы.

Таблица 1.

Количество нормативных правовых актов, обуславливающих публичные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств и используемых в реестре расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район»


^ Вид нормативного правового акта

Количество нормативных правовых актов, включенных в базу данных

реестр на 2007 год (анализируемый период 2005-2009 гг.)

реестр на 2008 год (анализируемый период 2006-2010 гг.)

реестр на 2009 год (анализируемый период 2007-2011 гг.)

^ Федеральные нормативные правовые акты

13

12

11

в том числе:

Федеральный закон


10

9

8

Постановление Правительства Российской Федерации

2

2

2

Распоряжение Правительства Российской Федерации

1

1

1

^ Нормативные правовые акты органов власти Брянской области

50

42

39

в том числе:

Законы Брянской области


5

7

7

Постановление администрации Брянской области

2

2

1

Распоряжение администрации Брянской области

7

4

6

Нормативно-правовые акты представительного и исполнительного органов муниципального образования «Дубровский район»

36

29

25

ИТОГО

63

54

50

В реестре расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район» для каждого расходного обязательства приводится информация о правовом основании для его возникновения (включая федеральные нормативные правовые акты и областные нормативные правовые акты). Все расходные обязательства, отраженные в реестрах, имеют правовые основания для финансирования.

Таким образом, в настоящее время благодаря реестру расходных обязательств появилась возможность четкого отделения действующих (включенных в реестр) расходных обязательств от принимаемых расходных обязательств, подлежащих или планируемых к включению в этот реестр, в случае выделения на эти цели бюджетных ассигнований, в пределах нераспределенных (в зависимости от экономического прогноза и политики заимствований) ресурсов.

Кроме того, реестр расходных обязательств муниципального образования «Дубровский район»позволил:


  • установить степень обеспечения установленных расходных обязательств планируемыми расходами бюджета;

  • определить обязательный объем расходных обязательств соответствующего уровня, подлежащих исполнению;

  • осуществлять совершенствование нормативной правовой базы с целью её развития.
В дальнейшем работа по ведению реестра расходных обязательств сводится к его ежегодному обновлению путём исключения прекращённых в текущем финансовом году и включения в него принятых в текущем и принимаемых при среднесрочном планировании обязательств, а также корректировки финансовой оценки обязательств, объём которых изменяется.

Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении может быть как плановой - в соответствии с требованиями законодательства, так и инициированной - по решению руководства либо на основе критериев, определенных в локальных нормативах учреждения. В чем заключается специфика данной процедуры, а также оформления ее результатов, расскажем далее.

3. Оформление расписок материально ответственными лицами (далее — МОЛ).

Как правило, данные расписки включены в структуру унифицированных инвентаризационных описей, задействование которых предполагается на следующем этапе. Но если это не так — данные расписки могут составляться в свободной форме.

4. Заполнение унифицированных инвентаризационных описей, иных документов — например, сличительных ведомостей по итогам изучения документов бухучета, отражающих наличие у учреждения финансовых обязательств.

В данном случае речь идет о заполнении как минимум:

  • описи по форме 0504083 (опись задолженностей по займам), утвержденной в Приложении № 1 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н;
  • описи по форме 0504089, также утвержденной приказом № 52н (опись расчетов с покупателями, поставщиками).

Можно отметить, что в структуре обеих форм присутствуют формулировки, с юридической точки зрения аналогичные тем, что могут приводиться в расписках МОЛ.

Если учреждение бюджетное или автономное, то оно должно, как мы отметили в начале статьи, также заполнять форму 0503769 по приказу № 33н по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным.

Кроме того, могут составляться иные описи, предусмотренные локальным нормативом учреждения, который регламентирует инвентаризацию.

5. Заполнение отчетных документов:

  • всеми учреждениями — акта сверки взаиморасчетов с контрагентами, перед которыми у учреждения есть финансовые обязательства (по унифицированной форме ИНВ-17);
  • бюджетными и автономными учреждениями — cведений о проведении инвентаризаций в виде Таблицы № 6 по приказу № 33н.

Рассмотрим более подробно работу с указанными формами.

Инвентаризация финансовых обязательств: заполнение форм ИНВ-22 и ИНВ-23

Итак, первый этап инвентаризации финансовых обязательств учреждения — составление приказа о проведении соответствующей инвентаризации по унифицированной форме ИНВ-22 . В данном случае в документе принципиально важно отразить:

  • перечни конкретных обязательств, которые подлежат инвентаризации;
  • причину проведения инвентаризации (она может отражать специфику хозяйственных операций с пассивами — например, если кредитор направил учреждению исковое требование с завышенными цифрами, и это стало причиной инициирования инвентаризации обязательств).

В остальном документ заполняется так же, как и в случае с инвентаризацией любого другого пассива или же актива. Нужно корректно отразить данные о составе комиссии, обеспечить заверку документа руководителем.

Ознакомиться подробнее со спецификой заполнения формы ИНВ-22 вы можете в статье:

Сведения о приказе о проведении инвентаризации должны быть отражены в журнале, который составляется на основе другой унифицированной формы — ИНВ-23 . В данном источнике также важно отразить перечень конкретных обязательств, которые проверяются в рамках инвентаризации. В остальном заполнение соответствующей формы осуществляется по общим правилам.

Узнать больше об особенностях заполнения формы ИНВ-23 вы можете в статье:

Инвентаризация финансовых обязательств: описи

Рассматриваемый документ применяется в целях отражения итогов инвентаризации о долгах учреждения перед контрагентами в соответствии с учетными сведениями. Форма 0504083 позволяет отразить, в частности:

  • величину долга — в целом, по основной части, процентам;
  • величину неуплаченных процентов, штрафных санкций, пеней;
  • подтвержденные и неподтвержденные суммы долгов;
  • просроченную задолженность.

Рассматриваемый документ должен быть подписан главой комиссии по инвентаризации и всеми ее представителями.

Следующий важный документ при инвентаризации финансовых обязательств учреждения — опись расчетов с контрагентами по форме 0504089. В нем фиксируются:

  • сведения о долгах учреждения (обусловленных, в частности, обязательствами по гражданско-правовым договорам);
  • сведения о контрагентах;
  • суммы задолженностей, классифицируемые по различным основаниям;
  • подтвержденные и неподтвержденные долги;
  • суммы с истекшим сроком исковой давности.

Аналогично рассматриваемый документ подписывается главой комиссии и ее членами.

Сведения о задолженности бюджетного и автономного учреждений

Бюджетные и автономные учреждения заполняют на соответствующем этапе инвентаризации сведения о задолженности учреждения по форме 0503769. В данном документе фиксируются:

  • данные о дебиторской и кредиторской задолженности;
  • данные о просроченных задолженностях;
  • аналитические сведения о движении обоих типов задолженностей.

Можно отметить, что рассматриваемая форма задействуется в рамках инвентаризации финансовых обязательств, прежде всего в целях удостоверения корректности освоения учреждением бюджетных средств. В случае если в форме 0503769 будут отражены не предусмотренные контрактом долги или их размер превысит тот, что предусмотрен контрактом, у распорядителя бюджетных средств обязательно возникнут вопросы к руководству учреждения.

Акт сверки с контрагентами

Заполняется соответствующий акт на основе тех сведений, которые отражены в описях по задолженностям, рассмотренным выше.

Главная цель его составления — получить подтверждение текущего состояния задолженности от контрагента.

Кроме того, акт полезен с точки зрения:

  • выявления ошибок в учете финансовых обязательств учреждения;
  • отражения отсутствия разногласий по задолженностям со стороны контрагента;

Обязательно составление соответствующего документа в 2 экземплярах при условии подписания обоих компетентными представителями учреждения, а также представителями контрагента.

Подписанный акт может быть основанием для инициирования взыскания долга с обязанной стороны в суде.

Ознакомиться с порядком заполнения формы ИНВ-17 вы можете в статье:

Сведения об инвентаризациях по таблице № 6

Бюджетные и автономные учреждения составляют еще один отчетный документ — таблицу № 6 по приказу № 33н. В ней отражаются сведения о результатах проведенных в рамках отчетного периода инвентаризаций обязательств учреждения.

В графах 1-4 Таблицы № 6 отражаются причины инициирования инвентаризации, дата ее проведения, а также реквизиты приказа о ее проведении.

В графах 5 и 6 фиксируются расхождения результатов инвентаризации со сведениями бухучета.

В графе 7 указывается перечень мер, которые приняты учреждениями в целях устранения обнаруженных расхождений.

Таблица № 6 предоставляется распорядителю бюджетных средств 1 раз в год.

Итоги

Финансовые обязательства бюджетного учреждения перед заемщиками и контрагентами отражаются в документах бухгалтерского учета и периодически подлежат проверке в рамках инвентаризации. Для удостоверения различных типов финансовых обязательств применяются унифицированные формы, утвержденные приказами Минфина России № 33н (в его юрисдикции — бюджетные и автономные учреждения) и № 52н (в его юрисдикции — все госучреждения, в т. ч. казенные). Конечная цель проведения инвентаризации соответствующих обязательств — предоставление распорядителю сведений, отражающих факты корректного получения и расходования средств бюджетным учреждением.

Ознакомиться с иными сведениями об инвентаризации обязательств вы можете в статьях:

Одной из острых проблем, стоящих перед органами власти всех уровней, остается закредитованность бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В последние годы долговая нагрузка на консолидированные бюджеты субъектов значительно возросла и, по данным Счетной палаты на 1 апреля 2016 года, составила 2,4 трлн. рублей.

Принимая во внимание значимость указанной проблемы, Советом Федерации при подготовке федерального бюджета на 2016 год были даны рекомендации Правительству Российской Федерации, предусматривающие возможность ежегодного предоставления финансовой помощи регионам
на замещение коммерческих кредитов менее обременительными бюджетными кредитами. Правительство нас поддержало в этом вопросе, и в 2016 году на указанные цели в федеральном бюджете предусмотрены ассигнования в объеме 310 млрд. рублей.

Однако бюджетное кредитование не устраняет первопричину сложившейся ситуации: дисбаланса между расходными обязательствами и доходными источниками. Поэтому сенаторы в 2015 году предложили провести сложную, но необходимую работу по инвентаризации расходных обязательств на всех уровнях власти, что нашло поддержку со стороны Правительства Российской Федерации.

Сложившаяся ситуация во многом связана с теми решениями и изменениями в законодательстве, которые принимались в последние 11 лет, и привели к увеличению количества полномочий регионов по вопросам совместного ведения с 46 до 105, а делегированных полномочий с федерального уровня – с 11 до 117. При этом не всегда передача расходных обязательств сопровождалась передачей доходных источников, что, в свою очередь, и вызвало дисбаланс и появление в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях «нефинансируемых мандатов» и «недофинансированных мандатов».

В этом и заключается основная цель проводимой работы – анализ сложившихся расходных обязательств и их стоимостная оценка.

В конце 2015 года на площадке Правительства Российской Федерации было проведено совещание, по результатам которого Председателем Правительства Российской Федерации было принято решение провести инвентаризацию расходных обязательств регионов и муниципальных образований, в том числе переданным на осуществление органам власти другого уровня бюджетной системы.

Работа по инвентаризации будет состоять из трех основных этапов.

На первом этапе предполагается составление перечня расходных обязательств на основе нормативных правовых актов с одной стороны и на основе данных, предоставляемых субъектами, о фактически реализуемых полномочиях, с другой.

На втором этапе предстоит провести классификацию расходных обязательств по уровням власти, за которыми они закреплены и по уровням бюджетной системы, из которых производится их фактическое финансирование.

И наконец, на третьем этапе работы, в соответствии с нормативами и стандартами, будет посчитана стоимость каждого обязательства.

В связи с необходимостью повышения прозрачности и актуализацией расходных обязательств, при внесении изменений в нормативные правовые акты предлагается ведение реестра осуществлять на площадке информационной системы Минфина России «Электронный бюджет», в которой в настоящее время главные распорядители формируют бюджет и ведут сводную бюджетную роспись. Чтобы такая грандиозная работа не выполнялась каждые пять-десять лет необходимо создать условия, при которых данный перечень будет вестись постоянно и актуализироваться при внесении соответствующих изменений в нормативные акты.

Совет Федерации заинтересован в скорейшем и качественном завершении данной работы, т. к. ее результаты будут использованы при формировании расходной части бюджетов на всех уровнях власти. Устранение дублирования полномочий приведет к оптимизации расходов, а анализ распределения по уровням бюджетной системы позволит более качественно предоставлять услуги населению и выполнять работы.

И наконец, посчитав стоимость расходных обязательств, реализуемых на том или ином уровне власти, мы можем вернуться к вопросу о перераспределении доходных источников в пользу субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что приведет к снижению долговой нагрузки.