Экономика Индонезии. Экономическая характеристика Индонезии. Общая характеристика хозяйства

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Экономика Индонезии

Общие показатели

Экономика Индонезии относится к аграрно-индустриальному типу. По уровню национальной конкурентоспособности в 2010 году занимала 44 место в мире . Индонезия относится к категории наиболее перспективных в экономическом плане развивающихся стран.

Таблица. Экономические показатели

Рупия (=100 сенов)

Международные организации

ВТО, АСЕАН, АТЭС

Статистика

ВВП (номинальный)

894,9 млрд. (2012)

ВВП по ППС

Место по ВВП по ППС

ВВП на душу населения по ППС

ВВП по секторам

сельское хозяйство: 14,3 %, промышленность: 46,9 %, сфера услуг: 38,8 %

Инфляция (ИПЦ)

Экономически активное население

Уровень безработицы

Основные отрасли

Производство нефти и газа, текстиль, обувь, одежда, латекс

Внешняя торговля

Партнёры по импорту

Сингапур 16,1 %, Китай 14,5 %, Япония 10,2 %, США 7,3 % (2009)

Государственные финансы

Государственный долг

$454,3 млрд. (56,2 % ВВП)

Государственные доходы

$40,91 млрд.

Государственные расходы

$44,95 млрд.

Если не оговорено иное, все цифры даны в долларах США

История

Современная аграрно-индустриальная модель индонезийской экономики сформировалась в основном в 1980-е - 1990-е годы, когда модернизационные рыночные меры правительства Сухарто обеспечили масштабный приток иностранных инвестиций, становление и ускоренное развитие многих отраслей промышленности и сферы обслуживания, достаточно эффективной кредитно-финансовой системы. Вместе с тем, побочным эффектом форсированного экономического роста стали определённые структурные диспропорции, предопределившие особую уязвимость Индонезии в условиях азиатского финансово-экономического кризиса 1997-98 годов, когда менее чем за полгода курс индонезийской рупии упал с 2600 до 14 000 рупий за 1 доллар США, объём ВВП сократился на 13,7 %. К 1996 г., то есть к концу 30-летнего периода правления Сухарто ВВП на душу населения вырос с $70 до $1000. Уровень инфляции составлял 5-10 % в год, рупия стала достаточно стабильной. Однако в конце 1997 г. разразился кризис. Правительство ввело плавающий валютный курс и повысило процентные ставки. Однако принятые меры не помогли, и Сухарто был вынужден уйти в отставку.

Принятие эффективных мер по восстановлению экономики было затруднено из-за политической нестабильности конца 1990-х годов, в результате чего преодоление основных последствий кризиса растянулось до 2004-05 годов, а окончательный выход на докризисный уровень стал возможен только после 2007 года, когда экономический рост превысил 6 % . В 1998 г. реальный ВВП сократился на 13,7 %, а инфляция достигла 77 %. В 1999 г. ситуация несколько стабилизировалась - ВВП поднялся на 0,3 %, инфляция снизилась до 2 %. В 2004 г. рост экономики составил уже 5,1 %, а Джакартская фондовая биржа стала одной из наиболее успешных в Азии - рост индексов составил 42 %.

Промышленность

Промышленное развитие Индонезии началось в XVII-XVIII веках, когда нидерландскими колонизаторами здесь было положено начало горнодобыче и переработке сельскохозяйственной продукции. Однако целенаправленная программа индустриализации была развёрнута только после обретения страной независимости, в период президентства Сухарто. Позднее правительством Сухарто в 1980-е - 1990-е годы была осуществлена качественная модернизация промышленного сектора, в результате которой удалось существенно обновить производственную базу существующих отраслей и развить ряд новых, в том числе автомобиле- и авиастроение, выпуск электронной техники.

В обрабатывающей сфере на 2009 год было зарегистрировано более 25 тысяч предприятий, имеющих статус крупных либо средних и более 3,2 миллионов малых предприятий и надомных производителей. Наиболее значимыми отраслями являются пищевая промышленность (около 19 % всего несырьевого производства, почти 6000 крупных и средних мероприятий), химическая промышленность (16 %, около 900 предприятий), текстильная промышленность (7 %, около 2000 предприятий), табачная промышленность (7 %, более 1600 предприятий), производство машин и оборудования (7 %, около 600 предприятий), автомобильная промышленность (6 %, более 270 предприятий), целлюлозно-бумажная промышленность (6 %, более 530 предприятий), производство готовой одежды (4 %, более 2000 предприятий). Большая часть малых предприятий и надомных производителей действуют в различных отраслях лёгкой и пищевой промышленности, включая традиционные ремёсла: производство батика, керамики, плетение циновок, изготовление резных изделий из дерева и кости, прочей востребованной сувенирной продукции.

В добывающей промышленности действуют в основном крупные национальные компании, значительная часть из которых принадлежит государству, а также западные сырьевые корпорации. Крупнейшей из национальных компаний является государственная монополия "Pertamina", контролирующая добычу и переработку нефти.

Добыча нефти (на 2009 год) составляла более 1,02 млн. баррелей в день (37 место в мире), природного газа - 85,7 млрд. кубометров за год (8 место в мире).

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство - исторически основная отрасль местной экономики - давая чуть более 14 % национального ВВП, обеспечивает занятость весьма значительной части населения - более 38 %. При этом его доля и в структуре ВВП, и с точки зрения занятости постепенно снижается.

Основной сельскохозяйственной отраслью является земледелие. Обрабатываемые земли составляют около 13 % территории страны - таким образом, по их площади Индонезия занимает 7-е место в мире. Около 1/3 обрабатываемых земель орошаемые. По производству многих сельскохозяйственных культур страна занимает лидирующие места в мире.

Основные пищевые культуры: рис (сбор в 2009 году - 64,4 млн. т, 3-е место в мире, кассава (22 млн. т, 1-е место в мире), кокосы (21,5 млн. т, 1-е место в мире), кукуруза (16,9 млн. т, 4-е место в мире), бананы (6,3 млн. т, 6-е место в мире), батат (2 млн. т, 4-е место в мире). В больших объёмах выращиваются масличная пальма (22,5 млн. т пальмового масла, 1-е место в мире), саговая пальма (5,2 млн. т саго, 1-е место в мире), сахарный тростник (26,5 млн. т, 10-е место в мире), какао-бобы (800 тыс. т, 2-е место в мире), кофе (700 тыс. т бобов, 4-е место в мире), табак (181 тыс. т, 6-е место в мире), чай (160 тыс. т, 7-е место в мире), гвоздика (81 тыс. т, 1-е место в мире), перец (80 тыс. т, 2-е место в мире). Из технических культур наибольшее значение имеют каучуконосы (2,8 млн. т натурального каучука, 2-е место в мире).

Животноводство развито в меньшей степени. Общее поголовье крупного рогатого скота на 2010 год составляет 15,23 млн. голов, в том числе 13,5 млн. - мясные коровы, 0,53 млн. - молочные коровы и 1,2 млн. - буйволы, используемые главным образом как тягловый скот. К 2014 году планируется выйти на самообеспечение говядиной (в 2010 году национальное производство обеспечивало 97,5 % потребностей населения). По данным на 2008 год, поголовье коз составляло 15,8 млн. голов, овец - 10,3 млн. голов, свиней (выращиваются преимущественно немусульманским населением) - 5,5 млн. голов. Основной домашней птицей является курица: в 2008 году имелось 68 млн. кур-несушек, было произведено более 1,2 млрд. бройлерных цыплят, более 1 млн. т яиц.

Огромное значение исторически имеет рыболовство: по объёму улова рыбы и морепродуктов за 2009 год - более 5,1 млн. т - Индонезия занимает третье место в мире , основные промысловые виды: тунец, макрель, сардина, морской окунь, групер, креветки . При этом по объёмам производства с ним практически сравнялось интенсивно развивающееся рыбоводство: по вылову искусственно разведённой рыбы и морепродуктов за 2009 год - более 4,7 млн. т - страна занимает второе место в мире. Основные разводимые виды: тилапия, карп, гурами, креветки, широко практикуется разведение жемчуга. экономика индонезия финансовая туризм

Важнейшей отраслью является лесное хозяйство: в 2009 году в Индонезии было заготовлено 98,7 млн. мі древесины (8-е место в мире), из которых 36,4 млн. мі - брёвна промышленного назначения. Серьёзной проблемой в этой области являются незаконная вырубка леса и контрабандный вывоз ценных пород древесины.

Сфера услуг

Сфера услуг традиционно занимала достаточно важное место в индонезийской экономике (включая колониальный период), однако начало её интенсивного целенаправленного развития относится к периоду экономической модернизации 1970-х - 1980-х годов. К 2010 году доля сферы услуг в ВВП составила 37,6 %, она обеспечивала занятость практически половины (48,9 %) трудоспособного населения. При этом эффективность и конкурентоспособность этого сектора в сравнении с индонезийской экономикой в целом остаётся невысокой, в частности, в силу технологической и инфраструктурной отсталости, нехватки квалифицированных кадров.

В 2010 году правительством принята программа ускоренного развития сферы услуг. Основными задачами, поставленными в её рамках, являются планомерное повышение её доли в экономике - до 55 % ВВП к 2025 году, а также качественная модернизация её основных секторов: здравоохранения (см. раздел "Здравоохранение"), транспорта и связи (см. раздел "Транспорт и связь"), банковского, торгового, туристического секторов, энергетики .

Банковский сектор

Кредитно-финансовая система Индонезии, пережив исключительно тяжёлые потрясения в ходе кризиса 1997-98 годов, в целом стабилизировалась в первой половине 2000-х годов. В 2005 году Банком Индонезии (БИ) была развёрнута долгосрочная программа, направленная на минимизацию численности действующих в стране частных банковских учреждений, в частности, за счёт слияния наиболее мелких из них и поглощения мелких более крупными. По состоянию на март 2011 года в Индонезии насчитывается 122 коммерческих банка, в том числе 28, представляющих собой совместные банковские предприятия с зарубежными партнёрами, и 10, контрольный пакет в которых принадлежит зарубежным собственникам. Примечательно, что 10 крупнейших из них контролируют 63,4 % банковского сектора, общий объём средств которого составляет около 353 млрд. долл. США, в то время, как все прочие - не более 1 % (остальные 35,6 % сектора приходится на долю 4 государственных банков, включая БИ). Ряд банков, находящихся в частных руках, осуществляет исламский банкинг, общий объём операций по которому составил в 2011 году порядка 3,3 % от общего объёма банковских операций.

На конец 2010 года ставка рефинансирования Банка Индонезии составляла 6,37 % (62 место в мире), базовая ставка кредитования для коммерческих банков - 13,25 % (65 место в мире).

Торговый сектор

Объём внутренней торговли по данным на 2010 год составляет более 50 млрд. долл. США (около 5 % ВВП), количество торговых точек превышает 2,5 миллиона (второе место в мире после Индии). Интенсивность торговой сети в разных регионах Индонезии в целом пропорциональна плотности населения. Так, 57 % торговых точек находятся на Яве, 22 % - на Суматре, 21 % - на остальной территории страны.

При этом для торгового сектора в весьма значительной степени характерна инфраструктурная неоднородность: если в крупных городах имеется большое количество магазинов современного типа, то в небольших населённых пунктах торговля обеспечивается главным образом за счёт мелких лавок и рынков традиционного типа. Всего, согласно принятой в Индонезии классификации, к современным магазинам относится, на 2010 год, 18 152 торговых точки, 154 из них категорируются как гипермаркеты, около 2000 - как специализированные магазины или супермаркеты, остальные - как "минимаркеты ". В 1990-е - 2000-е годы происходят существенный рост числа современных торговых предприятий и, одновременно, сокращение количества традиционных. Так, если в 2010 году общее количество торговых точек по стране сократилось по сравнению с 2009 годом на 1,3 %, то количество магазинов современного типа выросло за этот же период на 38 %. Однако в целом, по оценкам профильных индонезийских властей, инфраструктурное и технологическое обеспечение торгового сектора остаётся неудовлетворительным.

Туризм

Индонезийские власти традиционно прилагают активные усилия для развития в стране индустрии туризма. Ставка при этом делается прежде всего на максимизацию притока зарубежных визитёров, более перспективных с экономической точки зрения. С 1980-х годов значительные средства вкладываются в модернизацию и расширение гостиничного фонда и прочей соответствующей инфраструктуры, а также в популяризацию национальных туристических объектов. Позитивную роль в этом плане играет наличие значительного количества как историко-культурных, так и природных достопримечательностей, в том числе, имеющих мировое значение. В частности, на 2012 год в стране имелось 8 объектов, включенных в юнесковский список Всемирного наследия (по их количеству Индонезия занимает первое место среди государств Юго-Восточной Азии).

Объекты всемирного наследия в Индонезии

1. Храм Боробудур (Центральная Ява).

2. Храм Прамбанан (Центральная Ява).

3. Национальный парк Комодо (Восточные Малые Зондские острова).

4. Национальный парк Уджунг-Кулон.

5. Национальный парк Лоренц (Папуа).

6. Сангиран (англ.) русск., место находки останков питекантропа (Центральная Ява).

7. Тропические леса острова Суматра.

8. Ирригационная система Субак (Бали).

Энергетика

Электроэнергией обеспечено около 65 % населения страны. Национальные потребности в электричестве удовлетворяются исключительно за счёт собственных мощностей - импорта электроэнергии, как и её экспорта, не осуществляется. В 2009 году объём производства электроэнергии составил более 142,2 млрд. кВт·ч (24-е место в мире) при потреблении на уровне 127,2 млрд. кВт·ч (26-е место в мире) - разницу между этими показателями составили исключительно потери при транспортировке и распределении - более 15 млрд. кВт·ч. Около 40,5 % потребления электроэнергии приходится на промышленность и строительство, 39,3 % - на бытовые нужды населения, остальное - на сельское хозяйство и другие сектора экономики . Монополия на электроснабжение принадлежит Государственной электроэнергетической компании (англ.) русск. (индон. Perusahaan Listrik Negara ).

Бомльшая часть электроэнергии - 87,2 % - вырабатывается на тепловых электростанциях, в том числе 44,9 % с использованием угля, 26,5 % - нефти и 15,8 % - природного газа. 7,9 % производства приходится на долю гидроэлектростанций, 4,9 % - на долю станций, использующих альтернативные источники энергии (в первую очередь геотермальных, также имеются станции на биотопливе, доля других несущественна). На конец 2011 года атомных электростанций в стране нет. Вопрос об их создании активно прорабатывался индонезийскими властями с 1997 года, в 2006 году принято принципиальное решение в пользу развития атомной энергетики . Согласно принятой правительством программе, к 2025 году планируется построить четыре АЭС общей электрической мощностью не менее 4 ГВт

Внешняя торговля и зарубежные инвестиции

Объём внешней торговли в 2010 году составил 285,3 млрд. долл. США при положительном сальдо в размере 31,1 млрд. долл. Объём экспорта - 158,2 млрд. долл., импорта - 127,1 млрд. долл. (по обоим показателям - 30-е место в мире) .

Основными статьями экспорта являются газ, нефть, электрооборудование, текстиль, древесина, фанера, каучук. Импортируются, главным образом, машины и оборудование, нефть, продукция химической промышленности и нефтепереработки, отдельные виды продовольствия. При этом объём импортируемой нефти с середины 2000-х годов во всё большей степени превосходит объём экспортируемой нефти - это стало причиной выхода Индонезии в 2008 году из ОПЕК, в которой она состояла с 1962 года.

Основными потребителями индонезийского экспорта являются, по состоянию на 2010 год, Япония (15,9 % от общего объёма), Китай (9,9 %), США (9,3 %), Сингапур (8,8 %), Республика Корея (7 %), Индия (6,4 %), Малайзия (5,8 %). Бомльшая часть импорта поступает из Сингапура (16,1 %), Китая (14,5 %), Японии (10,2 %), США (7,3 %), Малайзии (5,8 %), Республики Кореи (4,9 %), Таиланда (4,8 %).

Объём прямых иностранных инвестиций в индонезийской экономике на 2010 год составляет около 85,6 млрд. долл. (38 место в мире). Индонезийскими инвесторами за рубежом размещено более 33 млрд. долл. (37 место в мире).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Новые индустриальные страны, их характеристика и общие признаки, внешние экономические связи и перспективы дальнейшего развития, главные партнеры. Общая характеристика Индонезии: население, предпосылки экономического роста, основные природные ресурсы.

    презентация , добавлен 18.10.2013

    Географическое расположение Индонезии, ее государственный флаг и политический строй. Краткая характеристика города Джакарта - столицы Индонезии. Население страны, уровень развития экономических отношений, состояние сферы туризма и культурные течения.

    презентация , добавлен 05.04.2014

    Система государственного устройства Испании. Общая характеристика природных ресурсов. Политический строй государства. Изучение развития промышленности, сельского хозяйства, туризма. Полезные ископаемые страны. Значение внешней торговли для экономики.

    презентация , добавлен 15.01.2015

    Общая характеристика и географическое положение Колумбии как государства на северо-западе Южной Америки. Политическая структура страны и ее административное деление. Особенности развития экономики, доля и перспективы сельского хозяйства и промышленности.

    презентация , добавлен 28.10.2015

    Территориально-географическое положение Греции. Особенности развития промышленности, сельского хозяйства, туризма, энергетики, проектов инфраструктуры. Специфика рыночно-ориентированной экономики страны с ограниченным государственным вмешательством.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2010

    Преимущества и слабые стороны экономики государства. Швейцария - важный мировой финансовый центр (Цюрих - третий после Нью-Йорка и Лондона мировой валютный рынок). Современное состояние отраслей промышленности, транспорта, туризма и сельского хозяйства.

    реферат , добавлен 10.09.2014

    Польша как западный сосед РФ и одно из успешных государств Европы, история и основные этапы ее развития, значение на мировой арене. Анализ структуры и внутреннее устройство экономики государства, достижения его промышленности и сельского хозяйства.

    реферат , добавлен 10.03.2015

    Географическое положение, административное деление, политическая структура Италии. Состав, численность и плотность населения, достопримечательности государства. Развитие отраслей хозяйства страны: сельского хозяйства, туризма, промышленности, транспорта.

    презентация , добавлен 14.11.2014

    Общая характеристика Швеции. Краткая история развития Швеции как государства. Уровень развития экономики и промышленности страны. Макроэкономика и финансовый климат Швеции. Экспортная ориентация экономики страны. Государственное устройство и население.

    реферат , добавлен 09.06.2010

    Географическое положение Южно-Африканской республики. Природные особенности страны. Финбош как местность с уникальной экосистемой. Заповедники и национальные парки государства. Состояние развития промышленности, сельского хозяйства и экономики.

Индонезия лежит в Юго-Восточной Азии, опоясывается Тихим и Индийским океанами, и считается сегодня одним из самых популярных мест в мире. Само наименование «Индонезия» происходит от латинского Indus («Индия») и греческого nesos («острова»).

Острова

Государство лежит почти на 18 тыс. островных пятачков, совместной величиной почти в 2 млн. кв. км. При этом большинство островов являются безымянными. Многие из них с давних пор широко популярны. Сухопутная граница у Индонезии есть только с Малайзией.

Население

В религиозном отношении Индонезия с эпохи Средневековья является самой большой мусульманской державой. Сторонники Аллаха составляют около 87% жителей. Характерной чертой этого государства было то, что оно стало цивилизацией, население которой общается на 580 языках и говорах. В современную эпоху Индонезия, с числом жителей 234 млн. человек, является одной из самых многочисленных стран с четкой перспективой дальнейшего роста.

Климат

В «стране многих островов» характер погоды во многом зависит от экватора, проходящего практически посередине государства. Климат сырой и жаркий. В течение всего года погода постоянна: обычно днем температура сохраняется на уровне + 25 градусов. Из-за преобладания влаги и жары значительная территория страны занята буйной растительностью. Господство воды приводит к тому, что привычным компонентом островов является болото. Горная и равнинная местность также занимают большую территорию, примерно поровну. Из-за многочисленности представителей флоры Индонезия служит родиной многих растений и животных.

Экономическая сфера

Экономика Индонезии (кратко) обладает развитой промышленностью и сельским хозяйством. Существует самый большой в Азии плантационный аграрный сектор и разработанная горнодобывающая отрасль. Отрасли экономики Индонезии базируются на рыночной структуре с большим значением государства. В стране существует свыше ста шестидесяти фирм, находящихся под контролем государственных структур. Особенно велико значение правительства в таких отраслях, как сырье, энергетика, топливо, сельское хозяйство. В ходе бедственного экономического спада в 1997 г. правительство начало контролировать существенную часть частного капитала, купив не работающие финансовые займы и представив разделение на части задолженности компаний.

Динамика развития

После мирового кризиса 1997 г., больно ударившего по экономике Индонезии, и продлившейся несколько лет стагнации, 2010-е годы начались с ускорения экономики страны. Вложение средств в хозяйственные структуры и увеличение затрат населения способствовали ускорению темпов экономики. Повышение уровня жизни ощутила автомобильная отрасль, в ней возросли покупки машин.

Эксперты отмечают, что в скором времени экономику Индонезии ожидает сильный рывок, что позволит ей оказаться в числе лидеров мирового хозяйства. К середине двадцать первого века страна перейдет по уровню производства на восьмое место, обогнав все западноевропейские страны.

Промышленность Индонезии

Если говорить об экономике в стране Индонезия кратко, то ведущая отрасль этой азиатской страны на части больших островов - нефтегазовая (в первую очередь на экспорт). В крупных городах развитие получили промышленные предприятия, связанные с переработкой сырья, металла, химии. Почти 70% трудящихся работает на выработку сельскохозяйственного сырья (продовольствие, ткани).

Страна имеет большие залежи руд черных и цветных металлов, угля, драгоценных металлов. На основе добычи нефти и газа развивается энергетическая система страны.

В сфере индустриального переустройства государство решает задачу повышения роли импортозамещающих предприятий и задачу внедрения в аграрном секторе машинного труда вместе с сокращением ручного. Для уменьшения ввоза продукции в последние годы добавляется требование увеличить выпуск продовольственной продукции, тканей, удобрений, цемента. Наиболее серьезные государственные компании - это предприятия по переработке продукции аграрного сектора и нефтехимии. Серьезный вклад в увеличение промышленной базы принадлежит среднему и малому семейному капиталу. В этой области особенно отличаются предприниматели из КНР - они закупили значительную долю индустриального оборудования и выпускают разнообразную продукцию - от изделий из дерева до товаров из ткани.

Легкая промышленность островного государства

На ввозимой продукции функционирует основная индустрия индонезийского хозяйства — легкая промышленность. Предприятия по выпуску пряжи в руках зарубежных фирм или правительства, а фирмы, производящие материал из хлопка и другого сырья, относятся к мелким бизнесменам, из-за этого случаются перебои. Создание батика производится на о. Ява. Значительная доля ткани создается в ремесленной обстановке, в то же время существует большое количество компаний по промышленному выпуску батика.

В экономике Индонезии в 20 веке по-прежнему развиваются средневековые производства: выпуск батика (как промышленное, так и кустарное), выкованная продукция из серебра, глиняная посуда, художественная резьба по кости, скручивание плетей в коврики, головные уборы и другое. Значительное влияние для Индонезии носит ввозимая продукция. На ней функционирует основная индустрии страны - лёгкая промышленность. Предприятия по выпуску пряжи располагаются в достоянии зарубежных фирм или правительства, а фирмы, работающие над конечной продукцией, подчинены семейному мелкому бизнесу. Выпуск батика — индонезийский аналог печатного текстиля, происходит в центральных областях Явы. Хотя большая часть батика выпускается в домашних условиях, действует множество предприятий промышленного производства ткани.

Индонезия находилась в ОПЕК с 1962 г. и отказалась от членства в 2008 г. В наши дни экономика Индонезии успешно заимствует деятельность остальных государств региона, улучшая технологически трудные отрасли, в них до девяноста процентов изделий идет на экспорт.

Сельское хозяйство Индонезии

Говоря об экономике Индонезии кратко, нельзя не упомянуть о сельском хозяйстве. Экваториальная природа и частые дожди является хорошим средством для формирования аграрного сектора в стране. Однако пока в государстве возделывается лишь десять процентов территории. Активное земледелие идет только на отдельных землях. Существенная доля окультуренной территории на Ява оставлена под рис. Возделываются и другие растения, хотя и в гораздо меньших масштабах. Искусственный полив производится на тридцати процентах территории.

Становление аграрного сектора на Суматре не столь масштабно. Хотя динамика экономика Индонезия прослеживается и здесь. Уже засажено до пятидесяти процентов от имеющихся плантаций, размещенных на северо-восточном побережье. Около Медана расположены многочисленные плантации, выращивающих экваториальные культуры. Со временем идет изменение внимания от выращивания риса к потреблению прочих зерновых растений, но население по-прежнему сохраняет традиционный набор продуктов. Индонезия - экономика страны не может рассматриваться без влияния правительства.

Государство стремится запустить комплекс действий Bimingan Massal, или Bimas («Руководство масс»), что дает возможность поднять урожаи риса методом использования высокопродуктивных культур и удобрений. Каучук — первая вывозная аграрная культура, но пока в стране не получается сделать большую роль машин в сельском хозяйстве. К настоящему времени поднялось выращивание некоторых других культур.

Рыболовство

Как развивается экономика Индонезия очевидно и по рыболовству. Оно играет небольшую роль. Япония проявила поддержку в увеличении потребления и вывоза рыбопродуктов. Значительная доля пойманных речных рыб вылавливается из оросительных каналов, океанская рыба составляет большую часть общего имущего объема.

Транспорт Индонезии

Насколько развита экономика Индонезии можно понять, рассмотрев транспортную сферу. Поскольку Индонезия страна, расположившаяся на большом количестве небольших островов, то главное внимание имеют корабли и паромы, а в настоящее время и самолетный транспорт. Недостаток морской и воздушной инфраструктуры в части регионов государства способствует хозяйственной стагнации и неритмичному подъему разных провинций Индонезии. На самих островах господствует местный транспорт: автобусы, такси. Многие ездят на велосипедах.

Откликаются требованиям жителей и экономики Индонезии транспортные системы островов Ява, Мадура и Суматра. На Яве проведены и автомобильные, и железные пути, существует аванс для очередного увеличения их структуры, но упор в транспортировании грузов усилен к автомобильному транспорту из-за небольших расстояний между производителем и потребителями, точками розничной торговли. Тем не менее, есть реальная возможность для будущего укрепления структуры железных дорог. Так, малая территория острова наряду с большим количеством жителей является фактором задержки развития путей для машин.

Природная специфика и вариативность направления грузов уменьшили масштабы транспортирования, имеющие малые возможности в отдаленной транспортировке грузов. Значительная доля путей с жестким покрытием сыскивается на островах Ява и Мадура. Сравнительно обширные зоны путей на Суматре и Бали сохраняют твердое покрытие. Западный и Центральный Калимантан и Сулавеси обладают лишь крохотными участками асфальтированных путей, а Ириан-Джая и Молуккские острова совсем не располагают дорогами такого класса.

Значительная часть крупных населенных пунктов появились и расширялись в качестве портовых центров. Моря около Индонезии сравнительно тихи, государство лежит за полосой природных невзгод. Для заходящих в порт кораблей не нужна слишком развитая или высокотехнологичная инфраструктура, для погрузочно-разгрузочных действий хватает обычного якоря. В государстве есть порты, которые могут встречать корабли объемом свыше 500 тонн.

Индонезия в мировой экономике

Экономика Индонезии держится, главным образом, на продаже нефти на мировом рынке. Следующим по существенности для экономики Индонезии экспортируемым товаром будет натуральный каучук. Значимым для вывоза является дерево и продукция из него, строительные материалы. Наконец, Индонезия вывозит продукты экваториального сельского хозяйства, весьма популярные на мировом рынке.

Основные партнеры Индонезии - Соединенные Штаты Америки, некоторые соседние азиатские страны.

Туризм в Индонезии

Туризм остается одной из ведущих отраслей экономики Индонезии. Хорошая экваториальная природа, популярные исторические и культурные памятники страны прельщают гостей из многих зарубежных стран. В Индонезию едут туристы со всего мира.

Что касается природных объектов, наиболее значительная высота Индонезии - Punkcak Jaya. Она расположена в высотной местности Папуа Новой Гвинеи. Индонезия также была колыбелью яванского носорога, который не наблюдается ни в одной другой местности.

Остров Бали с давних пор считается наиболее известным местом в Индонезии. Хорошие местности этого красивого уголка притягивают к себе гостей и охотников за восхитительной природой со всех материков Земли. Кроме того, на острове еще и достаточно развитая туристическая инфраструктура, что позволяет путешественникам чувствовать себя комфортно. Туристов ждет большое количество замечательных уголков. Особым интересом пользуются культурные вечера и танцы, красивые вещи из кожи, музыка, звуки которой отбивается нижними конечностями.

Джакарта, столица Индонезии, стоит на 11-м месте в мире по количеству жителей. В ней находится значительное число туристических памятников, привлекающих гостей со всего мира. Это только часть мест, которые можно посетить в Индонезии.

Преобразование колониальной структуры экономики началось в 1950. В основу государственной экономической политики были положены курсы либеральной экономики (1950-57), направляемой экономики (1957-65), экономической демократии (1966-98) и реформирования развития (с 1998). Первый долгосрочный план развития (1969/70-1994/95) включал пять взаимосвязанных среднесрочных планов.

Среднегодовые темпы прироста ВВП составляли в 1950-65 2-3%, в 1975-84 - 7,2% , в 1985-95 - 7,1%, в 1996 - 7,8%. В результате финансового кризиса темпы прироста ВВП в 1998 упали до -13,8 %. Инфляция выросла с 12 до 77,6%. ВВП уменьшился с 220 млрд долл. в 1996 до 141 млрд долл. США в 1999. В 2001 он поднялся лишь до 156 млрд долл. США. Темпы прироста ВВП в 2002 составили 3,7%. Доход на душу населения вырос с 75 долл. в 1966 до 1013 долл. США в 1996. Однако в 1998 он сократился до 484 долл. США. И. переместилась из разряда стран со средним доходом в группу стран с низким доходом. Подушевой доход в 2001 вырос лишь до 740 долл. США. Официально зарегистрированная безработица увеличилась с 5,5% в 1998 до 6,4% в 1999.

В 2001 в структуре ВВП удельный вес аграрного сектора, включая рыболовство и лесное хозяйство, составлял (в %) 16,39, горнодобывающей промышленности - 13,59, обрабатывающей промышленности - 26,11, торговли, отелей, ресторанов - 16,09, электро, газо, водоснабжения - 1,16, строительства - 5,64, транспорта и связи - 5,35, финансов и деловых услуг - 6,20, услуг - 9,46.

Доля занятых в структуре ВВП (2001, в %): в аграрном секторе, включая рыболовство, лесное хозяйство, 43,77; в торговле 19,24; в обрабатывающей промышленности 13,31; в услугах 12,12; в прочих отраслях 11,56.

В И. имеется около 350 горнодобывающих предприятий. Доля отрасли в ВВП 13,59%, в отрасли трудится 725 тыс. чел., или 0,8% всех занятых (2001).

Согласно Конституции 1945 все богатства недр принадлежат государству и должны в максимальной степени использоваться для повышения благосостояния народа.

Добываются: нефть, природный газ, уголь, золото, серебро, а также йод, сера, фосфаты, кварцевый песок, каолин, асфальт, гранит, мрамор, известняк и др. Разрабатываются месторождения олова, бокситов, медной, никелевой, марганцевой руд. Горнодобывающие компании объединены в Индонезийскую ассоциацию горнодобывающих предприятий.

Доля обрабатывающей промышленности в ВВП 26,11%, в отрасли занято 10,6% трудящихся (2001). В 2000 было более 22 тыс. крупных и средних предприятий (0,8% всех предприятий), но на них производилось 89% добавленной стоимости, создаваемой в отрасли.

Крупнейшим предприятием в металлургической промышленности является интегрированный сталелитейный комплекс «Кракатау стил» в Чилегоне (Западная Ява), занимающий 1-е место в Юго-Восточной Азии по объёму продукции. Комплекс располагает необходимой инфраструктурой, включая самый крупный глубоководный порт Чиандунг.

В алюминиевой промышленности ведущим предприятием является японо-индонезийское предприятие «ПТ. Иналум».

В нефтеперерабатывающей промышленности имеется 8 заводов общей мощностью св. 1 млн барр. в сут- ки, которые принадлежат Пертамине. Семь заводов по производству сжиженного газа дают продукцию, обеспечивающую И. 1-е место по поставкам сжиженного газа на мировой рыноколо В 2001 был принят закон о нефти и газе. Он призван ослабить монополию Пертамины в отрасли, которая лишается права заключения контрактов от имени правительства. К 2005 предполагается устранить ее монополию на переработку, транспортировку, хранение и продажу нефти и нефтепродуктов.

Нефтехимическая промышленность даёт стране азотные удобрения, бензол, метанол, параксиленовые кислоты.

Высокими темпами развивалась цементная промышленность, часть продукции которой экспортируется.

Ведущими отраслями лёгкой промышленности являются текстильная, пищевкусовая, производство кожевенных изделий, деревообрабатывающая, мебельная, фармацевтическая. В 2001 общая стоимость продукции отрасли составила 36,8 трлн рупий, 15,6% приходилось на пищевкусовую промышленность.

С 1980-х гг. появились новые отрасли промышленности - электротехническая, электронная, а также модернизировались старые. Значительное развитие получило судостроение, центрами которого являются верфи портов Танджунг Приок, Танджунг Перак, Бе-лаван и Танджунг Уганг.

В автомобильной промышленности при участии ведущих автокомпаний мира налажены сборка ряда марок легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, а также производство отдельных компонентов.

Обшая площадь земли, находящейся в сельскохозяйственном обороте (без Папуа и Молукк), составляла в 2000 46,9 млн га, земли под строениями и приусадебными участками 17,2 млн га, плантации занимали 16,7 млн га (26,08%), под неорошаемыми полями и садами находилось 12,9 млн га (20,19%), под лесом 8,8 млн га (13,74 %), под орошаемыми полями 7,8 млн га (12,15%).

В продовольственных культурах доминирует рис, выращиваются кукуруза, маис, соя, сахарный тростник, табак. Под рисом в 2001 находилось 11,5 млн га, с которых было собрано 50,5 млн т необрушенного риса (56,4% - на Яве). Средняя урожайность риса 44 ц с 1 га.

Плантационный сектор представлен государственными, частными (местными и иностранными) плантационными хозяйствами. Основные плантационные культуры: гевея (539 тыс. га), масличные и кокосовые пальмы, кофейные деревья, какао-бобы, чай, специи.

И. занимает в мире: 2-е место после Таиланда по производству каучука (в 2002 было экспортировано 1,23 млн т), 2-3-е место (в зависимости от года) по поставкам пальмового масла, 4-е место - по производству кофе (общая площадь под этой культурой превышает 1,2 млн га). Крестьянские хозяйства производят 95% всего кофе.

И. сохраняет лидирующие позиции как поставщик копры, мускатного ореха, перца, ванилина, занимает 4-е место по какао-бобам.

Удельный вес рыболовства составляет 2,9% ВВП. Улов крабов, креветок, тунца 4 млн т (2000). Незаконная ловля рыбы ежегодно приносит убытки св. 2 млрд долл. США в год. Потенциальные возможности ловли рыбы оцениваются в 6,7-7,5 млн т.

На Яве, Бали и в ряде провинций Суматры хорошо развита автодорожная сеть. Общая протяжённость автодорог составляла св. 360 тыс. км, из которых 57% - с асфальтовым покрытием (2001). Дороги подразделяются на государственные, провинциальные, районные. Перед кризисом 1997-98 была принята правительственная программа сооружения скоростных магистралей, мостов, соединяющих Суматру с Явой; острова Бали и Мадура с Явой. Но из-за финансовых трудностей её реализация осуществляется лишь частично.

Железнодорожное сообщение получило незначительное развитие. Протяжённость железных дорог на Яве 5,1 тыс. км, а на Суматре не связанные между собой участки железных дорог в совокупности составляют 1300 км (2001). Разработаны проекты модернизации имеющихся дорог и сооружения новых на Суматре, Яве, Калимантане.

Океанский флот насчитывает более 50 судов. Межостровное сообщение обслуживают 2793 судна местного производства и огромный традиционный флот.

В И. имеется 658 морских портов, из них: в ведении госкомпании «ПТ. Пелиндо» - 112. Крупнейшие порты: Танджунг Приок, Танджунг Перак, Семаранг (на Яве), Белаван (Суматра), Думаи (Риау). Остров Батам (6 портов) становится перегрузочным портом мирового класса. Помимо этих портов, есть ещё три грузовых терминала и более 40 верфей. Другой порт - в Макасаре - является морскими воротами в Восточную И.

Общее число авиационных компаний превысило 30, число воздушных судов в государственных и частных компаниях 514, из них 412 самолётов и 102 вертолёта (2001). В И. имеется около 180 коммерческих аэропортов, из них 41 крупный. Главный международный аэропорт - имени Сукарно-Хатта в Ченгкаранге (близ Джакарты). Международный аэропорт Ханг Надим на Батаме принимает самолёты класса DC-10 и Boeing 747. Расширены и модернизированы аэропорты в Восточной И. - Сам Ратуланги в Манадо, имени Хас-сануддина в Макасаре, Сепинган в Понтианаке.

В 2001 число почтовых отделений составило 8351, телефонов - 6,7 млн. Монопольное положение в охватывающей всю страну телекоммуникационной связи занимают государственные компании «ПТ. Индо-сат» и «ПТ. Телком», а также частная «ПТ. Сателин-до». Планируется создание инфраструктуры мультимедийной связи «Нусантара XXI века».

Туристская индустрия - одна из самых доходных отраслей (4-6 млрд долл. США в год). В 2001 И. посетило 5,1 млн туристов. Из-за террористического акта на Бали 12 сентября 2002 около 1,5 млн туристов отменили свои туры в И., и доходы от туризма сократились почти на 1 млрд долл. И. упрощает визовый режим и таможенные процедуры, координирует туристскую политику с другими странами АСЕАН.

В промышленной политике правительство исходит из необходимости повышения конкурентоспособности индонезийских товаров на мировом рынке. Расширение возможностей средних и мелких предприятий позволяет решать проблемы занятости, развития импортозамещения. Модернизация перерабатывающих предприятий должна содействовать увеличению добавленной стоимости и укреплению позиций И. на мировом рынке как одного из ведущих поставщиков сельскохозяйственной продукции. Ослабление зависимости промышленности от импортных компонентов - одна из центральных задач.

И. продолжает политику либерализации инвестиционного климата. Иностранным компаниям предоставляются долгосрочные контракты на 30-летний период с правом продления срока деятельности. Разрешается открытие компаний со 100%-м иностранным капиталом. Для иностранных инвестиций открыты почти все отрасли, в т.ч. промышленность, инфраструктура, атомная энергетика. Действующим в бондовых зонах компаниям предоставляются особые льготы, почти полное освобождение от налогов и сборов.

И. подписала многосторонние соглашения с более чем 50 странами и является членом Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций.

В 2000 правительство ограничило деятельность иностранных компаний в общественном транспорте, межостровном морском сообщении, внутренней торговле, кино (съёмка, прокат), радио- и телевещании.

Разрабатывается новый закон об иностранных инвестициях, по которому иностранные инвесторы будут приравнены к национальным.

Финансовый кризис 1997-99 выявил структурную слабость банковской системы. В 1997 было образовано Агентство по реструктуризации банковской системы, которое провело реструктуризацию и рекапитализацию банков. На основе слияния 4 госбанков был создан Банк Мандири. Банк Негара Индонесиа, Банк Ракьят Индонесиа, Банк Табунган Негара, 26 провинциальных банков развития и 12 бывших частных банков перешли под контроль правительства. Число банков сократилось с 237 в 1997 до 149 в 2000. Эти и другие меры содействовали оздоровлению банковской системы.

И. придерживается политики строгой бюджетной дисциплины. Финансовый год совпадает с календарным.

Государственный бюджет 2003 исходит из экономического прироста 4%, объёма ВВП в размере 1940 трлн рупий, курса рупии 9000 за 1 долл. США, инфляции на уровне 9%, ставки на 3-месячные облигации центрального банка 13%, цены нефти 22 долл. США за 1 барр. Дефицит бюджета должен составить 1,8% ВВП.

Доля налоговых поступлений в бюджете не превышает 80%. Около 40% расходной части бюджета выделено для обслуживания внешнего долга. Расходная часть бюджета включает текущие расходы и бюджет развития.

Бюджет развития определён в 65,1 трлн рупий (3,4% ВВП). На образование, культуру, развитие молодёжи и спорта выделяется 15,1 трлн; на сельское хозяйство, рыболовство, ирригацию 9,5 трлн; на транспорт, метеорологию и геофизику 9,1 трлн; на оборону и безопасность 7,2 трлн; на социальные нужды, здравоохранение 6,6 трлн рупий.

Внешний долг составлял в 2002 133,1 млрд долл. США, в т.ч. государственный 69,4 млрд, долги частного сектора 63,7 млрд. Внутренний долг государства, образовавшийся в связи с реструктуризацией и рекапитализацией банковского сектора, составлял 72 млрд долл. США, т.е. почти 1/2 ВВП.

Относительная фискальная устойчивость 1990- 96 была нарушена кризисом. Законы о региональной автономии передают часть фискальных функций и ответственности районным и муниципальным властям.

Внешняя торговля в 2002 продолжала восстанавливаться после кризиса. Доходы от экспорта составили 57 млрд долл. США (из них ненефтегазовый сектор дал 44,9 млрд долл.). На импорт было затрачено 31,2 млрд, при этом на ненефтегазовый сектор пришлось 24,8 млрд долл. Объём торговли И. с РФ около 250 млн долл. США.

От дальнейшей помощи МВФ И. отказалась в 2003. И. вошла в процесс формирования асеанов-ской зоны свободной торговли (АФТА), подписала соглашение об «АСЕАН+3», соглашения о создании к 2010-15 зон свободной торговли АСЕАН-КНР, АСЕАН-Япония и АСЕАН-Индия. Принимает участие во всех мероприятиях АТЭС, поддерживает все коллективные действия по борьбе с международным терроризмом и обеспечению безопасности региональных торгово-экономических контактов. Выступила с инициативой создания Диалога стран юго-западной части Тихого океана.

В ВТО И. поддерживает либерализацию торговли, настаивая на снятии введённых США и другими развитыми странами протекционистских барьеров, а также использует нормы ВТО для защиты внутреннего рынка. Является единственной страной Азии в ОПЕК. Соблюдает установленную квоту добычи 1,27 млн барр. в день и выступает за приглашение РФ в ОПЕК.

Являясь членом Ассоциации производителей кофе, И. участвует в совместных мерах по предотвращению падения цен на кофе. В 2000 было создано Трёхстороннее сотрудничество производителей каучука, в которое вошли И., Малайзия и Таиланд. В августе 2002 был создан Трёхсторонний консорциум производителей каучука для координации усилий сторон в вопросах ценообразования.

Индонезия - индустриально-аграрная страна, с крупнейшим в Азии плантационным хозяйством и развитой горнодобывающей промышленностью. Экономика Индонезии основана на рыночном принципе. При этом значительную роль в ней играет правительство, контролирующее более 160 государственных компаний и регулирующее такие важные отрасли, как топливно-энергетический комплекс и продовольствие. После тяжелого финансово-экономического кризиса в Азии (1997) правительство взяло под свою опеку новую значительную долю частного сектора, приобретя не функционирующие банковские займы и организовав реструктуризацию корпоративных долгов.

К 1996 г., то есть к концу 30-летнего периода правления Сухарто, установившего в стране «новый порядок», ВВП на душу населения вырос с $70 до $1000. Уровень инфляции составлял 5-10% в год, рупия стала достаточно стабильной. Однако в конце 1997 г. разразился кризис. Правительство ввело плавающий валютный курс и повысило процентные ставки. Однако принятые меры не помогли, и Сухарто был вынужден уйти в отставку.

В 1998 г. реальный ВВП сократился на 13,7%, а инфляция достигла 77%. В 1999 г. ситуация несколько стабилизировалась - ВВП поднялся на 0,3%, инфляция снизилась до 2%. В 2004 г. рост экономики составил уже 5,1%, а Джакартская фондовая биржа стала одной из наиболее успешных в Азии - рост индексов составил 42%.

В 2010 г., по данным Центрального бюро статистики Индонезии, индонезийская экономика увеличилась на 6,1%. Темпы роста индонезийской экономики стали рекордными за последние шесть лет. При этом в конце 2010 года экономическое развитие ускорилось. Так, за последние три месяца 2010 г. ВВП Индонезии увеличился на 6,9%.

Высокие темпы роста экономического развития Индонезии объясняют ростом инвестиций в экономику страны, а также расходов индонезийских потребителей. Внутреннее потребление, которое составляет 2/3 от ВВП Индонезии, в 2010 г. обеспечило 2,7% роста ВВП Индонезии, а инвестиции - 2%. Увеличение благосостояния индонезийцев почувствовал автомобильный рынок страны, на котором в прошлом году выросли продажи.

Быстрое экономическое развитие в Индонезии, так же как в Китае и Индии, сопровождает высокая инфляция. Потребительские цены в Индонезии выросли в январе 2011 г. на 7,02%, а в декабре 2010 г. - на 6,96%, что является рекордным ростом с апреля 2009 г. Правительство страны обеспокоено тем, что рост потребительских цен еще больше усиливает проблему бедности в Индонезии. По оценкам Всемирного банка, 29% жителей Индонезии получают менее $60 в месяц.

Власти страны уже готовы пожертвовать высокими темпами экономического роста, чтобы сдержать рост цен. Так, в начале февраля Центральный банк принял решение повысить ключевую процентную ставку на 0,25%, до 6,75%, что произошло впервые с октября 2008 г. До этого ЦБ сохранял минимальный уровень процентной ставки (6,5%) уже более года, тем самым поддерживая внутреннее потребление. Повышение процентной ставки должно увеличить стоимость кредитов в индонезийской экономике, предотвратить наплыв избыточной денежной массы и снизить темпы инфляции. Одновременно ограничение доступности кредитов замедлит экономическое развитие страны.

В январе 2011 г. международное рейтинговое агентство Moody`s Investors Service повысило кредитный рейтинг Индонезии с Ba2 до Ba1, что стало для страны максимальным уровнем с 1997 г., когда разразился азиатский финансовый кризис. Прогноз по рейтингам Moody`s установлен «стабильный». Рейтинг Moody`s был улучшен благодаря устойчивости Индонезии к мировому финансовому кризису, улучшению кредитных показателей и способности осуществлять управление внутренней политикой, не снижая эффективность работы ключевых политических институтов. После повышения суверенного рейтинга Индонезии резко уменьшилась стоимость заимствований для страны: доходность 10-летних облигаций снизилась на 10 базисных пунктов - с 5,87% до 4,56%.

Согласно прогнозу Центрального банка Индонезии, в 2011 г. экономика страны может вырасти на 6,5%. Президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдойоно поставил цель вывести темпы роста ВВП Индонезии на уровень 6,6% в год до окончания своего правления в 2014 г.

В настоящее время Индонезия, население которой составляет 230 млн., входит в четверку стран мира с самым большим населением (вместе с Китаем, Индией и США). Ожидается, что именно эти страны со временем займут ведущие позиции в мировой экономике. Аналитики консалтинговой и аудиторской компании PricewaterhouseCoopers прогнозируют, что в ближайшие десятилетия Индонезию ждет мощный экономический подъем, который приведет ее в десятку ведущих экономических держав мира. К 2050 г. Индонезия может подняться с 16-го места по размеру ВВП, которое она занимала в 2009 г., на 8-е, обогнав в течение 40 лет Италию, Францию, Великобританию и Германию.

Статистические показатели Индонезии
(по состоянию на 2012 год)

Аналитик американского банка Goldman Sachs Джим О`Нил, создатель термина BRIC, относит Индонезию к группе развивающихся стран, которые оказывают самое сильное влияние на мировую экономику. Вместо термина BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай) Джим О`Нил теперь предлагает использовать термин «рынки роста» (growth markets), к которым экономист относит также Мексику, Южную Корею, Турцию и Индонезию. Доля каждой из этих стран превышает 1% мирового ВВП. Так, доля Мексики и Южной Кореи составляет по 1,6%, Турции - 1,2%, а Индонезии - 1,1%.

Промышленность Индонезии

Основа экономики - добыча и переработка нефти и газа (гл. обр. на экспорт) на Суматре, Яве, Калимантане и в западной части Ириан-Джая. Основные промышленные центры: Джакарта, Сурабая, Джокьякарта, Палембанг (нефте- и газопереработка, металлургия, машиностроение, химическая промышленность и др.). 2/3 занятых приходится на пищевкусовую и текстильную промышленность.

Индонезия располагает богатыми месторождениями различных ископаемых: высококачественной нефтью, оловом, бокситами, никелем, марганцем, свинцом, медью, цинком, хромом. Залежи олова найдены на островах Банка, Белитунг, Синкеп и юго-западных областях Калимантана. Месторождения никеля обнаружены на острове Сулавеси, Хальмахера, Молуккских островах и Ириан-Джае. Марганцевые месторождения расположены в центральных районах Явы, на Суматре, Калимантане, Сулавеси, Тиморе. Медная руда разведана в горах Джайявиджзйя (провинция Ириан-Джая). Острова Риау, Банка, Синкеи и Калимантан располагают месторождениями бокситов, на Суматре и Калимантане ведется добыча угля. Разведаны месторождения золота, железа, серебра, сульфатов. Крупные нефтяные месторождения стабильно обеспечивают сырьем национальную энергосистему.

Политика промышленного развития Индонезии предусматривала две главные цели: развитие импортозамещающих отраслей и механизация сельского хозяйства. В целях сокращения импорта было принято решение о налаживании производства продовольствия, текстиля, удобрений, цемента. Самые крупные предприятия, принадлежащие государству, - это заводы по переработке сельхозпродукции и производству удобрений. Среди них можно выделить «Pertamina», контролирующую нефтехимическую отрасль Индонезии. Существенный процент производства сосредоточен в руках среднего и малого семейного бизнеса. В этой сфере особо выделяются китайские бизнесмены - им принадлежит большая часть производственных мощностей. Они выпускают потребительские товары типа мебели, предметы домашнего обихода, одежду и текстиль, печатную продукцию. Центр частного предпринимательства - западные районы Явы, хотя значительное развитие предпринимательства заметно и в столице - Джакарте.

На импортируемом сырье работает главная отрасль национальной экономики - легкая промышленность. Заводы по производству пряжи находятся в собственности иностранных компаний или государства, а предприятия, выпускающие готовые ткани, сосредоточенны в Бандунге и принадлежат частному капиталу. Производство батика - индонезийский вариант печатного текстиля, ведется в центральных областях Явы. Хотя большая часть батика выпускается в домашних условиях, действует множество предприятий промышленного производства ткани.

Индонезия была членом ОПЕК в 1962-2008гг. и вышла из нее 1 ноября 2008 г. До этого она была единственным азиатским членом ОПЕК, не относившимся к странам ближневосточного региона, и единственным членом этой организации, импортирующим нефть.

В настоящее время Индонезия успешно перенимает опыт других азиатских стран, развивая технологически сложные производства, когда до 90% продукции поступает на внешний рынок. Например, Индонезия поставляет 50% всех выпускаемых вертолетов Апач используя дешевую рабочую силу внутри страны.

Сельское хозяйство Индонезии

Муссонный климат и ливневые дожди служат прекрасным подспорьем для развития сельского хозяйства в Индонезии. Но несмотря на это в стране обрабатывается только десятая часть земель. Интенсивное растениеводство ограничено островами Ява, Бали, Ломбок и несколькими районами Суматры и Сулавеси Большая часть пахотных земель на острове Ява отведена под рис (главным образом, на северном побережье и в центральных равнинах). В засушливых восточных областях Явы преобладают посевы кукурузы, кассавы, пряного картофеля, арахиса и сои, хотя на небольших фермах выращивают экспортируемые табак и кофе. Орошается почти 1/3 обрабатываемых земель.

Развитие сельского хозяйства на Суматре менее интенсивно. На острове расположено около половины всех площадей плантаций, расположенных на северо-восточном побережье Вокруг Медана имеются обширные плантации, производящие табак, каучук, пальмовое масло, капок, чай, гвоздику, кофе Возле Паданга и Палембанга выращивают рис, кукурузу и кассаву. Постепенно происходят смещение акцента в национальном масштабе от культивирования риса к производству других зерновых культур, типа кассавы. Для крестьянских масг рис остается краеугольным камнем домашнего хозяйства, правительство запустило в действие программу «Bimingan Massal», или «Bimas» («Руководство масс»), что позволит повысить урожаи данной культуры путем применения высокопродуктивных сортов и удобрений. Каучук - главная экспортная сельскохозяйственная культура, но в отличие от соседней Малайзии, в Индонезии не удалось достичь высокой степени механизации. В последние годы выросло производство пальмового масла и сахарного тростника.

Рыболовство развито слабо. Япония оказала помощь в расширении производства и экспорта рыбопродуктов. Большая часть улова пресноводных рыб идет из ирригационных каналов, а морская рыба - основа всего валового улова.

Транспорт Индонезии

Так как Индонезия островное государство, то приоритетное развитие получил морской транспорт, а в последние годы и авиатранспорт. Отсутствие портов и аэродромов в некоторых провинциях страны привело к экономическому застою и неравномерному развитию регионов Индонезии. На островах доминирует автомобильный и железнодорожный транспорт.

Адекватно отвечающая запросам населения и экономики являются транспортные системы островов Ява, Мадура и Суматра. На Яве проложены и автомобильные, и железные дороги, есть задел для дальнейшего расширения их сети, но акцент в перевозке грузов смещен к автомобильному транспорту, по причине коротких дистанций перевозок. Однако существует объективная предпосылка для дальнейшего расширения сети железных дорог, небольшая площадь острова вместе с высокой плотностью населения служит препятствием для автодорожного строительства. Индонезийская Государственная Железная Дорога «Perusahaan Jawatan Kereta Api», или «PJKA», управляет дорогами на Яве, Мадуре и Суматре.

Географические особенности и особенности грузопотока сократили объем перевозок, остающиеся небольшие потребности в дальних перевозках грузов служат постоянным источником заказов для работы железной дороги. Большая часть дорог с твердым покрытием находится на островах Ява и Мадура. Довольно большие участки дорог Суматры и Бали имеют твердое покрытие. Западный и Центральный Калимантан и Сулавеси имеют небольшие участки асфальтированных дорог, а Ириан-Джая и Молуккские острова почти не располагают такими дорогами.

Большинство городских центров возникали и развивались как портовые города. Моря близ Индонезии относительно спокойны, страна находится вне пояса тайфунов и сильных ветров. Для заходящих в порт судов не требуется доков, для погрузочно-разгрузочных операций достаточно якорной стоянки. В стране построены порты, способные принимать суда водоизмещением более 500 тонн.

Главные порты: Танджунприок (порт Джакарты), Таид-жунперак (порт Сурабаи), Белаван (порт Медэна). Главный нефтяной терминал страны - порт Палембанг. Морем перевозят нефть и нефтепродукты, рис,

Международные авиаперевозки ограничены городами Джакарта (о. Ява), Медан (о. Суматра), Денпасар (о. Бали). Главные города Суматры связаны авиалиниями с Малайзией, Джаяпура - с Папуа - Новой Гвинеей. Авиаперевозки в пределах страны ограничены услугами нескольких компаний, прежде всего это «Garuda» - национальная авиакомпания, и «Merpati Nusantara» - частично субсидируемая правительством. На местных линиях действуют несколько небольших компаний.

Индонезия в мировой экономике

Экономика Индонезии основана, прежде всего, на экспорте нефти. Вторым по важности для экономики Индонезии экспортируемым товаром является натуральный каучук. Также экономически важными для экспорта древесина и изделия из дерева, цемент. Кроме того, Индонезия экспортирует кофе, табак, какао, кору хинного дерева, пальмовое масло, кокос, мускатный орех, перец и другие специи.

Основные импортеры Индонезии – США, Япония, Сингапур и другие страны Индокитая. Основные продукты питания населения – рис, кукуруза, батат. Индонезийцы почти не держат крупный скот – коров, свиней всвязи с малым количеством пастбищ.

Экономика Индонезии.

Республика Индонезия, крупнейшее государство в Юго-Восточной Азии и самое большое островное государство в мире. После Китая, Индии и США, это - четвертая самая населенная страна в мире с численностью около 230 миллионов человек. Государственный язык – индонезийский (бахаса индонесиа). Религии: ислам, христианство, буддизм, индуизм, анимизм, конфуцианство. Джакарта - столица Индонезии. Природные ресурсы: нефть, олово, природный газ, никель, лес, бокситы, медь, плодородные почвы, угля, золота, серебра. Сельское хозяйство - продукты: рис, маниока (тапиока), арахис, каучук, какао, кофе, пальмовое масло, копра, мяса птицы, говядины, свинины, яиц.

Индонезия - индустриально-аграрная страна, с крупнейшим в Азии плантационным хозяйством и развитой горнодобывающей промышленностью. Экономика Индонезии основана на рыночном принципе. В 2010г., по данным Центрального бюро статистики Индонезии, индонезийская экономика увеличилась на 6,1%. Темпы роста индонезийской экономики стали рекордными за последние шесть лет. Так, за последние три месяца 2010г. ВВП Индонезии увеличился на 6,9%. Высокие темпы роста экономического развития Индонезии объясняют ростом инвестиций в экономику страны. Быстрое экономическое развитие в Индонезии, так же как в Китае и Индии, сопровождает высокая инфляция. Индонезия была членом ОПЕК в 1962-2008гг. и вышла из нее 1 ноября 2008г. (выход Индонезии из ОПЕК обусловлен тем, что в 2007 году импорт нефти в страну превысил экспорт из-за проблем с производством, износа оборудования и отсутствия необходимых инвестиций). Индонезия поставляет 50% всех выпускаемых вертолетов Апач, используя дешевую рабочую силу внутри страны.

ВВП (ППС) в долларах США в Индонезии в 2010 году составляет 1,029.88 долларов США млрд. Это делает Индонезию № 15 в мировом рейтинге по ВВП (ППС) в долларах США. ВВП на душу населения (ППС), в долларах США в Индонезии в 2010 году составляет 4,394.13 долларов США. Это делает Индонезию № 120 в мировом рейтинге по ВВП на душу населения (ППС), в долларах США в 2010 году. Инвестиций (% ВВП) в Индонезии в 2010 год 32,487%. Это делает Индонезию № 24 в мировом рейтинге по инвестициям (% ВВП) в 2010 году. Инфляция (на конец года в%) в Индонезии в 2010 году составляет 6,955%. Это делает Индонезию № 52 в мировом рейтинге по инфляции (на конец года в%) в 2010 году. Уровень безработицы (в % от рабочей силы) в Индонезии в 2010 году составляет 7,14%. Это делает Индонезию № 61 в мировом рейтинге по безработицы (в% от рабочей силы) в 2010 году.

Экспорт. В настоящее время, главные экспортные предметы потребления включают нефть и газ, фанеру, текстиль и натуральный каучук. Также экономически важными для экспорта древесина и изделия из дерева, цемент. Кроме того, Индонезия экспортирует кофе, табак, какао, кору хинного дерева, пальмовое масло, кокос, мускатный орех, перец и другие специи. Странами, к которым разработано большинство индонезийского экспорта, является Япония 22.3 %, США 12.1 %, Сингапур 8.9 %, Южная Корея 7.1 %, Китай 6.2 %. Главные партнеры импорта - Япония 13 %, Сингапур 12.8 %, Китай 9.1 %, США 8.3 %, Таиланд 5.2 %, Австралия 5.1 %, Южная Корея 4.7 %, Саудовская Аравия 4.6 % (2003). Индонезия главным образом импортирует машины и оборудование, химикаты, топлива и продовольствие.

Основные внешнеторговые партнёры: АСЕАН, КНР, Япония, ЕС, США, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Австралия, Малайзия.

Крупнейшие компании: PT International Astra (занимается производством в автомобильной, производственной и других отраслях); Bank BRI (один из крупнейших банков, занимающийся валютно-финансовыми операциями); Telkomsel (крупнейшая телекоммуникационная компания, обеспечивающая мобильную связь); Garuda Indonesia (крупнейшая авиакомпания, названная в честь птицы Гаруда, обеспечивает авиаперевозки по всей стране); Adhi Karya (крупнейшая компания, занимающаяся строительством государственных и частных объектов страны); Тех Sosro (является компанией, занимающейся в чаями); Medco Energi (первая индонезийская компания, работающая в нефтяном и газовом бизнесе); Astra Agro Lestari (производит связки свежих фруктов и сырое пальмовое масло); Mustika Ratu (международной компанией, которая производит косметику); Adira Finance (одна из крупнейших инвестиционных компаний).

Вывод

Республика Индонезия в настоящее время, благодаря рациональной экономической политике и успешным реформам, превратилась в аграрно-индустриальное государство. По многим показателям эту страну уже сейчас относят к группе новых индустриальных государств, среди которых она играет все более важную роль. Индонезия, обладающая огромной территорией, успешно преодолевает трудности, неизбежно возникающие перед развивающейся страной с большим количеством отсталых провинциальных районов, поднимая разрушенную за годы правления Сукарно экономику. Но главное достояние – это нефть. Но, не смотря на улучшения, в стране продолжают существовать проблемы связанные с огромным населением страны, половина которого живет за чертой бедности. Индонезия – активный член ООН и Организации Исламская конференция (ОИК). Индонезия поддерживает развитые и взаимовыгодные связи с США, Японией, странами ЕС.