Экономическая система и отношения собственности. Формы собственности и экономические системы. Рынок: понятие, основные черты и функции

Сельский Дом культуры с. Эйлиг-Хем введен в эксплуатацию 1987 году и расположен в с. Эйлиг-хем по улице Найырал 3. При сельском Доме культуры работают 5 специалиста, из них 2 специалиста с высшим профессиональным образованием по культуре.

Число жителей села Эйлиг-Хем 627 человек из них молодежь в возрасте от 15 до 24 лет 150 человек, т. е от общего числа населения численность молодежи составляет 23,9%.

Основными направлениями в работе с молодежью являлись мероприятия патриотического, нравственного, экологического воспитания, приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Одной из главных задач является массовое привлечение молодежи к полезному и культурному проведению свободного времени. Из года в год основными формами работы остаются различные конкурсы-смотры, игровые программы, викторины, игры с элементами спортивных состязаний, походы, тематические дискотеки, вечера отдыха. Например, дискотеки с игровой программой «А, знаешь ли ты кто?», «Чистота - залог здоровья», «Круто ты попал!», «Лучшие танцоры вечера». Ежегодно в Доме культуры совместно с отделом молодежи проводится КВН среди молодежных команд. В этом году он прошел под названием «Мы молодые». Идеей было выявление и развитие способностей и талантов молодежи, общение и взаимоотношение молодежи в процессе творческой деятельности.

Приоритетными направлениями деятельности сельского Дома культуры Улуг-Хемского кожууна в 2012 году являются:

  • 1. Модернизация материально-технической базы сельского Дома культуры с. Эйлиг-Хем. Так как клуб в сельской местности должен быть местной интеллектуальной базой, центром досуга, технически оснащенный современными компьютерно-электронными средствами. Ибо только хорошо технически оборудованный клуб может быть центром культуры;
  • 2. Модернизация досуга молодежи;
  • 3. Повышение квалификации специалистов сельского Дома культуры, руководителей любительских коллективов. В кожууне 19 специалиста сельских клубов имеют только среднее специальное образование, 9 специалистов - среднее специальное не по культуре, что составляет 52%, поэтому проблема специалистов, способных решать сложные задачи культурно-досуговых учреждений в новых условиях, а значит и проблема повышения квалификации этих специалистов - одна из главных. Решается она согласно плана повышения квалификации специалистов сельских культурно-досуговых учреждений;
  • 4. Активное участие в разработке Грантов Председателя Правительства РТ, социально-творческих заказов, ФЦП.

В настоящее время заметно повысилось требование населения, особенно молодежи в проведении качественных и содержательных мероприятий. Действительно, захочет ли человек провести свой досуг в технически не оснащенном центре культуры, если в других заведениях в этом плане намного лучше? Пойдет ли он на дискотеку в клуб с плохим качеством звука и без соответствующих световых эффектов, тогда как в г. Кызыле, например, качественных мест отдыха много? Этот вопрос ныне стоит перед культработниками села во всей остроте. Дело не только в том, что клуб может потерять свой авторитет в глазах людей. При слабой оснащенности техническими средствами клуб перестанет быть именно центром культуры, местом отдыха.

Намереваясь шагать в ногу со временем нужно твердо уяснить, что нормальное функционирование любого, даже небольшого клуба и в городе и на селе немыслимо сегодня без применения новых технологий, без умелого руководства. Нет такой сферы культурной работы, где не чувствовалась бы насущная необходимость в технических работников. Разве обойтись без технических помощников, которые каждое мероприятие могут сделать эмоциональнее, красочнее, доходчивее? Да и по развитию платных услуг, предоставленных клубом населению, тоже не решить без хорошей материально-технической базы.

Осознавая большую роль новых технологий мы в нашем Доме культуры пытаемся работать на постоянное улучшение материально-технической базы, с учетом современных требований, что несомненно отражается на уровень проводимых мероприятий. По сравнению с 2000 годом резко возросло число клубных формирований, культурно-досуговых мероприятий, финансовых поступлений от разных видов уставных услуг.

На средства, вырученные от проведения уставных платных услуг, а также не в малой степени от спонсорских поступлений закуплены несколько комплектов компьютерной, оргтехники, средства связи. Приобретен и успешно используется в работе видеопроектор «SANYO», применение которого заметно улучшило качество и уровень проводимых мероприятий.

Стало возможным проведение красочных шоу-видео-дискотек для молодежи с одновременной проекцией видеоклипов, что как мы считаем, значительно повышает уровень дискотек на качественно новый уровень. Новым при проведении мероприятий явилась трансляция мероприятий на экран, показ слайдов, видеороликов, титров.

Новые технологии активно внедряются в кружки, работающие на самоокупаемости, в клубы по интересам и любительские объединения. В Доме культуры функционируют 13 формирований, где занимаются 125 человек, из них для молодежи от 15 до 24 лет 5 формирований, где занимаются 80 человек.

С 2011 года в нашем Доме культуры работают 2 платных самоокупаемых кружка и студия видеозаписи, где занимаются молодежь в возрасте от 15 до 24 лет, всего 50 человек.

Это компьютерный кружок «Мой компьютерный мир» (рук. Монгуш А.А.), Целью данного кружка является обучение основным навыкам работы на персональном компьютере. В программу обучения входят ознакомление с устройством компьютера и периферийных устройств, работа с графикой, текстом, всемирная сеть Интернет.

От поступлений взносов за обучение в кружке приобретаем все расходные материалы: картриджи для принтеров, бумагу, заправку для ксерокса, пленку для ламинирования и т. д.

Кружок будущих видео-операторов. Занятие проводится еженедельно. Преподается теория, основные способы съемки, умения пользования светом, микрофоном. Благодаря кружковцам все мероприятия записываются с помощью видеокамеры на кассету и хранятся в отдельном фонде. Работает студия звукозаписи. На базе центра работает своя студия звукозаписи с возможностью компьютерного премастеринга и изготовления лазерных компакт-дисков, где увлечены делом 10 чел. (в возрасте от 14 до 24 лет).

В будущем планируется открыть при доме культуре клуб любителей кино, который соберет, надеемся молодежь единомышленников любителей кино. Уровень и количество сельских досуговых мероприятий не сравнимы со столичными, это и определяет низкую посещаемость молодежи мероприятий. Образ жизни селян более однообразен, чем у горожан, они больше смотрят телевизор, чаще посещают дискотеки, больше гуляют.

Таким образом, проблема удовлетворенности молодежи своим досугом является актуальной на сегодняшний день. В этой проблеме есть как объективное, так и субъективное содержание. С одной стороны, пассивность молодых людей, установка на потребительство, с другой - ограничения финансового характера. Дом культуры, например, выходом из данной ситуации, как ограничение финансового характера, считает проведение платных услуг, дискотек, кружков, аренды помещения и аппаратуры. Внедрение в Доме культуры платных, интересных кружков для молодежи, населения. Мы считаем, что тогда механизм самоокупаемости и самообеспечения сработает.

И так на сегодня выявлены 8 важнейших факторов привлечения населения, молодежь в сельский Дом культуры и развития клубного учреждения: заинтересованность в своей работе и творческий уровень руководителя, специалистов работающих в данном Доме культуры, хорошо продуманная тактика работы, активное внедрение уставных платных услуг по запросам населения, постоянное улучшение материально-технической базы, активное внедрение новых технологий в работе, Интернет, средства связи и постоянное улучшение эстетики, дизайна наружного фасада здания, благоустройству его территории: озеленению, освещение и т. д.

В целях активизации последовательной работы учреждений социокультурной сферы по профилактике социально-опасных заболеваний, приобщения молодого поколения к здоровому образу жизни совместно с Управлением образования администрации Улуг-Хемского кожууна проводился цикл профилактических программ таких как «Нет туберкулезу!», «Мы за ЗОЖ», «Полоса жизни», по профилактике правонарушений, деградации личности и просто к тому, что человек не вырастает полноправным членом общества.

Значит проблема творческого подхода к организации досуга молодежи это задача государственного уровня. И ее решение имеет общегосударственное значение. Поэтому ей надо уделять большое внимание на всех уровнях.

Но все-таки наиболее эффективно она решается на индивидуальном, личностном уровне.

Поэтому надо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, стимулировать стремление молодых к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем не занятое свободное время молодых людей. И в выигрыше от этого окажутся все. Ведь молодежь это не только активная, живая часть общества, но и его основа в будущем. Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы.

Досуг деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Эта деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.

Досуг - это част социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Культура же молодежного досуга характеризуется такими занятиями, которым отдается предпочтение в свободное время.

От умения направлять сою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность свободным временем. При рассмотрении социокультурных технологии организации молодежного досуга было выявлено следующее…

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное.

К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно-досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

Культурно-досуговым учреждениям важно суметь организовать такую работу и такие досуговые программы, которые могли бы увлечь любого молодого человека, поэтому необходимо:

  • - постоянное улучшение материально-технической базы культурно-досуговых учреждений;
  • - повысить качественный уровень досуговых мероприятий путем внедрения новых, нетрадиционных форм развлечения, просвещения и общения и широкого их выбора;
  • - создание комфортной культурно-досуговой среды, в которой бы уютно себя почувствовали различные слои населения;
  • - создание банка идей и центра молодых инициатив, учет в деятельности запросов, интересов и потребностей молодежного возраста;
  • - создание и организация новых клубов по интересам, гостиных и любительских объединений;
  • - участие в различных конкурсах, фестивалях и поддержка коллективов и участников художественной самодеятельности;
  • - создание на базе культурно-досугового учреждения социальных гостиных, групп общения, консультаций психологов, центров социально-психологической реабилитации нуждающимся в общении, заботе, доброте.

На основании вышеизложенному в качестве предложения мы разработали проект муниципальной целевой программы по организации досуга молодежи.

Надеемся, что практическая значимость данной работы в дальнейшем будет связана с возможностью ее использования специалистами культурно-досуговых учреждений, а также педагогами организаторами в образовательных учреждениях в качестве методических рекомендаций по организации молодежного.

Заключение

В ходе исследования нами изучено современное состояние деятельности учреждений культуры по организации досуга молодежи села, как особой категории населения. Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждения культуры, методов ее осуществления и поиска, новых досуговых технологий. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. досуг молодежь социокультурный

Оптимальное использование социально-культурного потенциала молодежи достигается при помощи использования социально-культурных технологий, а именно разработкой и внедрением социокультурных проектов и программ. С этой целью нами разработан проект поселенческой целевой программы «Молодежь села Эйлиг-Хем на 2013-2015 гг.», который утвержден Главой администрации и заложены средства на реализацию программы в бюджет Улуг-Хемского кожууна на 2013 год.

Надеемся, что наша целевая программа будет реализован успешно, так как она практически значима.

Администрация Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ


Фактически утратил силу в связи
с истечением срока действия
______________________________________________________


В целях обобщения и распространения опыта ведущих руководителей и специалистов учреждений культуры клубного типа, развития и пропаганды деятельности культурно-досуговых учреждений, совершенствования их инфраструктуры, форм и методов работы

приказываю:

1. Утвердить Положение о смотре-конкурсе на лучшего специалиста года по культурно-досуговой деятельности согласно приложению N 1.

2. Утвердить состав организационного комитета согласно приложению N 2.

3. Утвердить форму анкеты-заявки согласно приложению N 3.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возлагаю на первого заместителя председателя Комитета по культуре Н.С.Батенина.

Председатель Комитета
Е.Е.Колчин

Приложение 1 к распоряжению. Положение о смотре-конкурсе на лучшего специалиста года по культурно-досуговой деятельности, 2001 год

Приложение N 1
к приказу Комитета
по культуре Администрации
Санкт-Петербурга
от 06.10.2000 N 219

1. Цели и задачи смотра-конкурса

Смотр-конкурс проводится в целях обобщения и распространения опыта ведущих руководителей и специалистов учреждений культуры клубного типа, развития и пропаганды деятельности культурно-досуговых учреждений, совершенствования их инфраструктуры, форм и методов работы, создания необходимых условий для разработки и внедрения инновационных комплексных программ по сохранению и развитию народного творчества, организации разнообразного и полноценного досуга всех слоев населения.

Основными задачами смотра-конкурса являются выявление и поддержка высоко профессиональных творческих кадров, воспитание на их примере молодых специалистов и формирование общественного мнения о престижности работы в культурно-досуговой сфере.

2. Организаторы смотра-конкурса

Смотр-конкурс организуется Комитетом по культуре Администрации Санкт-Петербурга совместно с межрегиональным отделением "Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" и Петербургским отделением Российского творческого союза работников культуры, которые формируют состав Оргкомитета, осуществляющего координацию деятельности всех заинтересованных учреждений и организаций.

3. Руководство смотром-конкурсом

Для подготовки и проведения смотра-конкурса создается Оргкомитет.

Оргкомитет:

- готовит и распространяет документацию о проведении смотра-конкурса;

- анализирует заявки и другие материалы, поданные на смотр его участниками;

- организует выезды в учреждения культуры для знакомства с деятельностью номинантов на местах;

- обеспечивает выпуск необходимой полиграфической продукции;

- определяет победителей смотра-конкурса;

- готовит мероприятия по награждению победителей смотра-конкурса;

- осуществляет связь со средствами массовой информации;

- ведет работу по привлечению спонсоров и других заинтересованных организаций.

Примечание: в Оргкомитет не могут входить участники смотра-конкурса.

4. Сроки проведения смотра-конкурса

Смотр-конкурс проводится в период с октября 2000 г. по май 2001 г.

Прием конкурсных заявок-анкет, выполненных в установленной форме, - с 1 октября 2000 г. по 25 января 2001 г.

Выезд членов Оргкомитета в культурно-досуговые учреждения для знакомства с работой участников смотра-конкурса на местах - с 25 января по 30 апреля 2001 г. (по мере необходимости).

Подведение итогов и торжественное награждение победителей смотра-конкурса проводится в мае 2001 г.

5. Участники смотра-конкурса

В смотре-конкурсе принимают участие руководители и специалисты клубной работы культурно-досуговых учреждений города всех форм собственности.

6. Порядок проведения смотра-конкурса

Смотр-конкурс проводится по следующим номинациям:

- руководитель культурно-досугового учреждения;

- специалист по развитию народного творчества (заместитель директора, художественный руководитель, заведующий отделом народного творчества, методист и другие);

- специалист по культурно-досуговой работе (заместитель директора, заведующий отделом, методист, режиссер и другие);

- руководитель клубного формирования:

театральное искусство;

хореография;

цирк;

хоровое пение;

оркестровый жанр;

малые вокальные формы;

бальный танец;

кино-, фото-, видеообъединение;

изобразительное искусство;

прикладное творчество;

техническое творчество;

руководитель любительского объединения, клуба по интересам;

- лучший специалист по художественно-постановочному обеспечению (художник по свету, звукорежиссер и другие);

- "Честь и достоинство" (представляются ветераны, проработавшие не менее 40 лет в сфере культуры).

Заявки-анкеты на участие в смотре-конкурсе направляются администрацией учреждения культуры в государственное культурно-досуговое учреждение "Дом народного творчества и досуга", справки по телефонам: 311-17-96, 315-63-08.

Заявки на участие в смотре-конкурсе могут быть также поданы в порядке самовыдвижения.

Кроме заявки, на участника смотра представляется творческая характеристика в произвольной форме, согласованная с отделом культуры территориального управления административного района или гуманитарным отделом Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Дополнительно могут быть представлены другие документы: авторские методические разработки, сценарии, отзывы о работе участников смотра-конкурса от других организаций и т.д.

Посещение культурно-досуговых учреждений членами Оргкомитета проводится по графику.

Результаты посещений фиксируются протоколами Оргкомитета.

Победители смотра-конкурса награждаются памятными дипломами и призами.

Примечание: руководители культурно-досуговых учреждений для участия в смотре-конкурсе выдвигаются трудовыми коллективами или в порядке самовыдвижения.

7. Критерии оценки деятельности специалистов культурно-досуговой работы

Номинация: "Руководитель культурно-досугового учреждения"

Оценивается:

деятельность директора в вопросах хозяйственного содержания учреждения (внешний вид здания, внутренние интерьеры (оформление театрального, концертного и других залов), наличие оргтехники, планов реконструкции и ремонта здания клуба, оснащенность техническими средствами для проведения мероприятий на современном уровне, новации в вопросах совершенствования организационно-творческой, экономической и административно-хозяйственной деятельности);

финансовая работа (уровень самофинансирования и хозрасчетной деятельности, какую часть в бюджете КДУ занимают платные услуги, наличие социально-творческих заказов и договоров по объемам культурно-досуговой деятельности среди населения, в трудовых коллективах предприятий и организаций);

участие в городских и районных и иных семинарах, смотрах, совещаниях, связанных с организацией досуга населения, хозяйственно-правовым регулированием деятельности учреждения культуры, программами развития инфраструктуры района, микрорайона и т.д.

Номинация "Специалист по развитию народного творчества"

Оценивается:

количество и результаты деятельности коллективов по жанрам, любительских объединений, клубов по интересам и других клубных образований в динамике за 1998-2001 гг.;

наличие "Народных коллективов любительского художественного творчества" и "Образцовых детских коллективов художественного творчества". Участие коллективов народного творчества в районных, городских и других смотрах, фестивалях, конкурсах;

количество коллективов, работающих на бюджетной и самоокупаемой основе (в их числе: бесплатные, платные и коллективы, работающие с частичной оплатой для населения); указать их процентное соотношение по годам за период 1998-2001 гг. Формы и методы работы с населением (концерты, встречи, отчеты и др.), организация учебно-творческого и воспитательного процесса.

Номинация "Специалист по культурно-досуговой работе"

Оценивается:

разнообразие форм культурно-досуговой работы с социально-демографическими группами населения;

организация и внедрение как традиционных, так и нетрадиционных форм работы, накопление и обобщение собственного опыта проведения мероприятий, участие в культурно-досуговых акциях различных уровней;

умение специалиста работать с полиграфической продукцией (своевременность и эффективность ее издания и распространения, современные разработки дизайна, оригинальность содержания и другие показатели), использование современных технических средств и достижений;

работа со зрительской аудиторией, наполняемость мероприятий, их актуальность и востребованность населением, работа с социально незащищенными категориями населения;

наличие постоянных партнеров в работе, спонсорская поддержка, связь с общественными организациями и движениями, средствами массовой информации.

Номинация "Руководитель клубного формирования"

Оценивается:

участие коллектива в концертах, смотрах, фестивалях различных уровней;

проведение творческих отчетов перед населением, участие в культурно-досуговых мероприятиях учреждения, района, города и других;

уровень учебно-творческих планов деятельности коллектива, перспективы его развития, наличие авторских программ, сценариев, других разработок;

выбор репертуара, его соответствие творческому потенциалу участников, наполняемость коллектива;

участие руководителя в творческих мастерских, мастер-классах и других творческих семинарах и программах.

Номинация "Лучший специалист по художественно-постановочному обеспечению" (художник по свету, звукорежиссер и другие)

Оценивается:

умение творчески и максимально точно обеспечивать техническое сопровождение культурно-досуговых мероприятий как крупных, так и малых форм;

умение работать с технической документацией на аппаратуре любых модификаций, владение новыми современными технологиями по своему направлению деятельности, знакомство с периодическими изданиями и другой литературой по профессиональным вопросам.

Номинация "Честь и достоинство"

Оценивается:

высокопрофессиональная, многолетняя и добросовестная работа специалиста, имеющего общий стаж трудовой деятельности в учреждениях культуры не менее 40 лет;

участие в общественно-культурной деятельности на уровне района (микрорайона) города, конкретного учреждения культуры;

наличие авторских программ, методических работ и публикаций по культурно-досуговой деятельности.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель председателя
межрегионального объединения
"Федерация профсоюзов
Санкт-Петербурга и Ленинградской
области"
Т.Н.Елисеева
2000 г.

Председатель Петербургского
отделения Российского
творческого союза
работников культуры
В.Е.Триодин
2000 г.

Приложение 2 к приказу. Состав организационного комитета смотра-конкурса на лучшего специалиста года по культурно-досуговой деятельности, 2001 год

Приложение N 2
к приказу Комитета
по культуре Администрации
Санкт-Петербурга
от 06.10.2000 N 219

Председатель оргкомитета

Колчин Е.Е.,
председатель Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга

Члены оргкомитета:

Батенин Никита Сергеевич,
первый заместитель председателя Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга
Гаврилов Александр Леонидович,
ответственный секретарь Санкт-Петербургского отделения Российского творческого союза работников культуры (по согласованию) Дементьева Татьяна Борисовна,
заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения Российского творческого союза работников культуры (по согласованию)
Желдина Зоя Владимировна,
директор ГОУК "Ленинградский областной колледж культуры и искусства"
Меркурьева Марина Петровна,
главный специалист Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга
Нечаева Лариса Дмитриевна,
заведующая гуманитарным отделом межрегионального отделения "Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (по согласованию)
Свенцицкий Эдварт Иванович,
директор ГКДУ "Дом народного творчества и досуга"
Фаддеев Виталий Борисович,
заместитель директора Дворца культуры им.М.Горького, председатель клубной секции Санкт-Петербургского отделения Российского творческого союза работников культуры
Фомин Александр Сергеевич,
директор районного центра культуры и досуга "Кировец", председатель совета директоров Дома народного творчества и досуга

Ответственный секретарь оргкомитета

Ванчакова Татьяна Павловна,
заместитель директора ГКДУ "Дом народного творчества и досуга"

Приложение 3 к приказу. Анкета-заявка на участие в смотре-конкурсе на лучшего специалиста года по культурно-досуговой деятельности

Приложение N 3
к приказу Комитета
по культуре Администрации
Санкт-Петербурга
от 06.10.2000 N 219

1. Фамилия, имя, отчество ___________________________________________________________________________________

2. Год рождения ___________________________________________________________________________________________

3. Номинация _____________________________________________________________________________________________

4. Название культурно-досугового учреждения __________________________________________________________________

5. Должность _____________________________________________________________________________________________

6. Образование ___________________________________________________________________________________________

7. Стаж работы в данной отрасли ____________________________________________________________________________

8. Стаж работы в выдвигаемой номинации _____________________________________________________________________

9. Представленные материалы _______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________

Директор (руководитель)
учреждения культуры

"___"_____________ 2000 г.

Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Основы методического руководства

деятельностью учреждений культуры клубного типа

Социокультурная ситуация в обществе характеризуется постоянными преобразованиями, существенно меняется и структура социально – культурной деятельности. В современных условиях учреждения культуры осуществляют государственную культурную политику, направленную на достижение наивысшего уровня их деятельности и создания эстетически организованной среды, оказывающей свое воздействие на человека в условиях досуговой деятельности. Знание теоретико-методологических, методических и организационно- управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолевать возникшие в ней проблемы. Изучение теории, методики и организации социально-культурной деятельности позволит осмыслить роль и место учреждений культуры в социо-культурных процессах, уточнение их цели, задач и функций с одной стороны, и методического обеспечения практиков новой передовой методикой, эффективными средствами и формами работы, - с другой.

Модернизация социально-культурной деятельности во многом зависит от совершенствования системы методического руководства. Проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры в настоящее время особо остры. Это объясняется все более усиливающимися противоречиями между назначением социокультурной деятельности и ее практическим воплощением. Поэтому основная цель методического руководства заключается в сокращении разрыва между проектирующей социально-культурной деятельностью и ее практическим воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи в ее различных областях и формах.

Методическая деятельность - понятие, с которым связана любая организованная практика. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности.

Сформировавшаяся в течение последнего десятилетия система методического руководства клубными учреждениями области на сегодняшний день утратила свою значимость: в годы социальной нестабильности вопросы методического руководства, базирующиеся на изучении, анализе и распространении передового опыта в клубной работе отошли на второй план. Методика изучения и внедрения передового опыта перестала быть предметом специального изучения. В условиях возрастающих требований, предъявляемых в настоящее время к содержательной стороне деятельности клубных учреждений и реализации различных программ, повышается роль методических служб. Сегодняшнее время можно назвать периодом поиска новых решений, которые бы определили дальнейшие пути.

Но как показывает жизнь, формы работы, хорошо зарекомендовавшие себя, являются актуальными и сегодня. Необходимо только научиться трансформировать и использовать их с учетом досуговых предпочтений населения.

Модель методической службы предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена:

На модернизацию содержания социокультурной деятельности;

На повышение профессионального мастерства работников культуры;

На своевременное оказание им методической помощи.

Организационно-методическое обеспечение деятельности культурно-досугового учреждения на уровне муниципального образования осуществляют методические службы различных видов:

Районные (городские) организационно-методические центры;

Районные (городские) информационно-методические центры;

Районные (городские) координационно-методические центры;

Методические кабинеты при культурно-досуговых учреждениях (РДК, ЦДК и пр.)

Методические (организационно-методические, информационно-методические, научно-методические отделы при муниципальных органах управления культурой).

Предметом деятельности районной (городской) методической службы является организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно- правовых форм, расположенных на территории муниципального образования (с 2006 года – городского округа или муниципального района) и ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социо-культурной деятельности.

Примерный перечень функций методической службы:

Методическое обеспечение и координация процессов сохранения нематериального культурного наследия, развитие народного творчества и социокультурной интеграции через сеть учреждений культурно-досугового типа, организаций других организационно-правовых форм, общественных объединений и творческих коллективов;

Организационное обеспечение муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

Информационное обеспечение субъектов региональной культурной политики по предмету деятельности;

Творческое воплощение художественных проектов и программ, отражающих результаты государственной культурной политики по сохранению нематериального культурного наследия, развитию любительского искусства, социокультурной деятельности и патриотического воспитания;

Осуществление связей по вопросам организации и участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах и смотрах областного, всероссийского и международного уровней;

Разработка методик сохранения и интеграции традиционной культуры в современные общественные процессы;

Организация районных (городских) фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций;

Сбор и фиксация на различных носителях образцов народного творчества;

Сбор и обобщение государственных статистических данных по сети культурно-досуговых учреждений муниципального образования;

Мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;

Создание базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.;

Разработка и издание методических материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности;

Повышение квалификации руководителей и специалистов по народному творчеству и культурно-досуговой деятельности, передача навыков через систему постоянно действующих выставок, студий, мастер-классов,семинаров;

Обеспечение условий для работы комиссии по присвоению звания «народный коллектив», ведение базы данных о народных коллективах муниципального образования.

Примерный перечень услуг, оказываемых методической службой:

Разработка и методическая помощь в реализации комплексных социокультурных программ, разработка программ и проведение социологических исследований в сфере культурно-досуговой деятельности с формулированием итоговых практических рекомендаций;

Проведение фольклорно-этнографических экспедиций с расшифровкой собранных материалов;

Разработка сценариев и осуществление постановок массовых праздников и театрализованных представлений;

Обучение народным, художественным ремеслам, организация школ, студий, мастерских, классов;

Производство печатной, аудио-, видео- и кинопродукции;

Разработка методических материалов и учебных программ и т.д.

Продуктивность методического руководства зависит от решения следующих задач:

Создание системы информационного обеспечения методических органов и учреждений культуры, обеспечение практиков качественными методическими материалами, содействие в обмене передовыми методиками между учреждениями культуры;

Создание, апробирование и внедрение инновационных социокультурных программ с учетом изменяющихся общественных потребностей;

Создание банка данных о видах, формах и методах социокультурной деятельности; изучение новых технологий и разработка рекомендаций по возможности их использования с учетом специфики и реальных возможностей;

Оказание практической помощи учреждениям культуры в освоении новых методов, передовых методик организации и осуществления социально-культурных программ;

Издание справочно-информационного, сценарного методического, репертуарного материала;

Создание системы повышения профессионального мастерства работников культуры;

Ожидаемые результаты:

Создание оптимальных условий для развития системы методического обеспечения;

Разработка методического инструментария для организации эффективной информационно- методической деятельности клубных учреждений;

Создание банка данных опыта деятельности социально-культурной сферы Брянской области;

Повышение качества организации досуга местного населения, особенно сельского.

Эффективность методического руководства заключается в поиске, анализе передовых методик, их апробации, моделировании, внедрении в конкретных условиях социально-культурной деятельности; в регулировании процесса в соответствии с актуальными проблемами реструктуризации всех сфер жизни общества с учетом изменяющихся потребностей и уровня духовного развития различных групп населения.

Методическая служба может существовать:

Как специализированное учреждение (являться самостоятельным юридическим лицом или быть в составе централизованной структуры)

Как специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) в ведущем культурно-досуговом учреждении муниципального образования.

В целях укрепления межведомственных связей по организации культурно-досуговой работы с населением возможно создание межведомственных (межотраслевых) методических объединений.

В организации работы методической службы органы управления культуры руководствуются действующим законодательством, а также «Примерным положением о методической службе в сфере культурно- досуговой деятельности» (см.Приложение).

1.Волощенко Г.Г. Народный досуг: социокультурные аспекты генезиса и развития. СП, 1999.

2.Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М.,1994.

3.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.,1998.

4.Зазерский Е.Я.. Соломоник А.Г. Организация и методика клубной работы. М.Просвещение. 1975.

5.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.:МГУКИ, 1999.

6.Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. СПб., 1998.


Приложение

Проект

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о районной (городской) методической службе

в сфере культурно-досуговой деятельности

1.Общие положения

1.1.Районная (городская) методическая служба (центр, кабинет и пр.), именуемая далее РМС, создается в целях повышения качественного уровня организации деятельности по сохранению, поддержке и развитию народного творчества, культурно-досуговой деятельности, национальных традиций, любительского движения.

1.2.РМС находится в ведении муниципального органа управления культурой.

1.3. РМС осуществляет организационно-методическое руководство культурно-досуговыми учреждениями и коллективами народного творчества (независимо от их ведомственной принадлежности), изучение и обобщение передового опыта культурно-досуговой деятельности и любительского художественного творчества, его распространение и внедрение.

1.4.В составе РМС объединяются под единым руководством специалисты культурно-досуговой сферы, призванные осуществлять методическое обеспечение учреждениями культуры муниципального образования (городского округа, муниципального района).

2.Основные задачи и функции РМС

2.1. Основными задачами РМС являются:

Проведение анализа состояния и процессов развития художественного народного творчества и культурно-досуговой деятельности в муниципальном образовании;

Изучение культурных запросов и досуговых предподчениц жителей муниципального образования;

Изучение, обобщение и распространение передового опыта работы культурно-досуговых учреждений, клубных объединений и коллективов народного творчества;

Организационное обеспечение и творческое воплпщение муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

Обеспечение культурно-досуговых учреждений репертуарно-методическими материалами;

Содействие развитию любительского художественного творчества;

Повышению художественного уровня репертуара и исполнительского мастерства участников художественной самодеятельности;

Осуществление мероприятий по подбору, воспитанию и повышению квалификации работников культурно-досуговых учреждений, руководителей коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений и пр.

Изучение народных промыслов, ремесел, традиционной народной культуры муниципального образования, содействие их сохранению, развитию и популяризации.

2.2.Основным принципом деятельности РМС по совершенствованию работы культурно-досуговых учреждений является объединение усилий всех учреждений и организаций, призванных вести работу среди населения по формированию социально- активной личности.

2.3.Для выполнения основных задач РМС:

Анализирует статистические и отчетные данные о деятельности культурно-досуговых учреждений, развитии народного творчества;

Осуществляет постоянные связи с областными методическими структурами, организует проведение научных и социологических исследований, экспериментов по актуальным проблемам культурно-досуговой деятельности и народного творчества;

Участвует в разработке и реализации муниципальных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания;

Организует и проводит зональные (окружные) и районные семинары работников культурно-досуговой сферы, стажировки вновь назначенных работников, контролирует выполнение плана повышения квалификации кадров на областных курсах и семинарах;

Оказывает помощь учреждениям культуры в формировании репертуара для коллективов художественной самодеятельности;

Разрабатывает методические материалы в помощь культурно-досуговым учреждениям с учетом специфики местного сообщества;

Распространяет и внедряет методические материалы, пособия, сценарии, рекомендации по развитию любительского художественного творчества, совершенствованию культурно-досуговой деятельности. Издаваемые центральными издательствами, областными методическими структурами, а также собственные материалы;

Формирует фонд репертуарно-методической литературы, аудио и видеотеку, базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.;

Принимает участие в организации, подготовке и проведении районных (городских) фестивалей, смотров, конкурсов любительского художественного творчества, смотров –конкурсов работы культурно-досуговых учреждений, других общественно-культурных акций, а также конференций, совещаний по проблемам культурно-досуговой деятельности и народного творчества;

Организует культурное обслуживание отдаленных малонаселенных пунктов и производственных участков силами культурно-досуговых учреждений, а при наличии творческих коллективов при РМС, своими собственными;

Выявляет потребность культурно-досуговых учреждений муниципального образования в специалистах с высшим и средним специальным образованием, вносит предложения по распределению молодых специалистов, организует сбор абитуриентов для поступления в учебные заведения культуры;

Организует экспедиции по изучению народных промыслов, ремесел, фольклора.

3.Права РМС

3.1. Районная методическая служба имеет право:

Проверять состояние работы культурно-досуговых учреждений и коллективов художественной самодеятельности на территории муниципального образования и вносить предложения по дальнейшему улучшению их деятельности;

Вносить на обсуждение муниципального органа управления культурой, общественного совета по культуре отчеты и сообщения руководителей культурно-досуговых учреждений, коллективов художественной самодеятельности и клубных объединений;

Принимать участие в разработке нормативных документов по вопросам развития культуры в муниципальном образовании;

Привлекать специалистов для разработки репертуарно методических материалов, создания сценариев, их редактирования и рецензирования, выступлений на семинарах, а также для подготовки эскизов, костюмов, оформления культурно-досуговых учреждений, изготовления наглядных и других пособий;

Устанавливать контакты с другими методическими службами области, организовывать обмен репертуарными и методическими материалами по культурно-досуговой деятельности и народному творчеству;

Проводить в установленном порядке показательные выступления (как на платной, так и на бесплатной основе) лучших любительских коллективов, другие массовые мероприятия;

Создавать на самоокупаемой основе платные кружки, школы, студии, творческие объединения и лаборатории.

4.Структура и штаты РМС

4.1.Структура и штаты РМС разрабатываются с учетом ее задач и функций и утверждаются органом управления культурой муниципального образования.

4.2.РМС имеет внештатных консультантов по основным направлениям культурно-досуговой деятельности и жанрам народного творчества из числа сотрудников РДК, народных коллективов, детских школ искусств и т.д., а также привлекает специалистов из организаций и учреждений других ведомств.

4.3.РМС имеет базовые культурно-досуговые учреждения и коллективы любительского творчества, осуществляет на их основе экспериментальную проверку перспективных методик. Ведущим базовым учреждением РМС является РДК.

5. Руководство РМС

5.1.Возглавляет РМС заведующий, который назначается и освобождается приказом руководителя органа кправления культурой муниципального образования.

5.2.При РМС на правах совещательного органа создается художественно-методический совет (или – районный (городской) межведомственный совет по культуре), в состав которого входят работники органов и учреждений культуры, представители творческих союзов и обществ, заинтересованных ведомств и организаций.

Положение о Совете и его состав утверждаются органом управления культурой муниципального образования.

5.3.РМС работает на основе перспективных и текущих планов, целевых комплексных программ, отчитывается о своей деятельности перед муниципальным органом управления культурой и областными методическими структурами в установленном порядке.

5.4.Реорганизация и ликвидация РМС производится в установлен

Семинар «Формы и методы работы учреждений культуры клубного типа: инновации и традиции» Основные вопросы семинара:

  1. Формы как способ реализации содержания деятельности учреждений культуры клубного типа.
  2. Классификация основных, традиционных, форм клубной деятельности.
  3. Инновационные формы культурно-досуговой деятельности.
  4. Средства и методы - структурная основа формы мероприятия.
Цели:
  1. Обучение основным формам и методам деятельности учреждений культуры клубного типа.
  2. Повышение квалификации специалистов культурно-досуговых учреждений.
  1. I . Формы как способ реализации содержания
деятельности учреждений культуры. К числу важнейших компонентов методики культурно - досуговой деятельности относятся формы деятельности учреждений элементов функционирования учреждения культуры, компонент культурно - досуговой деятельности. Под формами - программами культурно - досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания. Формы - программы культурно - досуговой деятельности - не существуют сами по себе. По отношению к содержанию форма - программа носит зависимый характер. Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы - программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности. Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений - это способы и приёмы организации клубной аудитории. Выбранная форма программы влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, лепит форму. Форма - это способ существования содержания.
  1. II . Классификация основных форм клубной деятельности .
В зависимости от способов организации клубной аудитории формы бывают индивидуальные, групповые и массовые. Индивидуальны формы:
  1. Беседы: в обыденном смысле - литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя и более людьми; - в философском и научных смыслах - специфическая форма и организация общения, коммуникации.
  1. Адресное обслуживание. Культурно-досуговая форма для определенной категории людей, ограниченных в возможностях передвижения. Относится к новым формам работы учреждений культуры.
  1. Консультации: объяснение, разъяснение каких-либо понятий. Ответы на вопросы. В полной мере относится к методическо-образовательным формам работы. Применимо к деятельности учреждений культуры может использоваться как составная часть какой-либо клубной формы (мастер-класс, адресное обслуживание, вечер-встреча и т.п.)
Групповые формы: А). Досуговые, развлекательные. 1.Вечера: это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, отдохнуть, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи. Вечера могут быть нескольких форм в зависимости от цели организации досуга:
  • Вечер-встреча. Это могут быть встречи с интересными людьми, с ветеранами, с поэтами села и т.п.
  • Вечер воспоминание. Может быть как отдельным мероприятием, но в большинстве случаев используется как составная часть других форм(например гостинная, вечер-встреча и др.)
  • Вечер отдыха. Это мероприятие развлекательного характера, с использованием разнообразного музыкального оформления, игр, конкурсов, танцев. Как разновидность вечера отдыха считается вечер-кафе – вечер отдыха за столиками, с использованием напитков и других продуктов питания.
  • Дискотеки. Танцевальные программы с минимальным использованием других средств и методов организации досуга.
  • Камерные формы организации досуга салон и гостиная - мероприятия для узкого круга лиц, связанных общностью интересов. Особенная чета - проведение их в небольшом, ограниченном пространстве, приближенном к домашней уютной обстановке с относительно небольшом количестве участников, где исполнители находятся в непосредственной близости от зрителей. В искусстве понятие «камерный» часто несет значение «сокращенный».
  1. Игровые программы: основной метод организации досуга в этих мероприятиях – игровые элементы. В зависимости от других используемых методов игровые программы могут быть:
  • Конкурсно-игровыми;
  • Театрализовано-игровыми;
  • Сюжетно-игровыми (например, по сюжету телеигр).
Б). Информационно-просветительские мероприятия несут яркую тематическую направленность и характеризуются наличием познавательного содержания, возможны элементы агитации и пропаганды (например, здорового образа жизни).
  1. Выставка (экскурсия) - это показ, каково бы ни было его наименование, путём представления средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности. Различают выставки периодические (временные) и постоянные. Для УККТ выставки, как правило, проводятся на протяжении небольшого промежутка времени, т.е. временные. Могут быть как отдельным мероприятием, так и составной частью другого мероприятия.
  1. Круглый стол - собрание в рамках более крупного мероприятия В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса.
Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.
  1. Тематическая программа. Ее содержание, методы и приемы несут строгую тематическую направленность. Могут быть использованы элементы других различных форм мероприятий для достижения оптимального результата в донесении информации выбранной тематики до аудитории. Направленность может быть разной (патриотической, музыкальной, игровой, профилактической, экологической, литературной и др).
  1. Агитбригады – пропагандистская форма мероприятий. В настоящее время относится к устаревшим формам культурно-досуговой деятельности.
  1. 5. Лекции: устное систематическое и последовательное изложение материала по какой - либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Мастер-классы: форма и метод практического обучения и тренировки определенных навыков Лекции и тренинги не являются формами клубной работы, но могут применяться при проведении других форм информационно-просветительских мероприятий или занятий клубных формирований. В). Клубные формирования. 1.Любительские объединения или клубы по интересам. Создаются на добровольной основе самими участниками или специалистами культуры на базе КДУ. Их отличает общность интересов участников, свобода общения, свобода выбора форм и периодичности общения. Деятельность любительских объединений регламентируется положением о клубных формированиях и уставу конкретного объединения, принятого по согласованию с его участниками.
  1. Кружок – творческое объединение людей, имеющих общие интересы в сфере творчества, основной деятельностью которых является овладение определенными навыками творческой деятельности различных жанров (вокального, хореографического и др). Кружки – основа деятельности коллективов художественной самодеятельности.
Массовые формы. К массовым формам относятся зрелищные программы рассчитанные на большое количество зрителей и участников.
  1. Концерт - публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.
  1. Спектакль - произведение сценического искусства. В основе спектакля в драматическом театре лежит литературное произведение - пьеса или сценарий, требующий импровизации, в музыкальном театре - сочинение музыкально-драматическое.
  • Литературно-музыкальная композиция – разновидность спектакля, отличием которой является комбинированное использование произведений нескольких авторов (поэтов, писателей, музыкантов)
  1. Ярмарка - регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определённом месте, сопровождаемый театрализованной концертной и игровой программой.
  1. Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь, весёлое препровождение свободного времени; день какого-либо радостного события. Как форма организации досуга, праздник – это массовые развлекательные мероприятие, включающее в себя набор культурно-досуговых средств и методов, с использованием различных культурно-досуговых форм работы и имеющий относительно длительное продолжение во времени – не менее двух часов. Праздники могут быть:
  • Календарными (Новый год, День пожилого человека и т.п.);
  • Государственными (День Победы, День конституции и т.п.);
  • Фольклорными (Масленица, Спас, Троица и т.п.);
  • Семейными (день рождение, юбилей, свадьба и т.п.);
  • Профессиональные (день учителя, день строителя и т.п.).
  1. Бал - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке. Бал-маскарад отличается от бала наличием карнавальных масок или костюмов на присутствующих. В настоящее время в практике культурно-досуговых учреждений используются редко.
  1. 6. Конкурс. В культурно-досуговой деятельности – показательное соревнование. Мероприятие рассчитанное на широкий круг зрителей с заранее подготовленными участниками, с состязательными элементами, с конечной целью – выявление победителя.
  1. Фестиваль - массовое празднество, показ достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или другого вида искусства без выявления победителя или определения рейтинга среди участников.
  1. Митинг – торжественное мероприятие, посвященное важному событию или дате.
  1. Парад – торжественное прохождение перед зрителями, публикой, войск, различных коллективов, организаций, движений или партий и т.д.
Это примерная классификация традиционных форм культурно-досуговой деятельности, которые используются специалистами культуры на протяжении многих лет. Нужно заметить, что довольно редко формы применяются «в чистом виде», в основном они дополняют друг друга или переходят из одной категории в другую. Например, конкурсно-игровая может перейти в дискотеку, а групповая форма вечер отдыха стать массовой при большом скоплении посетителей. Но некоторые утрачивают свою актуальность и востребованность, подвергаются видоизменению адаптируясь к современности. Как всеобщая закономерность на смену старого и в дополнение к традиционному приходит новое. III . Инновационные формы культурно-досуговой деятельности. Политические потрясения конца 1980 - начала 1990-х гг., последовавшие затем экономические преобразования привели к существенным переменам и в социально-культурной сфере. С идеологическим воспитанием и культурным обслуживанием было покончено быстрее, чем предполагалось. Сегодня все мы являемся свидетелями нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла та самая культурно-досуговая деятельность, о проблемах и перспективах развития которой сегодня много говорят и пишут. Само слово «деятельность» как бы характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации досуговых акций, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ. Во всяком случае с прежними трафаретно-шаблонными подходами и, казалось, застывшими на вечные времена методиками в организации досуговых занятий людей приходится расставаться решительно и бесповоротно. Высокие идеалы, во имя которых и велась вся культурно-просветительная работа в массах, и которыми руководствовались культработники, оказались нежизнеспособными. Потенциальная аудитория воспитательных культурно-досуговых мероприятий значительно расширилась, а ее реальные (не предполагаемые, как это было прежде) потребности резко изменились. Это обстоятельство поначалу поставило культработников в тупик: работать прежними методами они уже не могли, а новыми еще не овладели. В этой ситуации полпреды культуры, как это не раз случалось и раньше, пошли путем механического подражания западным образцам и стандартам, без должных к тому оснований перенося на российскую почву чуждый менталитету россиян заморский опыт. Появились игорные дома, казино, ночные бары и клубы, в которых можно услышать и увидеть многое из того, что еще недавно считалось запретным плодом. Прежние методы воспитания - осуждение и порицание, пресечение и наказание - и раньше-то были не особенно действенными, в условиях же полной вседозволенности, порожденной безграничной демократией (можно все, что не запрещено), они попросту не работают. Ни партийные догмы, ни профсоюзные дотации, ни комсомольский оптимизм, ни даже усилия общественности теперь не работают, надеяться стало не на кого, все экономические, управленческие и педагогические решения культработникам теперь приходится принимать самостоятельно. Словом, настало время основательно пересмотреть свой профессиональный багаж, искать инновационные подходы, овладевать новыми технологиями деятельности и управления. По сути дела, настает новый этап в развитии культуры и досуга. Современная культурология рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым технологиям, в основании которых как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга. Оптимизация деятельности культурно-досуговых учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование зарубежного опыта (в равной мере годится опыт и ближнего, и дальнего зарубежья) организации досуга населения и, наконец, собственные неустанные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого творческого коллектива и каждого творчески мыслящего работника культуры. Инновационные формы деятельности культурно-досуговых учреждений диктуются потребностями населения. К новым клубной работы формам можно отнести такие формы как:
  • Акция - это ограниченное во времени воздействие на целевую группу населения с целью популяризации и пропаганды. Публичные общественно-политические действия, ставящие целью привлечь внимание. Зачастую акции не имеют чёткой долгосрочной цели и не связаны с другими мероприятиями, в которые вовлечены их участники. Результат достигается с помощью ярких внешних атрибутов;
  • Корпоратив –точного определения этой форме пока нет, но можно определить как «праздник в коллективе, организации, компании, предприятии»
  • Шоу - мероприятие развлекательного характера. Как правило, проводится перед публикой. Имеет постановочный характер. Нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект Может быть: авиационное, автомобильное, телевизионное, ледовое, световое лазерное, цирковое, политическое и др. Как форма клубной работы пока не сформировалась. Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах - местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.
  • Флэшмоб - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.
  • Тимбилдинг – это корпоративная ролевая игра направленная на сплочение коллектива. Можно к этой форме отнести любой корпоративный досуг;
  • Батл – это вид конкурса, поединок между группами или отдельными участниками с элементами экспромтной борьбы, демонстрации.
В настоящее время в структуре современной культуры все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга. Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.
  1. IV . Средства и методы - структурная основа формы мероприятия.
Средства культурно - досуговой деятельности - это пути (каналы) или способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры. В методике культурно - досуговой деятельности средствами называют инструменты, с помощью которых раскрывается содержание. Содержание деятельности, заключенное а ту или иную форму, невозможно реализовать без использования определённых средств. Средства - это основные инструменты, с помощью которых осуществляется социально - культурная деятельность, своеобразный “механизм” доведения содержания деятельности до аудитории. Они подразделяются на:
  • Художественно - выразительные средства : живое слово, музыка.
Живое слово - Слово как ведущее средство в социально - культурной деятельности. Живое слово - форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст, стихи, истории, эссе больше говорятся, чем поются. Музыка - вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.
  • Хореография , пение, драматургия.
Хореография - танцевальное искусство в целом. Один из древнейших видов творчества, выразительным средством которого служат движения человеческого тела, связанные с музыкальным сопровождением. Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Пение применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квартет, квинтет, хор, ансамбль, то есть пение солистов с хором). Драматургия - теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно - образная концепция такого произведения. Драматургией называют также совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи. Понимание основных элементов драматического произведения и принципов драматургии исторически изменчивы. Драма трактовалась как действие совершающееся (a не уже совершившееся) при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц. Действие представляет собой известную перемену в известный промежуток времени.
  • Изобразительные средства : оформление клубного пространства (сцены зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение)
  • Технические средства : световая, аудио и видеоаппаратура.
Свет - электромагнитное излучение, испускаемое нагретым или находящимся в возбуждённом состоянии веществом, воспринимаемое человеческим глазом. Нередко, под светом понимают не только видимый свет, но и примыкающие к нему широкие области спектра. Аудио - общий термин, относящийся к звуковыми технологиями. Зачастую под термином аудио понимают звук, записанный на звуковым носителем; реже под аудио подразумевается запись и воспроизведение звука, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура. Видеоаппаратура - множество технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального или аудиовизуального материала, а также распространённое название для собственно видеоматериала, телесигнала или кинофильма, в том числе записанного на физическом носителе (видеокассете, видеодиске и т.п.).
  • Материальные средства : оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.)
  • Финансовые средства - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежные средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюджет.
  • Основное место занимают средства массовой информации , которые делятся на печатные и электронные. Они являются основным источником информации о событиях в мире политике, экономики, социальной сферы, науки, культуры, образования, спорта, шоу - бизнесы, используемой в культурно - досуговой деятельности.
Каждое средство служит носителем (передатчиком) того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств культурно - досуговой деятельности разнообразен. Кадры должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение задачи. Слово как ведущее средство в социально - культурной деятельности. Закономерности использования средств наглядности в культурно - просветительной деятельности. Закономерности использования художест - венных средств в социально - культурной деятельности. Оптимизация использования профессионального и самодеятельного искусства как средство культурно - просветительной деятельности во всех формах работы учреждений культуры. Принцип систематизации средств интеллектуально - эмоциональной выразительности социально - культурной деятельности. Следует отметить, что все средства между собой тесно взаимосвязаны и выбираются с учетом определенного объекта воздействия и тематической направленности мероприятия. Для успешного применения средств социально - культурной деятельности необходимо соблюдение следующих требований: выбор средств должен зависеть от цели мероприятия, воспитательной акции, так как именно цель определяет средство; количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать задачам, причем недостаток средств, а также их избыток одинаково вредны; педагог должен в совершенстве владеть методикой применения средств социально - культурной деятельности, знать их слабые и сильные стороны. . Методы социально - культурной деятельности В культурно - досуговой деятельности имеется три родовых метода: метод иллюстрирования, метод театрализации, метод игры. Другие методы, используемые в культурно - досуговой деятельности, не относятся к родовым, в привнесены из других областей знаний: социологии, педагогики, психологии. Так, например, при планировании работы с конкретной аудиторией используются различные методы её изучения - методы социологического исследования. Для того чтобы создать культурно - досуговой программу недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения. Необходимо понимать, точно знать потенциальные возможности методов монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры.. Метод иллюстрирования Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какой либо форме. Говоря о методе иллюстрирования, следует иметь в виду, что он за счет синтеза различных эмоционально - выразительных средств осуществляет дополнение к информации, делая ее зримой. Во всех случаях в рамках однородного по содержанию информационно - развивающего материала, его иллюстрирование (показ) средствами искусства создает художественную форму, обладающую большой силой эмоционального воздействия. При этом иллюстрирование не просто вносит элемент художественности в содержание культурно - досуговой программы, а раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Одна и та же тема может быть проиллюстрирована по разному с учетом разнообразных художественных выразительных средств. Предпочтение методу иллюстрирования режиссер - постановщик отдает в зависимости от типа программы, ее формы, характера аудитории. По своей природе метод иллюстрирования соответствует типу информационно - просветительных программ, а в художественно - публицистических и культурно - развлекательных программах он может использоваться в качестве дополнительного метода. На практике сложились два вида иллюстрирования: художественное и наглядное. Например, в лекции, которая является и методом распространения знаний и формой культурно - досуговой деятельности, используется метод иллюстрирования в виде книжных выставок, фото стендов или экспозиций репродукций, художественного чтения, музыки, показа фрагментов из научно - популярных и документальных кинофильмов. Привнесение с помощью метода иллюстрирования элемента художественности в информационно - просветительную программу позволяет создать такую сценическую композицию, в которой документы, документальные кадры, фотографии в соединении с художественными образами - поэтическими, хореографическими, музыкальными - достигают эмоционального эффекта огромной силы. Метод театрализации Метод театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, просят их через единое “сквозное действие”, которое объединеняет и подчиняет себе все используемый компоненты по законам сценария. Метод театрализации – это художественно - педагогический метод, являющийся, с одной стороны, способом единства драматургической обработки материала по законам театра, где есть завязка действия, его развитие, кульминация и развязка, а с другой стороны художественно оформленное действие группы, коллектива или масс участников, являющееся стимулом игрового действия самой массы участников. Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно - досуговой программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально - психологическое обоснование. Метод игры Следующий родовой метод культурно - досуговой деятельности - игра. Игра также имеет свою теорию, это и метод и форма. Принято считать, что исходным, определяющим в игре является то, что участник игры создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем собственным знаниям, умениям и навыкам, которые он при этом придает окружающим предметам. Переход действия в воображаемую ситуацию особенно характерен для развития игры в специфических культурно - досуговой деятельности. Игра здесь рассматривается как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни, как действие изнутри созревающих функций, рождающих функций, рождающихся во взаимоотношениях с окружающим миром. Метод игры в культурно - досуговой программе наиболее удачно сочетает в себе информационно - логическое и информационно - образное начала, синтезирующие просвещение, педагогику, искусство и творчество, обладающие необыкновенной силой воздействия на мысли и чувства человека. Практическое задание: Аудитории выдаются листы бумаги, на которых написаны разные формы работы. Нужно в течении 5-10 минут составить сценарный план мероприятия по заданной теме (одной для всех, например, международный женский день) и по указанной форме (для каждого своей). С такой ситуацией специалисты сталкиваются повседневно (есть тема, нужно выбрать форму). Данное задание демонстрирует разнообразие форм, широту выбора. Проходит обсуждение. При обсуждении выявляются факторы, которые могут влиять на решение при выборе формы проведения мероприятия. Заключение. Специалист социально - культурной деятельности центральная фигура воспитательного процесса, именно он является носителем цели и идеалов, идей, традиций, обладателем научных знаний и мастерства воспитания. Вопрос о методах культурно - досуговой деятельности - сложный. Дать их четкую классификацию очень трудно, но очевидно содержание работы, необходимость творческого подхода к выбору методов и приемов в деятельности учреждений культуры, которыми накоплен большой опыт использования различных средств, форм и методов в зависимости от обстановки и решаемых задач. Специалистам социально - культурной сферы владеть ими, уметь их творчески применять. Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, что бы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать, те которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. В одном случае это будет тематический вечер, в другом - лекция, в третьем - концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их в учреждение культуры. Список используемой литературы
  1. Гагин В.П. Выразительные средства клубной работы. Гагин В.П.: «Эксмо», 2005 г.
  1. Гагин В.П. Интересно ли в вашем клубе. Гагин В.П.: «Политиздат», 2000 г.
  1. Генкин Д.М. Организация и методика художественно - массовой работы Генкин Д.М.: «Просвещение», 2006 г.
  1. Гончаров И.П. Социально культурная - деятельность, учреждений культуры, клубного типа Гончаров И.П.: бизнес центр «Каретный двор», 2004 г.
  1. Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность. Жарков А.Д. Чижиков В.И.: под научной редакцией академии РАЕН, 2002 г.
  1. Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. Жарков А.Д. Жаркова Л.С.: научное пособие «Феникс», 2002 г.
  1. Жарков А.Д. Организация культурно - просветительной работы\ Жарков А.Д.: «Просвещеие», 2003 г.
  1. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды\ Конович А.А.: «Москва», 2006 г.
  1. Красильников Ю.Д. Основы СКД/ Красильников Ю.Д. Киселёв Т.Г.: «Юрайт», 2006 г.
  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка\ Ожегов С.И Шведова Н.Ю.: «Москва», 2003 г.
  1. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. Стрельцов Ю.А.: «Эксмо», 2004 г.
  1. Тригодин В.Е. Педагогика воспитательной работы в клубе. Тригодин В.Е.: «Дрофа», 2002 г.
  1. Тригодин В.Е. Клуб и свободное время\ Тригодин В.Е.: «Аст», 2003 г.
  1. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно - досуговой деятельности\ Чижиков В.М.: МГИК, 2009 г.
  1. http://ru.wikipedia.org
  1. http://biblios.newgoo.net/t5404 - topic
  1. http://revolution./culture/00213325_0.html
  1. http://www.uspu.ru/specialnosti/107 - institut - psihologii/467 - socialnokulturnaja - dejatelnost