Экономическая мысль древней греции. Экономическая мысль древней греции и древнего рима. Меркантилизм: основные черты

Экономическая жизнь людей впервые подверглась осмыслению в Древней Греции. У истоков материально-экономических идей стояли Платон, Аристотель. Ксенофонт. Эти мыслители с теоретической точки зрения взглянули на экономические процессы. Они дали объяснения товарно-денежным отношениям, самим деньгам, процессам обмена их на товары. Микроэкономика вышла на первый план в исследованиях этих ученых. Они занимались проблемами развития частного хозяйства и мелких производств.

Идеи Платона и Аристотеля значительно отличаются от мыслей античности, в период которой никогда не рассматривалось обогащение государства в целом, а только лишь человек. Он являлся потребителем и «накопителем» благ. На трудах Платона и других ученых развивалась позже и европейская экономическая мысль.

Основные экономические идеи Древних греков

Они впервые поняли и рассчитали, что если в году получился большой урожай фруктов, из-за избытка, стоимость их падает. Люди, которые занимаются продажей урожая, разоряются и начинают заниматься другим видом торговли. В иной же год, когда, к примеру, фруктов мало, некоторые торговцы обогащаются, перекупая у земледельцев небольшой урожай и возводя на него значительно цену.

Древнегреческие мыслители провели анализ разделения труда и выявили связи между этим процессом и самим рынком, рассмотрели влияние разделения труда на товарооборот. Обогащение, по словам греческих мыслителей – это сохранение излишка. Если вычесть все расходы и оставить чистую прибыль, потратить и ее часть, остаток – и есть богатство. Ученые связали этот процесс с производительностью труда.

Деньгам греки приписывали сразу 2 функции

  1. Средство обмена.
  2. Средство накопления.

Своего расцвета мыслительная деятельность греков в области экономики достигла в 4-3 вв. до н.э. В тот период в полисах (городах-государствах) наступил кризис. Чтобы вывести из этого состояния экономику, необходимо было принимать кардинальные решения и менять направление экономического развития. Ученые начали исследование процессов, происходящих в натуральном хозяйстве, проанализировали рабовладение и занялись поиском эффективного метода ведения хозяйства.

Сильнее всего рабовладельческий строй и натуральное хозяйство защищал Ксенофонт. Земледелие он выводил на передний план, ведь благодаря возделыванию земли и получению урожая, греки получали все, что им необходимо для питания и полноценной жизни. Ксенофонт издал «Домострой», где и были изложены его экономические идеи. Они сводились к следующему:

    Разделение труда, рабочей силы и рабство – естественный процесс.

    Ремесло загоняет людей во тьму, а земледелие открывает солнце.

    Самая простая работа является наиболее производительной.

    Чем больше рынок сбыта, тем интенсивнее разделение труда.

    Каждый продукт обладает пользой и имеет ценность в глазах потребителя.

    Деньги не терпят растрат, они изобретены для накопления богатства.

Большинство из современников Ксенофонта, Аристотеля и Платона, поддерживали их учения и даже руководствовались ими в ведении своего хозяйства.

Что же касается Аристотеля, то его считают чуть ли не первым экономистом. Вопросы хозяйственных отношений этот деятель рассматривал с различных точек зрения: социальной, статистической и даже социологической. При создании трудов Аристотель собирал своих учеников и проводил исследования. Он анализировал только факты. Так, например, он подверг изучению государственный стой почти 160 древнегреческих полисов.

Этот ученый дал определение классовому расслоению общества. Он говорил, что труд физический – для низших слоев населения, плоды умственных трудов производят аристократы. Им подвластна и военная деятельность.

Искал и пытался создать модель идеального государства. Он презирал накопительство и считал, что она – основа лени и алчности. Любой прибавочный продукт он рассматривал как вражеские происки для разрушения общества и порядка в нем.

Четко разделял население по классам, связывая людей с их деятельностью. В трудах его появились даже 2 идеальные модели. Он представлял правителей своего государства аристократами и воинами. Философы – здравомыслящие люди – смогут управлять людьми, в завоеватели расширят пределы государства. И никаких личных пристрастий. Воинов должны воспитывать по спартанской системе в строгой дисциплине и в условиях лагерного режима. Им не следовало обогащаться. Ни одному из высших сословий (аристократы и воины) нельзя быть собственниками чего-либо и получать от этого прибыль. По мнению Платона, материально обеспечивать их должна общественность.

Остальное население – третье сословие – это чернь и рабы. Этот класс составляют ремесленники, земледельцы, скотоводы, купцы. Их основная обязанность – производство благ. У ремесленников и остальных представителей класса должна быть сильная заинтересованность в их деятельности. Именно поэтому третье сословие должно получить право частной собственности.

Вторая модель идеального государства поддерживает идеи осуждения ростовщичества, и потворствует земледелию, как основе хозяйственной деятельности. Ремесло и торговля выходят на второй план. Здесь высший класс наделяется правом собственности и распоряжается ею по своему усмотрению. Доходы от земельного надела должны обеспечивать безбедную жизнь аристократа. Земля наследуется.

По мнению Платона, необходимо строго определить границы бедности и богатства. Наибеднейший человек тот, у которого в собственности всего один надел. Богатый имел 4-5 участков. Сверхбогатых нужно раскулачивать, и отдавать часть их имущества бедным. Так Платон внедрял идеи коммунизма.

Промышленность в понимании философа – цеховая. Торговцы же не должны завышать цены, за этим необходимо строго следить. Не нужно вывозить продукцию в другие государства и оттуда завозить иные товары. По мысли Платона, государство способно обеспечить себя без внешней торговли.

    Самые громкие скандалы в Греции

    Каякинг в Греции. Спорт и великолепный отдых на лоне природы

    Каякинг по рекам Греции. Осваивать горные реки люди начали с давних времён. Делалось это не ради забавы, а по суровой необходимости. Горцы всегда отличались независимым нравом, свободолюбием и суровостью. О том, чтобы подчиниться силе, стать чьим-то вассалом, исполнять чужую волю, не могло быть речи. Гордые, свободные, независимые народы предпочитали смерть рабству. Но просто умереть для горца означало бесславно отдать жизнь.

    Парк Родини на острове Родос.

    Галереи в Греции

    Родос. Родосская крепость

    Если Вы планируете посетить сказочный остров Родос, то непременно уделите свое внимание Родосской крепости – с 1988-го года объекту всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот поразительный памятник талантливой инженерной мысли был построен в средние века рыцарями-госпитальерами, которые захватили остров во время крестовых походов. Почти 220 следующих лет эта твердыня считалась самой неприступной и наиболее защищенной во всем христианском мире.

Древняя Греция дала миру замечательную плеяду ученых во многих областях науки - математике и геометрии, астрономии и механике, истории и философии. Именно у величайших древнегреческих философов мы находим первые в истории науки элементы теоретического анализа экономических отношений. Однако все, что можно выделить в их трудах как имеющее отношение к экономическим исследованиям, составляет лишь небольшую, «крайне незначительную», как подчеркивает Й. Шумпетер, часть научного наследия, оставленного нам древними греками.

Прежде всего необходимо сказать, что само слово «экономика» пришло к нам из Древней Греции. «Экономия» происходит от древнегреческого oikonomia (oikos - дом, nomos - правило, закон). В буквальном переводе oikonomia означает «искусство управлять домом», или «домоводство». Так называется сочинение греческого философа Ксенофонта (ок. 444-355 г. до н.э.). В русском переводе эта работа получила название «Домострой». В ней Ксенофонт рассматривает разумные правила ведения домашнего хозяйства. Такой смысл в слова «экономия» и «экономика» вкладывали и другие древнегреческие философы, таким он оставался на протяжении длительного периода времени вплоть до XVI-XVII вв., начала становления капиталистической экономической системы и превращения рыночных отношений в господствующие. Следует, конечно, помнить, что само понятие домашнее хозяйство в те времена включало в себя гораздо более широкое содержание, чем сегодня. Домашнее хозяйство в Древней Греции представляло собой, как правило, крупное натуральное хозяйство, где трудилось много рабов и производилось почти все, что нужно для жизни.

Чтобы правильно понять круг рассматриваемых греческими философами экономических вопросов, необходимо кратко охарактеризовать, что собой представляла греческая экономика в V-IV вв. до н.э., т.е. определить собственно предмет анализа и проблемы, волновавшие греков.

В отличие от стран Древнего Востока рабство являлось основой экономики Древней Греции, труд рабов был решающим как в ремесленном, так и в сельскохозяйственном производстве. Рабы составляли около трети всего населения. Наибольшее количество рабов давали захватнические войны, хотя со временем в рабство стали попадать и греки. Основой античной системы хозяйства были рабовладельческие общины, главным образом в виде городов-полисов, представлявших собой отдельные государства. Полисы создавались на базе античной формы собственности, выступавшей в виде сочетания частной и общинной (позже государственной) собственности. Рост производства и региональная специализация стимулировали развитие торговли. Греция была важнейшим центром мировой торговли.

Можно выделить несколько ключевых экономических проблем, ставших предметом исследования древнегреческих философов: отношение к рабству и его моральное оправдание, пути повышения эффективности рабовладельческого хозяйства, соотношение натурального и товарного хозяйства, справедливость обмена и установление цены, роль денег в экономике.

Экономические проблемы Древней Греции периода кризиса рабовладельческого строя нашли свое отражение в трудах выдающегося философа Платона (427-348 г. до н.э.). Его отношение к существующему политическому и экономическому устройству общества, а следовательно, и его система социально-экономических взглядов отчетливо проявляются в проекте «идеального государства», изложенном в работах «Государство» и «Законы».

Рабовладельческий характер «идеального государства» не ставится Платоном под сомнение, но рабство должно быть уделом других народов. Он осуждает тех, кто владел рабами греческого происхождения. Свободное население Платон разделяет на три сословия: философы, которые управляют государством, воины и работники (демос) - земледельцы, ремесленники и купцы. Все общественное устройство базируется на строгом разделении труда, которое обеспечивает экономическую эффективность: земледелец не может заниматься ремеслом, а ремесленник может заниматься только одним видом ремесла.

Основой экономики должно быть натуральное хозяйство в рамках рабовладельческой общины, и Платон предлагал запретить ввоз товаров, в которых нет потребности, и вывоз необходимых стране материальных благ. К торговле и ростовщичеству Платон относился отрицательно, поскольку обогащение извращает нравы, и предлагал сделать посредническую торговлю делом лишь иностранцев. Чтобы противоречия между богатыми и бедными не ставили под угрозу устои «идеального государства», два высших сословия - философы и воины - не могли иметь частной собственности и даже прикасаться к золоту и серебру, а земля между земледельцами должна была распределяться равномерно.

Таким образом, с точки зрения экономического содержания «идеальное государство» Платона представляет собой жестко регламентируемое государством натуральное хозяйство. Фактически это был проект сохранения и защиты греческого полиса как рабовладельческой общины в условиях, когда эта экономическая система вступила в период кризиса.

Платон . Отрицательное отношение к торговле и идеализацию жесткой общественной структуры, напоминающей индийскую, мы находим в сочинениях одного из самых влиятельных мыслителей, крупнейшего греческого философа Платона (ок. 427-347 до н.э.).

В своих сочинениях «Государство» и «Законы» Платон изложил схему идеального общественного устройства, основанного на идее справедливости. Справедливость Платон истолковал как гармоническое соединение в государстве трех начал - совещательного, оборонительного и делового. Они соответствуют трем началам человеческой души - разуму, пылу (смелости, ярости) и вожделению, которые следует закрепить в специализации трех групп свободных граждан: философов-правителей, воинов-стражей и совокупности тех, кто сообразно природным задаткам занят различными сферами хозяйственной деятельности.

Справедливость состоит в том, чтобы каждый совершенствовался в своем деле, не вмешиваясь в другие. Правящий слой, согласно Платону, должен формироваться из стражей, умудренных образованием и тренированных телесно, прошедших проверку в трех возрастах и убежденных в единстве своей и общественной пользы. Труд рабов и налог на свободных простолюдинов должны были обеспечить жизнь правителей и стражей, для которой, однако, предусматривалась жесткая регламентация. Чтобы вожделенное начало не овладело философами и воинами, Платон рекомендовал им не просто отказаться от частной собственности и денег, но совместно питаться и владеть женами.

«Сребролюбие» и наслаждения, покупаемые за деньги, он порицал как недостойные истинно свободного человека, рабские и скотские по своей природе.

Ксенофонт . Политик и писатель Ксенофонт (ок. 430-355 до н.э.) посвятил, как и Платон, свою деятельность поискам государственного строя, где бы добродетель стала реальной силой. Ксенофонт изложил свои представления в разных жанрах - от назидательной, с явным художественным вымыслом, истории иранского (персидского) царя Кира Ахеменида как образцового правителя («Киропедия») до конкретных рекомендаций по увеличению отчислений в казну афинского полиса («О доходах»).

Заглавие сочинения Ксенофонта «Ойкономия» (от слов «ойкос» - «домохозяйство» и «номос» - «закон») можно переводить и как «Домострой».

Ксенофонт ратовал за рачительное хозяйствование, которое обеспечивало бы усиление отечества и телесную крепость, необходимую для владения оружием, и прибыль. Примечательно, что если в «Домострое» такое хозяйствование он связывал исключительно с земледелием в рамках индивидуального землевладения, то в других своих произведениях уделил пристальное внимание ремеслу и торговле. В «Киропедии» Ксенофонт подчеркнул гораздо более высокое качество продукции в крупных городах по сравнению с малыми городами вследствие углубленного разделения труда, обеспеченного большим количеством заказов. Там, где каждый работник находит многих покупателей, ему достаточно знать одно ремесло, чтобы прокормиться, а зачастую даже нет необходимости владеть ремеслом в целом: один может делать только мужскую обувь, а другой - лишь женскую, один заниматься исключительно кройкой, а другой - только пошивом. «Неизбежно тот, кто выполняет наиболее простую работу, выполняет ее наилучшим образом». Таким образом, разделение труда способствует его производительности, но оно определяется размерами рынка.

Элементы «макроэкономии». В сочинении «О доходах» Ксенофонт обосновал такое направление, как государственное предпринимательство. Он предлагал афинскому государству: 1) взять на себя инициативу в новых разработках серебряных месторождений, поскольку частные владельцы рудников не рискуют делать этого; 2) составить из добровольных взносов граждан общественный фонд и расходовать его средства на строительство и сдачу внаем грузовых кораблей для торговых перевозок, оборудование гостиниц и торговых помещений. Как следствие, содействовать расширению товарооборота и, тем самым, увеличению поступлений в казну от внешней торговли.

Можно подытожить, что Ксенофонт, исходя из политических соображений, поставил вопрос о рациональном хозяйствовании как на микроуровне «ойкоса», так и на макроуровне полиса.

Аристотель . Ученик Платона Аристотель Стагирит (384-322 до н.э.), заимствовав у Ксенофонта понятие «ойкономия» («экономия»), сделал первый шаг к описанию хозяйственной жизни в системе взаимосвязанных абстрактных категорий. Аристотель был наставником великого полководца Александра Македонского.

Свои экономические взгляды Аристотель изложил в сочинениях «Политика» и «Этика». Он исследовал мотивы хозяйственной деятельности человека как общественного существа («политического животного»), исходя из философского представления о добродетели как «обладании серединой». В даянии и приобретении имущества обладание серединой - щедрость, а избыток и недостаток - мотовство и скупость. Добродетельной серединой является и «правосудность» - справедливость при обмене и распределении.

Правосудность в толковании Аристотеля двойственна. С одной стороны, она проявляется в пропорциональном воздаянии работникам в соответствии с затратами труда, соизмеряемыми при помощи номисмы (монеты). С другой стороны, она предполагает удовлетворение потребностей людей в соответствии с различиями общественного положения. Таким образом, Аристотель дал основание для разноречивых суждений о «стоимости» и «полезности» благ в экономической мысли последующих веков.

Характеризуя монету как основу сопоставления «всего, что участвует в обмене», Аристотель, по существу, подразумевал три функции денег: 1) единица соизмерения; 2) средство обращения; 3) запас ценности - «залог возможности обмена в будущем», поскольку монета более других благ «тяготеет к постоянству». Аристотель указывал на искусственный характер монеты, в частности на то, что «она существует не по природе, а по установлению, и в нашей власти изменить ее или вывести из употребления». Это замечание являлось предпосылкой нового понятия, введенного в сочинении «Политика», - хрематистика (от слова «хремата» - «запасы»).

В этом произведении Аристотель охарактеризовал богатство как совокупность средств, необходимых для жизни и полезных для семьи и государства. Домохозяйство - наименьшее, а полис - наибольшее вместилище запасов благ, накапливаемых для обеспечения самодостаточности и справедливости человеческих сообществ, скрепленных отношениями взаимности. Хрематистика - это умение обеспечивать себя запасами, но они могут быть естественными - продуктами, необходимыми для поддержания жизни и доброй воли в сообществе, и искусственными - в денежных знаках. Естественные запасы имеют пределы, поскольку ограничены наличием места и сроками хранения. Напротив, в «искусстве наживать состояние» денежными операциями «никогда не бывает предела в достижении цели»; стремление к умножению денег доходит до бесконечности и уводит от «благой жизни». Это искусственная хрематистика, крайним выражением которой является ростовщичество.

Аристотель считал, что стремление умножать деньги в торговле «по справедливости вызывает порицание»; а деятельность по выдаче денежных займов под проценты «с полным основанием вызывает ненависть», поскольку этот род наживы противоестествен, ибо деньги утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы - обслуживать обмен продуктов, - и начинают плодить сами себя. Следует иметь в виду, что ростовщичеством занимались, как правило, неполноправные жители полиса и отпущенные на волю рабы, поэтому враждебность Аристотеля к этому занятию отражала пронизывающий всю его философию дуализм возвышенного и низкого, разумной формы и грубой материи; убежденность в природном неравенстве людей и предрасположенности одних к господству, а других к рабству.

В учении о хрематистике (которую позднейшие толкователи целиком отождествили с искусственной хрематистикой) Аристотель сформулировал понятие, до сих пор остающееся одним из главных в экономической науке: монополия (по-гречески «моно» - «один», «полео» - «продаю»). В смысле наживы она особенно выгодна как для отдельных лиц, так и для разных государств. Аристотель приводил историю самого первого из греческих философов - Фалеса Милетского, который, предвидя на основе своих познаний в астрономии богатый урожай оливок, дешево законтрактовал зимой все окрестные маслобойни, а во время сбора урожая стал отдавать их на откуп за высокую плату, собрав много денег.

Впервые в истории человеческой цивилизации осмысление экономической жизни на достаточно высоком абстрактно-логическом уровне началось в эпоху Древней Греции и Древнего Рима. Мыслители Древней Греции - Ксенофонт, Платон, Аристотель первыми пытались теоретически объяснить такие экономические явления, как товарно-денежные отношения, обмен, деньги. Предметом исследования античных авторов стала микроэкономика , то есть проблемы развития частного хозяйства. В отличие от древневосточной экономической мысли в античном обществе речь шла, прежде всего, о богатстве не государства, а человека , которое трактовалось как предметы потребления. В методе присутствовал как нормативный подход (идея «естественного порядка», морально-этические оценки), так и позитивный. Древнеримские авторы III-I вв. до н.э. обращали внимание, главным образом, на практические и правовые проблемы экономики. В трудах Катона, Варрона, Колумеллы рассматривались вопросы организации и управления рабовладельческой виллой. Проблемы частной собственности анализировались римскими юристами. Римское право как свод законов об имущественных отношениях стало основой последующего развития права частной собственности и юридической науки в европейских странах. И хотя в античный период экономические знания были частью философских, правовых систем античных философов, их экономические воззрения стали той основой, на которой в дальнейшем развивалась экономическая наука в рамках европейской цивилизации.

3.1. Экономическая мысль Древней Греции

Расцвет древнегреческой экономической мысли приходится на IV-III вв. до н.э. Этот период характеризуется кризисом сложившейся к тому времени полисной системы. Полисы - города-государства - это особая форма социально-экономической и политической организации античного общества, где коллективу свободных граждан противостоят рабы, а также чужеземцы (метеки). Принадлежность к полису предоставляла гражданам право на землю и рабов. В экономике преобладало мелкое и среднее (парцеллярное) земледелие и землепользование, и мелкое ремесленное производство в городах. Потребности населения в основном удовлетворялись за счет собственного производства. Возникший товарообмен между ремеслом и земледелием не мог вовлечь значительных объемов продукции, большая часть которой потреблялась внутри хозяйства. Античные социумы в это время обнаруживают весьма резкую границу между товарным и нетоварным секторами хозяйства. Поскольку экономическая устойчивость в представлении общественных деятелей и ученых связывалась с самообеспечением полиса, характерным было критическое отношение к развитию товарного производства, особенно крупного.

В условиях кризиса полисной системы, особенно актуальными были вопросы, связанные с определением направления экономического развития, исследованием преимуществ и недостатков натурального и товарного хозяйства , частного и коллективногорабовладения, поиском эффективной формы организации хозяйства. Эти проблемы становятся объектом специальных исследований в работах древнегреческих философов Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

Ксенофонт (ок. 430-355 гг. до н.э.) - представитель аристократических кругов афинского полиса. Занимался сельским хозяйством и литературным трудом, философ, ученик Сократа.

Экономические взгляды Ксенофонта изложены в его сочинении «Ойкономикос» («Домострой» или «О домашнем хозяйстве»). Работа написана в принятой тогда форме беседы Сократа и рабовладельца Критобула и фактически представляет собой руководство для ведения рабовладельческого (домашнего, индивидуального) хозяйства.

Благодаря названию этой работы впервые в научном обороте появился терминэкономика (ойкономикос (греч.) представляет сочетание слов «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - правило, закон), т.е. наука о ведении домашнего (индивидуального) хозяйства. Затем этот термин – экономика («экономия») применяется Аристотелем, который понимал под ним некий образ универсальных правил ведения хозяйства, следование которым может привести к приумножению богатства. Таким образом, в общей сумме человеческих знаний выделялся особый предмет исследований. Его смысл в дальнейшем будет меняться, но общее направление, заданное Ксенофонтом, сохранится в течение веков.

Ксенофонт писал, что «экономия» (экономика) – это наука, при помощи которой можно обогащать хозяйство. Богатство - это изобилие полезных вещей . Источником богатства и основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он определял как наиболее достойный вид деятельности. Ксенофонт восхвалял сельское хозяйство: земля учит справедливости, ибо дает больше тому, кто усерднее трудится. К ремеслам Ксенофонт относился отрицательно, считая их занятием, пригодным для рабов. Не включалась в разряд достойной деятельности свободного грека и торговля. Правомерность существования рабства не вызывала сомнений у Ксенофонта. По его мнению, разделение труда на умственный и физический, а людей - на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение. «Домострой» содержит многочисленные советы рабовладельцам по рациональному ведению хозяйства и эксплуатации рабов, применяя в их отношении суровые меры. Физический труд рассматривал как удел для рабов.

Ксенофонт одним из первых уделил внимание вопросам разделения труда , рассматривая его как естественное явление и важное условие производства полезных вещей. Он впервые указал на взаимосвязь между разделением труда и размерами рынка. По его мнению, от объема рынка зависело возникновение разнообразных профессий.

Ксенофонт, прежде всего, идеолог натурального хозяйства. Основную цель хозяйственной деятельности он видел в производстве потребительных стоимостей. Вместе с тем, Ксенофонт считал полезным для хозяйства развитие торговли и денежного обращения . В них он видел один из источников обогащения, советовал использовать в своих интересах. Ксенофонт признавал деньги в качестве средства обращения и накопления сокровищ, осуждая ростовщичество.

В «Домострое» наблюдаются также элементы анализа процесса ценообразования . Всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость ) и способность к обмену (меновая стоимость ). «Ценность есть нечто хорошее», которое зависит от полезности вещей, умения пользоваться ими. Тем самым в понимание ценности привносится субъективный момент. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

Значительное место в истории экономической мысли Древней Греции занимает Платон (428-347 гг. до н.э.). Платон происходил из семьи афинской землевладельческой знати, ученый, философ. Он создал философскую систему объективного идеализма и свою философскую школу (Академию) в Афинах. Им написано много работ философского и социально-политического содержания. Проблемы экономического характера рассматривались им в сочинениях «Государство» и «Законы». В этих работах Платон создает проект нового идеального государства , наделяя его утопическими чертами .

Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда . В нем он видел основной принцип построения государства . Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой человека. Каждый человек, по мнению Платона, имеет много разных потребностей, но только одну способность. Поэтому, чтобы удовлетворить все свои потребности, люди должны жить единым обществом, где каждый будет специализироваться на том, к чему у него способность, и затем, обмениваясь с другими людьми результатами труда, удовлетворять все свои потребности.

Платон впервые высказал мысль о неизбежности деления населения государства (города) на две части: богатых и бедных. Платон считал, что неравенство коренится в природе людей и поэтому неустранимо, но каждый человек должен получать свою долю сообразно природным способностям. Это и будет справедливо. Деление на свободных и рабов Платон тоже толковал как нормальное состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы. Свободными гражданами могли быть только греки. В рабов превращались варвары, иностранцы.

В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) черни, состоящей из земледельцев, ремесленников, торговцев. Рабы не включаются ни в одно сословие и являются говорящим орудием труда. Первые два сословия не имеют право обладать какой-либособственностью, а их потребление должно носить коллективный характер. Собственность разрешается иметь только черни. В более поздней работе «Законы» собственность все же допускалась. Но она не должна была превышать четырехкратную стоимость земельных наделов, которыми в равной степени наделялись граждане.

Деньги у Платона должны выполнять лишь функцию средства обращения и обслуживать обмен. Необходимость обмена связывалась с естественным разделением труда. Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к ремеслам. Допускалась мелкая торговля. Однако, в целом, к торговле, особенно крупной, и к торговой прибыли Платон относился крайне отрицательно. Занятие торговлей для свободного грека он считал недостойным.

Платон категорически осуждал ссудные операции и требовал ограничения купеческой прибыли нормированием цен. Купцы вместе с ремесленниками и рабами должны были в идеальном государстве Платона обеспечивать удовлетворение потребностей первых двух сословий, т.е. создавался некий «аристократический коммунизм ».

Провозглашая государство верховным собственником земли, которое распределяет наделы, обеспечивает коллективное потребление, регулирует товарно-денежные отношения, Платон фактически воспроизводит архаические порядки олигархической Спарты и идеализирует натуральное хозяйство. Его экономические взгляды неотделимы от созданной им философской системы.

Наибольший вклад в развитие экономической мысли внес Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Аристотель - ученик Платона и участник его Академии, занимался педагогической и научной деятельностью. В 343 г. Аристотель был приглашен македонским царем Филиппом в качестве воспитателя его сына - будущего великого полководца Александра Македонского. В 355 году он возвращается в Афины и основывает свою философскую школу (Лицей). Творчество Аристотеля весьма обширно и касается различных отраслей знаний. Экономические вопросы затрагивались им в работах «Никомахова этика», «Афинская политика», «Политика». В этих работах Аристотель впервые попытался систематизировать представления о закономерностях хозяйственного развития полиса. Он стремился найти средства для сохранения и укрепления экономики и общественного строя полисов. В первую очередь - это сохранение натурального рабовладельческого хозяйства. Деление людей на рабов и свободных воспринималось Аристотелем как естественное. Свобода – это привилегия эллинов. Рабы - особый вид говорящих орудий труда. Рабовладельцы заняты управлением, т.к. рабы не могут руководить. В целях взаимного самосохранения действует общий закон природы - господство и подчинение. Физический труд делает даже свободного человека подобным рабу. Назначение гражданина, по мнению Аристотеля, заключается в развитии собственного интеллекта и участии в государственной жизни, вся физическая работа выполняется рабами. Труд рабов - основной источник увеличения богатства.

Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: «экономию »- хозяйство ради самообеспечения и «хрематистику » - хозяйство с целью обогащения. По Аристотелю «экономия» (экономика) – это деятельность в рамках натурального хозяйства, связанная с производством потребительных стоимостей для удовлетворения необходимых потребностей. Понятие хрематистика (по-гречески «хремата» - деньги) означает искусство «делать деньги», это деятельность в сфере обращения, функционирования торгового и ростовщического капитала. Соответственно этим видам деятельности Аристотель установил два вида богатства естественное , как совокупность потребительских стоимостей и неестественное , как накопление денег или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал земледелие, ремесло, а также мелкую торговлю (то есть «экономику») и называл его естественным, поскольку оно направлено на удовлетворение необходимых потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями . Второй вид богатства (денежное богатство) Аристотель называет противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются . Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику - деятельность, направленную на денежное обогащение. Деньги в хрематистике служат средством увеличения богатства, то есть «употребляются не для того, для чего они были изобретены».

Деньги , по мнению Аристотеля, - это «вещь вполне условная ». Происхождение денег связывалось с развитием обмена . Аристотель доказывал, что постепенно обмен привел к появлению таких предметов, которые сами по себе представляли ценность как определенные слитки металла, и стали обслуживать обмен. В результате «по общему уговору появилась монета». Таким образом, деньги – это «искусственная », т.е. созданная людьми вещь для удобства торговли. Аристотель фактически положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения. Признавал он за деньгами и функцию средства накопления, но считал ее противоестественной.

Аристотель выступал поборником натурального хозяйства и в то же время, будучи объективным ученым, исследовал товарный обмен. Он впервые ставит вопрос, который будет всегда волновать экономическую науку: чем определяется соотношение (пропорция) обмена двух товаров? Почему «два ложа обмениваются на одну колесницу»? Что стоит за данной ценовой пропорцией? По его мнению, обмен не может иметь места без равенства, а равенство без соизмеримости. Соизмерение товарных ценностей осуществляется искусственным приемом, с помощью денег. Но Аристотель понимал, что обмениваемые товары без тождества их сущностей не могли бы относится друг к другу как соизмеримые величины. Аристотель видит в обмене уравнение товарных стоимостей (ценностей) и упорно ищет некую общую абстрактную основу этого уравнения. Впервые Аристотель ставит проблему стоимости. Это обращение к сущности явлений стало проявлением высокого уровня теоретического анализа и послужило исходным пунктом для дальнейшего экономического анализа и через много веков после Аристотеля.

3.2. Экономическая мысль Древнего Рима

Дальнейшее развитие экономическая мысль античности получила в III-I вв. до н.э. в Древнем Риме. В это время происходит переход от мелкого парцеллярного производства к крупному хозяйству рабовладельческого типа в результате концентрации земельной собственности в руках патрициев. Организация такого хозяйства усложнилась. Товарный сектор античной экономики расширился, потому что многие хозяйства были тесно связаны с рынком и имели возможность удовлетворять городской спрос, расширяя производство товарной продукции. Вопросы рациональной организации хозяйства рабовладельческой латифундии становятся особенно актуальными, как и проблемы повышения эффективности подневольного рабского труда.

Работ, исследовавших аграрные проблемы в то время, было достаточно много. Можно выделить трактат «О земледелии», написанный Марком Порцием Катоном (234-149 гг. до н.э.). Фактически этот трактат представляет собой руководство для хозяина среднего поместья. В нем Катон рекомендует «меньше проживать, больше наживать» и «продавать вообще все лишнее», хотя он был сторонником самообеспеченности хозяйства. Более того, он советует выделять самые доходные отрасли - отрасли специализации хозяйства. Так, на пригородных виллах он рекомендует возделывать виноград. Доход Катон стремился обеспечить за счет рабов , уделяя много внимания в своей работе организации их труда. Он требовал предельной загрузки и строгой регламентации рабочего дня рабов. Опасаясь согласия в их среде, Катон рекомендовал изнурять их трудом, поддерживать между ними ссоры. Огромная роль отводилась хозяину поместья, который должен был хорошо знать календарь земледельческих работ и все необходимые агротехнические приемы. Таким образом, эффективность хозяйства ставилась Катоном в зависимость от целого ряда факторов, одним из которых была эффективность управленческого труда .

Проблема доходности хозяйства неизбежно влекла за собой проблему калькуляции издержек и оптимального соотношения используемых в производстве ресурсов. Он детально перечисляет необходимые в хозяйстве набор инструментов и предметов домашней утвари, вплоть до одежды рабов. Для получения высокой прибыли Катон советует «спокойно выжидать высоких цен ». Все советы Катона нацелены на обеспечение рентабельности рабовладельческой виллы, которую он определял рациональной организацией производства .

Другим известным экономистом-аграрником в Древнем Риме был Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.). До нас дошел его трактат «О сельском хозяйстве». Варрон, как и Катон, также посвящает свой трактат проблемам организации рабовладельческого труда и повышения его доходности. В качестве основного принципа отбора оптимального хозяйства, по Варрону, является качество самой земли . «Главное, - считает он, - знать, какова земля и для чего она хороша или не хороша».

Облик поместья у Варрона определяет агрокультура , а не размеры угодий и специализация, как полагал Катон. В отличие от Катона, Варрон признавал зависимость эффективности рабовладельческого хозяйства не только от его внутренней организации, но и от местоположения рынка . Имения будут доходными, если по соседству есть места, куда удобно вывозить и продавать продукцию и откуда выгодно ввозить то, что требуется для собственного хозяйства. В силу того, что трактат Варрона был написан уже после восстания под руководством Спартака (74-71 гг. до н.э.), автор призывает приспосабливаться и применять более гибкие меры принуждения по отношению к рабам, предоставлять им некоторые льготы. На крупных сельхозработах Варрон рекомендует использовать труд наемных рабочих, понимая преимущество наемного труда по сравнению даже со смягченными формами рабства.

В I в. до н.э. в организации рабовладельческого хозяйства наметились существенные изменения, в частности обозначился переход к применению труда колонов в земледелии. Труд колонов был производительнее труда раба. Перемены в организации сельскохозяйственного производства нашли прямое отражение в экономической мысли того времени.

Кризис рабовладения отразил в своем обширном трактате «О сельском хозяйстве» Юний Модерат Колумелла (I в. н.э). Он рисует картины крайнего упадка рабовладельческих латифундий и предлагает целую систему мероприятий для их перестройки. Колумелла ведетспор с теми, кто придает слишком большое значение площади или естественному плодородию земельного участка. По существу, Колумелла первым поставил проблему интенсивного пути развития хозяйства. Колумелла разработал систему искусственного удобрения почвы и предлагал не скупиться на проведение агротехнических опытов. Он предлагает реорганизацию рабского труда путем их специализации и считает, что «не стоит жалеть 8 тыс. сестерциев за опытного раба-виноградаря». Однако рабство переживало кризис, и уже никакие рецепты спасения существующей системы хозяйствования не могли сохранить его. Осознавая трудности перестройки, он сам, в конечном итоге, предложил сдавать землю в аренду свободным колонам. У колонов было больше стимулов работать производительнее. Процесс феодализации экономики Древнего Рима в I-III вв. до н.э. углублялся и продолжался вплоть до V века, когда Римская империя пала под натиском варваров.

Итак, рассмотрение экономических воззрений античных авторов показывает, что все они стремились увековечить естественное для их эпохи рабство. Вместе с тем древние мыслители в своих экскурсах в область товарного производства и обращения обнаруживают гениальность и оригинальность, в силу чего их взгляды исторически образуют теоретические исходные пункты последующих экономических исследований.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что является предметом истории экономических учений? Какова основная проблема, которая исследуется в экономической науке?

2. Почему существует многообразие теорий? Существуют ли абсолютно верные экономические теории?

3. Почему предметом изучения в древневосточной экономической мысли была макроэкономика?

5. Какие функции возлагались на государство согласно древневосточным документам?

6. Какова связь предмета экономической мысли античного общества с социально-экономическим развитием того периода?

7. Приведите примеры теоретического подхода древнегреческих мыслителей к экономическим проблемам. В чем состоит понимание богатства, разделения труда, товара и денег у древнегреческих авторов?

8. Какие проблемы рассматривали древнеримские авторы? Каковы их рекомендации по организации частного хозяйства?

Экономическая мысль Древней Греции формировалась под влиянием особенностей социально-экономического развития греческих земель. Главной из них является сформировавшийся в 8-6 вв. до н. э. полис? город-государство, представляющий собой общину граждан-землевладельцев. Правом принимать участие в управлении государством, владеть землей на территории полиса обладали только граждане, лично свободные люди; не являвшиеся гражданами (метеки) этим правом не обладали.

В отличие от древневосточных государств в греческих полисах большого развития государствееное хозяйство не получило. Соответственно в Греции меньшим было вмешательство государства в экономику, большую роль играла частная инициатива, а потому активнее развивалось товарное производство, ставшее главной предпосылкой формирования классического рабства, при котором рабы становятся основными производителями материальных благ.

Первоначально греческая экономическая мысль нашла отражение в памятниках литературы (например, в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера), в законах (например, Драконта), в деятельности реформаторов (Солона, Клисфена), в различных хозяйственных документах. В 5 в. до н. э., когда греческие полисы достигли расцвета, экономические вопросы оказались в поле зрения философов (например, Демокрита, Сократа).Расцвет греческой экономической мысли пришелся на 4 в. до н. э., когда социально-экономический кризис, переживаемый полисами, поставил множество проблем, в том числе и хозяйственного характера.

Кризис полиса, разложение его традиционной структуры, был обусловлен активным развитием товарно-денежных отношений, приведшим к возрастанию роли торгово-ремесленных слоев населения, представленных в основном метеками, т. е. негражданами.

В этих условиях особенно важным стал вопрос о том, как воспрепятствовать распаду гражданской общины полиса, и поэтому внимание греческих мыслителей привлекли проблемы развития частного хозяйства, товарного производства, денежного обращения и т. п. Особенно активно экономические вопросы разрабатывали Ксенофонт, Платон и Аристотель.

Ксенофонт. Литературное наследие известного греческого историка Ксенофонта (430 ? 355 гг. до н. э.) достаточно велико: он писал исторические и политические сочинения, воспоминания о Сократе. Два его произведения посвящены экономическим вопросам. Это, во-первых, сочинение « О доходах », в котором рассматривается проблема улучшения финансового положения Афин, а во-вторых, «Экономикос » (обычно название переводят как «Домострой»), в котором даются советы по рациональному ведению домашнего хозяйства. Считается, что в названии этого произведения Ксенофонта слово «экономика», в переводе примерно означающее «управление домашним хозяйством», встречается впервые в истории экономической мысли. В своих трудах «Домострой», «О доходах», высказывал мысль, где главной отраслью экономики считал земледелие. Он давал рекомендации по управлению хозяйством и руководству рабами. Ксенофонт является идеологом натурального хозяйства, поэтому к ремёслам, физическому труду относился отрицательно, считая их пригодным только для рабов, недостойным видом деятельности считал и торговлю, но в интересах хозяйства допускал использование товарно-денежных отношений. В «Домострое» он указывал, что важно не только справиться с хозяйством, но и иметь излишек, здесь содержатся многочисленные советы рабовладельцам по ведению хозяйства, по руководству им и рабами, но ни в коем случае не занятие физическим трудом, поскольку физический труд считал уделом рабов.

Одной из важных экономических проблем, рассмотренных Ксенофонтом, является разделение труда. Он придерживался привычного для своего времени противопоставления умственного и физического труда. Гражданин полиса достоин прежде всего умственный труд, а из занятий, относящихся к физическому труду, ? земледелие, которое является ведущей отраслью экономики. Ремесло, торговля, ростовщичество в идеале недостойны свободного грека и должны быть уделом рабов. Впрочем, и в сельском хозяйстве рабский труд должен активно использоваться, а свободным гражданам надлежит осуществлять управление и контроль. Ксенофонт считал необходимым использовать рабский труд наиболее эффективно. Для этого он предлагал тщательно выбирать рабов при покупке, материально и морально поощрять тех, кто хорошо работает.

Ксенофонт отмечал, что разделение труда способствует росту его производительности: «тот, кто выполняет простую работу, выполняет ее наилучшим образом». Важным достижением Ксенофонта была мысль о том, что разделение труда зависит от объема рынка.

Основной целью хозяйственной деятельности Ксенофонт считал производство полезных вещей, т. е. того, «чем человек умеет пользоваться». Ксенофонт одним из первых выделил две стороны товара. Главной он считал полезность товара (потребительную стоимость), однако и способность товара к обмену (меновую стоимость) признавал достаточно важной, так как, по его мнению, торговля и денежное обращение положительно сказываются на развитии хозяйства, являются одним из источников обогащения.

Деньги Ксенофонт рассматривал прежде всего как богатство, т. е. важнейшей функцией денег для него была функция средства сбережения (деньги как сокровище). Он осуждал деньги как торговый и ростовщический капитал, но рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ, признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства.

Платон . Экономические идеи античности выражены в наиболее известном сочинении Платона (жившим в 427-347 гг. до н. э.; был учеником Сократа) - «Политика или государство» , социально-экономическая концепция которого получила выражение в проекте идеального государства. Автор обосновывает прирожденное неравенство людей, а именно деление на свободных и рабов, и считает такое деление данное самой природой, где рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация - как средство обогащения рабовладельцев. По мнению Платона, люди наделены от природы неодинаковыми способностями, и поэтому разделение труда, обязанностей? естественное явление. В идеальном государстве в соответствии со своими способностями и добродетелями жители должны разделяться на три сословия: 1)философы (правители), 2)воины, 3)ремесленники, к которым относятся те, кто занят в производственной сфере? в сельском хозяйстве (земледельцы), ремесле, торговле (торговцы); рабы находятся вне социальной структуры общества. Философы и воины составляли высшую часть общества, которой он предлагал обеспечить обобществленное потребление («аристократический коммунизм»).

По мнению Платона, чтобы исключить в идеальном государстве корыстолюбие и алчность, нужно ограничить частную собственность, разрешив ее только для третьего, низшего, сословия, которое обеспечивает всем необходимым остальных. Два высших сословия должны быть свободны от материальных забот, отвлекающих их от выполнения важнейших задач? управления государством и его защиты. У философов и воинов не должно быть собственности, денег, постоянных жен.

Принадлежность к сословию не является наследственной, все дети (и мальчики, и девочки) должны воспитываться государством и иметь равные образовательные возможности. В определенном возрасте они должны пройти физические, умственные и нравственные испытания, по результатам которых будут определены в то или иное сословие.

В произведении «Законы» проект идеального государственного устройства представлен Платоном в переработанном виде, приближенном к хозяйственной реальности, к социальной структуре полиса. Он считает, что среди семей граждан должны быть по жребию распределены равные, неделимые, неотчуждаемые земельные участки. Чтобы предотвратить рост экономического неравенства, нужно ограничить приобретение имущества: если его стоимость в четыре раза превышает стоимость одного земельного надела, излишек следует передать государству.

Как и Ксенофонт, Платон считал земледелие единственным видом хозяйственной деятельности, достойным граждан полиса. По мнению Платона, земледелие играет важную роль в экономике, но ремесло имеет существенное значение. В ремесленной деятельности должно четко соблюдаться разделение труда? государству нужно следить, чтобы один человек не занимался двумя ремеслами.

Что касается торговли, то отношение Платона к ней было неоднозначным. С одной стороны, главным условием стабильности государства он считал его самодостаточность, удаленность от моря, т.е. от важнейших торговых путей. К крупной торговле относился отрицательно, считая её уделом рабов и иностранцев, а для свободных греков - постыдной. С другой стороны, мелкую торговлю Платон считал полезной для экономического развития, отмечая, что именно в процессе торговли товары становятся соизмеримыми, и происходит это посредством денег. При этом цены на товары должны контролироваться государством, чтобы исключить возможность получения высокой торговой прибыли, что ведет к чрезмерному имущественному расслоению, росту социальных конфликтов, ослабляющих государство.

Денежное обращение, по мнению Платона, играет важную роль в экономике, но должно ограничиваться и контролироваться государством. Платон предлагал ввести обращение полноценных денег и неполноценных, которые могут иметь хождение только внутри страны. Полноценные деньги должны находиться в монопольном владении государства, частным лицам они могут выдаваться при выезде из родного полиса с условием их обмена на неполноценные по возвращении. Среди функций денег Платон выделял функции средства обращения и сокровища. К накоплению денег, в отличие от Ксенофонта, он относился резко отрицательно, считая, что оно может нарушить традиционную полисную структуру. Ростовщические операции он также считал вредными для социально-экономического развития. Есть основания полагать, что Платон выделял еще одну функцию денег? меру ценности (стоимости).

Аристотель . Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внёс Аристотель (384 -322 гг. до н. э.) - ученик Платона, который шёл к материализму и не разделял платоновского идеализма, он был противником аристократического строя, олигархической власти, являлся сторонником рабовладельческой демократии. Экономические вопросы Аристотель рассматривает в произведениях, посвященных этике и политике, т. е. сфере практической деятельности человека, его поведения. Основными сочинениями, в которых изложены экономические взгляды мыслителя, являются «Политика» и «Никомахова этика» . Аристотель являлся сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов. Экономические явления рассматривал с точки зрения наибольшей пользы, поэтому все, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Естественной стороной хозяйственной деятельности он считал производство необходимых для жизни продуктов и их справедливый обмен, именуемый «экономика». Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, им отвергалось чрезмерное накопление денег, обогащение за счет спекулятивной торговли и ростовщичества. Он допускал меновую торговлю, т.к. она не нарушала преобладающей роли потребительной стоимости, поэтому относил её к экономике. Все что расшатывало и разлагало хозяйство, он считал противодейственно и относил к хрематистике. Деятельность, направленную на обогащение (т.е. чрезмерное развитие сферы обращения или искусство «делать деньги») заслуживает осуждения и называет её «хрематистикой».

Важны его высказывания по поводу обмена и меновой стоимости. По его мнению, обмен не может иметь места без равенства, а равенство - без соизмеримости. Обмен он связывал с деньгами - соизмерителями неоднородной продукции, считал, что обмен должен происходить по «справедливой цене» в соответствии с разумным размером личных потребностей. Ростовщичество Аристотель считал « по преимуществу противным природе» и резко осуждал его. Он отмечал, что при ростовщичестве деньги начинают играть неестественную роль, поскольку сами денежные знаки становятся предметом собственности.

Особое место в экономических взглядах Аристотеля занимает рабство. Именно он рассмотрел проблему рабства наиболее полно, попытался обосновать общее для греков отношение к рабству как к естественному явлению. Рабы, по мнению Аристотеля, ? это некая «одушевленная собственность» и польза от них почти такая же, как от домашних животных. Рассматривая вопрос о справедливости рабства, Аристотель считал, что «одни люди по природе свободны, а другие? рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо». Однако он отмечал, что рабство может быть противным природе и несправедливым? если в рабов превращают греков.

Заслугой Аристотеля была попытка вникнуть в суть экономических явлений и вскрыть их закономерности, тем самым он положил начало экономическому анализу. И хотя он не смог объяснить происхождение и сущность денег, однако смог правильно связать их с развитием обмена, что положило начало рассмотрению функций денег как средство обращения и как мера стоимости. Заслуга Аристотеля в том, что он сумел наметить проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов (одной из таких проблем являлась «справедливая цена»).