Бюджетный учет: как организовать учет зданий и помещений. Современный порядок списания основных средств в бюджетных учреждениях (Беспалов М.В.)

Сегодня в отчетности необходимо внимательно относиться к отражению именно основных средств. Так как налоговые органы, иные контролирующие организации внимательно проверяют именно данный раздел отчетности.

При возникновении определенных условия основные средства должны быть списаны соответствующим образом. Данная процедура также имеет свои нюансы, особенности.

При отсутствии соответствующего опыта со всеми нюансами нужно ознакомиться заранее. Так как наличие ошибок приведет к наложению штрафа, иным сложностям. Порядок списания основных средств отражается в действующих законодательных актах.

Важные аспекты

Постановление о списании основных средств в бюджетных учреждениях 2019 должно выполняться в точности. Законодательные акты, на основе которых осуществляются все процедуры с ОС, должны соблюдаться неукоснительно.

Существует специальная форма для списания подобного рода ОС. Нередко путем списания осуществляются различные коррупционные схемы. Так нелегально муниципальная собственность переводится в частную.

К основным вопросам, рассмотреть которые нужно заранее, стоит отнести следующие:

  • что это такое?
  • с какой целью проводится?
  • законодательная база.

Что это такое?

Форма списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2019 году устанавливается стандартная. Она является общей для бюджетных и других учреждений.

Непосредственно под процедурой списания подразумевается снятие ОС с учета. Причины тому должны никоим образом не зависеть от воли руководителя предприятия, быть непреодолимыми.

Списание осуществляется, если имеет место:

В некоторых случаях возможно осуществлять списание основных средств по иным основаниям.

Например, если имеет место:

  • продажа;
  • обмен на равное по стоимости имущество;
  • взнос – в уставной капитал.

При этом важно помнить, что списание и передача основных средств иному предприятию – разные процедуры. Имеются некоторые отличия в отражении соответствующих процедур.

С какой целью проводится

Списание основных средств и отражение данной процедуры позволяет одновременно решить большое количество задач.

К основным можно отнести:

Упорядочивание отражения всей информации
Упрощение формирования Статистических данных
Возникает возможность получить полное и реальное представление О положении дел в конкретной организации
Путем систематизации данных по основным средства Возможно снизить вероятность допущения ошибок – что позволит избежать возникновения вопросов со стороны налоговых органов
Возможно на основании отчетности по амортизации ОС Принимать верные бизнес решения, соответствующим образом тратить средства на повышение производительности труда

Само же списание позволяет решить следующие задачи:

  • уменьшить расходы на содержание морально устаревшего имущества;
  • оптимизация производства;
  • увеличение доходности предприятия;
  • создание филиалов, дополнительных подразделений.

В некоторых случаях списание основных средств позволяет решить некоторые другие задачи.

Законодательная база

Все основные средства обязательно должны отражаться в соответствии с нормативными документами в бухгалтерской отчетности.

Основополагающим нормативно-правовым документом, в соответствии с которым осуществляется отражение основных средств, является (оно устанавливает основные положения бухгалтерского учета), а также .

В него входят следующие разделы:

Также существует внушительный список разнообразных приложений к основным документам. В них отражается перечень установленных стандартных форм, непосредственно связанных с отражением ОС в бухгалтерской отчетности.

В него входят обозначенные ниже основные подразделы:

Перечень факторов, отражаемых в бухгалтерской и налоговой отчетности
Кому необходимо обязательно составлять отчетность рассматриваемого вида
Как осуществляется процесс организации ведения бухгалтерского учета
Освещается процесс выбора формата в конкретном случае
Раскрывается полный перечень необходимых к формированию первичных учетных документов
Что такое регистры бухгалтерского учета
Процедура проведения инвентаризации на предприятии, составление инвентаризационных карточек ОС
Что такое денежное измерение объектов учета
Перечислены общие требования в бухгалтерской отчетности

В обозначенных выше документах представлены основные, наиболее существенные моменты, связанные с процедурой формирования отчетности по основным средствам.

Именно на основании данной отчетности проводится анализ эффективности их использования. Финансовые показатели организации, представляемые в специальной статистике, берутся именно оттуда.

Стоит заранее рассмотреть все особенности, нюансы. В случае несоответствия информации, представленной в статистических данных действительности возможны серьезные проблемы.

Так как обычно подобная информация используется для стратегического планирования. На основании неверных данных будут приняты неправильные решения. Что в совокупности приведет к убыткам. Величина их зависит от размера погрешности.

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях

Перечень правил списания основных средств достаточно обширен. В то же время соблюдение их не составляет труда. Важно лишь помнить о необходимости формирования перечня обязательных документов.

Они устанавливаются за законодательном уровне. По возможности стоит со всеми ними заранее ознакомиться. При отсутствии соответствующего опыта оптимальным решением является рассмотрение примеров соответствующих форматов.

К основным вопросам, рассмотреть которые нужно будет заранее, можно отнести:

  • необходимые документы;
  • формирование приказа;
  • пошаговая инструкция;
  • отражение проводками.

Необходимые документы

В перечень документов, которые используются для реализации различных процедур, связанных с ОС, входит следующее:

Представляет собой стандартный документ, связанный с приемом и передачей ОС
Акт передачи и приема сооружения, здания
Формат накладной, в которой отражается перемещение всех основных средств
Отражает процесс передачи и приема основных средств после осуществления ремонта
Отражается процесс списания основных средств различного типа
Документ для отражения списания транспортных средств (автомобилей)
Формат инвентарной карточки
Специальный журнал, в котором отражается информация о всех списанных ОС (инвентарная книга)

Помимо установленных на законодательном уровне формат существуют также некоторые другие. Формат их в законодательстве не отражается. Но при этом их содержимое не должно нарушать действующих нормативных документов.

В перечень таковых входит:

Перечень различных документов достаточно обширен. Стоит избегать допущения в них различного рода ошибок. Это может привести к достаточно серьезным проблемам при проверке налоговыми органами.

Формирование приказа

В интернете не составит труда найти образец специального приказа для отражения процедуры списания ОС. Важно лишь использовать в качестве источника достоверные, хорошо себя зарекомендовавшие источники.

Так можно будет избежать различных проблем, нарушений. Сам приказ такого типа обязательно включает в себя следующие данные:

  • наименование приказа;
  • дата составления;
  • дата списания основных средств;
  • основания для списания основных средств;
  • документальное подтверждение необходимости списания ОС (например заключение комиссии);
  • формулировка подтверждения действия исполнительных органов предприятия: «Утверждаю прилагаемый перечень имущества для списания»;
  • подпись руководителя;
  • дата подписания.

Также по возможности стоит проставить на документе печать организации – но это не является обязательной процедурой. Допускаются некоторые отклонения от рассматриваемого типа алгоритма составления приказа.

Пошаговая инструкция

Сам алгоритм списания основных средств осуществляется согласно следующему алгоритму:

Сам акт списании основных средств должен включать в себя следующее:

  • год производства объекта, дата ввода его в эксплуатацию;
  • дата поступления объекта на предприятие;
  • стоимость объекта — первоначальная, переоцененная;
  • сумма, начисленная на износ объекта;
  • предполагаемый срок эксплуатации;
  • срок использования – фактический;
  • обозначаются проводки, имеющие отношение к ОС;
  • проведение ремонта ОС;
  • основания для проведения процедуры списания.

Если основные средства должны быть списаны по причине возникновения чрезвычайной ситуации, то необходимо будет обязательно прикрепить специальный акт. В нем отражается информация происшествии, самом стихийном бедствии.

После подготовки всех необходимых в таком случае документов необходимо будет обязательно отразить соответствующим образом все операции проводками. Они могут существенно отличаться в зависимости от типа основных средств, иных нюансов.

Отражение проводками

Если проведение процедуры списания основных средств выполняется по собственной инициативе (в случае необходимости ликвидации), то в бухгалтерской отчетности подобная процедура должна отражаться следующим образом:

Обозначенный выше способ отражения проводками осуществляется при списании объекта изношенного. Если же основные средства передаются другому предприятию, то проводки обозначаются аналогичным образом.

Причем вне зависимости от способа ведения учета, выбранного налогового режима.

Специфика работы в 1С

Почти все без исключения предприятия коммерческого характера используют автоматизированные системы учета. Наиболее распространенной программой является 1С.

Алгоритм списания ОС в данном приложении осуществляется в следующим порядке:

Для реализации списания основных средств в 1С всегда используется вкладка ОС, а также НМА. В интернете достаточно много руководств по отражению всех необходимых операций.

Процесс писания основных средств имеет большое количество самых разных нюансов. Со всеми ними лучше всего разобраться заблаговременно. Так можно будет избежать большого количества затруднений.

Данная тема всегда была актуальной, тем более, что недавно внесли коррективы в и обновили формы для списания необоротных активов, да и методология бухучета изменилась с 01 января 2017 года. Поэтому остались не только старые, но и появились новые вопросы относительно отражения списания активов в бухучете. В статье подробно рассмотрим процедуру списания и учетные нюансы.

Списание госимущества: основные правила

* Субъектами управления госимуществом являются: КМУ, Фонд госимущества, министерства, ведомства, коллегиальные органы, другие органы власти, НАНУ, отраслевые академии наук, государственные предприятия и организации ().

Без согласования с субъектом управления – по решению руководителя учреждения можно списывать полностью амортизированные ОС, прочие НМА, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее 20 тыс. грн.

Если же стоимость объекта списания выше или списываются объекты ОС, на которые 100 %-й износ не начислен, то нужно получить согласие субъекта управления.

Органы (учреждения), которые КМУ определил субъектами управления, списывают госимущество, находящееся на их балансе, по решению руководителей этих органов (учреждений).

Морально устаревшее и физически изношенное имущество, пригодное для дальнейшего использования, можно передавать в сферу управления местных органов исполнительной власти, в дальнейшем закрепляя его за соответствующими заведениями, учреждениями и организациями (абз. 3 ).

Процедура и документальное оформление

Для принятия решения о списании имущества по приказу руководителя учреждения создается комиссия по списанию имущества.

В ее состав включают: главного бухгалтера (или его заместителя), работников инженерных, технических, технологических, строительных, учетно-экономических та других служб, а также представителей субъекта управления имуществом (если он это требует) и других специалистов ().

Комиссия по списанию имущества осуществляет осмотр имущества, устанавливает факт его непригодности, а также невозможность и неэффективность проведения восстановительного ремонта или его использования иным образом.

Комиссия по списанию имущества принимает решение о списании ОС и прочих НМА по результатам инвентаризации, оформив свое решение протоколом, где указывает свои выводы и предложения.

Перечисленные документы добавляются к протоколу заседания комиссии по списанию имущества вместе с другими документами (копией акта об аварии, заключениями соответствующих инспекций, госорганов и т. д.).

Для получения согласия на списание имущества учреждение представляет субъекту управления вместе с обращением относительно списания имущества следующие документы:

1) технико-экономическое обоснование необходимости списания имущества, отмечая также направления использования средств, которые предполагается получить в результате списания;

2) сведения об имуществе , которое предлагается списать по данным бухучета (кроме объектов незавершенного строительства), по форме согласно ;

3) акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию, по форме согласно ;

4) акт технического состояния имущества, утвержденный руководителем субъекта хозяйствования (не представляется в случае списания имущества, выявленного в результате инвентаризации как недостача);

5) сведения о наличии обременений или ограничений по распоряжению имуществом, которое предлагается списать (вместе с соответствующими подтверждающими документами);

6) в случае списания недвижимости – сведения о земельном участке , на котором расположено недвижимое имущество, отмечая направления дальнейшего использования земельных участков, которые высвобождаются, а также копии соответствующих подтверждающих документов, в частности, государственного акта на право постоянного пользования землей, кадастрового плана;

7) сведения об объектах незавершенного строительства .

Субъект управления в течение 30 дней с даты поступления вышеперечисленных документов принимает решение о согласии (оформив распорядительный документ) или об отказе (в форме письма).

После получения согласия на списание имущества (в виде приказа или распоряжения субъекта управления) учреждение может начать разборку и демонтаж имущества ().

В месячный срок после окончания процедуры разборки, демонтажа и оприходования материалов, полученных от ликвидации, бюджетное учреждение должно представить субъекту управления отчет о списании имущества по форме согласно .

Если же у субъекта управления есть замечания по отчету, то его возвращают учреждению для учета замечаний, а учреждение после их учета в течение 10 рабочих дней представляет снова отчет для нового рассмотрения.

Бухучет списания госимущества

Порядок отражения операций по списанию имущества по сравнению с прошлым годом почти не изменился, но есть определенные особенности, связанные с изменением методологии бухучета и переносом остатков со старых субсчетов на новые по состоянию на 01.01.2017 года.

Напомним, что с 01 января 2017 года появился новый субсчет 5111 "Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств". Увеличение капитала осуществляется на сумму целевого финансирования в результате оприходования необоротных активов, а уменьшение – в случае списания (изъятия необоротных активов).

Проиллюстрируем на примерах, как отразить операции по списанию необоротных активов в различных ситуациях.

Бюджетное учреждение списывает в июле 2017 года:

Кардиограф первоначальной стоимостью 16000 грн со 100 %-м износом;

Холодильник (после получения разрешения субъекта управления) первоначальной стоимостью 6200 грн, начислен износ на 01.01.2017 года – 4960 грн, начислен износ за 7 месяцев 2017 года – 361,67 грн. На субсчет 5111 была перенесена сумма остаточной стоимости, которая образовалась на субсчете 401 (на 01.01.2017 года), в сумме 1240 грн;

20 стульев, первоначальная стоимость каждого – 210 грн, начислен 50 %-й износ. На субсчет 5111 была перенесена сумма остаточной стоимости, которая образовалась на субсчете 401 (на 01.01.2017 года), в сумме 2100 грн.

Бухучет операций отражен в таблице (в скобках для лучшего понимания приведены старые субсчета).

Таблица

Корреспонденция

субсчетов

Сумма, грн

Списание кардиографа со 100 %-м износом: первоначальная стоимость – 16000

Списание износа компьютера ()

Списание холодильника (по разрешению субъекта управления) – износ начислен неполностью (по разрешению субъекта управления): первоначальная стоимость – 6200 грн, начислен износ – 5321,67 грн, остаточная стоимость – 878,33 грн, перенесены на субсчет 5111 – 1240 грн

Списание износа компьютера: 4960 грн + 361,67 грн = 5321,67 грн

Списание остаточной стоимости компьютера (): 6200 грн – 5321,67 грн = 878,33 грн

Уменьшение внесенного капитала с отнесением к накопленному финрезультату (сумма была перенесена 01.01.2017 года на субсчет 5111 с субсчета 401) при списании объекта ()

(431, прошедшие периоды)

Закрытие счетов расходов на финансовый результат выполнения сметы отчетного периода (в последний день отчетного квартала)

(431, отчетный период)

Списание прочих НМА (20 стульев): первоначальная стоимость – 4200 грн (20 х 210 грн), износ – 2100 грн, остаточная стоимость – 2100 грн

Начислена амортизация на стулья в месяце их списания ()

Списание стоимости стульев ()

Уменьшение внесенного капитала с отнесением к накопленному финрезультату (сумму была перенесена 01.01.2017 года на субсчет 5111 с субсчета 401) при списании объекта ()

(431, прошедшие периоды)

Закрытие счетов расходов по амортизации в последний день отчетного периода ()

(431, отчетный период)

* В данном случае у нас будет искривлена сумма накопленных финансовых результатов на субсчете 5512. Методологически правильно было бы в начале года восстановить в первоначальной стоимости сумму внесенного капитала (Дт 5512 – Кт 5111) и во время списания необоротных активов из внесенного капитала (субсчет 5511) изымать сумму первоначальной стоимости объекта (а не сумму остаточной стоимости по состоянию на 01.01.2017 г.)

В случае, если в результате ликвидации объекта ОС получены запчасти, детали, материалы, ОС или отходы, они оприходуются на субсчетах бухучета соответствующих активов.

Если запчасти, детали, материалы, ОС пригодны для дальнейшего использования учреждением, то они отражаются через субсчет 7211 "Доход от реализации активов" ().

2. Порядок № 1314 – Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный .

5. Типовая корреспонденция – Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная .

Процедура списания основных средств бюджетных учреждений является одной из наиболее документоемких и продолжительных по времени среди всех операций, отражаемых в бухгалтерском учете. При этом существуют свои особенности списания имущества как у казенных, так и у бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, особенности списания существуют в отношении недвижимого и движимого особо ценного имущества. Рассмотрим данные вопросы подробнее.
Если организация не располагает нормами субъекта Российской Федерации, муниципального образования либо ведомственными нормами по порядку списания основных средств, то следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" (далее - Постановление N 834).
По аналогии с Постановлением N 834 организациями принимается решение о списании имущества в отношении:
- движимого имущества, находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с учредителем (органами государственной (муниципальной) власти), в ведении которого находятся указанные учреждения;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
- движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - указанными учреждениями самостоятельно;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - бюджетными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономными учреждениями учредителем либо приобретенного автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - автономными учреждениями по согласованию с учредителем;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, а также особо ценного движимого имущества, находящегося у бюджетных и автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, - указанными учреждениями самостоятельно.
При этом основаниями для списания бюджетными учреждениями основных средств являются:
- непригодность для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, их длительное неиспользование для управленческих нужд;
- выбытие из владения, пользования и распоряжения вследствие передачи их другому юридическому лицу;
- утрата вследствие хищения, гибели или уничтожения (в том числе помимо воли владельца);
- невозможность установления их местонахождения;
- иные причины (по решению комиссии по выбытию), которые привели к необходимости списания.
Имуществом, пришедшим в негодность, признаются основные средства, имеющие значительный физический или моральный износ, препятствующий эффективному их использованию владельцем по первоначальному назначению, а также не подлежащие восстановлению (ремонту) основные средства, получившие повреждения в результате пожара, наводнения, крушения, взрыва и т.д. При этом под физическим износом понимается несоответствие свойств основного средства его первоначальному состоянию, а под моральным износом понимается несоответствие основного средства современному уровню техники или иной области знаний.
Данный порядок применяется в отношении недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества организаций (учреждений) и имущества с предполагаемым сроком использования более 12 мес. и стоимостью более 3000 руб. То есть данный порядок применяется в отношении основных средств, учитываемых на балансовых счетах, переданных учреждению на праве оперативного управления в безвозмездное пользование, либо приобретенных за счет средств бюджетной сметы или субсидии.
Основными принципами при принятии решения о списании основных средств являются:
- обеспечение достоверности сведений, на основании которых принимается решение;
- приоритет решения о дальнейшем использовании имущества перед решением о его уничтожении;
- направленность на максимальное получение пользы для общества и материальной выгоды для государства от имущества, пришедшего в негодность, в том числе необходимость принятия решения об использовании его частей и материалов;
- надлежащее и своевременное отражение в бухгалтерской и иной отчетности действий, совершаемых с имуществом, пришедшим в негодность.
Общий Порядок представления учреждениями документов для согласования решения о списании имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н "Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления".
Инициатором списания основных средств выступает государственное (муниципальное) учреждение. Списание недвижимого, особо ценного движимого имущества, имущества, приобретенного за счет средств бюджетной сметы или субсидии, проводится только при наличии согласования с учредителем. Поэтому государственное (муниципальное) учреждение готовит и передает учредителю на согласование следующий пакет документов в составе:
- надлежащим образом заверенной копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- надлежащим образом заверенной копии приказа (распоряжения) о назначении руководителя учреждения;
- надлежащим образом заверенной копии приказа о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества с приложением положения о данной комиссии и ее состава, в случае если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение и состав внесены изменения;
- надлежащим образом заверенной копии протокола заседания комиссии с принятым решением об основных средствах, пришедших в негодность, с приложением заявления с обязательным указанием согласия на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств, поименованных в протоколе (заявлении), и подписанное руководителем и главным бухгалтером;
- списка основных средств, позволяющего однозначно индивидуализировать имущество, пришедшее в негодность, в том числе наименование, индивидуальный номер (заводской, регистрационный, инвентарный и др.), год выпуска и принятия к учету, количество единиц, стоимость, остаточную стоимость, срок полезного и фактического использования. На практике такой список составляется на основе инвентаризационной описи, инвентарных карточек, где имеются все необходимые сведения об основных средствах;


- акта (заключения) комиссии о списании основных средств, содержащего сведения о непосредственном осмотре основных средств с использованием при этом документов технического учета (в отношении объектов недвижимости) и данных бухгалтерского учета;
- об установлении факта невозможности восстановления или иного использования имущества;
- об установлении конкретных причин прихода имущества в непригодное состояние;
- о мерах по выявлению лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие имущества из эксплуатации, и предложениях по привлечению этих лиц к ответственности, указанию причин невозможности привлечения к ответственности виновных лиц;
- о возможности использования составных частей и об их оценке;
- о способах утилизации без вреда для третьих лиц;
- акта (заключения) специализированной экспертизы (возможно, с приложением фото-, кино-, видеоматериалов), позволяющего сделать вывод о возможности (невозможности) и целесообразности (нецелесообразности) дальнейшего использования основного средства или отдельных его составных частей;
- в случае если первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства превышает сумму начисленной амортизации, в пакете документов требуется приложить акт проведения независимой экспертизы. При необходимости наличия у эксперта (физического или юридического лица) лицензии к акту (заключению) прилагается надлежащим образом заверенная копия лицензии;
- сведения о наличии в основном средстве или его составных частях веществ, свойств, потенциально опасных для человека и (или) окружающей среды, а также цветных, драгоценных или редкоземельных металлов;
- сведения об отнесении основных средств, пришедших в негодность, к числу объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
- иные сведения по решению учредителя.
Для автономных учреждений потребуется еще утверждение (одобрение) списания наблюдательным советом, поскольку контроль за использованием имущества входит в его компетенцию. Форма утверждения (одобрения) устанавливается учредителем, он же делегирует в наблюдательный совет своего представителя.
Срок рассмотрения представленного учреждением пакета документов и подготовки заключения определяется локальным нормативным актом учредителя. В случае обнаружившихся противоречий, неточностей либо недостаточности представленных документов учредитель вправе приостановить рассмотрение вопроса и возвратить учреждению документы для устранения противоречий, неточностей либо недостаточности сведений и документов. В представляемых учреждением документах запрещены любые помарки, исправления, подчистки.
При отсутствии претензий к представленному пакету документов учредитель в установленном им порядке подготавливает заключение и в составе пакета документов государственного (муниципального) учреждения направляет их в соответствующий орган государственной (муниципальной) власти, осуществляющий ведение реестра государственного (муниципального) имущества. При этом установленной формы заключения учредителя нет, однако оно должно содержать:
- информацию о владельце основных средств (учреждении или предприятии, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения);
- информацию об обстоятельствах, подтверждающих возможность (невозможность) и целесообразность (нецелесообразность) дальнейшего использования основных средств, в том числе другим лицом;
- предложения о наиболее целесообразном способе утилизации и за чей счет она будет осуществлена;
- информацию о дальнейшем использовании составных частей (если такое предложение учреждения содержалось);
- предложения о дальнейшем использовании земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, в отношении которого принято решение об уничтожении имущества, пришедшего в негодность;
- предложения о мерах, необходимых для привлечения лиц, виновных в приведении имущества в негодность, к ответственности (в случае установления вины).
С 01.01.2013 Минздрав России Приказом от 17.12.2012 N 1059н "О перечне документов, необходимых для согласования решения о списании движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за подведомственными федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за подведомственными федеральными государственными учреждениями" утвердил конкретный Перечень представляемых документов, чем значительно упростил учреждениям сбор материалов обоснования списания имущества.
Так, для списания особо ценного движимого имущества (от 200 000 руб.) учреждение должно представить вместе с протоколом комиссии и списком имущества:
- копии инвентарных карточек;
- копии отчетов о техническом состоянии объекта движимого имущества, подтверждающих его непригодность к дальнейшему использованию, т.е. экспертное заключение.
При списании транспортного средства помимо указанных выше документов учреждение представляет:
- заверенную копию паспорта транспортного средства;
- заверенную копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
- заверенную копию документа о прохождении последнего техосмотра;
- заверенную копию отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства, произведенной не ранее чем за 3 мес. до представления отчета (с приложением копий документов, подтверждающих право организации, проводившей оценку рыночной стоимости транспортного средства, заниматься оценочной деятельностью).
При списании относящегося к недвижимому имущества в связи со строительством, реконструкцией, сносом (кроме указанных выше документов) учреждение должно представить:
- сопроводительное письмо с указанием года постройки объекта недвижимого имущества с обоснованием причин его списания и с приложением документов, являющихся составной частью проектной документации;
- копию свидетельства о государственной регистрации права учреждения на объект недвижимого имущества;
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества;
- копию правоустанавливающих документов на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества (с приложением копии кадастрового плана земельного участка);
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества;
- копию технического паспорта или кадастрового паспорта на объект недвижимого имущества, подлежащий списанию, выданного организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации по результатам технической инвентаризации, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921;
- выписку из реестра федерального имущества, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447.
При списании имущества, у которого срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо прочего учреждения должны дополнить пакет документов:
- актом проверки, проведенной учреждением, о ненадлежащем использовании либо хранении федерального имущества с указанием виновных лиц;
- письмом о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение либо утрату федерального имущества.
В случаях же списания федерального недвижимого имущества, пришедшего в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, пакет представляемых на согласование документов дополняется копией акта о причиненных повреждениях (следственных органов, служб МЧС и т.д.) и справкой учреждения о стоимости нанесенного ущерба.
Как правило, в нормативных актах РФ и субъектов РФ на рассмотрение, обработку и издание распоряжения устанавливается срок "в течение одного месяца". В реальности этот срок с учетом доведения до учреждения заверенной копии распоряжения растягивается до двух месяцев. Это необходимо учитывать, определяя сроки списания. Так, списание основных средств по результатам инвентаризации по состоянию на 1 декабря текущего года для целей составления годовой отчетности произойдет фактически только в I квартале следующего финансового года. До тех пор имущество находится на балансе учреждения.
Таким образом, до утверждения собственником списания основных средств реализация мероприятий, предусматривающих утилизацию и отражение в бухгалтерском учете, не допускается.
Если собственник в составе пакета документов на списание основных средств не требует сразу оформления акта о списании, то только после издания им распоряжения заявитель - государственное (муниципальное) учреждение оформляет акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. ОС-4) или акт о списании автотранспортных средств (ф. ОС-4а), которые утверждаются его руководителем. Один экземпляр утвержденного акта о списании, а также акта об утилизации направляется собственнику в том случае, если речь идет об имуществе, включенном в реестр собственности.
В свою очередь, процедура списания основных средств при передаче их другому юридическому лицу схожа с вышеописанной. Различия заключаются только в составе пакета представляемых на списание документов.
Если передача имущества осуществляется внутри одного ведомства, то в состав документов должны быть включены:
- письмо заявителя о передаче основных средств с указанием причины передачи (например, изменение видов деятельности, реорганизация, ликвидация) и согласием на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств;
- письмо принимающего юридического лица с указанием причин приема, согласием на прием в оперативное управление или хозяйственное ведение основных средств;
- список основных средств, позволяющий однозначно индивидуализировать каждый объект учета, который оформляется грифами согласования передающей и принимающей сторон, а также грифом утверждения учредителем в лице руководителей этих трех организаций;
- в отношении объектов недвижимости такие сведения подтверждаются документами технического и кадастрового учета объекта недвижимости, а также кадастровой картой (планом) земельного участка, занятого таким объектом недвижимости и необходимого для его использования;
- в отношении имущества, подлежащего учету в реестре государственной (муниципальной) собственности, сведения подтверждаются надлежащим образом удостоверенной копией выписки из реестра собственности;
- письмо (заключение) учредителя на имя должностного лица собственника.
На основании распоряжения собственника организация, передающая имущество, также составляет акт о списании (ф. ОС-4 или ОС-4а). В строке "Причина списания" указывается "Передача основных средств (наименование принимающей организации) на основании распоряжения (наименование органа государственной (муниципальной) власти)". Физическая передача основных средств осуществляется по договоренности между учреждениями не позднее 1 мес. с момента издания распоряжения собственника.
Также отметим, что в случаях невозможности установления местонахождения основных средств, например в результате хищения после несанкционированного проникновения на территорию учреждения неустановленных лиц или недостачи, выявленной после форс-мажорных событий (аварии, крушения здания и т.д.), процедура списания имущества аналогична описанной выше. Однако помимо указанного перечня пакет документов на списание должен быть дополнен надлежащим образом заверенными копиями заявления государственного (муниципального) учреждения в органы внутренних дел и постановления об открытии уголовного дела и розыске заявленного имущества, а также документами завершенного внутреннего расследования комиссией обстоятельств утраты в результате форс-мажора.
На практике списание имущества можно проводить при наличии документа органов внутренних дел о безуспешных результатах розыска. Как и в двух предыдущих случаях, списание можно оформить лишь после издания соответствующего распоряжения собственником.
Кроме того, отметим, что списание инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете, проводится на основании решения комиссии, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом - актом. Однако в соответствии с п. 52 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, к отражению в бухгалтерском учете принимаются акты при наличии согласования решения о списании объекта основного средства с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте.
При этом в соответствии с п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если речь не идет о крупной сделке, размещении денежных средств на депозитах кредитных организаций, а также о наличии заинтересованности в сделке, о которой собственник должен знать.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества автономного учреждения являются соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Пример. В бюджетном учреждении после проведения процедуры списания с балансового и забалансового учета списаны следующие основные средства:
- вследствие физического износа списана дрель, приобретенная за счет средств от приносящей доход деятельности, стоимостью 2800 руб.;
- вследствие физического износа списан телефон стоимостью 4500 руб. и суммой начисленной амортизации 4500 руб., приобретенный за счет средств от приносящей доход деятельности;
- списан персональный компьютер, пришедший в негодность по причине морального и физического износа, стоимостью 28 000 руб. и суммой начисленной амортизации 26 000 руб., приобретенный на средства субсидии собственника.
Следовательно, дрель и телефон списаны учреждением самостоятельно в соответствии с общим порядком списания основных средств. Для списания персонального компьютера применена процедура согласования и утверждения списания.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение может распоряжаться самостоятельно.
Поскольку на балансовом учете учреждений находятся и основные средства, полученные от собственника на праве оперативного управления, и основные средства, приобретенные в ходе осуществления деятельности, приносящей доход, то при оформлении документов на списание и далее при отражении хозяйственных операций по выбытию основных средств следует указывать, за счет какого финансового обеспечения основные средства были приобретены: от приносящей доход деятельности (собственные доходы учреждения) или субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Список литературы

1. Беспалов М.В. Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и страховых взносов в 2011 г. // Налоги и финансы. Санкт-Петербург. 2011. N 1.
2. Беспалов М.В. Реформирование учета в бюджетных организациях // Налоговый вестник. 2011. N 6. Июнь.
3. Беспалов М.В., Абдукаримов И.Т. Анализ эффективности использования средств, инвестированных в основные фонды компаний. // Финансы: планирование, управление, контроль. 2011. N 5. Сентябрь.
4. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
8. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
9. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
10. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
11. Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления: Приказ Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н.
12. Петрова В.И., Петров А.Ю., Сорокин А.Н., Суглобов А.Е. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях (Россия). М.: КноРус, 2010.
13. Полещук Т.А., Митина О.В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М.: Инфра-М, 2010.
14. URL: http://www.consultant.ru.
15. URL: http://www.garant.ru.

В бухгалтерском учете объекты недвижимости рассматриваются как основные средства, поэтому общие правила учета ОС применимы и к ним. Однако здесь есть свои особенности, которые во многом они зависят от типа объекта и его назначения. О том, в чем именно заключаются эти особенности, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет » компании СКБ Контур.

Как определить объект основного средства

В случае со зданиями, строениями, сооружениями и помещениями правильно определить инвентарный объект бывает непросто. И здесь важно ориентироваться на несколько правил:

  • инвентарная единица — это отдельно стоящее здание или целый комплекс построек, возведенных на едином фундаменте, которые выполняют одну или несколько общих функций;
  • примыкающие здания с разными функциями — это разные объекты;
  • если вспомогательные строения обеспечивают эксплуатацию основного здания, они считаются его частью;
  • всевозможные надворные постройки, заборы и иные сооружения, которые обеспечивают работу нескольких зданий или имеют самостоятельное назначение (гараж, летняя кухня), учитываются как отдельные объекты.

Например, отдельно стоящая баня — это строение с самостоятельным назначением, отдельный объект учета. А вот помещение для хозяйственного инвентаря сотрудников учреждения является вспомогательным, обеспечивает эксплуатацию конкретного здания, поэтому бухучет не выделяет его как самостоятельное помещение.

Каждому вновь поступившему объекту бухгалтер присваивает индивидуальный инвентарный номер. Он сохраняется на протяжении всего срока эксплуатации здания/помещения данным учреждением. Структуру номеров, логику их присвоения объектам учреждение вправе придумать самостоятельно.

Группы объектов недвижимости по их назначению определяет Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). Предназначенные для проживания человека здания/помещения разных типов считаются жилыми. Нежилые объекты — это административные, промышленные, обслуживающие здания, в том числе гаражи и складские помещения. В этом бюджетный учет ничем не отличается от учета в коммерческих предприятиях.

Какой ОКОФ применять

Опираясь на ОКОФ, бухгалтер определяет срок полезного использования объекта и рассчитывает ежемесячную амортизацию. В 2017 году Минфин России серьезно изменил структуру классификатора (письмо от 27.12.16 № 02-07-08/78243), некоторые позиции ведомство удалило вовсе или заменило обобщающими понятиями. Изменился и вид кодировки основных средств. Прежний код состоял из 9 цифр вида ХХ ХХХХХХХ, например:

11 0000000 Здания (кроме жилых):

  • 11 0001000 Здания, кроме жилых, не включенные в другие группировки
  • 11 4521000 Здания топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий

Новые коды имеют иную структуру — ХХХ.ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ. Для сравнения приведем классификацию некоторых зданий по новому ОКОФ:

Пятая группа (имущество со сроком полезного использования от 7 до 10 лет включительно)

Новый ОКОФ применяется только для зданий, сооружений и помещений, которые введены в эксплуатацию и поставлены на учет после 1 января 2017 года. Пересматривать группы ранее полученного имущества не надо, для них сохраняется прежняя классификация.

Ключевые принципы учета

Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н уточняет, как формировать номера счетов по основным средствам. Для синтетического учета в Плане счетов бюджетного учета выделен счет 010100000 «Основные средства» и два субсчета:

Любое движение основных средств: поступление, внутреннее перемещение, перестройка, списание и пр. — учреждение оформляет типовыми первичными формами (о них см. ниже), в том числе специальными, предназначенными только для зданий и сооружений (приказ Минфина РФ от 30.03.15 № 52Н). Документы составляются в двух экземплярах, один из которых оставляет у себя МОЛ, а второй забирает бухгалтерия.

Как принять здание к учету

Учреждения, как правило, не являются собственниками имущества, а только распоряжаются им на правах оперативного управления в соответствии с назначением имущества, целями своей деятельности и заданиями собственника, то есть учредителя.

Инструкция № 157н диктует строгое правило: объекты недвижимости принимать и снимать с учета можно только на основании первичных форм с обязательным приложением регистрационных документов (свидетельства о регистрации права собственности или права оперативного управления (выписка из ЕГРП). А значит, принимая здание или помещение к учету, руководитель учреждения и бухгалтер прежде всего уточняют условия передачи имущества (аренда, хранение и пр.). Эти условия должны быть где-то зафиксированы: в отдельном письме или в акте приема-передачи собственник указывает, что до регистрации права оперативного управления недвижимость переходит в безвозмездное пользование учреждению. Когда статус объекта уже уточнен, бухгалтерия может применять соответствующую норму Инструкции № 157н.

Если учреждение планирует использовать имущество до того, как зарегистрирует свое право на оперативное управление, оно составляет договор безвозмездного пользования и ставит объект на учет на забалансовый счет 01 (п. 333 Инструкции № 157н).

Организации госсектора, принимающие недвижимость, должны помнить, что ни один из объектов не может числиться в балансовом учете двух учреждений.

Дебет

Кредит

До государственной регистрации объекта недвижимости

Подписан акт приема-передачи на основании распорядительного акта собственника

Отражены расходы на коммунальные услуги

После государственной регистрации объекта недвижимости

С забалансового учета списан объект на основании государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Основное средство принято к учету по факту государственной регистрации прав на недвижимое имущество:

на сумму балансовой стоимости

на сумму начисленной амортизации

При поступлении объектов недвижимости руководитель или уполномоченный им сотрудник подписывает форму 0306030 «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», к которой присоединяются документы о государственной регистрации прав. Если речь идет о перемещении объекта от одного материально ответственного лица другому в рамках одно и того же учреждения — форму 0306032 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств».

Для бухгалтерии акт приема-передачи вместе с технической документацией на объект — основание составить инвентарную карточку или внести запись об изменениях в уже имеющуюся. Бухгалтер оформляет инвентарные карточки на каждый из инвентарных номеров и регистрирует их в специальной описи.

Как в бухучете отразить модернизацию

Балансовая стоимость основных средств складывается из их первоначальной стоимости и затрат на производимые изменения, что особенно актуально для зданий, сооружений и помещений, которые часто реконструируются, достраиваются и пр. Эти изменения увеличивают первоначальную стоимость объекта, если в результате произведенных операций улучшаются основные нормативные показатели: эффективность использования, срок эксплуатации и пр. Балансовая стоимость поменяется и в случае переоценки объектов (приказ Минфина России от 29.08.2014 № 89н).

Разницу в балансовой стоимости, изменение первоначальной стоимости и технических характеристик ОС бухгалтеру следует отразить в той же форме 0306002 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств».

Как списать здание

В число наиболее частых причин для списания зданий и помещений входят:

  • моральный и физический износ объекта, нецелесообразность дальнейшей эксплуатации и/или неэффективность его восстановления;
  • передача объекта недвижимости другому учреждению, органу государственной власти или местного самоуправления;
  • ликвидация объекта в результате аварии, во время стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.

Все случаи выбытия/списания объектов перечислены в п. 51 Инструкции № 157н.

Вместе со стоимостью имущества с балансового учета списывается и сумма начисленной амортизации. Сделать это можно только на основании решения собственника объекта и акта, заверенного руководителем учреждения. До окончания всех мероприятий по ликвидации/списанию объекта недвижимости бухгалтерия не может производить какие-либо операции.

Как отразить выбытие таких основных средств в бухучете, зависит от основания списания и типа учреждения. Казенные учреждения опираются на Инструкцию № 162н, бюджетные учреждения — на Инструкцию № 174н, автономные — на Инструкцию № 183н.

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Продажа, недостача, хищение, физический и моральный износ

1 104 1х 410
1 401 10 172

0 104 1х 410
0 401 10 172

0 104 1х 000
0 401 10 172

Уничтожение, разрушение, приведение в негодность вследствие стихийных бедствий

1 104 1х 410
1 401 20 273

0 104 1х 410
0 401 20 273

0 104 1х 000
0 401 20 273

Пример. Наводнение разрушило секцию здания МКУ «Петровская библиотека», учредитель принял решение списать пришедшее в негодность здание. Балансовая стоимость ОС — 3 200 000 рублей, сумма амортизации к моменту разрушения — 1 300 000 рублей.

Хозяйственные операции по списанию объекта:

При выбытии основных средств бухгалтер заполняет один из документов:

  • форму 0306003 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»;
  • форму 0306033 «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)».

Что проверяет инвентаризационная комиссия

Одна из важных составляющих учета зданий и помещений — своевременная инвентаризация. Порядок проведения подробно изложен в законе «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ , методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина от 13.06.1995 № 49) и других нормативных актах.

Специально созданная руководителем учреждения комиссия осматривает объекты и заносит полученные данные по их наличию и состоянию в инвентаризационные описи. Комиссия также проверяет, в каком объеме представлена техническая документация на объект, правильно ли ведутся инвентарные карточки, описи и книги, законно ли учреждение использует недвижимость.

Руководителю учреждения и бухгалтеру следует отнестись к инвентаризации зданий сооружений и помещений внимательно. Впрочем, этот совет касается и остальных этапов работы с недвижимостью, ведь она составляет значительную долю в активах учреждений. Ошибки в учете, некорректное начисление амортизации может повлечь нарушения в финансовой отчетности и привести к серьезным штрафам со стороны контролирующих органов.