Англия 60 х годов. Другие знаковые лондонские здания эпохи брутализма

Впечатляющие кадры фотографа Nick Hedges, который в конце 60х и начале 70х запечатлел на пленку английские трущобы. Так жил массово рабочий класс, за всякими чертами бедности. Не весь раб класс, но большая его часть. В конце 60х в таких нечеловеческих условиях жили около 3 миллионов человек, для Англии цифра огромная. Я хочу подчеркнуть, что ниже на фото представлены семьи не алкоголиков, не забулдыг, не деклассированных мигрантов, а семьи простых англичан из рабочего класса, проживающих в больших городах Англии (семьи иногда смешанные). У многих не было ни газа, ни отопления, даже стекла в окна не могли себе позволить вставить.

Кстати, центральное отопление в Британии и ванные/душевые комнаты в домах и квартирах начали появляться только в конце 60х/70х. До этого жил фонд был просто не приспособлен в таким "изыскам". Вплоть до 70х годов зачастую мылись всего раз в неделю, а ежедневная гигиена сводилась к протиранию тела влажной губкой. Даже если в доме и была ванная, то мыться каждый день было довольно дорогостоящим удовольствием. Только в 60е началось массовое строительство дешевого муниципального жилья, качество таких домов еще хуже хрущевок, но по сравнению с трущобами - это был прорыв для рабочего класса и наплыва мигрантов, который как раз начался где-то в это время.

Меня всегда смешит, когда начинают сравнивать уровень жизни людей в СССР и Америкой/Европой. С США сравнивать вообще нецелесообразно, потому что США первые и прямые выгодоприобретатели второй мировой войны. А в большинстве стран Европы простые люди жили очень бедно вплоть до начала 80х.

В СССР в конце 60х и начале 70х так, как на фото ниже, жили только совершенно уж деклассированные элементы, алкоголики и то в деревнях. В больших городах таких трущоб если и было, то крайне мало. Да, были коммуналки, но простому народу в Британии в то время приходилось снимать только комнатушки, где тоже ютились большими семьями. Но только условия этого жилища было ужасающим порой

Что самое интересное - фотографии пролежали всё это время в архивах, публиковать их было запрещено, власти якобы ссылались на нарушение частной жизни тех, кто запечатлен на фото. Ну да, конечно, люди, которые жили с крысами очень бы расстроились по поводу нарушения своей частной жизни.

1


Ливерпуль, 1969 год

2


Лондон, ист-энд, 1969

3


Глазго, 1970

4


Глазго, 1970

5


Бирмингем, 1970

6


Лидс, 1970

7


Лидс, 1970

8


Манчестер, 1971

9


Ливерпуль, 1969. три поколения семьи живут в одной снимаемой полуподвальной комнате

10


Манчестер, 60е

11


Шеффилд, 1969. Женщина и её пятеро детей живут в дома без электричества, газа, горячей воды и удобств. Еду она готовила в камине.

12


Бирмингем, 1969

13


Ливерпуль, 1969

14


Ливерпуль, 1969. Семья готовит обед в камине

15


Глазго, 1970. Семья живет в помещении, которое протекает, в комнате лужи дождевой воды. Полчища крыс, один раз насчитали 16 штук

16


Ливерпуль, 1971

17


Глазго, 1970. Обратите внимание, что денег у женщины нет даже на стекла в окна.

18


Бирмингем, 1969

19


Глазго, семье приходится жить в трущобах, которые уже начали сносить, но им некуда уезжать

20


Бирмингем. 1969

А это уже снимки другого фотографа - Джона Бигнелла, он снимал в самом зажиточном и фешенебельном районе Лондона - Кенсингтон и Чесли. Вот, что представляли эти районы в 50х и 60х годах. Тоже очень всё бедно и даже местами разрушено. По-моему к этому времени центр Москвы и Питера в СССР уже полностью отстроили и восстановили после войны. Еще момент - карточки в СССР отменили в 1947 году, в Британии в 1954.

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Сайчас эти районы выглядят примерно вот так:

П.С. Вот по теме уморительнейший диалог "историков", которые демонизируют Россию времен СССР.


Впечатляющие кадры фотографа Nick Hedges, который в конце 60-х -- 70-х запечатлел на пленку английские трущобы. Так жил массово рабочий класс, за всякими чертами бедности. Не весь раб класс, но большая его часть. В конце 60х в таких нечеловеческих условиях жили около 3 миллионов человек, для Англии цифра огромная. Я хочу подчеркнуть, что ниже на фото представлены семьи не алкоголиков, не забулдыг, не деклассированных мигрантов, а семьи простых англичан из рабочего класса, проживающих в больших городах Англии (семьи иногда смешанные). У многих не было ни газа, ни отопления, даже стекла в окна не могли себе позволить вставить.
Ливерпуль, 1969 год. Описание фото фотографов

Кстати, центральное отопление в Британии и ванные/душевые комнаты в домах и квартирах начали появляться только в конце 60-х--70-х. До этого жил фонд был просто не приспособлен в таким "изыскам". Вплоть до конца 70-х годов зачастую мылись всего раз в неделю, а ежедневная гигиена сводилась к протиранию тела влажной губкой. Даже если в доме и была ванная, то мыться каждый день было довольно дорогостоящим удовольствием. Только в 60-е началось массовое строительство дешевого муниципального жилья, качество таких домов еще хуже хрущевок, но по сравнению с трущобами - это был прорыв для рабочего класса и наплыва мигрантов, который как раз начался где-то в это время.

Меня всегда смешит, когда начинают сравнивать уровень жизни людей в СССР и Америкой-Европой. С США сравнивать вообще нецелесообразно, потому что США первые и прямые выгодоприобретатели второй мировой войны. А в большинстве стран Европы простые люди жили очень бедно вплоть до начала 80-х.

Что самое интересное - фотографии пролежали всё это время в архивах, публиковать их было запрещено, власти якобы ссылались на нарушение частной жизни тех, кто запечатлен на фото. Ну да, конечно, люди, которые жили с крысами очень бы расстроились по поводу нарушения своей частной жизни.


Лондон, ист-энд, 1969

3


Глазго, 1970

4


Глазго, 1970

5


Бирмингем, 1970

6


Лидс, 1970

7


Лидс, 1970

8


Манчестер, 1971

9


Ливерпуль, 1969. три поколения семьи живут в одной снимаемой полуподвальной комнате

10


Манчестер, 60е

11


Шеффилд, 1969. Женщина и её пятеро детей живут в дома без электричества, газа, горячей воды и удобств. Еду она готовила в камине.

12


Бирмингем, 1969

13


Ливерпуль, 1969

14


Ливерпуль, 1969. Семья готовит обед в камине

15


Глазго, 1970. Семья живет в помещении, которое протекает, в комнате лужи дождевой воды. Полчища крыс, один раз насчитали 16 штук

16


Ливерпуль, 1971

17


Глазго, 1970. Обратите внимание, что денег у женщины нет даже на стекла в окна.

18


Бирмингем, 1969

19


Глазго, семье приходится жить в трущобах, которые уже начали сносить, но им некуда уезжать

20


Бирмингем. 1969

А это уже снимки другого фотографа - Джона Бигнелла, он снимал в самом зажиточном и фешенебельном районе Лондона - Кенсингтон и Чесли. Вот, что представляли эти районы в 50х и 60х годах. Тоже очень всё бедно и даже местами разрушено. По-моему к этому времени центр Москвы и Питера в СССР уже полностью отстроили и восстановили после войны. Еще момент - карточки в СССР отменили в 1947 году, в Британии в 1954.

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Сайчас эти районы выглядят примерно вот так:

П.С. Вот по теме уморительнейший диалог "историков", обсуждают ужасающий быт времен СССР:

На всякий случай уточню - на фото известный певец. Не наш. И кухня тоже.


Исследуя Британию 60-х, мы чаще всего рассказываем о субкультурах и обо всем, что с ними связано. Между тем, эпитет «Свингующая», которым столь ёмко промаркирована та выдающаяся эпоха, имеет гораздо более широкий контекст. Десятилетие послевоенного экономического подъема сказалось на жизни подданных Её Величества: в больших городах росли здания невиданной прежде архитектуры, традиционные предметы быта обрели новые формы, а магазины, где их можно было купить, преобразились до неузнаваемости. Спустя полвека оказывается, что смотреть на Шестидесятые сквозь призму дизайна и архитектуры так же интересно, как рассматривать это время с позиций музыки, моды или кино.



Дизайн интерьеров

Традиционно аскетичная обстановка британских домов в Шестидесятые была надолго вытеснена новыми течениями – чопорность и строгость заменил новый стиль, корни которого уходили и в набирающий популярность поп-арт, и в ар-нуво, и даже в русский авангард двадцатых. Как джаз или соул, ключевые элементы новых тенденций пришли в Англию из США, за что стоит благодарить уже ставшего к тому времени мировой знаменитостью Энди Уорхола. Его банки супа и портреты Мэрилин Монро в один момент сошли с манхэттенских картин на обои, ковры и шторы в лондонских Челси или Ноттинг-Хилле.

Стены квартир в модных районах Лондона, как правило, украшали рисунки Дэвида Хокни: задолго до обретения статуса самого влиятельного британского художника послевоенного периода яркие идеи уроженца графства Йоркшир нашли признание в дизайне интерьеров.





Если Уорхол и Хокни работали с яркими оттенками, то произведения другого законодателя стиля того времени, лондонской художницы Бриджет Райли, значительно от них отличались. Райли экспериментировала с оп-артом – искусством, использующим многообразие оптических иллюзий, а именно, с одним из его главных направлений – геометрической абстракцией, опирающейся на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Наиболее известные работы Райли – орнаменты с повторяющимися волнистыми линиями или черно-белыми квадратами, что отлично вписывалось в новые тенденции и визуально расширяло пространство.




Важным орнаментом стал и Flower print – цветочный узор, отсылающий к субкультуре хиппи и сопутствующей ей атмосфере свободы и психоделики. Однако этим вклад «детей-цветов» в мир дизайна не ограничился: хиппи также привнесли в новомодную обстановку восточные нотки в виде ковров из Индии или Марокко, куда тысячи просветленных молодых людей с туманного Альбиона отправлялись на поиски истины. Впрочем, многие из них, подобно своим кумирам из The Beatles, быстро разочаровывались в учителях и возвращались домой, прихватив множество местных артефактов. Причудливые узоры с многовековой историей достойно уравновешивали модернистские интерьеры Лондона, Брайтона, Ливерпуля и других городов по всей стране.

С востока прибыл и другой культовый принт – paisley (пейсли), или «турецкий огурец». Прижившийся в Италии в качестве рисунка на галстуках и рубашках, в Англии он нередко использовался при производстве обоев, ковров и домашнего текстиля.


Обои были важны для создания фона, что касается прочих деталей интерьера, центральными предметами в дизайне нового времени стали стулья - в то десятилетие они претерпели столько изменений, сколько не случалось ни до, ни после. Большинство из существующих сегодня моделей стульев были созданы с нуля или полностью переосмыслены именно тогда. Произошло это по нескольким причинам. Во-первых, наступила эпоха освоения космоса: футуристические сюжеты стали невероятно популярными и в литературе, и в кино (только «Барбарелла» Роже Вадима и «Космическая Одиссея 2001» Стэнли Кубрика чего стоят), и, конечно, в дизайне - некоторые стулья, за характерную форму получившие названия egg chairs, напоминали не предметы домашнего обихода, а кресла звездолета. Во-вторых, появились синтетические материалы, составившие конкуренцию старому доброму дереву, - полипропилен и ПВХ.


С названием «полипропилен» связан не только сам материал, но и ставший культовым Polyprop, - стул, разработанный в 1962 году британцем Робином Дэем. На создание простой и недорогой модели из пластика дизайнера вдохновили увиденные им сиденья в каноэ во время путешествия по африканской Ботсване. Выполненный из легкого полипропилена, стул издавался в самых разных версиях: домашней, офисной, детской и стал классикой британского дизайна, удостоившись чести быть изображенным даже на почтовой марке.


В целом, стиль 60-х в британском интерьере характеризует оптимистичный, жизнерадостный взгляд на мир. Ему свойственны яркие цвета, разнообразные сочетания материалов и поверхностей, оригинальная форма предметов. Геометрия прослеживается во всем: в форме мебели, настенных покрытиях, аксессуарах.

Космическая и комиксовая тематики в британском интерьере 60-х |

Pop Art интерьер загородного дома под Лондоном, 1960-е |


Архитектура

Если модная внутренняя обстановка в Шестидесятые отталкивалась пусть от новых, но обязательно изящных форм, в архитектуре всё было с точностью до наоборот. В послевоенное время в моду вошел модернизм, а особенно, одно из его направлений – брутализм. Термин произошел от французского «béton brut» – «голого бетона» как основы построенных в этом стиле зданий.


Центром европейского брутализма стал лондонский район Barbican. После войны этот квартал в самом центре Сити был почти полностью разрушен, к тому же растущий город испытывал острую потребность в новой недвижимости. Тогда же и было принято решение возвести здесь комплекс, включающий в себя не только жилые дома, но и всю необходимую инфраструктуру для его обитателей: от магазинов до центров бытового обслуживания и культурных заведений.

Подобная идея «города в городе» не стала новой: впервые она была опробована в молодой советской России в эпоху расцвета конструктивизма и авангарда (1920-30-е годы), но потерпела крах. Создатели Barbican вдохновлялись опытом француза Ле Корбюзье, идеолога концепции «Жилой единицы», реализованной им в жилом комплексе в Марселе. Лондонский квартал на территории в 40 акров должен был продемонстрировать все имевшиеся на тот момент достижения архитектуры и технического прогресса.


Для работы над Barbican привлекли британских и финских архитекторов: результатом стал проект «города-сада» - лаконичных жилых домов из железобетона, что само по себе уже было революционным решением: не одно столетие главным строительным материалом в британской столице являлся красный кирпич, теперь же он вытеснялся бетонными блоками, которые к тому же заливались непосредственно на стройплощадках. Проект жилых домов не предусматривал никаких украшений, всё было подчинено простым формам и функциональности.

Чтобы у будущих жильцов не возникало ощущение обитания в каменных джунглях, в районе были предусмотрены сады (не только во дворах, но и на крышах зданий), а в центре квартала предлагалось пространство с каналами, водопадами и главной деталью – остатками стены времен римской оккупации (когда-то здесь располагался римский форпост – название Barbican, то есть «сторожевая башня», появилось именно оттуда). В целях снижения уровня шума в окрестностях Barbican под землю убрали линии железной дороги и метрополитена, а рельсы подложили специальными прокладками с шумопоглощающим эффектом.


Комплекс возводился в период с 1965 по 1976 гг. После окончания строительства Barbican включал в себя две тысячи квартир для более чем четырех тысяч жителей. Именно здесь впервые в Великобритании появились так хорошо знакомые нам типовые малогабаритные квартиры. Чуть позже внутри квартала был построен Barbican Centre – культурный центр с публичной библиотекой, арт-пространствами, музеем, театром и драматической школой. Брутальная архитектура как таковая давно вышла из моды, став своего рода утопией, но район продолжает оставаться важной точкой на карте Лондона, где до сих пор проходят многочисленные выставки, театральные премьеры и концерты.


The Chelsea Drugstore

Когда строительство Barbican шло полным ходом, чуть западнее от него, в престижном районе Челси, на пересечении King’s Road и Royal Avenue, в 1968 году открылся магазин с названием, на первый взгляд, не имевшим никакого модного подтекста, но тут же ставшим местом притяжения аудитории того самого «Свингующего Лондона», – речь идет о Chelsea Drugstore.


Концепция-прообраз будущих модных торговых центров не британская задумка, а заимствование у парижского Le Drugstore на бульваре Сен-Жермен, зато общемировой известности добилась именно британская версия: под вывеской аптеки на трех этажах располагались продуктовые магазины, бары, лавки со свежей прессой, бутики одежды и, как ни странно, аптека.

Посетителей в Chelsea Drugstore притягивали не только формат торгового центра или удобное расположение, но и новаторский внешний вид: архитектору Энтони Клоугли и дизайнеру Колину Голдингу, трудившимся над проектом, удалось создать здание из стекла и бетона с овальными входами и круглыми окнами-иллюминаторами. Вызывающее трехэтажное здание настолько выделялось среди классических построек старого Лондона, что пройти мимо было попросту невозможно.

Многим из современников аутентичного Chelsea Drugstore запомнился не только новый формат торговли, но и продуманная система обслуживания: посетителей встречали девушки в кошачьих костюмах пурпурного цвета, они же работали в службе доставки. Примечательно, что покупки лондонцам юные леди доставляли на мотоциклах в таких же ярких нарядах. К услугам тех, кто предпочитал посетить магазин самостоятельно, были удобные рабочие часы: семь дней в неделю, по шестнадцать часов в сутки.

Частыми гостями необыкновенной аптеки была и творческая богема: Chelsea Drugstore воспета The Rolling Stones в песне Can’t Always Get What You Want; Мика и Кита часто видели прогуливающимися от одного бутика к другому или в местном баре, а на киноэкране магазин можно увидеть в «Заводном апельсине» Стэнли Кубрика.

Открытый в необыкновенно удачное время, Chelsea Drugstore успешно проработал все 70-е и большую часть 80-х, а затем его сменил винный бар. Сегодня посетителей здания на углу King’s Road и Royal Avenue встречают уже не одетые в пурпурное девушки, а клоун-символ известной сети ресторанов быстрого питания, – как и многие вещи, сделавшие Англию знаменитой в Шестидесятые, магазин перестал быть актуальным, но надолго вошел в историю моды и стиля.

Другие знаковые лондонские здания эпохи брутализма






Лаборатория ядерной физики Оксфордского университета. Построена в 1967-1970 |



Промышленный дизайн

Начавшийся в пятидесятых в США индустриальный подъем добрался до Британских островов довольно быстро: уже в начале 60-х новые технологии в быту так или иначе вошли в жизнь большинства жителей Соединенного Королевства. Многие из появившихся тогда предметов повседневного спроса были хорошо знакомы британцам и раньше, - их уникальность заключалась в абсолютно новом облике, полностью отвечавшим требованиям времени. Начало космической эры и последовавший за ним бум фантастической литературы быстро задали нужные тренды: вслед за предметами интерьера вся новая техника, от телевизоров и магнитофонов до электробритв и автомобилей, приобрела плавные футуристические формы.


«Космические» тренды имели наибольшее применение в области бытовой техники: многие из созданных в этом стиле предметов быта сегодня украшают полки музеев современного искусства. В их числе – настенные и настольные круглые часы авторства Джоржда Нельсона, скандинавские лампы-бра и, конечно, транзисторы: шестидесятые стали эпохой информации, которую ещё не успело занять телевидение, поэтому изготовленные из новомодной пластмассы ярких оттенков портативные радиоприемники пользовались особенным спросом, а многочисленные производители, среди которых были как гиганты, вроде Philips или Sony, так и забытые сегодня небольшие компании, старались не отставать друг от друга и выпускали всё новые и новые модели приемников.


Интересно, что одна из визитных карточек промдизайна Британии Шестидесятых, чей вклад в создание неповторимого облика британских городов того времени трудно переоценить, не является местной разработкой. По крайней мере, когда бывший авиационный инженер Коррадино де Асканио задался целью создать недорогой мотороллер, он вряд ли рассчитывал, что результат его работы, получивший название Vespa, завоюет миллионы поклонников далеко за пределами его родной Италии и станет символом британских молодежных субкультур. Помимо низкой стоимости, в Шестидесятые Vespa привлекала английских субкультурщиков не только легкостью в управлении и эксплуатации, но и дизайном, в котором изящество форм сочеталось с их простотой.



Vespa, лицензионное производство которой вскоре открылось в Великобритании, всё же оставалась итальянской, а придумать один из главных мировых автомобильных символов Шестидесятых было суждено дизайнеру British Motor Corporation британцу Алеку Иссигонису: в 1956-м он возглавил группу по созданию бюджетного автомобиля-малолитражки. Задача казалась сложной: несмотря на маленький салон, внутри должны были свободно размещаться водитель, три пассажира и багаж.

Продажи нового авто, получившего названия Austin Seven и Morris Mini Motor, стартовали в августе 1959 года, и уже скоро объемы производства возросли до трех тысяч экземпляров в неделю. Всемирную славу Mini принесла его спортивная версия, созданная в 1961 году совместно с гоночной командой Cooper. Интересно, что Алек Иссигонис сначала отказывался от работы с Cooper, настаивая на том, что Mini – автомобиль для скромных обывателей. Mini Cooper оказался в эпицентре поп-культуры и стал воплощением британского автомобилестроения, продержавшись на конвейере 42 года: последний Mini в каноническом кузове был выпущен в 2000-м.


Другой знаковый автомобиль Шестидесятых мог никогда не увидеть свет, если бы голландский партнер компании Volkswagen Бен Пон случайно не обратил внимание на изготовленную рабочими завода в Вольфсбурге самодельную автоплатформу на базе «Жука». Оценив коммерческий потенциал будущей модели, Пон настоял на создании недорогого микроавтобуса, который стал первым в линейке немецкого бренда и получил название Transporter. Первый экземпляр появился в 1949 году, серийное производство началось через полгода. Мировая популярность настигла Transporter десятилетием позже, что напрямую связано с началом эпохи хиппи: дети-цветы использовали простой и недорогой автомобиль для путешествий, поэтому узнаваемую кабину с двумя круглыми фарами можно было встретить и на Вудстоке, и в полях центральных графств Англии. Но ещё шире была география производства Transporter: по лицензии их изготавливали не только в Германии, но и в Бразилии, Аргентине и Мексике, Польше и Южной Африке.

Графический дизайн

Эпоха нового кино, новой музыки и новых впечатлений была бы неполной без художников. Так уж получилось, что главные герои британского графического дизайна оставались в тени тех, кого они рисовали, но свои звезды, безусловно, имелись и здесь. Один из таких героев - лондонский художник Алан Олдридж. В начале Шестидесятых он работал иллюстратором в издательстве Penguin Books, а в 1965 году талант Олдриджа покорил мир поп-культуры: на его счету совместные работы с The Who (обложка альбома A Quick One), Энди Уорхолом и Полом Моррисси (афиша фильма Chelsea Girls) и The Beatles (иллюстрации к вышедшей в 1969 году книге с текстами песен группы). Но главное – Алан Олдридж придумал, как нарисовать целую эпоху: многие психоделические рисунки и шрифты, ассоциирующиеся с Шестидесятыми и сегодня, сделал именно он.


Карьера других ярких представителей эпохи – арт-группы Биндера, Эдвардса и Вона – начиналась с граффити на стенах лондонских домов. Психоделические рисунки с очевидным влиянием ар-нуво привлекли внимание столичной богемы, в том числе Джона Леннона и Пола Маккартни. Вероятно, самой известной работой выпускников Брэдфордского арт-колледжа стало разрисованное пианино для Пола. Однако на этом сотрудничество художников с The Beatles не закончилось: с ними связана одна из самых таинственных записей ливерпульской четверки. В период работы над синглом Penny Lane один из участников Binder, Edwards and Vaughan попросил Пола Маккартни написать музыку для двух мероприятий, проводимых арт-группой в лондонском зале Roundhouse. Результатом стала 30-минутная инструментальная композиция, записанная путем наложения на звуковую дорожку разных эффектов. Долгие годы это музыкальное произведение не имело названия и не появлялось в официальных релизах, выйдя свет только в 1988-м под именем Carnival of Light.