Амортизация тс расчет. Расчет амортизации автомобиля. Методы расчета амортизации

В наше время нередки случаи, когда личные автомобили используются для выполнения служебных обязанностей. В данном случае не обойтись без такого понятия, как амортизация ТС и знать, как рассчитать амортизацию автомобиля.

Навигация по статье

Что такое амортизация авто и каково ее значение

Рассчитываем износ авто грамотно

Амортизация – это специфический метод, с помощью которого можно перенести стоимость мат. активов на стоимость продукции или изделий, которые выпускаются на данном предприятии.

Если говорить об амортизации транспортного средства, то это один из способов, с помощью которого можно перевести износ авто в эквиваленте денег.

С этим понятием приходится сталкиваться не только владельцам организаций, баланс которых включает в себя автомобили, но и обычные автомобилисты, которые приняли решение купить или продать транспортное средство.

На первый взгляд может показаться, что в расчете этого показателя нет ничего сложного. Достаточно только обладать данными про время, на протяжении которого эксплуатируется авто, и расстояние, которое прошла машина.

Но не все так просто. Для того чтобы рассчитать амортизацию автомобиля, используются довольно сложные схемы и формулы. Без их использования полученный показатель будет не достаточно точным и корректным.


Важно проходить вовремя техосмотр транспортного средства

Данные об амортизации ТС дают возможность максимально точно определить время и периодичность осмотров машины.

Кроме этого, обладая данными о показателях амортизации, можно определить тот срок, на протяжении которого еще можно будет эксплуатировать автомобиль.

Если владельцы транспортных средств или руководители предприятий, которые имеют автомобильный парк или пользуются услугами водителей со своими авто, не будут брать в расчет этот показатель или будут его игнорировать, через некоторое время автомобиль станет именно тем средством, которое приносит определенных доход, в довольно дорогостоящую обузу.

Пренебрежение данным показателем приведет к нарушению графика проведения технических плановых или внеплановых осмотров, а также ремонта авто. А эксплуатация такого автомобиля на дорогах будет чрезвычайно опасна.

Пренебрегать необходимостью проведения осмотров ни в коем случае нельзя. И очень важно проводить их в срок. Если этого не делать, автомобиль из средства , эксплуатация которого приносит определенную прибыль, может стать реальной угрозой на дорогах, а его использование повлечет материальные расходы для предприятия или физического лица.

Использование данных пробега машины для расчета ее амортизации

Для того чтобы определить амортизацию автомобиля можно использовать его километраж. Как рассчитать амортизацию автомобиля по пробегу? Для этого необходимо иметь некоторые данные, например:

  • Стоимость расходных материалов, которые были потрачены на поддержание транспортного средства в рабочем состоянии на определенном промежутке времени. Как правило, эти данные берутся за один год.
  • Стоимость жидкости, которая была заменена в тормозной системе авто.
  • Данные о стоимости масла (моторного и др).

Для того, чтобы обладать максимально достоверными сведениями, специалисты рекомендуют вести специальную тетрадь, в которую заносить данные о всех расходах на машину. Можно также сохранять кассовые чеки, которые вы получаете при покупке расходников, запчастей, масел и охладительных жидкостей.

По истечении одного года все данные суммируются, а полученная цифра делится на общий километраж, который машина прошла за год.

Использование данного способа нельзя назвать точным. Основная причина этого заключается в том, что стоимость всех расходных материалов, а также самой работы периодически возрастает – таковы реалии нашего времени.

Для того, чтобы получить более точные результаты, кроме выше названных расходов, рекомендуется также учитывать и такие, как:

  • год выпуска машины
  • условия, при которых эксплуатируется машина
  • погодные условия той области, где работает машина
  • регион (трасса, город, сельская местность и т. д.).

Чем большим количеством данных вы обладаете, тем точнее будет показатель амортизации авто. О методике износа — на видео:

Наиболее простой и точный способ расчета амортизации автомобиля

Одним из самых простых и доступных методов, с помощью которого можно определить показатель амортизации автомобиля за определенный промежуток времени (месяц или год) общепризнан линейный метод.

Данный метод расчетов наиболее рационально использовать в том случаи, когда есть гарантия того, что доходы, получаемые в результате эксплуатации данного транспортного средства, одинаковые на протяжении исследуемого времени.

  • За год
    А = А1 (100%/10) = 20 000.
  • За месяц
    А = А1/12 = 1666,67, где
    А – начальная цена автомобиля;
    100% — продолжительность полезной эксплуатации машины;
    10 – месяц, когда транспортное средство было взято на баланс, в случае с выполнением бухгалтерских или налоговых расчетов. При расчете амортизации частного авто, этот показатель является сроком, когда машина была приобретена;
    12 – количество месяцев в году.

Использование данного метода подразумевает то, что автомобиль на протяжении всего срока его эксплуатации изнашивается равномерно. А в реальной жизни этого нет: автомобиль с каждым голом изнашивается все больше и больше, а, следовательно, уровень его амортизации также будет увеличиваться.

Нельзя достоверно утверждать, что линейный метод определения амортизации автомобиля является максимально достоверным и правильным.

Нюансы расчетов


Можно воспользоваться справочником, но это не всегда достоверно

Для расчета амортизации автомобиля в некоторых случаях применяют методику с использованием специальных справочников.

В них указаны марки автомобилей, а также расчеты по их балансовой стоимости по годам их производства.

Данный показатель из таблицы, затем необходимо разделить на количество месяцев, на протяжении которых данная машина была в эксплуатации. В результате мы получаем цифр, которая будет показывать стоимость амортизации данного автомобиля за один месяц его эксплуатации.

Недостаток такого способа расчетов заключается в том, что при его использовании не берутся во внимание данные о стоимости расходников, масел, охладительных жидкостей и др. материалы, которые необходимы для поддержания машины в рабочем состоянии.

Нельзя точно сказать, какой из этих методик является самым точным и достоверным, какой метод лучше использовать на предприятии или в частных случаях и т. п.

Бухгалтер предприятия или индивидуальный предприниматель имеет право выбрать какой-либо определенный метод самостоятельно на свое усмотрение. При этом, не стоит забывать ни о каких важных показателях, влияющих на работоспособность авто.

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

Например, расход топлива будет рассчитываться исходя из километража, подтвержденного документально, цены, указанной в чеках, и норм расхода топлива, утвержденных в Соглашении об использовании личного транспорта в служебных целях.Наличие документов, перечисленных выше, является необходимым и достаточным условием для начисления и выплаты работнику компенсации за использование личного транспорта в служебных целях. Кроме того, надлежащее документальное оформление позволит Вам избежать претензий со стороны налоговой инспекции и внебюджетных фондов. А о том, как облагается страховыми взносами и НДФЛ компенсация за использование личного транспорта работникам читайте в следующей статье.

Выплачиваем работнику компенсацию за использование автомобиля

Условие ООО «Альянс» перечислило 31.08.2011 на зарплатную карту работника — менеджера продаж компенсацию за использование личного автомобиля в сумме 5000 руб. за август 2011 г. Для целей налога на прибыль сумма компенсации признана по норме 1200 руб., поскольку объем двигателя автомобиля меньше 2000 куб. см. Решение ООО «Альянс» отразит в учете следующие проводки.


Содержание операции Дт Кт Сумма На дату перечисления компенсации работнику (31.08.2011) Перечислена суммакомпенсацииработнику 73 «Расчетыс персоналомпо прочимоперациям»,субсчет «Расчетыпо компенсациямза использованиеличных легковыхавтомобилей дляслужебных поездок» 51 «Расчетныесчета» 5000 Сумма компенсацииотражена в расходах 44 «Расходына продажу» 73, субсчет»Расчетыпо компенсациямза использованиеличных легковыхавтомобилей дляслужебных поездок» 5000 Отражено постоянноеналоговоеобязательство((5000 руб.

Как оформить компенсацию за использование личного транспорта работнику

Нормы расходов на выплату компенсации за использование личного автомобиля (Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92): Рабочий объем двигателя легкового автомобиля Нормы расходов на выплату компенсации (руб. в месяц) до 2000 куб. см включительно 1 200,00 свыше 2000 куб. см 1 500,00 ! Обратите внимание:

  • Нормы расходов на компенсацию за использование личного транспорта уже включают в себя все затраты, связанные с его использованием в служебной деятельности (ГСМ, ремонт, техобслуживание, мойку и т.д.). Таким образом, никакие сверхнормативные суммы компенсации за использование личного транспорта и возмещения расходов не уменьшают налогооблагаемую базу ни по налогу на прибыль, ни по «упрощенному» налогу (Письмо Минфина России от 26.02.2013 № 03-11-11/82; Письма УФНС России по г.

Стоимость амортизации автомобиля

Учитываем компенсацию для целей налогообложения Для целей налогообложения прибыли суммы компенсации за использование личного транспорта работника учитываются в прочих расходах на дату выплаты в пределах месячных норм (Подпункт 11 п. 1 ст. 264, п. 38 ст. 270, пп. 4 п. 7 ст. 272 НК РФ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 08.02.2002 N 92; Письмо Минфина России от 09.08.2011 N 03-03-06/1/465):- по легковым автомобилям:- при рабочем объеме двигателя до 2000 куб. см включительно — 1200 руб.;- при рабочем объеме двигателя свыше 2000 куб. см — 1500 руб.;- по мотоциклам — 600 руб.При этом вам нужно помнить несколько правил налогового учета этих сумм:- для их учета нужно иметь тот же пакет подтверждающих документов, что и для целей НДФЛ, в том числе путевые листы или заменяющие их документы (Пункт 1 ст. 252 НК РФ; Письмо УФНС России по г. Москве от 04.03.2011 N 16-15/).

Компенсация за использование авто в рабочих целях

Составить его можно, например, так. Приложение N 2 к трудовому договору N 57 от 01.03.2011 Соглашение об использовании личного автомобиля работника 10 августа 2011 г. г. Москва Общество с ограниченной ответственностью «Альянс» в лице генерального директора Романова Евгения Алексеевича, действующего на основании устава, именуемое в дальнейшем «Работодатель», с одной стороны, и Старостин Александр Валерьевич, именуемый в дальнейшем «Работник», с другой стороны, договорились о нижеследующем.1. Работник с 1 сентября 2011 г. при исполнении своих трудовых обязанностей использует в служебных целях принадлежащий ему автомобиль «Форд Фокус» с объемом двигателя 1800 куб.
см, 2008 г. выпуска, государственный номер А777ОЕ177 (далее — автомобиль).2. За использование автомобиля работодатель выплачивает работнику компенсацию в размере 3,50 руб.

503 service temporarily unavailable

Кроме того, сотрудник находился в ежегодном оплачиваемом отпуске 14 дней (18.08.14-31.08.14). Рассчитаем сумму компенсации за использование личного автомобиля и сумму возмещения расходов за август:

  • Сумма компенсации за август составит 5 000 / 31 * 17 = 2 741,94 руб.
  • Сумма возмещения расходов на бензин 1 500 * 7,7 / 100 * 32,50 (средняя цена за 1 л бензина АИ-92 согласно чекам АЗС) = 3 753,75 руб.
  • Итоговая выплата сотруднику за использование личного автомобиля в августе составит 6 495,69 руб.

Отражение в бухгалтерском учете: Дебет Кредит Сумма, руб. Содержание операции 44 73 6495,69 Начислена компенсация за использование личного автомобиля сотруднику 73 51 6495,69 Перечислена компенсация на карту сотруднику В налоговом же учете принимаемая сумма компенсации за использование личного автомобиля составит всего лишь 1 200 руб.

Из статьи Вы узнаете: 1. Нужно ли удерживать НДФЛ и начислять страховые взносы с компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях. 2. Можно ли учесть компенсацию за использование личного автомобиля в расходах по налогу на прибыль и УСН. 3. Как рассчитать сумму компенсации и отразить в бухгалтерском учете.
Порядок документального оформления компенсации работнику за использование личного автомобиля в служебных целях мы рассмотрели ранее. Теперь остается выяснить: какими налогами и взносами облагается компенсация и как ее учесть в налоговом и бухгалтерском учете? Забегая немного вперед, скажу, что ответ на эти вопросы во многом зависит от того, является работник собственником автомобиля, или использует его по доверенности. Заинтригованы? Тогда читайте статью.
А в следующей статье выясним, как учесть суммы компенсации в целях налогообложения и начисления страховых взносов. Основания для начисления компенсации за использование личного автомобиля В соответствии со ст. 188 ТК РФ работнику при использовании личного имущества, в том числе личного автомобиля, с согласия и в интересах работодателя предусмотрены следующие выплаты: - компенсация за использование и износ (амортизацию) личного имущества; - возмещение расходов, связанных с эксплуатацией личного имущества. Компенсация за использование работником личного транспорта обычно устанавливается в твердой сумме за месяц, независимо от числа календарных дней в месяце.
Однако следует учитывать, что за периоды, когда работник фактически не исполнял свои служебные обязанности (находился в отпуске, на больничном и т.д.), компенсация не должна начисляться.

Амортизация личного автомобиля в служебных целях расчет

В бухгалтерском учете, в отличие от налогового, в расходах учитывается вся сумма компенсации и возмещения затрат, согласованная между работником и работодателем и подтвержденная документально. Пример расчета компенсации за использование личного автомобиля Возьмем за основу Образец соглашения об использовании личного транспорта из предыдущей статьи. По соглашению менеджеру по продажам за использование личного автомобиля MITSUBISHI LANCER 1,6 выплачивается:

  • Ежемесячная компенсация 5 000,00 руб. в месяц;
  • Возмещение расходов на бензин по нормам расхода, установленным Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (7,7 л / 100 км).

3 сентября работник сдал в бухгалтерию утвержденный руководителем отчет об использовании личного транспорта за август с приложенными чеками АЗС. Согласно отчету пробег автомобиля в служебных целях в августе составил 1 500 км.

Амортизация использования личного автомобиля в служебных целях расчет

И хотя организация вправе определить размер компенсируемого износа применяемым ею способом расчета амортизационных отчислений, по нашему мнению, наименее трудоемким в этом случае будет использование при расчете линейного способа, основываясь на стоимости транспортного средства и ориентировочном ожидаемом сроке его использования.Если автомобиль используется не только в служебных целях, то более правильно будет также скорректировать рассчитанный показатель на коэффициент — соотношение рабочих и календарных дней в месяце (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 N 02АП-5537/15 и определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 27.05.2015 по делу N 33-4307/2015).Примеры расчета амортизации в зависимости от выбранного способа ее начисления содержатся в п.п.

Амортизация за использование личного автомобиля в служебных целях расчет

Внимание

Например, к таким документам могут относиться Положение о разъездном характере работы, Приказ руководителя об утверждении перечня должностей с разъездным характером работы. Поскольку законодательство не дает определения, что такое разъездной характер работы, то работодатель должен самостоятельно установить критерии разъездного характера работы. Так, в Положении можно прописать, что «разъездным считается характер работы, при котором сотрудник более 5 часов в течение рабочего дня проводит в поездках за пределами территории работодателя» или «при разъездном характере работы сотрудник для исполнения своих служебных обязанностей регулярно (не реже 7 раз в течение рабочей недели) совершает поездки за пределы территории работодателя».

Федерального Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и суммы возмещения расходов не облагаются страховыми взносами. При этом не облагаются взносами компенсации и возмещения в полной сумме, установленной соглашением между работодателем и работником (Письма Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 № 1343-19, от 12.03.2010 № 550-19, ПФР от 29.09.2010 № 30-21/10260 (п. 2), ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985). Работник не является собственником автомобиля Если работник управляет автомобилем по доверенности, то вопрос: облагать НДФЛ и страховыми взносами сумму компенсации или нет – является спорным.

Автомобиль уже давно не роскошь. Потребности в этом средстве передвижения возникают практически у каждой организации. Одним необходим грузовик для доставки продукции покупателям или в магазины со склада. Другим – микроавтобус для сотрудников. Третьих устроит подержанная легковушка для курьера. Ну а кому-то нужен дорогой автомобиль представительского класса для директора. Ситуаций, когда без железного коня никак не обойтись, множество. Поэтому все больше организаций решает купить автомобиль. Как известно, его стоимость будет списываться на расходы постепенно через амортизацию. Наша статья поможет правильно ее рассчитать.

Автомобиль на балансе доставляет немало хлопот бухгалтеру. Причем проблемы связаны не только с учетом эксплуатационных расходов. Сложности возникают и при начислении амортизации.

Например, перед бухгалтером практически каждого предприятия, купившего автомобиль, встает дилемма: можно амортизировать автомобиль до его регистрации в ГИБДД или нет?

Другая проблема – определение срока службы машины. Особенно если речь идет о подержанном автомобиле.

Ну и, конечно, особого внимания заслуживает вопрос о применении специальных коэффициентов. В частности, при амортизации дорогих микроавтобусов и автомобилей.

Амортизация и регистрация в ГИБДД

Итак, компания купила автомобиль. Обязательно ли дожидаться регистрации машины в ГИБДД, чтобы начать ее амортизировать?

Требования закона…

Сразу скажем, что прямой зависимости между регистрацией и амортизацией не содержит ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство.

Для целей главы 25 НК РФ амортизацию по основным средствам нужно начислять «с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию» (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что основные средства, права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию. Многие фирмы-автовладельцы ошибочно считают, что в этой норме содержится запрет на амортизацию транспорта до его регистрации в ГИБДД. Надо сказать, что подобные разъяснения некогда давали и налоговики. Например, в письмах УФНС России по г. Москве от 12 мая 2004 г. № 26-12/32341 и от 20 декабря 2002 г. № 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет. А вот финансисты недавно высказались на этот счет.

Так, по мнению Минфина России, положения пункта 8 статьи 258 НК РФ вовсе не относятся к регистрации автомобиля в ГИБДД. Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство. Фактически это просто постановка автомобиля на учет. То есть начинать амортизировать автомобили нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (письмо Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/816).

Регистрация автомобиля в ГИБДД не является регистрацией прав на транспортное средство. А значит, начинать амортизировать автомобили, по мнению финансистов, нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию

Заметим, что точно такой же позиции придерживаются и судьи (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 25 декабря 2006 г. № А05-5787/2006-18, ФАС Западно-Сибирского округа от 23 марта 2005 г. № Ф04-1621/2005 (9589-А27-23)).

Что же касается бухучета, то здесь основное средство амортизируют «с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету» (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). Критерии отнесения активов к числу основных средств приведены в пункте 4 ПБУ 6/01. В частности, необходимо, чтобы объект был предназначен для использования в производстве. Факт же ввода в эксплуатацию не имеет никакого значения. Как пояснил Минфин России в письме от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, объект нужно принимать к учету в качестве основного средства, как только он «приведен в состояние, пригодное для использования». Что же касается регистрации в ГИБДД, то в пункте 4 ПБУ 6/01 она не упоминается.

…и здравый смысл

Получается, для того чтобы ответить на вопрос, можно ли в бухгалтерском и налоговом учете амортизировать автомобиль, не зарегистрированный в ГИБДД, нужно решить, является ли такое транспортное средство пригодным для использования и можно ли его вводить в эксплуатацию. На этот счет есть две точки зрения.

В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» о регистрации в ГИБДД говорится как о допуске автомобиля к участию в дорожном движении. На основании этого налоговики довольно часто заключают, что до момента постановки на учет в ГИБДД еще рано говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию и пригодности его к использованию, а следовательно, и о начислении амортизации. Зачастую такой же позиции предпочитают придерживаться и организации.

Регистрация в ГИБДД – это допуск автомобиля к участию в дорожном движении. Поэтому налоговики считают, что до момента регистрации говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию преждевременно

Однако, на наш взгляд, это неверно. Во-первых, на регистрацию автомобиля отводится пять дней с момента покупки или же время, в течение которого действует знак «Транзит» (п. 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938). Его выдают на срок от пяти до 20 дней в случае, когда машину необходимо перегнать к месту регистрации. То есть, по меньшей мере, в течение первых пяти дней после приобретения компания с полным правом может эксплуатировать автомобиль. Во-вторых, даже если компания и нарушит сроки, то использование незарегистрированного транспортного средства будет исключительно административным нарушением. Никаких налоговых последствий у него быть не должно. Ну а в-третьих, пригодность автомобиля к использованию, по нашему мнению, определяется его техническими данными, а не фактом постановки на учет в ГИБДД. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29 мая 2007 г. № Ф08-1969/07-1099А, где судьи указали, что «ввод в эксплуатацию автомобиля не зависит от регистрации транспортного средства».

Пример 1

ООО «Сатурн» купило в марте 2008 года легковой автомобиль за 236 000 рублей (в том числе НДС – 36 000 рублей). На учет в ГИБДД он был поставлен только в апреле. При этом были перечислены регистрационные пошлины в размере 500 рублей.

ООО «Сатурн» ввело в эксплуатацию автомобиль в марте, не дожидаясь регистрации. Ежемесячная норма амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета составила 2 процента.

Бухгалтер ООО «Сатурн» сделал следующие проводки.

В марте 2008 года:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– 200 000 руб. (236 000 – 36 000) – отражены расходы на приобретение автомобиля;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 36 000 руб. – учтен НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 36 000 руб. – принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 200 000 руб. – автомобиль включен в состав основных средств.

В апреле 2008 года:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» КРЕДИТ 51

– 500 руб. – перечислены пошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»

– 500 руб. – учтены пошлины.

Ежемесячно, начиная с апреля 2008 года:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02

– 4000 руб. (200 000 руб. Х 2%) – начислена амортизация.

В налоговом учете в апреле 2008 года (месяце, следующем за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию) ООО «Сатурн» включило в состав прочих затрат 10-процентную амортизационную премию в сумме 20 000 руб. (200 000 руб. Х 10%).

Также фирма отнесла на расходы амортизационные отчисления в размере 3600 руб. ((200 000 руб. – 20 000 руб.) Х 2%). Эту же сумму (3600 рублей) организация будет ежемесячно включать в состав затрат в течение периода амортизации автомобиля.

Регистрационные пошлины для целей расчета налога на прибыль компания списала как прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Определяем срок эксплуатации

Период, в течение которого фирма будет через амортизационные отчисления списывать стоимость автомобиля, определяется сроком его полезного использования. Этот срок как в бухгалтерском, так и в налоговом учете компании устанавливают самостоятельно. Причем для целей главы 25 НК РФ фирмы обязаны руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Этот же документ можно взять за основу и в бухучете.

В зависимости от технических характеристик автомобили (легковые и грузовые) и автобусы в соответствии с Классификацией относятся к третьей, четвертой или пятой группе. То есть срок их полезного использования может варьироваться от трех до пяти лет, от пяти до семи лет или же от семи до десяти лет.

Так, например, легковые автомобили высшего и большого класса относятся к пятой амортизационной группе. А значит, организации могут установить для них срок службы в пределах от 85 до 120 месяцев. Все же остальные легковые автомобили (кроме машин малого класса для инвалидов, которые относятся к четвертой группе) попадают в третью амортизационную группу. А значит, их стоимость может быть полностью списана в течение 37–60 месяцев. К третьей амортизационной группе относятся и микроавтобусы.

Если компания приобрела подержанный автомобиль, то срок полезного использования, определенный по Классификации, она может уменьшить на число месяцев эксплуатации машины прежними владельцами (п. 12 ст. 259 НК РФ). Но лишь при условии документального подтверждения времени службы у бывших собственников.

Срок полезного использования подержанного автомобиля можно определить с учетом времени службы у предыдущих владельцев. Период, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно узнать из паспорта транспортного средства

Если прежним хозяином была фирма, узнать, сколько месяцев автомобиль работал на ее благо, можно из акта приема-передачи основного средства (форма № ОС-1). Такие данные должны быть приведены и в инвентарной карточке (форма № ОС-6). А значит, ее заверенная копия вполне может служить документальным подтверждением. Кроме того, по мнению финансистов, срок, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно определить по данным паспорта транспортного средства (письмо Минфина России от 3 августа 2005 г. № 03-03-04/1/142). Эти разъяснения особенно актуальны по отношению к автомобилям, в числе собственников которых были физические лица.

Однако часто фактическое время службы подержанного автомобиля оказывается равным максимальному сроку полезного использования, предусмотренному в Классификации для той амортизационной группы, к которой относится машина. Или даже превышающим его. Как сказано в пункте 12 статьи 259 НК РФ, в таком случае новый собственник автомобиля может определять срок полезного использования самостоятельно «с учетом требований техники безопасности и других факторов».

Пример 2

ООО «Юпитер» купило у ЗАО «Луна» легковой автомобиль среднего класса с рабочим объемом двигателя 2 литра. Такие транспортные средства (код по ОКОФ – 15 3410120) относятся к третьей амортизационной группе (срок полезного использования – от трех до пяти лет).

Из акта приема-передачи (форма № ОС-1) следует, что ЗАО «Луна» использовало автомобиль в течение трех лет и десяти месяцев. Организация получила его в качестве вклада в уставный капитал от учредителя – физического лица. Из паспорта транспортного средства видно, что общее время эксплуатации автомобиля составляет пять лет и семь месяцев. То есть оно превышает максимальный срок полезного использования, предусмотренный для основных средств, включаемых в третью амортизационную группу.

Учитывая техническое состояние автомобиля, ООО «Юпитер» решило установить срок полезного использования равным 24 месяцам.

Может ли этот срок полезного использования подержанной машины быть меньше года? На наш взгляд, да. Если компания решит, что пользоваться автомобилем она сможет меньше 12 месяцев, его стоимость можно будет списать единовременно, а не погашать через амортизацию. Правда, не исключено, что при проверке налоговики не согласятся с таким подходом. Особенно если окажется, что на деле фирма пользовалась этим транспортным средством больше года. Например, в письме УФНС России по г. Москве от 18 августа 2004 г. № 26-12/54016 фискалы настаивали на том, что срок полезного использования изношенного автомобиля меньше года быть не может.

Дорогое авто

Если фирма приобрела дорогой легковой автомобиль или микроавтобус, она должна амортизировать их с применением специального понижающего коэффициента. Основную норму амортизации, которая рассчитана исходя из срока службы машины, определенного по Классификации, нужно умножать на 0,5. То есть фактически компания будет списывать стоимость покупки вдвое дольше. Ведь в результате применения коэффициента уменьшится сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

Важно помнить, что такой порядок действует только в налоговом учете. ПБУ 6/01 использование каких-либо понижающих коэффициентов не предусмотрено.

Применение коэффициента 0,5 – не право, а обязанность фирмы – владельца легкового автомобиля, первоначальная стоимость которого превышает 600 000 рублей, или же микроавтобуса, стоящего более 800 000 рублей (п. 9 ст. 259 НК РФ). Заметим, что до 2008 года понижающий коэффициент следовало применять к автомобилям дороже 300 000 рублей и микроавтобусам стоимостью свыше 400 000 рублей.

В связи с повышением лимитов у всех владельцев дорогого транспорта возник закономерный вопрос: можно ли прекратить применять коэффициент 0,5, если первоначальная стоимость автомобиля (микроавтобуса) меньше новых значений? Финансисты ответили на этот вопрос отрицательно. В письме от 18 января 2008 г. № 03-03-06/1/11 Минфин России аргументировал свою позицию тем, что «выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации».

Финансисты считают, что организация должна продолжать амортизировать с понижающим коэффициентом легковые автомобили и микроавтобусы, которые до 2008 года считались дорогостоящими. Даже если теперь их первоначальная стоимость не превышает новых лимитов

Действительно, пункт 3 статьи 259 НК РФ такой запрет содержит. Только вот какое отношение понижающий коэффициент имеет к методу амортизации?

В налоговом учете компании могут начислять амортизацию одним из двух способов: линейным или нелинейным. Каждый метод предусматривает свою формулу для расчета основной нормы амортизации. Именно ее владельцы дорогих машин должны умножать на 0,5. Если же фирма перестанет применять понижающий коэффициент, то метод амортизации все равно останется прежним (как, впрочем, и основная норма). То есть требование, установленное пунктом 3 статьи 259 НК РФ, никоим образом не нарушится. А значит, компании, по нашему мнению, имеют полное право с января 2008 года не учитывать коэффициент 0,5 при амортизации легковых автомобилей стоимостью от 300 000 до 600 000 рублей и микроавтобусов стоимостью от 400 000 до 800 000 рублей.

Упомянутое письмо Минфина России – ответ на частный запрос. Фирмы не обязаны руководствоваться этими разъяснениями. Однако не исключено, что их возьмут на вооружение налоговики. В таком случае компаниям, которые отказались от применения понижающего коэффициента, по всей видимости, придется отстаивать свою позицию в суде.

Сама по себе амортизация – это перенос стоимости средства труда (в данном случае автомобиля) в зависимости от меры их износа на продукт, производимый с их помощью. Как правило, амортизация исчисляется в денежном эквиваленте.

Расчет амортизации нужен, чтобы вовремя проводить все необходимые по регламенту технические осмотры и ремонты транспортного средства, а также чтобы определить максимально возможный (оставшийся) срок эксплуатации.

Пренебрегать положенными техническими работами нельзя. И очень важно проводить их в срок. В противном случае автомобиль из средства передвижения может превратиться в реальную угрозу на дорогах.

Как рассчитать амортизацию авто

Чтобы провести расчет амортизации автомобиля, совсем не обязательно обладать специфическими бухгалтерскими знаниями. Если следовать инструкции, это не так и сложно.

Один из простых вариантов, как можно рассчитать приблизительную амортизацию, выглядит следующим образом. Для этого возьмите справочник с указанием всех моделей автомобилей и их балансовой стоимостью (такие есть у бухгалтеров предприятий, на которых эксплуатируются автомобили). Она зависит от года выпуска авто. Цифру, которую вы там найдете, разделите на количество месяцев, в течение которых вы использовали автомобиль. Таким образом вы сможете рассчитать месячную амортизацию машины.

Стоит учитывать, что данный расчет не будет истиной в последней инстанции, т.к. выполнен он довольно грубо. Ведь при его составлении не учитывается ряд параметров, которые являются довольно важными.

Для того чтобы провести более детальный расчет амортизации автомобиля, вам понадобится вести специальные записи. В них обязательно учитывайте все финансовые затраты, связанные с автомобилем: замену расходников, затраты на бензин, прохождение ТО и траты на ремонт, также стоит учитывать и сезонные замены шин. Единственное, что стоит помнить, - это то, что все данные необходимо подкреплять чеками. Все эти данные складываются, делятся на количество времени, в течение которого эксплуатировался автомобиль – в результате, получаются данные, по которым можно сделать более точный вывод об амортизации автомобиля.

Какие автомобили проходят амортизационный расчет

Естественно, что рассчитать амортизационные расходы можно для любого автомобиля. Однако, если речь идет об организации, здесь действует ряд исключений. Так, например, машины делятся на группы, которые зависят от года выпуска транспортного средства. В основном, выделяют три группы:
- авто в возрасте от 0 до 5 лет;
- авто от 5 до 7 лет;
- авто от 7 до 10 лет.

Обычно организации стараются проводить расчет по авто старше 5 лет. Для тех, что не дотягивают, попросту применяют 10-20% амортизационные расходы от общей стоимости автомобиля. Учитывается и дополнительное оборудование, установленное . А порой на расчет амортизации влияет даже скорость, с которой может передвигаться транспортное средство.

Это деление необходимо еще и для налоговых расчетов. Ведь амортизационные расходы, как и любые другие, необходимо очень четко отражать в декларации.

Совет 2: Как рассчитать амортизацию основных средств (реферат)

Расчет амортизации основных средств – одна из излюбленных тем для курсовых работ и рефератов по бухгалтерскому учету. Чтобы написать реферат по расчету амортизации правильно, необходимо хорошо себе представлять все способы расчета амортизации, каждый из которых основан на учете срока полезного использования объектов.

Вам понадобится

  • - бумага и ручка;
  • - компьютер;
  • - таблицы классификации основных средств;
  • - калькулятор.

Инструкция

Рассчитайте амортизацию при помощи линейного способа. Сначала рассчитайте норму амортизации, разделив общую объекта основных средств (на момент покупки) на срок полезного использования. Например, был куплен автомобиль, а срок его полезного использования установлен 5 лет (он относится к 3 по классификации), следовательно, норма амортизации будет 20%. Чтобы рассчитать годовую сумму амортизации, умножьте общую стоимость автомобиля на норму. Если в примере первоначальная стоимость была 200 000 рублей, то годовая норма будет составлять 200 000х20%=40 000 рублей.

Попробуйте рассчитать амортизацию основных средств методом уменьшаемого остатка. В этом случае начните с расчета нормы амортизации с коэффициентом ускорения (он установлен законодательно отдельно для каждого вида имущества). Например, если срок полезного использования 5 лет, а коэффициент ускорения

Автомобиля. Рассмотрим понятие этого термина, его особенности и проведение.

Что такое амортизация автомобиля

Амортизация автотранспортного средства любого формата — это учет машины в целом и отдельных деталей в частности. Каждая машина имеет свой ресурс, который в процессе эксплуатации уменьшается. В процессе износа увеличиваются расходы на обслуживание транспортного средства, а также уменьшается доход, который получает организация от эксплуатации автомобиля (если он используется в коммерческих целях).

Каждое ТС (как и любое другое основное средство) имеет свой , который зависит от группы амортизации. Согласно норм Постановления Правительства РФ №1 от 01 января 2002 года выделяется 10 групп.

К группе амортизации №3 принадлежат:

  • легковые машины;
  • автомобили с грузоподъемностью до 500 кг.;
  • малые и малогабаритные автобусы длиной до 7,5 метров.

К четвертой группе согласно норм данного постановления относятся такие ТС:

  • маленькие легковые автомобили для инвалидов;
  • грузовики, фургоны и дорожные тягачи для прицепов;
  • автобусы длиной до 12 метров и более.

К амортизационному списку №5 относятся:

  • легковики, объем двигателя которых свыше 3,5 литра;
  • грузовики, в том числе с грузоподъемностью более 5 тонн;
  • тягачи;
  • автомобильные поезда;
  • специальные автомобили (в том числе скорая помощь и т.д.).

Амортизация авто.Что это такое? Смотрите в видео ниже:

Срок полезного использования

Срок полезного использования — это тот период, на протяжении которого транспортное средство сможет приносить доход для организации. Ресурс маленьких автомобилей меньший, чем у крупногабаритной техники, поэтому ТС с меньшими параметрами включается в амортизационную группу с меньшим сроком полезного использования.

  • (единица делится на срок полезного использования и умножается на балансовую стоимость ТС);
  • списание стоимости по сумме лет полезного использования. Допустим, ТС может использоваться 5 лет. Для получения результата суммируются все годы и получается цифра 15. После этого максимальное число (в первый год, затем меньшее) делится на 15 и умножается на балансовую стоимость);
  • в зависимости от выполненной ТС работы.

Коэффициент

Данный коэффициент показывает уровень изношенности основных средств и выражается в отношении суммы начисленной амортизации к числовому выражению первоначальной (балансовой) стоимости основного средства (в нашем случае автомобиля). Не стоит путать значение данного термина с нормой амортизации, так как она устанавливается для конкретного основного средства ежегодно, а коэффициент амортизации с каждым годом становится все больше и больше.

Возьмем тот же случай, который мы рассматривали в предыдущем разделе. Сумма амортизации за 1 год составляет 200 000 рублей, а автомобиль используется уже, например, 4 года. Умножив 200 000 на 4 получаем сумму амортизации 800 000 рублей. Для получения коэффициента амортизации необходимо провести такое действие: 800 000: 1 000 000 = 0,8 (80%). Данное транспортное средство при таком коэффициенте будет считаться практически изношенным.

В этом видео будет описана амортизация авто на конкретном примере:

Процент амортизации авто

Для определения процента амортизации ТС важно знать срок его полезного использования, который определяется в зависимости от и окончательного решения руководства предприятия. Допустим, компания , который будет относится к амортизационной группе №5 со сроком полезного использования от 7 до 10 лет. Конкретное определение количества лет, на протяжении которых ТС сможет давать доход компании, зависит от руководства, принимающего точное решение на основании четких критериев.

Итак, рассчитаем процент амортизации автомобиля со сроком полезного использования в 10 лет:

  • 100% (куплен новый автомобиль) : 10 = 10% (годовой процент амортизации). Технические свойства данного авто за год будут ухудшатся на 10%.
  • Также можно рассчитать и месячный процент амортизации: 10:12 = 0,833%.