1 государственный бюджет. Государственный бюджет, структура и порядок его принятия - реферат

РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА

ТЕМА 12. Финансовый сектор экономики и основы его функционирования

4. Налогообложение: сущность и принципы.

Понятие финансов и их функции.

Под финансами понимается совокупность экономических отношений, проявляющаяся в процессе образования, распределения и использования денежных средств в качестве финансовых ресурсов в экономике. При этом под финансовыми ресурсами понимают доходы всех звеньев экономики, начиная от предприятий и кончая государственными органами. В широком смысле к финансовым ресурсам относят и кредитные ресурсы банков. Разница между ними заключается в том, что финансовая система в узком смысле понятия осуществляет изъятие, распределение и перераспределение денежных средств безвозмездно и безвозвратно, а кредитная система - это временное перераспределение средств, т.е. возвратное и за плату.

Выделяют две основные функции финансов:

Распределительная функция, которая заключается в распределении (перераспределении) чистого дохода. В результате формируются и используются целевые денежные фонды государства, субъектов хозяйствования и доходов населения;

Контрольная функция, которая заключается в осуществлении органами, распоряжающимися финансовыми ресурсами, контроля за их распоряжением и использованием.

Финансовая сектор экономической системы – это совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов в национальной экономике. Институционально финансовый сектор экономики имеет сложную структуру и состоит из двух подсистем:

· Централизованные или государственные финансы:

· центральный бюджет;

· местные бюджеты;

· внебюджетные фонды.

· Децентрализованные финансы:

· финансы предприятий;

· финансы общественных организаций;

· финансы домашних хозяйств.

Государственный бюджет и его функции.

Существование государства и его активное участие в экономике предполагает наличие необходимых средств для осуществления такой деятельности. Эти средства реализуются через государственный бюджет, который является основным звеном финансовой системы государства. Как экономическая категория, он представляет собой совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и субъектами хозяйствования (физическими и юридическими лицами) по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования фонда денежных средств государства.

По внешней форме госбюджет - это ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства, его основной финансовый план.

Структура государственного бюджета имеет свои национальные особенности и зависит от уровня социально-экономического развития государства, его административно-территориального устройства, принципов функционирования экономической системы и других факторов.

С позиции организационной структуры устройства различают государственный бюджет делится три основных элемента:

- центральный (республиканский, федеральный) бюджет, который представляет собой бюджет правительства страны;

- местные бюджеты, которые представляют собой бюджеты органов власти единиц административно-территориального устройства страны;

- внебюджетные фонды, которые представляют собой целевые фонды денежных средств, формирующиеся за счёт специальных платежей и предназначены для решения определенных задач. Они имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными и местными властями.

Существует понятие консолидированного бюджета как совокупности государственного и местных бюджетов.

Государственный бюджет призван отразить доходы и расходы правительства страны. Он выполняет следующие функции :

Аккумуляция финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределения и перераспределения между отраслями и регионами, социальными группами населения;

Обеспечение содержания государства с его учреждениями, предназначенными реализовывать функции государственной власти;

Стимулирование экономического развития страны;

Социальная защита населения страны.

Доходы бюджета ─ экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства, которые включают различные виды платежей ─ налоговые и неналоговые. Доходы могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Основными признаками доходов государственного бюджета являются безвозмездность и безвозвратность. Основным источником их образования выступает национальный доход, а иногда и национальное богатство.

Существуют три основных канала денежных поступлений в бюджет: государственное имущество, общегосударственные ресурсы, обязательные платежи физических и юридических фирм, привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходы от реализации ценных бумаг, лотереи и пр. Состав и структура доходов бюджета в значительной степени определяются финансовой политикой государства.

Расходы государственного бюджета ─ процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы. Структура и содержание расходов формируются под влиянием уровня развития производительных сил и производственных отношений, конкретной экономической и социальной ситуации. Влияние оказывает финансовая политика государства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации поставленных задач. Общим для расходов всех стран является их главное назначение ─ обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций. Основным видом бюджетного финансирования является безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета определенного уровня для осуществления государственной деятельности. Этот принцип предполагает, что выделяемые на общегосударственные цели и нужды средства не нуждаются в обязательном их возмещении.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в виде: ассигнований на содержание бюджетных учреждений, трансфертов, кредитов, инвестиций в государственные предприятия, межбюджетного финансирования, средств на погашение долговых обязательств и пр.

Ряд статей госбюджета имеет общепринятый характер. Поэтому приведем примерную структуру государственного бюджета страны с рыночной экономикой:

I. Доходы – 100%

Налоги (пошлины, сборы) – 70 - 80%;

Неналоговые поступления (доходы от госсобственности, внешней торговли, приватизации) - 8 - 10%

Другие налоги, сборы и неналоговые поступления, целевые бюджетные фонды - 10 - 20%

II. Расходы - 100%

Расходы на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия) - 30 - 40%;

Затраты на производственно-хозяйственные нужды (инвестиции, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на реализацию государственных программ) - 10 - 20%;

Расходы на оборону - 10 - 20%;

Административно-управленческие расходы (содержание правительственных и судебных органов, органов безопасности, внутренних дел) - 5 - 8%;

Платежи по государственному долгу - 7 - 10%;

Трансферты другим уровням управления - 10 - 15%;

Целевые бюджетные фонды, пополнение государственных резервов -5 -10%;

Бюджетные расходы решают задачи политического, социального и хозяйственного характера.

Политические задачи состоят в поддержании существующего социально-экономического строя и включают такие затраты, как государственное управление, армия, безопасность, внешнеполитическая деятельность, поддержка средств массовой информации и т.д.

Социальные задачи состоят в стабилизации социально-экономической ситуации в стране, смягчении различий в уровне доходов и уровне жизни различных групп населения, поддержке отраслей, оказывающих социальные услуги.

Экономические задачи состоят в формировании конкурентной рыночной среды путем поддержки малого бизнеса и антимонопольных мероприятий; в структурной перестройке экономики; в содействии выходу национальных производителей на внешние рынки; в выполнении обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.

3. Государственный долг: внутренний и внешний.

Идеальное состояние с исполнением госбюджета – полное покрытие государственных расходов доходами. Но характерной чертой госбюджета практически во всех странах, в том числе и с переходной экономикой, является его несбалансированность , т.е. наличие дефицита , когда расходы превышают доходы. Обратная ситуация, когда доходы превышают расходы, называется профицитом . Дефицит существует в большинстве стран, что связано с: ростом роли государства в экономике; увеличением расходов на социальные цели; увеличением расходов на содержание административного аппарата; циклическим развитием экономики.

Несбалансированность госбюджета – один из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие экономики и макроэкономическое равновесие. Величина дефицита госбюджета влияет на размеры совокупного спроса, уровень цен, состояние платежного баланса и т.д.

Состояние госбюджета определяется тремя основными факторами:

Долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;

Стадией экономического цикла, в которой находится страна;

Текущей политикой государства.

В теории различают также активный и пассивный дефициты.

Первый возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций, стимулирующих создание новых производств, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это в конечном счете ведет к экономическому росту.

Второй – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат).

Различают фактический и структурный дефицит государственного бюджета. Структурный дефицит возникает, как правило, в результате планирования правительством госбюджета таким образом, что расходы превышают доходы для решения определенных проблем в развитии национальной экономики в условиях максимально возможного использования экономических ресурсов. Фактический дефицит отличается от структурного на циклическую компоненту, являющуюся той частью дефицита, которая появилась исключительно из-за того, что экономика не находится на уровне производства, максимально возможно использующего имеющиеся ресурсы. Разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом .

Выделяют также особый вид дефицита - первичный дефицит. Он представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е возрастает "бремя долга" в экономике.

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим. Существуют следующие способы покрытия дефицита госбюджета :

Кредитно-денежная эмиссия;

Долговое финансирование в форме продажи государственных ценных бумаг или кредитов у внебюджетных фондов и международных финансовых организаций;

Увеличение налоговых поступлений, а также доходов от приватизации, хотя данный способ выходит за рамки финансирования бюджетного дефицита в узком смысле слова.

Государственные займы менее опасны по сравнению с эмиссией. Однако и они оказывают негативное воздействие на развитие экономики. Прибегая к принудительному размещению ценных бумаг, правительство нарушает рыночную мотивацию поведения хозяйствующих субъектов на финансовом рынке. Кроме того, действует эффект Барроу , который заключается в уменьшении свободных денежных средств на рынке капитала для частных лиц, что сдерживает объем инвестиций и, следовательно, экономический рост. Кроме того, финансирование государственных расходов за счет выпуска ценных бумаг может отрицательно сказаться на условиях внешней торговли и за счет этого еще больше сократить темпы роста экономики страны.

Внутреннее долговое финансирование дефицита госбюджета связано с умеренными издержками только в тех случаях когда:

Предложение финансовых ресурсов на национальном рынке относительно эластично;

Внешнее долговое финансирование ограничено или относительно дорого, в то время как внутренняя задолженность незначительна.

Внешнее льготное финансирование дефицита бюджета является наиболее привлекательным, так как такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов. Однако такие возможности ограничены. Поэтому внешнее финансирование увеличивает внешнюю задолженность и создает проблему ее обслуживания.

Текущая задолженность правительства превращается в государственный долг. Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.

Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выпла­чены по указанным обязательствам. Текущий государственный долг - расходы по выплате дохо­дов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Государственный долг делится на внутренний и внешний . В мировой же практике существуют следующие определения:

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний долг – это долг государства своему населению и предприятиям. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (свыше 5 лет).

Проблематичность внешнего долга зависит от его структуры по срочности и актуальности к погашению, от резервов страны, масштабов и конкурентоспособности её экономики. В практике стран с развитой рыночной экономикой внешний долг рассматривается как серьезная проблема, если:

Отношение внешнего долга к ВВП превышает 50%;

Отношение внешнего долга к объему экспорта превышает 273%;

Выплаты процентов по обслуживанию внешнего долга по отношению к экспортной выручке превышают 30%.

В этом случае говорят о критическом уровне задолженности и угрозе потери экономической независимости страны.

Последствия существования значительного государственного долга (основные варианты):

1. Финансирование государственного долга за счет займов в частном секторе, как правило, приводит к росту нормы процента (правительство вынуждено предлагать все новые и новые государственные ценные бумаги, следовательно, цены на них падают и норма процента возрастает), рост нормы процента ведет к сокращению спроса на инвестиционные товары (снижаются прежде всего инвестиции в основной капитал). Снижение инвестиций в основной капитал означает, что через некоторое время основной капитал в стране будет или снижаться или, по крайней мере, снизится темп его роста. Основной капитал, как известно, один из основных факторов производства продукции, а значит, при его уменьшении подрываются возможности роста реального ВНП.

2. Существование дефицита государственного бюджета и рост государственного долга приводит к увеличению налоговых ставок (так как правительство пытается получить больший доход). Рост налоговых ставок подрывает стимулы к предпринимательской деятельности и стимулы к труду, что влечёт за собой снижение выпуска или снижение темпов его роста

3. В условиях экономического спада или депрессии, когда доверие к государственным ценным бумагам низкое, покрытие дефицита государственного бюджета осуществляется через продажу прироста государственного долга центральному банку страны. Это приводит к росту монетарного базиса и в конечном итоге к усилению инфляции.

Следует отметить, что государственный долг нельзя понимать упрощенно. В макроэкономике существует понятие чистый государственный долг . Наряду с пассивами (в данном случае это государственный долг) правительство владеет еще и активами (различные элементы государственной собственности: акции предприятий с участием государства, просто государственные предприятия, золотовалютные запасы), то есть, говоря о государственном долге необходимо сопоставлять его с активами правительства.

Чистый государственный долг = государственный долг – стоимость активов правительства.

Очевидно, что ситуация весьма опасна, когда чистый государственный долг велик.

В условиях значительного роста государственного долга и нарастания бюджетных трудностей страна может прибегать к рефинансированию государственного долга (т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов). Оно также применяется при выплате процентов и погашении займов по внешнему государственному долгу. Кроме того, в управлении государственным долгом могут использоваться такие меры, как конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

Конверсия - изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство при возможности снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов при необходимости срочных заимствований для государства.

Под консолидацией понимается увеличение или уменьшение срока действия уже вылущенных займов. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификациязаймов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Обмен облигацийпо регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций в старых обесцененных деньгах приравниваются к одной новой в новых полноценных деньгах.

Отсрочка погашения займа (технический дефолт) используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, т.к. большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым. При отсрочке погашения займов отодвигаются сроки, и прекращается выплата доходов. Отсрочка погашения займов схожа с консолидацией, но при консолидации займов владельцам облигаций продолжается выплата дохода по ним.

Под аннулированием государственного долга (юридический дефолт) понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Она обычно является следствием прихода к власти новых политических сил.

Составление госбюджета является функцией Министерства финансов, которое опирается на многочисленные разработки министерств и аналитических служб. При этом учитываются цели социально-экономического развития страны, внешние и внутренние ограничения, налагаемые на возможности формирования доходной части бюджета.

Существуют различные концепции регулирования государственного бюджета:

ежегодного балансирования доходов и расходов - каждый финансовый год доходы должны равняться расходам (ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования в зависимости от состояния экономики, что приводит к дефициту бюджета или к его излишку);

экономического цикла - в период спада производства правительство увеличивает расходы - рост дефицита, а в период подъема - сокращает расходы, что увеличивает излишки доходов, которые по окончании промышленного цикла покроют дефицит;

функциональных финансов - обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту государственного бюджета. Разделяющие эту концепцию экономисты, считают, что:

Экономический рост ведет к увеличению национального дохода и налоговых поступлений в бюджет;

Правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит;

Бюджетный дефицит не сказывается негативно на развитии экономики.

4. Налогообложение: сущность, принципы.

В основе процесса формирования доходов бюджета лежит собирание государством обязательных платежей в бюджеты всех уровней. Наиболее существенная часть таких платежей приходится на налоги и приравненные к ним доходы.

Налоги представляют собой обязательные сборы, осуществляемые на основе государственного законодательства. Таким образом, сущность налогов состоит в изъятии государством определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса в пользу общества.

Объектами налогообложения выступают доходы, стоимость товаров, отдельные виды деятельности, пользование природными ресурсами, передача имущества, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законом.

При установлении налогов возникают такие понятия как налоговое бремя, налоговая база, налоговые льготы.

Налоговое бремя – величина суммы, которую платят налогоплательщики. Она определяется налоговой политикой правительства, уровнем доходов.

Налоговая база – сумма, с которой взимаются налоги.

Налоговая льгота – основной инструмент оперативного использования налоговой системы. Существуют следующие виды налоговых льгот:

Необлагаемый минимум объекта налога;

Изъятие из налогообложения определенных элементов объекта налога;

Понижение ставок налога;

Вычет налоговой базы;

Налоговый кредит;

Налогообложение в любой стране должно строиться на учете следующих принципов:

1) учет возможностей налогоплательщика;

2) обязательность;

3) простота и удобство расчетов;

4) однократность налогообложения;

5) гибкость налоговой системы;

6) эффективность с точки зрения перераспределения средств.

Налоги выполняют следующие функции

1) фискальная, которая означает, что за счет налогов обеспечивается финансирование государственного бюджета;

2) социальная функция, которая заключается в поддержании равновесия в обществе;

3) регулирующая функция, проявляется в том, что государство с помощью налогов воздействует на состояние экономики;

4) контрольная, так как позволяет контролировать деятельность фирм, распределение и использование финансовых и других ресурсов;

5) распределительная, т.е. с помощью налогов можно перемещать финансовые ресурсы между отраслями, регионами, социальными группами, организационными структурами;

6) стимулирующая, т.е. через налоговые льготы и дифференциацию ставок налогов государство может поощрять развитие определенных отраслей, производств, видов продукции, регионов страны.

Для того чтобы дать оценку справедливости и равенства взимания налогов с налогоплательщиков, в странах с рыночной экономикой используется понятие прогрессивности налогообложения, т.е. отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода, к величине дохода. В связи с этим в системе налогообложения выделяют следующие виды налогов : 1. Пропорциональный налог указывает на то, что абсолютная сумма налога пропорциональна облагаемой базе. 2. Регрессивный налог означает снижение налога в процентном отношении по мере роста облагаемой базы. 3. Прогрессивный налог указывает на то, что в процентном отношении налог устанавливается тем выше, чем выше облагаемая база.

С точки зрения способа взимания налоги делятся на прямые и косвенные . Первые выплачиваются с доходов и имущества юридических и физических лиц (налоги на прибыль, на доходы, на недвижимость). Эти налоги прямо пропорциональны платежеспособности налогоплательщика; вторые - устанавливаются в виде надбавок к цене (тарифу), увеличивая ее (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

По сфере распространения налоги делятся на общегосударственные и местные .

С точки зрения использования поступивших средств выделяют общие (не имеют конкретного назначения в плане их использования) и специфические налоги (предназначенные для использования в определённых целях).

Система налогообложения выполняет свои функции, если верно определена налоговая ставка. Это чрезвычайно важная и трудная задача. На основании кривой Лаффера (американский экономист) (рис.1) установлено, что рост налоговой ставки до определенного критического уровня приводит к росту доходов бюджета, не подрывая при этом предпринимательского стимула. Однако, достигнув максимального значения при оптимальном уровне налогообложения, доходы бюджета начнут сокращаться, т.к. дальнейшее увеличение ставки налога приведет:

а) к формированию теневой экономики за счет сокрытия деятельности от налоговых служб;

б) прекращению деятельности фирмами ввиду ее неэффективности.

Налоговые

поступления

max


0 (50% по Лафферу) 100% Ставка

Рис.1. Кривая Лаффера.

Общепринятым является утверждение, что оптимальная ставка налога существует на уровне 30-35%.

В Республике Беларусь система налогообложения, представлена следующими видами налогов и аналогичных им платежей:

1). Косвенные налоги.

1.1. Налог на добавленную стоимость (НДС). Объект обложения – выручка от реализации товаров, работ, услуг, иных объектов и их прочее выбытие (безвозмездная передача, порча, недостача и т.п.), а также стоимость товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь. Действует зачётный метод исчисления налога, при котором уплате подлежит разница между суммой начисленного налога и суммой налога, подлежащего уплате поставщикам по приобретаемым ценностям. Основная ставка – 20%, однако действуют и ставки 0%, 0,5%, 10% и 22%.

1.2. Акцизы. Объект обложения – выручка от реализации определённых товаров, облагаемых акцизами, а также стоимость этих товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь. Ставки устанавливаются для каждого товара обособленно либо в процентах от стоимости (специфические), либо в определённой сумме в евро или долларах США на единицу измерения (адвалорные) либо комбинированные.

2) Прямые налоги, включаемые в затраты предприятий.

2.1. Сбор с заготовителей. Объект обложения – стоимость закупленных сельскохозяйственного или дикорастущего сырья, приобретаемого для дальнейшей переработки или продажи. Ставка – 5%.

2.2. Экологический налог. Объекты обложения: объёмы добываемых природных ресурсов, объёмы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, объёмы отходов, размещаемых в местах их хранения, объёмы перемещаемых по территории и перерабатываемых в стране нефти и нефтепродуктов, объёмы производства и импорта тары на основе бумаги, картона, пластмассы и других материалов. Ставки устанавливаются по каждому объекту обложения стандартные (в рамках утверждаемого лимита) и сверхлимитные (увеличенные в 10 – 15 раз).

2.3. Платежи за землю либо арендная плата за землю. Объект обложения – площадь земельного участка, находящегося в собственности (пользовании) предприятия. Ставки устанавливаются в зависимости от назначения земель и их качества и места расположения и ежегодно корректируются (плата за землю) либо устанавливаются в долларах США (арендная плата).

2.4. Плата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по дорогам Республики Беларусь. Устанавливается при въезде на дорожную сеть взвешиванием нагрузки на ось в белорусских рублях на каждый тонно-километр превышения допустимой нагрузки.

2.5. Плата за проезд по платным автомобильным дорогам и мостам. Взимается с транспортных средств, следующих по дороге «Козловичи – Минск – граница РФ». Ставки в евро в зависимости от высоты машины.

2.6. Обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Установлены в процентах от начисленной заработной платы работников. Ставки в размере 34% для работодателей (существуют ставки в размере 29%, 28%, 24% и 5%) и 1% для работников.

2.7. Обязательные страховые взносы на профессиональное пенсионное страхование. Взимаются от начисленной заработной платы работников, которым по законодательству положены профессиональные пенсии. Тарифы для каждой профессии ежегодно устанавливаются Правительством.

2.8. Обязательные страховые взносы на по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Взимаются в процентах от начисленной зарплаты в Белгосстрах. Ставки установлены в зависимости от основного вида деятельности предприятия или организации базовая ставка для большинства отраслей 0,6%.

2.9. Отчисления в инновационные фонды. Уплачиваются в процентах от затрат на производство продукции (оказанных услуг, выполненных работ). Обязательны для государственных предприятий и предприятий с долей государственной собственности, остальные могут вносить в них деньги добровольно, исключение составляют предприятия, занимающиеся строительством и производством стройматериалов, для которых уплата отчислений обязательна независимо от формы собственности. Базовая ставка – 0,25%, однако для отдельных отраслей установлены повышенные ставки до 19,5%.

2.10. Налог на недвижимость. Уплачивается от остаточной стоимости (первоначальной за вычетом износа) зданий и сооружений, находящихся в собственности или пользовании предприятий и физических лиц. Ставка устанавливается местными органами власти в размере от 0,5% до 1% для предприятий и 0,1% для физических лиц.

3. Прямые налоги, уплачиваемые от прибыли, полученной предприятием.

3.1. Налог на прибыль. Уплачивается от суммы прибыли, полученной предприятием за вычетом налога на недвижимость. Ставка 18% в отдельных случаях 9% и 10%, предусмотрены многочисленные льготы.

3.2. Сбор с пользователей. Уплачивается в твёрдых суммах за пользование автомобильными стоянками (для всех владельцев автомобилей) и за владение домашними животными (для всех владельцев домашних животных).

3.4. Оффшорный сбор. Уплачивается от сумм перечисленных резидентам стран и территорий, внесённых в список оффшорных зон в размере 15% от перечисляемых сумм.

4. Прямые налоги относящиеся на стоимость объекта имущества.

4.1. Таможенные пошлины. Уплачиваются от таможенной стоимости имущества, перемещаемого через границу Республики Беларусь. Ставки по каждому виду имущества устанавливаются Правительством ежегодно либо в процентах от стоимости (специфические), либо в определённой сумме в евро или долларах США на единицу измерения (адвалорные) либо комбинированные.

4.2. Налог на приобретение автомобильных транспортных средств. Уплачивается предприятиями от стоимости приобретаемых транспортных средств в размере 3% при регистрации транспортного средства.

5. Налоги, удерживаемые из доходов получателей у источников выплаты.

5.1. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Уплачивается от стоимости оплаченных иностранным организациям услуг по перечню, установленному Правительством РБ. Основная ставка – 15%, но существуют и другие ставки. При этом от уплаты освобождаются оплаты услуг в странами, с которыми заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, если данный вид услуг по этому соглашению подлежит обложению в другой стране.

5.2. Подоходный налог. Уплачивается от полученных физическими лицами доходов. По заработной плате удерживается у источников выплат (работодателями) и перечисляется в бюджет. По предпринимательским и прочим доходам уплачивается физическими лицами самостоятельно. Ставки 12% за вычетом освобождаемых сумм (550.000 на каждого человека, 155.000 на каждого ребёнка и др.) и 15% по некоторым предпринимательским доходам. Действуют и другие ставки в отдельных случаях.

6. Налоги по особым режимам налогообложения.

6.1. Налог на игорный бизнес.

Объекты налогообложения: игровые столы; игровые автоматы; кассы тотализаторов; кассы букмекерских контор. Ставки установлены в зависимости от вида объектов налогообложения, их количества и населенного пункта, в котором они расположены.

6.2. Налог при упрощенной системе налогообложения. Уплачивается по выбору предприятиями, которые не превышают установленных параметров по количеству работников и выручке в процентах от выручки или валового дохода. Ставки установлены в размере 5% от выручки для неплательщиков НДС, 3% для плательщиков НДС и 3% для торговых предприятий. Для сельской местности действуют льготные ставки.

6.3. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции. Уплачивается в размере 2% от выручки, полученной от реализации сельскохозяйственной продукции.

6.6. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Уплачивается ежемесячно физическими лицами занимающимися торговлей определёнными товарами и оказывающими услуги согласно установленному перечню. Ставки установлены в твёрдых суммах в евро.


Похожая информация.


Государственный бюджет: расходы и доходы государства

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:

    на политические цели: 1) расходы на обеспечение национальной обороны и

безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.; 2) расходы на содержание аппарата управления государством

    на экономические цели: 1) расходы на содержание и обеспечение

функционирования государственного сектора экономики, 2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики

    на социальные цели: 1) расходы на социальное обеспечение (выплату

пенсий, стипендий, пособий); 2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

    государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

    трансферты (их стоимость не включается в ВВП);

    выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга)

Основными источниками доходов государства являются:

Налоги (включая взносы на социальное страхование)

Прибыль государственных предприятий

Сеньораж (доход от эмиссии денег)

    доходы от приватизации

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

    профицит когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета

положительное сбалансированный бюджет когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю

    дефицит когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо

бюджета отрицательное , т.е. имеет место государственного бюджета.

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Различают текущий дефицит бюджета и первичный дефицит. Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции:

1) идея ежегодно сбалансированного бюджета;

    идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе);

    идея сбалансированности не бюджета, а экономики

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум, т.е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.

Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя, в первую очередь, инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория основана на идее «дефицитного финансирования». В результате использования в большинстве развитых стран в 50-е - 60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами: 1) за счет эмиссии денег; 2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг); 3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг)

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного

бюджета . Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.

Достоинства эмиссионного способа финансирования:

    Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и,

следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска.

    Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы

происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

Недостатки :

    в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

    Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в

период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга . Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа финансирования:

    Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования

    Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки :

    По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать

государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

    Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде не является

неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию.

Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.

    Существенным недостатком долгового способа финансирования является

«эффект вытеснения» частных инвестиций. Мы уже рассмотрели его механизм при анализе недостатков фискальной политики с точки зрения воздействия на экономику увеличения расходов бюджета (государственных закупок и трансфертов) и сокращения доходов бюджета (налогов), что порождает дефицит бюджета. Теперь рассмотрим экономический смысл «эффекта вытеснения» с точки зрения финансирования этого дефицита. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается. Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

    Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета

может привести к дефициту платежного баланса.

При росте дефицита государственного бюджета должны либо увеличиваться сбережения, либо сокращаться инвестиции, либо увеличиваться дефицит торгового баланса. Рост ставки процента ведет к вытеснению чистого экспорта, т.е. увеличивает дефицит торгового баланса. Механизм внешнего вытеснения следующий: рост внутренней ставки процента по сравнению с мировой делает ценные бумаги данной страны более доходными, что увеличивает спрос на них со стороны иностранных инвесторов, это в свою очередь повышает спрос на национальную валюту данной страны и ведет к росту обменного курса национальной валюты, делая товары данной страны относительно более дорогими для иностранцев (иностранцы теперь должны обменять большее количество своей валюты, чтобы купить у данной страны то же количество товаров, что и раньше), а импортные товары становятся относительно более дешевыми для отечественных покупателей (которые теперь должны обменять меньшее количество национальной валюты, чтобы купить то же количество импортных товаров), что снижает экспорт и увеличивает импорт, вызывая сокращение чистого экспорта, т.е. обусловливает дефицит торгового баланса.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

Достоинства подобного метода:

    Возможность получения крупных сумм

    Неинфляционный характер

Недостатки :

    Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу)

    Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга

    Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике

    При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны

Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.

Сегодня, абсолютно все страны являются политико-правовыми структурами, управляемые посредством сложного и многогранного механизма. Все государственные процессы должны быть подвластны единому центру, дабы не допустить кризиса в том или ином секторе жизнедеятельности общества. Важным сегментом любой страны является финансовая отрасль. На сегодняшний день государство - это самый крупный участник мирового рынка. Чтобы представлять на нем свои интересы необходимо обеспечить экономическую стабильность внутри «госмеханизма». Для этого разрабатываются всевозможные финансовые планы и стратегии экономической деятельности. Все эти категории представлены в виде специального экономико-правового акта, который издается законодательными органами и называется «бюджетом страны». Понятие имеет множество трактовок, а также внутренних особенностей, которые автор попытается разобрать в данной статье.

Что такое государственный бюджет?

Многие люди неоднократно слышали термин «государственный бюджет» в СМИ, но мало кто понимает суть этого понятия. Особенность в том, что в термине сосредоточено сразу несколько аспектов: правовые и экономические. Однако существует наиболее общая трактовка, включающая в себя данную особенность. Согласно ей, государственный бюджет - это финансовый нормативно-правовой акт страны, в котором соединены финансовые схемы по обеспечению грамотной экономической политике, а также юридическая основа деятельности финансовой системы страны в целом. Также в бюджете дается перечень государственных потребностей, удовлетворение которых происходит исключительно за счет казны, и ожидаемый прирост денежных средств в будущем. Проще говоря, государственный бюджет - это регулятор финансовой деятельности внутри страны. Без этого нормативного акта невозможно было бы создать экономическую стабильность, а финансовая структура не сформировалась.

Бюджетный процесс

Государственный бюджет в финансовой системе отыгрывает первостепенную роль, а, точнее, является её основным регулятором. Тем не менее бюджет не появляется из ниоткуда. Он разрабатывается и принимается высшими органами государственной власти. Таким образом, бюджетный процесс - это совокупность действий по подготовке, принятию и реализации закона о государственном бюджете. Следует помнить, что казна страны, будет функционировать должным образом лишь в том случае, если она грамотно подготовлена. Во всех странах бюджетный процесс отличается, так как мы должны учитывать, прежде всего, правовой характер этой деятельности. Наиболее классическая структура бюджетного процесса включает в себя стадию подготовки на уровне высшего органа исполнительной власти и принятия парламентом.

Из чего состоит государственный бюджет?

Государственный бюджет и бюджетная политика связаны между собой, так как при помощи последней, происходит привлечение средств в казну и мобилизация денежных фондов для осуществления тех или иных государственных функций. Однако следует помнить о системности этой экономико-правовой категории. Государственный бюджет и его структура очень часто становятся предметом многих споров среди ученых как правовой, так и финансовой сферы. Проблема в том, что бюджетная структура постоянно пополняется новыми элементами. Тем не менее её можно рассматривать в территориальном и финансовом полисе. Что касательно первого аспекта, то согласно ему казна состоит из бюджетов территориальных единиц и муниципалитетов. Если рассматривать категорию в финансовом полисе, то структурными элементами является расходная и доходная часть государственного бюджета.

Доходная часть бюджета

Государственный бюджет включает в себя совокупность поступающих средств в безвозмездном, безвозвратном порядку. Эти денежные фонды представляют собой сектор доходов. Во всех государствах перечень и виды доходов абсолютно разные. Все зависит от финансовой, социальной, военной и другого вида политики. Привлечение денежных средств в казну - это одна из основных задач действующей в стране власти, поэтому в погоне за ней представители государства идут на самые различные изощрения и политические уловки. В большей части современных государств бюджет формируют следующие источники:

  • налогов, которые взимаются центральными и местными органами государственной власти;
  • доходов неналоговой сферы, которые складываются в процессе внешнеэкономической, промышленной деятельности и т.п. (таможенные пошлины, прибыль от доли экспорта, импорта и др.);
  • большую роль в процессе наполнения отыгрывают целевые денежные фонды, которые очень часто создаются с целью финансовой страховки на случай глубокого кризиса;

Бюджет некоторых стран во многом зависит от общей политической линии. Например, казна Китая постоянно пополняется за счет колоссального процента экспорта. Помимо этого, государственный бюджет и внебюджетные фонды взаимодействуют между собой. Последние облагаются налогом, и в процессе своего развития приносят немалую прибыль. Внебюджетные фонды отражают реальное положение негосударственного сектора в стране, а также его влияние и конкурентоспособность.

Расходная часть государственного бюджета

Расходы — это не такая приятная, но все же достаточно весомая бюджетная часть государственного казны. В общем виде, можно выделить следующие, наиболее часто встречаемые виды «трат» средств из казны:

  • военные (бюджет США , а, точнее, его бюджетная политика по большей части основывается на затратах оборонного (военного) характера, что делает эту страну, одной из самых сильных и боеспособных);
  • экономические расходы государства;
  • расходы на социальные нужды и содержание аппарата управления (в некоторых странах затраты на управленческий аппарат активно используются для теневого регулирования государственными финансами);
  • расходы на международную деятельность государства;

Конечно, представленный перечень можно дополнить, учитывая специфику того или иного государства. Вышеупомянутые виды расходов являются часто встречаемыми.

Государственный бюджет его дефицит и профицит

Следует заметить, что бюджет государства, - это динамическая часть системе страны. На неё повсеместно влияют социальные и политические изменения. Существуют такие понятия, как дефицит и профицит бюджета. Для большей части людей они являются абсолютно одинаковыми, что в действительности совершенно не так. Эти два термина характеризуют процессы, которые периодически происходят с бюджетом из-за каких-либо факторов. К тому же бюджетная политика во многом зависит от этих двух показателей. Дабы точнее понять суть дефицита и профицита, понятия нужно рассмотреть в отдельности.

Дефицит государственного бюджета

Дефицит государственного бюджета - это состояние казны, при котором объем предусмотренных расходов больше, чем количество ожидаемой прибыли. По сути, наличие подобного показателя означает «отсутствие здоровья» бюджета государства. Усугубление дефицита может в будущем привести к глубокому экономическому кризису в стране. Чтобы этого не допустить, используются следующие методы для организации бюджетного баланса, а именно:

  • выпуск дополнительных денежных средств (денежной массы);
  • финансирование иностранных государств;
  • выпуск облигаций займа государства;
  • усиление контроля процесса расхода бюджетных средств;
  • реорганизация налоговой и льготной системы и т.п.

На сегодняшний день дефицит государственного бюджета встречается во многих странах мира. Лишь несколько государств могут похвастаться отсутствие этого негативного фактора и наличием противоположной категории.

Профицит государственного бюджета

Профицитом называется состояние средств казны, при котором доходы превышают расходы. Таким образом, вследствие профицита государственный долг полностью поглощается доходами. Подобная особенность встречается крайне редко, потому мало государств имеют всецело стабильную экономико-финансовую систему. В целом профицит является позитивным фактором, однако, некоторые государства закрепляют на законодательном уровне способы, при помощи которых его можно избежать. Например, в 88 статье Бюджетного кодекса упомянуты методы избежание профицита, а именно:

  • сократить часть привлеченных доходов от продаж собственности страны;
  • увеличить число бюджетных расходов и т.п.

По мнению многих ученых, дефицит и профицит государственного бюджета означает отклонение от нормы, поэтому эти категории не могут существовать. Бюджетные средства должны находиться в постоянном балансе доходов и расходов.

Итак, в статье мы рассмотрели суть понятия бюджет, а также основные процессы, периодически происходящие с этой категорией. Из всего перечисленного выше нужно отметить, что статьи государственного бюджета и он сам, существенно влияют на социальную жизнь общества, поэтому данная экономико-правовая категория должна всегда находиться во внутреннем балансе.

Государственный бюджет – это один из самых главных документов страны, который описывает финансовую состоятельность государства посредством учета доходности и иных денежных зачислений в казну.

Данный документ предстает в виде структуры сбора документов финансовой области, где отражена работа федеральных служб, структур и программ, работа которых направлена на улучшение потребностей государства при помощи денежных средств из казны. В нем указано, откуда берутся доходные средства и сколько поступлений необходимо ждать в будущем.

Говоря простыми словами, государственный бюджет – это главная ведомость страны, где указывается количество поступающих в казну денежных средств, а также прописываются необходимые расходы.

Государственный бюджет оказывает влияние на большинство факторов экономики и регламентируется на уровне законодательства.

Помимо всего прочего, создан определенный бюджетный процесс, который заведует составом, детальным осмотром, принятием и дальнейшим исполнением государственного бюджета. Этот процесс берет на себя ответственность регулировать казну и проводить необходимые проверяющие процедуры. Реализуется бюджетное дела подобного масштаба государственными представителями, которые имеют право на осуществление подобной деятельности.

Функции

Главные функции государственного бюджета представляют собой:

  • контроль и ограничения действий основных органов правительства;
  • осуществление управления денежных средств внутри государственного аппарата и укрепление финансовых связей центральной и региональных частей страны;
  • определение экономико-политического направления деятельности государственного аппарата;
  • предоставление проверенных данных о решениях правительственных органов остальным членам экономико-государственной сферы.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый источник государства, который представляет собой обязательную часть для эффективного существования и деятельности всего государства. При помощи денежных средств из бюджета правительство выплачивает компенсации по имеющимся обязательствам, финансирует разнообразные государственные программы и мероприятия, а также занимается созданием государственных резервов.

Государственный бюджет имеет огромное экономическое значение для страны. Он может выявить итоговый спрос, касающийся потребителей. Это характеризуется тем, что размер бюджета в основном зависит от доходов граждан страны. Денежные средства, использованные из казны, позволяют выполнять принятые на государственном уровне заказы и закупать больше необходимых товаров и материалов. Сумма финансовых средств, проходящих через систему государственного бюджета, влияет на важные для страны экономические данные, такие как:

  1. объем производимых продуктов;
  2. инвестиции, реализуемые на уровне государственного аппарата;
  3. число безработного населения;
  4. сумма денежного притока;
  5. курс валют;
  6. ставки, предоставляемые Национальным банком страны;
  7. величина государственного долгового обязательства на внешнем и внутреннем уровне;
  8. инфляционный показатель.

Данные финансово-экономические показатели имеют тесную связь друг с другом, поэтому при отрицательном развитии хотя бы одного из них, стремительно ухудшается состояние остальных.

К примеру, государственный бюджет уменьшается посредством сокращения предоставления денежных средств от определенной государственной системы. При таком раскладе проблема задержки зарплаты решаема только при сокращении некоторого числа сотрудников, что, впоследствии, приведет к повышению уровня безработного населения и увеличению денежных выплат, реализуемых социальными органами для безработных.

Иным примером может служить решение правительства сократить величину внутреннего долга государства, применяя не государственные деньги, а выпустив дополнительное количество денежных банкнот. Будет зафиксировано повышение уровня инфляции из-за того, что государственные деньги не были укреплены золотовалютным запасом государства.

Для улучшения работы бюджета страны высчитываются определенные величины:

  • доходы государства;
  • государственная документация относительно нерегулярных денежных поступлений;
  • расходы на государственном уровне;
  • дефицитные и профицитные показатели.

Система доходов государственного бюджета

Система доходов госбюджета представляет собой денежные суммы, которые поступают в обязательном и безвозвратном виде, основанные на действующей законодательной системе.

Они строятся при помощи:

  • налогов, которые изымаются основными и региональными представителями власти;
  • неналоговых источников дохода, которые складываются от прибыли внешнеэкономических манипуляций и имущественных доходов, которые принадлежит государству;
  • источников дохода от государственных фондов бюджета.

Также доходы бывают текущими и капитальными. Капитальные доходы представляют собой доходность от продажи земляных участков или их сдачу в аренду, а также прибыльность от использования запасов государства.

Доход можно получить еще при помощи государственных трансферт – платежей, которые имею зачастую единоразовый и нерегулярный характер от некоторых организаций. Обычно, это пожертвования или спонсорская помощь, которая может выражаться, например, в инвестировании строительства больницы или детского сада.

Виды доходов

Текущие доходы бывают налоговыми и неналоговыми, как было сказано выше.

Налоговые

Налоговые доходы строятся при помощи установленной государственным аппаратом налоговой системы сбора. На основании недавней корректировки кодекса доходов от бюджетных средств, они строятся при помощи налоговых, неналоговых и безвозмездных начислений. Государственный бюджет РФ состоит на 84% из начислений от налогов, на 7% — от не налогов, а оставшиеся 9% составляют доход от фондов, основанных государственным аппаратом.

Доход представляет собой:

  • налог на полученный доход;
  • подоходный налог;
  • налог на имущественную собственность;
  • налог использование личного автомобиля;
  • удержанные суммы из заработной платы;
  • налог за использование природными резервами;
  • налог за регистрацию имущества и т.д.

Налоговая система представляется основой финансирования политики страны. Величина налоговых отчислений устанавливается законодательством, а при уклонении от уплаты налогов существуют способы уголовного пресечения.

Налоговая система состоит из прямых и косвенных налогов. На рабочую деятельность любого предприятия или организации в стране назначаются прямые налоги. Сюда относятся подоходный налог, прибыльный налог и т.д. Косвенные налоги составляют практически 70% всего дохода государственного бюджета. Именно этот вид налогов влияет на образование цены на тот или иной товар или услугу, и его дальнейшее использование. Такими налогами являются налог на добавочную стоимость, различные транспортные сборы, государственные пошлины.

Неналоговые

Неналоговые доходы представляют собой платежи административного характера, имущественный доход от государственных строений, штрафы.

Иные доходы

К иным доходам относятся займы государства, которые реализуются при помощи использования акций, облигаций и других ценностей.

Также существуют еще федеральные, региональные и местные налоги, которые назначаются в субъектах страны.

Расходы госбюджета

Под расходами госбюджета понимается величина денег, которая имеет направленность финансового покрытия реализуемых задач и запросов местных и государственных законодательных организаций. Расходы бывают:


Для классификации системы доходов и расходов применяется группировка бюджета РФ, которая применяется для внедрения госбюджета и соблюдения необходимых отчетов.

Данная систематизация помогает правильно сопоставить основные показательные величины государственного бюджета и сформировать устав наблюдения за потоком денежных средств из государственной казны. Использование подобной системы помогает значительно облегчить интеграцию государственной документации. Она предлагает оформить на каждую организацию собственный индивидуальный кодовый номер, для последующего упрощения отслеживания денежных поступлений.

Система бюджетного учета

Для эффективности упорядочения сбора и регистрации информационных данных о поступлении денежных средств (или иных материальных благ) в государственную казну предусмотрена система бюджетного учета. Данная система применяется на территории всех страны: регионы, субъекты, области.

Бюджетный учет реализуется при помощи плана принятых счетов, которые включают в себя группировку госбюджета РФ.

Величина доходов и расходов страны постоянно учитывается по определенным критериям. Уравновешенным государственный бюджет является в том случае, когда сумма доходов равняется сумме расходов. Данная ситуация госбюджета называется «сбалансирование госбюджета». Но, к сожалению, в реальности достичь подобных величин практически нереально – образуется дефицит государственных средств или их профицит.

Профицит

Называется ситуация, в которой доходная часть бюджета превышает расходную. Такое положение является хорошей динамикой для роста экономики страны, но встречается достаточно редко. По большей части страны сталкиваются с дефицитом государственного бюджета – обратной стороной профицита, когда расходы превышают доходы государственного бюджета. Ни одно из существующих ныне государств не смогло исключить у себя существование дефицита средств бюджета. Существует установленный допустимый уровень для дефицита, по которому величина расходов не должна быть больше величины доходов, чем на пять процентов.

Дефицит

Превышение установленного показателя способно привести к экономическому падению и даже к несостоятельности страны. Исходя из этого, правительственные органы постоянно создают условия для недопущения данной ситуации. Сегодня приняты три главных решения для недопущения банкротства:

  • необходимо сократить расходы государственного бюджета;
  • выпуск дополнительных денег;
  • принятие денег посредством долгового обязательства от других государств.

Самым действенным, но непопулярным способом предотвращения дефицита государственного бюджета является уменьшение расходов внутри страны. Это потому, что сокращение финансовой части отразится на малообеспеченных гражданах, которые живут в большей степени на государственные социальные пособия. Государственный аппарат, который примет решение в пользу данного способа исключения дефицита, в будущем не найдет поддержки у собственных граждан.

Выпуск дополнительных денег – такой способ является самым легким и несет после себя наименьшее количество потерь для населения, но для государственной валюты он выступает в роли палача, т.к. происходит ее обесценивание. Данный способ борьбы с дефицитом госбюджета следует использовать нечасто, чтобы не допустить повышение инфляции.


Если государство берет деньги в долг, то вскоре сможет с лихвой покрыть превышенные расходы и привести бюджет в порядок. Денежные средства подлежат к немедленному использованию, но следует отметить, что выплачивать этот долг необходимо на протяжении длительного времени. Поэтому это бремя ляжет на последующих представителей государства.

Долг государства бывает двух видов: внешний и внутренний. Внешний долг представляет собой заем, который был взят у зарубежных стран, а внутренний долг – это заем, который был взят внутри своего государства (например, у крупного предприятия). Наиболее часто внутренний заем предстает в виде использования ценных облигаций, принадлежащих государственному аппарату.

Финансовая коррупция

Самой главной опасностью для сохранности госбюджета является финансовая коррупция. Эта проблема преследует многие страны с момента их формирования и становления. Нечистые на руку чиновники хотят обогатиться за счет государственных денег, выделенных на нужды государства, и вместо выполнения своих прямых обязанностей по реализации этих средств на существующие проблемы (например, плохие дороги, нехватка оборудования или медикаментов) оформляют эти деньги на личные счета в зарубежных банках при помощи черной бухгалтерии.

Самая плодородная почва для роста коррупции образуется при становлении государственного бюджета страны. Скрытность информационных данных, слабая система контроля доходов и расходов, отсутствие должного наказания за уличение в коррупции – все это сильно влияет на ее рост и развитие внутри государства.

Коррупция способна развиваться также на уровне контролирования и системы надзора за внешними факторами, влияющими на доходность государственного бюджета, при условии, если политические представители оказываются вовлеченными в мошеннические перипетии, а расследование по данному вопросу идет слабо и не имеет результатов.

Главная задача государственного бюджета является эффективное распределение денежных средств между всеми субъектами страны с целью последующего улучшения жизнедеятельности граждан. Государственный аппарат должен суметь распределить деньги таким образом, чтобы эта манипуляция была выгодной и для государства и для народа. Необходимо вести постоянный контроль за реализацией финансирования подобного плана и надзор за использованием денежных средств государственного бюджета.

Понятие бюджета чаще всего ассоциируется с каким-то огромным хранилищем с несметным количеством денег, принадлежащих государству, а правительство иногда снисходит до того, чтобы взять оттуда немного средств на социальные нужды, пенсии, строительство дорог и т.д. На самом деле бюджет государства - это документ . Самый важный финансовый документ страны, который представляет из себя комплекс финансовых смет всех государственных ведомств, служб, программ правительства и т.д. Эти сметы представляют из себя потребности страны, которые могут быть удовлетворены за счет государственной казны . Кроме того, там указаны также источники дохода страны: деньги ведь нужно откуда-то брать.

Формирование и утверждение государственного бюджета на следующий год называется бюджетный процесс .

В бюджетной системе Российской Федерации существуют три уровня бюджета :

  1. Федеральный бюджет (общегосударственный).
  2. Региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ).
  3. Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований - городов, сел, районных центров).

Роль кассы бюджета (того самого хранилища несметных богатств) играет государственное казначейство (в России - Федеральное казначейство ).

В том случае, когда доходы государственного бюджета превышают расходы, мы имеем дело с профицитом бюджета (бюджетным профицитом ). Если же наоборот (что нередко случается) - с дефицитом бюджета (бюджетным дефицитом ). При бюджетном дефиците в серьезных масштабах государство вынуждено идти на меры по урезанию бюджета, то есть сокращению расходов. Такой вид урезания называется «секвестр ».

Виды доходов и расходов государственного бюджета.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в казну в безвозмездном порядке согласно действующему законодательству.

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

  • налогов (основная статья дохода);
  • доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами);
  • доходы от имущества, принадлежащего государству (например, акции предприятий);
  • доходы целевых бюджетных фондов (пенсионные фонды, фонды социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования).

Расходы государственного бюджета - это финансовые вложения в обеспечение задач органов государственного и местного самоуправления. Виды расходов :

  1. Военные расходы.
  2. Экономические расходы.
  3. Социальные расходы (на социальные программы и нужды, например, пенсии и пособия).
  4. На внешнеполитическую деятельность (полет на самолете на заседание Совбеза ООН тоже не бесплатно обходится).
  5. На содержание аппарата управления (министрам тоже надо что-то кушать).

Объединение смет и бюджетов разного уровня заметно упрощается благодаря бюджетной классификации , то есть группировке доходов и расходов, а также источников финансирования. Этот вид классификации также помогает при анализе бюджетных статей, исполнении бюджета, выявлении возможного бюджетного профицита или дефицита. Эта классификация состоит из:

  • классификация доходов;
  • классификация расходов;
  • классификация ;
  • классификация операций сектора управления.

Упорядоченная система сбора и регистрации информации бюджетных активов и обязательств называется бюджетным учетом , который находится в ведении министерства финансов.